- Морские вести России

Бюллетень новостей №15 (22) 2012

Издательство

МОРСКИЕ ВЕСТИ РОССИИ

www.morvesti.ru

представляет:

 

БЮЛЛЕТЕНЬ НОВОСТЕЙ

№15(22) 2012 год

 

Главные темы:

-        Порты России в январе-июле увеличили грузооборот на 5%

-        В июле более 70% экспорта зерна было отправлено через малые порты

-        Рыболовные суда России могут неоднократно пересекать морскую госграницу по одному документу

-        Балтийский завод построит атомный ледокол нового поколения

-        Переход на 5-летнее планирование тарифов естественных монополий в РФ начнется с РЖД

 

ВЛАСТЬ

Минтранс России и РС подписали соглашение о признании в области освидетельствования судов, плавающих под госфлагом РФ

Соглашение предусматривает, что Регистр проводит освидетельствование судов, плавучих буровых установок и других плавучих сооружений, судовладельцев, материалов и изделий для судов с целью определения их соответствия применимым требованиям международных договоров Российской Федерации и требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также выдачу соответствующих свидетельств, говорится в сообщении пресс-службы Минтранса РФ.

Освидетельствование осуществляется, в том числе, и в отношении Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения (МКУБ) и Международного кодекса охраны судов и портовых средств (Кодекс ОСПС).

С подписанием Соглашения расторгнуты Соглашение между Департаментом морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации и Российским морским регистром судоходства по делегированию полномочий на услуги, выполняемые по поручению Администрации на судах, зарегистрированных в Российской Федерации (1995 г.) и Соглашение между Федеральной службой морского флота и Российским морским регистром судоходства о сертификации судоходных организаций и судов, зарегистрированных в Российской Федерации (1996 г.).

 

Россия присоединилась к международной конвенции о контроле за вредными противообрастающими системами на судах

Минтрансу поручено курировать процесс освидетельствования судов на предмет использования ими противообрастающих систем, которые соответствуют международным стандартам. Росморречфлот займется организацией работ по проверке судов на соответствие требованиям конвенции, сообщает пресс-служба правительства РФ.

Обрастание корпусов морских судов резко снижает их эксплуатационные характеристики – уменьшается скорость судна, увеличивается расход топлива, увеличиваются ремонтные расходы. Однако, из всех типов средств, которые применяют судовладельцы для предотвращения обрастания, некоторые обладают токсичными свойствами и негативно воздействуют на экологию. Международная конвенция, к которой присоединяется РФ, содержит список вредных противообрастающих систем и регулирует процесс использования этих средств на судах.

Присоединение России к международной конвенции позволит осуществлять контроль противообрастающих систем судов в портах вне зависимости от их флага.

 

Ведомства обсудят снижение тарифной нагрузки для угольщиков в условиях плохой конъюнктуры

Ведомства будут обсуждать более гибкую систему тарифообразования на транспортировку для угольных компаний, которые оказались в критической ситуации из-за падения цен на продукцию на фоне высоких расходов на железнодорожные перевозки, сообщил министр энергетики РФ Александр Новак.

«С сентября 2011 года по май 2012 года цена на энергетический уголь снизилась со $119 до $89 за тонну. Соответственно, если сегодня себестоимость добычи составляет порядка $30, плюс транспортировка порядка $40, перевалка в порту от $10 до $20, то (общая стоимость транспортировки) покрывает полностью $89 цены. То есть действительно на сегодняшний день ситуация критичная», – заявил А. Новак, выступая на совещании по развитию угольной промышленности.

«Мы хотели бы предложить варианты, которые бы позволили в том числе ОАО "РЖД" иметь возможность дифференцировать свою транспортную составляющую между отраслями и внутри прейскуранта», – сказал министр, не уточнив деталей этого предложения.

По словам министра, нужно создать условия для «маневра по тарифу» в транспортировке угля. Встреча на уровне Минэкономразвития, ФСТ, Минтранса и Минэнерго по этому вопросу уже состоялась, добавил А. Новак.

Министр транспорта Максим Соколов отметил, что по сути ОАО "РЖД" и так с нового года получит полномочия по установлению скидок к тарифам.

 

ПРОИСШЕСТВИЯ

Следователи нырнут за «Кольской»

Следователи, расследующие крушение платформы «Кольская», когда погибли 53 человека, готовят уникальную операцию в Охотском море: они опустят на глубину 1 км глубоководный робот, с помощью которого обследуют корпус буровой. Это исследование поможет установить точные причины трагедии. Аренда судна с глубоководным аппаратом обойдется бюджету почти в 1 млн рублей в день.

