Участники судоходства посоветовались - Морские вести России

Участники судоходства посоветовались

19.01.2023

Севморпуть

Участники судоходства посоветовались

Фото: пресс-служба госкорпорации «Росатом»

На площадке VII Восточного экономического форума во Владивостоке состоялось первое публичное заседание Совета участников судоходства по Северному морскому пути. В работе первого заседания участвовали: председатель совета директоров ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк, генеральный директор – председатель правления ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов, генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, специальный представитель госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики, заместитель председателя государственной комиссии по развитию Арктики Владимир Панов, заместитель председателя правления ПАО «НОВАТЭК», директор по морским операциям, транспортировке и логистике Евгений Амбросов, представители крупных добывающих и транспортно-логистических компаний («Норникель», СУЭК, «ГДК Баимская», «ФЕСКО», «Дело»), федеральных органов власти (Росморречфлот, Росморпорт, Росгидромет), научно-исследовательских и образовательных организаций.

А. Сидоров

Открывая заседание, модератор, председатель совета директоров ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк подчеркнул готовность участников следовать принципу минимального экологического воздействия при работе на Севморпути.

Позиции будут координировать

По его словам, в текущих условиях актуальность развития судоходства в Арктике неизменно возрастает. И совет призван вырабатывать эффективные механизмы такого развития на основе координации позиций различных сторон: операторов флота, грузовладельцев и единого регулятора – «Росатома».

Он выразил уверенность, что первые шаги по установлению такого взаимодействия внушают оптимизм, поскольку «мы видим открытость «Росатома» к важным для других участников вопросам – в частности, теме совершенствования Правил плавания в акватории СМП». Эта открытость говорит о стремлении «Росатома» осуществлять регулирование в Арктике сбалансированным образом. И «мы надеемся, что механизм обратной связи будет постоянным и действенным, ведь в конечном счете маркером эффективности работы регулятора будет гармоничное сосуществование и уверенное развитие всех участников хозяйственной деятельности в акватории СМП».

Он также напомнил, что несколько дней назад принят План развития СМП до 2035 года с объемом инвестиций 1,8 трлн рублей. И это говорит об огромном внимании и концентрации усилий руководства страны на этом направлении. Большое внимание уделялось и самой структуре управления, организации судоходства на Севморпути.

Обращаясь к участникам заседания, С. Франк акцентировал внимание на том, что «особая роль отводится и нашему с вами совету как эффективной обратной связи между судоходным и транспортным сообществом, крупнейшими проектами, регионами, органами управления, госкорпорацией «Росатом», которая берет на себя важную роль по управлению этим сложным многофакторным процессом, в который вовлечено много участников».

Три задачи «Росатома»

Генеральный директор ГК «Росатом» Алексей Лихачев уточнил, что полномочия совета записаны в поправках к новому закону, то есть этот орган легитимен с точки зрения Морского кодекса.

По его мнению, видна триединая задача: первое – «все, что связано с ледокольным обеспечением, – развитие атомного ледокольного флота и создание всех необходимых мощностей и комфортных условий для грузоотправителей, для недропользователей на десятилетия вперед.

– Вы прекрасно знаете, сколько строится ледокол, сколько лет он работает, а работать он должен экономически обоснованно, поэтому все программы, все проекты вместе с вами, связанные с развитием ледокольного флота, мы должны за этим столом обсуждать и иметь от вас одобрение, обратную связь, – пояснил он.

Второе – вопросы, связанные с организацией движения флота в акватории СМП и окрестностях. Здесь «очень важно научить и заставить работать новые нормы закона, связанные с полномочиями «Росатома» по выдаче разрешений, очень небанальная история с контролем работы этих разрешений, возможной приостановкой, с выдачей указаний на те или иные маршруты в акватории СМП», – заявил А. Лихачев. И продолжил: «Все это гладко, но нужно еще научить работать. Мы обещали членам совета, что как только правительство утвердит новое положение, а оно уже находится на самом верху, параллельно с этим мы начинаем работу по дальнейшему совершенствованию и развитию этого документа».

По его словам, важно не просто писать нормы постановлений и законов, не просто их учить работать, нужны еще и комфортные условия для реализации этих норм. Понятно, что это должен быть формат цифровой, единого окна. По его мнению, «что-то нам сделать уже удалось, в частности сократить практически в два раза сроки выдачи разрешений. Но уже со следующего года мы начнем сбор заявок и выдачу разрешений проводить через «единое окно» портала Госуслуги».

– Конечно, и эта тема – цифровизация этого процесса, максимальный комфорт, информативность, скорость принятия решений – должна пройти квалификационную оценку нашего совета, – заметил он.

По его информации, «в ближайшие месяцы предстоит не только дорегулировать нормативную базу, но еще и двигаться вперед по максимальной цифровизации и насыщению комфортностью всех услуг, которые наш «Главсевморпуть» будет оказывать».

