На что нацелены изменения закона

Ж/Д транспорт

Смогут ли изменения в законодательстве обеспечить рациональное использование инфраструктуры железных дорог?

Необходимость в регулировании порядка перевозки порожнего подвижного состава, вопросов нахождения порожнего подвижного состава на инфраструктуре железнодорожного транспорта назрела давно. Сложилась ситуация, при которой железная дорога выполняет функцию перевозчика, но, вместе с тем, ее задача сводится к тому, чтобы принять вагон по оформленным документам и доставить его на станцию назначения, предоставив услуги инфраструктуры и локомотивной тяги.

При этом подвижной состав является собственностью различных коммерческих организаций и находится в управлении компаний-операторов. Договорные отношения с грузоотправителями и схемы движения грузопотоков выстраивают именно компании-операторы, которые прежде всего руководствуются частными интересами и не всегда учитывают необходимость рационального использования железнодорожной инфраструктуры.

Существование большого количества операторов создает конкурентную среду на рынке соответствующих услуг и дает возможность грузоотправителям выбирать наиболее выгодные для них условия. Тем не менее, необходимо находить баланс между отдельными интересами операторов и более глобальными интересами обеспечения максимальной пропускной способности транспортных узлов. Остро этот вопрос стоит при взаимодействии железнодорожного и морского транспорта, которые должны обеспечивать наибольшую пропускную способность.

Елена Легашова, адвокат, руководитель практики международного торгового и таможенного права санкт-петербургского офиса Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

 

Законопроект дошел до Госдумы

Еще в 2012 году в ходе парламентских слушаний на тему «Об актуальных вопросах законодательного сопровождения современного этапа реформы железнодорожного транспорта» начальник Управления контроля транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы РФ Д.А.Рутенберг отмечал, что рынок грузовых перевозок железнодорожным транспортом общего пользования характеризуется как монопольный, поскольку РЖД (перевозчик) как субъект естественной монополии занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, и что на текущий момент конкурентные отношения сложились в основном в части предоставления различными хозяйствующими субъектами подвижного состава под перевозку грузов железнодорожным транспортом.

По его словам, как показывает практика, железнодорожный транспорт общего пользования испытывает сложности в процессах оперативного согласования действий многочисленных хозяйствующих субъектов, взаимодействующих на товарных рынках в данной сфере, перейдя в ходе своего реформирования к системе горизонтальных хозяйственных связей при наличии существенных пробелов в нормативно-правовой базе.

«Пока не созданы условия конкуренции перевозчиков, необходимо обеспечение недискриминационного доступа к железнодорожным перевозкам. Возможно поэтапное прекращение государственного регулирования тарифов на грузовые перевозки в конкурентных секторах и формирование тарифных условий для заключения долгосрочных договоров на перевозки, – подчеркивал Д.А.Рутенберг. – Ну и также создание коммерческой инфраструктуры рынка грузовых железнодорожных перевозок в целях установления взаимодействия хозяйствующих субъектов – участников товарных рынков в данной сфере и согласования процедуры взаимодействия на основе рыночных методов».

Значительный шаг на пути разрешения проблем взаимодействия операторов подвижного состава и владельцев инфраструктуры был сделан в ноябре 2013 года с принятием Государственной Думой РФ в первом чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». В настоящее время ведется работа по доработке законопроекта.

Изменения, предлагаемые в законопроекте, как раз призваны обеспечить рациональное использование железнодорожной инфраструктуры путем регулирования вопросов перегона и стоянки порожнего подвижного состава.

Разработчики законопроекта отмечают в пояснительной записке, что отсутствие в действующем законодательстве обязанности владельцев вагонов оплачивать занятие путей общего пользования свыше нормативного времени порождает проблему занятия железнодорожной и портовой инфраструктуры вагонами, не участвующими в перевозочном процессе, в связи с чем создается дефицит провозных мощностей и осложнен пропуск груженого железнодорожного транспорта главным образом в крупные портовые транспортные узлы. А как следствие, увеличиваются сроки доставки грузов и соответствующие расходы.

 

Изменения в устав

Основные изменения вносятся в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав), который регулирует отношения между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

Положения Устава, регулирующие отношения, связанные с перевозкой грузов, если прямо не исключено, будут применяться к отношениям, связанным с перевозкой не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов и контейнеров.

