Свежий выпуск журнала «Морские порты» - Морские вести России

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.

Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 5 тыс. экземпляров. Объем 64 полосы. Печать полноцветная, класса люкс.

Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).


Содержание №1 (232) (2025)

Вертикаль власти / Транспортная политика

Портовики просят обсудить денежно-кредитную политику ЦБ в Госдуме

Ассоциация морских торговых портов (АСОП) направила председателю Госдумы Вячеславу Володину и главе Правительства РФ Михаилу Мишустину письма с просьбой организовать в нижней палате парламента обсуждение текущей финансово-кредитной политики Центрального банка России (ЦБ) с привлечением Минтранса, представителей транспортной отрасли и их общественных объединений.

Главе ЦБ Эльвире Набиуллиной АСОП направила обращение с просьбой учитывать возможные негативные последствия при принятии решений по ключевой ставке и иным мерам по борьбе с инфляцией для портовой и других отраслей транспорта.

Вертикаль власти / АМП

Доступен круглый год, безопасен и экологичен

Для Туапсе морской порт является градообразующим, при этом он территориально компактный и постоянно держит планку высокой производительности по грузообороту, в связи с чем выступает не только как транзитный пункт международных перевозок грузов, но и как центр экономического развития территории, поскольку рядом расположены предприятия обрабатывающей промышленности.

Среди черноморских портов России Туапсе уже много лет устойчиво занимает третье место по обороту грузов после портов Новороссийск и Тамань, функционируя как многоцелевой порт и обеспечивая внешнеторговые перевозки нефтепродуктов, а также навалочных (минеральные удобрения, уголь, руда и др.), генеральных грузов, зерна и плодоовощной продукции. Порт открыт для навигации круглый год, при этом здесь созданы все условия для безопасного мореплавания и соблюдения экологических норм, хотя порт не является местом убежища для судов в штормовую погоду

Об итогах работы порта в прошлом году и тенденциях в новом «МП» рассказал капитан морского порта Туапсе ФГБУ «АМП Черного моря» Игорь Хочолава.

Морские перевозки / Танкерный флот

Танкеры для России: нужны «вчера», но будут ли завтра?

В каком состоянии находится наливной флот нашей страны сегодня и что его ожидает в ближайшем будущем? Отвечать на эти вопросы нужно оперативно и честно – чтобы эффективно обеспечить экспорт нефти и нефтепродуктов и при этом сделать невозможным повторение предновогодних трагедий в Черном море.

Порты / АМП

На стыке речных и морских путей

Среди универсальных морских портов Ростов-на-Дону занимает исключительное место по разнообразию перерабатываемых грузов и местоположению – на стыке речного и морского путей. При этом по берегам Дона в границах порта располагается городская экономически развитая территория, и река играет важную роль в транспортном обслуживании города и региона, в то же время оставаясь одним из наиболее сложных участков для движения флота.

Так, неширокий судовой ход, лимитирующие глубины на перекатах, меняющиеся под влиянием сгонно-нагонных ветров, когда подъем или падение уровня воды достигает до двух метров, а также мосты и переходы на фоне интенсивного судоходства требуют особого подхода к обеспечению безопасности мореплавания и экологического контроля.

О работе порта, итоговых показателях 2024 года и обеспечении безопасности судоходства рассказал капитан порта Ростов-на-Дону ФГБУ «АМП Азовского моря» Даниил Бусленко.

Порты / АМП

Архангельск как основное логистическое звено в Арктике

Отмечая значение и роль морского порта Архангельск для экономики региона и страны в условиях реальности сегодняшнего дня, следует помнить, что это первый полноценный морской порт России и заслуги его в истории страны невозможно измерить.

Город в устье Северной Двины появился в 1584 году по приказу царя Ивана Грозного, и тогда же здесь была построена первая пристань. Затем многие годы Архангельск оставался единственным портом, имевшим через Белое море выход в океан, только отсюда велась торговля с иноземными купцами, от его причалов уходили поморы на морской промысел, а в годы Великой Отечественной войны порт принимал транспорты с грузами ленд-лиза.

РЖД / Вектор развития

Восточный полигон: повезет – не повезет, провезет – не провезет?

Судя по предварительным итогам ушедшего 2024 года, текущее положение дел на этой стратегически важной для России железнодорожной артерии, как и ее перспективы, выглядит далеко не столь оптимистично, как это могло бы казаться согласно предшествующим прогнозам руководства Минтранса и ОАО «РЖД».

При этом по мере приближения новогодних праздников градус оптимизма проседал все заметнее, а наступивший 2025 год также, по крайнее мере пока, не обещает перелома ситуации в лучшую сторону.

