Свежий выпуск журнала «Морские порты» - Морские вести России

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.

Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 5 тыс. экземпляров. Объем до 80 полос. Печать полноцветная, класса люкс.

Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).


Содержание №6 (217) (2023)

Вертикаль власти/АМП

Модернизация и «Генеральная уборка» в порту Магадан

Магаданский морской порт – крупнейший на Северо-Востоке России – через него проходит основной поток грузов для Магаданской области. Порт работает круглогодично, с ноября по май осуществляются ледокольные проводки. Магадан относится к группе портов, обеспечивающих перевалку в основном каботажных грузов северного завоза, поступающих морским транспортом в регион. Морской транспорт имеет важнейшее значение в схеме доставки и отправления грузов в область и за ее пределы. Около 99% грузов на этих направлениях перевозятся морским транспортом, в том числе 100% твердого и жидкого топлива, тяжелой техники и строительных материалов. Доставка топлива – стратегическая задача порта. Это единственная возможность обеспечить население и предприятия области необходимым запасом угля и нефтепродуктов на весь год.


Вертикаль власти/АМП

Кризис стимулирует поиск нестандартных путей развития

Последние полтора года порт Темрюк работает в условиях повышенного уровня безопасности и усиленного контроля со стороны Службы капитана порта и других контролирующих органов. Не избежал он влияния и мирового кризиса, и санкционной политики Запада. Общий грузооборот порта по итогам I полугодия остался в рамках запланированного на 2023 год. Несмотря на это, планы по увеличению мощностей порта сохраняют свою актуальность. Более того, инвесторы подают новые декларации о намерениях строительства перегрузочных комплексов. Подробнее о работе порта и портовых властей рассказывает капитан морского порта Темрюк ФГБУ «АМП Азовского моря» Михаил Мигда.


Экономика/Транспорт

Угольщики настроены на Восточный полигон

В России растет производство угля, пропорционально мог бы вырасти и экспорт. Однако препятствием на пути стоит дефицит провозных способностей Восточного полигона РЖД к дальневосточным портам. Поставлять энергетический уголь на азиатские рынки через южные и северо-западные порты угольные компании не хотят, так как высоки затраты. В результате планы по экспорту угля могут быть сорваны, предупреждают аналитики Центробанка. Впрочем, ситуация не столь драматична, как ее пытаются представить...


Развитие/Арктика

Развитие инфраструктуры морских портов Севморпути

Задача по достижению грузооборота Северного морского пути (СМП) в объеме 80 млн тонн к 2024 году была поставлена Президентом России Владимиром Путиным еще в 2019 году. И если поначалу этот целевой показатель казался немного фантастическим, то изменение геоэкономических условий и переориентация транспортно-логистических потоков, последовавшие за началом СВО, сделали его достижение жизненно необходимым для развития отечественной экономики. Одним из базовых условий развития перевозок по СМП (наряду с грузовой базой, развитием ледокольной проводки и судостроения) выступает реализация масштабных инфраструктурных портовых проектов: развитие Архангельского и Мурманского транспортных узлов, порта Сабетта, специализированных терминалов, создаваемых «с нуля», а также строительство железнодорожных магистралей, обеспечивающих выход грузов из промышленных районов страны к морским портам СМП. О текущем состоянии и развитии этих и других важнейших проектов шла речь на Форуме «Арктика – Регионы», который прошел в Архангельске.


Порты/АМП

В Приморье готовы к новому этапу аттестации сил ОТБ

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) является компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) и аттестации сил ОТБ на морском и внутреннем водном транспорте. В соответствии с приказом Росморречфлота от 09.02.2018 г. №14 ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» приступило к деятельности как орган, имеющий право проводить такую аттестацию на Дальнем Востоке. За прошедшие пять лет учреждение приобрело не только необходимые компетенции в указанной области, но и богатый опыт по организации аттестации сил ОТБ, что подтверждается качественными результатами аттестационных мероприятий и благодарностями аттестуемых лиц.


Порты/АМП

Морской порт Оля в зоне внимания федеральных властей

Порт Оля расположен в дельте реки Волги, в 100 км южнее Астрахани, на 67-м км Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и находится на пересечении морских транспортных путей, соединяющих Россию с Ираном, Казахстаном, Туркменистаном и Азербайджаном. Порт имеет серьезные перспективы ввиду активизации развития Международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг», направленного сегодня на улучшение транспортного сообщения между Россией и странами Азии, Ближнего Востока и Африки. Деятельность по реализации мероприятий, связанных с расширением инфраструктуры и возможностей МТК, находится на контроле у Президента РФ В.В. Путина. О некоторых аспектах развития порта, занимающего ключевое положение на пересечении важных транспортных потоков, а также об обеспечении безопасного судоходства и мореплавания в акватории и на подходах к ней рассказывает исполняющий обязанности капитана морского порта Оля ФГБУ «АМП Каспийского моря» Узайри Мутуев.


