На что нацелены изменения закона

Ж/Д транспорт

Смогут ли изменения в законодательстве обеспечить рациональное использование инфраструктуры железных дорог?

Необходимость в регулировании порядка перевозки порожнего подвижного состава, вопросов нахождения порожнего подвижного состава на инфраструктуре железнодорожного транспорта назрела давно. Сложилась ситуация, при которой железная дорога выполняет функцию перевозчика, но, вместе с тем, ее задача сводится к тому, чтобы принять вагон по оформленным документам и доставить его на станцию назначения, предоставив услуги инфраструктуры и локомотивной тяги.

При этом подвижной состав является собственностью различных коммерческих организаций и находится в управлении компаний-операторов. Договорные отношения с грузоотправителями и схемы движения грузопотоков выстраивают именно компании-операторы, которые прежде всего руководствуются частными интересами и не всегда учитывают необходимость рационального использования железнодорожной инфраструктуры.

Существование большого количества операторов создает конкурентную среду на рынке соответствующих услуг и дает возможность грузоотправителям выбирать наиболее выгодные для них условия. Тем не менее, необходимо находить баланс между отдельными интересами операторов и более глобальными интересами обеспечения максимальной пропускной способности транспортных узлов. Остро этот вопрос стоит при взаимодействии железнодорожного и морского транспорта, которые должны обеспечивать наибольшую пропускную способность.

Елена Легашова, адвокат, руководитель практики международного торгового и таможенного права санкт-петербургского офиса Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

 

Законопроект дошел до Госдумы

Еще в 2012 году в ходе парламентских слушаний на тему «Об актуальных вопросах законодательного сопровождения современного этапа реформы железнодорожного транспорта» начальник Управления контроля транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы РФ Д.А.Рутенберг отмечал, что рынок грузовых перевозок железнодорожным транспортом общего пользования характеризуется как монопольный, поскольку РЖД (перевозчик) как субъект естественной монополии занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, и что на текущий момент конкурентные отношения сложились в основном в части предоставления различными хозяйствующими субъектами подвижного состава под перевозку грузов железнодорожным транспортом.

По его словам, как показывает практика, железнодорожный транспорт общего пользования испытывает сложности в процессах оперативного согласования действий многочисленных хозяйствующих субъектов, взаимодействующих на товарных рынках в данной сфере, перейдя в ходе своего реформирования к системе горизонтальных хозяйственных связей при наличии существенных пробелов в нормативно-правовой базе.

«Пока не созданы условия конкуренции перевозчиков, необходимо обеспечение недискриминационного доступа к железнодорожным перевозкам. Возможно поэтапное прекращение государственного регулирования тарифов на грузовые перевозки в конкурентных секторах и формирование тарифных условий для заключения долгосрочных договоров на перевозки, – подчеркивал Д.А.Рутенберг. – Ну и также создание коммерческой инфраструктуры рынка грузовых железнодорожных перевозок в целях установления взаимодействия хозяйствующих субъектов – участников товарных рынков в данной сфере и согласования процедуры взаимодействия на основе рыночных методов».

Значительный шаг на пути разрешения проблем взаимодействия операторов подвижного состава и владельцев инфраструктуры был сделан в ноябре 2013 года с принятием Государственной Думой РФ в первом чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». В настоящее время ведется работа по доработке законопроекта.

Изменения, предлагаемые в законопроекте, как раз призваны обеспечить рациональное использование железнодорожной инфраструктуры путем регулирования вопросов перегона и стоянки порожнего подвижного состава.

Разработчики законопроекта отмечают в пояснительной записке, что отсутствие в действующем законодательстве обязанности владельцев вагонов оплачивать занятие путей общего пользования свыше нормативного времени порождает проблему занятия железнодорожной и портовой инфраструктуры вагонами, не участвующими в перевозочном процессе, в связи с чем создается дефицит провозных мощностей и осложнен пропуск груженого железнодорожного транспорта главным образом в крупные портовые транспортные узлы. А как следствие, увеличиваются сроки доставки грузов и соответствующие расходы.

 

Изменения в устав

Основные изменения вносятся в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав), который регулирует отношения между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

Положения Устава, регулирующие отношения, связанные с перевозкой грузов, если прямо не исключено, будут применяться к отношениям, связанным с перевозкой не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов и контейнеров.

Законопроектом вводится понятие «оператор», – оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров, – которым является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по предоставлению этого железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом юридическим или физическим лицам.

Для согласования перевозки порожних грузовых вагонов отправитель до предъявления к перевозке данных вагонов должен будет представить перевозчику запрос на перевозку порожних грузовых вагонов, а перевозчик должен будет согласовать запрос с владельцем инфраструктуры. При этом владелец инфраструктуры сможет отказать в согласовании запроса только по основаниям, предусмотренным для отказа в согласовании заявки.

