Порты Крыма: состояние и перспективы - Морские вести России

Порты Крыма: состояние и перспективы

14.01.2015

Морские порты

С принятием Крыма в состав России наша страна получила в распоряжение пять новых морских портов – Керченский, Севастопольский, Феодосийский, Евпаторийский и Ялтинский. Государственная стратегия дальнейшего развития этих портов пока не определена – работа в этом направлении только началась. Вместе с тем, очевидно, что новый статус крымских портов не только создаст для них самих новые условия работы и изменит приоритеты их развития, но и заставит пересмотреть транспортную стратегию всего Азово-Черноморского бассейна.

Галина Музлова

Портовая составляющая морского транспорта Крыма представлена пятью портами в городах Феодосия, Керчь, Евпатория, Ялта и Севастополь. Преимущественно это морские торговые порты, но в Севастополе и Керчи также есть морские рыбные порты. Имущественные комплексы этих предприятий сегодня национализированы, переданы в собственность Республики Крым, в собственность специально созданного государственного предприятия «Крымские морские порты».

Согласно официальной статистике Администрации морских портов Украины, суммарный грузооборот пяти морских портов Крымского полуострова в 2013 году составил 11,3 млн тонн, что эквивалентно 8% грузооборота морских портов Украины и 2% грузооборота морских портов России.

Наиболее значительными мощностями по перевалке грузов обладают Керчь и Севастополь: в 2013 году на них приходилось почти 70% грузооборота портов полуострова. Что касается динамики грузооборота этих портов в 2012-2013 годах, то она была в основном отрицательной, за исключением Евпаторийского порта, который продемонстрировал небольшой рост.

 

Не в авангарде грузовых перевозок

В отличие от давних времен, когда Крым играл важнейшую роль в морских перевозках в Азово-Черноморском бассейне, порты республики в составе СССР, а затем Украины не были приоритетными в плане развития грузовых перевозок. В советское время в главном «курорте» страны акцент делался на сегменте пассажирских перевозок (были построены морские вокзалы, запущены регулярные рейсы пассажирских судов в порты Украинской ССР и союзных республик, имевших выход к Черному морю), а также на военно-морском флоте, базировавшемся в Севастополе.

В постсоветское время пассажирские морские перевозки на Черном море и в России, и в Крыму фактически перестали существовать. Пассажирооборот в Крыму сократился на порядки: например, в порту Евпатория внутренние пассажирские перевозки снизились более чем в 5 раз, и развитие грузоперевозок опять же не получило существенных стимулов к развитию.

В масштабах СССР главный акцент когда-то был сделан на развитии портов Одесса, Ильичевск и Николаев, которые после развала Союза стали «морскими воротами» Украины, а порты Крыма снова оказались на втором плане. Не помогла им ни принятая на государственном уровне в 2006 году «Программа развития национальной сети международных транспортных коридоров в Украине на 2006-2010 года», ни региональные программы экономического развития Автономной республики Крым (АРК).

Как считают украинские эксперты, низкая эффективность реализации программ была обусловлена недостаточным притоком инвестиций, связанным с неблагоприятным инвестиционным климатом и АРК, и Украины в целом.

 

Изменение грузопотоков

В 2013 году на транзит, который составляли в основном российские грузы, приходилось 43% грузооборота крымских портов. Половина транзитных грузов полуострова шла через Керчь (транзит составлял 87% грузооборота порта), куда удобно подвозить грузы по Керченской паромной переправе, либо перегружать на рейде с малотоннажных судов на более крупные.

Существенная доля транзитных грузов была характерна и для порта Феодосия (78%). Севастополь, наоборот, ориентировался в основном на украинский экспорт (90% грузооборота), а в Ялтинском порту весь грузооборот формировали каботажные (внутренние) перевозки.

Сложившиеся различия в структуре грузопотоков существенно повлияют на дальнейшее развитие этих портов. Поскольку с присоединением Крыма российский транзит крымских портов автоматически становится российским экспортом, то можно предположить, что грузооборот Керчи и Феодосии пострадает в меньшей степени, тогда как Севастополь будет вынужден существенно изменить структуру грузов. Эти изменения будут продиктованы прежде всего стремлением Украины перевести свои экспортные грузы в собственные порты.

