РЖД «не откусить» от нефтянки - Морские вести России

РЖД «не откусить» от нефтянки

09.12.2013

Ж/Д транспорт

Попытка железнодорожного перевозчика РЖД заставить нефтяников компенсировать потери не увенчалась успехом

Президент Владимир Путин буквально разгромил предложение РЖД повысить на 6% железнодорожные тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов. Впрочем, это не значит что глава госмонополии Владимир Якунин понуро пошел сокращать расходы и работать над эффективностью госкомпании. Просто, вероятно, будет принят не второй, а первый вариант, предложенный РЖД. И нагрузка ляжет не на «нефтянку», а на широкий круг грузоотправителей, работающих на экспорт.

Татьяна Лозовая

 

Неожиданный заступник

Декабрьское заседание Госсовета не предвещало бурной дискуссии. Казалось, на этом мероприятии, проводимом совместно с Комиссией по мониторингу достижения целевых показателей развития страны, речь пойдет о самых общих вещах. Но не тут-то было. Причем «горячий градус» задал сам президент Владимир Путин.

Едва министр экономического развития Алексей Улюкаев закончил свой доклад-обзор, где вскользь упомянул замораживание тарифов естественных монополий, как глава государства заявил: «Хорошее решение, много об этом говорили. Сейчас я слышу о предложениях все-таки для РЖД сделать исключение: повысить тариф для «нефтянки». Понимаете что это такое?».

В ответ министр начал было объяснять, что это пока не решение, а лишь одно из предложений. И если для одной категории грузов тарифы вырастут, то для другой снизятся, а в сумме все равно выйдет ноль. Но и такой подход не устроил президента. «Мы что, за счет «нефтянки» всю остальную экономику будем держать? На одну отрасль все перегрузим, так получается?», – вопрошал он. Доводов, что нефтяные компании больше других выигрывают от замораживания тарифов, президенту явно было недостаточно.

В дискуссию вступил зампред правительства Аркадий Дворкович. Он рассказал предысторию вопроса. Сначала был придуман налоговой маневр – снижение экспортных пошлин на нефтепродукты при одновременном росте акцизов – и замораживание тарифов РЖД при индексации услуг «Транснефти». От всего этого нефтяная отрасль, согласно расчетам правительства, должна была незначительно, но выиграть. Потом стало известно, что и тарифы «Транснефти» тоже замораживаются. И чтобы грузовладельцы-нефтяники совсем уж не выигрывали, у РЖД возникла разумная (как казалось госмонополии) идея – чуть-чуть «откусить» от доходов «нефтянки», то есть проиндексировать железнодорожные тарифы на перевозку нефтяных грузов на 6%.

Но Путина, который, похоже, решил стоять на своем до конца, и это совершенно не убедило. «Я к чему вас призываю: к тому, чтобы своевременно такие вещи считать. Мы, как вы сказали, сначала подумали так, потом посчитали так, потом решили все-таки заморозить. Надо заранее считать, – заявил он.

Затем президент добавил: пусть присутствующие не думают, что он действует с подачи «Роснефти» – проблема беспокоит всех нефтяников. «Это не «Роснефть» жалуется. Не нужно накатывать (на Сечина), он ни при чем совершенно. Это все нефтяные компании, я с ними недавно встречался, практически все. Они, конечно, замерли в ожидании», — пояснил глава государства.

 

Кому отдуваться: «нефтянке» или всем экспортерам?

РЖД – одна из самых «беспокойных» госмонополий. С тех пор как правительством было принято решение о замораживании тарифов, компания только и ищет способ его обойти.

Стоимость перевозки складывается из двух частей: вагонной составляющей и инфраструктурной. Первую – получает оператор подвижного состава, вторую (туда входят и услуги локомотива) – РЖД, и ее величину устанавливает Федеральная служба по тарифам (ФСТ).

Однако у железнодорожной монополии есть кое-какое пространство для маневра. С начала 2013 года она может увеличивать либо уменьшать тарифы на определенные грузы и на определенных направлениях в рамках «коридора» от минус 12,8% к величине, установленной ФСТ, до плюс 13,4%. Главное, чтобы итоговое изменение тарифа по году равнялось 1. Грубо говоря, если где-то прибавили 10%, где-то должны и отнять.

