Инженеры безопасного судоходства - Морские вести России

Инженеры безопасного судоходства

02.03.2021

Образование

Организационно-методическое обеспечение подготовки гидротехников водного транспорта

Фото: zen.yandex.ru/media/starcom68/

В настоящее время широко обсуждается развитие внутреннего водного транспорта РФ, для эксплуатации которого требуются высококвалифицированные специалисты в определенных областях деятельности.

Елена Лаврентьева, д.э.н., профессор, проректор по развитию образовательного комплекса и взаимодействию с учебно-методическими объединениями, завкафедрой организационно-экономического обеспечения деятельности транспортных организаций ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, зампредседателя Федерального УМО ВО и СПО по УГСН и УГПС 26.00.00 «Техника и технология кораблестроения и водного транспорта»

Так, для обеспечения безопасного и устойчивого функционирования отрасли необходимы гидротехники, способные осуществлять эксплуатацию более 100 тыс. км естественных и искусственных внутренних водных путей (ВВП) на территории 64 субъектов РФ, более 700 судоходных гидротехнических сооружений, обеспечивать бесперебойное и безопасное функционирование более 100 речных и 67 морских портов. Они осуществляют объемный спектр путевых работ (дноуглубительных, выправительных, тральных, дноочистительных, изыскательских и работ по устройству и содержанию средств навигационного оборудования).

Кроме того, эти специалисты выполняют проектирование, строительство и эксплуатацию причальных сооружений, объектов ВВП (объектов, обеспечивающих судоходство по ВВП и включающих в себя судоходные гидротехнические сооружения, маяки, рейды, пункты отстоя, места убежища, средства навигационного оборудования, объекты).

Профессиональный стандарт

Выпускники гидротехнических факультетов вузов водного транспорта занимают обширный перечень должностей, обеспечивающих безопасность судоходства, причальных и гидротехнических сооружений: инженер изыскательской русловой партии, мастер путевого участка, мастер по ремонту гидросооружений (гидроузла, шлюза, гидротехнического сооружения, мастер выправительных и путевых работ, инженер-гидротехник службы гидросооружений, ведущий инженер-гидротехник службы гидросооружений, главный инженер-гидротехник службы гидросооружений, начальник службы гидросооружений, инженер-гидротехник по наблюдениям и исследованиям, начальник шлюза, заместитель начальника гидроузла по гидротехнической части, начальник гидроузла, начальник отдела технической эксплуатации портовых сооружений и другие.

С исторических позиций подготовка гидротехников является одной из первых в отрасли и имеет глубокие корни. Так, в середине ХХ века в Ленинградском институте инженеров водного транспорта создан гидротехнический факультет, где и обучались будущие гидротехники. Однако образовательные реформы привели к тому, что подготовка специалистов в области проектирования, строительства, эксплуатации, оценки технического состояния и реконструкции гидротехнических сооружений объектов водного транспорта, а также планировании и организации инженерных мероприятий по обеспечению условий безопасного судоходства, организации и производства путевых работ в необходимом объеме образовательными стандартами РФ перестала регулироваться. И в настоящее время их подготовка ведется в рамках бакалаврского направления 08.03.01 «Строительство» по профилю «Гидротехническое строительство», который самостоятельно установлен рядом вузов. А подготовка в среднем профессиональном образовании (СПО) прекращена почти 10 лет назад. Сейчас колледжи выпускают техников по специальности «Строительство и эксплуатация инженерных зданий и сооружений», не имеющей прямого отношения к деятельности водного транспорта.

Поэтому для возобновления полноценной подготовки гидротехников в сфере деятельности водного транспорта возникла необходимость выделения самостоятельного направления, которое полностью ориентировано на отраслевые требования. Такое направление подготовки введено с названием «Водные пути, порты и гидротехнические сооружения» и отражает положения профессионального стандарта «Гидротехник» (водный транспорт), который был подготовлен ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова и после длительных согласований утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты от 18 ноября 2016 г. № 668н (зарегистрирован Министерством юстиции 1 декабря 2016 г., регистрационный № 44530).

В профстандарте сформулированы девять обобщенных трудовых функций (ОТФ), расположенных по возрастанию уровня образования и ответственности в принятии производственных решений (табл. 1).