И третья тема – планы, связанные с развитием судостроения. «Росатом» традиционно являлся поставщиком для судостроительной отрасли: это реакторные установки, целый ряд направлений, связанных с электродвижением, с металлургией. Но «по мере роста компетенций у нас появляется возможность не только поставлять судостроительной отрасли, но и формировать запрос на расширение судостроительной повестки. Это, конечно, новая линейка атомных ледоколов, ледоколов с неатомным ходом, большие контейнеровозы арктического класса, суда для организации Северного морского пути. По самым скромным подсчетам, до 2035 года нам требуется около 75-80 судов ледового класса. «Росатом» и ОСК сейчас выходят на совместное решение по созданию кооперированной верфи. До конца года внесем более конкретные предложения», – заявил А. Лихачев.

Догоняющий образ развития

Как заявил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, развитие СМП идет догоняющим образом, потому что бизнес вкладывает опережающие инвестиции.

– Для нас развитие Севморпути – это без преувеличения священная обязанность, –пояснил он. По его словам, такие компании, как «Роснефть», «Газпром», «НОВАТЭК», «Норникель», и другие производят триллионные инвестиции. И «мы видим почти 2 трлн рублей в год, которые вкладываются в проекты, чья долгосрочная экономическая модель всецело зависит от обеспечения круглогодичной навигации по Севморпути, от достижения тех целей, которые поставил перед нами президент», – добавил А. Чекунков.

Он пояснил, что «когда смотрим на эти планы грузопотоков и видим, что речь идет уже скоро о стоимости российского экспорта в $100 млрд в год и выше, понимаем, что не имеем права споткнуться, что с этим связаны важнейшие решения правительства о консолидации в «Росатоме» полномочий по организации навигации на СМП», – уточнил он. Это решение, «которое, уверен, все присутствующие давно ждали, оно абсолютно логично и естественно». И важнейшее поручение президента, которое вместе с «Росатомом» все ФОИВы исполнили по утверждению плана развития Северного морского пути. План, действительно, амбициозный, и это детальный документ. В нем в 152 мероприятиях, в 5 разделах описано все, что должно быть создано, чтобы этот экспорт, эта новая экономика Севера, которая без преувеличения питает всю российскую экономику, состоялась.

Президент на совещании по развитию Арктики, где, собственно, он и поставил задачу об утверждении этого плана, однозначно высказался, чтобы тайминг не сдвигался вправо. И чтобы те планы компании, которые они заявляли по грузоперевозкам, были реализованы вовремя. Независимо от новых вызовов, которые стоят, безусловно, перед промышленностью, перед транспортниками по импортозамещению, по технологическому суверенитету, по запуску новых технологий и промышленных товаров, которые должны обеспечивать функционирование Севморпути.

Также СМП, безусловно, это важнейшая артерия для наших внутренних перевозок, для северного завоза. У нас фактически 70% страны – это земли Крайнего Севера и приравненные к ним территории. Следует понимать, что не менее 10 млн человек зависят от ритмичности поставок по нашим северным маршрутам. Что включает в периметр обсуждений и более широкий круг вопросов, чем юрисдикция сегодняшней организации: это и навигация по рекам, и организация наземных путей, зимников и всего, над чем мы работаем в рамках подготовки закона об оптимизации северного завоза, где, «также уверен, что компания «Росатом» будет играть важнейшую роль». Первый пилотный рейс лихтеровоза «Севморпуть» позволил показать рынку, что «у нас есть каботажные перевозки. Есть возможность доставить продукцию, в данном случае крабовую и рыбную, с Камчатки на Запад».

В ожидании «Арктик СПГ-2»

Заместитель председателя правления ПАО «НОВАТЭК» Евгений Амбросов отметил, что НОВАТЭК, безусловно, является одним из наиболее активных участников судоходства в акватории СМП благодаря запуску в 2018 году проекта «Ямал СПГ». По его словам, за три года объем перевозок вырос с 9,1 млн тонн (2018 г.) до 20,4 млн тонн (2021 г.).

Он сообщил, что в ближайшее время предстоит сделать важный следующий шаг – это запуск проекта «Арктик СПГ-2», который предусматривает строительство трех технологических линий суммарной мощностью 19,2 млн тонн СПГ в год и 1,6 млн тонн стабильного газового конденсата (СГК). Проект основан на инновационной концепции строительства технологических линий с использованием оснований гравитационного типа. Их производство осуществляет другой проект НОВАТЭКа – это центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, расположенных в Мурманской области. ЦСКМС был специально построен для строительства заводов по производству СПГ, что в будущем будет обеспечивать грузовую базу для перевозок по СМП. В двух сухих доках ЦСКМС осуществляется производство оснований гравитационного типа, интеграция СПГ-оборудования, строительство крупнотоннажных модулей сжижения и их сборка на ОГТ.

Так, первая очередь завода «Арктик СПГ-2» будет отбуксирована в Обскую губу в августе 2023 года. После этого останется только подключить готовый завод к береговой инфраструктуре.

