Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Деофшоризация экономики: за и против

Российская экономика
Деофшоризация экономики: за и против

12 декабря 2013 г. президент России Владимир Путин выступил с очередным, 10-м по счету, обращением к Федеральному собранию. В своем выступлении глава государства затронул много тем, однако пожалуй самой обсуждаемой стала поставленная Путиным задача  деофшоризации экономики. Согласно задачам, сформулированных в Обращении, доходы компаний, зарегистрированных в офшорах, но принадлежащих россиянам, должны облагаться налогами по российскому законодательству. «Хотите в офшорах — пожалуйста, но деньги сюда», – кратко, но весомо высказался президент. Также, в соответствии с позицией В. Путина, компаниям с иностранной юрисдикцией нельзя будет пользоваться господдержкой, включая кредиты ВЭБа, и получать госконтракты. И вот во вторник 25 ноября 2014 г. президент подписал «антиофшорный» закон.

Бегом из офшоров?

Еще прошлой зимой решительность главы государства наделала немалый переполох в среде крупного бизнеса. Многие сырьевики, включая государственную «Роснефть» поспешили заявить, что уже занимаются сокращениями числа оффшоров до минимума, оставив только необходимые для заключения иностранных контрактов юрлица.

Необходимость деофшоризации российской экономики очевидна, однако, скоропалительность и метод решения вопросов кавалерийскими наскоками полезен далеко не всегда и не везде. То, что хорошо для добывающих компаний, далеко не всегда бывает выгодным для компаний транспортных и прежде всего судоходных. Ни для кого не секрет, что офшорные системы применяются в отечественном судоходстве достаточно широко. К примеру, основные акционеры ОАО «Северо-Западное пароходство» – офшор Havensight Shipping Cyprus Limited (62,423% акций) и Росимущество (25,5%). В число акционеров ОАО «Мурманское морское пароходство» (ММП) помимо частных лиц и Росимущества, входят офшорные фирмы из Панамы, Кипра и Гибралтара. Офшорные схемы используются и в крупнейшей российской судоходной компании «Совкомфлот».

Тот факт, что полный и поголовный перевод в российскую юрисдикцию судоходных компаний, таких, например как «Совкомфлот», нецелесообразен, признают даже на самых высоких этажах власти. В частности замминистра экономического развития Андрей Клепач через несколько дней после обращения президента официально признал, что «в связи с борьбой с офшорами, которая правильная, мы можем, на мой взгляд, развалить всю экономику «Совкомфлота».

В качестве иллюстрации А. Клепач привел статистику по перевозкам российских внешнеторговых грузов в 2001 и 2012 годах. Согласно этим данным, в 2001 году объем перевозок судами под российским флагом и судами под иностранным флагом, контролируемыми российскими компаниями, был сопоставим – примерно по 6 млн тонн. Но в 2012 году пропорция резко изменилась и составила 5 к 15 млн тонн в пользу иностранных флагов.

Представитель МЭР подчеркнул, что в нынешних экономических реалиях «по-прежнему выгоднее работать под зарубежным флагом». По мнению замминистра, «надо серьезно продумать, как стимулировать переход судов под российский флаг». По его словам, это вовсе не означает, что все отечественные компании срочно и в принудительном порядке должны поднять на мачте российский триколор, важнее увеличить количественный и качественный состав флота, даже если он ходит под иностранным флагом, для чего нужно повышать конкурентоспособность отечественных компаний на мировом рынке.

Что касается перевода судов под российский флаг, то в этой части, по мнению замминистра, необходимо проводить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы и выполнить те решения, которые в этой части уже принимались ранее.

Мнение представителя МЭР и правительства поддержали более высокие властные инстанции. О том, что в деле перевода судов под российский флаг не стоит «рубить с плеча», высказался на прошедшем 20 декабря заседании Морской коллегии вице-премьер Дмитрий Рогозин. Он поручил учрежденному в этом году и постоянно действующему президиуму Коллегии более детально рассмотреть застарелую проблему.

Нарушает ли компания требования президента?

Рассмотрим подробнее те обстоятельства, которые вынуждают регистрировать суда не по месту «основной прописки». Начнем с того, что эксплуатация судна под флагом другой страны, более выгодной для судоходной компании в плане налогообложения, – практика общемировая.  Сегодня, если опираться на данные  специализированного агентства Clarksons, около 90% мирового крупнотоннажного флота зарегистрировано в юрисдикциях т.н. «удобного флага». Более того, согласно подсчетам Clarksons «величайшей морской державой» является вовсе не США, а крохотная Либерия (15% всего танкерного флота). Далее, всего на три страны - Либерию, Панаму и Маршалловы острова – зарегистрировано порядка 40% мирового танкерного флота, если считать по дедвейту.

