Частная вооруженная охрана на торговых судах: спектр услуг расширяется, качество растет - Морские вести России

Частная вооруженная охрана на торговых судах: спектр услуг расширяется, качество растет

08.12.2015

Пиратство

Использование частного наемного персонала вооруженной охраны на судах, следующих через пиратоопасные районы, в последние годы получило значительное распространение в практике морских перевозок. Какая ситуация сейчас сложилась в борьбе с пиратством в связи с применением этой меры охраны судов?

Виктор Кузнецов, начальник ФБУ «Служба морской безопасности»

 

Выход на арену морской безопасности

Об использовании частной вооруженной охраны на судах, следующих через пиратоопасные районы, как об относительно новом факторе в современных морских перевозках, следует, видимо, говорить на примере его возникновения и распространения в районе Сомали (в документах Международной морской организации (ИМО) он называется «район высокого риска») – самом пиратоопасном районе мира за последние несколько лет.

С 2009 года в связи с ростом числа нападений сомалийских пиратов и, главное, значительным расширением района высокого риска, до того времени ограниченного только Аденским заливом, многонациональных военно-морских сил оказалось недостаточно для обеспечения безопасности судоходства. Конечно, надлежащее выполнение рекомендаций руководства «Наиболее эффективные методы защиты от пиратства, базирующегося на территории Сомали» (Best Management Practices for Protection against Somalia Based Piracy – BMP4), разработанного морской отраслью и одобренного Международной морской организацией, с 2010 года начало давать положительные результаты. Но и эта мера не могла гарантировать надежную защиту судна от пиратских атак при любых обстоятельствах.

Все чаще стали поступать сообщения международных организаций, работающих в области морской безопасности, о размещении на судах, следовавших через район высокого риска, вооруженной охраны – небольшой вооруженной группы военнослужащих какого-либо государства или охранников частной охранной фирмы. Причем если привлечение военнослужащих для охраны судов, не следующих в составе конвоев, было и остается нечастым явлением, то использование частной вооруженной охраны на судах становится все более популярным у судоходных компаний с начала 2011 года. Эта мера защиты судов вскоре доказала свою эффективность: пиратам до сих пор не удалось захватить ни одного судна, на борту которого находился частный наемный персонал вооруженной охраны (ЧНПВО). По мнению многих экспертов, в основном благодаря распространяющейся практике применения вооруженной охраны на судах в 2012 году наблюдается более чем 60-процентное снижение числа пиратских нападений в районе Сомали по сравнению с предыдущим годом.

Возросший спрос на ЧНПВО для торговых судов поставил перед государствами флага, государствами порта (прибрежными государствами) и судовладельцами (компаниями-операторами) ряд организационно-правовых, нормативных, административных и других вопросов, требующих согласования между всеми сторонами, так или иначе вынужденными взаимодействовать в связи с транзитными перемещениями групп частной наемной охраны, их оружия и снаряжения.

Год

Нападения на суда/захваты

Всего в мире

В районе Сомали

2008

293/49

111/31

2009

406/53

217/47

2010

445/53

219/49

2011

439/45

237/28

2012 (до 1 ноября)

252/26

71/13

 

Упорядочение использования ЧНПВО на судах

Сложившаяся ситуация потребовала разработки и издания официальных международных документов, регламентирующих использование ЧНПВО на судах и деятельность частных морских охранных компаний (ЧМОК) – поставщиков услуг ЧНПВО – в районе высокого риска. Такие документы были подготовлены Комитетом по безопасности на море ИМО (КБМ) и изданы соответствующими циркулярами в сентябре 2011 года. Затем в мае 2012 года КБМ переиздал эти документы после пересмотра и опубликовал Временное руководство для ЧМОК, предоставляющих услуги охраны на судах в районе высокого риска (Interim Guidance to Private Maritime Security Companies Providing Privately Contracted Armed Security Personnel on Board Ships in the High Risk Area).

Издавая эти документы, «ИМО не дает своего одобрения на использование частного наемного персонала вооруженной охраны, однако признает, что судоходные компании могут испытывать трудности при определении надежных и профессиональных частных поставщиков услуг вооруженной охраны» (циркуляр MSC.1/Circ.1405/Rev.2), к тому же «в этих временных рекомендациях даются соображения об использовании частного наемного персонала вооруженной охраны на случай, если государство флага определяет, что такая мера целесообразна и законна» (циркуляр MSC.1/Circ.1406/Rev.2).

