Для безлюдных технологий нужны профессионалы - Морские вести России

Для безлюдных технологий нужны профессионалы

10.10.2021

Образование

Международный вебинар рассмотрел проблемы подготовки логистов в Северо-Восточной Азии

Фото: эксперты МГУ им.адм. Г.И. Невельского готовятся к семинару

В МГУ им. адм. Г.И. Невельского 29 июля прошел Международный научно-практический вебинар «Общие подходы к подготовке специалистов в области логистики в Северо-Восточной Азии». Инициатор – Научно-образовательный центр морского транспорта и пространственной логистики Морского университета, организатор – Секретариат Расширенной Туманганской Инициативы (Greater Tumen Initiative, GTI) при поддержке Программы развития ООН.

Анна Вороненко, эксперт НОЦ МТПЛ

В вебинаре приняли участие эксперты и профессорский состав из Монгольского университета науки и технологии (MUST), Школы логистики Инчхонского национального университета (GSL INU, Республика Корея) и Токийского университета морских наук и технологий (TUMSAT, Япония).

Трансграничная логистика

В 2020 году Морской университет подписал Меморандум о сотрудничестве с Секретариатом GTI, затем План мероприятий сотрудничества на период 2021-2022 гг. Опыт совместной исследовательской работы МГУ им. адм. Г.И. Невельского в рамках Транспортной секции GTI показывает, что уровень сотрудничества и практической кооперации при осуществлении трансграничных перевозок пассажиров и грузов необходимо существенно повысить. Пандемия COVID-19, борьба с последствиями которой далека от завершения, создала новые проблемы и вызовы для региональной и транзитной логистики в Северо-Восточной Азии.

Основные направления действий определены – повсеместное внедрение цифровых технологий, унификация таможенных и контрольных процедур при пересечении государственных границ, внедрение единых форм статистического учета, взаимное согласование технических параметров и организационных процедур при создании инфраструктуры пунктов пропуска, путей сообщения, логистических хабов и морских портов. В конечном итоге формирование интегрированной транспортно-логистической системы на территории GTI и в перспективе во всей Северо-Восточной Азии.

Из-за особенностей географического положения и ряда других причин экономическое развитие северо-восточных провинций Китая, Монголии, территорий Южной Кореи и Японии, прилегающих к бассейну Японского моря, довольно значительно отстает от других регионов этих стран. Быстрый и удобный доступ к региональным и трансконтинентальным линиям коммуникаций является, пожалуй, единственным средством, способным повысить конкурентоспособность территорий GTI на региональном и мировом уровне. В свою очередь, Дальний Восток и Арктическая зона России обладают нужным для наших соседей потенциалом в области транспорта и логистики. Таким образом, развитие сотрудничества в этой сфере является взаимовыгодным для всех сторон. Что немаловажно, современные транспортно-логистические технологии не причиняют ущерба окружающей среде, но создают своего рода инфраструктурный каркас для пространственного развития субъектов Дальневосточного федерального округа (ДВФО).

Открывая вебинар, помощник ректора Михаил Холоша кратко рассказал о потенциале и результатах исследовательской деятельности МГУ им. адм. Г.И. Невельского в области региональной логистики. Он отметил, что идея проведения мероприятия по выбранной теме возникла неслучайно. Для радикального улучшения системы трансграничной логистики необходимо не только внедрять новые технологии и разрабатывать общие нормативно-правовые документы, но и повышать профессиональную компетентность специалистов, работающих «в поле» – на пунктах пропуска, в портах, логистических центрах. В конечном итоге пока еще люди, а не роботы, решают все.

Три проблемы

Установочный доклад по теме вебинара сделал эксперт НОЦ МТПЛ Сергей Смирнов. Он обозначил три основных проблемы, затрудняющих работу специалистов в сфере трансграничной логистики: несовпадение требований контролирующих органов в разных странах, незнание особенностей «сложившихся практик» в основных портах и хабах, сложность понимания механизмов ценообразования при трансграничных операциях в разных странах. Проанализировав возможности разработки тематических модулей и курсов для повышения квалификации логистического персонала в данных проблемных областях, он предложил несколько вариантов для практического сотрудничества научно-образовательных учреждений стран GTI.

В ходе вебинара зарубежные партнеры рассказали об особенностях подготовки специалистов в области логистики, о реализуемых программах академических обменов. По итогам обсуждения было принято решение выделить три приоритетных направления для совместных действий:

– определить интересующую транспортно-логистическую тематику (по странам) и записать стрим-лекции ведущих профессоров для использования в учебном процессе;

– провести анкетирование среди экспертов и представителей бизнеса стран GTI для определения целевой аудитории при разработке курсов повышения квалификации специалистов-логистов;

– организовать серию встреч между представителями науки, образования и бизнеса в каждой стране для определения реальной заинтересованности транспортно-логистической индустрии в повышении качества подготовки выпускников транспортных вузов.

В целом, как отметил ведущий вебинара, координатор Транспортной секции Секретариата GTI Сергей Хидиров, мероприятие стало новым опытом для этой международной организации. Включение образовательного направления в повестку работы GTI дает хорошие перспективы для развития многостороннего сотрудничества.

Из досье «МВР»

GTI (РТИ) – Greater Tumen Initiative (Расширенная Туманганская Инициатива) – формат межправительственного сотрудничества четырех стран Северо-Восточной Азии: КНР, Республики Кореи, Монголии и России при участии Японии на неправительственной основе. Развитие многостороннего сотрудничества проводится по таким основным направлениям, как транспорт, торговля и инвестиции, туризм, сельское хозяйство, энергетика и окружающая среда. С лета 2020 г. директором Секретариата GTI является Чрезвычайный и полномочный посланник 1-го класса МИД России Андрей Николаевич Смородин.

Морские вести России №11 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