60 лет с атомным флотом России - Морские вести России

60 лет с атомным флотом России

19.03.2020

Образование

60 лет с атомным флотом России

В декабре 2019 года атомному флоту России исполняется 60 лет. 3 декабря заступил на арктическую вахту атомный ледокол «Ленин». Хотя это и не юбилей, но дата, достойная уважения. Только глухой сегодня не слышит и немой не говорит о важности задач по освоению Арктического региона. Но что и кем было сделано, чем по праву гордится наша страна, вспомнить бы тоже надо. Мы, безусловно, признаем пальму первенства за проектантами, судостроителями и высоко ценим труд сотен специалистов, вложивших свой труд в это большое государственное дело. Однако наряду с этим хотели бы очень кратко прикоснуться к страницам истории с позиций кадрового обеспечения ледоколов как сложных технических объектов.

Владимир Королев, к.т.н., профессор кафедры судовых ЯЭУ

Иван Костылев, д.т.н., зав. кафедрой «Теплотехника, СК и ВУ» ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

За 60 лет было построено 10 атомных судов и атомный плавучий энергоблок. В настоящее время в состав действующего флота входят 2 атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой. Это атомоходы «Ямал», «50 лет ПОБЕДЫ» (проект 10521); два ледокола – «ТАЙМЫР», «ВАЙГАЧ» (проект 10580) и атомный лихтеровоз-контейнеровоз «СЕВМОРПУТЬ» (проект 10081) с одной реакторной установкой. Данные реакторные установки типа КЛТ-40 имеют блочную компоновку.

В 2019 г. после завершения строительства транспортирован на место постоянной дислокации на Чукотку в г. Певек атомный плавучий энергоблок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» (проект 20870), который войдет в состав одноименной плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС).

В ЦКБ «Айсберг» разработан проект 22220 двухосадочного (универсального) атомного ледокола (УАЛ) «АРКТИКА» нового поколения. В июне 2016 года на ОАО «Балтийский завод» ледокол был спущен на воду и в настоящее время проходит испытания. В октябре 2017 года здесь же был спущен на воду второй атомный ледокол – «СИБИРЬ», а в июле текущего года третий атомный ледокол – «УРАЛ» аналогичных проектов. Все новые ледоколы укомплектованы реакторными установками интегрального типа «РИТМ-200», которые разработаны специалистами АО «ОКБМ Африкантов» и относятся к новому, четвертому поколению реакторных установок.

«Ядерная школа»

Начиная с первого атомного ледокола «Ленин» эксплуатация обеспечивалась инженерными кадрами, прошедшими специальную подготовку в ЛВИМУ им. адмирала С.О. Макарова, история которого насчитывает более 140 лет. В дальнейшем количество атомных судов возрастало и требовалось создать необходимую учебную базу для подготовки и переподготовки инженерных кадров для эксплуатации данных судов. Для этого в ЛВИМУ была организована кафедра судовых ядерных энергетических установок и спецкурсы дополнительного обучения командного состава судов с ЯЭУ. В 2012 г. спецкурсы были переименованы в Специальный центр обучения командного состава судов и других плавсредств с ядерными установками (в дальнейшем Спеццентр).

В Спеццентре подготовка специалистов для атомфлота осуществлялась на базе Тренажерного центра атомного флота вплоть до 2008 года. Здесь уместно подчеркнуть, что работа была организована совместно с Мурманским морским пароходством, в ведении которого находились тогда атомоходы. Первыми инструкторами были специалисты пароходства, имевшие необходимый практический опыт. В частности, достаточно назвать выпускника «Макаровки» Вячеслава Владимировича Рукшу, который длительный период возглавлял тренажерный центр, а уже будучи руководителем пароходства и затем «Атомфлота», лично вникал во все проблемы подготовки кадров для атомоходов. С 2008 до 2013 года обучение проходило с использованием тренажеров 92-й базы (г. Мурманск) и тренажера АППУ «Марс» (л/к «50 лет Победы»). Активная фаза подготовки плавсостава атомных судов в силу сложившихся обстоятельств закончилась в 2013 г. За период с 1973 по 2013 год подготовлено для атомного флота более 1000 специалистов.

