Деофшоризация экономики: за и против

Российская экономика
Деофшоризация экономики: за и против

12 декабря 2013 г. президент России Владимир Путин выступил с очередным, 10-м по счету, обращением к Федеральному собранию. В своем выступлении глава государства затронул много тем, однако пожалуй самой обсуждаемой стала поставленная Путиным задача  деофшоризации экономики. Согласно задачам, сформулированных в Обращении, доходы компаний, зарегистрированных в офшорах, но принадлежащих россиянам, должны облагаться налогами по российскому законодательству. «Хотите в офшорах — пожалуйста, но деньги сюда», – кратко, но весомо высказался президент. Также, в соответствии с позицией В. Путина, компаниям с иностранной юрисдикцией нельзя будет пользоваться господдержкой, включая кредиты ВЭБа, и получать госконтракты. И вот во вторник 25 ноября 2014 г. президент подписал «антиофшорный» закон.

Бегом из офшоров?

Еще прошлой зимой решительность главы государства наделала немалый переполох в среде крупного бизнеса. Многие сырьевики, включая государственную «Роснефть» поспешили заявить, что уже занимаются сокращениями числа оффшоров до минимума, оставив только необходимые для заключения иностранных контрактов юрлица.

Необходимость деофшоризации российской экономики очевидна, однако, скоропалительность и метод решения вопросов кавалерийскими наскоками полезен далеко не всегда и не везде. То, что хорошо для добывающих компаний, далеко не всегда бывает выгодным для компаний транспортных и прежде всего судоходных. Ни для кого не секрет, что офшорные системы применяются в отечественном судоходстве достаточно широко. К примеру, основные акционеры ОАО «Северо-Западное пароходство» – офшор Havensight Shipping Cyprus Limited (62,423% акций) и Росимущество (25,5%). В число акционеров ОАО «Мурманское морское пароходство» (ММП) помимо частных лиц и Росимущества, входят офшорные фирмы из Панамы, Кипра и Гибралтара. Офшорные схемы используются и в крупнейшей российской судоходной компании «Совкомфлот».

Тот факт, что полный и поголовный перевод в российскую юрисдикцию судоходных компаний, таких, например как «Совкомфлот», нецелесообразен, признают даже на самых высоких этажах власти. В частности замминистра экономического развития Андрей Клепач через несколько дней после обращения президента официально признал, что «в связи с борьбой с офшорами, которая правильная, мы можем, на мой взгляд, развалить всю экономику «Совкомфлота».

В качестве иллюстрации А. Клепач привел статистику по перевозкам российских внешнеторговых грузов в 2001 и 2012 годах. Согласно этим данным, в 2001 году объем перевозок судами под российским флагом и судами под иностранным флагом, контролируемыми российскими компаниями, был сопоставим – примерно по 6 млн тонн. Но в 2012 году пропорция резко изменилась и составила 5 к 15 млн тонн в пользу иностранных флагов.

Представитель МЭР подчеркнул, что в нынешних экономических реалиях «по-прежнему выгоднее работать под зарубежным флагом». По мнению замминистра, «надо серьезно продумать, как стимулировать переход судов под российский флаг». По его словам, это вовсе не означает, что все отечественные компании срочно и в принудительном порядке должны поднять на мачте российский триколор, важнее увеличить количественный и качественный состав флота, даже если он ходит под иностранным флагом, для чего нужно повышать конкурентоспособность отечественных компаний на мировом рынке.

Что касается перевода судов под российский флаг, то в этой части, по мнению замминистра, необходимо проводить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы и выполнить те решения, которые в этой части уже принимались ранее.

Мнение представителя МЭР и правительства поддержали более высокие властные инстанции. О том, что в деле перевода судов под российский флаг не стоит «рубить с плеча», высказался на прошедшем 20 декабря заседании Морской коллегии вице-премьер Дмитрий Рогозин. Он поручил учрежденному в этом году и постоянно действующему президиуму Коллегии более детально рассмотреть застарелую проблему.

Нарушает ли компания требования президента?

Рассмотрим подробнее те обстоятельства, которые вынуждают регистрировать суда не по месту «основной прописки». Начнем с того, что эксплуатация судна под флагом другой страны, более выгодной для судоходной компании в плане налогообложения, – практика общемировая.  Сегодня, если опираться на данные  специализированного агентства Clarksons, около 90% мирового крупнотоннажного флота зарегистрировано в юрисдикциях т.н. «удобного флага». Более того, согласно подсчетам Clarksons «величайшей морской державой» является вовсе не США, а крохотная Либерия (15% всего танкерного флота). Далее, всего на три страны - Либерию, Панаму и Маршалловы острова – зарегистрировано порядка 40% мирового танкерного флота, если считать по дедвейту.

