РЖД «не откусить» от нефтянки

Ж/Д транспорт

Попытка железнодорожного перевозчика РЖД заставить нефтяников компенсировать потери не увенчалась успехом

Президент Владимир Путин буквально разгромил предложение РЖД повысить на 6% железнодорожные тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов. Впрочем, это не значит что глава госмонополии Владимир Якунин понуро пошел сокращать расходы и работать над эффективностью госкомпании. Просто, вероятно, будет принят не второй, а первый вариант, предложенный РЖД. И нагрузка ляжет не на «нефтянку», а на широкий круг грузоотправителей, работающих на экспорт.

Татьяна Лозовая

 

Неожиданный заступник

Декабрьское заседание Госсовета не предвещало бурной дискуссии. Казалось, на этом мероприятии, проводимом совместно с Комиссией по мониторингу достижения целевых показателей развития страны, речь пойдет о самых общих вещах. Но не тут-то было. Причем «горячий градус» задал сам президент Владимир Путин.

Едва министр экономического развития Алексей Улюкаев закончил свой доклад-обзор, где вскользь упомянул замораживание тарифов естественных монополий, как глава государства заявил: «Хорошее решение, много об этом говорили. Сейчас я слышу о предложениях все-таки для РЖД сделать исключение: повысить тариф для «нефтянки». Понимаете что это такое?».

В ответ министр начал было объяснять, что это пока не решение, а лишь одно из предложений. И если для одной категории грузов тарифы вырастут, то для другой снизятся, а в сумме все равно выйдет ноль. Но и такой подход не устроил президента. «Мы что, за счет «нефтянки» всю остальную экономику будем держать? На одну отрасль все перегрузим, так получается?», – вопрошал он. Доводов, что нефтяные компании больше других выигрывают от замораживания тарифов, президенту явно было недостаточно.

В дискуссию вступил зампред правительства Аркадий Дворкович. Он рассказал предысторию вопроса. Сначала был придуман налоговой маневр – снижение экспортных пошлин на нефтепродукты при одновременном росте акцизов – и замораживание тарифов РЖД при индексации услуг «Транснефти». От всего этого нефтяная отрасль, согласно расчетам правительства, должна была незначительно, но выиграть. Потом стало известно, что и тарифы «Транснефти» тоже замораживаются. И чтобы грузовладельцы-нефтяники совсем уж не выигрывали, у РЖД возникла разумная (как казалось госмонополии) идея – чуть-чуть «откусить» от доходов «нефтянки», то есть проиндексировать железнодорожные тарифы на перевозку нефтяных грузов на 6%.

Но Путина, который, похоже, решил стоять на своем до конца, и это совершенно не убедило. «Я к чему вас призываю: к тому, чтобы своевременно такие вещи считать. Мы, как вы сказали, сначала подумали так, потом посчитали так, потом решили все-таки заморозить. Надо заранее считать, – заявил он.

Затем президент добавил: пусть присутствующие не думают, что он действует с подачи «Роснефти» – проблема беспокоит всех нефтяников. «Это не «Роснефть» жалуется. Не нужно накатывать (на Сечина), он ни при чем совершенно. Это все нефтяные компании, я с ними недавно встречался, практически все. Они, конечно, замерли в ожидании», — пояснил глава государства.

 

Кому отдуваться: «нефтянке» или всем экспортерам?

РЖД – одна из самых «беспокойных» госмонополий. С тех пор как правительством было принято решение о замораживании тарифов, компания только и ищет способ его обойти.

Стоимость перевозки складывается из двух частей: вагонной составляющей и инфраструктурной. Первую – получает оператор подвижного состава, вторую (туда входят и услуги локомотива) – РЖД, и ее величину устанавливает Федеральная служба по тарифам (ФСТ).

Однако у железнодорожной монополии есть кое-какое пространство для маневра. С начала 2013 года она может увеличивать либо уменьшать тарифы на определенные грузы и на определенных направлениях в рамках «коридора» от минус 12,8% к величине, установленной ФСТ, до плюс 13,4%. Главное, чтобы итоговое изменение тарифа по году равнялось 1. Грубо говоря, если где-то прибавили 10%, где-то должны и отнять.

Данное право сохранилось за РЖД и после решения о замораживании тарифов. Во второй половине декабря стало известно что именно железнодорожники хотят проиндексировать. По максимуму – на 13,4% – предлагается поднять тариф на экспортные перевозки грузов через сухопутные пограничные переходы и припортовые станции. Правда, это не касается дизельного топлива, энергетических газов и газового конденсата через сухопутные переходы, а также газового конденсата через припортовые станции и переходы Дальневосточной и Калининградской железных дорог. Что касается внутреннего рынка, то здесь стоимость грузоперевозок планируется увеличить на 12,5%. Повышенный тариф будет действовать до конца 2014 года.

В случае ухудшения конъюнктуры монополист готов предоставить отправителям скидку в размере 11,8% на грузы, за исключением нефти и продуктов ее переработки.

