Деофшоризация экономики: за и против

Российская экономика
Деофшоризация экономики: за и против

12 декабря 2013 г. президент России Владимир Путин выступил с очередным, 10-м по счету, обращением к Федеральному собранию. В своем выступлении глава государства затронул много тем, однако пожалуй самой обсуждаемой стала поставленная Путиным задача  деофшоризации экономики. Согласно задачам, сформулированных в Обращении, доходы компаний, зарегистрированных в офшорах, но принадлежащих россиянам, должны облагаться налогами по российскому законодательству. «Хотите в офшорах — пожалуйста, но деньги сюда», – кратко, но весомо высказался президент. Также, в соответствии с позицией В. Путина, компаниям с иностранной юрисдикцией нельзя будет пользоваться господдержкой, включая кредиты ВЭБа, и получать госконтракты. И вот во вторник 25 ноября 2014 г. президент подписал «антиофшорный» закон.

Бегом из офшоров?

Еще прошлой зимой решительность главы государства наделала немалый переполох в среде крупного бизнеса. Многие сырьевики, включая государственную «Роснефть» поспешили заявить, что уже занимаются сокращениями числа оффшоров до минимума, оставив только необходимые для заключения иностранных контрактов юрлица.

Необходимость деофшоризации российской экономики очевидна, однако, скоропалительность и метод решения вопросов кавалерийскими наскоками полезен далеко не всегда и не везде. То, что хорошо для добывающих компаний, далеко не всегда бывает выгодным для компаний транспортных и прежде всего судоходных. Ни для кого не секрет, что офшорные системы применяются в отечественном судоходстве достаточно широко. К примеру, основные акционеры ОАО «Северо-Западное пароходство» – офшор Havensight Shipping Cyprus Limited (62,423% акций) и Росимущество (25,5%). В число акционеров ОАО «Мурманское морское пароходство» (ММП) помимо частных лиц и Росимущества, входят офшорные фирмы из Панамы, Кипра и Гибралтара. Офшорные схемы используются и в крупнейшей российской судоходной компании «Совкомфлот».

Тот факт, что полный и поголовный перевод в российскую юрисдикцию судоходных компаний, таких, например как «Совкомфлот», нецелесообразен, признают даже на самых высоких этажах власти. В частности замминистра экономического развития Андрей Клепач через несколько дней после обращения президента официально признал, что «в связи с борьбой с офшорами, которая правильная, мы можем, на мой взгляд, развалить всю экономику «Совкомфлота».

В качестве иллюстрации А. Клепач привел статистику по перевозкам российских внешнеторговых грузов в 2001 и 2012 годах. Согласно этим данным, в 2001 году объем перевозок судами под российским флагом и судами под иностранным флагом, контролируемыми российскими компаниями, был сопоставим – примерно по 6 млн тонн. Но в 2012 году пропорция резко изменилась и составила 5 к 15 млн тонн в пользу иностранных флагов.

Представитель МЭР подчеркнул, что в нынешних экономических реалиях «по-прежнему выгоднее работать под зарубежным флагом». По мнению замминистра, «надо серьезно продумать, как стимулировать переход судов под российский флаг». По его словам, это вовсе не означает, что все отечественные компании срочно и в принудительном порядке должны поднять на мачте российский триколор, важнее увеличить количественный и качественный состав флота, даже если он ходит под иностранным флагом, для чего нужно повышать конкурентоспособность отечественных компаний на мировом рынке.

Что касается перевода судов под российский флаг, то в этой части, по мнению замминистра, необходимо проводить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы и выполнить те решения, которые в этой части уже принимались ранее.

Мнение представителя МЭР и правительства поддержали более высокие властные инстанции. О том, что в деле перевода судов под российский флаг не стоит «рубить с плеча», высказался на прошедшем 20 декабря заседании Морской коллегии вице-премьер Дмитрий Рогозин. Он поручил учрежденному в этом году и постоянно действующему президиуму Коллегии более детально рассмотреть застарелую проблему.

Нарушает ли компания требования президента?

Рассмотрим подробнее те обстоятельства, которые вынуждают регистрировать суда не по месту «основной прописки». Начнем с того, что эксплуатация судна под флагом другой страны, более выгодной для судоходной компании в плане налогообложения, – практика общемировая.  Сегодня, если опираться на данные  специализированного агентства Clarksons, около 90% мирового крупнотоннажного флота зарегистрировано в юрисдикциях т.н. «удобного флага». Более того, согласно подсчетам Clarksons «величайшей морской державой» является вовсе не США, а крохотная Либерия (15% всего танкерного флота). Далее, всего на три страны - Либерию, Панаму и Маршалловы острова – зарегистрировано порядка 40% мирового танкерного флота, если считать по дедвейту.

Такая практика во многом обусловлена требованиями банков-кредиторов, для которых важна обязательная международная регистрация судов. В противном случае финансовые институты отказываются принимать судно в качестве залога в обеспечение выдаваемых кредитов. А с учетом очень продолжительного срока окупаемости судна, вопрос  «длинных денег» становится очень актуальным.

Теперь обратимся к практике российских судовладельцев. В первую очередь следует уточнить, вступает ли методика работы компаний в противоречие с требованиями российского президента.

