Морские порты
Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.
Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж 5 тыс. экземпляров. Объем 64 полосы. Печать полноцветная, класса люкс.
Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).
Содержание №9 (240) (2025)
Транспортная политика / Судостроение
Судостроение России – и все-таки размер имеет значение
Как на практике обстоят дела с давно обещанным известными персонами «разворачиванием» строительства морского крупнотоннажного грузового флота – с учетом всех разработанных планов, стратегий, программ, выделяемых на их реализацию миллиардов – и реальных возможностей отрасли?
Вопрос об эффективности использования средств, поступающих из бюджета на развитие судостроения, становится все более острым – особенно на фоне соотношения того, что государство рассчитывает получить от судостроителей взамен, а получает фактически. В первую очередь речь идет о грузовых судах различных типов, причем прежде всего морских крупнотоннажных, которые являются критическим элементом системы надежного обеспечения отечественного экспорта и ключевой гарантией транспортного суверенитета государства.
Увы, не хочется говорить о какой-либо дурной традиции, но, несмотря на многочисленные обнадеживающие планы и астрономические суммы, отпущенные на их реализацию, перспективы реального достижения этой важнейшей стратегической цели отечественными верфями пока остаются весьма туманными.
Вертикаль власти / АМП
Диксону 110 лет – и снова как ключевой узел развития Севморпути
И все же странно, что знаменитый в истории освоения Арктики русскими, а затем и советскими полярными исследователями романтикой белого безмолвия, песнями первопроходцев и тревожной морзянкой в годы Великой войны, остров Диксон и порт носят имя датского купца Оскара Диксона, потеряв исконные имена. Напомним: русские поморы открыли остров в начале XVII века, когда в 1610 году сюда пришел по Енисею купец Кондратий Курочкин. В то время его называли «Долгий» или «Кузькин».
Остров и на картах появился в XVIII веке благодаря Великой Северной экспедиции 1734-1743 годов, задуманной еще Петром I, но в 1875 году швед Норденшельд назвал его в честь купца, субсидировавшего его экспедицию. Удивительно, но в 1894 году это название осталось и уже официально было закреплено в ходе гидрографической экспедиции А.И. Вилькицкого (1894-1896 гг.).
Сегодня в сложившейся геополитической конфронтации порт приобрел фактор важнейшего опорного плацдарма дальнейшего освоения Арктики, поскольку усиление транспортного коридора Севморпути требует наличия современных портовых комплексов, что ведет к расширению логистических схем и развитию инфраструктуры. Как и предстоящая разработка новых месторождений нефти и газа на шельфе Карского моря увеличивает спрос на транспортные услуги Диксона, превращая его в ключевой узел развития Севморпути.
Вертикаль власти / АМП
Темрюк – первый порт России на Тамани – в цифрах, фактах, перспективах развития
Морской порт Темрюк расположен в южной части одноименного залива Азовского моря у левого берега дельты реки Кубани. Напомним, осваивать Таманский полуостров Россия начала сразу, еще в ходе Русско-турецкой войны 1787-1791 годов. По Указу от 2 июля 1792 года Екатерины II князь Г.А. Потемкин направил казачью флотилию на Тамань. К этому времени и относятся первые упоминания о Темрюке как морском порте, ведь до этого как таковых портов на Тамани не было.
Учрежденный 31 марта 1860 года Указом императора Александра II, порт Темрюк в истории советского периода с 1935 по 1949 год входил в состав Минморфлота, а затем и Минрыбхоза СССР.
Возрождение началось, когда в 1996 году была создана Морская администрация порта и пошло динамичное развитие портовой инфраструктуры, как и строительство новых перегрузочных комплексов. Сегодня Темрюк прочно занимает эксклюзивное место среди других портов на юге, уже много лет переваливая как экспортный сжиженный углеводородный газ, так и широкую номенклатуру других грузов.
О том, что представляет собой порт сегодня и каковы перспективы развития, с какими результатами завершены 10 месяцев текущего года по грузообороту, несмотря на горячее дыхание войны, и какие компании здесь реализуют планы развития, как и о многом другом, «МП» рассказал капитан морского порта Темрюк ФГБУ «АМП Азовского моря» Михаил Мигда.
Форум / Техника и технологии
Обработка грузов в портах: скорость, эффективность, качество
Благодаря новым мерам государственной поддержки расширяются возможности портовой отрасли и отечественных производителей подъемно-транспортного оборудования (ПТО), что создает благоприятные условия для разработки и внедрения новых технологических решений, повышающих скорость, эффективность и качество обработки грузов в портах. Речь идет не только об импортозамещении и реверс-инжиниринге, но и об «импортоопережении» – разработке уникального оборудования с улучшенными, по сравнению с импортными аналогами, техническими характеристиками.
Основные новеллы в российском законодательстве, стимулирующие развитие российских технологий обработки грузов, а также сами новые технологии и оборудование для обработки грузов были представлены 22-23 октября 2025 года в Санкт-Петербурге на XIII ежегодной конференции «Техника и технологии для портов и грузовых терминалов».
Трибуна «МП» / Импортозамещение
Быть или не быть: импортозамещение или замещение импорта?
