Магнетизм Арктического региона - Морские вести России

Магнетизм Арктического региона

12.07.2023

Севморпуть

Магнетизм Арктического региона

Фото: Порт Сабетта/nrsl.ru

Трудно не разделить мнение экспертов, что, если бы Россия на сегодня четко не обозначила периметр своих национальных интересов в Арктике, страна могла бы уже ближе к середине текущего века утратить суверенитет, поскольку проиграла бы борьбу за ресурсы. И борьба эта с каждым годом приобретает все более агрессивные формы.

Постоянно предпринимаемые попытки разорвать международные форматы, которые обеспечивают сотрудничество и безопасность в Арктической зоне, свидетельствуют о том магнетизме, который источает этот регион. И действительно, доля добавленной стоимости российских предприятий и добывающих отраслей здесь может доходить до 60%. Тогда как, например, в Гренландии, Норвегии, Швеции, Финляндии и Исландии – не более 15%, на Аляске и в арктической части Канады – около 30, 2/3 совокупного богатства России создается в Арктике.

Вот почему в ходе круглого стола «Транспортный потенциал Северного морского пути» зампредседателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов акцентировал, что Севморпуть выступает одним из основных факторов развития арктических территорий России с учетом специальных подходов к развитию Арктики и обеспечению национальной безопасности страны в этом регионе.

На пути к круглогодичной навигации

Он напомнил, что президент в апреле 2022 г. на совещании о развитии Арктики подчеркнул, что в условиях санкций нужно более оперативно решать вопросы развития СМП, в том числе перехода к круглогодичной навигации. По его словам, ведется активная работа, направленная на обеспечение экспорта полезных ископаемых, развитие регулярных контейнерных перевозок между западной и восточной частями страны. Увеличение сроков транзитной навигации – тоже важная задача.

Как сообщил К. Долгов, развитие СМП в последние годы идет беспрецедентными темпами. Объем перевезенных грузов по итогам 2022 г., в том числе в рамках реализации инвестиционных проектов, составил 34,1 млн тонн при целевом показателе 32 млн тонн. Отечественные компании нарастили перевозки более чем на 1 млн тонн. Почти в 6 раз превышен максимальный объем перевозок, достигнутый во времена Советского Союза.

– Текущая геополитическая ситуация провоцирует создание трудностей в решении некоторых вопросов, но она не настолько критична для пересмотра планов развития в целом. Грузопоток в 2023 году прогнозируется в объеме 33,12 млн тонн.

Он отметил, что все действующие инвестиционные проекты в акватории СМП обеспечены грузовым и вспомогательным флотом в полном объеме. Важное решение было принято относительно того, что «Росатом» является основным оператором СМП. Ледокольная группировка в акватории СМП в настоящее время составляет 7 атомных ледоколов, включая 3 универсальных атомных ледокола. В 2022 году спущен на воду 3-й серийный ледокол проекта «Якутия» и введен в эксплуатацию 2-й ледокол проекта «Урал». К. Долгов заявил, что существуют определенные риски строительства новых судов для планируемых к запуску проектов в связи с невозможностью закупки ранее учтенных в технических проектах западных комплектующих, сокращения возможностей привлечения «дешевых» валютных займов, а также отказа подрядчиков из недружественных стран выполнить строительные и монтажные работы.

Также он отметил, что важным вопросом остается обеспечение безопасности судоходства по СМП, в том числе в части мониторинга гидрометеорологической обстановки, строительства судов аварийно-спасательного флота, организации системы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и других экологических угроз. Важно получать точный климатический прогноз, осуществлять мониторинг погоды и состояния ледовой обстановки для обеспечения эффективной работы СМП и предупреждения инцидентов.

Вторая жизнь Севморпути

Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев проинформировал об экономических преимуществах СМП и климатических особенностях его использования. Он уточнил, что в нынешнем законодательстве разделены полномочия между Минтрансом РФ и «Росатомом», который определен инфраструктурным оператором на СМП. Юридически Севморпуть зафиксирован от Карских ворот до Берингова пролива, именно этот отрезок находится в ведении «Росатома», а то, что справа и слева, – под крылом Минтранса.

– Хотя логично было бы рассматривать все это вместе, – считает руководитель Росморречфлота, – поскольку, например, Мурманск и Нарьян-Мар юридически находятся вне СМП, но являются грузовой базой в целом для Арктики.

З. Джиоев напомнил, что в акваторию СМП входит шесть морских портов – Сабетта, Диксон, Дудинка, Хатанга, Тикси и Певек. Наиболее мощным и развитым из них является Сабетта. Там реализовано несколько проектов, в том числе якорный – это «Ямал СПГ», который вдохнул вторую жизнь в Севморпуть.

Общую мощность морских портов Западной Арктики, среди них основные – Мурманск, Кандалакша, Витино, Архангельск, к 2030 году, по его словам, планируется увеличить с 89 до 149,5 млн тонн. Инвестпроекты на сегодня – морской перегрузочный терминал СПГ компании «НОВАТЭК», рейдовый перевалочный комплекс «РПК-Логистика», угольный терминал «Лавна».