Запуск каждой очереди «Арктик СПГ-2» даст прибавку 7-8 рейсов по СМП в восточном направлении ежемесячно. Планируемый ежегодный объем перевозок СПГ по СМП в восточном направлении после запуска трех очередей «Арктик СПГ-2» составит 20 млн тонн. Таким образом, ежемесячно по СМП будет осуществляться 22 рейса в восточном направлении с перевалкой на Камчатке и 27 рейсов в западном направлении, часть из которых будет переваливаться в Мурманской области. Ежедневно проход по морскому каналу Обской губы будут выполнять четыре газовоза класса Arc7. Одновременно в движении по акватории морей восточного сектора Арктики будут находиться 15 газовозов.

Е. Амбросов уточнил, что начало перевозок СПГ по восточному маршруту на круглогодичной основе окончательно превратит Севморпуть в международный транспортный коридор.

Для полноценной реализации и успешной работы проекта «Арктик СПГ-2» создаются морские перегрузочные комплексы на Камчатке и в Мурманской области, которые планируется ввести в действие в следующем году. Каждый комплекс призван ускорить оборачиваемость газовозов с высоким арктическим классом, сократить время, которое такие суда проводят вне акватории СМП, и обеспечить ритмичность отгрузок СПГ.

Ключевым элементом инфраструктуры каждого перевалочного комплекса являются плавучие хранилища газа, имеющие ряд преимуществ перед рейдовыми якорными стоянками для операции «борт в борт». Из-за меньшей зависимости от погодных условий возможности принимать и хранить СПГ газовозов АРК7(Arc7) до подхода судна-отвозчика, соответственно, более высока скорость перевалки. Каждый комплекс и в Мурманске, и на Камчатке позволит обеспечивать ежегодную перевалку свыше 21 млн тонн СПГ с возможностью увеличения объема перевалки.

В настоящее время ведется строительство плавхранилищ газа и осуществляются работы по строительству рейдовых мест, изготовлению якорно-швартовных связей, железобетонных якорей, швартовных бочек, создается система управления движением судов. Проводится дооборудование многонационального судна для Камчатки в соответствии с требованиями государственных контрольных органов.

Практическая эксплуатация 15 арктических танкеров-газовозов нового поколения «Ямал Макс» показала, что по возможностям и ледопроходимости они в некоторой степени сравнимы с атомными ледоколами типа «50 лет Победы» и «Ямал». При этом по своим габаритам в 3 раза превышают размер ледокола. Для проекта «Арктик СПГ-2» под навигационные и ледовые условия круглогодичного судоходства в восточном секторе Арктики была оптимизирована конструкция газовоза типа «Ямал Макс» для усиления параметров ледопроходимости. Испытания в ледовом бассейне показали улучшение ледокольных качеств при движении носом вперед на 64% и при движении кормой вперед на 11,5%. Количественный состав флота «Арктик СПГ-2» определен так:

– 15 газовозов АРК7(Arc7) мощностью 45 МВт. Строительство ведется на верфи «Звезда» в Приморском крае;

– 6 газовозов АРК7(Arc7) мощностью 51 МВт;

– 1 конденсатовоз АРК7(Arc7).

Начатые совместно с судовладельцами в мае 2020 года экспериментальные рейсы в восточном секторе Арктики дали свои результаты. Сделано несколько важных выводов:

– Ледокольное сопровождение требуется для поддержания коммерческой скорости газовозов в тяжелых ледовых условиях при однолетнем толстом льду толщиной выше 120 м и торосах 4-5 баллов.

– Ледокольные характеристики газовозов позволяют осуществлять самостоятельное движение в однолетнем тонком и среднем льдах с коммерческой скоростью 8-10 узлов.

– Для успешного плавания в ледовых условиях еще раз убедились в важности человеческого фактора. А именно: опыта и навыков судоводителей, их умения управлять изоподами, анализировать спутниковую информацию, вырабатывать оптимальный маршрут, определять тактику взаимодействия с ледоколами.

– Подтверждена эффективность конструкций судна двойного действия при плавании в ледовых условиях. Максимальная средняя скорость, с которой судно преодолело путь от Сабетты до мыса Дежнева, на текущий момент составляет 19,3 узла, весь переход занял менее 5 суток.

Как сообщил Е. Амбросов, в начале года совместно с судовладельцами успешно завершено внедрение системы постоянного мониторинга параметров работы судов и судовых механизмов в ледовых условиях. Система позволяет собирать, накапливать и визуализировать первичные данные судов, осуществлять контроль за их эксплуатацией в режиме реального времени. Система самостоятельно по настройкам, заданным пользователем, анализирует поступающие данные, выявляет отклонения и сигнализирует оператору, что в условиях эксплуатации судов в акватории СМП кардинально повышает надежность доставки грузов покупателям и ведет к увеличению эффективности эксплуатации флота, а соответственно, и к оптимизации затрат. К системе подключены все 28 судов «Ямал СПГ», и установка этого оборудования на суда «Арктик СПГ-2» будет вестись и в процессе строительства, и потом в процессе эксплуатации.

