Морские порты
Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.
Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 5 тыс. экземпляров. Объем 64 полосы. Печать полноцветная, класса люкс.
Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).
Содержание №8 (229) (2024)
Вертикаль власти/Росморречфлот
Портовая отрасль сверяет планы
В середине лета Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) подвело итоги работы отрасли водного транспорта и наметило планы на перспективу на расширенном заседании Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморречфлоте, которое было приурочено к 20-летию основания Федерального агентства и Дню работников морского и речного флота. А накануне руководитель Росморречфлота Андрей Тарасенко дал развернутое интервью газете «Транспорт России». Сегодня «МП» публикует фрагмент этого интервью, относящийся к состоянию и перспективам развития портового комплекса России.
Вертикаль власти/АМП
Инвестиционная привлекательность порта Темрюк
В текущем году, возможно, пока рано говорить о значимых достижениях портовиков Темрюка, однако шаги по развитию порта есть, и они связаны с созданием новых и реконструкцией и модернизацией существующих объектов инфраструктуры. Все это говорит о высокой инвестиционной привлекательности морского порта. Служба капитана порта в постоянном режиме обеспечивает безопасность мореплавания и экологическую безопасность.
Вертикаль власти/АМП
Улучшение работы портов Каспия стимулирует развитие МТК «Север – Юг»
В Каспийском бассейне расположены три российских морских порта – Астрахань, Оля (Астраханская область) и Махачкала (Республика Дагестан). Их суммарный грузооборот в 2023 году стал рекордным за последние 10 лет – свыше 6 млн тонн грузов, что на 30% выше показателя 2022 года. В текущем году порты сохраняют позитивные тенденции роста грузооборота по основным номенклатурным позициям. Также впечатляют итоги прошедшей зимней навигации: было проведено рекордное количество судов за последнюю десятилетку.
Такие результаты стали возможны в том числе благодаря стабильной работе портовых служб и четкой организации работы портовых филиалов АМП по обеспечению безопасного судоходства в портовых акваториях и на подходах к ним. О том, что лежит в основе эффективной работы морских гаваней бассейна, о мерах, способствующих позитивному росту грузооборота, о стимулах развития МТК «Север – Юг», корреспонденту «МП» в Астрахани Наталье Мироновой рассказал исполняющий обязанности руководителя ФГБУ «АМП Каспийского моря» Николай Ковалев.
Развитие/Регионы
Взаимосвязь грузооборота морских портов и ВРП Приморского края
В статье приведен анализ валового регионального продукта (ВРП) и объема грузооборота морских портов Приморского края, включая основные порты региона, за 2009-2023 годы. Предложена эконометрическая модель взаимосвязи ВРП и объема грузооборота портов, проведена ее экономико-статистическая оценка, показаны основные прогностические возможности модели и область ее применения. Особенностью исследования является расчет и построение уравнения экспоненциальной регрессии по трем сценариям прогнозов – консервативному, базовому и оптимистическому.
Порты/АМП
Зимний период в порту Де-Кастри
Морской порт Де-Кастри – крупнейший порт по отгрузке сырой нефти в Хабаровском крае, расположенный на северо-западном побережье Татарского пролива в заливе Чихачева бухты Сомон. Основной акцент в порту сегодня делается на обеспечение безопасности перевалки сырой нефти. Если в весенне-летний период влияние природных факторов не оказывает критического воздействия на безопасность мореплавания, то в осенне-зимний период все внимание и усилия Службы капитана порта сосредоточены на обеспечении безопасности судоходства в акватории порта и на подходах к нему.
Порты/АМП
Порт Владивосток: новые мощности – новые возможности
Морской порт Владивосток – ключевой для международного сообщения России на Дальнем Востоке. С каждым годом он наращивает свои эксплуатационные возможности, обеспечивая растущий спрос на морские грузоперевозки по экспортно-импортным направлениям. Однако, несмотря на расширение действующих терминалов и строительство новых, загруженность порта составляет около 90%, что связано с переориентацией грузопотоков с запада на восток. Благодаря открытому в прошлом году терминалу «Морской порт «Суходол» в порту вырос оборот угля и иных грузов, за 7 месяцев терминал принял 40 судозаходов.
Порты/Экология
Исследование вредоносных водорослей в порту Новороссийск
На протяжении двадцати лет ФГБУ «АМП Черного моря» сотрудничает с Южным научным центром РАН в области изучения динамики состояния морских вод в портах, подведомственных АМП. Отбор проб морской воды проводится ежеквартально – очередной был произведен в июне текущего года в портах Новороссийск, Анапа, Тамань, Туапсе и Геленджик, что позволяет вести мониторинговые работы с большой степенью достоверности. В курортный период особенно важно проводить исследования в районах массового отдыха людей. (Продолжение. Начало см. в «МП» №7-2024).
Партнеры/Композитные материалы
Композитные решения для прибрежного строительства
Компания «Татнефть-Пресскомпозит» – российский производитель композитных изделий: труб, строительных профилей (двутавры, швеллеры, прямоугольные, шпунтовые и пр.), кабельных лотков, арматуры, решетчатых настилов и конструкций из них. Продукция компании используется не только в гражданском строительстве, но и в нефтяной, химической, горнодобывающей отраслях – востребована на производствах, где используются соли, кислоты, щелочи и другие агрессивные химикаты, а также в условиях морской среды. Главное отличие композитных решений от традиционных – это жизнестойкость и долговечность материала. Подтверждено испытаниями – срок службы таких изделий составляет более 50 лет.