Законопроектом вводится понятие «оператор», – оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров, – которым является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по предоставлению этого железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом юридическим или физическим лицам.

Для согласования перевозки порожних грузовых вагонов отправитель до предъявления к перевозке данных вагонов должен будет представить перевозчику запрос на перевозку порожних грузовых вагонов, а перевозчик должен будет согласовать запрос с владельцем инфраструктуры. При этом владелец инфраструктуры сможет отказать в согласовании запроса только по основаниям, предусмотренным для отказа в согласовании заявки.

Владелец инфраструктуры имеет право отказать перевозчику в согласовании заявки в случае:

-         отсутствия между ними договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры;

-         отказа организаций смежных видов транспорта в согласовании заявки;

-         отказа железных дорог иностранных государств в согласовании заявки;

-         отказа других владельцев инфраструктур в согласовании заявки;

-         введения согласно статье 29 Устава прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования грузов;

-         обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки;

-         в ином случае, предусмотренном Уставом, иными нормативными правовыми актами.

Перевозчик, в свою очередь, также сможет отказать в согласовании запроса в ограниченном перечне случаев, среди которых – отказ владельца инфраструктуры в согласовании запроса; обоснованное отсутствие технических и технологических возможностей осуществления перевозки порожнего грузового вагона и др.

Перечень критериев технических и технологических возможностей, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры законным основанием для отказа в согласовании, должен утверждаться федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Возможно, будет применяться действующий на сегодняшний день Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов, утвержденный Приказом Минтранса России от 06.09.2010 г. №192 (ред. от 20.12.2013 г.).

Важно, чтобы установленные критерии исключали возможность злоупотребления правом на согласование.

Законопроектом также распределена ответственность между перевозчиком и владельцем вагонов и контейнеров, подаваемых под погрузку, в случае их непригодности. Ответственность распределяется следующим образом: при невыполнении перевозчиком заявки по причине технической неисправности и (или) непригодности для перевозки конкретного груза подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, перевозчик освобождается от ответственности по ст. 94 Устава за невыполнение такой заявки.

Законопроект, в частности, закрепляет принцип платности занятия инфраструктуры общего пользования сверх нормативного времени; увеличивается ответственность пользователей услугами железнодорожного транспорта за обеспечение своевременной уборки с путей общего пользования порожних вагонов после выгрузки; устанавливаются особенности перевозок порожних вагонов.

Планируемые изменения приведут к увеличению стоимости перевозки порожних вагонов. Размер платы, предполагается, будет определяться соглашением сторон, если иное не будет предусмотрено законодательством РФ.

Вполне очевидно, что компании-операторы подвижного состава не заинтересованы во введении такой  дополнительной платы и обязанностей. Но исключение в данном случае – операторы морских терминалов: такие меры в их интересах, поскольку они не имеют правовых рычагов влияния на владельцев вагонов (операторов подвижного состава) и грузовладельцев, которые своевременно не убирают порожние вагоны из портов и станций разгрузки, что приводит к известным заторам на подъездных путях.

 

Учесть интересы и портовых операторов

Перевозка внешнеторговых грузов по железным дорогам с перевалкой в морских портах требует слаженности и взаимодействия всех участников перевозочного процесса в смешанных международных сообщениях. Диалог между ОАО «РЖД» и портами о поисках форм взаимодействия ведется уже много лет.

Вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов, выступая в прошлом году на конференции «Взаимодействие ОАО «РЖД» с морскими портами и развитие смешанных сообщений», подчеркнул, что для освоения возросшего грузопотока в направлении морских портов необходимо развивать не только железнодорожную, но и портовую инфраструктуру и находить комплексное решение имеющихся проблем.

Он, в частности, сказал: «Так, эффективной работе целого ряда портов препятствуют такие негативные факторы, как ограниченность перерабатывающей способности, отсутствие дополнительных мощностей терминалов по перевалке грузов с одного вида транспорта на другой, необеспечение требований по сохранности грузов и подвижного состава, «затаривание» припортовых станций как гружеными, так и порожними вагонами. В целях увеличения пропускных способностей в направлении основных портов России ОАО «РЖД» приступило к реализации инфраструктурных проектов, которые предполагают строительство дополнительных главных путей, удлинение станционных приемо-отправочных путей, а также создание сети терминально-логистических центров на территории России».