Такая тенденция уже обозначилась в сегменте зерновых грузов: с марта 2014 года Украина приостановила отправки зерна через крымские порты и заявила о намерении в самое ближайшее время перераспределить эти грузопотоки на Николаев, Херсон и порты Азовского моря.

Помимо этого изменения в структуре грузооборота будут происходить и под влиянием новых условий доставки грузов, идущих с материковой Украины – как транзитных, так и внутренних. Уже сейчас эксперты прогнозируют рост стоимости доставки этих грузов в Крым из-за появления таможни, увеличения сроков прохождения границ, роста тарифов на железнодорожные перевозки и других факторов – вплоть до возможных целенаправленных действий Украины по снижению конкурентоспособности портов полуострова административными действиями и тарифной политикой.

«Перевозчики опасаются ужесточения мер со стороны Украины по транзитным грузам и заранее страхуются, – говорит Евгений Пятачев, начальник администрации Евпаторийского морского порта. – Так, уже в марте перевозчики, которые долгое время работали через порт Евпатория, начали переговоры о возможностях перевалки грузов с портами континентальной Украины – Скадовском и Ильичевском».

Невольно возникает аналогия с удорожанием доставки грузов в порт Калининград по причине особых условий транзита через Литву и, как следствие, снижением конкурентоспособности этого порта по сравнению с другими российскими портами Балтийского моря. Однако в отличие от Калининграда, в порты Крыма грузы могут доставляться и другим путем, минуя территорию другого государства – через Керченский пролив.

 

Мост преткновения

В настоящее время доставка грузов на полуостров происходит с помощью паромной переправы, что ограничивает рост грузопотока по этому маршруту, а следовательно, и возможности развития портов в новых условиях. Получается, что портовые мощности Крыма будут актуальными для России лишь при условии развития современного переправочного комплекса через Керченский пролив.

«Неважно, будет это мост или подводный туннель, главное, чтобы между Крымом и Кавказом появилось сообщение с более мощной подходной железной дорогой, – говорит руководитель проектов ООО «Морское строительство и технологии» Софья Каткова. – Если будет обеспечена необходимая пропускная способность для грузов, то будут прирастать, развиваться и перевалочные мощности в портах Крыма».

По словам эксперта, на сегодняшний день железнодорожная линия, ведущая из Краснодара к портам Таманского полуострова, выглядит лучше всех остальных транспортных линий южного направления, и это уже хороший задел для развития портов Крыма. Осталось только обеспечить достаточную мощность железнодорожных подходов к крымским портам.

«На сегодняшний день практически нет сомнений, что это будет сделано в самое ближайшее время», – убеждена С.Каткова.

Судя по активизации подготовки к строительству перехода через Керченский пролив на высшем государственном уровне, сомнений в реализации проекта, который до этого несколько лет лишь обсуждался, на сегодняшний день, действительно, почти не возникает. Уже определен подрядчик на разработку ТЭО и инженерные изыскания, заявлена готовность выделить необходимые средства на строительство перехода из госбюджета (порядка 50 млрд рублей). Если всё пойдет, как запланировано, то строительство моста начнется в 2015 году.

Вместе с тем, некоторые сомнения у экспертов вызывает заявляемый сегодня Минтрансом России период строительства моста – от 2 до 3,5 лет. «Реализация проектов такого масштаба подобна беременности – есть процессы, рассчитанные на определенный срок, которые никак нельзя физически обойти или ускорить, – объясняет Александр Головизнин, директор направления «Логистические и аналитические исследования» ООО «Морстройтехнология».

По его оценкам, нормальный (в данном случае – максимально быстрый) срок от начала проектирования до ввода в эксплуатацию моста через Керченский пролив составит 5 лет, а при личном контроле представителей высших органов власти – 4 года.

«За это время действующие терминалы портов Крыма, в частности, Севастополя, с большой вероятностью потеряют украинские грузы (или, по крайней мере, их значительную часть), что вряд ли пойдет на пользу дальнейшему развитию этих мощностей», – полагает А.Головизнин.