Кроме того, осуществлялась переподготовка и повышение квалификации специалистов, работающих в области атомной техники и технологии. Обучение проводилось по нескольким программам: «Ядерная и радиационная безопасность при строительстве, ремонте атомных судов, перегрузке ядерного топлива»; «Транспортировка и хранение отработанного ядерного топлива» и т.д. По данному направлению прошло обучение более 200 руководителей и специалистов различных предприятий Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска. Это ОАО «Балтийский завод», ООО «Балтийский завод – Судостроение», ОАО «Концерн «Росэнергоатом», ОАО «Трест Севзапмонтажавтоматика», ОАО «Балтийский Алмаз», ФГУП «Росморпорт», ОАО «ЭлектроРадиоАвтоматика», ОАО «Северная верфь» и т.д.

Развитие системы подготовки имело сложную динамику, описанную в коллективной монографии. В процессе создания единственной в мире СИСТЕМЫ подготовки инженеров всех специальностей для эксплуатации атомных судов приняли участие многие специалисты и преподаватели, но главными энтузиастами и моторами этого процесса были профессора кафедры судовых ЯЭУ В.А. Кузнецов и А.Ю. Ластовцев. Именно благодаря их безмерным усилиям система развивалась и прогрессировала с каждым годом. Профессор В.А. Кузнецов до последних дней жизни занимался совершенствованием методики обучения, многое сделал в подготовке учебников и методических пособий. Сменивший его в вопросах нормативного обеспечения, планов и программ подготовки специалистов для атомоходов А.Ю. Ластовцев активно контактировал с проектантами и руководством отрасли в части создания юридической базы процесса обучения.

«Ядерная школа» ЛВИМУ вбирала в себя все новые конструкторские идеи, накапливала положительную и отрицательную информацию о реальной эксплуатации атомных судов. В процессе формирования школы для проведения лекций и практических занятий привлекались разработчики и аналитики из ведущих НИИ и вузов Санкт-Петербурга и страны в целом (Москва, Нижний Новгород, Обнинск, Сосновый Бор). Подтверждением правильности и эффективности работы системы является безаварийная эксплуатация атомных судов.

Установившаяся в России тенденция на увеличение количества плавучих ядерных объектов требует дальнейшего совершенствования подходов к подготовке кадров. Актуальной задачей становилось создание единого государственного центра подготовки (в дальнейшем ЦЕНТР), переподготовки и повышения квалификации специалистов для эксплуатации судов и других плавсредств с ядерными установками. По замыслу идеологов для качественной практической подготовки ЦЕНТР должен иметь собственный тренажерный комплекс, включающий как полномасштабные тренажеры, имитирующие управление всем комплексом ЯЭУ, так и тренажеры, имитирующие управление отдельными системами и механизмами. В ЦЕНТРЕ должна концентрироваться проектная и эксплуатационная документация, исследовательские и аналитические материалы, международная и отечественная правовая документация, информация по аварийным ситуациям и т.д.

В дальнейшем ЛВИМУ было преобразовано в Государственную морскую академию (ГМА), а затем после слияния с ГУВКом в Государственный университет морского и речного флота (ГУМРФ) имени адмирала С.О. Макарова. Текущие события внесли свои коррективы в эффективно развивающийся процесс подготовки кадров. В 2008 г. была реорганизована структура управления атомным флотом, связанная с выводом атомных ледоколов из доверительного управления ОАО «Мурманское морское пароходство» и передачей их в состав ФГУП «Атомфлот» (сейчас в госкорпорации «Росатом»). В результате тренажеры, которые использовались в учебном процессе, были переданы ФГУП «Атомфлот» и перевезены в Мурманск.

В 2010 г. в ГМА по инициативе кафедры судовых ЯЭУ предпринимались попытки установить на площадке ГМА полномасштабный тренажер ПАТЭС «Академик Ломоносов». По этому поводу в ГМА состоялось совещание с представителями госкорпорации «Росатом» и другими заинтересованными организациями, однако отстоять позицию ГМА и кафедры не удалось.

В 2013 г. в Минтрансе РФ было принято решение об упразднении успешно работавшей системы подготовки и дипломирования моряков с атомной специализацией (отмена приказа Минтранса РФ от 23.09.1997 № 109). При этом в действие не были введены другие нормативные документы, регламентирующие подготовку, проверку знаний и дипломирование командного состава судов с ядерными энергетическими установками. В результате были свернуты программы подготовки.

Несмотря на случившееся, в ГМА (ГУМРФ) продолжал действовать Спеццентр и в 2015-2017 годах было организовано обучение сдаточной команды от ООО «Балтийский завод – Судостроение» по 8 программам, рассчитанным на общий объем обучения 690 часов. Целью обучения была подготовка к самостоятельному несению вахты, обслуживанию оборудования и систем ПЭБ «Академик Ломоносов» в период пусконаладочных работ и испытаний. Была проведена аттестация слушателей государственной аттестационной комиссией (ГАК), организованной в соответствии с приказом ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова № 24 от 20.01.2015. В состав ГАК входили представители университета, ООО «Балтийский завод – Судостроение» и Северо-Европейского межрегионального территориального управления (МТУ) по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

На кафедре судовых ЯЭУ продолжалась работа над концепцией организации подготовки эксплуатационного персонала для судов и других плавсредств с ядерными установками в межотраслевом специальном центре на базе ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова. При разработке концепции привлекались специалисты ФГУП «Атомфлот», филиала АО «Концерн Росэнергоатом», Дирекции по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций, Северо-Европейского МТУ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, ОАО «Балтийский завод», ФГУП «НИТИ им. А.П. Александрова», АО «ЦНИИМФ».

Концепция в широком смысле рассматривала вопросы подготовки и переподготовки кадров для атомного флота и по своей сути являлась ориентиром дальнейшего развития системы подготовки. В актуализации основных положений концепции участвовали на разных этапах руководители ГМА, ГУМРФ. Основные идеи концепции были изложены в ряде работ.

Центр морских арктических компетенций

В 2017 г. решением руководства ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова функции «Спеццентра» были переданы Центру морских арктических компетенций (ЦМАК), и начался новый этап развития системы подготовки и переподготовки кадров для плавучих объектов с ЯЭУ. ЦМАК является структурным подразделением института дополнительного профессионального обучения ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова.

Ядром ЦМАК является специальный тренажерный комплекс по управлению реакторной установкой «РИТМ-200» для подготовки, переподготовки и повышения квалификации экипажей универсальных атомных ледоколов проекта 22220 типа «АРКТИКА». В тренажерном комплексе моделируется ЯЭУ ледокола.

С момента открытия ЦМАК проделана большая работа по подготовке Центра к началу обучения. Сформирован коллектив инструкторов, разработана и реализована программа их подготовки. Освоена техническая документация и разработаны сценарии занятий.

В марте текущего года в ЦМАК прошли обучение специалисты Балтийского завода, затем с апреля по август члены первого экипажа универсального атомного ледокола «АРКТИКА». Программы подготовки специалистов включают теоретический курс, знакомящий слушателей с особенностями новых ядерных энергетических установок ледоколов, и курс тренажерной подготовки.

По предварительно согласованному с ФГУП «Атомфлот» плану ЦМАК предстоит подготовить более 300 специалистов для серии универсальных атомных ледоколов «АРКТИКА», «СИБИРЬ» и «УРАЛ». Руководство «Атомфлота» взяло курс на перестройку первичной подготовки и повышение квалификации специалистов по модели, реализуемой в ГК «Росатом» для типовых атомных энергоблоков. При этом ориентация идет на послевузовскую подготовку специалистов в процессе эксплуатации на борту атомных судов.

По инициативе руководства ФГУП «Атомфлот» был объявлен тендер на разработку и написание книг, отражающих особенности эксплуатации ЯЭУ атомных плавучих объектов с акцентом на новые проекты. В результате на написание книг получили право специалисты факультета судовой энергетики института «Морская академия» ГУМРФ. Ими были написаны учебные пособия, адресованные членам экипажей судов и других плавсредств с ядерной энергетической установкой: Королев В.И. «Основы эксплуатации и ремонта реакторных установок плавучих объектов с ядерной энергетической установкой» в двух частях; Романовский В.В., Малышев В.А. и др. «Современные и перспективные гребные электрические установки судов ледового плавания и атомных ледоколов», Сабадаш А.И., Лукин П.Д. и др. «Системы автоматического управления универсального атомного ледокола проекта 22220». Подготовка реализуется в условиях последовательного прекращения эксплуатации ледоколов «Таймыр», «Вайгач», «Ямал» и ввода в действие серии ледоколов проекта 22220.

Наметилась тенденция к систематизации и ориентации процедур первичной подготовки и переподготовки на базе института ДПО ГУМРФ. Складывается подход к переформированию системы подготовки с учетом новых судов и условий их эксплуатации. На данном этапе очень важно обеспечить кадрами современный флот с учетом имеющегося богатого опыта.

Морские вести России №18 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