Арктика: наращиваем и преодолеваем - Морские вести России

Арктика: наращиваем и преодолеваем

23.02.2021

Севморпуть

Заметки на полях форума «Арктика: настоящее и будущее – 2020»

Фото: пресс-служба форума

В начале декабря 2020 года в Санкт-Петербурге завершил работу уже десятый Международный форум «Арктика: настоящее и будущее». Несмотря на непростую эпидемиологическую обстановку, организаторам удалось сохранить широкий спектр дискуссионной повестки и привлечь к обсуждению представительное экспертное сообщество.

Ростислав Курёхин

Всего в рамках форума, который организует Ассоциация полярников, состоялось 29 деловых мероприятий, которые собрали более 2500 участников из более чем 70 регионов России. При этом часть экспертного сообщества, в основном возрастного, присоединилась к обсуждению онлайн – дань времени и соблюдению эпидемиологического режима. Выглядело это необычно, но зато позволило сохранить традиционно масштаб дискуссионной повестки.

Сами темы своей остроты и проблематики не потеряли. В числе обсуждаемых вопросов были и пути повышения грузооборота СМП, и развитие инфраструктуры, и проблемы исполнения правил плавания в водах СМП. И многое другое.

Объем грузопотоков откорректируют

Заместитель председателя Госкомиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов: «Сегодня, я думаю, все согласимся с тем, что происходит новый исторический этап развития Российской Арктики. За последние 6 лет грузопоток СМП увеличился в 8 раз. В 2019 году стоимость грузов, перевезенных по СМП, преодолела историческую планку в 1 триллион рублей. Прогноз к 2024 году, что стоимость грузов может достигнуть уже 2 триллионов рублей. Растет не только эффективность Арктических проектов, но и конкурентоспособность Северного морского пути».

Грузопотоки по Северному морскому пути, даже несмотря на общий спад промышленного производства в мире, растут. Так, по состоянию на начало декабря 2020 года по СМП перевезли 32 млн тонн, при запланированных у «Росатома» 29 млн тонн. При этом по трассе прошли 165 судов.

Напомним, по итогам 2019 года по Севморпути перевезли 31 млн тонн грузов, рост тогда составил в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом. С прогнозами на 2021 год специалисты пока осторожничают. Оптимизм в планах пусть и небольшой, но есть.

Однако поставленная президентом в майских указах 2019 года задача увеличить грузопоток по Северному морскому пути к 2024 году до 80 млн тонн вряд ли будет реализована. Как сообщало в сентябре этого года РБК, со ссылкой на свои источники, ведомство предложило скорректировать план по объемам грузоперевозок до 60 млн тонн. В качестве причины тогда называлось снижение прогнозов поставки угля и нефти в Арктике.

Если более развернуто, то в снижении грузопотоков виновны три крупных проекта. Сохраняются сложности в работе компании «Востокуголь», которая отказалась от планов по добыче к 2024 году по 19 млн тонн угля в год (сейчас компания остановилась на цифре в 1 млн тонн).

Второй проект – это совместное предприятие «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга» – «Восток Ойл», который к 2024 году обеспечит грузопоток через СМП в объеме до 9,25 млн тонн с увеличением поставок до 25 млн тонн только на следующий год. Связано это с завершением строительства во второй половине 2024 года нефтепроводов от Ванкорской группы месторождений до Пайяхи и затем до бухты Север на Таймыре, а также отгрузочного терминала.

В завершении крупнейший арктический игрок – «НОВАТЭК» – также изменил свои прогнозы. Компания уведомила правительство о том, что к 2024 году планирует поставить по СМП лишь 35,5 млн тонн продукции в рамках уже построенного завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) «Ямал СПГ» мощностью 16,5 млн тонн в год и новых проектов – «Арктик СПГ – 2» (19,8 млн тонн СПГ) и «Обский СПГ» (5 млн тонн СПГ).

Еще в марте 2019 года представитель «НОВАТЭКа» заявлял, что грузопоток по Северному морскому пути от его проектов составит около 46,7 млн тонн к 2024 году, но с оговоркой только «при своевременном развитии инфраструктуры СМП, относящейся к федеральной собственности». Оговорка сработала на уменьшение.

