Логистика РЖД: палка о двух концах - Морские вести России

Логистика РЖД: палка о двух концах

28.10.2014

Ж/Д транспорт

Докризисный бум контейнерных перевозок со всей очевидностью указал транспортникам на необходимость развития терминально-логистической инфраструктуры. Но усилия железнодорожников, портовиков и автотранспортников по отдельности могли напоминать усилия лебедя, рака и щуки – требовалось определить «главного по логистике» в масштабе всей отрасли. Роль консолидирующего звена решило на себя взять ОАО «РЖД», объявив о создании сети терминально-логистических центров (ТЛЦ) на всей сети железных дорог страны.

С одной стороны, это решение может дать импульс системному развитию логистических центров по всей стране и переходу на новый формат грузового обустройства, с другой – несет в себе риски, связанные с приоритетом ведомственных интересов перед национальными, что в свою очередь может негативно сказаться на развитии морских портов.

Татьяна Дмитриева

Начнем с фактов. В ОАО «РЖД» разработан и принят к исполнению основополагающий документ – «Концепция создания терминально-логистических центров (ТЛЦ) на сети РЖД» (далее – Концепция), предполагающий строительство 46-ти ТЛЦ по всей сети российских железных дорог в ключевых транспортных узлах и пунктах сопряжения различных видов транспорта.

Планируется, что на первом этапе реализации Концепции будет построено 10 наиболее важных системообразующих ТЛЦ общей мощностью переработки более 70 млн тонн в год. Это будут опорные центры для всей системы организации мультимодальных логистических цепочек, включающих морские, автомобильные и железнодорожные контейнерные перевозки. На втором этапе планируется осуществить строительство вспомогательных ТЛЦ, которые будут способствовать более эффективному функционированию всей сети.

В августе 2013 года утвержден План первоочередных мероприятий по реализации Концепции на период 2013-2015 гг. В него включено строительство комплексов Екатеринбург, Доскино, Клещиха, Волгоград, Калининград и железнодорожного терминала «Балтийский» на станции Шушары.

Также данным планом предусмотрено строительство перегрузочных комплексов на пограничных станциях Гродеково и Забайкальск, контейнерного терминала на станции Уссурийск, грузовых дворов на станциях Артем-Приморский I, Находка, Новороссийск и Самара. Помимо этого, важной частью этой программы станет формирование терминально-логистической инфраструктуры Московского транспортного узла. В частности, будут построены ТЛЦ «Белый Раст», Ступино, Можайск, а также грузовые дворы на станциях Кунцево II и Москва-Ярославская.

 

Потенциал есть, с опытом сложнее

В целом Концепция согласуется с одной из основных целей «Транспортной стратегии РФ до 2030 года» – «обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны», и идея ее реализации не вызывает какой-то негативной реакции или резкой критики со стороны экспертного и бизнес-сообщества.

«Данная концепция подразумевает строительство внутренней сети контейнерных терминалов по всей стране, что стратегически правильно, поскольку это следующий шаг в развитии логистики после создания «сухих портов» в портовых городах, которые работают «в связке» с портовыми контейнерными терминалами», – отмечает Андрей Карпов, председатель Совета директоров аналитического бюро «Дорн».

Иными словами, вслед за отдельными «сухими портами» российского образца (Янино, «Логистика-Терминал» и т.д.) закономерно должна появиться целая система «сухих портов», которые концентрируют контейнерные потоки и их дистрибуцию, сообщаются между собой и портами посредством контейнерных поездов, что сейчас распространено в мировой практике.

Кроме того, у РЖД, безусловно, есть необходимый потенциал для того, чтобы взять на себя интегрирующую роль по созданию сети ТЛЦ. «С формальной точки зрения РЖД уже обладает собственной сетью контейнерных терминалов в рамках ОАО «ТрансКонтейнер», где остается основным акционером», – напоминает А.Карпов. По словам эксперта, эта концепция не является чем-то принципиально новым и по сути сводится к развитию и модернизации этой сети, замене устаревших терминалов и улучшению качества их работы.

Помимо этого, в распоряжении ОАО «РЖД» есть и несколько логистических компаний, которыми госкомпания в той или иной мере владеет: ОАО «РЖД Логистика», ОАО «ТрансКонтейнер», GEFCO, создаваемая Объединенная транспортно-логистическая компания (ОТЛК), чья деятельность дает некий наработанный опыт в сфере логистики. Но при наличии богатого опыта в части создания, приобретения логистических компаний и проектирования терминально-логистических центров ОАО «РЖД» гораздо меньше зарекомендовало себя в части практической реализации логистических проектов, что заставляет экспертов сомневаться в практической реализации Концепции.

«С моей точки зрения, в сфере логистики и развития грузоперевозок РЖД делают одну генеральную ошибку – принимают стратегические и политические решения в обход экономическим, – говорит Кирилл Власов, председатель отраслевого отделения по логистике общероссийской общественной организации «Деловая Россия». – Имея столь мощный административный ресурс, РЖД так и не построили нормальную экономику своих проектов. В связи с этим, Концепция создания ТЛЦ на сети РЖД вряд ли будет реализована в том виде, в каком она декларируется. Я более чем уверен, что средств на создание заявленных ТЛЦ у РЖД нет, они будут просить их в бюджете, бюджет денег не выделит, и т.д.».

