Задача одна на всех - Морские вести России

Задача одна на всех

12.11.2020

Образование

Социальное партнерство как ресурс повышения качества профессионального образования

Фото: МГТУ

Татьяна Пашеева, доцент кафедры технологии материалов и судоремонта Мурманского государственного технического университета, к.т.н.

Исследуя проблему инновационного развития, ученые Российской академии наук сделали вывод, что «перед страной стоит архисложная задача – осуществить переход к шестому технологическому укладу, не до конца освоив пятый».

Применительно к судостроению мировому уровню соответствуют технологии создания новых поколений морской техники, судовых сталей и композитных материалов с применением нанотехнологий. В совокупности с рядом прорывных технологий из смежных отраслей имеются позитивные перспективы для инновационного развития в новом технологическом укладе кораблестроения и сложной морской техники.

Именно на этих направлениях признается целесообразным сосредоточить имеющиеся ресурсы всех видов для мирового приоритета. Однако в секторе гражданского судостроения и судового машиностроения, в частности в технологиях создания эффективных движителей, более правильной считается политика догоняющей модернизации с технологическим заимствованием и постепенным ростом импортозамещения.

Стратегия модернизации должна строиться на инновационном партнерстве науки, образования и промышленного бизнеса. Ключевые функции науки – фундаментальные и прикладные исследования. Образование должно обеспечить подготовку кадров ожидаемого качества.

Замысел министерства

По замыслу Минвостокразвития, в ближайшие 15 лет за счет запуска новых арктических проектов предполагается создание до 200 тысяч новых рабочих мест. В прошлом году глава Минпромторга Д. Мантуров в рамках рабочей поездки в Мурманскую область сообщил, что федеральный центр поддерживает инициативу региона по созданию в Заполярье судоремонтного промышленного кластера, 35 СРЗ, 10 СРЗ и завод «Нерпа» будут объединены в новое предприятие – Арктический центр судоремонта и судостроения. Область возьмет на себя обеспечение предприятий высококвалифицированным персоналом.

Но возникает вопрос, где, собственно, взять этот персонал? Кому доверить создание и эксплуатацию современной инфраструктуры в Арктике? Чем мотивировать специалистов оставаться в регионах, ведь вахтовым методом персонал не навозишь?

В судостроении и судоремонте области наиболее ощутима проблема рабочих специальностей (электросварщиков, токарей, фрезеровщиков и пр.). Не лучше и с инженерами. Профессиональный уровень на многих предприятиях судоремонта уже в зоне критических величин, а у некоторых и за ней. Отсутствие молодых кадров нарушает преемственность поколений и на большинстве предприятий эта цепочка уже разорвана.

Власти региона намерены решать кадровый вопрос подготовкой специалистов в своих образовательных учреждениях, чтобы, получив диплом, выпускник оставался работать «по месту учебы». Это проще, чем вернуть домой студентов, получивших образование за пределами области.

Следует помнить, что реконструкцию любого предприятия можно осуществить за 2-3 года, тогда как возрождение высококвалифицированного кадрового состава потребует десятилетий!

В университет через колледж

В процессе подготовки кадров идет накопление опыта социального партнерства между учреждениями образования и предприятиями. Например, по программам прикладного бакалавриата вузу целесообразно объединить усилия с производством и колледжем, где богатый опыт подготовки практико-ориентированных специалистов и рабочих. Колледж тоже заинтересован в сотрудничестве с вузом как звеном системы непрерывного образования. Кадровый потенциал университета незаменим для колледжа, реализующего программы углубленной подготовки. Университет же заинтересован в материально-технической базе колледжа. Это хорошо видно на примере взаимодействия Мурманского государственного технического университета и Мурманского индустриального колледжа.

В учебных мастерских колледжа организована учебно-производственная среда, максимально приближенная к условиям реального инновационного производства. Здесь учебные мастерские по различным компетенциям: реверсивный инжиниринг; обработка листового металла; сварочные технологии; токарные и фрезерные работы на станках с числовым программным управлением.

Университет же сохранил классическую инженерную подготовку, ориентированную на нужды промышленных предприятий, в том числе судоремонтных и судостроительных. При изучении таких дисциплин, как «Материаловедение», «Технология сварки», «Технология конструкционных материалов», использование мастерских положительно влияет на качество знаний и навыков студентов. Возможность проводить лабораторные и практические занятия со студентами университета в хорошо оснащенных учебных мастерских индустриального колледжа позволяет провести их качественнее и на более высоком профессиональном уровне.

Взаимодействие учебных заведений позволяет студентам колледжа легче поступать в вуз, поскольку в сравнении с выпускниками школ они имеют более высокий уровень мотивации профессионального выбора, лучше ориентированы в отношении выбранной специальности. Траектория «университет через колледж» у нас достаточно популярна. Но что еще более ценно, выпускник колледжа, став студентом университета, имеет более сильную мотивацию на профессиональное самосовершенствование, а также на трудоустройство по специальности.

