Свежий выпуск журнала «Морские порты» - Морские вести России

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.

Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж 5 тыс. экземпляров. Объем 64 полосы. Печать полноцветная, класса люкс.

Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).


Содержание №6 (237) (2025)

Экономика / Судостроение

Судостроение России: построить флот = спасти Отечество!

Думается, что именно так – без своего транспортного флота безопасность Отечества неустойчива, и если береговая инфраструктура развита, морские порты только и делают, что просят грузы, имея введенные мощности почти на 1,5 млрд тонн, то флота своего, под флагом России, морского, крупнотоннажного, по основным типам судов, у страны нет.

И вот четвертый год на более чем тысячекилометровом фронте идут ожесточенные бои, экономика России держит удар уже 18-й волны западных санкций и готовится к девятому валу, а для судостроительной промышленности только-только приняли Стратегию развития отрасли до 2036 года и на долгосрочный до 2050 года период. Правда, вроде как-то не слышно было отчета о том, что сделано и насколько выполнена предыдущая обновленная Стратегия, принятая в 2019 году до 2035 года.


Вертикаль власти / АМП

Пророчеством ученого и волей президента

Первым тезис о том, что «Россия Сибирью прирастать будет», как известно, выдвинул великий русский ученый М.В. Ломоносов. И как в воду глядел тогда, без малого триста лет назад – уже давно промышленное сердце России бьется там, а сегодня и Арктическая зона стала неисчерпаемой кладовой для страны, а порты – независимым выходом на международные морские пути.

– Возрождение Севморпути начинается с Сабетты, – сказал Президент РФ В.В. Путин в 2012 году, и на пустынном берегу ледяного Карского моря на глазах современников, словно в сказке, росла и выросла инфраструктура небывалого еще в стране морского портового комплекса. Верность выбранного страной решения вложиться по-крупному в проект можно подкрепить множеством причин, но две из них говорят сами за себя – геополитическая безопасность и технологическое преимущество производства продукции в условиях низких природных температур.

Что касается морской составляющей в эксплуатации порта, то в экстремальных погодных условиях Арктики безопасную круглогодичную навигацию в акватории и на подходах обеспечивают профессионалы Службы капитана порта.


Вертикаль власти / АМП

Таганрог: от морской базы – к торговому порту

Если рассматривать морские порты страны как этапы расширения, усиления, а затем и освоения новых земель государством Российским, то в этом ряду заметен Таганрогский морской порт. Действительно, один из старейших портов на юге России, он был заложен Петром I в 1698 году как первая в истории страны военно-морская база. У его причалов всегда находилось место и боевым кораблям и торговым судам под Андреевским флагом. Отсюда они уходили в дальние походы и коммерческие рейсы, охраняя и осваивая новые маршруты в теплых морях.

И сегодня порт имеет важное значение для экономики и развития Азово – черноморского региона благодаря удобному расположению и круглогодичной навигации, обеспечиваемой, кстати, ледокольным флотом ФГУП «Росморпорт». Кроме того, он связывает внутренние водные пути с международными морскими маршрутами через Азовское и Чёрное моря.

Об основных направлениях и итогах работы, обеспечении безопасности и перспективах развития «МП» рассказал капитан морского порта Таганрог Василий Яранцев.


Форум / Инфраструктура портов

Цифровые решения для повышения эффективности работы портов

Эффективное развитие портовой отрасли и рост грузооборота морских портов в изменившихся геоэкономических условиях стали возможны не только благодаря строительству, модернизации портовой инфраструктуры и оптимизации логистики. Немаловажную роль в этом процессе сыграла и продолжает играть цифровизация отрасли.

Внедрению передовых цифровых технологий и реализации всего спектра «умных» цифровых услуг на морских терминалах была посвящена V ежегодная конференция «Smart Port: эффективность, безопасность, экологичность», которая состоялась 4 апреля в рамках Х форума «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация». участникам конференции были представлены цифровые решения ФГУП «Росморпорт», «ОТЭКО», «Интеллектика», YADRO, «СОЛВО», «Лаборатория Касперского» и других компаний.

«МП» предлагает вниманию читателей обзор реализованных цифровых решений и анализ их влияния на развитие портовой отрасли в целом и ее отдельных предприятий.


Порты / АМП

АСГ на Каспийском море – защита экономики и экологии

Не будет преувеличением сказать, что российские порты на Каспийском море: Астрахань, Оля и Махачкала – неотъемлемая и перспективная часть МТК «Север – Юг», – давно готовы к мощному развитию. В условиях развязанных бандой западных стран тысяч незаконных рестрикций против России это южное логистическое направление приобретает исключительное стратегическое значение для связи страны с дружескими государствами.

Что касается мер безопасного мореплавания, то аварийно-спасательная готовность на Каспии по-прежнему остается зоной стратегической ответственности ФГБУ «АМП Каспийского моря». А Волго-Каспийский морской судоходный канал (ВКМСК) – ключевое звено коридора «Север – Юг» – принимает на себя переориентацию российского экспорта. Интенсивное судоходство, концентрация грузо- и нефтетерминалов, уязвимость замкнутой экосистемы Каспия делают безопасность здесь системным вопросом национального значения. И морские порты России – опорные точки этой системы.


