Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики - Морские вести России

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

04.09.2019

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Европой, может быть создан в случае стыковки нашего Северного морского пути с Китайским морским шелковым путем. Об этом заявил президент России В. Путин, выступая на круглом столе форума «Один пояс – один путь» в Пекине. По мнению президента, такой масштабный проект подразумевает тесное сотрудничество стран Евразии в наращивании транзитных перевозок, строительстве портовых терминалов и логистических центров. Он призвал представленные на форуме более 150 государств подключиться к осуществлению этой задачи.

Приглашая партнеров, президент обозначил в ключе предстоящего бурного развития СМП и задачи отечественных транспортников – нарастить к 2024 году перевозки по арктической магистрали различных грузов до 80 млн тонн. Под решение задачи создали единого транспортного оператора СМП. Осталось только уточнить/создать грузовую базу, найти/построить флот для перевозок и не забыть о безопасности мореплавания со всеми вытекающими мерами обеспечения. Возможно, создать и федеральную структуру по развитию и эксплуатации транспортного флота страны под национальным флагом.

Для газеты многообразие развития Севморпути всегда было и остается одной из главных тем. Собственно, как и для других изданий медиагруппы. Только в последние несколько лет редакция предложила читателям десятки авторских публикаций широкого диапазона: от истории освоения СМП русскими первопроходцами, доказательств его исторической принадлежности России, эксплуатационного опыта советского периода, аналитических исследований экспертов отрасли по построению эффективных схем грузоперевозок сегодня.

Вот, например, идея создания Арктической контейнерной линии не раз освещалась на страницах газеты, как результат – некоторые постулаты ее нередко угадывались в выступлениях с высоких трибун. И это понятно, поскольку идет поиск оптимальной модели транспортной логистики в Арктике. Еще раз расчеты на эту тему представил эксперт отрасли.

Виталий Збаращенко, вице-президент Международной академии транспорта

Расчетное судно – многоцелевой контейнеровоз дедвейтом 55 тыс. тонн ледового класса Arc7, ледопроходимость 2,0 м, вместимость 3000 TEU. Самостоятельное плавание во льдах Арктики 9-10 месяцев в году и 2-3 месяца с помощью ледокола, так как в настоящее время ледовая обстановка на СМП в основном это годовалые льды толщиной до 2 метров.

Индикативная цена контейнеровоза 140 млн USD. Всего для первого периода формирования линии 4 судна. В опционе до 6-7 судов.

Каждое судно за год эксплуатации, делая 6-6,5 круговых рейсов, перевезет за год в один конец 19 500 TEU или при статистической загрузке 14,5 т, всего 282 750 т. Соответственно, 4 судна за год перевезут (в один конец) 1 131 000 тонн или 78 000 TEU.

В 2018 году только в порты Петропавловск и Магадан завезено контейнеров с грузами и контейнеропригодных грузов почти 2,0 млн тонн, которых вполне достаточно для загрузки в восточном направлении четырех указанных выше контейнеровозов. Всего 1966 тыс. тонн, что на 74% превышает провозную способность четырех контейнеровозов с учетом только этих двух портов АКЛ при двухнедельной частоте линейного сервиса.

Кроме прямых заходов линейных магистральных контейнеровозов в порты Мурманск и Петропавловск проектом АКЛ предусмотрено фидерное обслуживание портов ДВФО: Магадан, Охотск, Курилы, порты Чукотки и Камчатки судами КонРо дедвейтом около 6 тыс. тонн с пассажирским комплексом на 12 человек. Схема позволит оптимизировать стивидорные расходы и решить социальные проблемы региона за счет оптимизации внутрирегионального транспортного обслуживания населения.

В дополнение к конечным пунктам АКЛ в список обслуживаемых портов включены Архангельск (сокращает примерно на тысячу километров наземную перевозку грузов по сравнению с Мурманском), Диксон, Певек и Эгвекинот, что позволит:

– значительно усовершенствовать транспортное обслуживание арктических регионов РФ;

– заменить сезонную транспортную схему на круглогодичное линейное транспортное обслуживание по расписанию;

– оптимизировать складское накопление грузов и сократить стоимость кредитного обслуживания северного завоза;

– создать предпосылки для разработки проекта круглогодичной работы порта Певек за счет использования вод охлаждения плавучей АЭС в Певеке для формирования благоприятной ледовой обстановки в акватории порта, что позволит реализовать проект надежного транспортного обслуживания Баимского медного ГОКа как для поставок строительного и инженерного оборудования, так и вывоза рудных концентратов в биг-бэгах и контейнерах;

– заменить рейдовые грузовые работы на мысе Шмидта на наземные автоперевозки грузов северного завоза из порта Эгвекинот;

– создать предпосылки для разработки и реализации проекта газификации Арктических, Чукотских, Камчатских населенных пунктов за счет контейнеризации перевозок СПГ из порта Сабетта с загрузкой танк-контейнеров на специализированном терминале в порту Диксон,

– создать предпосылки для развития арктического сегмента круизной индустрии и плавательной практики курсантов морских учебных заведений на борту линейных магистральных контейнеровозов, если будет доказана экономическая целесообразность внесения соответствующих конструктивных решений при разработке проектов судов для АКЛ.