Владелец инфраструктуры имеет право отказать перевозчику в согласовании заявки в случае:

-         отсутствия между ними договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры;

-         отказа организаций смежных видов транспорта в согласовании заявки;

-         отказа железных дорог иностранных государств в согласовании заявки;

-         отказа других владельцев инфраструктур в согласовании заявки;

-         введения согласно статье 29 Устава прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования грузов;

-         обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки;

-         в ином случае, предусмотренном Уставом, иными нормативными правовыми актами.

Перевозчик, в свою очередь, также сможет отказать в согласовании запроса в ограниченном перечне случаев, среди которых – отказ владельца инфраструктуры в согласовании запроса; обоснованное отсутствие технических и технологических возможностей осуществления перевозки порожнего грузового вагона и др.

Перечень критериев технических и технологических возможностей, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры законным основанием для отказа в согласовании, должен утверждаться федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Возможно, будет применяться действующий на сегодняшний день Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов, утвержденный Приказом Минтранса России от 06.09.2010 г. №192 (ред. от 20.12.2013 г.).

Важно, чтобы установленные критерии исключали возможность злоупотребления правом на согласование.

Законопроектом также распределена ответственность между перевозчиком и владельцем вагонов и контейнеров, подаваемых под погрузку, в случае их непригодности. Ответственность распределяется следующим образом: при невыполнении перевозчиком заявки по причине технической неисправности и (или) непригодности для перевозки конкретного груза подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, перевозчик освобождается от ответственности по ст. 94 Устава за невыполнение такой заявки.

Законопроект, в частности, закрепляет принцип платности занятия инфраструктуры общего пользования сверх нормативного времени; увеличивается ответственность пользователей услугами железнодорожного транспорта за обеспечение своевременной уборки с путей общего пользования порожних вагонов после выгрузки; устанавливаются особенности перевозок порожних вагонов.

Планируемые изменения приведут к увеличению стоимости перевозки порожних вагонов. Размер платы, предполагается, будет определяться соглашением сторон, если иное не будет предусмотрено законодательством РФ.

Вполне очевидно, что компании-операторы подвижного состава не заинтересованы во введении такой  дополнительной платы и обязанностей. Но исключение в данном случае – операторы морских терминалов: такие меры в их интересах, поскольку они не имеют правовых рычагов влияния на владельцев вагонов (операторов подвижного состава) и грузовладельцев, которые своевременно не убирают порожние вагоны из портов и станций разгрузки, что приводит к известным заторам на подъездных путях.

 

Учесть интересы и портовых операторов

Перевозка внешнеторговых грузов по железным дорогам с перевалкой в морских портах требует слаженности и взаимодействия всех участников перевозочного процесса в смешанных международных сообщениях. Диалог между ОАО «РЖД» и портами о поисках форм взаимодействия ведется уже много лет.

Вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов, выступая в прошлом году на конференции «Взаимодействие ОАО «РЖД» с морскими портами и развитие смешанных сообщений», подчеркнул, что для освоения возросшего грузопотока в направлении морских портов необходимо развивать не только железнодорожную, но и портовую инфраструктуру и находить комплексное решение имеющихся проблем.

Он, в частности, сказал: «Так, эффективной работе целого ряда портов препятствуют такие негативные факторы, как ограниченность перерабатывающей способности, отсутствие дополнительных мощностей терминалов по перевалке грузов с одного вида транспорта на другой, необеспечение требований по сохранности грузов и подвижного состава, «затаривание» припортовых станций как гружеными, так и порожними вагонами. В целях увеличения пропускных способностей в направлении основных портов России ОАО «РЖД» приступило к реализации инфраструктурных проектов, которые предполагают строительство дополнительных главных путей, удлинение станционных приемо-отправочных путей, а также создание сети терминально-логистических центров на территории России».

Вместе с тем, идет работа над совершенствованием законодательства. Однако, на наш взгляд, предлагаемые изменения в законопроекте в большей степени будут не выгодны средним компаниям-операторам подвижного состава, которые готовы были нести расходы по перегону порожних вагонов или ожиданию их погрузки в целях исполнения отдельных выгодных контрактов. ОАО «РЖД» видит здесь решение вопроса в передаче отдельными операторами своего парка вагонов в управление ОАО «РЖД».

Сегодня важно, чтобы разногласия между владельцами инфраструктуры и операторами не привели к затягиванию или остановке нормотворческого процесса и, соответственно, к невозможности регулирования порядка взаимодействия и распределения ответственности между всеми участниками перевозочного процесса.

