Подготовка экипажей к СПГ-бункеровке - Морские вести России

Подготовка экипажей к СПГ-бункеровке

25.06.2021

Образование

Подготовка экипажей к СПГ-бункеровке

Фото: «Вестника СКФ»

Когда в 2017 году «Совкомфлот» заказал строительство первых в мире «зеленых «Афрамаксов» на СПГ-топливе, перед компанией встал вопрос обучения специалистов для работы на новом типе судов. Программ подготовки в России на тот момент не было.

По метериалам «Вестника СКФ»

С февраля 2019 по март 2021 года в УТЦ СКФ прошли обучение 140 моряков, включая 50 моряков компании «Роснефть».

Специалисты учебно-тренажерного центра «Совкомфлота» приступили к анализу существующей международной и отечественной нормативной базы по вопросам обучения. Ранее в России не существовало тренажерной базы по СПГ-бункеровке, и моряки были вынуждены обучаться в иностранных тренажерных центрах.

Директор УТЦ СКФ Михаил Ковальский вспоминает: «Общаясь с выпускниками каждой группы моряков СКФ, проходившей обучение в зарубежных тренажерных центрах, мы анализировали информацию, узнавали необходимые для нашей работы детали и в конечном итоге поняли, что можем сами организовать подобное обучение на нашей площадке в Санкт-Петербурге, предложив морякам возможности, не уступающие иностранцам».

В 2018 году после ввода в эксплуатацию танкера «Проспект Гагарина» в учебно-тренажерном центре появился первый симулятор компании Kongsberg (K-CHIEF700), позволяющий имитировать полный цикл проведения бункеровочных операций. В сентябре того же года были созданы программы обучения на тренажере УТЦ «Совкомфлота», а в декабре программы прошли сертификацию классификационного общества Bureau Veritas.

«Нам удалось привлечь к преподаванию капитана и старшего механика одного из первых наших «зеленых «Афрамаксов», что явилось надежной основой передачи опыта и знаний новым специалистам, которым еще только предстояло осваивать новый тип судов и их особенности», – рассказывает Михаил Ковальский.

В результате в феврале 2019 года в учебно-тренажерном центре СКФ впервые в России были запущены два уникальных вида подготовки: начальная подготовка для судов, подпадающих под действие Кодекса МГТ (Международный кодекс по безопасности для судов, использующих газы или иные виды топлива с низкой температурой вспышки. – Прим. ред.), и расширенная подготовка для этого типа судов.

В рамках начального курса подготовки слушателям преподаются основы работы с газомоторным топливом и прорабатываются связанные с ним риски, изучаются основы техники безопасности в аварийных ситуациях и способы предотвращения возникновения опасности при работе с топливом.

Во время обучения по расширенной программе подробно затрагиваются вопросы, связанные с конструкцией, эксплуатацией и поиском неисправностей двухтопливных двигателей последних поколений.

В 2020 году УТЦ СКФ приобрел новый тренажер производства компании «Транзас» LNG Рас для обучения работе как в нормальных условиях эксплуатации, так и для аварийного реагирования.

В текущем году УТЦ СКФ планирует обучение специалистов ФГУП «Росморпорт» для работы на новых паромах на СПГ-топливе.

Возможности тренажеров УТЦ позволяют использовать детальное математическое моделирование физических процессов в резервуарах и трубопроводах на всех этапах бункеровки, хранения и использования СПГ. Это требуется для осуществления дополнительных операций в дополнение к основному процессу СПГ-бункеровки.

Например, существует несколько операций по обработке и хранению СПГ. Они включают подготовку бункеровочных танков к принятию криогенной жидкости, замещение атмосферы в танках, сушку, захолаживание трубопроводов и танков, погрузку, выгрузку, процедуры подготовки танков для внутреннего осмотра и ремонтных работ и другие.

В коммерческих целях судовладельцу и терминалу также может потребоваться одновременное выполнение грузовых операций при бункеровке, что подпадает под «одновременные операции» (SIMOPS) и означает максимальную загруженность экипажа во время выполнения таких работ. Такой сценарий требует дополнительной подготовки, чтобы равномерно распределить обязанности среди членов экипажа и повысить безопасность и качество операций, что также возможно реализовать в рамках обучения в УТЦ СКФ.

В настоящий момент руководством УТЦ прорабатывается вопрос приобретения еще одного тренажера компании Unitest Marine, основной целью которого является практическая подготовка обучаемого для работы в машинном отделении с двухтопливными дизелями, а также более полная подготовка персонала, ответственного за выполнение бункеровочных операций. «Данный тренажер закроет все потенциально возможные сценарии бункеровки СПГ, а именно: берег – судно, судно – судно, автомобиль – судно», – заключает Михаил Ковальский.

Последние безопасные бункеровки танкера «Проспект Гагарина» 15 марта 2021 года на рейде порта Канаверал (штат Флорида, США) и танкера «Ломоносовский проспект» на рейде порта Гибралтар осуществили специалисты, которые также прошли обучение в УТЦ СКФ.

Михаил Ковальский, директор УТЦ СКФ:
«Есть несколько основных особенностей, отличающих СПГ-бункеровку от обычной бункеровки жидким топливом.
1. СПГ при определенном давлении и температуре переходит в фазу выкипающей жидкости (отпарной газ), а это означает, что температура и давление влияют на поведение топлива.
2. СПГ является криогенной жидкостью, его температура около -162°С, и, следовательно, он опасен для персонала и для обычных стальных конструкций или трубопроводов судна, с которыми газ вступает в контакт.
3. Испарения во время обычной топливной бункеровки не считаются опасными, поскольку температура вспышки топлива выше 60°С и его пары просто выпускаются через пламегасительные устройства в атмосферу. Пары же СПГ могут образовывать взрывоопасные облака и их температура вспышки примерно равна -187°С.
Все вышеперечисленное требует особого опыта и знаний в ходе бункеровочных операций. Кроме того, важны процессы хранения и регазификации СПГ на борту судна».

Морские вести России №7 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021