Инфраструктуру будут развивать

Первый замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков: «Особый экономический режим в Арктике нацелен и на развитие малого бизнеса – снижение страховых взносов, льготы по налогу на прибыль, снижение налога по упрощенной системе налогообложения. Всего на территории АЗ РФ реализуется 33 инвестпроекта на общую сумму 178 млрд рублей, до конца 2020 года резидентов будет не менее 50».

В самом конце декабря в правительство внесли новую государственную программу развития Арктической зоны. Ее объем финансирования до 2024 года – 19,5 млрд рублей. А в октябре Владимир Путин утвердил новую арктическую стратегию России до 2035 года, которая предусматривает создание в Российской Арктике 200 тыс. новых рабочих мест, увеличение вклада Арктических регионов в развитие экономики страны в 1,5 раза (более подробно о стратегии в журнале «Морской флот». 2020. № 5).

Следуя стратегии, правительство России приняло постановление о субсидировании страховых взносов, уплачиваемых резидентами Арктической зоны в отношении новых рабочих мест. Конечная ставка для них – 7,5%, а для субъектов малого и среднего бизнеса – 3,25%.

В октябре Минвостокразвития провело открытый публичный отбор шести первых инвестпроектов, которые получат поддержку со стороны государства. Общий объем инвестиций здесь – более 206 млрд рублей.

Большая часть отобранных проектов – добычные, завязанные на специализированную инфраструктуру и флот.

Так, в этот список попало освоение месторождения металлов платиновой группы «Федорова Тундра» в Мурманской области. В рамках проекта предполагается строительство двух карьеров для открытой добычи руды и обогатительной фабрики для получения концентрата. Объем частных инвестиций – 82,8 млрд рублей плюс еще 6,13 млрд пойдут по линии господдержки.

Также министерство одобрило строительство горнодобывающего предприятия на месторождении «Павловское» – в северной части Южного острова архипелага Новая Земля в Архангельской области – для добычи и переработки свинцово-цинковых руд производительностью 3,5 млн т/год.

Также здесь планируется строительство причальных сооружений и портовой инфраструктуры. Объем частных инвестиций – 71,6 млрд рублей, объем средств государственной поддержки – 7 млрд рублей.

Третий проект – освоение добычи каменного угля Сырадасайского месторождения на западном побережье Таймыра. Здесь будет построен отдельный угольный терминал.

Выход на плановую добычу в 2025 году даст грузовой базе СМП плюс 9 млн т/год. Объем частных инвестиций – 41,4 млрд рублей, объем средств государственной поддержки – 4,55 млрд рублей.

И последний интересный с точки зрения инфраструктуры одобренный проект – строительство специализированного терминала навалочных грузов в морском порту Мурманск. Предназначен он для выгрузки минеральных удобрений и апатитового концентрата из железнодорожных вагонов, их кратковременного хранения на складах и погрузки в морские суда. Об этом проекте в подробностях рассказал представитель Мурманской области.

Ставка на Мурманск

Заместитель главы Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов: «Мы работаем над формированием Мурманского транспортного узла, который будет сочетать и морской транспорт, и железную дорогу. Это будет ключевой для Арктики инфраструктурный хаб, который обеспечит работу Северного морского пути и функционирование всей экономики региона».

На форуме неоднократно подчеркивали, что инфраструктуру региона будут развивать, причем по всем направлениям – как в Западной части, так и в Восточной. Даже несмотря на все трудности 2020 года и возможную коррекцию планов по грузопотокам.

По итогам 11 месяцев 2020 года общий грузооборот морских портов Арктического бассейна составил 87,8 млн тонн, что на 8,6% меньше прошлогодних показателей. Из них грузооборот порта Мурманск составил 51,1 млн тонн, Сабетта – 25,4 млн тонн, Варандей – 4,6 млн тонн и Архангельск – 3,1 млн тонн.