Цель законопроекта и дальнейшего нормотворчества – отрегулировать систему таким образом, чтобы все были заинтересованы в сокращении времени простоя вагонов, исключении встречного пробега порожних вагонов и т.д., и, ориентируясь на это, выстраивали бы взаимоотношения между собой как равноправные партнеры.

На первый взгляд, может показаться, что эта цель соответствует только интересам ОАО «РЖД». Однако, понятные для всех участников нормы и правила не только повышают уровень взаимодействия между ними, но и ускоряют прохождение грузов в транспортных узлах, создают привлекательные условия для внешнеторговых операций, приводят к увеличению объема обрабатываемых грузов, а значит, в результате, выгодны всем сторонам.

Насколько предлагаемые законодательные инициативы будут эффективны на практике – покажет время, но если применительно к морским портам это приведет к упорядочению и эффективному использованию железнодорожной инфраструктуры, а как следствие, к увеличению объема перевалки грузов – значит, цель будет достигнута.

 

Морские порты №5 (2014)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

На дне Черного моря нашли торпедный катер времен Великой Отечественной войны

На дне Черного моря нашли торпедный катер времен Великой Отечественной войны Экспедиция Минобороны России обнаружила в акватории Чёрного моря у мыса Панагия торпедный катер «AКA...

Буксир «МБ-348» затонул в бухте Ольга Приморского края

Буксир «МБ-348» затонул в бухте Ольга Приморского края В районе морского терминала Светлое бухта Ольга Приморского края буксир «МБ-348» во время проведения...

Российская экономика

Бензин в России за неделю подорожал на 3 копейки, дизтопливо - на 2 копейки

Бензин в России за неделю подорожал на 3 копейки, дизтопливо - на 2 копейки Средние потребительские цены на бензин в России за прошедшую неделю - с 10 по 16 июля - выросли на 3...

Грузооборот транспорта в России в первом полугодии вырос на 7,3% - Росстат

Грузооборот транспорта в России в первом полугодии вырос на 7,3% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - июне 2017 года вырос на 7,3% по сравнению с показател...

Транспортная политика

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков Госдума приняла в третьем чтении закон, совершенствующий процедуру обязательного страхования ответст...

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту 19 июля 2017 года подписанием протокола завершилось заседание Рабочей группы по морскому и речному т...

Морские порты

Суд поддержал Новороссийский морской торговый порт в споре с ФАС о монопольных ценах

Суд поддержал Новороссийский морской торговый порт в споре с ФАС о монопольных ценах Арбитражный суд Москвы признал недействительным решение Федеральной антимонопольной службы России по...

Контейнерооборот порта Роттердам в I полугодии вырос на 9%

Контейнерооборот порта Роттердам в I полугодии вырос на 9% Контейнерооборот крупнейшего порта Европы Роттердама за первые шесть месяцев 2017 года вырос на 9,3&...




Морской транспорт

Росатомфлот продлит сроки эксплуатации существующих ледоколов

Росатомфлот продлит сроки эксплуатации существующих ледоколов Перенос сроков ввода новых ледоколов был компенсирован продлением сроков эксплуатации существующих с...

Росатом введет дополнительный контроль соблюдения графика строительства атомного ледокола «Арктика»

Росатом введет дополнительный контроль соблюдения графика строительства атомного ледокола «Арктика» Госкорпорация «Росатом» как заказчик атомного ледокола «Арктика» готова ввести дополнительные меры к...

Речной транспорт

Судно проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечивает переправу через реку Озерная в Камчатском крае

Судно проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечивает переправу через реку Озерная в Камчатском крае Как сообщает официальный сайт Камчатского края, судно снабжения проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечив...

«Красное Сормово» спустило на воду первый танкер-химовоз нового поколения

«Красное Сормово» спустило на воду первый танкер-химовоз нового поколения Первое судно серии из пяти танкеров-химовозов по новому проекту RST27М спустили на воду на территори...

Ж/Д транспорт

Группа ИСТ снизила долю в «Объединенной вагонной компании» до 14,33%

Группа ИСТ снизила долю в «Объединенной вагонной компании» до 14,33% ICT Holding Ltd снизил долю в «Объединенной вагонной компании» (ОВК) с 25,05% до 14,33&#...

ФГК и УВЗ приступили к разработке платформы для контрейлерных перевозок

ФГК и УВЗ приступили к разработке платформы для контрейлерных перевозок АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) приступило к проектированию универсального контрейл...

Авто транспорт

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля Министерство транспорта РФ подготовило законопроект, регулирующий работу автоматизированной системы ...

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум Никаких специальных ограничений для автотранспорта, например, по нагрузке на ось или перевозке опасн...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг Общее собрание компаний – членов Российской палаты судоходства состоялось 15 марта в Москве в зале к...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...