Свежий выпуск журнала «Морские порты» - Морские вести России

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.

Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 5 тыс. экземпляров. Объем 64 полосы. Печать полноцветная, класса люкс.

Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).


Содержание №4 (225) (2024)

Экономика/Перевозки угля

Экспортный уголь: царское величие в зеркале транспортных проблем

Как известно, именно на каменный уголь приходится подлинно царская доля всех железнодорожных перевозок в России, а также весомая часть грузовой базы отечественных портов. Но наступил апрель 2024 года, и над Его Величеством Экспортным Углем сгустились тучи, предвещающие очередную грозу, а именно – сдерживание объемов перевозок через морские порты и увеличение недополученной прибыли. Дело в том, что под пересмотр попали приоритеты в перевозках грузов по Восточному полигону РЖД, провозная способность которого ограничена: приоритетный статус может перейти к социально значимым грузам и тем, что пострадали от преференций для перевозок угля. Но все ли так однозначно в перераспределении дефицитных мощностей РЖД?


Вертикаль власти/АМП

Три кита Восточного: уголь, контейнеры и нефтяные грузы

Морской порт Восточный – один из крупнейших и высокотехнологичных портов России, он обрабатывает более 10% морских внешнеторговых грузов страны и по объемам перевалки занимает третье место после Усть-Луги и Новороссийска. Порт специализируется на трех основных видах грузов: угле, контейнерах и нефти. Порядок в порту и безопасность мореплавания в акватории и на подходах к порту обеспечивает Служба капитана порта, контролируя строгое выполнение судами международных договоров и национального законодательства в области торгового мореплавания.


Вертикаль власти/АМП

Сложный период в порту Азов

Зимний период в порту Азов является наиболее сложным и напряженным для судоходства. Подготовку к нему Служба капитана порта начинает за несколько месяцев до ледокольных проводок с издания Плана мероприятий морского порта по подготовке к работе в осенне-зимний период, в котором устанавливаются основные этапы и сроки проведения мероприятий. Все запланированные меры и проведенная подготовка к ледокольным проводкам позволили Службе преодолеть прошедшую зимнюю навигацию безаварийно и результативно.


Развитие/Контейнерные перевозки

К чему ведет борьба за мощности РЖД

Вслед за угольными терминалами привилегий по железнодорожным перевозкам попросили контейнерные терминалы. Они так же хотят закрепить за собой гарантированные объемы грузов, перераспределив потоки в свою пользу. В ситуации критической нехватки провозных мощностей железной дороги попытки отбросить единые правила в угоду отдельным группам участников рынка становятся все более частыми, а могут стать и разрушительными. При таком развитии событий на рынке перевозок выживут сильнейшие.


Порты/АМП

Портовый контроль и качество услуг на высоте

В 2023 году грузооборот порта Астрахань вырос на 48,5% по сравнению с 2022 годом и составил 3,7 млн тонн. Это наивысший темп прироста грузооборота среди российских портов. Динамика показателей подтверждает возрастающую роль Астраханской области на Транскаспийском маршруте международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг». В ситуации разворота внешнеторговых грузопотоков России, вызванной санкционной политикой Запада, на МТК формируются новые условия работы порта Астрахань: растут объемы перевалки грузов, изменяется их номенклатура, увеличивается интенсивность движения и количество заходящих в порт судов, добавляются новые маршруты следования судов. В этой связи Служба капитана морского порта Астрахань усиливает контроль за обеспечением безопасности мореплавания в соответствии с требованиями международного и национального законодательств в области торгового мореплавания. Вместе с тем, Служба совершенствует свою работу и постоянно повышает качество предоставления государственных услуг по дипломированию, сертификации и выдаче квалификационных свидетельств, удостоверений личности моряка и мореходных книжек, удовлетворяя высокий спрос моряков.


Порты/АМП

Мурманский транспортный узел прирастает проектами

Морской порт Мурманск – один из крупнейших по грузообороту портов не только в составе АМП Западной Арктики, но и в России. Он по праву считается транспортными воротами в Арктику. Более десяти лет назад были инициированы планы по развитию Мурманского транспортного узла, созданию здесь особой экономической зоны. Но только в последние годы, претерпев ряд качественных изменений, программа начала активно реализовываться, и в 2024 году будет сдан первый новый терминал «Порт Лавна».

На страже контроля развития инфраструктуры порта, так же как и контроля безопасности мореплавания, стоит Служба капитана порта. Одним из последних проектов, декларацию о намерениях которого рассматривала Служба, стал проект создания морского терминала по перевалке белорусских грузов. Подробно об этом и об исполнении своих основных функций в интервью «МП» рассказал капитан морского порта Мурманск ФГБУ «АМП Западной Арктики» Эдуард Безукладов.


Порты/АМП

Против бедствий в Черном море

В соответствии с Международной конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 года в России была создана система поиска и спасания людей и судов на море. Эта система основана на взаимодействии спасательных служб разных министерств и ведомств, иностранных государств, судовладельцев, администраций морских портов, капитанов судов в районе аварии на море при координирующей роли Минтранса России.

В систему входит и Морской спасательно-координационный центр «Новороссийск» (МСКЦ), предназначенный для организации эффективного поиска и спасания, координации проведения операций по поиску и спасанию людей и судов на Черном море. Сегодня зона его ответственности охватывает район от мыса Тарханкут на западном побережье Крымского полуострова до границы с Республикой Абхазия равноудаленно от берегов Турции.