Форум/Цифровизация

От автоматизации к «умному порту»

На VIII форуме «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация», организованном журналом «Морские порты» и прошедшем весной этого года, разговор шел о дальнейших путях развития портового комплекса страны в условиях новой экономической реальности, об инновациях в проектировании и строительстве портовых ГТС, а также в обработке грузов. Подробно об этом «МП» писал в №3 и №5.

Сегодня рассказ пойдет о конференции «SmartPort: эффективность, безопасность, экологичность», состоявшейся в рамках того же форума и вызвавшей не меньший интерес среди профессионального сообщества портовиков и их партнеров к вопросам автоматизации процессов перевалки грузов и цифровой трансформации управления этими процессами в морских портах.


Партнеры/Проектирование

Оценка состояния грунтов лабораторией АО «Ленморниипроект»

В современных условиях проектирование и строительство гидротехнических сооружений (ГТС) невозможно без оценки геологических условий, в том числе особенностей грунтов. Объективная оценка состояния и качества грунтов во многом определяет безопасность и надежность будущих ГТС. В статье отражены направления деятельности испытательной геотехнической лаборатории АО «Ленморниипроект» по оценке геологических условий строительства на этапе инженерных изысканий, исследований физико-математических свойств грунтов, требования к качеству проведения испытаний, методы и необходимое оборудование.


Техника и технологии/НДТ

Экология порта. Эффективное решение актуальных проблем

ООО «ЭРОСТ Груп» (Экологичные Рентабельные Очистительные Системы и Технологии) – инжиниринговая компания, работающая в области внедрения вакуумных технологий очистки в производственную сферу, специалистами которой реализовано свыше 300 проектов. Мы поставляем оборудование производства DISAB Vacuum Technology AB (Швеция). Качество и экологичность, удобство в эксплуатации и надежность стали своего рода визитной карточкой шведской компании. Ее инновационные решения находят свое применение по всему миру в самых разных сферах – металлургии и энергетике, строительстве, горнодобывающей отрасли и, разумеется, портах, для которых проблема избавления от пыли и просыпных отходов не теряет своей актуальности.


Юбилей/80 лет В.Г. Завьялову

Преданность морю, преданность делу

Восьмидесятилетний юбилей отметил 27 июля текущего года Завьялов Владимир Гаврилович, начальник единственного на Каспии Морского спасательно-координационного центра и бессменный его руководитель, удостоенный за ответственный и добросовестный труд званий «Почетный работник морского флота СССР» (1993 г.), «Почетный работник транспорта России» (2003 г.), «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации» (2008 г.) и награжденный многочисленными ведомственными и другими наградами. В.Г. Завьялов – пример профессионализма, ответственности и преданности своему делу не только для работников ФГБУ «АПМ Каспийского моря», но и всего морского сообщества. О своем жизненном пути, становлении и принципах работы организации, которую возглавляет почти три десятка лет, В.Г.Завьялов рассказал Наталье Мироновой, корреспонденту журнала «Морские порты».


Логистика/Севморпуть

Цифровизация процесса перевозок по Севморпути

Глобальные изменения, происходящие в современном мире, носят поистине революционный характер. Начавшиеся как последовательность отдельных событий, данные изменения в итоге вылились в мощнейший мейнстрим, кардинально меняющий не только геополитический, но и экономический и транспортно-логистический мировой ландшафт. Привычные межгосударственные торгово-экономические связи и транспортно-логистические маршруты, основанные на складывавшихся веками и десятилетиями отношениях, в течение короткого периода времени были кардинально изменены. И эти изменения продолжаются.


Грузовая база/Зерно

Зерна – больше, экспорт – шире

Несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства, российская зерновая отрасль в 2022/23 сельскохозяйственном сезоне смогла не только выйти на рекордные производственные показатели (урожай составил почти 160 млн тонн, экспорт – 60 млн тонн), но и найти новые возможности для развития экспорта. Речь идет прежде всего о переориентации экспортных поставок на рынки Ближнего Востока, Азии и Африки, включая те страны, куда российское зерно ранее не поставлялось. Закономерно возросла нагрузка на портовые мощности Азово-Черноморского и Дальневосточного бассейнов, тогда как объемы перевалки зерна через порты Балтики сократились. Однако рост экспорта зерна не вызвал проблем с его отгрузкой в портах, при этом активизировались проекты по строительству новых зерновых терминалов. Прогнозы на новый сельхозсезон также вполне оптимистичны: эксперты считают, что будущий урожай может составить 140 млн тонн, из которых на внешние рынки будет поставлено не менее 55 млн тонн зерна.


Статистика

Все грузы России

Обзор перевозок грузов через морские порты России, Балтии, Украины и Финляндии за I полугодие 2023 года.