Морские порты
Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.
Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж 5 тыс. экземпляров. Объем 64 полосы. Печать полноцветная, класса люкс.
Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).
Содержание №8 (239) (2025)
Транспортная политика / Судостроение
Замещаем импорт в судостроении – а воз и ныне… где?
Каковы конкретные результаты уже десятилетней напряженной борьбы нашей страны с зависимостью от зарубежных поставок судовых материалов, комплектующих и оборудования – и на что можно реально надеяться в обозримой перспективе?
Вертикаль власти / АМП
Порт Владивосток – широкие ворота России в Тихий океан
В сложившихся геополитических условиях роль морского порта Владивосток в обеспечении широкой номенклатуры экспортно-импортной торговли страны трудно переоценить. Прежде всего благодаря удобному расположению на берегах роскошной бухты Золотой Рог Японского моря.
Уникальный случай: местоположение оказалось настолько удачным, что оно и предопределило с первого дня имя будущего порта, а затем и города – «Отсюда и владеть Востоком!». И Россия владеет им уже 165 лет, превратив порт Владивосток в широкие ворота в Тихий океан.
Сегодня Владивосток – единственный полностью универсальный морской порт на Дальнем Востоке страны – является ключевым для международного сообщения России в бассейне стран АТР. С каждым годом он наращивает обороты за счет расширения экспортной инфраструктуры, продолжает развивать контейнерные сервисы и уже строит большие планы на возобновление и рост круизного судоходства.
Вертикаль власти / АМП
Стратегический форпост на Каспии: драйвер экономики и точка роста МТК «Север – Юг»
Морской порт Махачкала – это гораздо больше, чем просто грузовой терминал. Это стратегический узел, где пересекаются интересы национальной экономики и международной логистики. Уникальное расположение на западном побережье Каспия предопределило ключевую роль в амбициозном проекте Международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг», который становится жизненно важной альтернативой традиционным маршрутам.
Однако само по себе выгодное положение было бы лишь потенциалом, если бы не уникальные инфраструктурные преимущества порта. Махачкала – это единственный незамерзающий порт России на Каспии, способный принимать крупнотоннажные суда дедвейтом до 13 тыс. тонн. Именно сочетание двух в одном – круглогодичной навигации и возможности для обработки серьезных грузопотоков – делает его незаменимым звеном в цепочке поставок между Россией, странами Каспийского региона, Ближнего Востока и Южной Азии.
При этом активная реконструкция мощностей нацелена не только на количественный рост, но и на качественный скачок: превращение порта в Каспийском бассейне в конкурентоспособный логистический хаб мирового уровня. Разумеется, любые инфраструктурные инвестиции и стратегические планы имеют смысл, только когда они подтверждаются реальными операционными результатами. Именно динамика грузооборота служит главным индикатором эффективности этой работы и востребованности порта в системе МТК «Север – Юг».
Порты / АМП
Стивидоры Ванинского порта прибавили в объемах
Скажем прямо, среди весьма редких по нынешним санкционным временам всплесков грузооборота на морских терминалах страны впечатляюще выглядят 35,4% прибавки по итогам 9 месяцев 2025 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в порту Ванино. В абсолютном выражении – это 29 204 тыс. тонн, тогда как за аналогичный период 2024 года было переработано 21 566,5 тыс. тонн. Всего же в 2024 году стивидоры здесь перегрузили 29 289 тыс. тонн.
Наибольшую долю в перевалке в порту занимает уголь, на втором месте – нефтепродукты. Если проследить динамику, например, с 2022 года, когда в порту стало наблюдаться устойчивое снижение грузооборота, то сегодня налицо значительный рост.
И никаких секретов – просто это как раз тот случай, не хочется утверждать, что достаточно редкий, когда смежники из РЖД своевременно доставили на причалы груз. Однако вишенка на этом торте из черного золота в том, что объемы перевалки выросли у всех компаний, работающих в порту, в том числе и за счет ввода в эксплуатацию нового угольного терминала в районе мыса Манорского, что в Хабаровском крае.
Порты / АМП
Воды Черного моря расцветают опасной радугой
На протяжении более 100 лет во всем мире проводятся мониторинговые исследования фитопланктона с целью обнаружения токсичных цветений воды, вызванных массовым развитием одноклеточных водорослей, содержащих опасные для жизни человека и морских организмов токсичные вещества. Токсичные цветения становятся причиной массовой гибели морских млекопитающих, птиц, рыб и пищевых отравлений у человека.
Использование современных информационных спутниковых технологий с целью своевременного обнаружения и диагностики цветений морской воды, причиной которых является развитие потенциально токсичных видов водорослей, давно применяется в мировой практике.
Цифровизация / Севморпуть
Четвертая промышленная революция за полярным кругом
Как цифровизация портов поможет покорить Севморпуть
Вдоль арктического побережья расположено более 70 портов и перевалочных пунктов. Северные порты, за исключением Архангельска и Мурманска, играющих важную роль в международных перевозках, исторически являются каботажными. В первую очередь они предназначены для вывоза минеральных ресурсов и снабжения северных регионов строительными и социальными грузами. Доля экспортно-импортных грузов в обороте северных портов традиционно была и остается небольшой, однако в связи с переориентацией транспортных потоков объем транзита постепенно растет. Для того чтобы справиться с ним и привлечь международных заказчиков, на высшем уровне была поставлена задача по формированию трансарктического коридора.
Превращение Северного морского пути в полноценный транзитный коридор мирового уровня – амбициозный национальный проект, который губернатор Мурманской области Андрей Чибис сравнил с покорением космоса. Здесь есть доля правды: как и космическая программа, это грандиозный промышленный план – все-таки невозможно запустить ракету на Марс, не построив перед этим космодром и не подготовив экипаж к полету.