Вспомним по пунктам, о чем говорил Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию. Первое: озабоченность вызывает тот факт, что бенефициары – владельцы офшорных структур не всегда раскрыты. Однако, это совершенно не касается многих судоходных компаний. К примеру Северо-Западное пароходство вместе с Волжским пароходством входит в UCL Holding, бенефициар которого — основной владелец Новолипецкого меткомбината Владимир Лисин. Бенефициар всех офшорных компаний, входящих в «Совкомфлот» – само ОАО «Совкомфлот», 100% акций которого на сегодня находится в федеральной собственности. Иными словами, бенефициар «Совкомфлота» и подконтрольных ему компаний – Российская Федерация.

Второй момент, который вызывает серьезное беспокойство российских властей – это различные финансовые уловки, в число которых входит уклонение от налогов, трансфертное ценообразование, фиктивные покупки товаров и услуг по заниженным ценам, предоставление кредитов по завышенным ставкам с целью вывода средств за рубеж и т.д. Но большинство пароходств товары и услуги у своих заграничных компаний не покупают, кредиты по завышенным ставкам от них не получают, а налоги с доходов в форме дивидендов выплачивают полностью.

Третье положение, прозвучавшее в речи президента,  предложение обложить налогом доходы тех оффшоров, бенефициарами, которых являются россияне. Но для такой компании как «Совкомфлот», как ни странно это прозвучит, такой подход будет даже выгоднее действующей в настоящее время схемы налогообложения. В качестве объяснения приведем выдержку из финансовой отчетности компании. По данным консолидированного отчета за 9 месяцев 2013 года «Совкомфлот»  выплатил в российский бюджет налоги на прибыль в сумме $4,8 млн., при консолидированном убытке по группе компаний до уплаты налогов $6,1 млн.

В то же время недавно учрежденный Российский международный реестр судов, как и судовые реестры стран «удобного флага», предусматривает освобождение судовладельческих компаний от уплаты налога на прибыль, а сами компании от уплаты таможенной пошлины и других фискальных платежей в российский бюджет. Таким образом, «Совкомфлоту» нет особого смысла содержать свою офшорную сеть с единственной целью оптимизации налоговых платежей. 

Для чего нужны офшоры?

Теперь разберемся, для чего же судовладельцам нужны офшоры? В первую очередь, как и у зарубежных коллег – для привлечения заемных средств. Компании часто прибегают к заимствованиям за рубежом, поскольку предложение длинных денег в нашей стране весьма ограничено. Российские банки пока не могут конкурировать со своими западными коллегами ни по стоимости, ни по срокам фондирования. В итоге на сегодня «Совкомфлотом» получены кредиты на сумму более $2,5 млрд у иностранных банков. При оформлении подобных займов возникает много технических деталей, но главная из них –  иностранные кредиторы не принимают в качестве обеспечительного залога суда, оформленные по российскому праву.

Во-вторых, нахождение в зарубежной юрисдикции необходимо для удовлетворения требований клиентуры судоходной компании. Иностранные фрахтователи предпочитают вступать в долгосрочные отношения с судовладельцами, структурированными и работающими по их стандартам. Третья причина – потребность в минимизации страховых рисков.

Заметим, что вышесказанное вовсе не означает, что в составе отечественных судоходных компаний совсем не имеется судов, ходящих под российским флагом. Так для проектов добычи нефти и газа на отечественном шельфе, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока российский флаг является оптимальным, в первую очередь, опять же по соображениям сугубо практичным – эффективности, а не патриотизма. Но главное слово сегодня – за законодателями. Ведь, чтобы перевести все суда под отечественный флаг РФ, он сам должен стать «удобным», чтобы смена полотнища на мачте судна не означала бы автоматическую потерю конкурентоспособности судоходной компании на мировых рынках.

 


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений Цены на цветные металлы активно выросли в пятницу на торгах в Лондоне благодаря ослаблению опасений ...

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень Плесень, золотистый стафилококк и бактерии кишечной палочки выявили специалисты ветеринарной лаборат...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России»

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России» ФГУП «Росморпорт» на форуме представляли заместитель Генерального директора по проектному управлению...

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU Локализация инфраструктуры должна быть привязана к существующим или перспективным направлениям грузо...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3%

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3% Как свидетельствуют приводимые компанией данные, основной вклад в снижение грузооборота внесли налив...

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга «Важно, чтобы терминал не перекладывал свои затраты на грузовладельцев».




Морской транспорт

Суда «Донбасс» и «Корец» вышли из Одессы предположительно для создания базы ВМСУ на Азове

Суда «Донбасс» и «Корец» вышли из Одессы предположительно для создания базы ВМСУ на Азове Поисково-спасательное судно и морской буксир могут войти в состав сил новой военно-морской базы укра...

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов»

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов» Работы по модернизации уже практически завершены. Пробные испытания прошли в ходе стратегических уче...

Речной транспорт

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта отметил, что развитие речного тран...

Ж/Д транспорт

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40%

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40% В 2017 г. рост производства железнодорожного машиностроения в РФ составил 133% по отношению к 2016 г...

Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров»

 Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров» В работе конференции принял участие председатель ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Уч...

Авто транспорт

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск Планируется подписать соглашение с руководством Республики Хакасия и Кемеровской области о строитель...

ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами

 ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами Эксперимент будет проводится в течении одного месяца одновременно на пяти маршрутах. Для отслеживани...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...