Комплексный план развития Севморпути до 2035 года предусматривает строительство и модернизацию 14 портов и терминалов

Мурманский морской торговый порт и Мурманский балкерный терминал реализуют свои проекты, «Русатом Карго» – свои, в Мурманске и Владивостоке для организации транзита через СМП, в том числе контейнерных грузов, в порту Нарьян-Мар идет строительство терминала для обслуживания газохимического комплекса. З. Джиоев отметил, что ограничения, вызванные санкциями, проблемы с поставками иностранного оборудования не заставили инвесторов отказаться от планов и проектов. Либо были найдены варианты замещения, либо произошли сдвижки по времени. В целом развитие инфраструктуры как непосредственно в акватории СМП, так и в Арктическом регионе идет достаточно интенсивно.

Сдача некоторых аварийно-спасательных судов для Арктики может сдвинуться на полтора года. И это связано с оборудованием для самих судов: если ранее поставить планировалось иностранное, то теперь из-за санкций российская промышленность старается освоить данные направления самостоятельно, на что требуется время. В качестве компенсационной меры в Арктику могут передислоцировать аварийно-спасательные суда из других бассейнов.

– В соответствии с задачами, которые обозначены в указе президента и в плане развития СМП, за Росморречфлотом закреплены две задачи. Одна из них – строительство аварийно-спасательного флота. Зафиксировано, что первый этап – это 16 судов. Все на данный момент законтрактованы, идет строительство, и в этом году мы планируем завершить шесть. Сейчас там восемь. То есть уже к следующей навигации будет 14, – сообщил руководитель Росморречфлота.

До 2030 года планируют построить еще 30 судов аварийно-спасательного флота. По ним идут проектные проработки. До 2025-2030 гг. имеется базовый бюджет в размере 70 млрд рублей.

Каботажные перевозки

В свою очередь, руководитель проекта проектного офиса по вопросам развития Арктики ГК «Росатом» Сергей Чемко обратил внимание на результаты развития каботажных перевозок по арктическому маршруту. К ним прослеживается высокий интерес грузовладельцев, появилась возможность доставки негабаритных грузов, не предназначенных для перевозки железной дорогой по более короткому пути в сравнении с Южным морским путем.

«Росатом» прорабатывает с компаниями «Лукойл» и «Газпром нефть» возможности перевозок нефти по СМП в летне-осеннюю навигацию. По его словам, речь идет о месторождениях Варандей («Лукойл») и Приразломное («Газпром нефть»), которые находятся вне акватории СМП. В первом случае грузовая база оценивается в 5,9 млн тонн, а во втором – в 3,6 млн тонн.

– Ранее направлялись на западное направление, но сейчас проведены предварительные переговоры о направлении части этих грузопотоков на восток. Почему говорю части? Потому что ориентируемся, разумеется, на период навигации и использование танкеров. У нас, к сожалению, нет пока еще танкеров в большом количестве ледового класса, поэтому предлагаем обычные танкеры с использованием ледоколов в летне-осеннюю навигацию, – рассказал С. Чемко.

Кроме того, в рамках проработки дополнительной грузовой базы для Севморпути рассматриваются перевозки железорудного концентрата из порта Мурманск. Этот груз уже проходил по СМП в 2021 году в страны Юго-Восточной Азии.

Первый каботажный рейс лихтеровоза «Севморпуть» в летне-осеннюю навигацию по СМП из Санкт-Петербурга на Дальний Восток запланирован на 26 июня 2023 года. Он уточнил, что на этот год запланировано не менее трех рейсов, расписание уже составлено. Так, первый рейс намечен на 26 июня, второй – на 7 августа, третий – на 29 сентября.

По его словам, 2022 год показал востребованность данного вида перевозок.

– Первый рейс провели с не очень большой загрузкой, скорее всего, из-за нехватки информации у грузовладельцев. Второй прошел с загрузкой 90%. Не 100% только потому, что часть груза была генеральная, негабаритная. При этом организовали загрузку с запада на восток, чего ранее не было, привлекли экспортные грузы, а также негабаритные. И грузы социального назначения для Камчатки, – сообщил он.

Однако по данному направлению была выявлена и определенная проблематика. В частности, необходимы судозаходы в рамках субсидируемых каботажных рейсов по расписанию в порты на акватории СМП. Также следует увеличить количество субсидируемых каботажных рейсов в течение года по маршруту из портов северо-запада в порты Дальнего Востока и обратно. И еще он обратил внимание, что на логистическом рынке отсутствуют рефрижераторные контейнеры для перевозки рыбной продукции.

Планы развития

А вот директор департамента развития Арктической зоны РФ и реализации инфраструктурных проектов Минвостокразвития Максим Данькин рассказал о реализации мероприятий плана развития Северного морского пути до 2035 года.

По его словам, за девять месяцев года, исходя из плана развития Севморпути, должно быть пройдено более 324 контрольных точек, завершить 27 мероприятий, из которых по семи предполагается физический результат. Например, ввод в эксплуатацию терминала СПГ и стабильного газового конденсата «Утренний» в порту Сабетта, завершение строительства терминала «Енисей».

Также в кабмин внесен новый план по строительству гражданских судов для СМП до 2035 г., актуальная потребность, исходя из него, составляет 44 судна, при этом 26 грузовых судов уже находятся в стадии строительства и имеют заключенные контракты.

Морские вести России №7 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