Впрочем, предполагается, что финансирование программы будет происходить не только из бюджета, но и на основе системы ГЧП: планируется задействовать администрации районов и городов, на территории которых будет происходить строительство ТЛЦ. Предполагается, что они возьмут на себя поиск площадок под строительство и инвесторов. Но насколько будут активны частные инвесторы, пока прогнозировать сложно.

 

Ведомственные, а не отраслевые интересы

Заявляя о планах по развитию логистических центров, РЖД, по сути, заявляет о намерении превращения из инфраструктурной компании в логистическую, что, по мнению экспертов, может повлечь за собой вполне определенные негативные последствия, связанные со злоупотреблением монопольным положениям.

«РЖД в первую очередь будет приспосабливать сеть создаваемых ТЛЦ под свои ведомственные интересы, которые зачастую не только не учитывают интересы развития портов, но и иногда ставятся выше национальных интересов страны, – заявляет Андрей Карпов, и в подтверждение своих слов приводит проект РЖД в Северной Корее.

Напомним, в настоящее время РЖД реализует масштабный проект по восстановлению железнодорожного сообщения с Северной Кореей и по постройке терминалов в северокорейском порту Раджин. По состоянию на октябрь 2013 года РЖД вложила около $280 млн в восстановление сообщения с изолированной от внешнего мира страной и в постройку портовых терминалов – уже построен угольный терминал. Глубина в порту Раджин составляет 13,5 метра, он способен принимать суда до 30 тыс. тонн, пропускная способность порта и железнодорожной ветки составит 4 млн тонн (предполагается, что на проектную мощность терминал выйдет через два года).

Инициаторы проекта рассматривают порт Раджин как площадку не только для перевалки угля, но и контейнеров, следующих из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Россию, страны СНГ и Европу (РЖД оценивает емкость терминала в 100 тыс. TEU в год). По официальным заявлениям президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, объем грузовой базы, тяготеющей к дальневосточным портам России, значительно превышает их перерабатывающие способности, с чем и связана необходимость расширения каналов для обеспечения грузопотоков как в настоящем времени, так и на перспективу – с учетом прогнозируемого взрывного роста экономик стран АТР.

Но эксперты видят эту ситуацию иначе. «Терминал РЖД в Раджине по сути замыкает морские контейнерные потоки на этот северокорейский порт, а не на российские порты в Приморском крае, которые автоматически лишаются части контейнерных грузов, а следовательно, и части возможностей для развития своих терминалов, а россияне лишаются рабочих мест и возможности кормить свои семьи, – считает А.Карпов и признается, что не питает иллюзий относительно того, что, реализуя концепцию по созданию ТЛЦ, РЖД перестанет злоупотреблять своим монопольным положением и ставить ведомственные  интересы «поперек» всего российского рынка перевозок.

В мировой практике есть примеры, когда железнодорожный оператор развивает логистический бизнес в интересах всего национального транспортного рынка, постепенно эволюционируя в логистического провайдера (так делает, к примеру, немецкий Deutsche Bahn). «Но для РЖД в нынешних условиях реализация подобной модели пока невозможна, – считает представитель аналитического агентства «Дорн». – На данном этапе РЖД должно сосредоточится на основной своей задаче – функционировании железнодорожной инфраструктуры».

Впрочем, справедливости ради следует отметить и тот факт, что РЖД делает попытки учитывать в логистике не только свои интересы, но и интересы других транспортников. Так, в 2012 году госкомпания заявляла о намерении создать единую информационно-логистическую систему планирования работы железной дороги и морского транспорта, которая, в свою очередь, поможет решить проблему неэффективного использования подвижного состава. Создавать эту систему планируется посредством объединения имеющихся информационных ресурсов всех участников процесса в единую информационно-логистическую систему с функцией автоматического контроля.

Создание принципиально нового информационно-управляющего логистического центра уже начато в порту Усть-Луга. Предполагается, что за счет реализации этого проекта порт сможет увеличить обработку грузов без наращивания перерабатывающих мощностей и персонала.

 

Транзит под вопросом

Согласно заявлениям РЖД, одним из следствий реализации Концепции станет повышение привлекательности отечественных перевозчиков как на внутреннем рынке, так и в международном и транзитном грузовом сообщении. Развитие сети ТЛЦ первой очереди поможет, по данным ОАО «РЖД», привлечь на железнодорожный транспорт дополнительно до 100-120 млн тонн грузов в год. Резонно предположить, что это будет достигаться, в том числе, и посредством оттягивания части транзитных грузов с автотранспорта. Но насколько это осуществимо на практике, учитывая что сейчас в России бурно развиваются перевозки автотранспортом, а дальность перевозок увеличивается с каждым годом?