Благодаря частичной индексации тарифов РЖД заработает 16 млрд рублей. Этого почти достаточно, чтобы покрыть дефицит инвестпрограммы, который сейчас равен 17 млрд.

До Госсовета рост на 6% тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов рассматривался на совещании у Путина. Именно это напугало отрасль. Источники газеты «Коммерсантъ» рассказывали, что категорически против выступали «Роснефть» и «Сургутнефтегаз», поскольку доля экспорта по железной дороге у них не значительна, а вот рост цен на внутренние перевозки заметно бы ударил по бюджету.

«Лукойл», «Газпром нефть» и «Башнефть», наоборот, были больше напуганы первым вариантом – индексацией тарифов на некоторые грузы в рамках «коридора». У этих компаний высока доля морского экспорта дизеля (перевозку которого РЖД хочет сделать дороже на 12,5%), а экспорт доходит до половины общего объема нефтепродуктов.

После критики Владимира Путина вариант с общим 6%-процентным повышением вряд ли пройдет. Значит, РЖД вернется к первому. И в плюсе окажутся именно «Роснефть» и «Сургутнефтегаз». Пострадает же широкий круг отраслей, поставляющих продукцию на экспорт. На момент подготовки материала окончательного решения, как и что будет индексироваться, выработано не было.

Зампред Аркадий Дворкович, отвечая на вопрос журналиста агентства «Прайм» о маневрах РЖД в рамках тарифного коридора, говорил – мол, такое право есть, «…но я не думаю, что они этим будут пользоваться в широком масштабе. И в любом случае они консультируются с нами, прежде чем такие меры предпринимать». Чиновник уверял, что правительство не одобрит существенных надбавок ни для какого сегмента рынка. А РЖД придется искать внутренние резервы для повышения эффективности. Правда, вице-премьер допустил, что тарифы РЖД могут измениться в 2015-2016 годах.

 

Нефть – пятая часть перевозок

Нет ничего удивительного в том, что РЖД пытаются компенсировать свои потери за счет «нефтянки». Ведь «черное золото» и продукты его переработки – одни из самых выгодных категорий грузов. В 2012 году на нефтяные грузы пришлась пятая часть всей погрузки РЖД. Опережает их лишь каменный уголь – там четверть. Но уголь, как и минерально-строительные материалы, лесные грузы или металлические руды относится к низкодоходным грузам. А вот нефть, удобрения, зерно, сахар и чугун – второй, средний класс. В общем, нефть – с одной стороны – частый, с другой, относительно доходный груз.

 

Рис. Доля различных грузов в общей погрузке, 2012 год, %.

Источник: Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2012 год.

 

Кроме того, в 2012 году перевозка нефти и нефтепродуктов показала самый впечатляющую динамику: плюс 3,3% во внутренних сообщениях и плюс 3%–  в экспортных. Такому результату даже посвящен отдельный раздел в годовом отчете РЖД. Там сказано, что рост на 8,2 млн тонн связан с вводом в строй новых мощностей. На Куйбышевской железной дороге был запущен новый нефтеперерабатывающий завод ОАО «ТАНЕКО», объем перевозок по нему составил 4,5 млн тонн. Также были введены в эксплуатацию новые мощности по перевалке нефтеналивных грузов в Усть-Луге, рост погрузки в порт составил 5,9 млн тонн.

Правда, признаются в РЖД, «праздник» на этой улице может скоро закончиться. Слишком уж быстро развивается конкурирующий вид транспорта – трубопроводный. Например, в декабре 2012 года, на два года раньше срока, завершился второй этап строительства нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). И уже в 2013 году «Транснефть» стала уходить от использования железной дороги на этом маршруте. Предполагаемые потери РЖД от введения второй очереди ВСТО – 10-12 млн тонн недополученного груза в год.

Хотя есть и положительные тенденции. Растет добыча так называемой «вязкой нефти», ранее мало востребованной, развиваются газонефтехимические предприятия. Поэтому даже при сокращении перевозок сырой нефти транспортировка продукции газонефтехимии, сверхвязкой нефти и тяжелых битумов, а также высококачественного моторного топлива способны компенсировать нефтеперевозки и стать весьма перспективным сегментом.

 

Почему пришли холода?

Решение заморозить тарифы госмонополий было принято осенью 2013 года. Главная цель – снизить инфляцию. Считается, что монополии вносят в нее значительный вклад. По прогнозам, в 2014-м инфляция составит лишь 5% против 6,4-6,5%, ожидаемых по итогам 2013-го.

Из-за высокой инфляции в нашей стране остаются дорогими банковские кредиты, то есть она серьезно мешает развитию бизнеса. А поскольку в экономике России дела идут не очень хорошо, рост ВВП в 2013-м, похоже, не дотянет до 1,5%, власти готовы на экстраординарные меры, лишь бы простимулировать бизнес.