О том, какие производственные ограничения предстоит преодолеть северным портам и почему цифровизация – один из ключей к освоению Арктики, с читателями «МП» делится компания «Солво» – лидер рынка автоматизации портовой логистики, разработчик IT-решений для портов и терминалов.
Логистика / РЖД
Уголь России – экспортная головоломка или следствие кризиса логистики?
Какова обстановка на рынке, почему отечественный уголь теряет конкурентоспособность еще до непосредственной отправки заграничным потребителям и при этом не доходит до портов в требуемых объемах – что и приводит к вынужденному простою профильных перевалочных мощностей?
АСОП / Совет директоров
Мурманск – стратегическое звено транспортного суверенитета России
Традиционно выездной совет директоров Ассоциации морских торговых портов состоялся в одном из портов. В этом году совет обсудил животрепещущие вопросы и проблемы отрасли и предприятий, а также взаимоотношения со смежниками из РЖД в заполярном порту Мурманск.
Думается, выбор места был далеко не случаен по двум причинам: в 2025 году Мурманский морской торговый порт (ММТП) отметил 110-летие со дня основания, что и было отмечено участниками совета, и непростая ситуация с грузооборотом, которая сложилась на текущий момент в порту.
На протяжении более чем вековой истории комплекс причалов мурманского порта рос и набирался мощностей, превратившись на сегодня в стратегически важное звено транспортного суверенитета страны. Однако в последнее время крупнейший стивидор Арктического бассейна столкнулся с резким падением грузооборота. Причиной стали четыре негативных фактора, ставящих под угрозу будущее как ММТП, так и других предприятий региона.
АПСРТ / Собрание
Речному транспорту – снять «ограничители» развития
На борту теплохода «Илья Репин» Московского речного пароходства в сентябре состоялось очередное годовое собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ). В работе Совета приняли участие начальник управления внутренних водных путей Росморречфлота Ильнур Шайхитдинов, заместитель гендиректора РКО Василий Ружьев, руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Олег Шахмарданов, генеральный директор АО «Северречфлот» Сергей Сандулов, а также представители компаний и предприятий отрасли, научных институтов и др.
Открыл и вел собрание президент Ассоциации Александр Зайцев.
Грузовая база / Нефтепродукты
Сохранить объемы и модернизировать мощности
По итогам 2024 года в России сократился объем переработки нефти, производство основных видов нефтепродуктов и объемы их экспорта. Единственным показателем отрасли, который хоть немного, но вырос, стала глубина переработки нефти. Такая динамика была обусловлена введенными в 2024 году ограничениями на экспорт, внеплановыми ремонтами, вызванными как поломкой оборудования, так и атаками БПЛА, а также замедлением процессов модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) под влиянием санкций.
На сегодняшний день перед отраслью не стоит задач по расширению мощностей и наращиванию объемов производства. Основные усилия государства и игроков рынка направлены на завершение модернизации НПЗ, импортозамещение технологий и диверсификацию экспорта.
Благоприятным сценарием для отрасли по итогам 2025 года эксперты считают восстановление показателей до уровня 2023 года, а в среднесрочной перспективе – сохранение объемов переработки при росте выхода светлых нефтепродуктов и увеличение экспорта.
Экологическая безопасность / Из зала суда
Освобождение судовладельцев от ответственности
Исключение ответственности собственников затонувшего имущества по ч. 2 ст. 1064 ГК РФ
Кодекс торгового мореплавания РФ и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ категоричны в отношении удаления затонувшего имущества. Оба нормативных правовых акта устанавливают прямую обязанность судовладельцев по удалению затонувшего имущества.
Более того, создание угрозы причинения ущерба морской среде, препятствование мореплаванию и рыболовству, невозможность строительства или эксплуатации гидротехнических сооружений предопределяют меньший срок выполнения обязанности.
Статистика
Все грузы России
Обзор перевозок грузов через морские порты России, Прибалтики, Грузии, Финляндии за 9 месяцев 2025 года.
Реклама. ООО «ИД Магистраль», ИНН 7707320167, erid: 2SDnjdh2xvY
№7 (238) (2025)
№6 (237) (2025)
№5 (236) (2025)
№4 (235) (2025)
№3 (234) (2025)
№2 (233) (2025)
№1 (232) (2025)
№10 (231) (2024)
№9 (230) (2024)
№8 (229) (2024)
№7 (228) (2024)
№6 (227) (2024)
№5 (226) (2024)
№4 (225) (2024)
№3 (224) (2024)
№2 (223) (2024)
№1 (222) (2024)
№10 (221) (2023)
№9 (220) (2023)
№8 (219) (2023)
№7 (218) (2023)
№6 (217) (2023)
№5 (216) (2023)
№4 (215) (2023)
№3 (214) (2023)
№2 (213) (2023)
№1 (212) (2023)
№10 (211) (2022)
№9 (210) (2022)
№8 (209) (2022)
№7 (208) (2022)
№6 (207) (2022)
№5 (206) (2022)
№4 (205) (2022)
№3 (204) (2022)
№2 (203) (2022)
№1 (202) (2022)
№10 (201) (2021)
№9 (200) (2021)
№8 (199) (2021)
№7 (198) (2021)
№6 (197) (2021)
№5 (196) (2021)
№4 (195) (2021)
№3 (194) (2021)
№2 (193) (2021)
№1 (192) (2021)
№10 (191) (2020)
№9 (190) (2020)
№1 (182) (2020)