Вместе с тем, идет работа над совершенствованием законодательства. Однако, на наш взгляд, предлагаемые изменения в законопроекте в большей степени будут не выгодны средним компаниям-операторам подвижного состава, которые готовы были нести расходы по перегону порожних вагонов или ожиданию их погрузки в целях исполнения отдельных выгодных контрактов. ОАО «РЖД» видит здесь решение вопроса в передаче отдельными операторами своего парка вагонов в управление ОАО «РЖД».

Сегодня важно, чтобы разногласия между владельцами инфраструктуры и операторами не привели к затягиванию или остановке нормотворческого процесса и, соответственно, к невозможности регулирования порядка взаимодействия и распределения ответственности между всеми участниками перевозочного процесса.

Цель законопроекта и дальнейшего нормотворчества – отрегулировать систему таким образом, чтобы все были заинтересованы в сокращении времени простоя вагонов, исключении встречного пробега порожних вагонов и т.д., и, ориентируясь на это, выстраивали бы взаимоотношения между собой как равноправные партнеры.

На первый взгляд, может показаться, что эта цель соответствует только интересам ОАО «РЖД». Однако, понятные для всех участников нормы и правила не только повышают уровень взаимодействия между ними, но и ускоряют прохождение грузов в транспортных узлах, создают привлекательные условия для внешнеторговых операций, приводят к увеличению объема обрабатываемых грузов, а значит, в результате, выгодны всем сторонам.

Насколько предлагаемые законодательные инициативы будут эффективны на практике – покажет время, но если применительно к морским портам это приведет к упорядочению и эффективному использованию железнодорожной инфраструктуры, а как следствие, к увеличению объема перевалки грузов – значит, цель будет достигнута.

 

Морские порты №5 (2014)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Транспортный потенциал Архангельской области

Транспортный потенциал Архангельской области Архангельский транспортный узел адаптируется к новым условиям рынка внутрироссийских и международных...

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России Судно признано бесхозным, в связи с этим конфисковано у физического лица

Российская экономика

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета В документе СП говорится о нарушении порядка формирования обоснований прогноза поступлений доходов и...

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9%

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9% Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 21,8% - до 27,9 млрд. т-км, внутр...

Транспортная политика

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению В заседании Подкомиссии по морскому, речному транспорту и портовой индустрии приняли участие предста...

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г.

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г. Поправки в законодательство предусматривают закрепление за судами, плавающими под флагом Российской ...

Морские порты

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла Создание МТУ предполагает строительство угольного терминала Лавна, новой железной дороги на западном...

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября Навигация открылась в Амдерме 31 июля. Удаленный морской терминал «Амдерма» входит в состав морского...




Морской транспорт

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США Мероприятие прошло при поддержке компаний «Совкомфлот», «Транснефть» и Chevron, его центральной темо...

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях Лауреаты 2018 Lloyd’s List Global Awards будут объявлены 11 декабря на торжественной церемонии в Лон...

Речной транспорт

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году Судно предназначено для использования на озерах, водохранилищах, магистральных реках и в прибрежной ...

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается В ЕЭК считают, что до конца 2018 г. Соглашению будет дан старт.

Ж/Д транспорт

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом Чистая прибыль РЖД по РСБУ в 2017 г. выросла в 2,7 раза - до 17,5 млрд. руб.

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии Со своей дочерней компанией «Элтеза» «Российские железные дороги» уже принимают участие в модернизац...

Авто транспорт

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб.

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб. Правительство РФ планирует поддержать создание необходимой инфраструктуры в Шерегеше, региону необхо...

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог На сегодняшний день выполнено порядка 80% работ на сумму более 935 млн. рублей.

Аналитика

Транспортная политика

Ратифицировать нельзя отказаться

Ратифицировать нельзя отказаться Более четверти века назад, 1 июня 1990 года в Вашингтоне министром иностранных дел СССР и госсекрета...

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Морские порты

Динамика развития в безопасных условиях

Динамика развития в безопасных условиях Сегодня развитие Дальнего Востока России – одно из приоритетных направлений деятельности федеральног...

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Морской транспорт

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...