Производственная практика

Благодаря связям университета и колледжа с судоремонтными предприятиями ежегодная практика студентов охватывает все уровни (от ознакомительной до преддипломной) и помогает сформировать профессиональную мотивацию, развить практические навыки. Инженерная подготовка ориентирована не столько на компетенции, сколько на квалификации, которые обуславливают навыки практической деятельности. Каждый студент проходит индивидуальный цикл производственной практики в различных структурах предприятия. Такой подход закрепляет умения, нужные для конкретного производства, производственные навыки и опыт. При этом решаются будущее трудоустройство и профессиональная адаптация.

В 2011 году судоремонтный завод «Нерпа» ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» инициировал создание в МГТУ на факультете института «Морская академия» направление подготовки 26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры». А 4 июля 2016 года состоялся первый выпуск бакалавров. Защита выпускных квалификационных работ проходила в Снежногорске, в головном филиале завода. В составе комиссии руководители профильных предприятий региона, председателем государственной аттестационной комиссии был Г.Р. Нейман, главный инженер головного филиала.

Прикладной бакалавриат

Создание качественно нового уровня высшего образования – прикладного бакалавриата – это попытка решить проблему подготовки кадров, ориентированных на решение практических производственных задач с использованием новейшего оборудования и передовых технологий. Но вот проблема: выпускники вуза, получив хорошую академическую базу, зачастую не имеют опыта работы в реальных производственных условиях или полученный опыт недостаточен для самостоятельной деятельности.

Сегодня, в условиях острой конкуренции технических вузов, традиционные модели инженерного образования нуждаются в пересмотре!

Высшее образование идет по пути бакалавриата, магистратуры и других уровней образованности. Что это за путь, в России пока малоизвестно. В судостроении, например, идем на ощупь при призрачном свете Болонской системы. Как всегда, вначале – мечтания и надежды: вот появятся первые бакалавры, которых будем готовить 4 года, откроем перед ними перспективы. Однако уже первые результаты ее внедрения разочаровывают. Оказывается, бакалавр – не более чем техник в нашем практическом понимании.

В учебные планы необходимо вернуть тот объем часов по естественно-научным и общеинженерным дисциплинам, которыми высшая мореходка гордилась в советский период.

Выпускник вуза с квалификацией «прикладной бакалавр» должен не просто владеть рабочей профессией, он должен быть высококвалифицированным специалистом. Для этого необходимо повышать квалификации студентов вуза по рабочей профессии, приобретенной на начальном этапе обучения. Задача прикладного бакалавриата – предоставить выпускникам вузов возможность вместе с дипломом получить полный набор знаний и навыков, чтобы сразу же, без дополнительной «доводки» в условиях реального судостроительного или судоремонтного производства, начать работать по специальности. Содержание профобразования – знания, умения, навыки и формируемые на их основе компетенции – должно быть адекватно содержанию профессиональной деятельности специалиста на производстве.

Реалии дня таковы, что курс на многофункциональность и открытость образования требует новых подходов, интенсивного взаимодействия судостроительных и судоремонтных предприятий с образовательными учреждениями, интеграции производственных и образовательных технологий. Без сбалансированной системы социального партнерства решить обозначенные задачи в сложившихся условиях невозможно.

Исторический опыт развития отечественного судостроения, итогом которого стало создание мощного океанского военно-морского и транспортного флотов, показывает, что такое возможно только при системном подходе к подготовке кадров.

В АО «ЦТСС» (Центр технологии судостроения и судоремонта) 28 ноября 2019 г. состоялось совместное собрание Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области и Секции по судостроению Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга. Профессор Санкт-Петербургского государственного морского технического университета В.Л. Александров осветил состояние подготовки инженерных кадров для судостроения. Он подтвердил актуальность моделей интегрированного центра опережающей профессиональной подготовки и специализированного центра компетенций, разработанных по заданию Комитета по науке и высшей школе правительства города. Участники совещания обозначили общую известную проблему: нехватку преподавателей и мастеров производственного обучения в области судостроения.

По результатам собрания вынесено решение – оказать содействие созданию на предприятиях этих центров. Просить руководителей предприятий – членов ассоциации рассмотреть возможности стимулирования наставников по показанным результатам. Просить Комитет по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга с привлечением судостроительных предприятий и колледжей рассмотреть дефицит преподавателей и мастеров производственного обучения.

Ситуация нехватки кадров, в том числе профессорско-преподавательского состава в области судостроения и судоремонта, для нашей области не менее болезненна. Таким образом, главная задача участников социального партнерства одна на всех – найти понимание и объединить усилия науки, производства, университета, колледжа в деле подготовки квалифицированных кадров.

P.S. Редакция приглашает преподавателей продролжить дискуссию по реформе образования на страницах газеты.

Морские вести России №13 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