Бизнес-акцент/Стивидоры

Поставлена задача – обеспечить эксклаву транспортную доступность

АО «Калининградский морской торговый порт» (КМТП) – крупнейшее предприятие незамерзающего российского порта на Балтийском море. КМТП обладает развитой портовой инфраструктурой, современным перегрузочным оборудованием и техникой, применяет передовые технологии для обработки любых видов грузов, за исключением грузов 1-го и 7-го классов опасности, и имеет многолетний опыт оказания портовых услуг.

Компания одна из первых столкнулась с жесткими западными санкциями и политикой ограничений, что отразилось на ее деятельности и грузообороте. Однако у руководства предприятия и его нового собственника есть оптимизм и надежды на то, что порт восстановит свою работу и будет востребован в интересах Калининградской области и всей России. Об этом в интервью «МП» рассказал генеральный директор АО «Калининградский морской торговый порт» Максим Скатов.


Бизнес-акцент/Портовое оборудование

Интеллектуальные решения для портовых зернохранилищ из КНР

Китайская FAMSUN Group – крупнейший в Азии производитель и поставщик комплексных решений в области обработки и хранения зерна, производства кормов, переработки масличных культур и промышленной автоматизации.

В ходе IX ежегодного форума «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация» руководитель элеваторного направления компании «FAMSUN Китай» Террелл Ли рассказал об интеллектуальных решениях, позволяющих значительно повысить эффективность управления зерновыми терминалами.


Форум/Инфраструктура портов

Тенденции развития морских портов в текущих реалиях

В начале апреля в Москве, в Аналитическом центре при Правительстве РФ состоялся IX ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация», организованный журналом «Морские порты» при поддержке Минтранса России, Федерального агентства морского и речного транспорта, ФГУП «Росморпорт» и Ассоциации морских торговых портов (АСОП). В двухдневной программе форума состоялись дискуссии и сессии на темы развития морских портов России в текущих условиях, государственного регулирования деятельности портовой отрасли и другие, прошла конференция «Smart port: эффективность, безопасность, экологичность».

В форуме приняли участие более 200 делегатов, представителей государственной власти и заинтересованных ведомств, морского бизнеса и смежников, научных и общественных организаций отрасли; с докладами выступили 40 спикеров. Генеральным партнером форума стала FAMSUN Group, тематическим партнером – группа компаний «Интеллектика».


Грузовая база/Нефтепродукты

Нефтепереработка в условиях эмбарго

В прошлом году в России было переработано 275 млн тонн нефти, глубина переработки составила 84%, что примерно соответствует показателям предыдущего года. В первой половине 2023 года экспорт нефтепродуктов активно перестраивался со стран Евросоюза на страны Ближнего Востока, Африки и Азии, которые стали закупать российский бензин и дизельное топливо в том числе для реэкспорта в Европу. Однако рост привлекательности экспорта в сочетании с ростом цен на внутреннем рынке заставили Правительство РФ пойти на ограничения экспортных поставок. В результате их объемы в 2023 году не превысили объемов 2021 года, составив порядка 144 млн тонн.

В 2024 году также продолжали действовать ограничения на вывоз топлива, кроме того, ряд НПЗ, расположенных в европейской части РФ, подверглись атакам дронов, в результате по итогам года ожидаются заниженные показатели как производства, так и экспорта нефтепродуктов.

Статистика

Все грузы России

Обзор перевозок грузов через морские порты России, Балтии, Грузии, Финляндии за I квартал 2024 года.


Наука/Исследования

Цифровые методы проектирования контейнерных терминалов

Происходящие в последнее время геополитические события и протекающие глобальные процессы калейдоскопически меняют рельеф мировой экономики и обслуживающей ее транспортной индустрии. Тектонические изменения направлений мировой торговли меняют шаблоны магистральных и фидерных маршрутов, отключая от грузопотока одни регионы с обслуживающими их портами и требуя реактивного развития портов других регионов.

В полной мере это относится к отечественным портам, которые испытывают на себе особо сильное влияние происходящих изменений в конфигурации грузопотоков. Для адекватного ответа на возникающие глобальные вызовы отечественные порты должны создаваться и модернизироваться, и делать это быстро.

Значительная капиталоемкость реализации любых решений в отношении этих ключевых объектов транспортной инфраструктуры и высокая цена возможных ошибок связывают соответствующие проектные процедуры с крайне высоким риском, который можно исключить лишь при рационально обоснованном и всестороннем анализе возможных вариантов. Однако комплексный характер и размерность связанных с проектированием и развитием порта задач делают этот анализ весьма трудоемким и дорогостоящим.

В то же время впечатляющее развитие информационных технологий, вычислительной техники и теории искусственного интеллекта заставляет искать возможности использования созданного ими научного потенциала в указанной сфере деятельности. В настоящей статье описывается общий подход и некоторые практические результаты, достигнутые в направлении автоматизации технологического проектирования морских контейнерных терминалов.



№2 (223) (2024)

№2 (223) (2024)

№1 (222) (2024)

№10 (221) (2023)

№9 (220) (2023)

№8 (219) (2023)

№7 (218) (2023)

№6 (217) (2023)

№5 (216) (2023)

№4 (215) (2023)
№3 (214) (2023)
№2 (213) (2023)
№1 (212) (2023)
№10 (211) (2022)
№9 (210) (2022)
№8 (209) (2022)
№7 (208) (2022)
№6 (207) (2022)
№5 (206) (2022)
№4 (205) (2022)
№3 (204) (2022)
№2 (203) (2022)
№1 (202) (2022)
№10 (201) (2021)
№9 (200) (2021)
№8 (199) (2021)
№7 (198) (2021)
№6 (197) (2021)
№5 (196) (2021)
№4 (195) (2021)
№3 (194) (2021)
№2 (193) (2021)
№1 (192) (2021)
№10 (191) (2020)
№9 (190) (2020)
№1 (182) (2020)