
Морские порты
Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.
Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж 5 тыс. экземпляров. Объем 64 полосы. Печать полноцветная, класса люкс.
Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).
Содержание №4 (235) (2025)
Транспортная политика / Контейнеры
Контейнерные перевозки грузов: «ящик» всему голова?
Какова реальная обстановка на отечественном рынке контейнерных перевозок, какую роль в этом играет численность собственно контейнеров, о чем говорят тенденции и результаты работы в течение трех военных лет и можно ли решить возникшие проблемы, не залезая предварительно в карман государству даже под благовидными предлогами?
Вертикаль власти / АМП
Стабилизировали финансы, запустили угольный терминал
Главной задачей АМП Охотского моря и Татарского пролива в прошлом году было поддержание стабильной работы морских портов в условиях небывалого санкционного давления со стороны недружественных России стран и существенных изменений в деятельности портового комплекса бассейна. И эту задачу коллектив Администрации в юбилейном для себя году успешно выполнил, обеспечив безопасность мореплавания в акваториях портов и на подходах к ним.
О главных событиях года: объединении территорий портов, индексации портовых сборов, результатах перевалки грузов и сдерживающих ее факторах, судозаходах и перевозках, работе инспекции портконтроля и мерах транспортной безопасности, а также особенностях ледовых проводок грузового флота и «керченском опыте» в интервью журналу рассказал руководитель ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» Николай Татаринов.
Вертикаль власти / АМП
Порт Оля – особое внимание на финише зимней навигации
Главное отличие периода ледокольной проводки судов 2024/25 годов – отсутствие устойчивого ледового покрова в начале зимы. Это позволило осуществлять судоходство на Волго-Каспийском судоходном морском канале (ВКМСК) без ледокольного сопровождения (под контролем ледокола) на начальном этапе. Однако к концу зимы ситуация изменилась: в условиях резких похолоданий и усиления льдообразования потребовалось особое внимание к планированию и оперативному реагированию на финальной стадии зимней навигации.
Морские перевозки / Бокситы
Особенности перевозки бокситов навалом
Бокситы – основное сырье мирового производства алюминия, третьего по распространенности элемента в земной коре. Свое название боксит получил от селения Ле-Бо (Les Baux) на юге Франции, где в 1821 году французским геологом Бертье было впервые обнаружено, что минерал богат алюминием
Окончание, начало в «МП» №3.
Бизнес-акцент / Форум
Бизнес о пользе санкций, адаптации к новым условиям и не только
В деловой жизни отрасли в этом году заметное место заняли прошедший в апреле в Аналитическом центре при Правительстве РФ юбилейный, X ежегодный форум и выставка «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация», организованные журналом «Морские порты».
Это уникальное мероприятие, ежегодно проводимое для деловых кругов, связанных с морской сферой, за десятилетнюю историю зарекомендовало себя как эксклюзивная площадка, где в режиме прямого общения обсуждаются стратегические планы и актуальные вопросы развития портовой отрасли, технологии обеспечения эффективного и безопасного функционирования портовой инфраструктуры, завязываются перспективные контакты.
Юбилей / 70 лет «Анадырьморпорту»
Анадырь – точка роста на краю России
Арктическому морскому порту Анадырь 28 мая 2025 года исполнилось 70 лет!
В суровом краю, на берегу холодного Берингова моря 70 лет назад закипела жизнь – здесь начали строить первые причалы будущего морского порта. И сегодня он самый крупный на Чукотке, имеет статус морского порта федерального значения и является одним из важнейших пунктов освоения Севморпути. Географически причалы порта расположены в горле реки Анадырь в северо-западной оконечности Анадырского лимана.
Порты / АМП
Порт Зарубино на пути к рекордным достижениям
Среди успешно начавших 2025 год морских портов АМП Приморского края и Восточной Арктики и Зарубино, где в постоянном режиме идет наращивание грузооборота – прирост за первый квартал составил более 27%.