Логистика / Цифровизация

Внесите черный ящик: зачем нужен открытый разговор о «ГосЛоге»

За последние полгода платформа «ГосЛог» – она же Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа «Государственная Логистика» – успела превратиться в объект всевозможных спекуляций. Несмотря на то что эксперимент по созданию, апробации и внедрению системы начался еще в августе 2024 года, о ходе эксперимента мало что известно. Эксперты расходятся в прогнозах, участники рынка грузоперевозок не знают, чего ожидать.

Полный переход на «ГосЛог» планируется произвести к 2030 году. Казалось бы, времени на подготовку достаточно, но стивидорам нужно запланировать доработку своего IT-ландшафта уже сейчас – в противном случае они не успеют вовремя выполнить обязательные для подключения к системе требования.

Своим взглядом на ситуацию с изданием делится компания «СОЛВО», лидер рынка автоматизации портовой логистики, разработчик системы Solvo.TOS, через которую проходит около 45% морского контейнерооборота России.

Логистика / Законотворчество

Интермодальные технологии грузопотоков в смешанных перевозках

В настоящее время логистическая наука широко внедряется в технологии производства, снабжения, торговли, транспорта и потребления. С каждым годом совершенствуются технологии поставок (закупок), перевозок и реализации продукции с учетом экономии производственных и транспортных затрат, а также совершенствования транспортно-экспедиторского сервиса для мелких и средних предприятий.

По мнению специалистов, предпосылки создания системы единого планирования и управления транспортно-логистическими ресурсами при организации смешанных (комбинированных) перевозок на основе внедрения комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания, развертывания полномасштабной программы интермодальных контейнерных и контрейлерных перевозок в транспортных узлах, а также увеличения загрузки водных и воздушных путей позволили бы улучшить производственно-транспортные связи, сократить торгово-транспортно-логистические издержки, ускорить оборот транспортных средств, повысить их производительность, обеспечить безопасность перевозок, снизить конечную стоимость товарной продукции и привлечь новые товарные потоки.

Экологическая безопасность / Из зала суда

Трудные уроки кораблекрушения

Обзор судебной практики по экологическим делам в области судоходства. Судебная практика разработки и согласования планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Грузовая база / Сырая нефть

Нефть: снижение добычи и рост экспорта

В 2024 году добыча нефти в России сократилась на 2,8%, до 516 млн тонн, что напрямую связано с участием России в соглашении ОПЕК+. При этом продолжился сдвиг добычи в восточную часть страны с активизацией разработки проектов с трудноизвлекаемыми запасами (ТРиЗ). Динамика внутреннего потребления нефти в 2024 году была негативной и соответствовала темпам снижения добычи, тогда как экспорт, напротив, вырос на 2,4% и составил 240 млн тонн.

Основным покупателем российской нефти остается Китай, куда продолжают расти поставки, перспективы увеличения экспорта также связаны с поставками в Индию и Турцию, а также страны Африки. Экспорт осуществляется как трубопроводным, так и морским транспортом, однако в будущем приоритет будет отдаваться развитию морской транспортировки, что делает необходимым сооружение соответствующей инфраструктуры.

Как показывают последние события, отрасль хорошо научилась адаптироваться к западным санкциям, которые уже не могут радикально повлиять на объемы добычи и экспорта нефти, хоть и продолжают «вставлять палки в колеса» и без того непростой и недешевой логистике перевозок этого сырья.

Статистика

Все грузы России

Обзор перевозок грузов через морские порты России, Балтии Финляндии, Грузии за 12 месяцев 2024 года


Реклама. ООО «ИД Магистраль», ИНН 7707320167, erid: 2SDnjdh2xvY


№9 (230) (2024)

№8 (229) (2024)

№7 (228) (2024)

№6 (227) (2024)

№5 (226) (2024)

№4 (225) (2024)

№3 (224) (2024)

№2 (223) (2024)

№1 (222) (2024)

№10 (221) (2023)

№9 (220) (2023)

№8 (219) (2023)

№7 (218) (2023)

№6 (217) (2023)

№5 (216) (2023)

№4 (215) (2023)

№3 (214) (2023)

№2 (213) (2023)

№1 (212) (2023)

№10 (211) (2022)

№9 (210) (2022)

№8 (209) (2022)

№7 (208) (2022)

№6 (207) (2022)

№5 (206) (2022)

№4 (205) (2022)

№3 (204) (2022)

№2 (203) (2022)

№1 (202) (2022)

№10 (201) (2021)

№9 (200) (2021)

№8 (199) (2021)

№7 (198) (2021)

№6 (197) (2021)

№5 (196) (2021)

№4 (195) (2021)

№3 (194) (2021)

№2 (193) (2021)

№1 (192) (2021)

№10 (191) (2020)

№9 (190) (2020)

№1 (182) (2020)