Новая жизнь «Чукотки» - Морские вести России

Новая жизнь «Чукотки»

01.04.2021

Севморпуть

В Санкт-Петербурге заложили очередной атомоход

Фото: Морвести.ру

На стапеле «А» Балтийского завода 16 декабря прошла торжественная церемония закладки четвертого серийного (пятого по счету) универсального атомного ледокола «Чукотка» проекта 22220. Заказчиком серии атомоходов выступает «Атомфлот». Праздник стал отличным подарком для всех участников события – и для балтийцев, и для эксплуатанта, и для региона, в честь которого назван ледокол. Вот как это было.

Название пятого ледокола проекта 22220 продолжает традицию имянаречения морских судов, по которой названия современных атомоходов выбираются из географических наименований объектов Севморпути или повторяют имена легендарных советских атомных ледоколов типа «Арктика», которые уже несут ледовую службу.

По контракту с «Росатомфлотом» Балтийский завод построит пять атомных ледоколов проекта 22220: головной «Арктика», который уже передан и эксплуатируется, а также «Сибирь», «Урал», «Якутию» и «Чукотку».

Итак, самые мощные атомные ледоколы в мире оснащены двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки «РИТМ-200» мощностью 175 МВт. Двухосадочная конструкция судов позволяет использовать их как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

Напомню характеристики: длина – 173,3 м, ширина – 34 м, высота общая – 52 м, минимальная рабочая осадка – 9,2 м, водоизмещение – 33,54 тыс. тонн, назначенный срок службы – 40 лет, экипаж – 52 человека.

Севморпуть как условие жизни регионов

Исходя из особенностей времени, торжественная часть проходила с соблюдением всех требований по индивидуальной защите в условиях распространения коронавируса, в связи с чем участие представителей СМИ максимально сокращено.

В событии приняли участие генеральный директор АО «Балтийский завод» Алексей Кадилов, глава госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин, вице-губернатор Санкт-Петербурга Евгений Елин и генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка, вице-президент ОСК Давид Адамия.

Открывая церемонию, генеральный директор Балтийского завода Алексей Кадилов отметил, что в новейшей истории предприятия подобных серий еще не было, и поблагодарил заказчика за доверие.

Уже сложившейся доброй традицией назвал такие встречи раз в несколько месяцев на Балтийском заводе глава «Росатома» Алексей Лихачев – из-за спусков на воду новых ледоколов, из-за приемки и закладки судов.

«Вообще, названия серии этих атомоходов звучат для нас, атомщиков, осваивающих Севморпуть, буквально как музыка» – и пояснил: «В них и связь с нашими регионами, и вызов по освоению СМП с круглогодичным его использованием и наращиванием присутствия России в Арктическом регионе». По его словам, с этим неразрывно связано и развитие самих регионов, потому что экономика, уровень жизни населения, современные технологии наиболее активно развиваются и служат людям, сопровождая движение товаров, расширяя развитие вокруг транспортных магистралей.

Обращаясь к балтийцам, глава «Росатома» заявил, что «у нас с вами огромные задачи, и хочу поблагодарить за то, что мы двигаемся вперед, несмотря на те пандемические ограничения, которые сегодня существуют».

Среди задач 2021 года А. Лихачев назвал передачу заказчику «Сибири», первого серийного ледокола, который «мы должны обязательно принять в строй, потому что у нас растут объемы перевозок по Севморпути». Потому что, как акцентировал глава «Росатома», «мы должны неукоснительно обеспечить всеми ледокольными мощностями для амбициозного роста грузопотоков в полном соответствии с поставленными президентом России целями в нацпроекте развития Арктики». Строящиеся ледоколы он назвал самыми мощными и эффективными на планете, а постоянное увеличение доли гражданской продукции на заказах – особой гордостью. А «Росатом», по его словам, будет делать все, чтобы увеличить загрузку завода, потому что впереди «ждут не менее инновационные серии судов, которые, как всегда, будут самыми уникальными и передовыми в мире».

Губернатор Чукотки Роман Копин, сообщил, что «это большая честь для региона и его жителей, что новый ледокол получает созвучное название самого арктического региона России – Чукотки». И то, что он будет ходить по Севморпути вдоль побережья полуострова, – тоже символично. Ведь подобные ледоколы нужны, чтобы СМП мог стабильно работать, а регион ушел от короткой арктической навигации и перешел к круглогодичной доставке груза. Это сильно повлияет на качество жизни и реализации инвестпроектов. Затем губернатор Чукотки вручил балтийцам флаг региона.