Вместе с тем ИМО призывает государства на побережье Индийского океана, Аденского залива, Аравийского и Красного морей актуализировать свои правила и процедуры в соответствии со сложившейся ситуацией. «Такие правила и процедуры должны удовлетворять нуждам государств, которые их ввели, и вместе с тем упрощать передвижения ЧНПВО, его огнестрельного оружия и необходимого для охраны оборудования и быть известными судоходной отрасли и поставщикам услуг ЧНПВО. Помимо этого, правила и процедуры должны быть сообщены в ИМО для информирования всех правительств государств-членов, чтобы государства флага могли действовать соответствующим образом», – говорится в циркулярном письме MSC.1/Circ.1408/Rev.1.

В соответствии с рекомендациями ИМО часть портов, находящихся в пиратоопасном районе Индийского океана или вблизи него, уже определила, по каким правилам вооруженная охрана может сходить с судна в порту и как порт должен обеспечивать сохранность ее оружия. Среди них порты Шри-Ланки, Омана, Сейшельских Островов, Маврикия, Мадагаскара и Джибути.

 

Рис.1. Пираты и частная охрана судов

 

Рынок услуг частной наемной вооруженной охраны судов

Возросший спрос на ЧНПВО для судов привел к образованию рынка соответствующих услуг.

По оценкам специалистов в области морской безопасности, в настоящее время в Индийском океане работает более 140 ЧМОК, общее число сотрудников которых, непосредственно охраняющих суда, составляет по меньшей мере 2700 человек. Вооруженная охрана официально – то есть по признанию судовладельцев – присутствует сегодня не менее чем на четверти всех торговых судов, проходящих через Аденский залив, притом что, согласно отдельным сообщениям, доля таких судов в отдельные периоды может достигать даже 50%.

Охранники на судах, как правило, являются бывшими военнослужащими, прошедшими специальную подготовку для работы на морском транспорте. На торговом судне обычно работает подразделение из 3-6 таких охранников, причем охранная фирма предоставляет судоходной компании полный спектр услуг, включая оборудование судна средствами пассивной защиты, обучение экипажа мерам противодействия захвату, обустройство защищенных помещений на судне. Охранники, прибывая на судно, имеют при себе полный комплект снаряжения, аптечки, средства связи, приборы ночного видения и, конечно, стрелковое оружие и боеприпасы. За каждый день работы на судне охранник может получать от $500 до $1000.

Охранники поднимаются на суда и сходят с них в портах или вблизи портов в пределах пиратоопасного района или недалеко от него – в Маскате и Салале (Оман), Дар-эс-Саламе (Танзания), в Галле (Шри-Ланка), Джибути, – в зависимости от правил и процедур, установленных на этот счет государством порта. В среднем они находятся на судне 10-15 дней. Присутствие на борту такой группы в течение указанного времени и связанные с этим процедуры обходятся судовладельцу примерно в $100 тысяч.

 

Перевозка оружия частных охранных компаний

Трудности с провозом оружия через сухопутные границы и территориальные воды некоторых стран, находящихся в непосредственной близости от района высокого риска, привели к появлению нового типа частных судов – плавучих арсеналов. В настоящее время в международных водах находится не менее 20 таких судов. На них ЧНПВО может получить нужное оружие, боеприпасы и снаряжение, двигаясь к точке посадки на то судно, которое предназначено для охраны, и сдать все это перед заходом охраняемого судна в порт.

Впрочем, охрана может использовать и «одноразовое» оружие: оно приобретается в порту перед отправкой судна в переход через район высокого риска, а перед заходом в порт назначения выбрасывается за борт. «Учитывая, что в большинстве крупных африканских городов автомат Калашникова можно приобрести за $200, а легальное оформление каждой единицы оружия обходится в $1000, не считая времени и средств, потраченных на заполнение форм, получение лицензий на предоставление охранных услуг и тому подобных документов, проще нелегально купить оружие и выбросить его в море по выходе из опасного района», – заявил сотрудник одной из охранных фирм.