Как рассказали газете «Известия» источники, близкие к следствию, обследование СПБУ «Кольская» на дне Охотского моря запланировано на конец августа. Операция может продлиться две недели. В первую очередь следователи намерены проверить версию о некачественном ремонте «Кольской» незадолго до ее гибели.

 

Капитан порта Корсаков покончил жизнь самоубийством

Тело капитана сахалинского морского порта Корсаков, руководителя Федерального государственного учреждения «Администрация морских портов Сахалина» Евгения Чебакова, обнаружено ночью 10 августа 2012 года на катере «Адмирал», стоящем в этом порту. Смерть наступила от огнестрельного ранения груди, сообщает официальный представитель Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета России Наталья Салкина.

Начата процессуальная проверка. По предварительной версии мужчина покончил жизнь самоубийством. В настоящий момент устанавливаются все обстоятельства произошедшего, мотивы совершенного самоубийства. По результатам проведенной проверки будет принято процессуальное решение.
Евгений Чебаков более 30 лет проработал в Сахалинском морском пароходстве, из них 12 лет в должности капитана, в том числе капитана на дизель-электроходах паромной линии Холмск-Ванино.

 

МЧС: Число аварий с участием маломерных судов в России за год сократилось на треть

Всего 12 аварий с участием маломерных судов произошло на водных объектах России в этом году, что меньше показателя аналогичного периода прошлого года на 33%, сообщил представитель управления государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС РФ.

При авариях погибли десять человек, что на 41,2% меньше, чем в 2011 году.

По данным ГИМС, в настоящее время в России находятся на учете 1,514 миллиона маломерных судов, 1,055 миллиона из которых - моторные.

С начала 2012 года в субъектах РФ зарегистрировано 84,76 тысячи судов, что на 27,4% меньше показателя прошлого года.

 

ПОРТЫ

Порты России в январе-июле увеличили грузооборот на 5%

Грузооборот морских портов России за 7 месяцев 2012 года увеличился на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года до 318,9 млн т, говорится в сообщении Ассоциации морских торговых портов (АСОП).

Объем перевалки сухогрузов составил 143,4 млн т и вырос на 12,1%, в основном за счет: угля – 49,8 млн т (+9,2%), грузов в контейнерах – 24,7 млн т (+8,6%), черных металлов – 16,0 млн т (+8,4%), зерна – 12,8 млн т, грузов на паромах – 4,8 млн т (+24,5%), лесных – 3,7 млн т (+2,1%), цветных металлов – 2,5 млн т (+8,7%), металлолома – 2,2 млн т (+5,9%). Объем перевалки минеральных удобрений составил 5,9 млн т, что меньше на 15,8%, руды – 4,5 млн т (-8,2%), прочих навалочных грузов – 2,6 млн т (-5,9%), тарно-штучных – 3,0 млн т (-16,5%), рефрижераторных грузов – 2,0 млн т (-24,7%).

Объем перевалки наливных грузов составил 175,5 млн т, что меньше на 0,8%, в том числе: сырой нефти – 111,3 млн т (-2,9%), нефтепродуктов – 62,6 млн т (+1,9%).

Экспортных грузов перегружено 252,1 млн т, что на 9,0% больше аналогичного периода прошлого года. Сократилась перевалка импортных грузов на 6,6% до 25,4 млн т, за счет генеральных грузов и сахара, транзитных – на 10,9% до 25,8 млн т, каботажных – на 10,2% до 15,6 млн т, за счет снижения объемов перевалки сырой нефти. В то же время перевалка сухогрузов в каботаже выросла на 18,3% до 9,9 млн т.

 

В июле более 70% экспорта зерна было отправлено через малые порты

Доля двух крупнейших зерновых терминалов: Новороссийского зернового терминала, принадлежащего Новороссийскому морскому торговому порту (НМТП) и Новороссийского комбината хлебопродуктов (НКХП) в отгрузках зерна на экспорт в июле этого года составила около 23%. Это один из самых низких показателей за новейшую историю, отметил представитель одной из инфраструктурных компаний.

По данным «Русагротранса», всего через глубоководные порты Новороссийска в июле 2012 г. было отгружено 488 000 российского зерна, всего экспортировано зерновых, по данным Минсельхоза, за этот месяц было около 2,1 млн т зерновых. Для сравнения, годом ранее в июле 2011 г. экспорт из Новороссийская составлял 33%, а в течение года его доля не опускалась ниже 31%.

По словам Игоря Павенского, аналитика «Русагротранса», в ситуации неопределенности с ценами импортеры не решались контрактовать крупные партии, которые идут преимущественно через глубоководные порты и ждали. Кроме того, крупнейший покупатель российской пшеницы Египет, сделал большой перерыв в закупках. В то же время малые порты Юга России уже в начале сезона начали активно работать, отмечает Павенский. По словам эксперта, зерно прямо после уборки грузилось на машины и отправлялось в порты — поставщики в малых портах оперативно реагируют на ситуацию и, как видно, из цифр они существенно нарастили мощности, что было видно уже в прошлом сезоне. По прогнозу «Русагротранса», в августе через Новороссийские порты ожидается существенный прирост отгрузок.

 

Росморпорт объявило конкурс на строительство причала для ледокольного флота в порту Петербурга

ФГУП «Росморпорт» объявило конкурс на строительство причального комплекса для отстоя ледокольного флота в морском порту Санкт-Петербурга.

Причальный комплекс будет расположен в Угольной гавани морпорта Петербурга в районе морского перегрузочного комплекса по обработке контейнеров ЗАО «Первый контейнерный терминал» (ПКТ). Генподрядчик, согласно условиям тендера, должен будет выполнить дноуглубительные работы на акватории, а также работы по навигационно-гидрографическому обеспечению и охране окружающей среды.

Ранее директор Северо-Западного филиала ФГУП «Росморпорт» Сергей Пылин сообщал, что стоимость причала для ледоколов в Петербурге составит 1,5 млрд рублей. Он отмечал, что из этой суммы 1,4 млрд рублей выделит федеральный бюджет.

 

Минтранс предлагает построить в Усть-Луге терминал по перегрузке СУГ

Министерство транспорта РФ предлагает расширить морской порт Усть-Луга в целях строительства терминала по перегрузке сжиженных углеводородных газов (СУГ) мощностью до 4 млн т в год и базы обеспечивающего флота. Соответствующий проект распоряжения правительства РФ обнародован на сайте Минтранса.

Строительство морского порта Усть-Луга осуществляется в рамках государственного частного партнерства (ГЧП), курирует проект ОАО "Компания "Усть-Луга".

ОАО "Компания "Усть-Луга" образовано в 1992 г. для строительства нового морского торгового порта в Лужской губе Финского залива.

 

Порты Находки за семь месяцев перевалили 33,8 млн тонн грузов

На сухогрузы пришлось 20 млн 304,3 тыс тонн. Из них навалочные и насыпные - 15 млн 79,2 тыс тонн, из них каменный уголь, кокс, включая шихту и антрацит 14 млн 999,8 тыс тонн. Круглого леса перевалено 230,8 тыс тонн и пиломатериалов 89,9 тыс тонн.

Наливными грузами были сырая нефть и нефтепродукты, их отправлено из Находки 13 млн 569,3 тыс тонн. Из них нефти - 9 млн 000,4 тыс тонн, нефтепродуктов - 4 млн 568,9 тыс тонн.

На долю генеральных грузов пришлось 2 млн 749,6 тыс тонн: черные металлы - 2 млн 301,8 тыс тонн; цветные металлы - 290,6 тыс тонн. Остальное в номенклатуре генеральных грузов – металлолом, рефгрузы, ro-ro грузы, товарно-штучные и прочие грузы.

Грузов в контейнерах переработано 2 млн 154,8 тыс тонн, в TEU - 230 тыс 855 штук.

 

СУДОХОДСТВО

Рыболовные суда России могут неоднократно пересекать морскую госграницу по одному документу

Приказ об утверждении Административного регламента ФСБ РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на неоднократное пересечение государственной границы РФ российскими рыбопромысловыми судами, осуществляющими промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе России опубликован на сайте ведомства.

Предоставление услуги осуществляется пограничными органами по месту (порту) регистрации российского судна. Решение о выдаче разрешения или об отказе принимается в течение 5 рабочих дней в случае, если экипаж укомплектован только гражданами РФ, и 10 рабочих дней в остальных случаях. Срок оформления разрешения составляет 3 рабочих дня.

 

Судоходство на реке Енисей восстановлено

Судоходная ситуация на Енисее, где из-за плохой видимости и низкого уровня воды было прервано движение судов, нормализовалась; дожди обеспечили условия, необходимые для навигации, сообщили в пресс-службе Енисейского речного пароходства (ЕРП).

По данным пароходства, более 30 судов, остановившиеся в районе Осиновской системы и переката Пономаревские камни, продолжили движение.

В конце июля - начале августа густой дым от лесных пожаров и низкий уровень воды резко ухудшили навигационную обстановку на Енисее. Видимость на реке составила менее 500 - 1000 метров, а на отдельных участках и 200 метров. Согласно правилам плавания по внутренним водным путям, флоту работать при таких условиях запрещено.

В целях обеспечения своевременной доставки грузов и выполнения программы северного завоза, руководители пароходства приняли решение усилить вахтенную службу на судах ЕРП с выходом на вахту двух судоводителей. Эта мера позволяет без вынужденных простоев осуществлять навигацию на Енисее.

Флоту ЕРП необходимо еще завезти в Северные районы Красноярского края и Норильский промышленный район более 1,1 миллиона тонн грузов - это порядка 30% от общего объема перевозок в навигацию 2012 года.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

Балтийский завод построит атомный ледокол нового поколения

ФГУП «Атомфлот» 3 июля 2012 года объявило конкурс на строительство головного ледокола проекта 22220 с атомной энергетической установкой нового типа РИТМ-200.

Сумма контракта - 36,959 млрд рублей.

Единственным участником, чья заявка была допущена к конкурсу, оказалось ООО «Балтийский завод - судостроение». Поэтому, согласно законодательству, 3 августа конкурс был признан несостоявшимся, а его единственный участник объявлен исполнителем контракта.

По условиям контракта ООО «Балтийский завод - судостроение» должно в срок до 30 декабря 2017 года построить ледокол «под ключ» и поставить его к причалу ФГУП «Атомфлот» в Мурманске. Согласно утвержденному графику, закладка ледокола на стапеле запланирована на ноябрь 2013 года, спуск на воду - на ноябрь 2015 года.

Ледокол ЛК-60 проекта 22220 станет самым большим и самым мощным ледоколом в мире. Его длина составит 173,3 м, ширина - 34 м, осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 м, минимальная рабочая осадка - 8,55 м.

Водоизмещение достигнет 33,54 тыс. тонн. На ледоколе предусмотрена двухреакторная энергетическая установка с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

 

ИНВЕСТИЦИИ

Инвесторы Ростовского универсального порта создадут консорциум

Инвесторы Ростовского универсального порта планируют объединиться в консорциум до конца лета. Согласно сообщению, на проведенном главой регионального минтранса Дживаном Вартаняном совещании, где был рассмотрен вопрос строительства железнодорожного пути от припортовой станции к грузовым районам Ростовского универсального порта, Лещенко заверил, что в ближайшее время – до конца лета – все организационные моменты для объединения инвесторов будут завершены.

Напомним, ранее Главгосэкспертиза России дала положительное заключение на возведение объектов федеральной собственности мультимодального логистического узла – припортовой железнодорожной станции и автомобильной развязки на западном подъезде к Ростову. На их проектирование из федерального бюджета было израсходовано более 250 млн руб. На строительство этих объектов федеральный бюджет будет направлено порядка 3 млрд руб. Завершить работы планируется в 2015 г.

 

СУЭК заплатила за 25% акций Мурманского порта 3,136 млрд руб.

Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) заплатила за 24,9% акций Мурманского морского торгового порта (ММТП), купленных в феврале 2012г., 3,136 млрд руб. Об этом говорится в отчете компании.

Кроме того, правительство РФ приняло решение приватизировать до 25,5001% уставного капитала ОАО "Мурманский морской торговый порт" (ММТП). Соответствующее распоряжение 17 апреля 2012 г. подписал премьер-министр Владимир Путин. Затем Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разрешила ОАО "СУЭК" приобрести 25,08% акций ММТП.

ММТП сообщал, что 47,65% акций порта принадлежит компаниям Montague Management Limited (16,2%), Roman Capital Holdings Ltd. (12,68%) и Mollie ventures corp (18,68%). Государству принадлежит 25,5% акций порта.

 

Стивидорные компании могут получить право финансировать строительство портовой инфраструктуры

Минтранс РФ предлагает разрешить Росморречфлоту заключать со стивидорными компаниями концессионные соглашения о строительстве портовой инфраструктуры (берегозащитных сооружений, молов, причалов и др.) и договоры о ее последующей аренде.

До этого стивидорные компании заключали с государственным «Росморпортом» только инвестиционные соглашения. По ним «Росморпорт» обязуется построить берегозащитные сооружения, причалы, молы, а стивидор – остальную инфраструктуру терминала. В качестве примеров такого сотрудничества «Росморпорт» приводит строительство зернового терминала в порту Туапсе мощностью 2 млн т (инвестор – UCL Ports), терминала по перевалке нефтепродуктов в том же порту мощностью 7 млн т в год (инвестор – «Роснефть»). При этом вложения государства в несколько раз ниже частных инвесторов. К примеру, «Роснефть» вложила в строительство своего терминала в порту Туапсе 4,8 млрд руб., «Росморпорт» – 900 млн руб., говорится на сайте госкомпании.

При этом инвестор не может арендовать инфраструктурные объекты.

 

СМЕЖНИКИ – РЖД

Переход на 5-летнее планирование тарифов естественных монополий в РФ начнется с РЖД

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам начать работу над переходом от трехлетнего к пятилетнему планированию тарифов естественных монополий и в качестве пилотного проекта подготовить пятилетний прогноз роста тарифов ОАО "РЖД".

Замминистра экономического развития Андрей Клепач отметил, что переход к долгосрочному планированию тарифов является правильным подходом, однако вопрос необходимо решать не только применительно к железным дорогам, но в более широком контексте – планировать долгосрочный тариф на электроэнергию, газ, железнодорожные перевозки.

Он напомнил, что к концу года Минэкономразвития должно представить в правительство долгосрочный прогноз социально-экономического развития страны, и отметил, что в этом прогнозе можно перейти к более долгосрочному планированию тарифов.

Клепач считает, что полностью на пятилетнее планирование тарифов можно перейти не раньше 2014 года, так как понадобится год на реорганизацию нормативной базы в связи с введением единого тарифа на железнодорожные перевозки в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Кроме того, правительство должно принять долгосрочный прогноз развития экономики, на основе которого, по мнению замминистра, можно будет подготовить пятилетние планы индексации тарифов.

 

Выгрузка вагонов в портах Дальнего Востока остается неудовлетворительной – ДВЖД

Выгрузка вагонов в портах Дальнего Востока остается неудовлетворительной, сообщила служба корпоративных коммуникаций Дальневосточной железной дороги.

По данным региональной дирекции управления движением, на 10 августа всего на ДВЖД отставлено от движения 87 поездов (около 5 тыс. вагонов) с разными грузами.

При норме 2,5 тыс. вагонов, фактически на полигоне дороги находится 3546 вагонов с углем назначением на станцию Находка-Восточная в адрес ОАО «Восточный порт». Отставлено от движения 10 поездов (2 на ППК-1 и 8 на ППК-3). При нормативе 900 вагонов, в соответствии с установленной перерабатывающей способностью порта, среднесуточная выгрузка составляет лишь 717 вагонов.

В службе корпоративных коммуникаций отметили, что крайне напряженной по-прежнему остается ситуация с выгрузкой угля в порту Посьет. На дороге «брошено» 19 поездов (1044 вагона) назначением в этот порт. При норме 275 фактически среднесуточно выгружается максимум 195 вагонов, а план портовиков на сегодня составляет всего 200 вагонов. В связи с этим погрузка с Нерюнгри ограничена до 2-х маршрутов в сутки.

Из-за невыполнения нормативов выгрузки на станции Дземги и на подходах к ней простаивает 10 поездов (606 вагонов) с сырой нефтью. При норме наличия 800 вагонов, по факту сегодня на дороге находится 1230 вагонов с данным видом груза. Среднесуточная норма выгрузки составляет 320 вагонов, а выгружается 233.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также с сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ИТАР-ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

 

Подписаться на газету и журналы издательств «Морские вести России» можно:

 

Через редакцию

Телефоны: (495) 366-62-55, (495) 365-47-22

Подписка: (495) 365-47-22 podpiska@morvesti.ru.

 

Или через подписное агентство

Подписной индекс в каталоге Агентства «Роспечать» для России, стран СНГ

газета «Морские вести России»

32565

журнал «Морские порты»

47766

журнал «Морской флот»

70550

журнал «Международный экспедитор»

47767

журнал «Транспортное дело России»

36871

журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы»

79423

 

Справка. Издательство «Морские вести России» отметило в прошлом году 15 лет. Издает одноименную газету, журналы «Морские порты», «Международный экспедитор», «Транспортное дело России». С 2011 года на базе издательства выпускается журнал «Морской флот».

В этом году информационно-аналитический журнал «Морские порты» отмечает свое 15-летие. Журнал «Морские порты» издательства «Морские вести России» самый профессиональный информационный источник о состоянии, перспективах и проблемах портового бизнеса Российской Федерации. Его издатель - Ассоциация морских торговых портов (АСОП), ФГУП «Росморпорт», выходит при поддержке Росморречфлота. Подписавшись на журнал «Морские порты», Вы будете в курсе событий в отрасли!

В 2011 году выпущен справочник «Речные порты и внутренние водные пути 2011», который можно приобрести в издательстве.

В 2012 году готовится к выходу 5-й юбилейный выпуск федерального бизнес-справочника «Морские порты России 2012». Принимаются заявки на размещение деловой, рекламной информации и на подписку справочника. Выход справочника состоится 1 октября с.г.


Возврат к списку