Обратная загрузка – мороженая рыба и морепродукты в каботаже, импортные грузы из Китая в северные области европейской части РФ и транзит для скандинавских стран из АТР. Из 16 млн тонн импортных грузов из Китая для России достаточно возможностей выделить для АКЛ 2-3 млн тонн из северо-восточных регионов Китая (Харбин – Пекин) с использованием ТК «Приморье-1» и «Приморье-2» и местных морских линий до Петропавловска-Камчатского и/или контейнеровозы будущей Южной контейнерной линии.

Реализация проекта АКЛ позволит ГК «Росатом» продолжить опыт атомохода «Севморпуть» по внедрению атомной энергетики на морских коммерческих транспортных судах – магистральных контейнеровозах, работающих постоянно в каботаже по Северному морскому пути между Мурманском и Камчаткой, либо использовать в качестве судового топлива отечественный природный газ.

Южная контейнерная линия

Проект Южной контейнерной линии из портов Черного моря до Петропавловска через Суэцкий канал на базе контейнеровозов вместимостью 5000 TEU дедвейтом около 85 тыс. тонн гарантированно обеспечит снижение стоимости транспортной логистики при перевозке не только каботажных грузов между западными регионами РФ и ДВФО, но и за счет большого размера грузового модуля (контейнеровозы на 5000 TEU) обеспечат приемлемую стоимость фидерного обслуживания АКЛ из портов Китая, Японии, Кореи и порта Восточный до Петропавловска, а также доставку морепродуктов в рефрижераторных контейнерах из портов Петропавловск и Восточный в порты Черного моря. Такие контейнеровозы (до 10 единиц) в настоящее время по схеме бербоут-чартера могут быть очень выгодно приобретены на вторичном (second hand) рынке.

Внедрение крупнотоннажных контейнеровозов высокого ледового класса Arc7, современного оборудования и современных глубоководных портовых грузовых терминалов безусловно потребует существенных инвестиционных затрат и серьезной реконструкции управления грузопотоками и транспортными активами. Однако стратегическое значение предлагаемых проектов – укрепление связей Восток – Запад РФ в дополнение к Транссибу и БАМу – это целый набор побочных мультипликативных эффектов для укрепления экономики и обороноспособности России.

Строительство на Камчатке в Авачинской бухте глубоководных контейнерных терминалов является наиболее важной и первостепенной задачей в числе проектов транспортной инфраструктуры АКЛ, так как позволит соединить не только две магистральные контейнерные линии – АКЛ и ЮКЛ, но создаст предпосылки для захода в Петропавловск линейных контейнеровозов транстихоокеанского направления, связывающего порты АТР (Китай, Япония, Корея) и порты США и Канады для перевалки грузов на суда Арктической контейнерной линии и вывоза на экспорт морепродуктов.

Оптимальное решение вопроса газификации

Газификация арктических и отдаленных регионов страны возможна за счет использования транспортного потенциала АКЛ.

Регулярные круглогодичные в соответствии с расписанием заходы контейнеровозов АКЛ в порты Мурманск, Архангельск, Диксон, Певек, Эгвекинот, Петропавловск и обслуживаемые фидерными судами линии Магадан, Охотск, Беринговский, Курилы, Командорские острова, побережье Камчатки позволят создать условия для разработки проекта газификации этих портов и прилегающих регионов за счет ресурсов сжиженного природного газа (СПГ) из порта Сабетта на Ямале или строящегося порта на Гыданском полуострове (СПГ-2). Доставка СПГ до порта Диксон из Сабетты может быть обеспечена фидерным т/к газовозом грузоподъемностью 6-10 тыс. тонн для прямых или через береговые резервуары загрузок танк-контейнеров для последующих отправок как в восточном, так и в западном направлении на магистральных контейнеровозах АКЛ. Естественно, для реализации этого проекта должна быть построена соответствующая инфраструктура и промышленное производство танк-контейнеров в числе и других типов этого транспортного оборудования (обычные, рефрижераторные и другие 20- и 40-футовые).

При этом отпадает необходимость строительства дорогостоящих газовых трубопроводов в сравнительно малонаселенных пунктах Севера и Дальнего Востока и остается только в воспоминаниях проблема экологической зачистки Арктики и других мест от порожних бочек из-под нефтепродуктов.

Транспортная схема работы АКЛ

Порты

Мурманск

Архангельск

Диксон

Певек

Эгвекинот

Петропавловск-Камчатский

Эгвекинот

Певек

Диксон

Мурманск

Мили/сутки

2,0

430/1,0

1080/2,0

1640/2,0

800/1,0

1200/6,0

1200/1,0

800/2,0

1640/1,0

1080/3,0

Всего 9870 миль. Всего 49 суток (на ходу – 28,0, в портах – 21,0 суток).

Морские вести России №9 (2019)

75 лет Великой Победы
Баннер
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России