РЖД «не откусить» от нефтянки

Ж/Д транспорт

Попытка железнодорожного перевозчика РЖД заставить нефтяников компенсировать потери не увенчалась успехом

Президент Владимир Путин буквально разгромил предложение РЖД повысить на 6% железнодорожные тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов. Впрочем, это не значит что глава госмонополии Владимир Якунин понуро пошел сокращать расходы и работать над эффективностью госкомпании. Просто, вероятно, будет принят не второй, а первый вариант, предложенный РЖД. И нагрузка ляжет не на «нефтянку», а на широкий круг грузоотправителей, работающих на экспорт.

Татьяна Лозовая

 

Неожиданный заступник

Декабрьское заседание Госсовета не предвещало бурной дискуссии. Казалось, на этом мероприятии, проводимом совместно с Комиссией по мониторингу достижения целевых показателей развития страны, речь пойдет о самых общих вещах. Но не тут-то было. Причем «горячий градус» задал сам президент Владимир Путин.

Едва министр экономического развития Алексей Улюкаев закончил свой доклад-обзор, где вскользь упомянул замораживание тарифов естественных монополий, как глава государства заявил: «Хорошее решение, много об этом говорили. Сейчас я слышу о предложениях все-таки для РЖД сделать исключение: повысить тариф для «нефтянки». Понимаете что это такое?».

В ответ министр начал было объяснять, что это пока не решение, а лишь одно из предложений. И если для одной категории грузов тарифы вырастут, то для другой снизятся, а в сумме все равно выйдет ноль. Но и такой подход не устроил президента. «Мы что, за счет «нефтянки» всю остальную экономику будем держать? На одну отрасль все перегрузим, так получается?», – вопрошал он. Доводов, что нефтяные компании больше других выигрывают от замораживания тарифов, президенту явно было недостаточно.

В дискуссию вступил зампред правительства Аркадий Дворкович. Он рассказал предысторию вопроса. Сначала был придуман налоговой маневр – снижение экспортных пошлин на нефтепродукты при одновременном росте акцизов – и замораживание тарифов РЖД при индексации услуг «Транснефти». От всего этого нефтяная отрасль, согласно расчетам правительства, должна была незначительно, но выиграть. Потом стало известно, что и тарифы «Транснефти» тоже замораживаются. И чтобы грузовладельцы-нефтяники совсем уж не выигрывали, у РЖД возникла разумная (как казалось госмонополии) идея – чуть-чуть «откусить» от доходов «нефтянки», то есть проиндексировать железнодорожные тарифы на перевозку нефтяных грузов на 6%.

Но Путина, который, похоже, решил стоять на своем до конца, и это совершенно не убедило. «Я к чему вас призываю: к тому, чтобы своевременно такие вещи считать. Мы, как вы сказали, сначала подумали так, потом посчитали так, потом решили все-таки заморозить. Надо заранее считать, – заявил он.

Затем президент добавил: пусть присутствующие не думают, что он действует с подачи «Роснефти» – проблема беспокоит всех нефтяников. «Это не «Роснефть» жалуется. Не нужно накатывать (на Сечина), он ни при чем совершенно. Это все нефтяные компании, я с ними недавно встречался, практически все. Они, конечно, замерли в ожидании», — пояснил глава государства.

 

Кому отдуваться: «нефтянке» или всем экспортерам?

РЖД – одна из самых «беспокойных» госмонополий. С тех пор как правительством было принято решение о замораживании тарифов, компания только и ищет способ его обойти.

Стоимость перевозки складывается из двух частей: вагонной составляющей и инфраструктурной. Первую – получает оператор подвижного состава, вторую (туда входят и услуги локомотива) – РЖД, и ее величину устанавливает Федеральная служба по тарифам (ФСТ).

Однако у железнодорожной монополии есть кое-какое пространство для маневра. С начала 2013 года она может увеличивать либо уменьшать тарифы на определенные грузы и на определенных направлениях в рамках «коридора» от минус 12,8% к величине, установленной ФСТ, до плюс 13,4%. Главное, чтобы итоговое изменение тарифа по году равнялось 1. Грубо говоря, если где-то прибавили 10%, где-то должны и отнять.