Некоторые ЧМОК используют частные патрульные суда, которые не только сопровождают торговое судно при переходе, но и способны перехватить лодки нападающих пиратов. Кстати, для ЧМОК и судоходных компаний использование таких частных вооруженных патрулей является более простым решением, так как снимает затруднения, связанные с законодательным ограничением оборота огнестрельного оружия.

 

Ожидания и прогнозы

Роль частных морских охранных компаний в охране судов в пиратоопасных районах, по общему мнению ведущих экспертов и обозревателей отраслевых СМИ, в обозримом будущем будет расти, поскольку:

а) эффективность использования ЧНПВО на судах в районе высокого риска уже доказана практически;

б) проблема сомалийского пиратства еще не решена, и никто не может поручиться в том, что это произойдет в скором времени;

в) несмотря на эффективность защиты торговых судов находящимися в районе Сомали военно-морскими силами различных государств, состав которых, по всей видимости, не будет расширен, этих сил будет недостаточно для защиты всех судов от пиратов на обширнейшей акватории района высокого риска;

г) стоимость найма ЧНПВО для охраны судна при прохождении его транзитом через весь район высокого риска неоспоримо ниже транспортных расходов при следовании судна безопасным обходным маршрутом;

д) пиратоопасных районов в современном мире уже несколько – помимо района Сомали, это Гвинейский залив и воды Индонезии, – и пример эффективного использования ЧМОК в одном районе Мирового океана, скорее всего, будет использован в других районах.

Альтернативой частному наемному персоналу вооруженной охраны могут быть подразделения военнослужащих того государства, под флагом которого ходит судно. Такие подразделения уже осуществляют охрану судов под флагом Нидерландов, Франции, Испании, Бельгии и Италии. К этим странам в скором времени может присоединиться Индонезия. Причем использование таких подразделений на торговых судах предпочтительнее в сравнении с частной охраной, так как военнослужащие лучше защищены законодательно. Однако использования только военнослужащих для охраны торговых судов на сегодняшний день явно недостаточно с учетом потребностей мировой судоходной отрасли.

Учитывая разнообразие услуг, предоставляемых ЧМОК, несомненную эффективность их работы, а также большой спектр проблем, возникающих в связи с присутствием ЧНПВО на судах, и международный характер этих проблем, в настоящее время необходимо выработать не только и не столько национальные законодательные акты, регулирующие их деятельность, сколько международные кодексы, правила работы и стандарты. В этой связи следует ожидать дальнейшего развития разработанных ИМО рекомендаций и руководств. Международная организация по стандартам к концу этого года планирует предложить проект нового стандарта (ISO 28007), в соответствии с которым будет осуществляться лицензирование частных морских охранных компаний, и тогда не отвечающие всем международным требованиям ЧМОК окажутся неконкурентоспособными.

ФБУ «Служба морской безопасности» известно о том, что в Российской Федерации уже зарегистрировано несколько частных компаний, оказывающих услуги по охране судов. Эти компании успели положительно зарекомендовать себя, и их услугами регулярно пользуются российские судоходные компании, особенно в те периоды, когда приостанавливается конвоирование караванов судов кораблями ВМФ России.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что рынок частной вооруженной охраны торговых судов в пиратоопасных районах будет расширяться, а качество предоставляемых услуг – повышаться.

 

Действующие документы ИМО в отношении частной вооруженной охраны на торговых судах

MSC.1/Circ.1405/Rev.2 (от 25 мая 2012 г.).

Пересмотренное временное руководство для судовладельцев, операторов и капитанов судов по использованию частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска;

MSC.1/Circ.1406/Rev.2 (от 25 мая 2012 г.).

Пересмотренные временные рекомендации для государств флага в отношении использования частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска;

MSC.1/Circ.1408/Rev.1 (от 25 мая 2012 г.).

Пересмотренные временные рекомендации для государств порта и прибрежных государств в отношении использования частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска;

MSC-FAL.1/Circ.2 (от 22 сентября 2011 г.).

Вопросник по информации о требованиях государства порта и прибрежного государства, касающихся частного наемного персонала вооруженной охраны на судах;

MSC.1/Circ.1443 (от 25 мая 2012 г.).

Временное руководство для частных морских охранных компаний, предоставляющих услуги частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска.

 

Морской флот №5 (2012)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