Данное право сохранилось за РЖД и после решения о замораживании тарифов. Во второй половине декабря стало известно что именно железнодорожники хотят проиндексировать. По максимуму – на 13,4% – предлагается поднять тариф на экспортные перевозки грузов через сухопутные пограничные переходы и припортовые станции. Правда, это не касается дизельного топлива, энергетических газов и газового конденсата через сухопутные переходы, а также газового конденсата через припортовые станции и переходы Дальневосточной и Калининградской железных дорог. Что касается внутреннего рынка, то здесь стоимость грузоперевозок планируется увеличить на 12,5%. Повышенный тариф будет действовать до конца 2014 года.

В случае ухудшения конъюнктуры монополист готов предоставить отправителям скидку в размере 11,8% на грузы, за исключением нефти и продуктов ее переработки.

Благодаря частичной индексации тарифов РЖД заработает 16 млрд рублей. Этого почти достаточно, чтобы покрыть дефицит инвестпрограммы, который сейчас равен 17 млрд.

До Госсовета рост на 6% тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов рассматривался на совещании у Путина. Именно это напугало отрасль. Источники газеты «Коммерсантъ» рассказывали, что категорически против выступали «Роснефть» и «Сургутнефтегаз», поскольку доля экспорта по железной дороге у них не значительна, а вот рост цен на внутренние перевозки заметно бы ударил по бюджету.

«Лукойл», «Газпром нефть» и «Башнефть», наоборот, были больше напуганы первым вариантом – индексацией тарифов на некоторые грузы в рамках «коридора». У этих компаний высока доля морского экспорта дизеля (перевозку которого РЖД хочет сделать дороже на 12,5%), а экспорт доходит до половины общего объема нефтепродуктов.

После критики Владимира Путина вариант с общим 6%-процентным повышением вряд ли пройдет. Значит, РЖД вернется к первому. И в плюсе окажутся именно «Роснефть» и «Сургутнефтегаз». Пострадает же широкий круг отраслей, поставляющих продукцию на экспорт. На момент подготовки материала окончательного решения, как и что будет индексироваться, выработано не было.

Зампред Аркадий Дворкович, отвечая на вопрос журналиста агентства «Прайм» о маневрах РЖД в рамках тарифного коридора, говорил – мол, такое право есть, «…но я не думаю, что они этим будут пользоваться в широком масштабе. И в любом случае они консультируются с нами, прежде чем такие меры предпринимать». Чиновник уверял, что правительство не одобрит существенных надбавок ни для какого сегмента рынка. А РЖД придется искать внутренние резервы для повышения эффективности. Правда, вице-премьер допустил, что тарифы РЖД могут измениться в 2015-2016 годах.

 

Нефть – пятая часть перевозок

Нет ничего удивительного в том, что РЖД пытаются компенсировать свои потери за счет «нефтянки». Ведь «черное золото» и продукты его переработки – одни из самых выгодных категорий грузов. В 2012 году на нефтяные грузы пришлась пятая часть всей погрузки РЖД. Опережает их лишь каменный уголь – там четверть. Но уголь, как и минерально-строительные материалы, лесные грузы или металлические руды относится к низкодоходным грузам. А вот нефть, удобрения, зерно, сахар и чугун – второй, средний класс. В общем, нефть – с одной стороны – частый, с другой, относительно доходный груз.

 

Рис. Доля различных грузов в общей погрузке, 2012 год, %.

Источник: Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2012 год.

 

Кроме того, в 2012 году перевозка нефти и нефтепродуктов показала самый впечатляющую динамику: плюс 3,3% во внутренних сообщениях и плюс 3%–  в экспортных. Такому результату даже посвящен отдельный раздел в годовом отчете РЖД. Там сказано, что рост на 8,2 млн тонн связан с вводом в строй новых мощностей. На Куйбышевской железной дороге был запущен новый нефтеперерабатывающий завод ОАО «ТАНЕКО», объем перевозок по нему составил 4,5 млн тонн. Также были введены в эксплуатацию новые мощности по перевалке нефтеналивных грузов в Усть-Луге, рост погрузки в порт составил 5,9 млн тонн.