По расчетам Минэкономразвития, эффект от замораживания тарифов составит плюс 0,2% к росту ВВП. Без этого чиновники ждали бы по 2014 году плюс 2,8%, а так – рассчитывают на 3%.

Конечно, задумка встретила серьезное противодействие со стороны самих монополий, особенно РЖД. «Успокоить» госкомпанию удалось, лишь пообещав профинансировать часть ее проектов из Фонда национального благосостояния. Изначально предполагалось, что тарифы замораживаются вплоть до 1 июля 2015 года. Но сумеет ли правительство не поддаться давлению естественных монополий, большой вопрос. Другая проблема – в сокращении инвестпрограмм этих компаний, что в конечном счете может замедлить, а не простимулировать рост ВВП.

 

Информационное сообщение ФСТ России от 26.12.2013 г.

Федеральная служба по тарифам завершила работу по переходу на долгосрочное тарифное регулирование в сфере грузовых железнодорожных перевозок.

Правлением ФСТ России принято решение об установлении долгосрочных параметров индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на период до 2018 года.

С учетом принятых правительством Российской Федерации решений о сохранении в 2014 году тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на уровне 2013 года и последующей их ежегодной индексации в соответствии с показателями инфляции за год, предыдущий соответствующему году регулирования, параметры индексации тарифов на грузовые перевозки составят: в 2014 году – 0%, в 2015 году – 4,8%, в 2016 году – 4,9%, в 2017 году – 4,5%, в 2018 году – 4,1%.

Долгосрочная индексация тарифов распространяется на:

-         тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, выполняемые ОАО «РЖД», тарифицируемые по правилам и ставкам раздела 2 Прейскуранта № 10-01;

-         дополнительные сборы при грузовых железнодорожных перевозках, за услуги, выполняемые ОАО «РЖД», тарифицируемые по правилам и ставкам раздела 2 прейскуранта № 10-01;

-         тарифы за услуги по использованию инфраструктуры ОАО «РЖД», указанные в разделе 4 прейскуранта №10-01;

-         ставки «Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта» (Тарифное руководство № 2);

-         ставки «Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте» (Тарифное руководство № 3);

-         тарифы на перевозки специальных и воинских грузов железнодорожным транспортом общего пользования;

-         тарифы, сборы и плату за услуги, связанные с перевозкой грузов и предоставлением услуг инфраструктуры, выполняемые ОАО «АК «Железные дороги Якутии».

На первом этапе работы ФСТ России была разработана и утверждена методика расчета экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при определении долгосрочных индексов изменения тарифов, сборов и платы на услуги по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках.

Пресс-служба ФСТ России

 

Морские порты №10 (2013)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Транспортный потенциал Архангельской области

Транспортный потенциал Архангельской области Архангельский транспортный узел адаптируется к новым условиям рынка внутрироссийских и международных...

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России Судно признано бесхозным, в связи с этим конфисковано у физического лица

Российская экономика

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета В документе СП говорится о нарушении порядка формирования обоснований прогноза поступлений доходов и...

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9%

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9% Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 21,8% - до 27,9 млрд. т-км, внутр...

Транспортная политика

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению В заседании Подкомиссии по морскому, речному транспорту и портовой индустрии приняли участие предста...

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г.

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г. Поправки в законодательство предусматривают закрепление за судами, плавающими под флагом Российской ...

Морские порты

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла Создание МТУ предполагает строительство угольного терминала Лавна, новой железной дороги на западном...

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября Навигация открылась в Амдерме 31 июля. Удаленный морской терминал «Амдерма» входит в состав морского...




Морской транспорт

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США Мероприятие прошло при поддержке компаний «Совкомфлот», «Транснефть» и Chevron, его центральной темо...

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях Лауреаты 2018 Lloyd’s List Global Awards будут объявлены 11 декабря на торжественной церемонии в Лон...

Речной транспорт

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году Судно предназначено для использования на озерах, водохранилищах, магистральных реках и в прибрежной ...

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается В ЕЭК считают, что до конца 2018 г. Соглашению будет дан старт.

Ж/Д транспорт

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом Чистая прибыль РЖД по РСБУ в 2017 г. выросла в 2,7 раза - до 17,5 млрд. руб.

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии Со своей дочерней компанией «Элтеза» «Российские железные дороги» уже принимают участие в модернизац...

Авто транспорт

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб.

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб. Правительство РФ планирует поддержать создание необходимой инфраструктуры в Шерегеше, региону необхо...

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог На сегодняшний день выполнено порядка 80% работ на сумму более 935 млн. рублей.

Аналитика

Транспортная политика

Ратифицировать нельзя отказаться

Ратифицировать нельзя отказаться Более четверти века назад, 1 июня 1990 года в Вашингтоне министром иностранных дел СССР и госсекрета...

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Морские порты

Динамика развития в безопасных условиях

Динамика развития в безопасных условиях Сегодня развитие Дальнего Востока России – одно из приоритетных направлений деятельности федеральног...

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Морской транспорт

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...