Данное право сохранилось за РЖД и после решения о замораживании тарифов. Во второй половине декабря стало известно что именно железнодорожники хотят проиндексировать. По максимуму – на 13,4% – предлагается поднять тариф на экспортные перевозки грузов через сухопутные пограничные переходы и припортовые станции. Правда, это не касается дизельного топлива, энергетических газов и газового конденсата через сухопутные переходы, а также газового конденсата через припортовые станции и переходы Дальневосточной и Калининградской железных дорог. Что касается внутреннего рынка, то здесь стоимость грузоперевозок планируется увеличить на 12,5%. Повышенный тариф будет действовать до конца 2014 года.

В случае ухудшения конъюнктуры монополист готов предоставить отправителям скидку в размере 11,8% на грузы, за исключением нефти и продуктов ее переработки.

Благодаря частичной индексации тарифов РЖД заработает 16 млрд рублей. Этого почти достаточно, чтобы покрыть дефицит инвестпрограммы, который сейчас равен 17 млрд.

До Госсовета рост на 6% тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов рассматривался на совещании у Путина. Именно это напугало отрасль. Источники газеты «Коммерсантъ» рассказывали, что категорически против выступали «Роснефть» и «Сургутнефтегаз», поскольку доля экспорта по железной дороге у них не значительна, а вот рост цен на внутренние перевозки заметно бы ударил по бюджету.

«Лукойл», «Газпром нефть» и «Башнефть», наоборот, были больше напуганы первым вариантом – индексацией тарифов на некоторые грузы в рамках «коридора». У этих компаний высока доля морского экспорта дизеля (перевозку которого РЖД хочет сделать дороже на 12,5%), а экспорт доходит до половины общего объема нефтепродуктов.

После критики Владимира Путина вариант с общим 6%-процентным повышением вряд ли пройдет. Значит, РЖД вернется к первому. И в плюсе окажутся именно «Роснефть» и «Сургутнефтегаз». Пострадает же широкий круг отраслей, поставляющих продукцию на экспорт. На момент подготовки материала окончательного решения, как и что будет индексироваться, выработано не было.

Зампред Аркадий Дворкович, отвечая на вопрос журналиста агентства «Прайм» о маневрах РЖД в рамках тарифного коридора, говорил – мол, такое право есть, «…но я не думаю, что они этим будут пользоваться в широком масштабе. И в любом случае они консультируются с нами, прежде чем такие меры предпринимать». Чиновник уверял, что правительство не одобрит существенных надбавок ни для какого сегмента рынка. А РЖД придется искать внутренние резервы для повышения эффективности. Правда, вице-премьер допустил, что тарифы РЖД могут измениться в 2015-2016 годах.

 

Нефть – пятая часть перевозок

Нет ничего удивительного в том, что РЖД пытаются компенсировать свои потери за счет «нефтянки». Ведь «черное золото» и продукты его переработки – одни из самых выгодных категорий грузов. В 2012 году на нефтяные грузы пришлась пятая часть всей погрузки РЖД. Опережает их лишь каменный уголь – там четверть. Но уголь, как и минерально-строительные материалы, лесные грузы или металлические руды относится к низкодоходным грузам. А вот нефть, удобрения, зерно, сахар и чугун – второй, средний класс. В общем, нефть – с одной стороны – частый, с другой, относительно доходный груз.

 

Рис. Доля различных грузов в общей погрузке, 2012 год, %.

Источник: Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2012 год.

 

Кроме того, в 2012 году перевозка нефти и нефтепродуктов показала самый впечатляющую динамику: плюс 3,3% во внутренних сообщениях и плюс 3%–  в экспортных. Такому результату даже посвящен отдельный раздел в годовом отчете РЖД. Там сказано, что рост на 8,2 млн тонн связан с вводом в строй новых мощностей. На Куйбышевской железной дороге был запущен новый нефтеперерабатывающий завод ОАО «ТАНЕКО», объем перевозок по нему составил 4,5 млн тонн. Также были введены в эксплуатацию новые мощности по перевалке нефтеналивных грузов в Усть-Луге, рост погрузки в порт составил 5,9 млн тонн.