Также компания совместно с ПАО «Газпромнефть» ведет работу по созданию системы прогнозирования развития ледовой обстановки, которая при последующей интеграции с системой мониторинга параметров работы судов и судовых механизмов позволит прогнозировать поведение судна и судовых механизмов при следовании в различных льдах, что повысит качество работы флота в условиях Арктики.

Одним из методов, позволяющих предвидеть узкие места выстраиваемых логистических схем, является имитационное моделирование. Такая модель разработана специалистами компании и успешно используется в компании для проверки устойчивости текущей программы поставок к различным внешним факторам. Также позволяет заглянуть в будущее и просчитать решение для широкого круга возможных сценариев.

Используя систему мониторинга работы судов, «мы автоматизировали расчет углеродного следа. Количественные данные по расходу топлива и так называемого метанового следа позволяют утверждать, что углеродный след на круговой рейс по СМП меньше на 7 тыс. тонн по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал», – заявил он. В качестве следующего шага предполагается верификация методологии расчета углеродного следа для последующего включения в CadrStatment по запросу покупателей. Информация также будет полезна для внутреннего анализа влияния на экологию Арктического региона для взаимодействия с компетентными органами.

НОВАТЭК самым ответственным образом относится к максимально возможному снижению влияния работы в Арктике на ее экосистему. Все суда в обязательном порядке собирают информацию о встречах с белыми медведями и ластоногими и передают ее для последующего анализа и минимизации воздействия на окружающую среду.

– Для обеспечения начала в 2024 году и успешной дальнейшей работы круглогодичной навигации нам будет необходимо ледокольное обеспечение движения газовозов с ледовым классом АРК7(Arc7) в районе пролива Вилькицкого на подходах к нему с запада, в акваториях Восточно-Сибирского моря, проливе Лонга, севернее острова Врангеля, в Чукотском море, в проливе Берингова, – заявил Е. Амбросов. Для решения этой задачи потребуется 4 атомных ледокола. Для обеспечения ледокольной поддержки в Обской губе требуется работа двух ледоколов как на морском канале, так и на участке от морского канала до порта Сабетта и порта «Утренний».

Для гарантированной доставки грузов покупателям в условиях арктического судоходства критически важным является выбор оптимального маршрута, учитывающего текущую и прогнозную ледовую обстановку. Для этого потребуются спутниковые снимки с отечественных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли.

В настоящее время в радиолокационном диапазоне доступны исключительно иностранные снимки из открытых источников. Таких снимков мало, они крайне редко затрагивают наиболее сложные, необходимые нам участки акватории ледовой трассы. Требуется группировка российских космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, работающих в оптическом, инфракрасном и радиолокационных диапазонах, обеспечивающих необходимое разрешение снимков. Нужны качественные и точные прогнозы ледовой обстановки. В настоящее время все предоставляемые данные, связанные с прогнозированием ледовой обстановки, как правило, носят слишком отвлеченный характер и постоянно запаздывают, оперативно не реагируют на постоянно меняющуюся ледовую обстановку.

Хочется отметить, что НОВАТЭК поддержал создание ФГБУ «Главсевморпуть» и, соответственно, концентрацию всех полномочий, связанных с регулированием и обеспечением судоходства в Арктике в периметре ГК «Росатом».

– Нам, безусловно, предстоит обсуждение изменений, вносимых в Правила плавания по СМП, и мы рассчитываем на использование формата Совета Севморпути, на первом заседании которого мы сегодня присутствуем, для согласования этих вопросов, – сказал он. И продолжил: «Считаем, что План развития СМП на период до 2035 года, утвержденный Правительством РФ, позволит комплексно подойти к судоходству в этой арктической акватории».

Четыре направления Росгидромета

Заместитель руководителя Росгидромета Дмитрий Зайцев считает, что сегодня мы находимся в активной фазе реализации мероприятий Плана развития СМП на период до 2035 года. Так, мероприятия, в которых участвует служба, разделены на 4 больших направления: инфраструктура, наука, цифровые технологии, совершенствование нормативно-правовой базы.

Основная метрика работы – это оправданность автоматизированных ледовых прогнозов. К концу 2024 года при сохранении финансирования она составит не менее 90% в режиме online. Стоит отметить, что качество прогноза определяется качеством исходных данных. Именно поэтому необходимо в том числе:

– развивать инфраструктуру наблюдательной сети;

– модернизировать прибрежную сеть;

– устанавливать гидрометеорологические буи;

– оборудовать суда бортовыми измерительными комплексами;

– развивать космическую составляющую.

На данный момент уже закуплены дрейфующие гидрометеорологические буи для последующей расстановки. Всего планируем закупить и установить до конца 2024 года 68 таких буев. Важность этой задачи продиктована необходимостью установить контактное наблюдение в арктических морях.

Дополнительно «с коллегами из «Росатома» и Минпромторга России, при участии специалистов Росгидромета создается бортовой измерительный комплекс. Он обеспечит сбор и обработку информации в районе местонахождения судна о ледовых и гидрометеорологических параметрах. Данная информация будет использована специалистами для уточнения прогноза. Опытный образец планируется получить до конца 2023 года.

Спутниковые данные – это базовая информация для обслуживания потребителей в рамках СМП. Сегодня на орбите Земли эксплуатируется гидрометеорологический спутник «Арктика-М № 1». До конца 2023 года планируется запустить еще 4 спутника типа «Кондор», «Обзор» и «Арктика-М № 2». Помимо высокого качества получаемых данных запуск аппаратов снизит зависимость от иностранных провайдеров. Еще дополнительные 7 спутников обеспечат стабильное функционирование группировки до 2035 года.

Современные цифровые технологии тоже не останутся в стороне. Все получаемые данные будут обрабатываться в автоматизированной системе «Север», которая будет использовать технологию цифровых двойников и нейросетевые технологии для предоставления потребителям online-прогнозов. Эта система будет интегрирована в экосистему цифровых сервисов ГК «Росатом».

В научной составляющей делается акцент на уточнение математических моделей дрейфа льда для различных акваторий СМП с учетом увеличения массива получаемых данных.

Дополнительным важным мероприятием года станет запуск экспедиции на ледостойкой самодвижущейся платформе «Северный полюс». Она способна работать в режиме дрейфа более двух лет, обеспечивая комплекс исследований, которые дадут более четкое понимание процессов взаимодействия атмосферы льда и океанов в акватории арктических морей.

Цель экологического мониторинга

Николай Шабалин, исполнительный директор Центра морских исследований МГУ им. М.В. Ломоносова, пояснил цель программы экологического мониторинга СМП – это сфокусировать внимание на морском пути как едином крупном транспортном инфраструктурном проекте, обеспечивающем связанность территорий, международный транзит с фокусом внимания на каботажное транзитное судоходство, портовую инфраструктуру, портовые операции. И в основу реализации подходов к программе положен опыт выполнения комплексных исследований как российских крупных инфраструктурных, научных и международных проектов. Программа является научно-нормативно обоснованным инструментом для оценки экологического состояния СМП и планирования природоохранной деятельности.

Так, он рассказал, что в прошлом году был реализован 1-й этап, который составил сбор анализов накопленных фондовых данных, выделение пробелов в изученности и разработку предварительной программы мониторинга. Реализация экспедиционных исследований по всей акватории СМП, приближенных к реальному времени, на основе данных ДЗЗ и экологической обстановки. Подготовка и обсуждение итогового отчета с заинтересованным экспертным сообществом и работа с экспертным сообществом продолжалась с начала проекта до его окончания. Всего было привлечено порядка 60 человек из семи стран, около 15 научных организаций.

Экспедиционная часть затрагивала весь Севморпуть и было выполнено 50 комплексных станций, приуроченных к судовым трассам, а также особо чувствительным районам, зонам экологической важности. Объектом мониторинга и изучения стали все компоненты морских экосистем: гидрометеорологических условий, атмосферного воздуха, морских вод, донных отложений, всей биоты от бактерий до морских млекопитающих, токсикологические исследования, ландшафтные, контроль биологических инвазий, микропластика и особо важных экосистемных компонентов.

Отдельная и очень важная часть – это пилотный проект по спутниковому мониторингу арктической обстановки: контроль судоходства, выявление загрязнений антропогенного происхождения, то есть предполагаемый сбор с судов загрязнений, обнаружение этих источников и моделирование их дрейфа при помощи гидрометеорологических моделей и спутниковых данных, автоматические извещения об инцидентах и комплексный параллельный анализ окружающей среды по косвенным признакам с привлечением данных ДЗЗ.

Поскольку контролировать экологическую безопасность приходилось на достаточно большом куске земного шара, то это было бы невозможно без привлечения серьезных подходов по анализу больших данных. Только машинное обучение и применение нейросетевых технологий, методов искусственного интеллекта позволяет это делать в режиме реального времени. Вы не можете посадить тысячу экспертов для того, чтобы анализировать тысячи параметров, это можно сделать только при помощи машин, но экспертная заверка, безусловно, очень важна, и она служит той компонентой, благодаря которой обучаются машины.

На основе радиолокационных снимков детектирования нефтяных пятен с помощью моделирования гидрометеорологических процессов и дрейфа нефтяных пятен мы понимаем, куда пятно движется и, главное, откуда оно пришло. И параллельно с данными АИС, с сопоставлением этого, мы можем определять источники загрязнения. В настоящий момент отсутствует нормативная база для того, чтобы привлекать нарушителей к ответственности, потому что радиолокационный снимок не является доказательством.

