
Морские порты
Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.
Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж 5 тыс. экземпляров. Объем 64 полосы. Печать полноцветная, класса люкс.
Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).
Содержание №5 (236) (2025)
Экономика / Морской флот
Судостроение: в кризисных условиях нужен антикризисный подход
Как известно, задачи развития национального портового комплекса и торгового флота не являются самостоятельными и независимыми. Важность морских перевозок для обеспечения внешней торговли экспортного направления, составляющей главную компоненту экономики современной России, заставляет формулировать их в иерархии стратегических целей и задач нескольких уровней.
Вертикаль власти / АМП
Порт Новороссийск укрепляет позиции лидера стивидорных услуг
Крупнейший торговый порт России на Черном море в июле отмечает 180 лет со дня основания в 1845 году. С первых дней берега удобной и глубоководной Цемесской бухты в самый раз пришлись для расположения причалов и портового хозяйства. Благодаря новому порту ускорилось сельскохозяйственное освоение причерноморских земель Новороссии. За эти годы на причалах Новороссийского морского торгового порта перевалены миллиарды тонн экспортных, импортных и каботажных грузов, обслужены сотни тысяч различных судов.
И сегодня, в трудные времена новой геополитической реальности, вызванной незаконными санкциями со стороны враждебных России стран Запада, выгодное географическое расположение, как и высокий уровень технической оснащенности позволяют новороссийцам уверенно наращивать перевалку различных грузов, по-прежнему оставляя за собой первенство по грузообороту среди портов страны.
Свою весомую лепту в стабильную работу портового комплекса Новороссийска вносит и Служба капитана порта, обеспечивающая безопасность мореплавания в акватории порта и на подходах.
Вертикаль власти / АМП
Азов: морской порт под растущим вниманием инвесторов
Среди небольших морских портов юга России выделяется Азов, расположенный в устье реки Дон с выходом в неглубокий Таганрогский залив Азовского моря. Географические условия, собственно, и предопределяют заявленные мощности морского порта на реке. В порту 15 терминалов с 37 действующими причалами. Территория равна 167,60 га, акватория – 17,4 кв. км. Навигация круглосуточная и круглогодичная. Порт доступен для захода судов длиной до 150 м, шириной до 20 м, осадкой до 3,8 м.
О результатах перевалки грузов в прошлом году и первом квартале текущего, мерах обеспечения безопасности мореплавания в акватории и на подходах, а также итогах зимней навигации, режиме проведения госпортконтроля и применяемых средствах поддержки привлекательности порта «МП» рассказал капитан морского порта Азов ФГБУ «АМП Азовского моря» Владимир Брагин.
Развитие / Национальные проекты
Эффективная транспортная система: от проектов – к реальности
Как говаривала еще императрица Екатерина II: «Верю словам, но люди судят по делам». А теперь – от масштабных планов к реально возможным в перспективе нашим достижениям в области морских грузовых перевозок.
Форум / Инфраструктура портов
Морским портам России – развитие без границ
Несмотря на масштабные внешнеторговые санкции, портовая отрасль продолжает развиваться, а грузооборот – демонстрировать устойчивость к внешним изменениям. Продолжающаяся трансформация маршрутов грузоперевозок требует не только строительства и модернизации портовой инфраструктуры, но и повышения эффективности ее функционирования посредством государственного регулирования и оптимизации взаимоотношений между всеми участниками перевозочного процесса.
Этим и другим актуальным вопросам развития портовой отрасли была посвящена стратегическая сессия «Развитие морских портов России», которая состоялась в рамках форума «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация», который был организован журналом «Морские порты» и прошел 3-4 апреля в Аналитическом центре при Правительстве РФ в Москве.
Юбилей / 180 лет НМТП
Новороссийск – главный морской порт России на Юге
В истории становления государства Российского морские порты заслуженно занимают свое исключительное место. Вспомним первых – много столетий на Севере был единственный Архангельский, затем Петр I рубил окно в Европу и на Балтике появился Санкт-Петербургский порт, а на Черном море Россия вместе с другими твердо встала и Новороссийским портом.
Тридцатого июня по старому стилю 1845 года император Николай I Указом утвердил представленное Комитетом по делам Закавказского края положение «Об открытии в Новороссийске на северо-восточном берегу Черного моря порта».