Впрочем, есть и другое мнение. Так, Александр Васильев, директор по науке Института исследований мостов и других инженерных сооружений (ИМИДИС), полагает, что построить мост через Керченский пролив в указанные сжатые сроки при наличии сил, средств и необходимого финансирования вполне реально. «У России уже есть опыт быстрого строительства мостов. В частности, Русский мост, который по конструкции гораздо сложнее будущего моста через Керченский пролив, был построен менее чем за 4 года», – говорит А.Васильев.

По его прогнозам, около года займет стадия проектирования, и от 2 до 3 лет – в зависимости от того, какая инженерная конструкция моста будет выбрана – непосредственно стадия строительства. А при условии начала строительства до завершения проектных работ, что в настоящее время практикуется довольно часто, срок реализации данного проекта можно дополнительно сократить.

 

Будущее развитие – за счет российских грузов и инвестиций

Окончательные сроки строительства моста через Керченский пролив будут ясны к ноябрю 2014 года (на этапе завершения разработки ТЭО), и пока этот объект нельзя рассматривать как стимул для развития портов полуострова. Но уже сегодня представители крымских портов видят другие благоприятные факторы для развития портовых мощностей. Это, в частности, ожидаемый приток российских инвестиций и появление более прозрачных условий хозяйствования.

По мнению начальника администрации Евпаторийского морского порта Евгения Пятачева, порт Евпатория получит возможности для развития сразу по нескольким направлениям. Во-первых, появится возможность увеличить грузооборот. Сейчас этот порт специализируется на перевалке автотранспорта, который перевозится судами типа ро-ро: в 2013 году через Евпаторию прошла практически половина украинского грузопотока автотранспорта, порт стал лидером страны в этом сегменте. По итогам прошлого года загрузка по судам типа ро-ро была близка к максимуму: порт обработал 903 тыс. тонн грузов (22-23 судна в месяц), в то время как максимальная мощность составляет 1-1,1 млн тонн.

«Дальнейшее увеличение грузопотока по этому виду грузов в последнее время сдерживали технические возможности порта – особенности причала позволяли принимать единовременно только одно судно, – объясняет Е.Пятачев. – Однако в составе «Росморпорта» мы получим возможность провести дноуглубительные работы, что позволит задействовать еще один причал и принимать одновременно 2 судна, а это даст рост грузооборота на 40-50%, то есть до 1,5 млн тонн в год».

Во-вторых, Евпатория рассчитывает на возобновление добычи песка на озере Донузлав. Добыча песка велась в порту много лет и в отдельные годы достигала показателя 1 млн тонн. Песок высокого качества был основным грузом порта и приносил ему до 80% годового дохода. Два года назад добыча песка была приостановлена по причинам, не связанным с бизнесом. По мнению начальника администрации порта, сейчас у Евпатории появился шанс вновь получить разрешение на этот вид деятельности и возобновить работу в этом направлении.

В-третьих, порт рассчитывает на то, что проект по переводу грузового потока из Евпаторийского морского торгового порта на косу Южное озеро Донузлав, который много лет лишь обсуждался, в новых условиях, наконец, будет реализован. «Мы предполагаем, что на озере Донузлав будет создан большой современный комплекс, который будет включать контейнерный терминал и терминал ро-ро. Для этого необходимы инвестиции, и сейчас есть основание полагать, что к нам они могут прийти», – говорит Е.Пятачев.

Этот проект позволил бы высвободить причалы в Евпатории для пассажирских перевозок, объем которых, тоже может возрасти – в-четвертых. Сейчас пассажиропоток в  Евпатории составляет 50-60 тыс. человек за сезон, но, по мнению начальника администрации порта, его вполне возможно увеличить до 100 тыс. человек, и этому будет способствовать механизм государственно-частного партнерства.

«В предыдущие годы не было возможности развития государственно-частного партнерства в этом направлении. Суда неоднократно пытались передать в чартер, но для этого требовалось согласование с Министерством инфраструктуры в Киеве, которое невозможно было получить. Сейчас взаимодействовать с частными партнерами будет проще, появится возможность улучшить состояние судов, а значит, увеличить перевозки пассажиров», – поясняет Е.Пятачев.

