Арктика: проекты есть, людей нет - Морские вести России

Арктика: проекты есть, людей нет

07.07.2020

Севморпуть

Арктическая тематика в отраслевой повестке дня с годами только множится. И количество различных конференций, форумов и саммитов этому показатель. Так, в конце февраля в Москве и Петербурге прошли конференции со схожими названиями «Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов», но с разными организаторами. Уже 18–19 марта петербургский Политех приглашает всех принять участие в научной конференции «Арктика: история и современность», а не за горами и апрельские форумы. Конечно, постараемся посетить и их. Но хотелось бы, чтобы количество арктических мероприятий переросло в качество работы в Российской Арктике. И по освоению территорий, и по охране окружающей среды, и по развитию регионов.

Ростислав Курёхин

Выбирая между московским и петербургским мероприятием, редакция все же склонилась в сторону столичного. Даже судя по анонсам оно было представительнее, масштабнее, с более широким спектром тем.

Конференция проходила в Торгово-промышленной палате РФ, а организатором выступила компания «Системный Консалтинг» вместе с РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина и Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ). Поддержку мероприятию оказывало Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Всё в классическом ключе: бизнес, наука и поддержка региональных властей.

Количество делегатов было несравнимо с форумом двухгодичной давности, на который приезжал президент, но все же достойным. Всего в работе конференции приняли участие более 500 человек. Были и иностранные гости из США, Турции, Латвии и Эстонии.

Если говорить предметно о предприятиях-участниках, то картина выглядит более масштабно. В конференции приняли участие представители таких организаций, как «Газпром нефть шельф», «Газпром нефть», «Роснефть», Российское газовое общество, Администрация Севморпути, «Северсталь» и др.

Несмотря на всю широту тем, все же основная была связана с освоением минерально-сырьевого потенциала региона и роли Арктики в удовлетворении спроса на углеводороды. Как следствие расширения добычных проектов, говорили и о развитии Арктических регионов, развитии современных технологий, которые бы могли применять в добыче, развитии транспорта. Немного затрагивали социальные темы и вопросы развития малого предпринимательства.

Про вахтовиков

Обсуждение региональных вопросов Российской Арктики велось вокруг проекта программного документа «Стратегия развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года». Так, в рамках пленарной сессии «Устойчивое развитие Арктических регионов – задачи и пути» член Совета Федерации Юрий Важенин рассказал, что в рамках пакета законопроектов о налоговых преференциях поддерживаются только самые неубыточные проекты, в то время как до 80% сырья по редкоземельным металлам закупается за границей.

Что касается развития регионов и малого бизнеса, то наиболее кратко и ярко ситуацию описала зампредседателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Елена Зленко. Спикер подчеркнула, что люди не хотят владеть собственностью в Арктике, несмотря на то что оплата труда в Арктике выше, уровень социальных трансфертов недостаточно высок, и необходимо наращивать господдержку, для того чтобы ликвидировать бедность в Арктике.

Губернатор ЯНАО Александр Калинин добавил, что сегодня в регионе вахтовики составляют порядка ј населения. Отсюда высокая миграционная подвижность, сокращение рынка труда, крайняя чувствительность экономики.

Регионы Северного морского пути

Наиболее приоритетные точки развития Арктики выделил замминистра РФ по развитию Дальнего Востока Александр Крутиков. В частности, города, которые находятся на Северном морском пути, у ведомства на особом положении. И прежде всего единственный незамерзающий порт Арктики – Мурманск. По словам Крутикова, город может стать одним из двух хабов северного морского транспортного коридора и сервисным центром для шельфовых проектов в России. А после ввода в строй верфи НОВАТЭКА регион войдет в число крупнейших центров развития судостроительных технологий в стране и мире.

И как подчеркнул чиновник, чтобы реализовать эти планы, региону нужно обновлять научную и образовательную инфраструктуру.

Есть планы по развитию Ненецкого АО. Помимо традиционных добычных мероприятий, в регионе планируются к реализации два проекта: «Печора СПГ» и «Порт Индига». «Мы сопровождаем инвесторов. Это реальные живые проекты, которые получат государственную поддержку», – отметил Крутиков.

В модернизации портов Певек и Провидения может помочь освоение Баимского медно-порфирового месторождения, которое в числе прочего стимулирует развитие дорожной и энергетической инфраструктуры.

Основной потенциал для развития в Якутии, по словам Крутикова, – это крупнейшие реки региона: Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма. Их дноуглубление, развитие судоходства – критический фактор развития арктической части Якутии. В районах бассейнов этих рек сконцентрированы крупные центры твердых полезных ископаемых, для освоения и транспортировки которых необходимо развивать судоходство и особенно дноуглубление.

Программные документы

Завершая выступление на пленарной сессии, Александр Крутиков рассказал, что работа над основным программным документом государственной политики в Арктике до 2035 года уже завершена.

Напомним, в апреле прошлого года Владимир Путин сообщил о планах принять в 2019 году новую стратегию развития Российской Арктики до 2035 года. По его словам, документ должен объединить мероприятия нацпроектов и госпрограмм, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, а также программы развития Арктических регионов и городов.

Сейчас стратегия развития прошла все стадии обсуждения, и теперь ее должен подписать президент. Напомним некоторые целевые показатели из документа.

Так, к 2035 году доля нефти, добываемой в Арктике, должна увеличиться до 25%, а доля природного газа – до 92%. Объемы производства СПГ к 2030 году вырастут до 73,5 млн т/год, то есть в 7 раз, а к 2035-му еще на 63% – до 120 млн т/год. Объемы грузов, перевозимых по Северному морскому пути, должны к 2024 году вырасти до 80 млн т/год, а к 2035-му – до 160 млн т/год. Из них транзит должен составить 10 млн т/год. Помогать перевозкам должны 5 атомных ледоколов проекта 22220 и 3 ледокола «Лидер».

Про кадры

Говоря о развитии Арктики, Северного морского пути, больших шельфовых проектах, социальную политику незаслуженно ставят на второй план. А вместе с тем цифры говорят сами за себя. Уровень бедности и безработицы в Арктике выше среднероссийского, численность населения за 15 лет сократилась на 300 тысяч человек.

Вместе с тем, по замыслу Минвостокразвития, в течение ближайших 15 лет за счет запуска новых арктических проектов предполагается создание до 200 тысяч новых рабочих мест. И эти данные звучат на каждом арктическом мероприятии.

Где взять кадры для реализации и эксплуатации современной инфраструктуры в Арктике? Как привлекать их оставаться в регионах, ведь вахтовым методом такое количество персонала не задействовать?

Для этого нужна социальная инфраструктура, обеспечение соответствующих потребностей в уровне жизни и так далее. К сожалению, ответов на эти вопросы (которые, бесспорно, заслуживают отдельных конференций и программных документов) пока нет.

Морской флот №1 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