Порты / АМП
Динамика роста выводит Восточный на новые рубежи
Крупнейший российский морской порт на Дальнем Востоке – Восточный – показывает уверенную динамику роста. Более того, в условиях возникшего геополитического противостояния нашей страны с бандой западных стран из-за проведения СВО на Украине роль и место порта Восточный в меняющейся логистике движения отечественных экспортно-импортных грузопотоков существенно возрастает. Особенно это касается международной торговли в сфере топливно-энергетического комплекса, а также возрастающей контейнерной компоненты в структуре грузооборота.
Об итогах и тенденциях, текущих и новых проектах, обеспечении безопасности мореплавания в акватории и работе инспекции портконтроля, мерах соблюдения судовладельцами норм чистого моря «МП» рассказал капитан порта Восточный ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Андрей Вайбузов.
Цифровизация / Логистика
Порт 4.0: путеводитель по новым технологиям
Современный порт – коммерческая структура, для которой важную роль играет скорость: чем выше оборачиваемость контейнеров и чем быстрее происходит перевалка грузов, тем больше выручки порт получит в итоге.
Инновации, о которых все говорят, – ИИ, IoT, Big Data и другие – позволяют терминалу качественно повысить эффективность и сохранить свои позиции на рынке, где в последние годы происходят стремительные перемены. Если терминал не внедряет цифровые технологии, он теряет конкурентоспособность, поэтому переход в цифру и дальнейшая автоматизация – это больше не вопрос выбора, а требование времени.
Цифровизация – это инструмент, позволяющий эффективно решать производственные задачи. Чтобы получить нужный результат, нужно уверенно ориентироваться в новых технологиях и понимать, как применить их на практике с пользой для бизнеса. Цель этого материала – дать читателю четкие ориентиры, которые помогут ему выстроить последовательную стратегию цифровой трансформации.
Сегодня расскажем о том, какие решения применяются в Порту 4.0, какие бывают стадии цифровой зрелости порта и что из новейших технологий можно использовать уже сейчас.
Грузовая база / Минеральные удобрения
Исторические максимумы за счет инвестиций и роста спроса
По итогам 2024 года российская отрасль минеральных удобрений поставила сразу три рекорда, выйдя на исторические максимумы производства, экспорта и внутреннего потребления – 63, 42 и 18 млн тонн в натуральном выражении. Ожидается, что показатели продолжат расти в среднесрочной перспективе и к 2030 году достигнут 80, 58 и 22 млн тонн соответственно.
Успехи обусловлены несколькими факторами: ростом инвестиций в производство, увеличением потребностей в минудобрениях со стороны как внутреннего, так и мирового рынков. Благодаря низкой себестоимости производства, даже с учетом растущих логистических затрат отечественные производители остаются конкурентоспособными.
С учетом приоритетных направлений экспорта – Латинской Америки и Африки – основной грузопоток российских минудобрений будет идти через Балтийский бассейн, где с учетом возможного дефицита портовых мощностей уже запланирован запуск новых терминалов. Вот только не помешали бы агрессивные планы оголтелых НАТО-европейцев закрыть Балтику для России…
Экологическая безопасность / Из зала суда
Обзор судебной практики: за что отвечает оператор
Сохранение морских природных экосистем, рациональное использование их ресурсов наравне с развитием отечественного морского промысла отнесены Морской доктриной к стратегическим целям национальной морской политики. Именно акватории морских портов выступают сосредоточением крупных аварий и происшествий. Поэтому безопасность эксплуатации портов остается важной задачей в обеспечении экологического благополучия и свободного судоходства.
Реклама. ООО «ИД Магистраль», ИНН 7707320167, erid: 2SDnjdh2xvY

№3 (234) (2025)

№2 (233) (2025)

№1 (232) (2025)

№10 (231) (2024)

№9 (230) (2024)

№8 (229) (2024)

№7 (228) (2024)

№6 (227) (2024)

№5 (226) (2024)

№4 (225) (2024)

№3 (224) (2024)

№2 (223) (2024)

№1 (222) (2024)

№10 (221) (2023)

№9 (220) (2023)

№8 (219) (2023)

№7 (218) (2023)

№6 (217) (2023)

№5 (216) (2023)

№4 (215) (2023)

№3 (214) (2023)

№2 (213) (2023)

№1 (212) (2023)

№10 (211) (2022)

№9 (210) (2022)

№8 (209) (2022)

№7 (208) (2022)

№6 (207) (2022)

№5 (206) (2022)

№4 (205) (2022)

№3 (204) (2022)

№2 (203) (2022)

№1 (202) (2022)

№10 (201) (2021)

№9 (200) (2021)

№8 (199) (2021)

№7 (198) (2021)

№6 (197) (2021)

№5 (196) (2021)

№4 (195) (2021)

№3 (194) (2021)

№2 (193) (2021)

№1 (192) (2021)

№10 (191) (2020)

№9 (190) (2020)

№1 (182) (2020)