 

Пересмотреть транспортную стратегию всего региона

Безусловно, превращение портов Крыма из украинских в российские неизбежно отразится и на развитии портов Краснодарского края. Например, из-за появления прилегающей российской территории с дополнительными газовыми терминалами существенно изменится положение порта Тамань. Если раньше этот порт был единственным на Черном море, переваливающим сжиженный газ, то сейчас помимо него на российской территории оказалось ещё 4 терминала в порту Керчь, ориентированные на казахский и российский транзит газа.

«Новый статус портов Крыма усиливает конкуренцию в сегменте перевалки сжиженного газа между портами юга России, но одновременно увеличивает общие мощности по перевалке газа на южном направлении. В целом всё это можно рассматривать как позитивный допинг для развития этого сегмента», – считает С.Каткова.

В новых условиях ЗАО «Таманьнефтегаз», скорее всего, придется пересмотреть стратегию развития своего газового терминала. «Ранее компания декларировала планы по установке изотерм, организации дополнительного вида хранения газа в порту и даже, пользуясь монопольным положением, планировала совместить перевалку газа и его продажу зарубежным потребителям. Очевидно, что сейчас эти планы придется существенно корректировать», – отмечает эксперт.

Конечно, речь идет не только о стратегиях частных компаний, но и о стратегии государства. В марте Минтранс России уже озадачился вопросом интеграции транспортной системы полуострова в российскую и с этой целью организовал работу специальной делегации в Крыму.

Как пояснили в Минтрансе, речь пока идет о формировании нормативных правовых основ функционирования транспортного комплекса полуострова, и до решения всех юридических вопросов, связанных с вхождением Крыма в состав России, комментарии по экономическим вопросам преждевременны.

Однако уже сегодня очевидно, что появление новых портов в составе России заставит профильные министерства и ведомства не только выработать стратегию развития этих портов, но и пересмотреть существующую стратегию развития всего транспортного комплекса Азово-черноморского региона страны.

Какие преимущества в развитии получат порты Крыма по сравнению с другими портами Азово-Черноморского бассейна России, во многом будет зависеть именно от стратегии государства. «Сейчас существенных стратегических преимуществ у Севастополя по сравнению с российскими черноморскими портами не наблюдается, но при большом желании государство может создать их искусственно, опять же, после того, как будет построен мост через Керченский пролив, – рассуждает А.Головизнин. – Например, можно дать исключительный железнодорожный тариф, обнулить налоги, обнулить портовые сборы или даже доплачивать стивидорам и/или грузовладельцам».

По мнению эксперта, в связи с этим для некоторых ближайших к Крыму портовых проектов даже может возникнуть политическая угроза. «Какие-то проекты могут быть отложены, а деньги могут быть волюнтаристски перенаправлены на транспортные проекты в Крыму», – считает А.Головизнин.

По предварительным расчетам Торгово-промышленной палаты (ТПП), на реконструкцию морских портов Крыма потребуется $1,77 млрд, в том числе на вывод грузовой части Евпаторийского морского торгового порта за пределы города придется потратить $1,04 млрд.

ТПП свои расчеты комментировать отказалась, но судя по всему, эти суммы включают минимальную реконструкцию и не предполагают какого-то значительного расширения мощностей этих портов. Вырасти на порядок порты Крыма имеют шанс разве что при поддержке иностранных инвесторов, например, китайских, которые незадолго до начала событий на Украине успели подписать с украинскими властями меморандум о сотрудничестве в реализации проекта строительства глубоководного порта в Крыму в районе города Саки, а также в реконструкции рыбного порта в Севастополе и создании зоны экономического развития высокотехнологичной индустрии.

После обнародования намерений проект подвергся критике, а сейчас и вовсе находится под вопросом, поскольку требует новых переговоров – уже с российской стороной. Впрочем, в свете произошедшего с Крымом перспектива строительства Китаем глубоководного порта уже кажется маловероятной, поскольку российские инвестиции в Крыму будут носить не только коммерческий, но и идеологический характер.

 

Морские порты №2 (2014)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика