Порты Арктики и Дальнего Востока объединят морским транспортным коридором - Морские вести России

Порты Арктики и Дальнего Востока объединят морским транспортным коридором

29.07.2020

Севморпуть

21 декабря 2019 года Правительство своим распоряжением №3120-р утвердило План развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года, подготовленный дирекцией СМП госкорпорации «Росатом».

В справке к документу говорится, что Планом предусмотрена как реализация мероприятий федерального проекта «Северный морской путь» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, так и реализация дополнительных мероприятий, направленных на развитие сырьевой базы и СМП, а именно: разработка параметров развития сырьевой базы; разработка программы развития и государственной поддержки отечественного судостроения для постройки современных грузовых судов; развитие гидронавигационной, метеорологической, аварийно-спасательной, коммуникационной и информационной инфраструктуры СМП; разработка системы централизованного оперативно-тактического управления круглогодичным судоходством на всей акватории СМП на базе создания единого диспетчерского центра управления судоходством на СМП и организации перевозок на регулярной основе.

Журнал «Морские порты» разбирался, в каком направлении пойдет развитие инфраструктуры СМП, какие терминалы будут обеспечивать перевозки сырьевой базы и транзитных грузов и на какой стадии реализации находятся эти проекты.

Надежда Гаврилова

Короткий путь для сырьевой базы

Длина Северного морского пути (СМП) от пролива Карские Ворота до бухты Провидения составляет 5600 км, или 3024 морских мили. СМП проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана. Это кратчайший путь из крупнейших портов Азии в Европу и обратно. В соответствии с майским Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» грузопотоки по этому маршруту должны увеличиться с нынешних 25 млн до 80 млн тонн грузов в год к 2024 году. План развития инфраструктуры Северного морского пути определяет, как эта цель будет достигаться, в каком направлении пойдет развитие инфраструктуры СМП и арктичес-ких перевозок и каким образом будет функционировать после создания инфраструктурных условий.

Как следует из сообщения на сайте правительства, План сформирован, исходя из прогноза всех сущес-твующих и перспективных групп грузопотоков, включающих грузы уже реализующихся сырьевых проектов компаний «Новатэк», «Газпром нефть», «ГМК «Норильский никель» и проектов, только готовящихся к реализации, компаний «УК «Восток-уголь», «Независимая нефтяная компания», «ГДК «Баимская», «Восток Инжиниринг», «Северная звезда». Сюда же войдут грузы, завозимые по СМП для нужд сырьевых проектов, для жизнеобеспечения арктичес-ких территорий, грузы экспортно-импортных и транзитных потоков, проходящих через морские порты Мурманск и Архангельск в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона, и другие.

«За счет активного освоения минерально-сырьевых центров будут интенсивно расти грузоперевозки по СМП, а значит, будет развиваться его инфраструктура и судостроение, – рассказал заместитель главы Минвостокразвития Александр Крутиков в интервью «Российской газете». – У меня нет сомнений в достижении объема в 80 млн тонн в 2024 году.

Более того, к 2030 году этот объем может достичь уже 120 млн тонн. В ближайшее десятилетие объем грузоперевозок по СМП будет практически полностью формироваться за счет российских грузоотправителей. Но именно удовлетворение их потребности в ледоколах, навигации и связи, безопасности мореплавания создаст базу для круглогодичного прохождения судов с коммерческой скоростью. А это самое необходимое (правда, недостаточное) условие для переключения на СМП международных грузов».

Что государство берет на себя

Планом предусмотрено несколько зон ответственности государства. Речь, в частности, идет о модернизации объектов государственной собственности в портах. Например, к декабрю 2020 года должна быть завершена реконструкция объектов федеральной собственности в морском порту Певек. К 2022 году должна быть проведена реконструкция морского канала в порту Сабетта.

Целый блок мероприятий плана направлен на развитие аварийно-спасательного и вспомогательного флота. К декабрю 2020 года должны быть созданы арктические комплексные аварийно-спасательные центры МЧС России, которые будут оснащены современными спасательными средствами. К концу 2022 года должна быть проведена реконструкция объектов инфраструктуры базы техобслуживания флота Северного филиала ФГБУ «Морская спасательная служба».

Безопасность мореплавания по СМП будет обеспечиваться с привлечением космических технологий. Для устойчивой спутниковой связи вдоль СМП планируется создать четыре основных и один резервный космический аппарат «Экспресс-РВ». К декабрю 2025 года «Роскосмос» должен будет произвести и вывести на орбиту три космических аппарата «Ресурс-ПМ» и три аппарата «Кондор-ФКА». Это оборудование поможет обеспечить хорошее качество и высокую скорость работы автоматической идентификационной системы и систем дистанционного зондирования Земли в акватории СМП. К тому же времени на орбиту должна быть выведена гид-рометеорологическая космическая система «Арктика-М». Она будет обес-печивать госорганы и организации гидрометеорологическими данными высокого временного разрешения по полярному региону Земли.

Планируется также построить нес-колько станций Росгидромета в районе судоходного подходного канала к морскому порту Сабетта. По задумке, эти станции должны обеспечивать точность краткосрочных прогнозов дрейфа льда в районе канала до уровня «отлично». В июне 2021 года должен заработать единый диспетчерский центр управления судоходством в акватории СМП.

Ежегодно госкорпорация «Рос-атом» должна будет обеспечивать нави-гационно-гидрографическое обеспечение судоходства по СМП. С этой целью в «Росатоме» разработана программа модернизации и строительства гидрографических и лоцмейстерских судов ледового класса.

Одной из главных задач «Росатома» является строительство ледокольного флота. К декабрю 2022 года должно быть завершено строительство головного и двух серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220, к декабрю 2024-го – строительство третьего серийного ледокола того же проекта, к декабрю 2026-го – четвертого, а в пятилетку с декабря 2027 по декабрь 2032 года будут строиться головной и два серийных атомных ледокола проекта «Лидер».

Частные проекты

В целом на реализацию федерального проекта «Северный морской путь» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры заложено более 711 млрд рублей. Примерно треть этих денег выделит федеральный бюджет, а две трети вложат частные инвесторы.

Для наполнения СМП грузопотоками потребуется развитие как ресурсной базы, так и портовой инфраструктуры. Два порта – Дудинка и Сабетта – сегодня работают, в том числе работает терминал «Ворота Арктики» компании «Газпром нефть» в Обской губе. Еще десять проектов в портовой сфере планируется реализовать.

В рамках федерального проекта «Северный морской путь» на средства частных инвесторов будут реализованы проекты строительства трех крупных терминалов: «Утренний», «Чайка» и терминала в бухте Север.

Терминал «Утренний» необходим для перевалки сжиженного природного газа и газового конденсата и функционирования завода «Арктик СПГ-2» компании «Новатэк». Проект планируется реализовать на базе Утреннего месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе. В рамках проекта намечено построить три технологические линии. Ожидаемый срок запуска первой линии – 2022–2023 годы с последующим запуском остальных линий в 2024 и 2025 годах. Мощность будущего терминала – 21,6 млн тонн в год. Общий объем финансирования проекта – почти 153 млрд рублей.

Терминал «Чайка» – проект компании «Востокуголь» в морском порту Диксон. Строительство нового порта необходимо для перевалки угля, добытого на участке «Река Лемберова» на Таймыре. «Чайка» станет первым глубоководным угольным терминалом в Арктической зоне России. Общий объем инвестиций в строительство составит почти 19 млрд рублей, причем государственного финансирования не предполагается. Планируемая мощность терминала – свыше 10 млн тонн угля в год.

Терминал в бухте Север запланирован компанией «Нефтегазхолдинг» для отгрузки нефти с Пайяхской группы месторождений, расположенной на полуострове Таймыр. Проектная мощность терминала – 7,5 млн тонн в год, объем инвестиций – 9 млрд рублей.

Кроме того, «Роснефть» собирается создать в Арктике так называемый Арктический кластер, чтобы к 2030 году добывать и транспортировать по СМП до 100 млн тонн нефти. Предположительно, в клас-тер войдут месторождения Ванкор, Сузун, Тагул, Лодочное, а также ряд геолого-разведочных проектов Южного Таймыра.

Существует также проект перевозки зерна из Сибири в Китай по Севморпути. Эта инициатива, изначально исходившая от губернатора Омской области, сейчас всерьез обсуждается на уровне дирекции СМП. По словам замглавы Дирекции СМП госкорпорации «Росатом» Максима Кулинко, пилотный проект по транспортировке зерна будет запущен уже в 2020 году. Он даже описал весь путь, который проделает сельхозпродукция от производителя к покупателю: «На баржах по рекам зерно доставляется в порт Сабетта, оттуда развозится по азиатским и восточным странам. Наша задача – координация и организация перевалки. Другим транспортом вывозить зерно менее эффективно, а у перевозок по СМП складывается хорошая экономика. К 2024 году мы планируем перевозку 5 млн тонн зерна».

Развитие инфраструктуры

В инфраструктурных портовых проектах в Арктическом бассейне, как и в других бассейнах России, системообразующую роль играет ФГУП «Росморпорт». Предприятие занималось строительством порта Сабетта, которое велось с 2012 года и завершилось в 2018-м. По словам генерального директора «Росморпорта» Андрея Лаврищева, этот проект является самым масштабным по объемам работ и финансирования в Арктике и не имеет аналогов в мире. На сегодняшний день порт Сабетта может переваливать порядка 17,8 млн тонн СПГ. В 2019 году общий грузооборот порта (включая наливные и сухие грузы) составил 27,68 млн тонн.

Сейчас «Росморпорт» реализует ряд проектов, которые позволят увеличить мощности морских портов Мурманск, Певек и Беринговский. Например, в Мурманске ведется реконструкция гидротехнических сооружений и третьего грузового района порта.

Кроме того, предприятие развивает инфраструктуру, напрямую не связанную с функционированием портов Арктики, но необходимую для роста грузовой базы СМП. В частности, речь идет о строительстве совместно с «Новатэком» СПГ-терминала в бухте Бечевинская на Камчатке. По планам там будет организован перевалочный хаб по хранению и перегрузке СПГ, доставляемого из морского порта Сабетта и экспортируемого в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, мощностью 22 млн тонн в год. Ввести в эксплуатацию комплекс планируют в конце 2023 года.

Путь расширится до коридора

К 2035 году правительство и дирекция СМП планируют создать так называемый Северный морской транзитный коридор (СМТК), в который, помимо портов СМП, войдут еще порты Мурманск, Архангельск, Онега, Кандалакша – на западе и Петропавловск-Камчатский – на востоке.

«Нам необходимо обеспечить регулярность и предсказуемость перевозок. Стоимость прохождения СМП за счет государственной поддержки должна быть чуть ниже стоимости южного маршрута, по крайней мере в первые годы. Важно, чтобы транспортные компании и грузоотправители поверили, что по СМП можно перевозить грузы безопасно и точно в срок. Мы начали проработку проекта создания регулярной контейнерной линии между Мурманском и Петропавловском-Камчатским, до которых из Европы и Азии грузы будут доставляться фидерными судами, там консолидироваться на отечественных контейнеровозах и доставляться под гарантии государства», – сообщил замглавы Минвос-токразвития А.Крутиков.

Арктические регионы хотят присоединиться к проекту. Так, губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко выступил с инициативой создать у Сахалина точку разворота СМП.

«Мы находимся на пересечении деловых и туристических маршрутов. <…> Сахалин может стать точкой разворота Северного морского пути. Надо сделать так, чтобы транспортируемый груз доставлялся на остров, перегружался и дальше шел в страны Юго-Восточной Азии», – приводит слова губернатора его пресс-служба.