Такая практика во многом обусловлена требованиями банков-кредиторов, для которых важна обязательная международная регистрация судов. В противном случае финансовые институты отказываются принимать судно в качестве залога в обеспечение выдаваемых кредитов. А с учетом очень продолжительного срока окупаемости судна, вопрос  «длинных денег» становится очень актуальным.

Теперь обратимся к практике российских судовладельцев. В первую очередь следует уточнить, вступает ли методика работы компаний в противоречие с требованиями российского президента.

Вспомним по пунктам, о чем говорил Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию. Первое: озабоченность вызывает тот факт, что бенефициары – владельцы офшорных структур не всегда раскрыты. Однако, это совершенно не касается многих судоходных компаний. К примеру Северо-Западное пароходство вместе с Волжским пароходством входит в UCL Holding, бенефициар которого — основной владелец Новолипецкого меткомбината Владимир Лисин. Бенефициар всех офшорных компаний, входящих в «Совкомфлот» – само ОАО «Совкомфлот», 100% акций которого на сегодня находится в федеральной собственности. Иными словами, бенефициар «Совкомфлота» и подконтрольных ему компаний – Российская Федерация.

Второй момент, который вызывает серьезное беспокойство российских властей – это различные финансовые уловки, в число которых входит уклонение от налогов, трансфертное ценообразование, фиктивные покупки товаров и услуг по заниженным ценам, предоставление кредитов по завышенным ставкам с целью вывода средств за рубеж и т.д. Но большинство пароходств товары и услуги у своих заграничных компаний не покупают, кредиты по завышенным ставкам от них не получают, а налоги с доходов в форме дивидендов выплачивают полностью.

Третье положение, прозвучавшее в речи президента,  предложение обложить налогом доходы тех оффшоров, бенефициарами, которых являются россияне. Но для такой компании как «Совкомфлот», как ни странно это прозвучит, такой подход будет даже выгоднее действующей в настоящее время схемы налогообложения. В качестве объяснения приведем выдержку из финансовой отчетности компании. По данным консолидированного отчета за 9 месяцев 2013 года «Совкомфлот»  выплатил в российский бюджет налоги на прибыль в сумме $4,8 млн., при консолидированном убытке по группе компаний до уплаты налогов $6,1 млн.

В то же время недавно учрежденный Российский международный реестр судов, как и судовые реестры стран «удобного флага», предусматривает освобождение судовладельческих компаний от уплаты налога на прибыль, а сами компании от уплаты таможенной пошлины и других фискальных платежей в российский бюджет. Таким образом, «Совкомфлоту» нет особого смысла содержать свою офшорную сеть с единственной целью оптимизации налоговых платежей. 

Для чего нужны офшоры?

Теперь разберемся, для чего же судовладельцам нужны офшоры? В первую очередь, как и у зарубежных коллег – для привлечения заемных средств. Компании часто прибегают к заимствованиям за рубежом, поскольку предложение длинных денег в нашей стране весьма ограничено. Российские банки пока не могут конкурировать со своими западными коллегами ни по стоимости, ни по срокам фондирования. В итоге на сегодня «Совкомфлотом» получены кредиты на сумму более $2,5 млрд у иностранных банков. При оформлении подобных займов возникает много технических деталей, но главная из них –  иностранные кредиторы не принимают в качестве обеспечительного залога суда, оформленные по российскому праву.

Во-вторых, нахождение в зарубежной юрисдикции необходимо для удовлетворения требований клиентуры судоходной компании. Иностранные фрахтователи предпочитают вступать в долгосрочные отношения с судовладельцами, структурированными и работающими по их стандартам. Третья причина – потребность в минимизации страховых рисков.

Заметим, что вышесказанное вовсе не означает, что в составе отечественных судоходных компаний совсем не имеется судов, ходящих под российским флагом. Так для проектов добычи нефти и газа на отечественном шельфе, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока российский флаг является оптимальным, в первую очередь, опять же по соображениям сугубо практичным – эффективности, а не патриотизма. Но главное слово сегодня – за законодателями. Ведь, чтобы перевести все суда под отечественный флаг РФ, он сам должен стать «удобным», чтобы смена полотнища на мачте судна не означала бы автоматическую потерю конкурентоспособности судоходной компании на мировых рынках.

