Фрегат уходит в море - Морские вести России

Фрегат уходит в море

08.06.2021

Образование

Фрегат уходит в море

Фото: ФГУП «Росморпорт»

На парусном учебном судне «Херсонес» 5 апреля состоялись торжественные мероприятия в честь открытия навигации. Командный состав судна и курсанты собрались в конференц-зале на торжественное собрание по случаю открытия плавательной практики в 2021 году.

Навстречу ветру и волнам

К этому времени судовладелец ФГУП «Росморпорт» завершил формирование первой в году смены курсантов для прохождения плавательной практики на борту знаменитого парусника.

В период первой смены на паруснике будут находиться три руководителя практики и 107 курсантов. Это учащиеся Института водного транспорта имени Г.Я. Седова, Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова и его филиала в Севастополе, а также Керченского государственного морского технологического университета.

Во время практики студенты получат плавательный ценз, необходимый для дальнейшей работы по специальности. Им также будут прочитаны курсы лекций по навигации, техническим средствам судовождения, а также теории устройства судна. Кроме того, практикантам предстоит изучить основные конструктивные элементы судна, международные и национальные документы по безопасности мореплавания и многое другое.

С поздравлением экипажу судна выступил капитан морского порта Севастополь Александр Стрижак, почетный председатель Севастопольского Морского собрания Виктор Кот – он преподнес в дар экипажу фрегата икону святого праведного воина Феодора Ушакова, написанную иноками русского Свято-Пантелеимонова монастыря на г. Афон.

По предложению, поддержанному командным составом фрегата, святой адмирал с этого дня официально зачислен в члены команды судна. Для иконы изготовят киот, затем переоборудуют одну из кают под часовню.

Со своим напутственным словом к курсантам обратились настоятель храма Святителя Николая в Камышовой бухте протоиерей Сергий Федоров (его связывают добрые деловые и дружеские отношения с Севастопольским Морским собранием) и руководитель отдела Симферопольской и Крымской епархии Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами, правоохранительными органами, уголовно-исправительными учреждениями, МЧС и другими силовыми структурами Республики Крым протоиерей Димитрий Кротков, а также капитан ПУС «Херсонес» в период 1991-2007 гг. Михаил Сухина.

Затем состоялось торжественное построение экипажа фрегата и курсантского состава на причале.

Вторая жизнь «Херсонеса»

Трехмачтовый парусный фрегат «Херсонес» был спроектирован польским конструктором Зигмундом Хоренем. По его чертежам были сконструированы большие парусные суда, такие как «Мир», «Надежда», «Паллада» и другие.

«Херсонес» заложен в 1987 г. на Гданьской верфи им. Ленина в Польше по заказу Министерства рыбного хозяйства СССР. Это было четвертое судно из серии: «Дар молодежи» и «Дружба» уже находились в эксплуатации, заканчивалась постройка «Мира».

Фрегат построен по прототипу парусных судов начала XX века и экипирован полным парусным вооружением типа «корабль». 26 парусов управляются исключительно вручную и обеспечивают основное движение судна. Два двигателя с приводом на один винт регулируемого шага служат для плавания в штормовых условиях, а также при входе и выходе из порта.

Капитальный ремонт «Херсонеса» был завершен в июне 2016 года (с 2006 по 2015 год он находился на вынужденной стоянке в порту Керчь, и за это время пришел в негодность. Затем «Херсонес» передали ФГУП «Росморпорт» и отремонтировали на судоверфи «Звездочка»), и сегодня парусник является учебной базой для практической подготовки курсантов морских специальностей из разных университетов нашей страны. На борту «Херсонеса» под руководством капитана Александра Онищенко будущие моряки изо всех уголков страны проходят практику и овладевают тонкостями судовождения. Это не так просто, как может показаться, ведь все 26 парусов фрегата управляются исключительно вручную.

В 1997 году парусник при выключенных двигателях, используя только силу ветра, обогнул мыс Горн (до «Херсонеса» такой переход удался советскому барку «Памир» в 1949 году). Переход длился почти пятеро суток и прошел успешно благодаря слаженной работе команды. За это достижение Чилийская судоходная ассоциация вручила судну диплом о прохождении мыса Горн и присвоила капитану «Херсонеса» Михаилу Сухине почетное звание «Альбатрос».

С тех пор уже более двадцати лет повторить такой переход не удалось ни одному паруснику в мире.

В 2003 году «Херсонес» под парусами также обогнул мыс Доброй Надежды, что также считается «высшим пилотажем».

Трехмачтовый фрегат «Херсонес» первоначально носил название «Александр Грин», позже в честь 1000-летия Крещения Руси был переименован. Спуск судна на воду состоялся 10 июня 1988 года. С 1991 по 2006 год портом приписки фрегата была Керчь.

В 2020 году на форштевень судна была установлена утраченная ранее фигурка альбатроса. Альбатрос символизирует долгий парящий полет без видимых усилий.

Морские вести России №5 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021