Результаты проекта получили высокую оценку от ведущих научно-исследовательских центров и экспертных природоохранных сообществ, в том числе зарубежных. Все обозначили важность этой работы и необходимость ее продолжения. Отдельная большая победа, что в Плане развития СМП до 2035 г. утверждены мероприятия по созданию отдельного государственного экологического мониторинга на акватории СМП.

Основной вывод: в настоящее время коммерческое судоходство в акватории не оказывает выраженного негативного воздействия на арктические системы. План развития СМП до 2035 года предусматривает создание отдельной системы государственного экологического мониторинга на акватории СМП.

Тяжелая инфраструктура

Владимир Панов, спецпредставитель по вопросам развития Арктики ГК «Росатом», сообщил, что централизация полномочий по управлению судоходством на СМП практически завершена. 28 июня президент подписал закон по внесению изменений в КТМ РФ и в № 317-ФЗ о госкорпорации. Разработаны новые правила, сформулированы главные новеллы, которых ранее не было.

Среди них – возможность регулировать разрешение на плавание, которое может быть остановлено, возобновлено, изменено или прекращено. Поэтому «поиск, подбор формулировок, ограничений, и чтобы это выглядело сбалансированно, – это была действительно тяжелая и интеллектуально-творческая работа», – поделился он с участниками совета. Отдельно отметил, что в настоящий момент, «как мы договорились со всем советом, работа по совершенствованию этих правил должна начаться немедленно, как только будет утверждена правительством та редакция, которую мы подготовили». В настоящий момент правила находятся на согласовании у вице-премьера и в самое ближайшее время будут переданы на подпись председателю правительства.

Важнейший документ, который принят, – это разработанный по поручению президента впервые стратегический документ «План развития СМП до 2035 года». Чем же он отличается от многих других документов? В первую очередь тем, что президент поручил заложить важнейший пункт, что должны быть подписаны трехсторонние соглашения со всеми основными грузоотправителями до 1 октября 2022 года, которые будут закреплять взаимные обязательства сторон как по развитию инфраструктуры, необходимой для грузопотока, так и прогнозируемый грузопоток по каждому крупнейшему инвестиционному проекту.

Мы сейчас на финишной прямой, можно сказать, что 80% соглашений подписано, остались детали. Также план должен предусматривать объем и источники финансирования. Это был отдельный очень сложный вопрос. С Минфином были найдены все решения, определены все объемы и источники до 2035 года. По сути, план стал наполненным как по содержанию, так и по объему финансирования. Безусловно, там есть еще нерешенные вопросы, но план до 2035 года по-другому и не может быть сформирован. Также важнейший пункт, который отдельно был введен распоряжением председателя правительства, о том, что данный план должен быть на контроле с точки зрения контрольных точек каждого мероприятия, которые должны быть погружены в информационную систему правительства и, соответственно, выводиться на ежедневном контроле.

Что касается финансов, то, по его словам, общие параметры плана составляют 1,8 трлн рублей. На сегодняшний день 417 млрд рублей уже подтверждено, 580 млрд рублей – дополнительная потребность до 2035 года, 793 млрд рублей – внебюджетные подтвержденные источники.

И отдельно подтвердил, что «по грузопотоку целевые показатели у нас не изменились – это 80 млн тонн на 2024 год и 150 млн тонн на 2030 год. Отдельно к плану идет приложение, в котором фактически дается прогнозируемый грузопоток, в 2024 году 90 млн тонн – это исходя из заявленного грузопотока всех основных грузоотправителей». В настоящий момент есть механизм, потому что понятно, что реальность может корректировать планы, что-то сдвигать вправо, что-то сдвигать влево, который через госкомиссию по развитию Арктики может вносить корректировки в прогнозируемый грузопоток.

И не в целевые показатели – целевые показатели определены более верхним уровнем документа, а именно в прогнозируемый грузопоток. Отдельно была проведена работа по оценке социально-экономического эффекта развития основных арктических проектов, которые формируют грузопоток. До 2035 года сформируется 31,5 трлн рублей по ВВП, поступление во все бюджеты всех уровней – 13,2 трлн рублей.

Отдельно Чекунков остановился на структуре плана, отметив, что «мы фактически первый раз попробовали собрать структуру плана, которая в первую очередь начинается с грузовой базы. У нас 152 мероприятия, которые разбиты по 5 разделам.

1. В грузовую базу включены все основные: экспортные проекты, каботажные и транзитные перевозки. Отдельно выделен 4-й раздел – подготовка и развитие перспективной грузовой базы.

2. Транспортная инфраструктура включает задачи дополнительные к тому, к чему уже привыкли – портовые и сопутствующие наземные инфраструктуры, железнодорожные транспортные коридоры. Отдельно был выделен перспективный вопрос, на который нужно ответить, – это возможное развитие речных транспортных коридоров.

3. Грузовой и ледокольный флот.