 


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Госэкспертиза проверила смету на ремонт дамбы на реке Туманная

Госэкспертиза проверила смету на ремонт дамбы на реке Туманная Хабаровский филиал Главгосэкспертизы России провел проверку достоверности определения сметной стоимо...

Более 160 человек пропали без вести в результате крушения парома в Индонезии

Более 160 человек пропали без вести в результате крушения парома в Индонезии Власти Индонезии сообщили в среду, что 166 пассажиров парома, затонувшего в индонезийском озере нака...

Российская экономика

Россия объявила торговую войну США

Россия объявила торговую войну США Россия вводит «балансирующие меры» в ответ на протекционистские шаги США, сообщил глава Минэкономраз...

Балтийский завод может вернуться к постройке военных кораблей первого ранга после 2021 г.

Балтийский завод может вернуться к постройке военных кораблей первого ранга после 2021 г. Балтийский завод в Санкт-Петербурге может вернуться к реализации проектов строительства военных кора...

Транспортная политика

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса Как сообщает «Коммерсант», 15 июня замминистра транспорта, глава Росморречфлота Виктор Олерский напи...

Минтранс разъяснил особенности регистрации судов рыбопромыслового флота

Минтранс разъяснил особенности регистрации судов рыбопромыслового флота Своим письмом от 23.04.2018 N 05-01/8595-ИС «Об отнесении судов к рыбопромысловому флоту» Минтранс р...

Морские порты

ВСК усилит экологический контроль на угольном терминале

ВСК усилит экологический контроль на угольном терминале ООО «Восточная стивидорная компания» введет постоянный экологический мониторинг и обеспечит максимал...

В морском порту Усть-Луга начались дноуглубительные работы

В морском порту Усть-Луга начались дноуглубительные работы «Росморпорт» приступил к плановым дноуглубительным работам на акватории морского порта Усть-Луга в р...




Морской транспорт

Суд по жалобе за простой парома ManGyongBong отложен на июль

Суд по жалобе за простой парома ManGyongBong отложен на июль Арбитражный суд Приморского края в среду вновь отложил судебное заседание по заявлению компании «Рос...

Четвертый и пятый атомные ледоколы проекта 22220 могут ввести в строй через восемь лет

Четвертый и пятый атомные ледоколы проекта 22220 могут ввести в строй через восемь лет Четвертый и пятый универсальные атомные ледоколы проекта 22220 «Арктика», которые планируется постро...

Речной транспорт

Корпус первого в России круизного лайнера будет готов к концу июня

Корпус первого в России круизного лайнера будет готов к концу июня Астраханский судостроительный завод «Лотос» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ...

Ростуризм предлагает использовать Амур для международных турмаршрутов

Ростуризм предлагает использовать Амур для международных турмаршрутов Федеральное агентство по туризму РФ видит потенциал реки Амур в части развития международного круизн...

Ж/Д транспорт

Минтранс предлагает направить 13,6 млрд руб. из прибыли РЖД на БАМ и Транссиб

Минтранс предлагает направить 13,6 млрд руб. из прибыли РЖД на БАМ и Транссиб Министерство транспорта РФ предлагает оставить часть прибыли РЖД - 13,6 млрд рублей - в распоряжении...

В Хабаровске начали проектировать железную дорогу к мосту на Сахалин - РБК

В Хабаровске начали проектировать железную дорогу к мосту на Сахалин - РБК В Хабаровском крае приступили к инженерно-геологическим изысканиям на участках, по которым пройдет ж...

Авто транспорт

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Повышение тарифа по госсистеме «Платон» пока не планируется - глава Росавтодора

Повышение тарифа по госсистеме «Платон» пока не планируется - глава Росавтодора Повышение тарифов в системе «Платон» в 2018 году не планируется, сообщил в четверг журналистам глава...

Аналитика

Транспортная политика

От карательной модели к партнерской

От карательной модели к партнерской В мероприятии, посвященном итогам контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора и ее территориал...

Первое Всероссийское собрание маринистов: первый шаг сделан

Первое Всероссийское собрание маринистов: первый шаг сделан Первое Всероссийское собрание маринистов – форум представителей творческих сил, работающих по флотск...

Морские порты

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли 29 марта 2018 года в Санкт-Петербурге прошла 31-я Конференция Ассоциации морских торговых портов ...

Морской транспорт

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Высокие производственные показатели на фоне сложного рынка

Высокие производственные показатели на фоне сложного рынка Правление ПАО «Совкомфлот» рассмотрело операционные и производственные результаты деятельности за 20...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...