Таблица 1. Обобщенные трудовые функции профстандарта «Гидротехник» (водный транспорт)

Наименование ОТФ

Трудовые функции

Уровень квалификации / уровень образования

Проведение работ по инженерным изысканиям, обследованию и ремонту гидротехнических сооружений

Проведение инженерно-геодезических, инженерно-геологических и инженерно-гидрологических изысканий для гидротехнического строительства и путевых работ.

Обследование и ремонт судоходных и портовых гидротехнических сооружений

5 / СПО

Техническая эксплуатация и ремонт объектов водного транспорта

Осуществление контроля режима эксплуатации и мониторинга технического состояния гидротехнической и строительных частей сооружений водного транспорта.

Обслуживание и ремонт судоходных и портовых гидротехнических сооружений, их конструкций, узлов, деталей надводной и подводной частей

5 / СПО

Производство путевых работ на внутренних водных путях

Обслуживание навигационного оборудования внутренних водных путей.

Производство дноуглубительных, выправительных, тральных и дноочистительных работ на внутренних водных путях.

Производство изыскательских работ на внутренних водных путях

5 / СПО

Производство гидротехнических строительных работ

Подготовка участка производства гидротехнических строительных работ на сооружениях водного транспорта.

Материально-техническое обеспечение производства гидротехнических строительных работ на сооружениях водного транспорта.

Производство гидротехнических строительных работ на сооружениях водного транспорта.

Контроль качества общестроительных и специальных работ на участке производства работ

5 / СПО

Организация проведения работ по инженерным изысканиям, обследованию и ремонту гидротехнических сооружений водного транспорта

Организация и проведение инженерно-геодезических, инженерно-гидрологических и инженерно-геологических изысканий для гидротехнического строительства и путевых работ.

Организация и выполнение обследования и ремонта гидротехнических сооружений

6 / высшее образование – бакалавриат

Организация и контроль технической эксплуатации, качества ремонта, реконструкции и модернизации гидротехнических сооружений водного транспорта

Организация и проведение мониторинга технического состояния гидротехнических сооружений водного транспорта с разработкой инженерных мероприятий, включая ремонтные работы, по обеспечению их безопасной эксплуатации.

Осуществление контроля работ по ремонту, реконструкции и модернизации гидротехнических сооружений.

Руководство водолазными работами при оценке технического состояния подводных частей гидротехнических сооружений водного транспорта

6 / высшее образование – бакалавриат

Планирование, организация и управление путевым хозяйством

Навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по внутренним водным путям.

Планирование и организация инженерных мероприятий по обеспечению условий безопасного судоходства.

Организация системы информации об условиях судоходства

6 / высшее образование – бакалавриат

Организация и управление производством гидротехнических строительных работ

Управление процессом строительства гидротехнических сооружений водного транспорта.

Планирование и организация материально-технического обеспечения строительства гидротехнических сооружений водного транспорта.

Осуществление контроля строительства гидротехнических сооружений водного транспорта

6 / высшее образование – бакалавриат

Проектирование гидротехнических сооружений и сооружений береговой инфраструктуры водного транспорта

Разработка проектной документации гидротехнических сооружений и сооружений береговой инфраструктуры водного транспорта.

Разработка рабочей документации гидротехнических сооружений и сооружений береговой инфраструктуры водного транспорта

6 / высшее образование – бакалавриат

Таким образом, для реализации заявленных обобщенных трудовых функций персонал должен обладать средним профессиональным образованием или высшим образованием уровня бакалавриата. Из девяти ОТФ четыре требуют от работников СПО, а остальные пять – высшего образования уровня бакалавриата.

Кроме того, в профстандарте обеспечена логическая последовательность требований к опыту практической работы, что систематизировано в табл. 2.

Таблица 2. Требования к опыту практической работы

Наименование ОТФ

Возможные наименования должностей

Требования к опыту практической работы

Проведение работ по инженерным изысканиям, обследованию и ремонту гидротехнических сооружений

Техник-гидротехник.

Техник изыскательской партии

Не требуется

Техническая эксплуатация и ремонт объектов водного транспорта

Мастер по ремонту гидротехнических сооружений

Не менее двух лет в области обследования и ремонта гидротехнических сооружений

Производство путевых работ на внутренних водных путях

Мастер выправительных работ.

Мастер путевых работ

Не менее двух лет в области производства путевых работ

Производство гидротехнических строительных работ

Мастер строительных и монтажных работ

Не менее двух лет в области строительства гидротехнических сооружений или обследования и ремонта гидротехнических сооружений

Организация проведения работ по инженерным изысканиям, обследованию и ремонту гидротехнических сооружений водного транспорта

Гидротехник.