При этом по итогам 2019 года только Мурманский порт перевалил 62 млн тонн грузов, заняв 4-е место среди всех морских портов России по объему грузооборота. И даже несмотря на некоторое снижение грузооборота в текущем году, сегодня Мурманск – безусловный лидер по грузообороту в Арктике и один из самых развивающихся регионов с точки зрения прироста портовых мощностей.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов на форуме кратко обрисовал все развивающиеся инфраструктурные проекты, которые находятся на территории опережающего развития (ТОР) «Столица Арктики».

На западном берегу Кольского залива продолжается строительство специализированного угольного терминала «Лавна». Проект стартовал в 2012 году, и государство уже вложило в стройку 32 млрд рублей, плюс еще 15 млрд предоставила Государственная транспортная лизинговая компания.

Терминал должен был начать свою работу в 2020 году, однако пока из-за падения цен на уголь основные грузоотправители так и не подписали обязывающих соглашений о загрузке терминала. Пока идет корректировка бизнес-модели и соответственно сроков запуска.

Весной 2020 года губернатор Мурманской области Андрей Чибис рассказал: «План, который был зафиксирован в государственном контракте, – это <...> первый квартал 2022 года. Соответствующая проектная мощность порта должна быть обеспечена в эти сроки. Сейчас идем в плане, рисков мы не видим, те проблемы, которые есть, они контролируемые и решаемые».

При этом подтвержденный объем потребностей в грузообороте терминала серьезный – 44 млн тонн после выхода на полную проектную мощность.

Помимо угля, в Мурманске компания «ФосАгро» строит отдельный Морской терминал «Тулома», где будет проходить перевалка продукции кировского филиала компании – АО «Апатит». Это крупнейший в Европе поставщик фосфатного сырья для производства минеральных удобрений и единственный в России производитель нефелинового концентрата. Помимо солидных инвестиций (около 12 млрд рублей бюджетных средств), компании-строителю предоставили целый ряд преференций: возможность получать земельные участки в аренду без проведения торгов, льготу по налогу на имущество сроком на 5 лет.

Запуск терминала запланирован на 2023 год, проектная мощность – 6 млн тонн грузов в год с возможностью увеличения до 10 млн тонн.

Еще одним резидентом территории опережающего развития «Столица Арктики» стал проект «Ударник», который строит компания НОРЕБО. В Кольском районе в селе Минькино будет создан полный портовый комплекс, который сможет оказывать логистические услуги рыбопромышленным компаниям, сервисные услуги по обслуживанию судов, а также глубокую переработку добытых водных биологических ресурсов на рыбоперерабатывающей фабрике. Плановая мощность комплекса – около 1 млн тонн продукции в год, планируемый срок реализации проекта – 2026 год, объем инвестиций в проект – 3,5 млрд рублей.

Завершил Константин Долгов свой обзор инфраструктурных проектов рассказом о планах по строительству в Мурманске крупного контейнерного хаба с полным сервисом по морским грузоперевозкам между Европой и Восточной Азией. Все в рамках территории опережающего развития.

Камчатка не отстает

Заместитель председателя правительства Камчатского края Евгений Чекин: «Транспортно-логистический комплекс у нас определен в стратегии (Стратегия развития Арктики. – Прим. «МФ») как один из приоритетов. И в этой связи мы видим свое участие через создание порта-хаба на территории Камчатки, что определено двумя факторами. Это близость к международным морским путям, связывающим Европу с восточной Азией и Северной Америкой, и возможность круглогодичного использования второй по величине в мире естественной глубоководной Авачинской бухты».

Если на Западе Арктики самый крупный и развивающийся порт – Мурманск, то на Востоке в лидерах Камчатка, где также есть немало интересных проектов. Причем здесь уже идет речь и о транзитных перевозках через СМП – важном моменте транспортного коридора.

В феврале этого года правительство одобрило строительство специализированного СПГ-терминала в бухте Бечевинская в Елизовском районе Камчатского края, в 100 км от Петропавловска-Камчатского. Проект реализует компания «НОВАТЭК». Мощность терминала составит около 22 млн тонн по приему и отгрузке СПГ, или 657 танкеров-газовозов в год. Суммарные инвестиции в проект оцениваются в 69,5 млрд рублей.