И это, собственно, не предел – в ближайшей перспективе динамика грузооборота может усилиться благодаря рейдовой перевалке, а в последующем – благодаря развитию, в том числе и международной торговли. При этом безопасность мореплавания в акватории порта и на подходах обеспечивает cлужба капитана порта.
Порты / АМП
Дудинка – город и порт за полярным кругом
В линейке арктических морских портов Дудинка занимает свое особенное место, прежде всего благодаря значению и востребованности в морской логистике в качестве перевалочной площадки для организации снабжения портов и портопунктов на берегах Енисея и Севморпути.
Порт был основан 3 ноября 1937 года в связи со строительством Норильского горно-металлургического комбината. Расположение на правом берегу Енисея, в устье реки Дудинки, сделало его ключевым пунктом перевалки грузов для Норильска и всего Таймырского региона. В советский период порт активно развивался, а в 1982 году получил статус морского порта.
АСОП / Годовая конференция
Портовая инфраструктура обеспечила России транспортный суверенитет
В Санкт-Петербурге уже традиционно в конце марта состоялась годовая конференция (общее собрание) членов Ассоциации морских портов (АСОП), на которой подвели итоги работы за минувший год и наметили планы на будущий.
В ходе конференции были рассмотрены актуальные вопросы деятельности стивидорных компаний, в том числе: перевалки грузов в морских портах страны, взаимодействия со смежниками и федеральными органами власти, нормативно-правого регулирования, а также подведены итоги конкурса «Лучшая стивидорная копания АСОП» за 2024 год и вручены награды победителям.
Совет директоров Ассоциации избрал своим председателем Александра Вадимовича Масько.
Грузовая база / СПГ
СПГ: задушить нельзя, развиваться!
Несмотря на положительную динамику объема производства сжиженного природного газа (СПГ) в 2024 году (рост на 4%, до 34,7 млн тонн), российская отрасль испытала немало трудностей, главная из которых была связана с остановкой производства на флагманском проекте - «Арктик СПГ-2» из-за блокирующих санкций США. Озвученная Госдепом США цель этих санкций заключалась в том, чтобы задушить проект, а с этим ослабить и всю российскую СПГ-индустрию.
Вместе с тем «Арктик СПГ-2» в 2025 году не только возобновил выработку СПГ, но и запустил вторую производственную линию. Продолжает развиваться и вся отрасль, сохраняя намерение достичь 100 млн тонн производственных мощностей к 2030 году, дополнительный импульс получило малотоннажное производство, ориентированное не только на экспорт, но и на внутренний рынок. Так что вопрос о том, где ставить запятую в амфиболии «задушить нельзя развиваться», для отечественной отрасли СПГ можно считать решенным.
Иной вопрос, что развитие отрасли в текущих условиях становится сопряженным все с большими издержками, удорожанием и усложнением логистики, необходимостью поиска новых партнеров и развитием импортозамещающих технологий.
80 лет Великой Победы
В памяти каждого из нас
Ветераны отрасли 16 мая торжественно почтили память моряков и речников, погибших в годы Великой Отечественной войны. Памятное мероприятие прошло в Можайском районе в пансионате «Моряк». В свое время на этом месте размещались лагерь и пионерская флотилия, созданная при непосредственном участии Героя Советского Союза, легендарного полярника Ивана Дмитриевича Папанина. Тогда в лагере ежегодно проходил марш в память о воинах, погибших на фронтах на войне.
Статистика
Все грузы России
Обзор перевозок грузов через морские порты России, Балтии, Грузии, Финляндии за I квартал 2025 года.
Реклама. ООО «ИД Магистраль», ИНН 7707320167, erid: 2SDnjdh2xvY

№3 (234) (2025)

№2 (233) (2025)

№1 (232) (2025)

№10 (231) (2024)

№9 (230) (2024)

№8 (229) (2024)

№7 (228) (2024)

№6 (227) (2024)

№5 (226) (2024)

№4 (225) (2024)

№3 (224) (2024)

№2 (223) (2024)

№1 (222) (2024)

№10 (221) (2023)

№9 (220) (2023)

№8 (219) (2023)

№7 (218) (2023)

№6 (217) (2023)

№5 (216) (2023)

№4 (215) (2023)

№3 (214) (2023)

№2 (213) (2023)

№1 (212) (2023)

№10 (211) (2022)

№9 (210) (2022)

№8 (209) (2022)

№7 (208) (2022)

№6 (207) (2022)

№5 (206) (2022)

№4 (205) (2022)

№3 (204) (2022)

№2 (203) (2022)

№1 (202) (2022)

№10 (201) (2021)

№9 (200) (2021)

№8 (199) (2021)

№7 (198) (2021)

№6 (197) (2021)

№5 (196) (2021)

№4 (195) (2021)

№3 (194) (2021)

№2 (193) (2021)

№1 (192) (2021)

№10 (191) (2020)

№9 (190) (2020)

№1 (182) (2020)