Правда, признаются в РЖД, «праздник» на этой улице может скоро закончиться. Слишком уж быстро развивается конкурирующий вид транспорта – трубопроводный. Например, в декабре 2012 года, на два года раньше срока, завершился второй этап строительства нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). И уже в 2013 году «Транснефть» стала уходить от использования железной дороги на этом маршруте. Предполагаемые потери РЖД от введения второй очереди ВСТО – 10-12 млн тонн недополученного груза в год.

Хотя есть и положительные тенденции. Растет добыча так называемой «вязкой нефти», ранее мало востребованной, развиваются газонефтехимические предприятия. Поэтому даже при сокращении перевозок сырой нефти транспортировка продукции газонефтехимии, сверхвязкой нефти и тяжелых битумов, а также высококачественного моторного топлива способны компенсировать нефтеперевозки и стать весьма перспективным сегментом.

 

Почему пришли холода?

Решение заморозить тарифы госмонополий было принято осенью 2013 года. Главная цель – снизить инфляцию. Считается, что монополии вносят в нее значительный вклад. По прогнозам, в 2014-м инфляция составит лишь 5% против 6,4-6,5%, ожидаемых по итогам 2013-го.

Из-за высокой инфляции в нашей стране остаются дорогими банковские кредиты, то есть она серьезно мешает развитию бизнеса. А поскольку в экономике России дела идут не очень хорошо, рост ВВП в 2013-м, похоже, не дотянет до 1,5%, власти готовы на экстраординарные меры, лишь бы простимулировать бизнес.

По расчетам Минэкономразвития, эффект от замораживания тарифов составит плюс 0,2% к росту ВВП. Без этого чиновники ждали бы по 2014 году плюс 2,8%, а так – рассчитывают на 3%.

Конечно, задумка встретила серьезное противодействие со стороны самих монополий, особенно РЖД. «Успокоить» госкомпанию удалось, лишь пообещав профинансировать часть ее проектов из Фонда национального благосостояния. Изначально предполагалось, что тарифы замораживаются вплоть до 1 июля 2015 года. Но сумеет ли правительство не поддаться давлению естественных монополий, большой вопрос. Другая проблема – в сокращении инвестпрограмм этих компаний, что в конечном счете может замедлить, а не простимулировать рост ВВП.

 

Информационное сообщение ФСТ России от 26.12.2013 г.

Федеральная служба по тарифам завершила работу по переходу на долгосрочное тарифное регулирование в сфере грузовых железнодорожных перевозок.

Правлением ФСТ России принято решение об установлении долгосрочных параметров индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на период до 2018 года.

С учетом принятых правительством Российской Федерации решений о сохранении в 2014 году тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на уровне 2013 года и последующей их ежегодной индексации в соответствии с показателями инфляции за год, предыдущий соответствующему году регулирования, параметры индексации тарифов на грузовые перевозки составят: в 2014 году – 0%, в 2015 году – 4,8%, в 2016 году – 4,9%, в 2017 году – 4,5%, в 2018 году – 4,1%.

Долгосрочная индексация тарифов распространяется на:

-         тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, выполняемые ОАО «РЖД», тарифицируемые по правилам и ставкам раздела 2 Прейскуранта № 10-01;

-         дополнительные сборы при грузовых железнодорожных перевозках, за услуги, выполняемые ОАО «РЖД», тарифицируемые по правилам и ставкам раздела 2 прейскуранта № 10-01;

-         тарифы за услуги по использованию инфраструктуры ОАО «РЖД», указанные в разделе 4 прейскуранта №10-01;

-         ставки «Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта» (Тарифное руководство № 2);

-         ставки «Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте» (Тарифное руководство № 3);

-         тарифы на перевозки специальных и воинских грузов железнодорожным транспортом общего пользования;

-         тарифы, сборы и плату за услуги, связанные с перевозкой грузов и предоставлением услуг инфраструктуры, выполняемые ОАО «АК «Железные дороги Якутии».

На первом этапе работы ФСТ России была разработана и утверждена методика расчета экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при определении долгосрочных индексов изменения тарифов, сборов и платы на услуги по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках.

Пресс-служба ФСТ России

 

Морские порты №10 (2013)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика