Транспортное дело России
Журнал «Транспортное дело России» является научным изданием с многолетней историей. Журнал зарегистрирован в 1998 году, Свидетельство о регистрации средства массовой информации № 017611 от 19 мая 1998 г.
С 2003 года журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (Перечень ВАК).
Формат журнала А-4, печать черно-белая, тираж 1000 экземпляров, режим выхода один раз в два месяца, всего 6 выпусков в год.
ISSN 2072 - 8689
Распространение производится по подписке в редакции, а также по каталогу Агентства Роспечать (подписной индекс 36871).
Содержание №3 (160) (2022)
Экономика
УДК 658:338
DOI 10.52375/20728689_2022_3_3
Обоснование значимости целевых метрик и способа их расчета для оценки рейтинга железных дорог
В статье рассматриваются методические вопросы и задачи обоснования значимости параметров интегрального коэффициента эффективности структурных подразделений транспортного холдинга. Уровень выполнения стратегических целей ОАО «РЖД».
Ключевые слова: рейтинг железных дорог, эффективность деятельности, транспорт, целевые метрики, значимость показателя, ключевые показатели эффективности деятельности.
Авилова Н.Д., старший преподаватель кафедры «Международный финансовый и управленческий учет», ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», e-mail: avilova_nata@mail.ru
Substantiation of the significance of target metrics and the method of their calculation for assessing the rating of railways
The article deals with the methodological issues and tasks of substantiating the significance of the parameters of the integral coefficient of effectiveness of structural subdivisions of the transport holding company. The level of fulfillment of the strategic objectives of JSC «Russian Railways».
Keywords: rating of railroads, performance, transport, target metrics, significance of the indicator, key performance indicators.
Avilova N., Senior Lecturer, International Financial and Management Accounting chair, FSAEI HE «Russian University of Transport», e-mail: avilova_nata@mail.ru
Экономика
УДК 330.32
DOI 10.52375/20728689_2022_3_6
Финансы современных организаций
В сформированном в статье материале представлена авторская интерпретация инструментария по оценке показателей качества оперирования финансами юридических лиц, отвечающая требованиям современной хозяйственной конъюнктуры, включающего в себя методики расчета искомых статических (результативности и затратности) и динамических (изменение результата и изменение затрат) показателей.
Ключевые слова: организации, финансы, современная хозяйственная конъюнктура, статические и динамические показатели.
Ильин С.Ю., к.э.н., доцент департамента «Менеджмент и инновации», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», e-mail: i.sergey777@gmail.com
The finance of modern organizations
The material formed in the article presents the author’s interpretation of the tools for assessing the quality indicators of operations finance of legal entities, that meet the requirements of modern economic conjuncture, including methods for calculating the desired static (result-effectiveness and expenses-effectiveness) and dynamic (change of result and change of expenses) indicators.
Keywords: organizations, finance, modern economic conjuncture, static and dynamic indicators.
Ilyin S., Ph. D., associate professor of the Management and Innovation chair, FSEBU HE « Financial University under the Government of the Russian Federation», e-mail: i.sergey777@gmail.com
Экономика
УДК 338.24
DOI 10.52375/20728689_2022_3_8
Развитие новой национальной модели устойчивого развития хозяйствующих субъектов: необходимость перехода от ESG к EMСESG
Представлены результаты обоснования путей дальнейшего совершенствования новой национальной модели устойчивого развития хозяйствующих субъектов EMESG, включающей направления экономического развития, рыночного развития, экологического развития, социального развития и управленческого развития, предлагаемой взамен менее актуальной европейской модели устойчивого развития ESG в части дополнительного учета составляющей адаптации к климатическим изменениям (climate change) – EMСESG, поскольку составляющая климатической адаптации (С) выступает связующим звеном в системе устойчивого развития экономического базиса (EM) и социальной надстройки (ESG) общества. Показано, что адаптация к набирающим интенсивность климатическим изменениям на территории России, занимающей 1/7 часть общей обитаемой суши на планете, где средняя температура растет в 2,5 раза быстрее, чем в среднем на Земле, является неотъемлемой частью комплексного устойчивого развития хозяйствующих субъектов. Сформулированы задачи последующего развития усовершенствованный вариант модели устойчивого развития хозяйствующих субъектов EMСESG.
Ключевые слова: развитие, новая национальная модель, устойчивое развитие, хозяйствующие субъекты, необходимость перехода, ESG, EMСESG.
Тебекин А.В., д.т.н., д.э.н., профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры Менеджмента Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, профессор кафедры Социокультурного проектирования и развития территорий Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, e-mail: Tebekin@gmail.com
Кущ А.И., директор Департамента международного сотрудничества и климатических изменений Минприроды России
Ломакин О.Е., д.э.н., к.т.н., ректор ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов», e-mail: rector@ipkmeteo.ru
Development of a new national model of sustainable development of business entities: the need to move from ESG to EMСESG
The results of the substantiation of ways to further improve the new national model of sustainable development of economic entities EMESG, including the directions of economic development, market development, environmental development, social development and management development, proposed to replace the less relevant European model of sustainable development ESG in terms of additional consideration of the component of adaptation to climate change, are presented. (climate change) - EMСESG, since the component of climate adaptation (C) acts as a link in the system of sustainable development of the economic base (EM) and social superstructure (ESG) of society. It is shown that adaptation to the increasing intensity of climate change in Russia, which occupies 1/7 of the total inhabited land on the planet, where the average temperature is growing 2.5 times faster than the average on Earth, is an integral part of the integrated sustainable development of economic entities. The tasks of the subsequent development of an improved version of the model of sustainable development of economic entities EMСESG are formulated.
Keywords: development, new national model, sustainable development, business entities, need for transition, ESG, EMСESG.
Tebekin A., Doctor of Technical Sciences, Doctor of Economics, Professor, Honorary Worker of Science and Technology of the Russian Federation, Professor of the Department of Management of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Professor of the Department of Sociocultural Design and Development of Territories of the Moscow State University named after M.V. Lomonosov, e-mail: Tebekin@gmail.com
Kushch A., Director of the Department of International Cooperation and Climate Change of the Ministry of Natural Resources of Russia
Lomakin O., Doctor of Economics, Candidate of Technical Sciences, Rector of FGBOU DPO «Institute for advancing the qualification of leading workers and specialists», e-mail: rector@ipkmeteo.ru
Экономика
УДК 338.22.021.4
DOI 10.52375/20728689_2022_3_17
Совершенствование взаимодействия органов государственного регулирования и предприятий воздушного транспорта и авиационной промышленности в целях эффективного развития гражданской авиации
Статья посвящена вопросам совершенствования взаимодействия органов государственного регулирования воздушного транспорта и авиационной промышленности на основе системного анализа организации регулирования, взаимодействия, а также положений, функций и задач Министерства промышленности и торговли и Министерства транспорта Российской Федерации, в результате чего выявлены неполнота необходимых функциональных связей и решаемых совместных задач. В статье представлены предложения по созданию специализированного экспертно-аналитического центра развития гражданской авиации для совершенствования функциональных связей между органами государственного регулирования и предприятий воздушного транспорта и авиационной промышленности в целях эффективного развития гражданской авиации. Для обеспечения эффективности создания и реализации проектов разработки, производства и эксплуатации современной авиационной техники рассмотрено применение концепции стоимости жизненного цикла с применением PBL-стратегии.
Ключевые слова: воздушный транспорт, авиационная промышленность, жизненный цикл авиационной техники, PBL-стратегия, лимитная цена авиационной техники.
Фридлянд А.А., д.э.н., к.т.н., профессор, директор Научного центра, Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации, e-mail: info@aeroprogress.ru
Гязова М.М., к.э.н., доцент кафедры «Инновационная экономика, финансы и управление проектами», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), e-mail: mgyazova@gmail.com
Improving interaction of state regulation bodies and air transport enterprises and aviation industry for the purposes of effective development of civil aviation
The article is devoted to the issues of improving the interaction between state regulation bodies of air transport and the aviation industry based on a systematic analysis of the organization of regulation, interaction, as well as the provisions, functions and tasks of the Ministry of Industry and Trade and the Ministry of Transport of the Russian Federation, as a result of which the incompleteness of the necessary functional relationships and joint tasks. The article presents proposals for the creation of a specialized expert and analytical center for the development of civil aviation to improve the functional relations between state regulatory bodies and enterprises of air transport and the aviation industry in order to effectively develop civil aviation. To ensure the effectiveness of the creation and implementation of projects for the development, production and operation of modern aviation equipment, the application of the concept of life cycle cost using the PBL strategy is considered.
Keywords: Air transport, aviation industry, life cycle of aviation equipment, PBL strategy, limit price of aviation equipment.
Fridlyand A., Doctor of Economics, Professor, Director of the Scientific Center, State Research Institute of Civil Aviation, e-mail: info@aeroprogress.ru
Gyazova M., Ph.D., Associate Professor of the Innovative Economics, Finance and Project Management chair, Moscow Aviation Institute (National Research University), e-mail: mgyazova@gmail.com
Экономика
УДК 33
DOI 10.52375/20728689_2022_3_21
Ранжирование рисков устойчивого развития компании и их источников
В статье основное внимание уделено формированию границ областей, относящихся к критическим, допустимым и слабым рискам.
Ключевые слова: изменение факторов среды, финансово-экономическая неустойчивость бизнеса, финансово-экономическая устойчивость, риски изменения, запасы финансово-экономической устойчивости.
Романова А.Т., профессор, д.э.н., заведующий кафедрой «Международный бизнес» ИМТК ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», e-mail: tribenerg@gmail.com
Ермакова Е.В., аспирант, ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», e-mail: ermakovae@rambler.ru
Ranking of the company’s sustainability risks and their sources
The article focuses on the formation of boundaries of areas related to critical, acceptable and weak risks.
Keywords: changes in environmental factors, financial and economic instability of business, financial and economic stability, risks of change, reserves of financial and economic stability.
Romanova A., Professor, Doctor of Economics, Head of the International Business chair, FSAEI HE «Russian University of Transport», e-mail: tribenerg@gmail.com
Ermakova E., the post-graduate student, Russian University of Transport, e-mail: ermakovae@ rambler.ru
Экономика
УДК 338.1
DOI 10.52375/20728689_2022_3_23
Взаимосвязь жизненных циклов при разработке продукции военного назначения
В данной статье представлен перечень основных видов жизненных циклов, используемых при реализации высокотехнологичной продукции. Определена взаимосвязь между жизненными циклами на основе матрицы нечетких множеств. Выявлена связь между стадиями и экономическими показателями. На основе нечеткой композиции сделаны выводы по важности каждого вида жизненного цикла в зависимости от экономических параметров.
Ключевые слова: персонал, предприятие, поставщик, матрица, потребитель высокотехнологичная продукция, жизненный цикл.
Красникова А.С., к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент», ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (МГТУ им. Н.Э. Баумана), e-mail: krasnikovaas@bmstu.ru
Interrelation of life cycles in the development of military products
This article presents a list of the main types of life cycles used in the implementation of high-tech products. The relationship between life cycles is determined based on the matrix of fuzzy sets. The relationship between the stages and economic indicators is revealed. Based on the fuzzy composition, conclusions are drawn on the importance of each type of life cycle, depending on economic parameters.
Keywords: personnel, enterprise, supplier, matrix, consumer high-tech products, life cycle.
Krasnikova A., Ph.D., assistant professor of the Management chair, FSBEI HE «Moscow State Technical University named after Bauman», e-mail: krasnikovaas@bmstu.ru
Экономика
УДК 338.28
DOI 10.52375/20728689_2022_3_27
Исследование оптимального расположения в регионах РФ лесопромышленного комплекса
Работа посвящена вопросу оценки заранее выбранных точек на карте региона на предмет возможности в них открытия лесопромышленного комплекса для производства, логистики конечных товаров до потребителей. Критерием выбора региона из списка, где выбраны точки, стал показатель прибыли после расчета всех рассматриваемых показателей предприятия включая объемы производства, логистику товаров до потребителей, формирование цепочек поставок и ценовой политики. По результатам апробации 9 регионов РФ сделан вывод о том, что наилучшими являются Бурятия и Иркутская область.
Ключевые слова: региональная экономика, лесопромышленное производства, логистика, цепочки поставок, прибыль, ценовая политика, математическое моделирование.
Мазелис Л.С., д.э.н., доцент, заведующий кафедры «Математика и моделирование», ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», e-mail: rafassiaofusa@gmail.com
Рогулин Н.С., лаборант департамента программной инженерии и искусственного интеллекта, ФГАОУ ВО «Дальневосточный Федеральный Университет», e-mail: rogulin.ns@students.dvfu.ru
Павлюк Р.С., лаборант департамента программной инженерии и искусственного интеллекта, ФГАОУ ВО «Дальневосточный Федеральный Университет», e-mail: Pavlyuk.rs@students.dvfu.ru
Study of the optimal location of the forest industrial complex in the regions of the Russian Federation
The work is devoted to the issue of assessing pre-selected points on the map of the region for the possibility of opening a timber industry complex in them for production, logistics of final goods to consumers. The criterion for choosing a region from the list where points were selected was the profit indicator after calculating all the indicators of the enterprise under consideration, including production volumes, logistics of goods to consumers, the formation of supply chains and pricing policy. Based on the results of testing 9 regions of the Russian Federation, it was concluded that Buryatia and the Irkutsk region are the best.
Keywords: regional economy, timber industry, logistics, supply chains, profit, pricing policy, mathematical modeling.
Mazelis L., Doctor of Economics, assistant professor, head of the Mathematics and Modeling chair, FSBEI HE «Vladivostok State University of Economics and Service», e-mail: rafassiaofusa@gmail.com
Rogulin N., laboratory assistant of the department of software engineering and artificial intelligence, FSAEI HE «Far Eastern Federal University», e-mail: rogulin.ns@students.dvfu.ru
Pavluyk R., laboratory assistant of the department of software engineering and artificial intelligence, FSAEI HE «Far Eastern Federal University», e-mail: Pavlyuk.rs@students.dvfu.ru
Экономика
УДК 004.9
DOI 10.52375/20728689_2022_3_30
Влияние на работоспособность оператора в системе человек-машина уровня нагрузки I категори работы с ПЭВМ: эргономические факторы
Влияние на работоспособность оператора в системе человек-машина уровня нагрузки I категории работы с ПЭВМ рассматривались по показателям вариабельности кардиоинтервалов и кафистной активной ортостатической пробы.
Влияние трудоемкости IT- технологий на оператора в системе человек-машина, оценка его работоспособности и влияния на машинную систему по физиологическим показателям привели к использованию направления вариабельности кардиоинтервалов, как средсва оценки процессов гиберсистемы с участием человека.
Актуальность вопроса. Широкомасштабное использование IT- технологий в экономике страны обусловило актуальность оценки состояния оператора и его работоспособности с использованием дистанционных мобильных информационных систем оценки физиологических показателей по вариабельности кардиоинтервалов.
Предмет исследования. Физиология и эргономика.
Объект исследования. Оператор в системе человек-машина.
Методология. Были использованы методы: матстатистики, вариабельности кардиоинтервалов, эргономики, санитарии, физиологии, спектрального анализа и другие.
Научная новизна. Выявлены коэффициенты изменений показателей вариабельности кардиоинтервалов для I категорий работы с персональной электронной вычислительной машиной (ПЭВМ).
Практическая значимость. Матрица коэффициентов изменений показателей вариабельности кардиоинтервалов для I категорий работы с ПЭВМ позволяет прогнозировать адаптационные возможности физиологической нейросети оператора к условиям системы человек-машина.
Выводы. Разработана модель изменений показателей вариабельности кардиоинтервалов для оператора в системе человек-машина при I категории работы с ПЭВМ.
Разработана модель коэффициентов изменений показателей вариабельности кардиоинтервалов для оператора в системе человек-машина при I категории работы с ПЭВМ.
Предложена модель прогноза изменений физиологических показателей для оператора в системе человек-машина при I категории работы с ПЭВМ.
Ключевые слова: нагрузка, оператор, вариабельность, кардиоинтервалы, физиология, эргономика.
Микита Г.И., к.т.н., доцент, ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (МГТУ им. Н.Э. Баумана), e-mail: gim_2018@bk.ru
Щиголь Б.И., ассистент, Российский университет дружбы народов, e-mail: schigol1992@gmail.com
Морозов С.В., к.т.н., доцент, ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет», e-mail: morser777@yandex.ru
Influence on the work capability of the operator in the man-machine system of the level of load I of the category of work with a PC: ergonomic factors
The impact on the operator’s performance in the human-machine system of the load level of the I category of work with a PC was considered in terms of the variability of cardio intervals and the kafist active orthostatic test.
The impact of the labor intensity of IT technologies on the operator in the human-machine system, the assessment of his performance and the impact on the machine system in terms of physiological indicators led to the use of the direction of variability of cardio intervals as a means of assessing the processes of the hybersystem with human participation.
The relevance of the issue. The large-scale use of IT technologies in the country’s economy has determined the relevance of assessing the state of the operator and his performance using remote mobile information systems for assessing physiological parameters according to the variability of cardio intervals.
Subject of study. Physiology and ergonomics.
Object of study. The operator in the system man-machine.
Methodology. Methods were used: mathematical statistics, variability of cardio intervals, ergonomics, sanitation, physiology, spectral analysis, and others.
Scientific novelty. The coefficients of changes in the indicators of variability of cardiointervals for I categories of work with a personal electronic computer (PC) were revealed.
Practical significance. The matrix of coefficients of changes in the indicators of variability of cardio intervals for I categories of work with a PC allows you to predict the adaptive capabilities of the operator’s physiological neural network to the conditions of the human-machine system.
Conclusions. A model of changes in the indicators of variability of cardio intervals for an operator in the human-machine system with the first category of work with a PC has been developed.
A model of the coefficients of changes in the indicators of variability of cardio intervals for an operator in the human-machine system with the first category of work with a PC has been developed.
A model for predicting changes in physiological parameters for an operator in the human-machine system with the first category of work with a PC is proposed.
Keywords: load, operator, variability, cardio intervals, physiology, ergonomics.
Mikita G., Ph.D., associate professor, FSBEI HE «Moscow State Technical University named after Bauman», e-mail: gim_2018@bk.ru
Schigol B., assistant, RUDN University, e-mail: schigol1992@gmail.com
Morozov S., Ph.D., associate professor, FSBEI HE «Bryansk State Technical University», e-mail: morser777@yandex.ru
Экономика
УДК 33
DOI 10.52375/20728689_2022_3_33
Меры налоговой поддержки IT-отрасли в условиях антироссийских санкций
В работе анализируются особенности применения и эффективность мер налоговой поддержки IT-отрасли («обнуление» ставки по налогу на прибыль, освобождение от НДС при передаче исключительных прав, упрощение налогового администрирования и т. д.), а также обязательные условия получения налоговых льгот. Делаются выводы о необ-ходимости повышения эффективности и адресности мер налоговой поддержки организаций IT-отрасли.
Ключевые слова: антироссийские санкции; налоговая поддержка; налог на добавлен-ную стоимость; налог на прибыль; IT-отрасль.
Бубнов А.В., к.э.н., начальник отдела камерального контроля НДФЛ и СВ № 2 УФНС России по Ульяновской области
IT industry tax support measures in the context of Anti-Russian sanctions
The work analyzes the peculiarities of the application and effectiveness of tax support measures for the IT industry («zeroing» the income tax rate, exemption from VAT when transfer-ring exclusive rights, simplifying tax administration, etc.), as well as the mandatory conditions for obtaining tax benefits. Conclusions are drawn about the need to increase the efficiency and target-ing of tax support measures for IT-industry organizations.
Keywords: Anti-Russian sanctions; tax support; value-added tax; income tax; IT-industry.
Bubnov A., Ph.D., Head of the Department of the Federal Tax Service of Russia for the Ulyanovsk region
Экономика
УДК 332.146.2
DOI 10.52375/20728689_2022_3_36
Оптимизация процессов развития производственно-отраслевой сферы экономики региона
В научной статье освещаются основные проблемы оптимизационных процессов развития производственно-отраслевой сферы экономики региона. Анализируются инфраструктурные параметры эволюции материального производства и совершенствование технологии оптимизации экономики проблемных регионов СКФО. При этом целью исследования является изучение теоретических и практических основ отраслей экономической инфраструктуры с позиции системного управления на современном этапе. Вместе с тем по результатам проведенного исследования определены приоритетные направления и сделаны значимые научные выводы, гипотезы и рекомендации, которые позволят использовать концептуальный подход совершенствования системного управления отраслей экономики проблемных регионов СКФО на основе научной и практической точек зрения.
В ходе проведенного исследования использованы методы научного познания, системный анализ, экономико-статистические методы, сравнение и модели, тенденции развития. И в этой связи обоснована необходимость и значимость исследования при формировании и эволюции отраслей экономики проблемных регионов СКФО с учетом территориального аспекта и рыночных отношений. В рамках проблемы определены область использования результатов анализа, в частности, они могут быть применены при прогнозировании развития предприятий и организаций отраслей экономики проблемных регионов СКФО и страны с учетом особенности региона современных вызовов и инновационных процессов, а также при разработке стратегии социально-экономического развития субъектов СКФО на долгосрочную перспективу.
Ключевые слова: экономика, оптимизационные процессы, исследование, производственно-отраслевая сфера, развитие.
Гасанов М.А., д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Дагестанский федеральный исследовательский центр Российской академии наук Институт социально-экономических исследований, почетный академик Российской академии транспорта, e-mail: aida3259@mail.ru
Optimization of the development processes of the industrial and industrial sphere of the regional economy
The scientific article highlights the main problems of optimization processes for the development of the production and sectoral sphere of the regional economy. The infrastructural parameters of the evolution of material production and the improvement of the technology for optimizing the economy of the problem regions of the North Caucasus Federal District are analyzed. At the same time, the purpose of the study is to study the theoretical and practical foundations of economic infrastructure sectors from the standpoint of system management at the present stage. At the same time, based on the results of the study, priority areas were identified and significant scientific conclusions, hypotheses and recommendations were made, which will allow using a conceptual approach to improve the system management of the economic sectors of the problem regions of the North Caucasus Federal District based on scientific and practical points of view. In the course of the study, methods of scientific knowledge, system analysis, economic and statistical methods, comparison and models, development trends were used. And in this regard, the necessity and significance of the study in the formation and evolution of economic sectors of the problem regions of the North Caucasus Federal District, taking into account the territorial aspect and market relations, is substantiated. Within the framework of the problem, the scope of using the results of the analysis is determined, in particular, they can be applied in predicting the development of enterprises and organizations of the sectors of the economy of the problem regions of the North Caucasus Federal District and the country, taking into account the peculiarities of the region of modern challenges and innovation processes, as well as in developing a strategy socio-economic development of the subjects of the North Caucasus Federal District in the long term.
Keywords: economics, optimization processes, research, industrial sector, development.
Gasanov M., Doctor of Economics, Professor, Leading Researcher Federal State Budgetary Institution of Science Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences Institute of Socio-Economic Research, Honorary Academician of the Russian Academy of Transport, e-mail: aida3259@mail.ru
Управление
УДК 656.2:378.4
DOI 10.52375/20728689_2022_3_40
Приоритеты развития магистральной инфраструктуры и модернизации транспортно-экономического образования в условиях геополитических рисков
В статье рассматриваются современные проблемы оценки влияния изменяющейся экономической конъюнктуры рынков и геополитических рисков на стратегические решения по модернизации магистральной инфраструктуры, процессы импортозамещения и вопросы повышения конкурентоспособности и эффективности отраслевого экономического образования. Особое внимание уделено методам и моделям современного образования в условиях влияния новых рисков, связанных с последствиями пандемии, миграционными процессами в сочетании с негативным внешним влиянием геополитической напряженности.
Ключевые слова: инфраструктура, транспорт, экономическая конъюнктура, геополитические риски, отраслевое образование, транспортное образование.
Терешина Н.П., д.э.н., профессор, ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта»
Подсорин В.А., д.э.н., профессор, ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта»
Priorities for the development of the main infrastructure and modernization of the transport and economic education in conditions of geopolitical risks
The article deals with modern problems of assessing the impact of changing economic market conditions and geopolitical risks on strategic decisions on the modernization of the main infrastructure, import substitution processes and issues of increasing the competitiveness and efficiency of sectoral economic education. Particular attention is paid to the methods and models of modern education under the influence of new risks associated with the consequences of the pandemic, migration processes, combined with the negative external influence of geopolitical tensions.
Keywords: infrastructure, transport, economic situation, geopolitical risks, industry education, transport education.
Tereshina N., Doctor of Economics, professor, FSAEI HE «Russian University of Transport»
Podsorin V., Doctor of Economics, professor, FSAEI HE «Russian University of Transport»
Управление
УДК 656
DOI 10.52375/20728689_2022_3_43
Основные этапы развития пассажирских перевозок в Российской Федерации
В статье рассмотрены особенности функционирования пассажирского железнодорожного комплекса в Российской Федерации, приведены исторические этапы развития пассажирских железнодорожных перевозок, отмечены основные мероприятия и задачи реформы железнодорожного транспорта, анализированы ключевые показатели работы пассажирского комплекса: пассажирооборот, количество отправленных пассажиров, средняя дальность перевозки, определены основные тенденции инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, пассажирские перевозки, пассажирооборот, пассажиры.
Подсорин В.А., д.э.н., профессор ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта»
Соловьёв А.С., аспирант, ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта»
Булахова П.А., аспирант, ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта»
Main stages of passenger traffic development in the Russian Federation
The article discusses the features of the functioning of the passenger railway complex in the Russian Federation, gives the historical stages in the development of passenger rail transportation, notes the main activities and tasks of the railway transport reform, analyzes the key performance indicators of the passenger complex: passenger turnover, the number of passengers sent, the average transportation distance, identifies the main trends of innovative development of passenger rail transportation.
Keywords: railway transport, passenger traffic, passenger turnover, passengers.
Podsorin V., Doctor of Economics, professor, FSAEI HE «Russian University of Transport»
Solovev A., the post-graduate student, FSAEI HE «Russian University of Transport»
Bukhanova P., the post-graduate student, FSAEI HE «Russian University of Transport»
Управление
УДК 657.1.012
DOI 10.52375/20728689_2022_3_48
Проблемы применения новых федеральных стандартов по учету основных средств и капитальных вложений в транспортных компаниях
Реформирование бухгалтерского учета в Российской Федерации связано с гармонизацией национальных и международных стандартов финансовой отчетности. Статья посвящена проблемам, возникающим при применении новых федеральных стандартов в практике ведения учета в транспортных компаниях.
Ключевые слова:гармонизация бухгалтерского учета, федеральные стандарты, международные стандарты финансовой отчетности, налоговый учет, основные средства, капитальные вложения, инвестиции, инвестор, пользователи финансовой отчетности.
Кузьминова Т.Н., к.э.н., доцент кафедры «Международный финансовый и управленческий учет» ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», e-mail: pk_ief_miit@mail.ru
Макеева Е.З., к.э.н., доцент заведующий кафедры «Международный финансовый и управленческий учет» ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», e-mail: pk_ief_miit@mail.ru
Устич Д.П., к.э.н., доцент кафедры «Международный финансовый и управленческий учет», ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», e-mail: pk_ief_miit@mail.ru
Problems of application of new federal standards on accounting of fixed assets and capital investments in transport companies
The reform of accounting in the Russian Federation is associated with the harmonization of national and international financial reporting standards. The article is devoted to the problems that arise when applying new federal standards in the practice of accounting in transport companies.
Keywords: harmonization of accounting, federal standards, international financial reporting standards, tax accounting, fixed assets, capital investments, investments, investor, users of financial statements.
Kuzminova T., Ph.D., Associate Professor of the International Financial and Management Accounting chair, FSAEI HE «Russian University of Transport», e-mail: pk_ief_miit@mail.ru
Makeeva E., Ph.D., Associate Professor, Head of the International Financial and Management Accounting chair, FSAEI HE «Russian University of Transport», e-mail: pk_ief_miit@mail.ru
Ustich D., Ph.D., Associate Professor of the International Financial and Management Accounting chair, FSAEI HE «Russian University of Transport», e-mail: pk_ief_miit@mail.ru
Управление
УДК 338.57
DOI 10.52375/20728689_2022_3_51
Маркетинг современных организаций
Сформированный в статье материал включает в себя авторские разработки, посвященные созданию инструментария по оценке качества ведения маркетинговой деятельности организациями при современной хозяйственной конъюнктуре. Ядром его создания являются методики исчисления показателей в состоянии статики и динамики (результативность и затратность, изменение результата и изменение затрат), отражающих ее эффективное и интенсивное развитие, адаптированное к настоящему и будущему времени.
Ключевые слова: организации, маркетинг, современная хозяйственная конъюнктура, статические и динамические показатели.
Ильин С.Ю., к.э.н., доцент департамента «Менеджмент и инновации», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», e-mail: i.sergey777@gmail.com
The marketing of modern organizations
The material formed in the article, includes the author’s developments, devoted to the creation of tools for assessing the quality of marketing activity by organizations in modern economic conjuncture. The core of its creation is the methods of calculation indicators in a state of statics and dynamics (result-effectiveness and expenses-effectiveness, change of results and change of expenses), reflecting its effective and intensive development, adapted to the present and future time.
Keywords: organizations, marketing, modern economic conjuncture, static and dynamic indicators.
Ilyin S., Ph. D., associate professor of the Management and Innovation chair, FSEBU HE «Financial University under the Government of the Russian Federation», e-mail: i.sergey777@gmail.com
Управление
УДК 65
DOI 10.52375/20728689_2022_3_53
Оценка методов формирования клиентоориентированной стратегии
Для стабилизации социально-экономической ситуации в стране и минимизации негативных последствий затяжного кризиса, в России развивается деятельность малого и среднего бизнеса. При этом повышение требований рынка к качеству и условиям продаж продукции, работ, услуг, обязывают компании к постоянному развитию, обеспечивая при этом себе необходимый уровень конкурентоспособности. В этой связи актуальными становятся вопросы определения конкурентоспособности предпринимательских структур, способствующей достижению поставленных целей перед ними и обеспечению стабильного потока покупателей. В статье приведено обоснование роли анализа конкурентоспособности предприятий среднего бизнеса в разработке клиенториентированной стратегии развития.
Ключевые слова: конкурентоспособность, предпринимательская структура предприятий, средний бизнес, анализ, повышение.
Астафьева Ю.А., магистрант Московский университет им. С. Ю. Витте, e-mail: astafevayuliya@yandex.ru
Рибокене Е.В., к.э.н., доцент, почётный работник ВПО РФ, научный консультант факультета «Управление», Московский университет имени С.Ю. Витте, e-mail: ribokene@gmail.com
Маковецкий М.Ю., к.э.н., доцент, декан факультета «Управление», Московский университет имени С.Ю. Витте
Evaluation of methods for forming a client-oriented strategy
In order to stabilize the socio-economic situation in the country and minimize the negative consequences of the protracted crisis, small and medium-sized businesses are developing in Russia. At the same time, increasing market requirements for the quality and conditions of sales of products, works, services, oblige companies to constant development, while ensuring the necessary level of competitiveness. In this regard, the issues of determining the competitiveness of business structures that contribute to achieving the goals set for them and ensuring a stable flow of buyers become relevant. The article substantiates the role of the analysis of the competitiveness of medium-sized enterprises in the development of a client-oriented development strategy.
Keywords: competitiveness, entrepreneurial structure of enterprises, medium business, analysis, improvement.
Astafeva Y., magistrand, Witte Moscow University, e-mail: astafevayuliya@yandex.ru
Ribokene E., Ph.D., assistant professor, honorary worker of the Higher Professional Education of the Russian Federation, Scientific Consultant of the Management faculty, Witte Moscow University, e-mail: ribokene@gmail.com
Makovetsky M., Ph.D., assistant professor, dean of the Management faculty, Witte Moscow University
Управление
УДК 656
DOI 10.52375/20728689_2022_3_56
Логистические процессы в России в условиях санкционных ограничений в 2022 году
Рынок российских транспортно-логистических услуг переживает состояние турбулентности в связи с новыми санкционными мерами 2022 года. В данной статье рассматривается актуальность логистической системы на современном этапе экономического развития России. Обозначается проблема масштаба санкций и ограничений для логистических процессов и причины экономического кризиса. Описаны актуальные данные по динамике грузооборота различных видов транспорта и видам экспортируемой и импортируемой продукции. Акцентируется внимание на развитие южно-азиатских транспортных путей и переориентации логистики на Восток. Также в статье освещены данные РЖД по объему грузоперевозок.
Ключевые слова: логистика, санкции, логистический кризис, транспортно-логистические услуги, экспорт, импорт.
Кулягина Е.А., к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», e-mail: kulyagina_ea@mail.ru
Logistics processes in Russia under sanction restrictions in 2022
The market of Russian transport and logistics services is experiencing a state of turbulence due to new sanctions measures in 2022. This article discusses the relevance of the logistics system at the present stage of Russia's economic development. The problem of the scale of sanctions and restrictions for logistics processes and the causes of the economic crisis are indicated. The current data on the dynamics of cargo turnover of various modes of transport and types of exported and imported products are described. Attention is focused on the development of South Asian transport routes and the reorientation of logistics to the East. The article also highlights the data of Russian Railways on the volume of cargo transportation.
Keywords: logistics, sanctions, logistics crisis, transport and logistics services, export, import.
Kulyagina E., Ph.D., associate professor, FSBEI HE «Novosibirsk State University of Economics and Management «NINH», e-mail: kulyagina_ea@mail.ru
Управление
УДК 37
DOI 10.52375/20728689_2022_3_59
Индивидуальные траектории обучения в цифровой образовательной среде авиационного вуза
Настоящая статья призвана раскрыть особенности построения индивидуальных траекторий обучения в цифровой образовательной среде авиационного вуза. Для достижения данной цели автором работы характеризуются понятия индивидуальной траектории обучения и цифровой образовательной среды, описываются педагогические условия, которые позволяют поэтапно организовать процесс создания индивидуальных образовательных траекторий студентов. В статье показаны основные элементы комплексной работы со студентами по планированию индивидуальной траектории обучения, которые реализуются подконтрольно со стороны куратора. Особе внимание в работе обращено на возможности применения современных дистанционных технологий при удовлетворении образовательных потребностей будущих специалистов в области авиастроения. Отдельно отмечена необходимость системного подхода к процессу построения индивидуальной траектории обучения, определена роль преподавателя и цифровой образовательной среды авиационного вуза в процессе выбора и реализации личностно-ориентированного плана обучения студента.
Ключевые слова: образовательная траектория, цифровая образовательная среда, педагогические условия, индивидуализация обучения, информационные технологии в образовании, авиационный вуз.
Ткаченко Т.В., к.п.н., доцент, кафедра «Социология, психология и социальный менеджмент», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт», e-mail: tkatchenko06@rambler.ru
Individual learning trajectories in the digital educational environment of aviation university
This article is intended to reveal the features of building individual learning paths in the digital educational environment of an aviation university. To achieve this goal, the author of the work characterizes the concepts of an individual learning trajectory and a digital educational environment, describes the pedagogical conditions that allow you to gradually organize the process of creating individual educational trajectories of students. The article shows the main elements of integrated work with students on planning an individual learning path, which are implemented under the control of the curator. Particular attention is paid to the possibility of using modern remote technologies to meet the educational needs of future specialists in the field of aircraft engineering. Separately, the need for a systematic approach to the process of building an individual learning trajectory was noted, the role of the teacher and the digital educational environment of an aviation university in the process of choosing and implementing a student-centered learning plan for a student was determined.
Keywords: educational trajectory, digital educational environment, pedagogical conditions, individualization of education, information technologies in education, aviation university.
Tkachenko T., Ph.D., associate professor, Sociology, Psychology and Social Management chair, FSFEI HE «Moscow Aviation Institute»
Управление
УДК 65
DOI 10.52375/20728689_2022_3_61
Энергоэнтропийный анализ параметров качества бизнес-процессов ресурсосберегающих технологий в системе «колесо-рельс»
В работе рассмотрен энергоэнтропийный метод повышения качества оценки экономической эффективности энерго- и ресурсосберегающих бизнес-процессов в трибосистеме «колесо-рельс».
Цель: обоснование целесообразности использования энергоэнтропийного метода при проведении анализа качественных показателей ресурсосберегающего процесса лубрикации в трибосистеме «колесо-рельс».
Гипотеза: Синергетическая концепция исследует влияние и взаимодействие энтропий отдельных процессов, протекающих в открытых системах. Предполагается, что за счет самоорганизации процесса лубрикации возможно снизить энтропию трибосистемы «колесо-рельс» и тем самым повысить её потенциал.
Ключевые слова: качество, энергоэнтропийный анализ, бизнес-процесс, инновации, самоорганизация в трибосистеме «колесо-рельс», динамика ресурсосберегающих процессов, лубрикация, устойчивое развитие эксплуатационных локомотивных депо, термодинамическая энтропия, информационная энтропия.
Бабан С.М., к.э.н., доцент ЧУ ОО ВО «МУ «Реавиз»
Гусева А.И., к.э.н., доцент, ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта»
Energy-entropy analysis of the quality parameters of business processes of resource-saving technologies in the «wheel-rail» system
The paper considers an energy-entropy method for improving the quality of assessing the economic efficiency of energy- and resource-saving business processes in the wheel-rail tribosystem.
Purpose: substantiation of the expediency of using the energy-entropy method when analyzing the qualitative indicators of the resource-saving lubrication process in the wheel-rail tribosystem.
Hypothesis: The synergetic concept explores the influence and interaction of the entropies of individual processes occurring in open systems. It is assumed that due to the self-organization of the lubrication process, it is possible to reduce the entropy of the «wheel-rail» tribosystem and thereby increase its potential.
Keywords: quality, energy-entropy analysis, business process, innovations, self-organization in the wheel-rail tribosystem, dynamics of resource-saving processes, lubrication, sustainable development of operational locomotive depots, thermodynamic entropy, informational entropy.
Baban S., Ph.D., assistant professor, Reaviz
Guseva A., Ph.D., assistant professor, FSAEI HE «Russian University of Transport»
Управление
УДК 65
DOI 10.52375/20728689_2022_3_65
Прогнозирование пассажиропотоков в городской агломерации
В статье рассмотрены вопросы прогнозирования пассажиропотоков в городской агломерации, проанализированы объемы работы Московского метрополитена, который осуществляет около 60% всех городских перевозок, сделан вывод о том, что со строительством БКЛ метро станет более комфортным, а время, проведенное в пути, уменьшится, при этом возникающий дополнительный социально-экономический эффект окажет значительную поддержку рынку недвижимости, выполнен прогноз пассажиропотока в Московском метрополитене такими методами прогнозирования, как прогнозирование наивными методами, скользящее среднее прогнозирование, двойное скользящее прогнозирование, прогнозирование на основе экспоненциального сглаживания и прогнозирование с помощью линейного тренда, приведен прогноз пассажиропотока в Московском метрополитене с 2022 по 2030 гг.
Ключевые слова: городской транспорт, метрополитен, станция метро, кольцевая линия, БКЛ, МЦК, пассажир, городская агломерация.
Подсорин В.А., д.э.н., профессор кафедры «Экономика и управление на транспорте», ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)», e-mail: podsorin@mail.ru
Зейналова Г.А., студент, ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)», e-mail: Gulnar6@yandex.ru
Forecasting passenger flow in the urban agglomeration
The article discusses the issues of forecasting passenger flows in the urban agglomeration, analyzes the volume of work of the Moscow Metro, which carries out about 60% of all urban transportation, concludes that with the construction of the BCL, the metro will become more comfortable, and the time spent on the road will decrease, while the resulting additional socio-economic effect will provide significant support to the real estate market, the forecast of passenger traffic in the Moscow Metro using such forecasting methods as naive forecasting, moving average forecasting, double moving forecasting, forecasting based on exponential smoothing and forecasting using a linear trend is made, the passenger flow forecast is given in the Moscow Metro from 2022 to 2030.
Keywords: urban transport, subway, metro station, circle line, BKL, MCC, passenger, urban agglomeration.
Podsorin V., Doctor of Economics, professor of the Economics and management in transport chair, FSAEI HE «Russian University of Transport», e-mail: podsorin@mail.ru
Zeynalova G., the student, FSAEI HE «Russian University of Transport», e-mail: Gulnar6@yandex.ru
Управление
УДК 656.072
DOI 10.52375/20728689_2022_3_69
Актуальные направления повышения конкурентноспособности услуг на рынке пассажирских перевозок
Пассажирский железнодорожный транспорт всегда занимал ключевое социально-значимое место в общей транспортной системе Российской Федерации. Пандемия COVID-19 стала большим испытанием для всей транспортной отрасли России, включая пассажирский сегмент. В статье авторы проводят анализ современного состояния пассажирского железнодорожного транспорта, оценивают его конкурентоспособность в ковидную и постковидную эпоху. Также в статье рассмотрены основные актуальные направления и мероприятия повышения конкурентоспособности на рынке услуг по перевозке пассажиров в дальнем следовании и прогнозные результаты реализации таких мероприятий.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, пассажирские перевозки, дальнее следование, конкурентноспособность, мультимодальные перевозки.
Колядин Д.Г., к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление на транспорте», ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», e-mail: deloren@list.ru
Флягина Т.А., к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление на транспорте», ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», e-mail: t_flyagina@mail.ru
Current directions for increasing the competitiveness of services in the passenger transportation market
Passenger rail transport has always occupied a key socially significant place in the overall transport system of the Russian Federation. The COVID-19 pandemic has become a big test for the entire transport industry in Russia, including the passenger segment. In the article, the authors analyze the current state of passenger railway transport, assess its competitiveness in the covid and post-covid era. The article also discusses the main current directions and measures to increase competitiveness in the market for long-distance passenger transportation services and the predicted results of the implementation of such measures.
Keywords: railway transport, passenger transportation, long-distance following, competitiveness, multimodal transportation.
Kolyadin D., Ph.D., Associate Professor of the Economics and Management in Transport chair, FSAEI HE «Russian University of Transport», e-mail: deloren@list.ru
Flyagina T., Ph.D., Associate Professor of the Economics and Management in Transport chair, FSAEI HE «Russian University of Transport», e-mail: t_flyagina@mail.ru
Управление
УДК 330:338
DOI 10.52375/20728689_2022_3_73
Разработка критерия оценки эффективности внедрения технологии реинжиниринга бизнес-процессов «работа должна выполняться там, где возможно сделать ее наиболее эффективно»
Проанализирована технология реинжиниринга бизнес-процессов, описанная М. Хаммером и Дж. Чампи «Работа должна выполняться там, где возможно сделать ее наиболее эффективно», рассматриваемая как инструмент повышения эффективность предприятий, отраслей и комплексов национального хозяйства. Показано, что данная технология реинжиниринга в условиях преодоления национальной экономикой затяжного кризиса является актуальной с точки зрения комплексной экономии используемых ресурсов, сокращения непроизводительных затрат и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Предложен критерий оценки эффективности технология реинжиниринга бизнес-процессов «работа должна выполняться там, где возможно сделать ее наиболее эффективно», включающий учет: приращения эффективности в результате перемещения процесса выполнения работ с одного участка на другой; роста издержек, связанных с процессом перемещения выполнения работ с одного участка на другой; изменения периода времени выполнения работ при перемещении процесса выполнения работ с одного участка на другой; экономию затрат на содержание данного участка выполнения работ в случае его ликвидации в результате перемещения работ на другой участок, обладающий большей эффективностью.
Ключевые слова: разработка критерия, оценка эффективности, внедрение технологии, реинжиниринг бизнес-процессов, выполнение работы, место наибольшей эффективности.
Тебекин А.В., д.т.н., д.э.н., профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры «Менеджмент» Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, e-mail: Tebekin@gmail.com
Митропольская-Родионова Н.В., к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент» Одинцовского филиала МГИМО МИД России
Хорева А.В., старший преподаватель кафедры «Менеджмент», Одинцовского филиала МГИМО МИД России
Development of a criterion for evaluating the effectiveness of the implementation of business process reengineering technology «work should be done where it is possible to do it most efficiently»
The technology of business process reengineering described by M. Hammer and J. Champi «Work should be done where it is possible to do it most efficiently», considered as a tool to increase the efficiency of enterprises, industries and complexes of the national economy, is analyzed. It is shown that this technology of reengineering in the conditions of overcoming the protracted crisis by the national economy is relevant from the point of view of the complex saving of the resources used, reducing unproductive costs and increasing the efficiency of economic activity. A criterion for evaluating the effectiveness of business process reengineering technology “work should be performed where it is possible to do it most efficiently” is proposed, including taking into account: efficiency increments as a result of moving the work execution process from one site to another; growth of costs associated with the process of moving work from one site to another; changes in the period of time for performing work when moving the process of performing work from one site to another; cost savings for the maintenance of this area of work in the event of its liquidation as a result of moving work to another area with greater efficiency.
Keywords: criterion development, performance evaluation, technology implementation, business process reengineering, performance of work, place of greatest efficiency.
Tebekin A., Doctor of Technical Sciences, Doctor of Economics, Professor, Honorary Worker of Science and Technology of the Russian Federation, Professor of the Department of Management of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, e-mail: Tebekin@gmail.com
Mitropolskaya-Rodionova N., Ph.D., Associate Professor, Management chair, Odintsovo Branch, MGIMO of the Ministry of Foreign Affairs of Russia
Khoreva A., Senior Lecturer, Management chair, Odintsovo Branch, MGIMO of the Ministry of Foreign Affairs of Russia
Управление
УДК 338.1
DOI 10.52375/20728689_2022_3_77
К вопросу об управлении ресурсами в интересах реализации жизненного цикла образца высокотехнологичной продукции
В данной статье приведен перечень основных видов ресурсов, используемых при реализации жизненного цикла образца высокотехнологичной продукции. Показан состав и последовательность выполнения во времени мероприятий, связанных с реализацией жизненного цикла образца. Рассмотрены основные требования, предъявляемые к процессу реализации жизненного цикла образца высокотехнологичной продукции. Показана важность учета при планировании ресурсного обеспечения реализации процесса жизненного цикла образца комплексного рассмотрения различных видов ресурсов: человеческих, временных, финансовых, научно-технических, производственно-технологических, сырьевых и материальных. Подтверждена важность сбалансированного обеспечения указанными видами ресурсов при реализации контрактов жизненного цикла образца высокотехнологичной продукции.
Ключевые слова: временные ресурсы, высокотехнологичная продукция, жизненный цикл, финансовые ресурсы, управление ресурсами.
Красникова А.С., к.э.н., доцент кафедры «Менеджмента», ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (МГТУ им. Н.Э. Баумана), e-mail: krasnikovaas@bmstu.ru
Подольский А.Г., д.э.н., ведущий научный сотрудник 46 Центрального научно-исследовательского института Минобороны России, e-mail: podolskijag@mail.ru
Михалкин А.В., заместитель начальника отдела 46 Центрального научно-исследовательского института Минобороны России, e-mail: aleksei_mihalkin@mail.ru
On the question of resource management in the interests of realizing the life cycle of a sample of high-tech products
This article provides a list of the main types of resources used in the implementation of the life cycle of a sample of high-tech products. The composition and sequence of time-related activities related to the implementation of the life cycle of the sample is shown. The main requirements for the process of implementing the life cycle of a sample of high-tech products are considered. The importance of taking into account when planning resource support for the implementation of the life cycle process of a sample of complex consideration of various types of resources: human, temporary, financial, scientific and technical, production and technological, raw materials and material. The importance of balanced provision of these types of resources in the implementation of contracts for the life cycle of a sample of high-tech products is confirmed.
Keywords: time resources, high-tech products, life cycle, financial resources, resource management.
Krasnikova A., Ph.D., senior lecturer of chair of the Management chair, FSBEI HE «Moscow State Technical University named after Bauman», e-mail: krasnikovaas@bmstu.ru
Podolskiy A., Doctor of Economics, Leading Researcher at the 46th Central Research Institute of the Russian Ministry of Defense, e-mail: podolskijag@mail.ru
Mikhalkin A., Deputy Head of Department 46 of the Central Research Institute of the Ministry of Defense of Russia, e-mail: aleksei_mihalkin@mail.ru
Управление
УДК 656.7:330.3
DOI 10.52375/20728689_2022_3_82
Методология построения региональной маршрутной сети пассажирских авиаперевозок
Разработана методология развития маршрутной сети региональных авиаперевозок. Для этого использованы элементы теории графов и теории фракталов. Для построения региональных маршрутных сетей применен математический аппарат теории графов, позволяющий перейти от эмпирического наглядного описания к строгим аналитическим закономерностям, позволяющим решать экономические задачи. Предложена классификация авиационных маршрутных сетей объектов любого уровня, относя их к одному из классов сложности. Сделан принципиальный вывод: однотипные сети топологически изоморфны. В настоящий момент пространственную изолированность (разорванность) региональных авиационных маршрутов можно рассматривать как топологический дефект. Ликвидацию пространственных дефектов региональных маршрутных сетей России можно осуществить только при наличии эффективных мер государственной поддержки.
Ключевые слова: региональные авиаперевозки, граф, фрактал, авиационная подвижность населения, транспортная доступность, пространственное развитие РФ, меры государственной поддержки.
Матюха С.В., к.х.н., заместитель генерального директора АО «Аэросвет», e-mail: m-83@bk.ru
Methodology for building a regional route network of passenger air transportation
A methodology for the development of the route network of regional air transportation has been developed. For this, elements of graph theory and fractal theory are used. To build regional route networks, the mathematical apparatus of graph theory was used, which makes it possible to move from an empirical visual description to strict analytical patterns that allow solving economic problems. A classification of aviation route networks of objects of any level is proposed, referring them to one of the complexity classes. The fundamental conclusion is drawn: networks of the same type are topologically isomorphic. At present, the spatial isolation (discontinuity) of regional aviation routes can be considered as a topological defect. The elimination of spatial defects in the regional route networks of Russia can be carried out only if there are effective measures of state support.
Keywords: regional air transportation, graph, fractal, aviation mobility of the population, transport accessibility, spatial development of the Russian Federation, state support measures.
Matyukha S., Ph.D., Deputy General Director of Aerosvet JSC, e-mail: m-83@bk.ru
Управление
УДК: 378:656
DOI 10.52375/20728689_2022_3_86
Использование МООК-курсов студентами транспортных вузов на открытых платформах открытого образования
В последнее время бурное внедрение дистанционных технологий, в том числе в вузах, связано с распространением пандемии COVID-19. Статья посвящена проблемам использования студентами платформ открытого образования и дистанционного обучения.
Ключевые слова: открытое образование, дистанционное обучение, МООК-курсы.
Соколова И.И., к.э.н., доцент, ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта»
Иванятова Ю.С., студент, ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта»
Борунов И.С., студент, ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта»
Use of mooc courses by transport students on open platforms of open education
Recently, the rapid adoption of distance technologies, including in higher education institutions, has been associated with the spread of the COVID-19 pandemic. The article focuses on the problems of student use of open education and distance learning platforms.
Keywords: open education, distance learning, MOOC-courses.
Sokolova I., Ph.D., Associate Professor, FSAEI HE «Russian University of Transport»
Ivanyatova Y., student, FSAEI HE «Russian University of Transport»
Borunov I., student, FSAEI HE «Russian University of Transport»
Управление
УДК 656:33
DOI 10.52375/20728689_2022_3_89
Методические основы обновления парка автотранспортных средств за счет собственных источников финансирования организаций, осуществляющих свою деятельность в международном сообщении
Статья посвящена проблемам формирования источников финансирования обновления парка автотранспортных средств. В ней рассмотрены различные варианты источников, в том числе применение систем лизинга и кредитования, однако проведенная апробация в конкретной организации подтверждает результативность разработанной методики по обеспечению обновления транспортных средств за счет собственного источника – накопленных амортизационных отчислений.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, международные перевозки, источники финансирования воспроизводства, амортизационные отчисления.
Матанцева О.Ю., д.э.н., к.т.н., доцент, старший научный сотрудник, заместитель генерального директора по научной работе, ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта», e-mail: omat@niiat.ru
Казанцев И.С., аспирант, ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта», e-mail: ikazantsev@asmap-service.ru
Methodological bases for updating the fleet of vehicles at the expense of own sources of financing of enterprises operating in international traffic
The article is devoted to the problem of forming a fund for financing the replenishment of the fleet of vehicles. It considers various options for sources, including the use of leasing and lending systems, however, it identifies the calculations used to implement the developed methodology on the demand for the use of effective funds, the account for its own source - the accumulation of volumetric settlement calculations.
Keywords: road transport, international transportation, sources of funding for reproduction, depreciation.
Matantseva O., Doctor of Economics, Candidate of Technical Sciences, Senior Researcher, Deputy General Director for Research, Open Joint-Stock Company Scientific Research Institute of Motor Transport, e-mail: omat@niiat.ru
Kazantsev I., the post-graduate student, Open Joint-Stock Company Scientific Research Institute of Motor Transport, e-mail: ikazantsev@asma-service.ru
Управление
УДК 338.47
DOI 10.52375/20728689_2022_3_94
Анализ индикаторов цифровой трансформации российского железнодорожного транспорта: инвестиции, технологии, кадры
Цель статьи: рассмотреть и проанализировать статистические индикаторы цифровой трансформации российского железнодорожного транспорта: инвестиции, сквозные технологии, кадры, систематизировать тренды распространения цифровых технологий в ключевой отрасли – железнодорожных перевозках, привести примеры инициатив в области цифровизации. Методы: анализ статистических массивов данных. Результаты: определены индикативные параметры, по которым российский железнодорожный транспорт опережает заданные темпы, предусмотренные стратегией цифровой трансформации отечественного транспорта (инвестиции, импортозамещение программного обеспечения, внедрение электронных каналов продаж), а также проблемные ограничения, сдерживающие цифровизацию компании: охват работников сквозными цифровыми технологиями, дефицит специалистов по информационно-коммуникационным технологиям.
Ключевые слова: индикаторы цифровой трансформации, Российские железные дороги, робототехника расцепки вагонов.
Гулый И.М., к.э.н., доцент кафедры «Экономика транспорта», ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», e-mail: ilya.guliy@mail.ru, eLibrary SPIN: 1788-1967; ORCID: 0000-0001-8676-1561
Analysis of indicators of digital transformation of Russian railway transport: investments, technologies, personnel
Article task: to consider and analyze statistical indicators of the digital transformation of Russian railway transport: investments, key technologies, personnel, to systematize trends in the spread of digital technologies in the key industry - rail transportation, to give examples of initiatives in the field of digitalization. Methods: analysis of statistical data arrays. Results: the indicative parameters by which the Russian railway transport is ahead of the set pace provided for by the strategy of digital transformation of domestic transport (investment, import substitution of software, introduction of electronic sales channels), as well as problematic constraints constraining the digitalization of the company: coverage of employees with end-to-end digital technologies, shortage of specialists in information and communication technologies are determined.
Keywords: digital transformation indicators, Russian railways, robotics for uncoupling wagons.
Gulyi I., Ph.D., Associate Professor, Transport Economics chair, FSBEI HE «Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University», e-mail: ilya.guliy@mail.ru
Управление
УДК 65
DOI 10.52375/20728689_2022_3_97
Организационно-техническая структура и технологии развития и функционирования перспективных авиационно-космических транспортных систем как нового развивающегося сегмента мирового транспорта
Статья посвящена исследованию формирования организационно-технической структуры рынка транспортно-технического обслуживания, обеспечивающего развитие и функционирование орбитальных комплексов за счет применения перспективных авиационно-космических транспортных систем (АКТС). Рассмотрен экономически рациональный состав АКТС с опережающими перспективными характеристиками, достигаемыми за счет комплексного использования авиационной и ракетной составляющих и реализации фактора «многоразовости» средств доставки грузов для космической деятельности.
Ключевые слова: авиационно-космическая транспортная система, системы воздушного и мобильного старта, транспортно-техническое обслуживание орбитальных комплексов.
Фридлянд А.А., д.э.н., к.т.н., профессор, директор Научного центра, Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации, e-mail: info@aeroprogress.ru
Гязова М.М., к.э.н., доцент кафедры «Инновационная экономика, финансы и управление проектами», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), e-mail: mgyazova@gmail.com
Organizational and technical structure and technologies of development and functioning of promising air and space transport systems as a new developing segment of world transport
The article is devoted to the study of the formation of the organizational and technical structure of the transport and technical support market, which ensures the development and operation of orbital complexes through the use of advanced aerospace transport systems (ATS). An economically rational composition of the ATS with advanced promising characteristics due to the integrated use of aviation and rocket components and the implementation of the «reusability» factor of cargo delivery vehicles for space activities is considered.
Keywords: aerospace transport system, air and mobile launch systems, transport and maintenance of orbital complexes.
Fridlyand A., Doctor of Economics, Professor, Director of the Scientific Center, State Research Institute of Civil Aviation, e-mail: info@aeroprogress.ru
Gyazova M., Ph.D., Associate Professor of the Department of Innovative Economics, Finance and Project Management, Moscow Aviation Institute (National Research University), e-mail: mgyazova@gmail.com
Управление
УДК 33
DOI 10.52375/20728689_2022_3_101
Управление адаптивностью бизнес-субъектов к изменениям внешней среды
В работе рассматриваются подходы к количественной оценке финансово-экономической неустойчивости (ФЭНУ) бизнес-субъектов. С этой целью приведена характеристика признаков утраты финансово-экономической устойчивости (ФЭУ), формирование минимальной величины сопротивляемости при изменении среды.
Ключевые слова: изменение факторов среды, финансово-экономическая неустойчивость бизнеса, финансово-экономическая устойчивость, риски изменения, запасы финансово-экономической устойчивости.
Романова А.Т., профессор, д.э.н., заведующий кафедрой «Международный бизнес» ИМТК ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», e-mail: tribenerg@gmail.com
Ермакова Е.В., аспирант, ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», e-mail: ermakovae@rambler.ru
Management of adaptability of business subjects to changes in the external environment
The article deals with the assessment of financial and economic instability (FEIS) of business entities. This includes the characteristics of signs of loss of financial and economic stability (FES). Formation of a minimum value of resistance and environmental change and, on the basis of this, determination of limit values of possible risks of changes in financial and economic indicators.
Keywords: changes in environmental factors, financial and economic instability of business, financial and economic stability, risks of change, reserves of financial and economic stability.
Romanova A., Professor, Doctor of Economics, Head of the International Business chair, FSAEI HE «Russian University of Transport», e-mail: tribenerg@gmail.com
Ermakova E., the post-graduate student, FSAEI HE «Russian University of Transport», e-mail: ermakovae@rambler.ru
Транспорт
УДК 625.12:539.4
DOI 10.52375/20728689_2022_3_105
Определение стоимости ремонта судов технического флота путем составлени ремонтных ведомостей
Статья посвящена вопросу определения себестоимости и стоимости ремонта судов с применением электронных ремонтных ведомостей.
Материал является итогом работы автора статьи над отчетом о научно-исследовательской работе, включающей: обоснование возможности самостоятельного создания ремонтной ведомости судовладельцем (исполнителем ремонта), разработку унифицированных форм документов, а также методики расчета себестоимости и стоимости ремонта.
В заключении приводятся общие выводы о возможности и целесообразности создания электронных ремонтных ведомостей силами и средствами владельцев судов с целью согласования с исполнителем ремонта общей сметы затрат. Разработаны также рекомендации по оптимизации работы с ремонтными ведомостями и корреспондирующими с ними документами.
Ключевые слова: ремонт судна, суда технического флота, конструктивный раздел судна, трудоемкость судоремонтных работ, ремонтная ведомость, сметная стоимость ремонта.
Красюк А.Б., к.т.н., доцент, доцент кафедры «Менеджмент на водном транспорте», ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», e-mail: krasyuk_a_b@mail.ru
Determination of the cost of repair of technical fleet vessels by drawing up repair statements
The article is devoted to the issue of determining the cost and cost of repairing ships using electronic repair sheets.
The submitted material is the result of the work of the author of the article on the report on research work, including: justification of the possibility of self-creation of the repair sheet by the shipowner (repair contractor), the development of unified forms of documents, as well as methods for calculating the cost and cost of repairs.
In conclusion, general conclusions are given about the possibility and expediency of creating electronic repair statements by the forces and means of ship owners in order to coordinate with the repair contractor the total cost estimate. Recommendations have also been developed to optimize work with repair sheets and corresponding documents.
Keywords: ship repair, technical fleet vessels, structural section of the vessel, labor intensity of ship repair work, repair list, estimated cost of repair.
Krasiuk A., Ph.D., associated professor, Management in Water Transport chair, FSBEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: krasyuk_a_b@ mail.ru
Транспорт
УДК 656.61.05:519.714.2
DOI 10.52375/20728689_2022_3_110
Оптимизация управления судном на курсе при возмущениях с дефектными спектрами и фрактальными регуляторами
Исследуется проблема вида задач оптимизации стационарного режима по критерию дисперсии регулируемой переменной, применительно к классу дискретных линейных объектов и возмущений с неполным спектром. Для решения задачи синтеза принят фрактальный (итеративный по структуре) регулятор с числом итераций, определяемых требуемой точностью стабилизации на курсе по типу Минковского.
Ключевые слова: оптимизация, дефект, фрактал, регулятор, управление, итеративность, спектр, стационарный, дисперсия, стабилизированный, скалярный, волновой, полином, возмущение, гилбертово пространство, квадратичный, аффинная параметризация.
Троеглазов А.П., к.д.п., к.т.н., докторант, преподаватель кафедры «Судовождение», ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»
Брыляков А.В., аспирант кафедры ЦСВ, ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»
Optimization of ship control on course under disturbances with defective spectra and fractal regulators
The problem of the type of steady-state optimization problems according to the criterion of variance of a controlled variable is investigated in relation to the class of discrete linear objects and perturbations with an incomplete spectrum. To solve the synthesis problem, a fractal (iterative in structure) was adopted a regulator with the number of iterations determined by the required accuracy of stabilization on a Minkowski-type course.
Keywords: optimization, defect, fractal, regulator, control, iterativity, spectrum, stationary, dispersion, stabilized, scalar, wave, polynomial, perturbation, Gilbert space, quadratic, affine parametrization.
Troeglazov А., Master Mariner, Ph.D, doctoranter, lecturer of the Navigation chair, FSBEI HE «Admiral Ushakov Maritime University»
Bryliakov A., the post-graduate student, FSBEI HE «Admiral Ushakov Maritime University»
Транспорт
УДК 656.615
DOI 10.52375/20728689_2022_3_117
Развитие сборных отправок грузов в ситуации роста стоимости контейнерных перевозок
В статье рассматривается ситуация, сложившаяся на мировом рынке контейнерных перевозок. Выявлены причины роста стоимости доставки контейнерных грузов и увеличения сроков их доставки. В статье отмечена тенденция к росту конечной стоимости товара, особенно сильно этот рост влияет на конкурентоспособность дешевых товаров и полуфабрикатов. Обоснован интерес экспортеров к использованию сборных контейнерных перевозок, обеспечивающих сроки доставки и стоимость перевозки на приемлемом уровне. Представлен алгоритм загрузки сборного контейнера.
Ключевые слова: контейнер, контейнерные линии, сборные грузы.
Галин А.В., д.т.н., доцент, ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», e-mail: galin2403@gmail.com
Слицан А.Е. к.т.н., доцент, ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», заведующий кафедрой Технологии и организации перевозок, e-mail: SlicanAE@gumrf.ru
Development of lcl shipments in a situation of rising cost of container transportation
The article discusses the situation that has developed in the global container transportation market. The reasons for the growth in the cost of delivery of containerized cargo and the increase in the timing of their delivery are identified. The article noted a trend towards an increase in the final cost of goods, especially this growth affects the competitiveness of cheap goods and semi-finished products. The interest of exporters in the use of groupage container transportation, which ensures delivery times and transportation costs at an acceptable level, is justified. Algorithm for loading a prefabricated container is presented.
Keywords: container, container lines, less container load.
Galin A., Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, FSBEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: galin2403@gmail.com
Slican A., Ph.D., Associate Professor, FSBEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: SlicanAE@gumrf.ru
Транспорт
УДК 625.12:539.4
DOI 10.52375/20728689_2022_3_120
Разработка методических рекомендаций по формированию и заполнению электронных ведомостей на ремонт речных судов
Статья посвящена разработке методических рекомендаций по созданию основных форм документов, связанных с ремонтной ведомостью, и выполнению в них расчетов.
Целями исследования являлись: обоснование возможности самостоятельного создания электронной ремонтной ведомости судовладельцем (исполнителем ремонта), оптимизация состава входных и выходных документов, упрощение расчетов себестоимости и стоимости ремонта судна при его выполнении хозяйственным способом.
В статье в сокращенном варианте приводятся: методика разработки электронной ремонтной ведомости собственными силами организации, алгоритм расчета себестоимости ремонта судна и определения договорной цены, рекомендации по самостоятельному расчету (уточнению) нормативов материальных затрат и трудоемкости, методические рекомендации по заполнению ремонтной ведомости и выполнению в ней промежуточных и итоговых расчетов.
Ключевые слова: ремонт судна, ремонтная ведомость, себестоимость ремонта, сметная стоимость ремонта, трудоемкость судоремонтных работ, прямые затраты, косвенные расходы.
Красюк А.Б., к.т.н., доцент, доцент кафедры «Менеджмент на водном транспорте», ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», e-mail: krasyuk_a_b@mail.ru
Development of methodologocal recommendations for the formation and filling out of electronic statements for repair of river vessels
The article is devoted to the development of guidelines for creating of the main forms of documents related to the repair list, and the performance of calculations in them.
The objectives of the study were: substantiation of the possibility of independent creation of an electronic repair lists by the shipowner (repair contractor), optimization of the composition of input and output documents, simplification of the calculation of the cost of ship repair when it is carried out in an economic way.
In the article, in a short version, are given^ a methodology for developing an electronic repair list by the organization’s own resources, an algorithm for the calculating the cost of repairing a vessel and determining the contract price, recommendations for self-calculation (clarification) of material costs and labor intensity standards, guidelines for filling out a repair list and performing intermediate steps in it and final accounts.
Keywords: ship repair, repair list, repair cost, estimated repair cost, labor intensity of ship repair work, direct costs, indirect costs.
Krasiuk A., Ph.D., associated professor, Management in Water Transport chair, FSBEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: krasyuk_a_b@mail.ru
Транспорт
УДК 656.61.052
DOI 10.52375/20728689_2022_3_127
Интегрированные системы ходового мостика для подготовки судоводителей
В данной статье проведен сравнительный анализ современного оборудования интегрированных систем ходового мостика современных судов с тренажером ЭКНИС УТЦ («МАРЛОТ–Д», «МАРИБС-Б»), используемом в Академии водного транспорта РУТ (МИИТ) для подготовки судоводителей. На современных морских судах от отдельных устройств и простых систем автоматизации перешли к использованию интегрированных систем, в комплексе решающих задачи управления судовыми техническими средствами. Такие электронные комплексы получили название - интегрированные системы ходового мостика (ИСМ) - Integrated bridge system (IBS). ИСМ предоставляет штурманскому составу возможность непосредственного управления силовыми средствами, включая главную движительную установку, также автоматически решает несложные задачи управления. К ним относятся: стабилизация курса судна, удержание центра массы судна на отрезке маршрута, выполнение изменения курса на заданный угол, проводка судна по заданному маршруту и ряд других.
Ключевые слова: тренажер, РЛС, ЭКНИС, GPS картплоттер, САРП, АИС, картография.
Кубрин С.С., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Судовождение», Академия водного транспорта ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», s_kubrin@mail.ru
Алексеев В.В., к.т.н., начальник Учебно-тренажерного центра Академии водного транспорта, Академия водного транспорта ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», vkt3@list.ru
Яппаров Е.Р., к.т.н., доцент кафедры «Судовождение», Академия водного транспорта ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», evroppa67@mail.ru
Integrated navigation bridge systems for the training of navigators
In this article, a comparative analysis of modern equipment of integrated navigation bridge systems of modern vessels with the ECDIS UTC simulator («MARLOT–D», «MARIBS-B») used in the Academy of Water Transport of the Russian Maritime Institute (MIIT) for the training of navigators is carried out. On modern sea vessels, from individual devices and simple automation systems, they have switched to the use of integrated systems that solve the tasks of controlling ship technical means in a complex. Such electronic complexes are called Integrated Navigation bridge Systems (IMS) - Integrated bridge system (IBS). The ISM provides the navigational staff with the possibility of direct control of power means, including the main propulsion system, and also automatically solves simple control tasks. These include: stabilization of the ship's course, holding the center of mass of the ship on a segment of the route, performing a course change at a given angle, wiring the ship along a given route, and a number of others.
Keywords: simulator, radar, ECDIS, GPS chartplotter, SARP, AIS, cartography.
Kubrin S., Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of the Navigation chair, Academy of Water Transport of the FSAEI HE «Russian University of Transport», e-mail: s_kubrin@mail.ru
Alekseyev V., Ph.D., Head of the Training Center of the Academy of Water Transport of the FSAEI HE «Russian University of Transport», e-mail: vkt3@list.ru
Yapparov E., Ph.D., Associate Professor of the Navigation chair Academy of Water Transport of the FSAEI HE «Russian University of Transport», e-mail: evroppa67@mail.ru
Транспорт
УДК 656.6:338.47
DOI 10.52375/20728689_2022_3_130
О показателях оценки деятельности транспортно-логистической системы с участием водного транспорта
Оценка деятельности любого процесса является неотъемлемой частью функции управления и производить оценку можно только по системе показателей. Такие показатели сопровождают производственную систему на всем протяжении жизненного цикла от начала ее проектирования. Единая методическая основа эксплуатационно-экономических обоснований и оптимизации транспортной системы может быть создана путем использования производственной мощности в качестве основного показателя транспортных возможностей системы в целом и отдельных ее элементов. Предложенная система показателей позволяет быстро оценить эффективность функционирования системы с точки зрения пропорциональности, использования пропускной способности, трудовых ресурсов, энергоэффективности и финансовых показателей. Простота и доступность показателей позволяет оценить резервы мощности транспортной системы. Результаты исследования позволяют выйти за рамки очевидного увеличения загрузки транспортных средств, повышения производительности работы, сосредоточив внимание на системном подходе и взаимодействии всех участников транспортно-логистической системы.
Ключевые слова: транспортно-логистическая система, водный транспорт, производственная мощность, пропускная способность.
Масленников С.Н., к.т.н., доцент, заведующий кафедрой «Управление работой флота», ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта», e-mail: s.n.m@bk.ru
Синицын М.Г., к.т.н., доцент кафедры «Управление работой флота», ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта», e-mail: mihail_sinitsyn@mail.ru
On indicators for assessing the performance of the transport and logistics system with the participation of water transport
Evaluation of the activity of any process is an integral part of the management function and it is possible to evaluate only according to a system of indicators. Such indicators accompany the production system throughout the life cycle from the beginning of its design. A unified methodological basis for operational and economic justifications and optimization of the transport system can be created by using production capacity as the main indicator of the transport capabilities of the system as a whole and its individual elements. The proposed system of indicators allows you to quickly assess the effectiveness of the system in terms of proportionality, bandwidth utilization, labor resources, energy efficiency and financial performance. The simplicity and accessibility of the indicators makes it possible to assess the capacity reserves of the transport system. The results of the study allow us to go beyond the obvious increase in vehicle load, increase work productivity, focusing on a systematic approach and the interaction of all participants in the transport and logistics system.
Keywords: Transport and logistics system, water transport, production capacity, throughput
Maslennikov S., Ph.D. in Engineering Science, head of the Fleet Operations Management chair, FSBEI HE «Siberian State University of Water Transport», e-mail: s.n.m@bk.ru
Sinitsyn M., Ph.D. in Engineering Science, associate professor of the Fleet Operations Management chair, FSBEI HE «Siberian State University of Water Transport», e-mail: mihail_sinitsyn@mail.ru
Транспорт
УДК 656.628:621.396
DOI 10.52375/20728689_2022_3_136
Анализ текущего состояния покрытия ВВП РФ сетью контрольно-корректирующих станций дифференциальной подсистемы ГНСС ГЛОНАСС/GPS
В статье рассматриваются предпосылки для использования инструментального метода навигации на внутренних водных путях (ВВП) России при внедрении современных технических средств навигации с использованием глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) ГЛОНАСС/GPS в режиме приёма дифференциальных поправок от локальных подсистем. В частности, рассматривается актуальная проблема оптимального размещения контрольно-корректирующих станций (ККС) с целью построения непрерывного высокоточного радионавигационного поля.
Описаны основные принципы создания непрерывного радионавигационного поля на ВВП путём рационального объединения ККС в цепочки станций с учетом влияния подстилающей поверхности. Приведён анализ текущего состояния обеспеченности речных бассейнов ВВП РФ базовыми ККС по данным Администраций этих бассейнов. Произведена оценка нарушений целостности сплошного высокоточного радионавигационного поля и сформулированы предложения по дальнейшему развитию локальной дифференциальной подсистемы на базе ККС на ВВП РФ.
Ключевые слова: контрольно-корректирующая станция, локальная дифференциальная подсистема, дифференциальная поправка, внутренние водные пути.
Вознесенский Д.А., аспирант кафедры «Судоходство на внутренних водных путях» ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», e-mail: dimchik.voznesensky@gmail.com
Шахнов С.Ф., д.т.н., профессор кафедры «Судоходство на внутренних водных путях» ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», e-mail: sfshah@ yandex.ru
Analysis of the current state of the coverage of the Russian Federation inland waterways by a network of control and correction stations of the differential subsystem GNSS GLONASS/GPS
This article studies the prerequisites for the use of the instrumental method of navigation on inland waterways of Russia in the introduction of modern technical means of navigation using global navigation satellite systems (GNSS) GLONASS/GPS in the mode of receiving differential corrections from local subsystems. In particular, the actual problem of optimal placement of control and correction stations (CCS) is considered in order to build a continuous high-precision radio navigation field.
The basic principles of creating a continuous radio navigation field on the inland waterways by rationally combining the CCS into a chain of stations, taking into account the influence of the underlying surface, are described. The analysis of the current state of the provision of river basins of the inland waterways of the Russian Federation with basic CCS according to the data of the Administrations of these basins. The assessment of violations of the integrity of a continuous high-precision radio navigation field is made and proposals are formulated for the further development of a local differential subsystem based on the CCS on the inland waterways of the Russian Federation.
Keywords: control and correction station, local differential subsystem, differential correction, inland waterways.
Voznesenskiy D., the post-graduate student of the Navigation on Inland Waterways chair, FSBEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: dimchik.voznesensky@gmail.com
Shakhnov S., Dortor of Technical Sciences, professor of Navigation on Inland Waterways chair, FSBEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: sfshah@yandex.ru
Транспорт
УДК 656.073:656.6
DOI 10.52375/20728689_2022_3_139
Перспективы развития порта Магадан в увязке с созданием железнодорожной линии Н. Бестях – Магадан
В июне 2022 г. в г. Якутск была проведена конференция о строительстве железной дороги Н. Бестях – Магадан «Путь на Магадан» [1-3], по результатам которой было установлено, что строительство стратегической линии Нижний Вестях - Магадан должно носить опережающий характер по отношению к созданию мощностей для вовлечения ресурсной базы в районе тяготения и постройки необходимых для этого региональных железных дорог (подъездных путей). Данный проект призван способствовать повышению эффективности внутренних и международных транспортно-логистических цепочек, обеспечению геостратегических интересов России и решению задач укрепления национальной безопасности. В статье приведен краткий анализы грузовой базы проекта и сформированы предложения по формированию транспортного каркаса в ДВФО с учетом развития морского порта Магадан.
Ключевые слова: транспортная инфраструктура, система портов, грузовая база, Республика Саха (Якутия), опорная сеть, Магадан, прогноз, транспортный каркас.
Вороненко А.К., аналитик Научно-образовательного центра морского транспорта и пространственной логистики ФГБОУ ВО «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского», e-mail: Voronenko@msun.ru
Гаврилов А.Н., директор Научно-образовательного центра морского транспорта и пространственной логистики ФГБОУ ВО «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского», e-mail: gavrilov@msun.ru
Prospects for the development of the port of Magadan in link with the creation of the railway line N. Bestyakh – Magadan
In June 2022, a conference was held in Yakutsk on the construction of the N. Bestyakh – Magadan railway «The Way to Magadan» [1-3], as a result of which it was found that the construction of the strategic line Nizhny Vestyakh – Magadan should be ahead of schedule in relation to the creation of capacities to involve the resource base in the gravity area and the construction of the regional railways (access roads) necessary for this. This project is designed to help improve the efficiency of domestic and international transport and logistics chains, ensure the geostrategic interests of Russia and solve the problems of strengthening national security. The article provides a brief analysis of the cargo base of the project and forms proposals for the formation of a transport framework in the Far East Federal District, taking into account the development of the seaport of Magadan.
Keywords: transport infrastructure, port system, cargo base, Republic of Sakha (Yakutia), core network, Magadan, forecast, transport frame.
Voronenko A., analyst of the Scientific and Educational Center for Maritime Transport and Spatial Logistics, FSBEI HE «Admiral Nevelskoy Maritime State University», e-mail: Voronenko@msun.ru
Gavrilov A., director of the Scientific and Educational Center for Maritime Transport and Spatial Logistics, FSBEI HE «Admiral Nevelskoy Maritime State University», e-mail: gavrilov@msun.ru
Транспорт
УДК 656.61
DOI 10.52375/20728689_2022_3_143
Транспортные операции грузового судна при выполнении рейса
Для выявления путей совершенствования судовождения необходимо иметь возможность оценки не только эксплуатационно-технических данных судна, навигационного оборудования, характеристик судоводителя и особенностей навигационных условий, но и проанализировать особенности функционирования грузового судна, перечня проводимых основных операций обработки грузового судна и можно выявить транспортные операций совершаемые судном в рейсе.
Ключевые слова: грузовое судно, транспортные операции, выполнение рейса, рейс судна, функционирование, судовождение.
Якубович Е.С., аспирант кафедры «Управление транспортом», ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), e-mail: egorsergeevich@mail.ru
Cargo ship transport operations during operation of the flight
In order to identify ways to improve navigation, it is necessary to be able to evaluate not only the operational and technical data of the vessel, navigation equipment, characteristics of the boatmaster and features of navigation conditions, but also to analyze the features of the functioning of the cargo vessel, the list of the main operations of cargo vessel handling and it is possible to identify the transport operations performed by the vessel on the voyage.
Keywords: cargo ship, transport operations, flight performance, ship flight, operation, navigation.
Yakubovich E., the post-graduate student of Transport Management chair, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Volga State University of Water Transport», e-mail: egorsergeevich@mail.ru
Транспорт
УДК 656.61.052:62.50.004
DOI 10.52375/20728689_2022_3_145
Анализ динамики и управление пространственным движением судна, как нелинеиной динамической системой
В исследовании анализируются вопросы управляемого движения судна, как нелинейным многоканальным объектом относительно гладких поверхностей (подмногообразии) пространства выходных переменных. Для получения моделей продольной и относительной динамики и частичной декомпозиции объекта используются методы преобразования координат и динамические свойства подвижного базиса двух плоскостной поверхности. Синтезируется замкнутый алгоритм управления, обеспечивающий локальную устойчивость поверхности как аттрактора системы и желаемую продольную динамику. Для представления особенностей подхода применены организации пространственного движения вдоль плоских кривых и поверхностей трехмерного пространства.
Ключевые слова: модель, локальный, устойчивость и надежность, трехмерность, плоские кривые, мехатроника, динамика, стабилизация, не тривиальность, много канальность, аттрактор, алгоритм, матрица, конструирование, компенсация, базис.
Троеглазов А.П., к.д.п., к.т.н., докторант, преподаватель кафедры «Судовождение», ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»
Analysis of the dynamics and control of the spatial movement of the vessel as a nonlinear dynamic system
The study analyzes the issues of controlled vessel movement as a nonlinear multi-channel object with respect to smooth surfaces (submanifolds) of the space of output variables. To obtain models of longitudinal and relative dynamics and partial decomposition of an object, coordinate transformation methods and dynamic properties of the movable basis of a two-plane surface are used. A closed control algorithm is synthesized that provides local stability of the surface as an attractor of the system and the desired longitudinal dynamics. To represent the features of the approach, the organizations of spatial movement along flat curves and surfaces of three-dimensional space are applied.
Keywords: model, local, stability and reliability, three-dimensionality, plane curves, mechatronics, dynamics, stabilization, non-triviality, multi-channel, attractor, algorithm, matrix, construction, compensation, basis.
Troeglazov А. , Master Mariner, Ph.D., doctoranter, lecturer of the Navigation chair, FSBEI HE «Admiral Ushakov Maritime University»
Транспорт
УДК 656.62
DOI 10.52375/20728689_2022_3_152
Моделирование калькулятора стоимости поставок нерудных строительных материалов на речном транспорте
В условиях резкого снижения объёмов перегрузочных работ, речные порты вынуждены активно развивать деятельность по поставкам нерудных строительных материалов (НСМ), что позволяет им повышать эффективность своей работы. Для осуществления таких поставок важное значение приобретает коммуницирование с клиентами, информационная прозрачность, доступность и удобство работы. Эту роль в том числе выполняют калькуряторы стоимости на веб-сайтах организаций. Результаты исследования информационной прозрачности транспортных компаний показали отсутствие таких калькуляторов на предприятиях речного транспорта. Вместе с тем, по большей части свободное ценообразование и многообразие факторов, влияющих на устанавливаемые тарифы, говорят об актуальности разработки таких калькуляторов. В статье рассмотрены вопросы, связанные с моделированием калькулятора стоимости поставок НСМ на речном транспорте. В частности, разработаны информационная модель определения стоимости поставок НСМ, организационная модель расчета стоимости поставки и алгоритм расчета стоимости поставок НСМ на калькуляторе.
Ключевые слова: нерудные строительные материалы, стоимость поставок, калькулятор стоимости, моделирование калькулятора
Цверов В.В., д.э.н., к.т.н., профессор кафедры «Логистика и маркетинг», ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0835-4615
Домнина О.Л., к.т.н., доцент кафедры «Логистика и маркетинг», ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9098-313X
Modeling of the cost calculator for the supply of nbm in river transport
In the context of a sharp decrease in the volume of transshipment operations, river ports are forced to actively develop their activities for the supply of petroleum products, which allows them to increase the efficiency of their work. For the implementation of such deliveries, communication with customers, information transparency, accessibility and convenience of work are of great importance. This role is also performed by cost calculators. The results of a study of the information transparency of transport companies showed the absence of such calculators at river transport enterprises. At the same time, for the most part, free pricing and a variety of factors affecting the tariffs set indicate the relevance of developing such calculators. The article deals with issues related to the modeling of the cost calculator for the supply of NCM in river transport. In particular, an information model for determining the cost of supplies of NCM, an organizational model for calculating the cost of supply and an algorithm for calculating the cost of supplies of NCM on a calculator have been developed.
Keywords: non-metallic building materials, supply cost, cost calculator, calculator simulation.
Tsverov V., Doctor of Economics, Ph.D. in Techniques, professor of the Logistics and marketing chair, FSBEI HE «Volga State University of Water Transport», ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0835-4615
Domnina O., Ph.D., assistant professor the Logistics and marketing chair, FSBEI HE «Volga State University of Water Transport», ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9098-313X