Деофшоризация экономики: за и против

Российская экономика
Деофшоризация экономики: за и против

12 декабря 2013 г. президент России Владимир Путин выступил с очередным, 10-м по счету, обращением к Федеральному собранию. В своем выступлении глава государства затронул много тем, однако пожалуй самой обсуждаемой стала поставленная Путиным задача  деофшоризации экономики. Согласно задачам, сформулированных в Обращении, доходы компаний, зарегистрированных в офшорах, но принадлежащих россиянам, должны облагаться налогами по российскому законодательству. «Хотите в офшорах — пожалуйста, но деньги сюда», – кратко, но весомо высказался президент. Также, в соответствии с позицией В. Путина, компаниям с иностранной юрисдикцией нельзя будет пользоваться господдержкой, включая кредиты ВЭБа, и получать госконтракты. И вот во вторник 25 ноября 2014 г. президент подписал «антиофшорный» закон.

Бегом из офшоров?

Еще прошлой зимой решительность главы государства наделала немалый переполох в среде крупного бизнеса. Многие сырьевики, включая государственную «Роснефть» поспешили заявить, что уже занимаются сокращениями числа оффшоров до минимума, оставив только необходимые для заключения иностранных контрактов юрлица.

Необходимость деофшоризации российской экономики очевидна, однако, скоропалительность и метод решения вопросов кавалерийскими наскоками полезен далеко не всегда и не везде. То, что хорошо для добывающих компаний, далеко не всегда бывает выгодным для компаний транспортных и прежде всего судоходных. Ни для кого не секрет, что офшорные системы применяются в отечественном судоходстве достаточно широко. К примеру, основные акционеры ОАО «Северо-Западное пароходство» – офшор Havensight Shipping Cyprus Limited (62,423% акций) и Росимущество (25,5%). В число акционеров ОАО «Мурманское морское пароходство» (ММП) помимо частных лиц и Росимущества, входят офшорные фирмы из Панамы, Кипра и Гибралтара. Офшорные схемы используются и в крупнейшей российской судоходной компании «Совкомфлот».

Тот факт, что полный и поголовный перевод в российскую юрисдикцию судоходных компаний, таких, например как «Совкомфлот», нецелесообразен, признают даже на самых высоких этажах власти. В частности замминистра экономического развития Андрей Клепач через несколько дней после обращения президента официально признал, что «в связи с борьбой с офшорами, которая правильная, мы можем, на мой взгляд, развалить всю экономику «Совкомфлота».

В качестве иллюстрации А. Клепач привел статистику по перевозкам российских внешнеторговых грузов в 2001 и 2012 годах. Согласно этим данным, в 2001 году объем перевозок судами под российским флагом и судами под иностранным флагом, контролируемыми российскими компаниями, был сопоставим – примерно по 6 млн тонн. Но в 2012 году пропорция резко изменилась и составила 5 к 15 млн тонн в пользу иностранных флагов.

Представитель МЭР подчеркнул, что в нынешних экономических реалиях «по-прежнему выгоднее работать под зарубежным флагом». По мнению замминистра, «надо серьезно продумать, как стимулировать переход судов под российский флаг». По его словам, это вовсе не означает, что все отечественные компании срочно и в принудительном порядке должны поднять на мачте российский триколор, важнее увеличить количественный и качественный состав флота, даже если он ходит под иностранным флагом, для чего нужно повышать конкурентоспособность отечественных компаний на мировом рынке.

Что касается перевода судов под российский флаг, то в этой части, по мнению замминистра, необходимо проводить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы и выполнить те решения, которые в этой части уже принимались ранее.

Мнение представителя МЭР и правительства поддержали более высокие властные инстанции. О том, что в деле перевода судов под российский флаг не стоит «рубить с плеча», высказался на прошедшем 20 декабря заседании Морской коллегии вице-премьер Дмитрий Рогозин. Он поручил учрежденному в этом году и постоянно действующему президиуму Коллегии более детально рассмотреть застарелую проблему.

Нарушает ли компания требования президента?

Рассмотрим подробнее те обстоятельства, которые вынуждают регистрировать суда не по месту «основной прописки». Начнем с того, что эксплуатация судна под флагом другой страны, более выгодной для судоходной компании в плане налогообложения, – практика общемировая.  Сегодня, если опираться на данные  специализированного агентства Clarksons, около 90% мирового крупнотоннажного флота зарегистрировано в юрисдикциях т.н. «удобного флага». Более того, согласно подсчетам Clarksons «величайшей морской державой» является вовсе не США, а крохотная Либерия (15% всего танкерного флота). Далее, всего на три страны - Либерию, Панаму и Маршалловы острова – зарегистрировано порядка 40% мирового танкерного флота, если считать по дедвейту.