«Раньше грузы перевозились из Москвы грузовиками максимум до 1000–1500 км (Волгоград, Самара), теперь – на расстояния до 5000 км, а это уже до Новосибирска и Красноярска, – говорит Кирилл Власов из «Деловой России». – Кроме того, уже есть современные облачные платформы, такие как LOG4PRO, позволяющие надежно и недорого обеспечивать автоперевозку грузов. Грузы стало выгодно возить на большие расстояния автотранспортом, часть грузов «убежало» с железной дороги, и при нынешней ценовой политике ОАО «РЖД» я не вижу возможности вернуть их обратно».

При этом эксперт не исключает, что создание сети ТЛЦ может изменить ситуацию в долгосрочной перспективе – в том случае, если эти меры будут поддержаны оптимизацией движения порожнего подвижного состава и ценовой политикой.

Впрочем, есть ещё одно обстоятельство, которое заставляет сомневаться в перспективе привлечения транзитных грузов, и оно носит неэкономический характер. «Если бы перед Обществом стояла цель по привлечению транзита, то она была бы уже реализована. Но это до сих пор не сделано, и я убежден, что есть сильное лоббирование против реализации транзитного потенциала ОАО «РЖД», – считает представитель «Деловой России», – То есть кому-то в нашей стране выгодно, чтобы большая часть грузов перевозилась морскими судоходными линиями и чтобы в первую очередь были хорошо загружены порты Санкт-Петербург и Усть-Луга. А чтобы была хорошо загружена железная дорога – никому не выгодно, и это тоже из разряда политических решений в угоду экономики».

 

Учесть интересы всей отрасли

Чтобы обеспечить развитие логистических центров, которое бы учитывало интересы всего транспортного сообщества, а не только РЖД, государству в первую очередь необходимо ограничить проникновение РЖД в сферу логистики, считает Андрей Карпов из «Дорна». По его мнению, это можно сделать путем введения специальных законодательных актов, а также принятия решения о дальнейшей приватизации ОАО «ТрансКонтейнер».

«Далее следует озадачиться созданием благоприятного инвестиционного климата и преференций для всех транспортных групп, которые вышли на национальный уровень и стремятся строить свои сети внутренних контейнерных терминалов, – продолжает эксперт. – Например, государство могло бы стимулировать Global Ports, FESCO построить по 8-10 своих внутренних контейнерных терминалов (для одного национального оператора в масштабах страны этого будет достаточно). Возможно, что при благоприятных условиях могли бы появиться и какие-нибудь крупные операторы, которые бы занялись созданием внутренней сети контейнерных терминалов общего пользования. Это позволило бы в значительной степени соблюсти интересы транспортной отрасли в целом».

Безусловно, кроме федерального центра развитию контейнерных терминалов могли бы способствовать субъекты РФ. Например, при участии администрации города Санкт-Петербурга можно было бы развивать сеть логистических деревень по всей стране, которые «завязаны» на Большой порт Санкт-Петербург. «В рамках межрегиональных отношений с другими субъектами РФ, Санкт-Петербург бы получал землю, строил инфраструктуру, а свои контейнерные терминалы в этих «деревнях» строили бы частные инвесторы, – иллюстрирует реализацию данной модели А.Карпов. – Это помогло бы привлечь дополнительные контейнерные потоки. Но, к сожалению, пока ни Санкт-Петербург, ни другие субъекты РФ не ведут такой системной стратегической политики».

Ситуация, по мнению эксперта, может измениться лишь в том случае, если будут изменены некоторые экономические догматы, а необходимость внедрения такого механизма будет исходить от государства.

 

Как соотносятся ТЛЦ ОАО «РЖД» и ТЛК Минтранса России

Проектом «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года», одобренным в августе 2013 года Правительством Российской Федерации, одной из целей развития транспортной системы является «обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны».

Для достижения указанной цели одной из основных задач, требующих решения, является создание рынка конкурентоспособных комплексных транспортно-логистических услуг. Решение данной задачи имеет принципиальное значение для повышения конкурентоспособности российских транспортных предприятий, а также для транспортной системы страны в целом.

Это даст необходимый импульс для объединения транспортных предприятий в транспортно-логистические системы управления товародвижением. Основой таких систем являются транспортно-логистические комплексы. Создание сети таких комплексов будет являться основой формирования современной товаропроводящей сети на территории нашей страны.

ОАО «РЖД» разработало концепцию развития своей сети логистических центров. Естественно, что такая сеть будет являться значительной частью всей товаропроводящей сети страны. По сути, «транспортно-логистические комплексы» и «терминально-логистические центры» являются разными названиями схожих объектов, решающие сходные задачи управления грузопотоками, их обработки и прохождения до грузополучателей.

Создание сети логистических центров должно координироваться с развитием других объектов транспортной инфраструктуры, в том числе с развитие портов, обеспечивающих перевалку грузов для последующей транспортировки до грузополучателей.

В этой связи большое значение имеет согласованность документов стратегического развития между собой и их соответствие базовым документам стратегического развития всей отрасли, главным среди которых является «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года», предусматривающая комплексное развитие всей транспортной отрасли.

Пресс-служба Минтранса России

 

Морские порты №10 (2013)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика