Система независимой оценки квалификаций - Морские вести России

Система независимой оценки квалификаций

20.08.2020

Образование

Система независимой оценки квалификаций

При переходе от централизованной экономики к рыночным условиям хозяйствования компетенции работников во многом перестали удовлетворять работодателей, кроме того, российская система профессионального образования опиралась на устаревшие классификаторы направлений подготовки. Возник серьезный качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы. В этой ситуации создание национальной системы оценки профессиональных квалификаций стало объективной необходимостью.

С. Буянов, к.э.н., генеральный директор АО «ЦНИИМФ»

Л. Буянова, д.э.н., ведущий научный сотрудник отдела развития морского транспорта

М. Соколов, к.м.н., руководитель Отраслевого научно-методического центра охраны труда на морском транспорте

Создание системы направлено на решение задач:

повышение профессиональной мобильности работников;

оценка качества профессионального образования и обучения;

создание условий для участия работников в непрерывном образовании;

усиление роли профессиональных сообществ в развитии профессиональных квалификаций;

повышение конкурентоспособности на рынке труда лиц, прошедших оценку квалификации.

Из истории

Однако начало создания системы относится только к 2006 году, когда Российским союзом промышленников и предпринимателей было организовано Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в РФ. В состав учредителей вошли общероссийские объединения работодателей и профсоюзов, а также Российская Федерация, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные правительством.

Основными целями и задачами НАРК являются: содействие развитию национальной системы квалификаций; формирование согласованной позиции организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействие становлению независимых, в том числе общественно-государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.

В 2008 году в составе Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года сформулированы задачи создания и развития национальной системы квалификаций.

Для координации работы по повышению качества профессионального образования указом президента от 16 апреля 2014 года № 249 создан Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

Но только с 2016 года, после вступления в силу Федерального закона «О независимой оценке квалификаций» от 03.07.2016 № 238-ФЗ, наступила активная фаза реализации поставленных задач.

Законодательство РФ не содержит прямых норм о том, что проведение независимой оценки квалификации является для работников (соискателей) и работодателей исключительно добровольным, не влекущим за собой каких-либо обязательных последствий или требований.

В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) необходимость направления работников на прохождение независимой оценки квалификации определяет работодатель.

Направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляется работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашением, а также трудовым договором, заключенным между работодателем и работником.

Работодателем определяется перечень необходимых профессий и специальностей для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации (с учетом мнения представительного органа работников).

Работники имеют право на прохождение независимой оценки квалификации, которое реализуется путем заключения договора между работником и работодателем (статья 197 ТК РФ).

За период с 2017 по 2019 год было создано 34 отраслевых совета по профессиональным квалификациям; сформирована сеть из 323 центров оценки квалификаций в 68 регионах; Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям одобрен План мероприятий по развитию национальной системы квалификаций до 2024 года; утвержден 1221 профессиональный стандарт.

Специфика моря

Специфика работы морского транспорта предъявляет дополнительные требования к уровню квалификации работников. Это связано с тем, что гражданским законодательством транспортные средства отнесены к источникам повышенной опасности. Кроме того, долгосрочное развитие отрасли и решение стратегических задач требует наделения работников новыми компетенциями, которые должны соответствовать потребностям отрасли на всех этапах перспективного периода.

Таким образом подтверждается своевременность и важность создания системы оценки профессиональных квалификаций работников морского и внутреннего водного транспорта.

Постоянно действующими органами национальной системы профессиональных квалификаций, создаваемыми с целью формирования и развития систем профессиональных квалификаций по определенным видам профессиональной деятельности, являются советы по профессиональным квалификациям (СПК).

СПК на морском и внутреннем водном транспорте создан 20 августа 2018 года в соответствии с решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Председателем СПК на морском и внутреннем водном транспорте утвержден президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства» А.Ю. Клявин.

В состав СПК вошли представители Российской палаты судоходства, Минтранса, Росморречфлота, Ассоциации морских торговых портов, Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта, профсоюзных организаций, представители научных и образовательных организаций и других заинтересованных сторон.

К основным целям СПК относятся:

проведение мониторинга рынка труда, обеспечение его потребностей в квалификациях и профессиональном образовании;

разработка и актуализация профессиональных стандартов и квалификационных требований;

проведение экспертизы федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, примерных основных образовательных программ и их проектов, оценка их соответствия профессиональным стандартам, подготовка предложений по их совершенствованию;

организация профессионально-общественной аккредитации основных образовательных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ;

организация независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности;

формирование общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности СПК.

При СПК на морском и внутреннем водном транспорте созданы три постоянно действующие рабочие группы.

Задача первой группы – разработка отраслевой рамки квалификаций (обобщенное описание по установленным показателям квалификационных уровней в рамках отрасли, признаваемое ведущими в данной отрасли организациями). Квалификационный уровень – структурная единица (ступень) национальной рамки квалификаций, характеризующаяся совокупностью требований к компетенциям, характеру умений и знаний, предъявляемых к работнику и дифференцируемых по параметрам сложности деятельности, а также ответственности и широты полномочий, требующихся в ней.

Задача второй группы – мониторинг рынка труда на морском и внутреннем водном транспорте с целью выявления его потребностей в квалификациях и профессиональном образовании.

Третья рабочая группа разрабатывает методическое и информационное обеспечение проведения независимой оценки квалификации.

На заседании третьей рабочей группы рассмотрена и одобрена Концепция о системе оценки квалификации на морском и внутреннем водном транспорте. Концепция также представлена на заседании СПК на морском и внутреннем водном транспорте и одобрена с учетом высказанных замечаний.

При разработке концепции учтены факторы:

организационная структура системы оценки квалификации на морском и внутреннем водном транспорте, в первую очередь в портовом секторе, должна базироваться на имеющейся инфраструктуре оценки квалификации работников отрасли;

учет существующего уровня квалификации, знаний и умений работников отрасли.

Важным элементом системы оценки квалификации на морском и внутреннем водном транспорте является центр оценки квалификации (ЦОК). Именно он проводит процедуру независимой оценки квалификации.

Требования к центру оценки квалификации и порядку отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификаций и прекращения этих полномочий определены приказом Министерства труда и социальной защиты № 759н от 19 декабря 2016 года. Осуществляет отбор организаций и наделяет их полномочиями ЦОК Совет по профессиональным квалификациям.

Перечень квалификаций определяется для центра оценки квалификации советом при наличии утвержденных профессиональных стандартов по конкретным специальностям на морском и внутреннем водном транспорте.

Специалистами третьей рабочей группы проведены работы по анализу принятых и введенных в действие профессиональных стандартов, выделены стандарты, которые в соответствии со статьей 57 части 2 ТК РФ связаны с вредными условиями труда, льготами, компенсациями и ограничениями. В частности, одним из таких стандартов был определен профессиональный стандарт «Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах».

Документ содержит:

описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности);

характеристику обобщенных трудовых функций (подготовительные работы для использования транспортных средств, складов, рабочих мест и грузов в морских и речных портах; размещение грузов в складах морских и речных портов и отгрузка из складов; эксплуатация и техническое обслуживание подъемно-транспортного оборудования в морских и речных портах);

сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

Характеристика обобщенных трудовых функций включает наименование должностей и профессий, требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особые условия допуска к работе, необходимые умения и знания для выполнения определенных трудовых действий и др.

Согласно Федеральному закону № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», указанный контингент работников за работу во вредных и опасных условиях труда имеет право досрочно выходить на пенсию. Анализ материалов ранее проведенных аттестаций рабочих мест, специальной оценки условий труда у операторов портовой деятельности подтверждает, что условия труда в данной профессиональной группе оцениваются как вредные. Лица указанной профессиональной группы проходят также предварительные и периодические медицинские осмотры, токсико-психиатрическое обследование. В соответствии со статьей 57 части 2 ТК РФ применение указанного профессионального стандарта в данной профессиональной группе является обязательным.

Положения о ЦОК

Организация, претендующая на статус Центра оценки квалификаций, должна разработать проект Положения о ЦОК, содержащий:

перечень наименований квалификаций, по которым планируется проводить независимую оценку квалификации;

сведения об организационной структуре ЦОК;

перечень экзаменационных центров (при наличии) и порядок их взаимодействия с ЦОК;

сведения об имеющихся по месту осуществления деятельности по независимой оценке квалификации на праве собственности (и/или при необходимости привлеченных на ином законном основании) ресурсов, в том числе материально-технических, а также о наличии кадрового обеспечения, необходимого для проведения профессиональных экзаменов в соответствии с законодательством РФ;

сведения о работниках ЦОК, которые будут непосредственно заняты проведением профессионального экзамена, в том числе привлекаемых из других организаций;

порядок организации профессионального экзамена;

порядок оформления протокола экспертной комиссии и иных материалов профессионального экзамена и их передачи в СПК для проверки, обработки и признания результатов независимой оценки квалификации;

порядок учета и выдачи свидетельств о квалификации и заключений о прохождении профессионального экзамена, ведения архива деятельности по проведению независимой оценки квалификации.

Специалистами АО «ЦНИИМФ» совместно с членами третьей рабочей группы СПК подготовлен проект Положения о ЦОК.

Основные функции ЦОК на морском и внутреннем водном транспорте (далее – МВВТ):

предоставление соискателям необходимой информации о правилах и процедурах независимой оценки квалификации;

организация и проведение независимой оценки квалификаций на соответствие требованиям профессиональных стандартов;

формирование сведений о результатах оценки квалификаций и передача их в СПК для обработки, экспертизы, анализа и внесения в федеральный реестр и осуществления мониторинга деятельности ЦОК на МВВТ;

оформление и выдача соискателю заключения квалификационной комиссии и в случае успешного прохождения оценки квалификации свидетельства о профессиональной квалификации.

В своей деятельности ЦОК обязан:

руководствоваться положениями федерального законодательства в сфере независимой оценки квалификаций, профессиональных стандартов, руководящих и методических документов СПК;

осуществлять оценку квалификации по установленному СПК перечню в соответствии с областью деятельности;

определять стоимость процедуры оценки квалификации в соответствии с методикой, утвержденной СПК;

обеспечить передачу в СПК сведений установленного формата о результатах оценки квалификаций (в том числе документов по проведенной оценке квалификаций – по запросу СПК) в установленные СПК сроки;

обеспечивать информационную открытость своей деятельности в соответствии с утвержденным положением.

Центр оценки квалификации имеет право:

выдавать соискателю от имени СПК свидетельство о профессиональной квалификации по утвержденной форме;

принимать участие в разработке нормативных, руководящих и методических документов СПК;

организовывать и проводить научно-методические конференции, выставки, семинары и совещания с целью обобщения опыта деятельности по оценке квалификации, разъяснения методических, организационных, процедурных вопросов и документов СПК.

Организационно-структурные элементы ЦОК: организационный отдел; квалификационный отдел; апелляционная комиссия; экзаменационные центры.

В компетенцию отдела входит:

прием, проверка и регистрация заявочных документов;

учет и выдача документов по результатам оценки квалификаций;

передача сведений о выданных свидетельствах, о квалификации в СПК и обмен информацией с СПК;

предоставление соискателям по их требованию необходимой информации и консультации по вопросам оценки профессиональных квалификаций в пределах своей компетенции;

• организационное обеспечение деятельности квалификационной комиссии для осуществления оценочных процедур.

Квалификационный отдел формирует квалификационные комиссии для проведения и принятия квалификационного экзамена. Квалификационная комиссия состоит не менее чем из трех экспертов ЦОК на МВВТ, аттестованных в установленном СПК порядке, включая одного технического эксперта.

В компетенцию отдела (квалификационных комиссий) входит:

осуществление оценки соответствия квалификации соискателя установленным требованиям (квалификационный экзамен);

оформление заключений по итогам оценки квалификации и свидетельств о профессиональной квалификации;

выдача от имени СПК соискателям, успешно сдавшим квалификационный экзамен, свидетельств о квалификации;

формирование мотивированного отказа в удостоверении соответствия квалификации соискателя установленным требованиям, консультирование соискателей по принятым решениям.

Апелляционная комиссия создается для рассмотрения рекламаций и жалоб по вопросам нарушения процедур независимой оценки квалификаций, а также о несогласии с присвоенной/неприсвоенной профессиональной квалификации с решением квалификационной комиссии. Члены апелляционной комиссии принимают решение об удовлетворении или отклонении апелляции, принятое решение оформляется протоколом.

Экзаменационный центр (ЭЦ) может быть создан на собственной материально-технической базе или на производственной базе сторонней организации (по договору).

Сведения об ЭЦ (реестровый номер, наименование организации, юридический адрес и адрес местонахождения, область деятельности) должны быть внесены в федеральный реестр.

Финансирование

Услуги по независимой оценке квалификации предоставляются ЦОК на МВВТ на договорной основе.

Финансирование ЦОК на МВВТ осуществляется за счет доходов от возмездного оказания услуг физическим и юридическим лицам по реализации процедур независимой оценки квалификации и других, не запрещенных законодательством поступлений.

Сведения о центре формируются СПК и представляются в автономную некоммерческую организацию «Национальное агентство развития квалификаций» для размещения в реестре не позднее пяти календарных дней после принятия СПК решения о наделении организации-заявителя полномочиями по проведению независимой оценки квалификации, изменения сведений о деятельности центра, принятии советом решения о прекращении полномочий центра.

На морском и внутреннем водном транспорте имеются специальности, которые не относятся к сфере деятельности СПК на морском и внутреннем водном транспорте, а находятся в сфере действия других СПК. Вместе с тем лица, имеющие указанные профессии, не смогут выполнять квалифицированно и эффективно поставленные перед ними задачи, не обладая необходимыми знаниями и умениями в соответствии с требованиями отраслевых нормативных документов и инструментов для их реализации.

В этой связи необходимо на уровне советов заключить договоры о взаимодействии и сотрудничестве в части учета специфики отрасли при проведении оценки квалификации указанных специалистов. Это позволит созданным ЦОК на морском и внутреннем водном транспорте заключать договора с соответствующими смежными ЦОК о направлении ими указанных специалистов в ЦОК при Совете на морском и внутреннем водном транспорте.

Морские вести России №3 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