Правда, признаются в РЖД, «праздник» на этой улице может скоро закончиться. Слишком уж быстро развивается конкурирующий вид транспорта – трубопроводный. Например, в декабре 2012 года, на два года раньше срока, завершился второй этап строительства нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). И уже в 2013 году «Транснефть» стала уходить от использования железной дороги на этом маршруте. Предполагаемые потери РЖД от введения второй очереди ВСТО – 10-12 млн тонн недополученного груза в год.

Хотя есть и положительные тенденции. Растет добыча так называемой «вязкой нефти», ранее мало востребованной, развиваются газонефтехимические предприятия. Поэтому даже при сокращении перевозок сырой нефти транспортировка продукции газонефтехимии, сверхвязкой нефти и тяжелых битумов, а также высококачественного моторного топлива способны компенсировать нефтеперевозки и стать весьма перспективным сегментом.

 

Почему пришли холода?

Решение заморозить тарифы госмонополий было принято осенью 2013 года. Главная цель – снизить инфляцию. Считается, что монополии вносят в нее значительный вклад. По прогнозам, в 2014-м инфляция составит лишь 5% против 6,4-6,5%, ожидаемых по итогам 2013-го.

Из-за высокой инфляции в нашей стране остаются дорогими банковские кредиты, то есть она серьезно мешает развитию бизнеса. А поскольку в экономике России дела идут не очень хорошо, рост ВВП в 2013-м, похоже, не дотянет до 1,5%, власти готовы на экстраординарные меры, лишь бы простимулировать бизнес.

По расчетам Минэкономразвития, эффект от замораживания тарифов составит плюс 0,2% к росту ВВП. Без этого чиновники ждали бы по 2014 году плюс 2,8%, а так – рассчитывают на 3%.

Конечно, задумка встретила серьезное противодействие со стороны самих монополий, особенно РЖД. «Успокоить» госкомпанию удалось, лишь пообещав профинансировать часть ее проектов из Фонда национального благосостояния. Изначально предполагалось, что тарифы замораживаются вплоть до 1 июля 2015 года. Но сумеет ли правительство не поддаться давлению естественных монополий, большой вопрос. Другая проблема – в сокращении инвестпрограмм этих компаний, что в конечном счете может замедлить, а не простимулировать рост ВВП.

 

Информационное сообщение ФСТ России от 26.12.2013 г.

Федеральная служба по тарифам завершила работу по переходу на долгосрочное тарифное регулирование в сфере грузовых железнодорожных перевозок.

Правлением ФСТ России принято решение об установлении долгосрочных параметров индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на период до 2018 года.

С учетом принятых правительством Российской Федерации решений о сохранении в 2014 году тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на уровне 2013 года и последующей их ежегодной индексации в соответствии с показателями инфляции за год, предыдущий соответствующему году регулирования, параметры индексации тарифов на грузовые перевозки составят: в 2014 году – 0%, в 2015 году – 4,8%, в 2016 году – 4,9%, в 2017 году – 4,5%, в 2018 году – 4,1%.

Долгосрочная индексация тарифов распространяется на:

-         тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, выполняемые ОАО «РЖД», тарифицируемые по правилам и ставкам раздела 2 Прейскуранта № 10-01;

-         дополнительные сборы при грузовых железнодорожных перевозках, за услуги, выполняемые ОАО «РЖД», тарифицируемые по правилам и ставкам раздела 2 прейскуранта № 10-01;

-         тарифы за услуги по использованию инфраструктуры ОАО «РЖД», указанные в разделе 4 прейскуранта №10-01;

-         ставки «Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта» (Тарифное руководство № 2);

-         ставки «Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте» (Тарифное руководство № 3);

-         тарифы на перевозки специальных и воинских грузов железнодорожным транспортом общего пользования;

-         тарифы, сборы и плату за услуги, связанные с перевозкой грузов и предоставлением услуг инфраструктуры, выполняемые ОАО «АК «Железные дороги Якутии».

На первом этапе работы ФСТ России была разработана и утверждена методика расчета экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при определении долгосрочных индексов изменения тарифов, сборов и платы на услуги по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках.

Пресс-служба ФСТ России

 

Морские порты №10 (2013)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...