Такая практика во многом обусловлена требованиями банков-кредиторов, для которых важна обязательная международная регистрация судов. В противном случае финансовые институты отказываются принимать судно в качестве залога в обеспечение выдаваемых кредитов. А с учетом очень продолжительного срока окупаемости судна, вопрос  «длинных денег» становится очень актуальным.

Теперь обратимся к практике российских судовладельцев. В первую очередь следует уточнить, вступает ли методика работы компаний в противоречие с требованиями российского президента.

Вспомним по пунктам, о чем говорил Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию. Первое: озабоченность вызывает тот факт, что бенефициары – владельцы офшорных структур не всегда раскрыты. Однако, это совершенно не касается многих судоходных компаний. К примеру Северо-Западное пароходство вместе с Волжским пароходством входит в UCL Holding, бенефициар которого — основной владелец Новолипецкого меткомбината Владимир Лисин. Бенефициар всех офшорных компаний, входящих в «Совкомфлот» – само ОАО «Совкомфлот», 100% акций которого на сегодня находится в федеральной собственности. Иными словами, бенефициар «Совкомфлота» и подконтрольных ему компаний – Российская Федерация.

Второй момент, который вызывает серьезное беспокойство российских властей – это различные финансовые уловки, в число которых входит уклонение от налогов, трансфертное ценообразование, фиктивные покупки товаров и услуг по заниженным ценам, предоставление кредитов по завышенным ставкам с целью вывода средств за рубеж и т.д. Но большинство пароходств товары и услуги у своих заграничных компаний не покупают, кредиты по завышенным ставкам от них не получают, а налоги с доходов в форме дивидендов выплачивают полностью.

Третье положение, прозвучавшее в речи президента,  предложение обложить налогом доходы тех оффшоров, бенефициарами, которых являются россияне. Но для такой компании как «Совкомфлот», как ни странно это прозвучит, такой подход будет даже выгоднее действующей в настоящее время схемы налогообложения. В качестве объяснения приведем выдержку из финансовой отчетности компании. По данным консолидированного отчета за 9 месяцев 2013 года «Совкомфлот»  выплатил в российский бюджет налоги на прибыль в сумме $4,8 млн., при консолидированном убытке по группе компаний до уплаты налогов $6,1 млн.

В то же время недавно учрежденный Российский международный реестр судов, как и судовые реестры стран «удобного флага», предусматривает освобождение судовладельческих компаний от уплаты налога на прибыль, а сами компании от уплаты таможенной пошлины и других фискальных платежей в российский бюджет. Таким образом, «Совкомфлоту» нет особого смысла содержать свою офшорную сеть с единственной целью оптимизации налоговых платежей. 

Для чего нужны офшоры?

Теперь разберемся, для чего же судовладельцам нужны офшоры? В первую очередь, как и у зарубежных коллег – для привлечения заемных средств. Компании часто прибегают к заимствованиям за рубежом, поскольку предложение длинных денег в нашей стране весьма ограничено. Российские банки пока не могут конкурировать со своими западными коллегами ни по стоимости, ни по срокам фондирования. В итоге на сегодня «Совкомфлотом» получены кредиты на сумму более $2,5 млрд у иностранных банков. При оформлении подобных займов возникает много технических деталей, но главная из них –  иностранные кредиторы не принимают в качестве обеспечительного залога суда, оформленные по российскому праву.

Во-вторых, нахождение в зарубежной юрисдикции необходимо для удовлетворения требований клиентуры судоходной компании. Иностранные фрахтователи предпочитают вступать в долгосрочные отношения с судовладельцами, структурированными и работающими по их стандартам. Третья причина – потребность в минимизации страховых рисков.

Заметим, что вышесказанное вовсе не означает, что в составе отечественных судоходных компаний совсем не имеется судов, ходящих под российским флагом. Так для проектов добычи нефти и газа на отечественном шельфе, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока российский флаг является оптимальным, в первую очередь, опять же по соображениям сугубо практичным – эффективности, а не патриотизма. Но главное слово сегодня – за законодателями. Ведь, чтобы перевести все суда под отечественный флаг РФ, он сам должен стать «удобным», чтобы смена полотнища на мачте судна не означала бы автоматическую потерю конкурентоспособности судоходной компании на мировых рынках.