Партнеры/Цифровизация
«Портэнерго» внедряет ServiceVizor для повышения эффективности работы персонала
Предприятия по перевалке нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов (СУГ) ежедневно перекачивают тысячи тонн пожароопасных грузов. Поэтому на них предъявляются высокие требования к обеспечению безопасности при реализации быстрого и бесперебойного процесса перевалки опасных жидких веществ. Для этого предприятия используют цифровые решения, позволяющие учитывать прослеживаемость продукции и повысить общую оперативность производственной деятельности. Среди них компания «Портэнерго» – современный морской терминал, занимающийся перевалкой сжиженных углеводородных газов (СУГ) и светлых нефтепродуктов с железнодорожного транспорта на морской, и единственный терминал в России для перевалки СУГ в охлажденном виде.
Юбилей/33 года НТЦ «РЕДУКТОР»
НТЦ «РЕДУКТОР» – 30 лет и 3 года на редукторном рынке России
23 октября 2024 года исполнилось 33 года со дня образования НТЦ «РЕДУКТОР». За эти годы компания успешно прошла многие этапы своего развития в условиях жесткой конкурентной борьбы с технологически более оснащенными зарубежными редукторными фирмами. Сегодня НТЦ «РЕДУКТОР» - предприятие с современным технологическим оборудованием и высокопрофессиональными кадрами - производит качественные редукторы, зубчатые передачи, замещающие зарубежные аналоги. Генеральный директор компании, к.т.н., эксперт редукторной отрасли Валерий Иванович Парубец отвечает на вопросы.
Инфраструктура/ТЛС
Анализ работы ТЛС России и Китая во взаимодействии
В статье анализируются перспективы развития транспортно-логистических систем (ТЛС) России и Китая, дана характеристика крупнейших портов двух стран, описаны направления сотрудничества. Особое внимание уделено особенностям развития международных транспортных коридоров (МТК), в том числе Северному морскому пути (Севморпуть, СМП) – определены его границы и преимущества функционирования как для России, так и для Китая. Рассмотрен МТК «Север – Юг» с акцентом на Новороссийское ответвление и перспективы развития партнерства России и Турции. Предложено авторское видение развития деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и интеграции Севморпути и МТК «Север – Юг».
Логистика/Транскаспийский маршрут
МТК «Север – Юг»: море возможностей – море проблем
Реальные возможности Транскаспийского маршрута, и как их реализовать
Октябрь 2024 года был отмечен очередными шагами по укреплению практического сотрудничества России и Ирана – в ходе визита в Туркменистан Президент РФ Владимир Путин встретился с новым Президентом Исламской Республики Иран Масудом Пезешкианом, занявшим высокий пост по результатам досрочных (июль т.г.) выборов в связи с гибелью своего предшественника Ибрахима Раиси в результате авиакатастрофы. В ходе встречи главы государств отметили, что Россия и Иран активно работают вместе на международной арене, что их отношения носят стратегический и при этом искренний характер.
Конечно, на таком фоне вопрос развития МТК «Север – Юг» представляется лишь одним из блоков в фундаменте российско-иранского взаимодействия, но крайне важным для самого широкого спектра отраслей национальных экономик двух государств. Сегодня поговорим о составных элементах этого коридора и о том, какой из них заслуживает особого внимания.
Грузовая база/Минеральные удобрения
Экспорт удобрений: в ожидании нового рекорда
В 2023 году российская отрасль минеральных удобрений вышла на исторический рекорд производства – 26 млн тонн (+10% к 2022 г.). Примерно такой же объем производства – 28 млн тонн – ожидается в этом году. Благодаря такому росту удалось не только обеспечить интересы внутреннего рынка с его растущими потребностями, но и соблюсти запросы экспортеров. Несмотря на введенные государством экспортные ограничения в виде квот и таможенных пошлин, экспорт остается выгодным, а его приоритетными направлениями становятся Бразилия, Индия, Китай и страны Африки. При этом перевалка удобрений смещается в сторону портов Балтийского бассейна. Едва обозначившийся дефицит мощностей на этом направлении восполняется строительством новых терминалов, крупнейшим из которых будет Port Favor в Усть-Луге проектной мощностью 8 млн тонн, а в перспективе – до 14 млн тонн.
Статистика
Все грузы России
Обзор перевозок грузов через морские порты России, Балтии, Финляндии, Грузии за 9 месяцев 2024 года.
№7 (228) (2024)
№6 (227) (2024)
№5 (226) (2024)
№4 (225) (2024)
№3 (224) (2024)
№2 (223) (2024)
№1 (222) (2024)
№10 (221) (2023)
№9 (220) (2023)
№8 (219) (2023)
№7 (218) (2023)
№6 (217) (2023)
№5 (216) (2023)
№4 (215) (2023)
№3 (214) (2023)
№2 (213) (2023)
№1 (212) (2023)
№10 (211) (2022)
№9 (210) (2022)
№8 (209) (2022)
№7 (208) (2022)
№6 (207) (2022)
№5 (206) (2022)
№4 (205) (2022)
№3 (204) (2022)
№2 (203) (2022)
№1 (202) (2022)
№10 (201) (2021)
№9 (200) (2021)
№8 (199) (2021)
№7 (198) (2021)
№6 (197) (2021)
№5 (196) (2021)
№4 (195) (2021)
№3 (194) (2021)
№2 (193) (2021)
№1 (192) (2021)
№10 (191) (2020)
№9 (190) (2020)
№1 (182) (2020)