Логистика / Цифровизация

Цифровая трансформация: от разобщенности – к единым стандартам

В Санкт-Петербурге в рамках отраслевой конференции для портов и транспортно-логистических центров состоялся круглый стол «Что мешает цифровизации портов?». Организатором выступила компания «СОЛВО» – лидер рынка автоматизации портовой логистики, разработчик системы Solvo.TOS, через которую проходит около 45% морского контейнерооборота России.

Задача мероприятия – обсуждение препятствий для цифровой трансформации портовой отрасли и выработка решений для их преодоления. В открытой дискуссии приняли участие представители портов, перевозчиков, IT-компаний и госорганов. Информационным партнером выступил журнал «Морские порты».


Логистика / Инфраструктура

Развитие терминальной инфраструктуры для смешанных перевозок

Транспортная сеть интегрирует между собой информационные, финансовые и материальные потоки, связанные с обеспечением развития современного товарного производства и свободного движения товаров и перемещения населения, что является главнейшей экономической задачей.

Материальный поток, двигаясь от первоначального источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Высокая доля расходов на логистику в конечной цене товара указывает, какие резервы улучшения экономических показателей компаний содержит оптимизация управления материальными потоками.


Инфраструктура / Транспортные коридоры

МТК «Север – Юг»: из варяг в персы

В условиях жесткого санкционного давления США и ЕС Россия ориентируется на дружественные страны в Евразии. Например, Исламскую Республику Иран, уже оказавшую существенную помощь в условиях санкций. Ее геоэкономическое и геополитическое положение, доминирующий статус на рынке газа и нефти, членство в БРИКС, близкое видение нового мироустройства делают экономическое сотрудничество желательным и необходимым. Торговля, энергетика, совместная реализация МТК «Север – Юг» отвечают национальным интересам стран и всего региона. При этом основная часть торговых операций между Ираном и Россией осуществляется в национальных валютах.


Партнеры / Краностроение

Лидер отечественного краностроения

ЗАО «СММ» специализируется на проектировании, изготовлении, монтаже и сервисном обслуживании тяжелого грузоподъемного оборудования для портов, транспортных терминалов, судостроительных верфей, гидротехнических сооружений, промышленных и атомных предприятий.

Решает самые нестандартные производственные задачи и выпускает металлоконструкции любой степени технологической сложности для грузоподъемной техники всех типов, в том числе в рамках программы импортозамещения, что подтверждает высокий технологический уровень предприятия.


Грузовая база / Черные металлы

Черные металлы: снижение внутреннего спроса и экспорта

Рост производства и экспорта российских черных металлов, отмеченный в 2023 году, по итогам 2024 года сменился негативной динамикой показателей, которые упали до минимумов последних нескольких лет. Отрицательное влияние на отрасль оказал как внутренний рынок, где произошло снижение спроса на металлургическую продукцию со стороны строительного сектора и машиностроения, так и внешние рынки, где, помимо санкционных ограничений, отмечалось общее сокращение мирового спроса на черные металлы и введение мер со стороны стран-партнеров, ограничивающих импорт российской продукции.

Кроме того, необходимость перенаправления торговых потоков потребовала применения дисконтов, что в совокупности с удорожанием логистики заметно сократило маржинальность экспорта. Правда, есть некоторые данные, что 2025 год обещает стать для отрасли чуть более благоприятным, однако речь идет скорее о восстановлении показателей до уровня 2023 года, чем о возможном радикальном улучшении ситуации. Поддержку развитию отрасли могут оказать рост внутреннего спроса со стороны отдельных сегментов промышленности, диверсификация экспорта, а также меры со стороны государства.


Статистика

Все грузы России

Обзор перевозок грузов через морские порты России, Балтии, Грузии, Финляндии за 1 полугодие 2025 г.


Реклама. ООО «ИД Магистраль», ИНН 7707320167, erid: 2SDnjdh2xvY


№5 (236) (2025)

№4 (235) (2025)

№3 (234) (2025)

№2 (233) (2025)

№1 (232) (2025)

№10 (231) (2024)

№9 (230) (2024)

№8 (229) (2024)

№7 (228) (2024)

№6 (227) (2024)

№5 (226) (2024)

№4 (225) (2024)

№3 (224) (2024)

№2 (223) (2024)

№1 (222) (2024)

№10 (221) (2023)

№9 (220) (2023)

№8 (219) (2023)

№7 (218) (2023)

№6 (217) (2023)

№5 (216) (2023)

№4 (215) (2023)

№3 (214) (2023)

№2 (213) (2023)

№1 (212) (2023)

№10 (211) (2022)

№9 (210) (2022)

№8 (209) (2022)

№7 (208) (2022)

№6 (207) (2022)

№5 (206) (2022)

№4 (205) (2022)

№3 (204) (2022)

№2 (203) (2022)

№1 (202) (2022)

№10 (201) (2021)

№9 (200) (2021)

№8 (199) (2021)

№7 (198) (2021)

№6 (197) (2021)

№5 (196) (2021)

№4 (195) (2021)

№3 (194) (2021)

№2 (193) (2021)

№1 (192) (2021)

№10 (191) (2020)

№9 (190) (2020)

№1 (182) (2020)