Инженер изыскательской партии.

Инженер отдела пути.

Инженер службы гидротехнических сооружений.

Инженер по эксплуатации и ремонту гидротехнических сооружений

Не требуется

Организация и контроль технической эксплуатации, качества ремонта, реконструкции и модернизации гидротехнических сооружений водного транспорта

Инженер по эксплуатации и ремонту гидротехнических сооружений I категории.

Инженер по эксплуатации и ремонту гидротехнических сооружений II категории

Не менее трех лет в должности инженера по эксплуатации и ремонту гидротехнических сооружений II категории при замещении должности инженера по эксплуатации и ремонту гидротехнических сооружений I категории.

Не менее трех лет в должности инженера по эксплуатации и ремонту гидротехнических сооружений при замещении должности инженера по эксплуатации и ремонту гидротехнических сооружений II категории

Планирование, организация и управление путевым хозяйством

Производитель путевых работ

Не менее трех лет в области производства путевых работ

Организация и управление производством гидротехнических строительных работ

Производитель работ

Не менее трех лет в области производства гидротехнических строительных работ

Проектирование гидротехнических сооружений и сооружений береговой инфраструктуры водного транспорта

Инженер-проектировщик I категории.

Инженер-проектировщик II категории.

Инженер-проектировщик

Не менее двух лет в должности инженера-проектировщика II категории при замещении должности инженера-проектировщика I категории.

Не менее одного года в должности инженера-проектировщика при замещении должности инженера-проектировщика II категории

При разработке профстандарта было важно определить те ОТФ и должности, где не требуется опыт практической работы, т.е. там могут сразу работать выпускники колледжей и высших учебных заведений. Так, не требуется практический опыт:

– техникам-гидротехникам и техникам изыскательской партии при проведении работ по инженерным изысканиям, обследованию и ремонту гидротехнических сооружений;

– гидротехникам (инженерам изыскательской партии, инженерам отдела пути, инженерам службы гидротехнических сооружений, инженерам по эксплуатации и ремонту гидротехнических сооружений) при организации проведения работ по инженерным изысканиям, обследованию и ремонту гидротехнических сооружений водного транспорта;

– инженерам-проектировщикам (без категории) при проектировании гидротехнических сооружений и сооружений береговой инфраструктуры водного транспорта.

Таким образом, этот функционал могут выполнять выпускники сразу после окончания соответствующего уровня обучения.

Образовательный стандарт

Профессиональный стандарт стал базой для разработки образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 26.03.03 «Водные пути, порты и гидротехнические сооружения» (бакалавриат), который был подготовлен ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова и утвержден приказом Министерства науки и высшего образования от 21 августа 2020 г. № 1087 (зарегистрирован Министерством юстиции 10 сентября 2020 г., регистрационный № 59766).

Выпускники по этой образовательной программе могут осуществлять профессиональную деятельность в области транспорта и в таких сферах профессиональной деятельности, как инженерные изыскания, проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт и реконструкция гидротехнических сооружений и объектов береговой инфраструктуры водного транспорта, содержание внутренних водных путей; научные исследования.

Обучение допускается только в образовательной организации высшего образования и может осуществляться в очной, очно-заочной и заочной формах.

Образовательные организации разрабатывают программу бакалавриата в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) и с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы (ПООП), включенной в реестр. Законодательно определено, что на государственном уровне создается реестр ПООП, куда ПООП включаются по результатам экспертизы. Однако до настоящего времени этот реестр как государственная информационная система не действует. Но Примерные основные образовательные программы в области эксплуатации водного транспорта, разработанные в Федеральном учебно-методическом объединении (УМО) высшего образования по УГСН 26.00.00 «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта», официально согласованы с Федеральным агентством морского и речного транспорта и размещены для практического использования на сайте ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова (https:// gumrf.ru/federUMO/VO/poop/).

В настоящее время Федеральное УМО завершает разработку Примерной основной образовательной программы подготовки гидротехников по образовательному стандарту 26.03.03 «Водные пути, порты и гидротехнические сооружения» (бакалавриат), содержащей универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые должны освоить выпускники (табл. 3). Универсальные и общепрофессиональные компетенции определены образовательным стандартом, а профессиональные носят рекомендательный характер и выбираются образовательными организациями в зависимости от реализуемых в обучении профессиональных задач.