Такая практика во многом обусловлена требованиями банков-кредиторов, для которых важна обязательная международная регистрация судов. В противном случае финансовые институты отказываются принимать судно в качестве залога в обеспечение выдаваемых кредитов. А с учетом очень продолжительного срока окупаемости судна, вопрос  «длинных денег» становится очень актуальным.

Теперь обратимся к практике российских судовладельцев. В первую очередь следует уточнить, вступает ли методика работы компаний в противоречие с требованиями российского президента.

Вспомним по пунктам, о чем говорил Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию. Первое: озабоченность вызывает тот факт, что бенефициары – владельцы офшорных структур не всегда раскрыты. Однако, это совершенно не касается многих судоходных компаний. К примеру Северо-Западное пароходство вместе с Волжским пароходством входит в UCL Holding, бенефициар которого — основной владелец Новолипецкого меткомбината Владимир Лисин. Бенефициар всех офшорных компаний, входящих в «Совкомфлот» – само ОАО «Совкомфлот», 100% акций которого на сегодня находится в федеральной собственности. Иными словами, бенефициар «Совкомфлота» и подконтрольных ему компаний – Российская Федерация.

Второй момент, который вызывает серьезное беспокойство российских властей – это различные финансовые уловки, в число которых входит уклонение от налогов, трансфертное ценообразование, фиктивные покупки товаров и услуг по заниженным ценам, предоставление кредитов по завышенным ставкам с целью вывода средств за рубеж и т.д. Но большинство пароходств товары и услуги у своих заграничных компаний не покупают, кредиты по завышенным ставкам от них не получают, а налоги с доходов в форме дивидендов выплачивают полностью.

Третье положение, прозвучавшее в речи президента,  предложение обложить налогом доходы тех оффшоров, бенефициарами, которых являются россияне. Но для такой компании как «Совкомфлот», как ни странно это прозвучит, такой подход будет даже выгоднее действующей в настоящее время схемы налогообложения. В качестве объяснения приведем выдержку из финансовой отчетности компании. По данным консолидированного отчета за 9 месяцев 2013 года «Совкомфлот»  выплатил в российский бюджет налоги на прибыль в сумме $4,8 млн., при консолидированном убытке по группе компаний до уплаты налогов $6,1 млн.

В то же время недавно учрежденный Российский международный реестр судов, как и судовые реестры стран «удобного флага», предусматривает освобождение судовладельческих компаний от уплаты налога на прибыль, а сами компании от уплаты таможенной пошлины и других фискальных платежей в российский бюджет. Таким образом, «Совкомфлоту» нет особого смысла содержать свою офшорную сеть с единственной целью оптимизации налоговых платежей. 

Для чего нужны офшоры?

Теперь разберемся, для чего же судовладельцам нужны офшоры? В первую очередь, как и у зарубежных коллег – для привлечения заемных средств. Компании часто прибегают к заимствованиям за рубежом, поскольку предложение длинных денег в нашей стране весьма ограничено. Российские банки пока не могут конкурировать со своими западными коллегами ни по стоимости, ни по срокам фондирования. В итоге на сегодня «Совкомфлотом» получены кредиты на сумму более $2,5 млрд у иностранных банков. При оформлении подобных займов возникает много технических деталей, но главная из них –  иностранные кредиторы не принимают в качестве обеспечительного залога суда, оформленные по российскому праву.

Во-вторых, нахождение в зарубежной юрисдикции необходимо для удовлетворения требований клиентуры судоходной компании. Иностранные фрахтователи предпочитают вступать в долгосрочные отношения с судовладельцами, структурированными и работающими по их стандартам. Третья причина – потребность в минимизации страховых рисков.

Заметим, что вышесказанное вовсе не означает, что в составе отечественных судоходных компаний совсем не имеется судов, ходящих под российским флагом. Так для проектов добычи нефти и газа на отечественном шельфе, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока российский флаг является оптимальным, в первую очередь, опять же по соображениям сугубо практичным – эффективности, а не патриотизма. Но главное слово сегодня – за законодателями. Ведь, чтобы перевести все суда под отечественный флаг РФ, он сам должен стать «удобным», чтобы смена полотнища на мачте судна не означала бы автоматическую потерю конкурентоспособности судоходной компании на мировых рынках.

 


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене Парусное учебное судно «Мир» прибыло в немецкий город Бремерхафен для участия в ежегодном морском пр...

Российская экономика

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб.

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб. Правительство предлагает сократить финансирование госпрограммы «Развитие судостроения и техники для ...

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров 26 мая 2017 года состоялось общее годовое собрание акционеров ОАО «Северное морское пароходство», на...

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Речной транспорт

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке Проект международного договора о судоходстве согласовали заместители министров транспорта Армении, К...

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Ж/Д транспорт

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн Объем перевозок транспортно- логистической группы «Трансойл» собственным и арендованным подвижным со...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...