Сейчас область ведет работу с Минвостокразвития по включению региона в технико-экономическое обоснование развития СМП на ближайшие годы. На областном инвестиционном совете В.Лимаренко отметил, что на Сахалине необходимо модернизировать портовую инфраструктуру: должны появиться один или несколько мощных глубоководных портов, в которых будут обрабатываться крупные суда, это создаст дополнительные условия для развития бизнеса, который связан с переработкой газа, нефти, угля, рыбы. На сегодняшний день региональные власти сформировали пакет из 15 масштабных инвес-тиционных проектов.

На Сахалине планируют создать индустриальные парки для нефтегазового, строительного, агропромышленного комплексов, развернуть медицинский и цифровой кластеры, модернизировать энергетику и жилищно-коммунальное хозяйство. «До конца 2025 года остров должен стать крупным логистическим центром с современными портами и развитой сетью аэродромов, – сообщили в региональном правительстве. – В порту Корсаков планируется провес-ти работы по дноуглублению, продлить морской причал. В морской гавани должны появиться складские контейнеры класса А площадью 160 тыс. кв. метров».

В проекте СМТК планирует принять участие и группа «Дело». Компания собирается заняться мультимодальными транзитными контейнерными перевозками совместно с «дочкой» «Росатома». Для этого еще в конце прошлого года госкорпорация выкупила 30% в уставном капитале компании.

Экспертное мнение

Виталий Збаращенко, начальник Главфлота Минморфлота и заместитель министра морского флота СССР в период 1982-1988 гг., вице-президент Международной академии транспорта:

– В разрабатываемом в настоящее время дочерней компанией госкорпорации «Росатом» «Русатом Карго» проекте Арктической контейнерной линии (АКЛ) Мурманск – Севморпуть – Петропавловск-Камчатский (и обратно) должна быть в достаточной степени рассмотрена и включена в проект совместно с флотской частью портовая составляющая.

Для успешного комплексного решения проблемы конкурентоспособного освоения фрахтового рынка грузов иностранных фрахтователей (совместно с отечественными транзитными грузами) необходимо создать надежную и высокоэффективную терминальную составляющую скоростной обработки магистральных арктических контейнеровозов, фидерных судов АКЛ и контейнерного парка в портах создаваемого Северного морского транспортного коридора (СМТК).

Представляется целесообразным флот АКЛ считать неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры российской зоны Арктики, а не только порты и подходные каналы.

Прямая речь

Вячеслав Рукша, директор Дирекции Северного морского пути:

– Принятое в 2018 году решение наделить госкорпорацию «Рос-атом» полномочиями инфраструктурного оператора Северного морского пути позволяет повысить эффективность государственного управления в сфере развития СМП. Теперь подход к управлению строится на принципе «двух ключей»: за нормативное регулирование отвечает Минтранс, а за коммерческие и хозяйственные функции – «Росатом». Также нам в управление переданы объекты федеральной портовой инфраструктуры, необходимые для обеспечения безопасного и бесперебойного судоходства по Севморпути. Кроме этого, мы приняли от Минтранса в состав госкорпорации ФГУП «Гидрографическое предприятие».

Создание инфраструктуры в привязке к крупным инвестпроектам, обновление атомного ледокольного флота и строительство новых судов ледового класса позволят приступить к решению еще одной важной задачи – развитию международных перевозок через так называемый Северный морской транспортный коридор, включающий в себя СМП.

Мы, разумеется, анализируем и просчитываем потенциал грузопотока по СМП от существующих и потенциальных зарубежных заказчиков. Считаем, что с развитием восточного маршрута в перспективе появится и транзитное международное судоходство. Конечно, грузы из Южного Китая все равно не пойдут через наши арктические воды, так как это просто невыгодно по времени. А вот из Кореи, Северного Китая или Японии – возможно.

Для увеличения объема транзитных грузов нам нужно организовать сервис на всем протяжении Севморпути на уровне международных стандартов торгового судоходства. Сейчас мы изучаем возможность как экономическую, так и техническую создать порты-хабы на северо-западе и северо-востоке страны.

Морские порты №1 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