Как отметил вице-губернатор Евгений Елин, закладка уже четвертого серийного ледокола проекта 22220 является очередным доказательством высокого профессионализма судостроителей города.

А вице-президент ОСК Давид Адамия, зачитав поздравительный адрес председателя совета директоров корпорации Георгия Полтавченко, отметил, что «сегодня весь мир видит становление российского ледокольного флота, как руками балтийцев наполняется мощью арктический щит России».

Завершил церемонию гендиректор «Атомфлота» Мустафа Кашка. Он напомнил заводчанам и гостям, что «все годы существования атомного ледокольного флота мы связаны с Балтийским заводом крепкими узами и уже в новой жизни девятый год как вместе строим ледоколы». Да, бывает, кипят эмоции, гремят споры, но всегда достигаются результаты. Уже головной атомоход принят в эксплуатацию и «работает и для нас, и для вас, и для всей страны». С пятым ледоколом «Чукотка» «осваиваем восточный маршрут Севморпути, а это в Арктической зоне крайний регион, и нам очень важно, чтобы этот маршрут был освоен новыми ледоколами». И это архиважно, потому что «так мы сможем наконец-то полностью открыть весь Севморпуть с круглогодичной навигацией». М. Кашка выразил надежду, что это будет не последний ледокол, построенный на Балтийском заводе.

По морской традиции закладную доску к днищевой секции ледокола «Чукотка» устанавливали глава «Росатома» Алексей Лихачев, генеральный директор «Атомфлота» Мустафа Кашка, губернатор Чукотки Роман Копин и вице-президент ОСК Давид Адамия.

Затем состоялась процедура подписания акта о закладке четвертого серийного атомного ледокола проекта 22220.

Что дает закладка атомохода

Создание пятого атомного ледокола проекта 22220 дает многое для развития Севморпути. По словам заместителя гендиректора – директора дирекции «Северный морской путь» ГК «Росатом» Вячеслава Рукши, подобные суда спроектированы с расчетом на 40 лет эксплуатации. Более того, строительство серии новых атомоходов говорит о том, что «Росатому» удалось успешно преодолеть проблему замены действующих ледоколов без срывов сроков крупных проектов НОВАТЭКа, «Восток Ойл» и развитие Баимского ГОКа.

В. Рукша заявил, что ближайшие 40 лет крупные инвесторы могут не переживать за реализацию своих проектов, потому что ледокольными мощностями они будут обеспечены. А там появятся, по его словам, или новые ледоколы, или совершенно новые технологии, перекрывающие потребности в атомоходах. Что касается продолжения серии ледоколов проекта 22220, то В. Рукша заметил, что если будут грузопотоки, то будет и флот, потому что подобные атомоходы не могут стоять без работы.

Остается добавить, что контрактный срок передачи «Чукотки» – декабрь 2026 года. По словам представителей «Росатома», уже видно, что на ледоколе «Сибирь» балтийцы набирают темпы строительства серии. В 2012 году, когда подписывался контракт на строительство «Арктики», на Балтийском заводе работало 1200 человек. Сегодня – 6000. Столько человек с семьями имеют нормальную, стабильную жизнь. Это тоже результат уникального проекта.

Губернатор Чукотки на пресс-подходе отметил преимущества атомных ледоколов проекта 22220. По его словам, для стабильной и эффективной работы в широтах Севморпути без подобного флота просто не обойтись: «У нас есть пример, когда около трех лет назад ледоколы другого класса не смогли обеспечить доставку и выход судов из сектора Чукотки».

Он подчеркнул, что Чукотка давно и плодотворно сотрудничает с «Росатомом». Появление нового ледокола, по словам губернатора, завершит условную «триаду», так как сейчас в регионе работают ПАТЭС «Академик Ломоносов» и Билибинская АЭС.

Из досье «МВР»

Атомные ледоколы проекта 22220 предназначены для самостоятельной проводки судов, лидирования караванов круглогодично в Западном районе Арктики, ледокольной проводки судов на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы, буксировки судов и других плавсооружений во льдах и на чистой воде и оказания помощи судам и выполнения спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде. Технический проект ледоколов разработан ЦКБ «Айсберг» в 2009 году.

Морские вести России №2 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