Также уже начал работу рефрижераторный терминал по перевалке рыбной продукции «Сероглазка» компании НОРЕБО. Сейчас грузооборот терминала составляет 300 тыс. тонн, но после реконструкции причала и введения второй очереди в 2022 году грузооборот должен увеличиться.

Цифровизация нам поможет

Заместитель директора дирекции Севморпути «Росатома» Максим Кулинко: «Росатом» не говорит о какой-то монополии, только о том, что необходимо сделать единое цифровое пространство на Северном морском пути, куда также относятся и порты, грузоперевозчики. Речь идет о комплексе, который состоит сразу из нескольких цифровых сервисов, в работе которых будет задействован Роскосмос. Благодаря этому можно получать всю информацию о том, что происходит на СМП, в том числе данные дистанционного зондирования земли или оценку экологической обстановки акватории Севморпути».

Тема цифровизации, внедрения новейших систем связи и навигации, высокоскоростного Интернета в Арктике на форуме проходила красной нитью.

У всех крупных судоходных компаний, которые работают в Арктике, уже созданы собственные цифровые платформы, которые обеспечивают собственные нужды. При этом полноценной системы, которая бы давала полную информацию о судоходстве по Северному морскому пути, нет.

В стратегии развития Арктики до 2035 года предусмотрено предоставление «транспортно-логистических услуг по перевозкам по Северному морскому пути на основе цифровой платформы безбумажного электронного оформления мультимодальных перевозок пассажиров и грузов».

Правительство дало поручение «Атомфлоту», как инфраструктурному оператору, решить эту задачу – сделать единую платформу, которая могла бы объединить всех участников или предоставить этим участникам некое место для реализации своих функций и сервисов.

Заместитель гендиректора по развитию предприятий, руководитель представительства в Москве ФГУП «Атомфлот» Станислав Головинский рассказал о новой разработке.

Платформа должна представить участникам и пользователям Севморпути набор прозрачной непротиворечивой информации для организации деятельности в акватории СМП. В сервис должен войти набор по управлению мореплаванием, навигационно-гидрографическому обеспечению мореплавания, гидрометеорологическому обеспечению мореплавания, обеспечению безопасности в акватории, мониторинг экологической обстановки, мониторинг и анализ эффективности функционирования и развития Севморпути.

Система может планировать оптимальное движение судов, строит треки в онлайн-режиме, поэтому в любой момент времени можно посмотреть, что же делается в Арктике. В том числе отследить, из какого порта какие вывозятся грузы, в какие порты идут.

Работы над созданием концепции должны быть завершены в апреле 2021 года. После этого последует подведение итогов, корректировка. И в 2022 году «Атомфлот» планирует доработать систему, сделать единый диспетчерский центр управления, где будет производиться обработка всех полученных данных. Это уже позволит существенно упростить судоходную деятельность на Северном морском пути, в том числе и в части оформления документов, контроля за работой судов и оперативного реагирования на внештатные ситуации.

Повестка меняется

Аспект повестки форума «Арктика: настоящее и будущее» год от года меняется. Вопрос «Где взять грузовую базу?» в Западной части Севморпути уже не так актуален. Остаются вопросы развития Восточный части и транзита. Но последний напрямую завязан на инфраструктуру, а как видно из докладов спикеров, портовые мощности строятся, логистические цепочки организуются, цифровые системы внедряются.

А вот с флотом пока остаются проблемы. Ввод в строй новых атомных ледоколов откладывается, грузовые суда для российских нужд пока строят наши корейские партнеры, а ремонтируют новые арктические газовозы и танкеры верфи Дании. Это уже не говоря о присутствии российского флага на судах в Российской же Арктике – проблема, о которой особо активно говорят в этом году. Наверняка власти предпримут какие-то шаги и здесь.

И будем надеяться, что эти меры будут такие же эффективные, как и в части создания инфраструктуры в Арктике. В любом случае будет что обсудить на следующем форуме.

Морской флот №6 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