Something is rotten in the state of Denmark [1]
[1] The Tragical Historie of Hamlet, Prince of Denmarke
William Shakespeare[
Да! Что-то в Дании теперь неладно! (П.П. Гнедич, 1892)
– Вначале приведу цитату, в отличие от эпиграфа, не называя документа, поскольку он не единственный в этом роде:
«Машиностроение и станкостроение демонстрируют значительный прогресс: рост объемов производства машин и оборудования на 130% за последние два года стал важным фактором развития промышленности и укрепления отечественного производства. Однако ключевой вызов для российской экономики – высокая доля импорта критических комплектующих (до 80%) на внутреннем рынке – продолжает оставаться актуальным. Для устранения этого дефицита и усиления позиций отечественных производителей российские компании активно привлекают государственную поддержку. В частности, новое постановление правительства предусматривает увеличение субсидий и стимулирует сотрудничество с партнерами из Индии и Вьетнама».
Интересно. Потому что по определению («строго говоря») импортозамещение – это экономическая стратегия, при которой страна развивает собственное производство, чтобы меньше зависеть от иностранных товаров и технологий. Его суть состоит в замене импортных товаров и технологий на аналогичные, произведенные внутри страны.
Тогда почему же появляются такие интерпретации и почему буксует эта стратегия в ее чистом виде?
Порты / АМП
Порт Находка сохраняет позиции и растет в экспорте грузов
Один из крупнейших морских портов Дальнего Востока – морской порт Находка – сохраняет позиции, отмечая рост в экспорте генеральных и контейнерных грузов.
Об итогах работы порта с января по октябрь, основных тенденциях текущего грузооборота, динамике поступающих грузов, направлениях международной торговли, соблюдении мер безопасного мореплавания, а также инфраструктурных переменах и охране окружающей среды «МП» рассказал капитан морского порта Находка ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Владимир Жарков.
Порты / АМП
Международный день Черного моря: приверженность традициям и взгляд в будущее
На современном этапе развития нашего общества существует серьезная угроза утраты духовно-нравственных ориентиров. Поэтому, наряду с выполнением важнейших профессиональных задач по обеспечению безопасности мореплавания, транспортной безопасности, а также готовности к обеспечению аварийно-спасательных работ в подведомственных морских портах и на подходах к ним, большое значение ФГБУ «АМП Черного моря» уделяет сохранению и укреплению традиционных ценностей, ежегодно реализуя с сентября по октябрь комплекс мероприятий для подрастающего поколения в рамках празднования Международного дня Черного моря.
РЖД / Вектор движения
ОАО «РЖД» – большой секрет не маленькой компании
Сами возим, сами строим, сами денежки берем… а заодно – и решаем, сколько и куда их направить в качестве инвестиций. Насколько сегодня оправдано сохранение подобной политики общепризнанного отечественного монополиста и какие результаты она уже принесла и обещает в обозримом будущем?
Грузовая база / Металлолом
Металлолом: коллапс отрасли или структурная перезагрузка?
Отрасль заготовки и переработки черного металлолома в России переживает беспрецедентный спад. Ключевые показатели – сбор и внутреннее потребление лома – продолжают снижаться под влиянием целого комплекса причин: падения спроса со стороны металлургии, снижения цен и рентабельности бизнеса, а также из-за последствий экспортного квотирования.
Эксперты характеризуют сложившиеся тенденции не как временные трудности, а как структурную перезагрузку рынка. Вопрос лишь в том, приведет ли этот процесс к окончательному коллапсу отрасли или станет основой для ее восстановления на новом уровне?
Экология / Законодательство
Новые требования к безопасности объектов морского транспорта
Постановлением Правительства РФ от 29.08.2025 г. № 1307 утвержден новый Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта (Техрегламент). Одна из целей актуализации правил – повысить уровень безопасности, в том числе экологической, при проектировании и эксплуатации морских судов.
Рассмотрим более детально новые требования.
Статистика
Все грузы России
Обзор перевозок грузов через морские порты России, Прибалтики, Грузии, Финляндии за 9 месяцев 2025 года.
Реклама. ООО «ИД Магистраль», ИНН 7707320167, erid: 2SDnjdh2xvY
№8 (239) (2025)
№7 (238) (2025)
№6 (237) (2025)
№5 (236) (2025)
№4 (235) (2025)
№3 (234) (2025)
№2 (233) (2025)
№1 (232) (2025)
№10 (231) (2024)
№9 (230) (2024)
№8 (229) (2024)
№7 (228) (2024)
№6 (227) (2024)
№5 (226) (2024)
№4 (225) (2024)
№3 (224) (2024)
№2 (223) (2024)
№1 (222) (2024)
№10 (221) (2023)
№9 (220) (2023)
№8 (219) (2023)
№7 (218) (2023)
№6 (217) (2023)
№5 (216) (2023)
№4 (215) (2023)
№3 (214) (2023)
№2 (213) (2023)
№1 (212) (2023)
№10 (211) (2022)
№9 (210) (2022)
№8 (209) (2022)
№7 (208) (2022)
№6 (207) (2022)
№5 (206) (2022)
№4 (205) (2022)
№3 (204) (2022)
№2 (203) (2022)
№1 (202) (2022)
№10 (201) (2021)
№9 (200) (2021)
№8 (199) (2021)
№7 (198) (2021)
№6 (197) (2021)
№5 (196) (2021)
№4 (195) (2021)
№3 (194) (2021)
№2 (193) (2021)
№1 (192) (2021)
№10 (191) (2020)
№9 (190) (2020)
№1 (182) (2020)