 


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморрефлота принял участие в праздновании юбилея Антонины Пикуль

Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморрефлота принял участие в праздновании юбилея Антонины Пикуль 23 марта заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного...

Ракетный крейсер «Украина» продадут по частям, чтобы выплатить зарплаты

Ракетный крейсер «Украина» продадут по частям, чтобы выплатить зарплаты Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о демилитаризации недостроенного ракетного крейсера «...

Российская экономика

Минтранс планирует внедрить беспилотные системы в транспортный комплекс Арктики

Минтранс планирует внедрить беспилотные системы в транспортный комплекс Арктики Минтранс РФ планирует на базе Единой информационно-телекоммуникационной системы транспортного компле...

Программу реконструкции аэропортов в Арктике сократят из-за нехватки средств

Программу реконструкции аэропортов в Арктике сократят из-за нехватки средств Сокращение бюджетного финансирования повлияло на планы реконструкции аэропортов в Арктической зоне Р...

Транспортная политика

Минтранс: стратегия развития Арктики предусматривает лидерство РФ в транспортном комплексе

Минтранс: стратегия развития Арктики предусматривает лидерство РФ в транспортном комплексе Освоение Арктической зоны на сегодняшний день является одной из ключевых государственных задач, и во...

Законопроект о платном въезде обладает коррупциогенным потенциалом – ГПУ президента

Законопроект о платном въезде обладает коррупциогенным потенциалом – ГПУ президента Законопроект «Об организации дорожного движения в РФ…», который в том числе позволяет региональным в...

Морские порты

«Транснефть» в 2017 году прогнозирует сокращение отгрузки в порту Приморска на 13% — до 44 млн тонн

«Транснефть» в 2017 году прогнозирует сокращение отгрузки в порту Приморска на 13% — до 44 млн тонн «Транснефть» в 2017 году ожидает снижения отгрузки в порту Приморска на 13% — до 44 млн тонн, за...

Крымские морские порты отозвали иск к оператору Керченской переправы на 217 млн рублей

Крымские морские порты отозвали иск к оператору Керченской переправы на 217 млн рублей ГУП «Крымские морские порты» (КМП) отозвало поданный в Арбитражный суд Крыма иск к ООО «Морс...




Морской транспорт

Ледовая обстановка у Итурупа усложняет работу грузовых судов

Ледовая обстановка у Итурупа усложняет работу грузовых судов Непростым оказался недавний рейс теплохода «Семен Дежнёв» на Итуруп. Для того, чтобы доставить на ос...

Росатом планирует заказать у ОСК еще два универсальных атомохода

Росатом планирует заказать у ОСК еще два универсальных атомохода Госкорпорация «Росатом» может заказать у Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) еще ...

Речной транспорт

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания 23 марта в здании Федерального агентства морского и речного транспорта в соответствии с Планом аттес...

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Ж/Д транспорт

«Т-Индустрия» купит у РЖД 25% «БЭТ» за 1,5 млрд руб., должна купить еще 25% при желании РЖД

«Т-Индустрия» купит у РЖД 25% «БЭТ» за 1,5 млрд руб., должна купить еще 25% при желании РЖД ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) продаст компании «Т-Индустрия» 25% акций ОАО «Бет...

Погрузка на сети РЖД с начала года выросла на 4%

Погрузка на сети РЖД с начала года выросла на 4% Погрузка на сети РЖД с начала года выросла на 4%, экспортное сообщение увеличилось на 10,3%...

Авто транспорт

Минтранс РФ и Росавтодор создадут рабочую группу по «Платону» - Росавтодор

Минтранс РФ и Росавтодор создадут рабочую группу по «Платону» - Росавтодор Министерство транспорта РФ и Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) создадут рабочую гр...

Ульяновские дальнобойщики вышли на митинг против «Платона»

Ульяновские дальнобойщики вышли на митинг против «Платона» В Ульяновске в понедельник прошел митинг водителей большегрузных грузовиков, протестующих против сис...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

«Китайский путь» через ТОРы

«Китайский путь» через ТОРы В конце 2014 года благодаря принятию закона №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономичес...

Безопасность – постоянная забота портовых властей

Безопасность – постоянная забота портовых властей Морской порт Туапсе - незамерзающий, круглогодично работающий порт, расположен на побережье Черного ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...