4. Безопасность судоходства по СМП с точки зрения дополнительного финансирования – это как раз один из основных блоков. Он включает практически все слои: арктическую спутниковую группировку, гидрографическое обеспечение, гидрометеорологическое обеспечение, аварийно-спасательную инфраструктуру, медицинское обеспечение, экологическую безопасность, кадровое обеспечение.

5. Современные требования и необходимость управления и развития судоходства по СМП. В нем закладываются стратегические моменты, которые позволят смотреть до 2035 года, и немного иначе планировать и прогнозировать развитие судоходства.

До 2035 года в Арктике будет реализовано несколько мегапроектов, в том числе выстроен крупнейший в мире СПГ-кластер «НОВАТЭК». Один из немногих оставшихся медных проектов, новая нефтяная провинция, также ряд мини-проектов, который важен для развития страны в целом. Это группы «Ист» и «Полиметалл», которые ведут активные работы. «Атомредмедзолото» осваивает новые месторождения полоской на Новой Земле.

Отдельно хотел бы выделить новые направления, связанные с развитием кластера полиметаллических руд, которые становятся доступными на основе атомной энергетики. Если рассматривать то соглашение, которое было подготовлено и подписано и сейчас реализуется в соответствии с правительственным решением, – это энергообеспечение Баимского ГОКа, где стоимость электроэнергии будет до 10 руб./кВт. Это формирует иные уникальные возможности для развития кластеров полиметаллических руд.

Возможно, здесь проработаны индикативные кластеры, они все находятся вдоль СМП, которые в перспективе могут определить на десятки лет развитие ледового пути не с точки зрения объема грузоперевозок, а с точки зрения стоимости.

Если смотреть на стоимость, а не на объем, то в 2021 году СМП по стоимости также поставил очередной рекорд – была достигнута цифра 1,6 трлн рублей. Но если сравнивать соотношения, то металлы составляют больше половины с точки зрения стоимости. Поэтому если говорить о втором параметре СМП, то полиметаллы благодаря именно кластерному подходу и атомной энергетике позволяют существенно повысить эффективность разработки каждого месторождения.

Транспортная инфраструктура как раздел самая тяжелая – порядка 800 млрд рублей. Из них 93 – подтвержденных, 192 – дополнительных, большая часть из них требуется для выполнения поручений президента по строительству СШХ, 508 – внебюджет.

Впервые в плане появились объекты, которые выходят за юридические границы СМП, – это развитие Мурманского транспортного узла, все объекты, которые напрямую формируют образование грузопотока. Потому что в любом случае грузопоток либо начинается, либо заканчивается за границей СМП. Стоят отдельные задачи по комплексному развитию Архангельского транспортного логистического узла. Также уже присутствует здесь и перевалка СПГ на Камчатке, которую реализует компания «НОВАТЭК». Отдельно хотелось бы выделить две точки – Западный и Восточный транспортные логистические узлы для обеспечения высокоэффективной и современной контейнерной перевалки.

Отдельный раздел – грузовой и ледокольный флот. Если посмотреть на дополнительное финансирование 143,3 млрд рублей, практически все они посвящены 5-му и 6-му ледоколу.

Однако, как сообщил В. Панов, ГК «Росатом» будет строить за счет внебюджетных средств еще 4 дополнительных ледокола. Цель одна – чтобы к 2030 году обеспечить восточную часть СМП 5 ледоколами. Он отметил, что уже упоминавшиеся судостроительные крупнотоннажные мощности на сегодня фактически одни для арктических проектов. Это Балтийский завод и «Звезда». И добавил, что «было совещание у президента, на котором Алексей Евгеньевич (Лихачев. – Ред.) озвучивал предложение ГК «Росатом» о создании третьей верфи в кооперации с ОСК на острове Котлин.

Кстати, этот проект проходит глубокую проработку. Можно уже говорить о том, что потребность в арктическом крупнотоннажном судостроении намного выше, чем на текущий момент отечественные возможности. То есть, по нашим расчетам, 132 судна необходимы для реализации всех арктических проектов, 45 сейчас – это активный флот, 32 строится и 55 еще необходимо реализовать.

Обеспечение безопасного мореплавания в целом требует 212 млрд рублей, из них как раз около половины необходимо на космическую инфраструктуру, но с 2028 года, потому что практически вся текущая космическая инфраструктура обеспечена источниками финансирования и уже создается.

Он напомнил, что практически все мероприятия учтены: это развитие медицинских центров, и задача МЧС построить 4 центра, которые в первую очередь должны обеспечить все необходимые инфраструктуры восточной части Арктики. И самое главное то, что уже на настоящий момент заказаны вертолеты в арктическом исполнении – четыре Ми-8 и девять Ми-38, которые будут иметь возможность швартовки на ледоколах, чтобы не ограничивать фактические районы спасательных операций.