Таблица 3. Универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции

Универсальные компетенции

Наименование категории (группы) универсальных компетенций

Код и наименование универсальной компетенции выпускника

Системное и критическое мышление

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

Разработка и реализация проектов

УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

Командная работа и лидерство

УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

Коммуникация

УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

Межкультурное взаимодействие

УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

Самоорганизация и саморазвитие (в т.ч. здоровье сбережение)

УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

Безопасность жизнедеятельности

УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов

Инклюзивная компетентность

УК-9. Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах

Экономическая культура, в том числе финансовая грамотность

УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности

Гражданская позиция

УК-11. Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению

Общепрофессиональные компетенции

Наименование категории (группы) ОПК

Код и наименование общепрофессиональной компетенции выпускника

Информационные технологии

ОПК-1. Способен решать задачи профессиональной деятельности с применением информационных и компьютерных технологий

Теоретическая фундаментальная подготовка

ОПК-2. Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе использования теоретических и практических основ естественных и технических наук

Изыскания

ОПК-3. Способен участвовать в организации и проведении инженерных изысканий, обследовании гидротехнических сооружений водного транспорта

Теоретическая профессиональная подготовка

ОПК-4. Способен принимать решения в профессиональной сфере, используя теоретические основы и нормативную базу в области содержания внутренних водных путей, судоходных и портовых сооружений водного транспорта

Проектирование и расчетное обоснование

ОПК-5. Способен участвовать в проектировании объектов инфраструктуры водного транспорта, в подготовке расчетного, технико-экономического обоснования и проектной документации

Организация и управление производством

ОПК-6. Способен организовывать работу и управлять коллективом производственного подразделения и организации, осуществляющих деятельность в области строительства, реконструкции и эксплуатации сооружений водного транспорта

Производственно-технологическая работа

ОПК-7. Способен осуществлять и контролировать технологические процессы производства работ с учетом требований производственной и экологической безопасности

Профессиональные компетенции (рекомендованные)

Код

Наименование профессиональной компетенции

ПК-1

Способен осуществлять поиск, анализ и обработку профессиональной информации, связанной с областью (сферой) профессиональной деятельности и участвовать в подготовке и выполнении экспериментальных исследований по заданной методике

ПК-2

Способен организовывать и осуществлять работы по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов по внутренним водным путям

ПК-3

Способен планировать, организовывать и выполнять инженерные мероприятия по обеспечению условий безопасного судоходства

ПК-4

Способен участвовать в организации и проведении мониторинга технического состояния гидротехнических сооружений водного транспорта

ПК-5

Способен организовывать и проводить инженерно-геодезические, инженерно-гидрологические изыскания и инженерно-гидрографические работы для планирования и проведения путевых работ

ПК-6

Способен организовывать и проводить инженерно-геологические и инженерно-геотехнические изыскания

ПК-7

Способен организовывать и планировать работу производственных подразделений

ПК-8

Способен участвовать в проектировании портов и портовых сооружений

ПК-9

Способен участвовать в проектировании судоходных, подпорных и энергетических гидротехнических сооружений

ПК-10

Способен выбирать и определять качество строительных материалов

При реализации образовательной программы должны выполняться требования к кадровому обеспечению:

– квалификация педработников отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии);

– не менее 70% численности педработников ведут научную, учебно-методическую и (или) практическую работу, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины (модуля);

– не менее 5% численности педработников, участвующих в реализации программы, являются руководителями и (или) работниками других организаций, осуществляющими трудовую деятельность в сфере, соответствующей профессиональной деятельности выпускников, и имеют стаж работы в данной области не менее 3 лет;

– не менее 60% численности педработников имеют ученую степень (в том числе ученую степень, полученную в иностранном государстве и признаваемую в РФ) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное в иностранном государстве и признаваемое в РФ).

Подготовленная Примерная основная образовательная программа пройдет общественное обсуждение и будет направлена для согласования в Росморречфлот, работодателям и профсоюзам.

Кроме того, в Федеральном УМО началась разработка образовательного стандарта подготовки гидротехников уровня магистратуры. Ведущим разработчиком выступил Сибирский государственный университет водного транспорта.

Для осуществления приема студентов образовательные организации проводят лицензирование образовательной программы по направлению подготовки 26.03.03 «Водные пути, порты и гидротехнические сооружения» (бакалавриат).

Таким образом, в отрасли ведется активная организационно-методическая работа и подготовка гидротехников водного транспорта не будет утрачена.

Морские вести России №18 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