И два важнейших мероприятия, которые утверждены правительством, – это в первую очередь анализ и прогнозирование судопотока, которое должно стать регулярным начиная с 1 октября 2022 года, и разработка модели судоходства, которая, очевидно, будет меняться: если «понимаем горизонт до 2030 года, в первую очередь, конечно, по судам класса Arc7, видение того, что нужно для того, чтобы начать круглогодичную навигацию. Но очевидно, что горизонт уже должен быть и следующий – это 2030-3035 гг.

И если рассматривать этот горизонт, то как гипотеза количество ледоколов в восточной части нужно удваивать до 10, ставить такую задачу, чтобы расстояние между ледоколами, которые будут обеспечивать именно судоходство класса Arc7, уменьшалось до 200 миль.

И еще он предположил, что нужно в обозримом горизонте начинать серьезную работу по определению нового подхода к ледокольному обеспечению как с точки зрения подхода, так и с точки зрения тарифов с учетом именно раскатки восточного маршрута.

ГТЛК ждет предложений

Как пояснил генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих, компания по поручению Минпромторга РФ ведет разработку программы лизинга морских и речных судов до 2030 года, в которой уже присутствует заказ и строительство 45 средне- и крупнотоннажных судов в срок до 2030 года, а также более 50 малотоннажных судов класса «река-море», в том числе арктического класса.

Он напомнил о возможности предложить включение в программу грузовых судов различного назначения для организации их постройки с использованием предусмотренных программой мер господдержки.

– Мы, безусловно, поддерживаем создание «Росатомом» новой верфи, это расширит предложение по линейке новых судов, особенно для работы на Севморпути. И пригласил желающих высказывать свои предложения, «мы готовы их включить в программу по заказу тех или иных видов судов, которые должны быть построены для обеспечения плавания по СМП».

Будем жить дружно

Заместитель гендиректора ГК «Росатом» – директор дирекции СМП Вячеслав Рукша продолжил, заявив, что «мы, конечно, главную задачу Главного управления Севморпути видим в том, чтобы попробовать сделать первый шаг к прогнозному пониманию судоходства на СМП. Не буду приводить и вспоминать ноябрь прошлого года, когда на трассе были почти 25 судов и один ледокол.

Уверен, что первая задача наша по взаимодействию со всеми судовладельцами – четко понимать и видеть на ближайшие 10, 15 и 30 суток ту ситуацию, что будет складываться в акватории».

В. Рукша призывал всех «дружить с нами, такие обращения от гендиректора Главного управления Севморпути всем направлены, чтобы пробовать нам скоординироваться и сложить все планы как ваши, ну естественно, в ответ за нами ледокольное обеспечение».

Эффективной работы

Генеральный директор – председатель правления ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов пожелал вновь созданной организации – Главному управлению Северного морского пути – эффективной и продуктивной работы. «Считаем необходимым продолжить работу с кадрами для сохранения и повышения ключевых компетенций российской школы ледового плавания. «Главсевморпути» необходимо продолжать систематизировать наблюдения в восточном секторе Арктики, поскольку пилотные рейсы газовозов, в том числе «Кристофа де Маржери», практически доказывают, что навигационное окно в этой части трассы может быть расширено.

Он также выразил надежду, что это наблюдение будет учтено в следующей редакции Правил плавания в акватории СМП для достижения поставленной задачи – организации круглогодичной навигации в восточном секторе Арктики.

Острый вопрос

Директор департамента логистики «Норникеля» Равиль Насыбуллов высказал мнение, что «нам предстоит смена поколений ледоколов. Мы с Вячеславом Владимировичем (В. Рукша. – Ред.) регулярно обсуждаем этот вопрос: без понимания, в какие сроки, какими людскими ресурсами, на каких мощностях будут возобновлены прежде всего ледокольные мощности, а также будет построен новый транспортный флот. В текущих условиях транспортный флот, в моем понимании, более чем востребован, потому что железнодорожные коридоры перегружены, равно как порты Владивостока и Находки. А это направление будет только развиваться. На мой взгляд, это один из самых острых вопросов. И если его совместными усилиями удастся разрешить, это задача не одного года, и даже, на мой взгляд, там долгосрочная перспектива. Уверен, это будет наше совместное уникальное достижение».

И добавил: «Предлагаю продолжить работу. Со своей стороны, как представитель «Норникеля», подтверждаю наличие заказа. У нас достаточно обширная инвестиционная программа. Мы, несмотря ни на что, не отказываемся и будем исполнять все взятые на себя обязательства прежде всего по экологическим программам по северному проекту. У нас предстоит большой проект, связанный с реновацией Норильска, по сути дела, большая стройка, которая потребует… даже еще в полной мере не оцифровали… достаточно серьезного завоза в норильский район и техники, и подрядчиков, и оборудования. Ну и текущие проекты также развиваются, поэтому считаю, что те усилия, что прилагает и «Росатом», и мы совместно, будут востребованы, и получим хороший результат».

Морские вести России №16 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