Первый моряк своего времени - Морские вести России

Первый моряк своего времени

13.03.2020

Инфраструктура / Образование

Первый моряк своего времени

Единственный в России музей адмирала Михаила Петровича Лазарева создан в новороссийской средней школе № 12. Все здесь, конечно, скромно, но выполнено с любовью и старанием. Вот стенды, баннеры, экспонаты, среди которых немало раритетов, раскрывающих различные периоды жизни и деятельности выдающегося русского флотоводца и патриота, жившего более 200 лет назад. Экспонаты и экспозиции настолько аккуратно и системно размещены, что небольшое помещение площадью чуть менее 100 квадратных метров приобретает вид компактного и со вкусом оформленного зала.

Владимир Меланин, Новороссийск

Морские классы

Учитель русского языка и литературы, он же руководитель школьного музея, Александр Ильич Мандрыка знакомит с экспозициями и поясняет, что в 2014 году школе присвоили имя Михаила Петровича Лазарева. Тогда же организовали морские кадетские классы, чтобы сориентировать ребят на морские профессии. С помощью преподавателей Морского государственного университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, моряков Новороссийской военно-морской базы, отделений географического и исторического обществ, местных писателей-маринистов, ветеранов военно-морского и торгового флотов школьникам начали прививать интерес к изучению наследия адмирала, понимать его значимость для истории города и страны. Ведь адмирал является одним из основателей Новороссийска. 12 сентября 1838 года в Суджукскую (ныне Цемесскую) бухту вошла эскадра русских кораблей под его командованием. Был высажен большой десант и обследованы берега бухты. Как доносил российскому императору адмирал, здесь возможно создание постоянной военно-морской базы, торгового порта и поселения, которое и стало именоваться Новороссийском.

По словам А. Мандрыки, занятия в кадетских классах благотворно сказались на учебе и дисциплине, но ощущался недостаток иллюстративной, фактурной составляющей. Вот тут-то и пришла мысль о создании школьного музея, посвященного жизни и деятельности прославленного адмирала. Ведь школа носит его имя, значит, и музей его должен быть.

– Ведь что, по сути, мы знали о Лазареве? – задается вопросом Александр Мандрыка и отвечает: – Да, был отважным и отчаянным морским командиром, путешественником, совершившим три кругосветки, первооткрывателем Антарктиды, отцом-основателем нашего города. А вот глубины познания жизни, характера, его взглядов на общественное и государственное устройство, конечно же, не было. Хотелось и другого – чтобы жизнь, стремления, убеждения Михаила Петровича стали образцом для наших воспитанников, помогли им сделать правильный выбор в жизни, быть честными и не сгибаться под напором обстоятельств. Огромным подспорьем в решении этих задач мог бы стать школьный музей.

Рождение музея

Свою инициативу Александр Мандрыка представил педсовету, который, как и директриса школы Светлана Владимировна Балышева, поддержал и горячо одобрил ее. Было это в июне 2019 года, а через пять месяцев музей уже принимал первых посетителей.

– Как вам это удалось в такой короткий срок, да без финансирования и помощи специалистов-музейщиков?

– Помог опыт в музейном деле, – говорит Александр Мандрыка. – Со средствами, конечно, туговато. Спасибо всем неравнодушным учителям и родителям, партнерам, особенно Морскому собранию в лице вице-адмирала Евгения Васильевича Орлова и его заместителя капитана первого ранга Валерия Борисовича Филиппова. Откликнулись на наши просьбы десятки людей, понимавшие значение музея для воспитания детей.

Когда совет музея, а это в основном учащиеся и морские кадеты, его руководитель с головой окунулись в поиски экспонатов, архивных материалов, то ощутили колоссальный масштаб личности адмирала Лазарева. Пришло и понимание счастья и ответственности, что выпали школе – носить имя столь выдающейся личности. Как следствие, у ребят повысился интерес к учебе. Вот пример. Александр Ильич подходит к столу, где разложены копии наград адмирала Лазарева.

– Дети с интересом рассматривают ордена Российской империи XIX века, это вызывает интерес к личности Лазарева и к истории страны, – говорит А. Мандрыка. И если учитель истории способен обыграть это, то урок может увлечь весь класс. А отдельные уроки вообще в музее можно провести.

– Вот уникальный архивный документ – справка о дате рождения Михаила Лазарева. Мы получили ее из Владимира. Теперь знаем, что М.П. Лазарев родился 3 ноября (по старому стилю) 1788 года, о чем сделана метрическая запись в книге Знаменской церкви Владимира.

Среди экспонатов – земля с родины адмирала, она хранится в специальной шкатулке. Александр Ильич специально ездил за ней по приглашению Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Тогда и выяснилось, что дом, в котором родился М.П. Лазарев, не сохранился, поэтому предложили землю с территории храма, где его крестили. При церемонии передачи шкатулки с землей, заснятой и затем показанной в эфире московского телеканала «Россия-1», ему вручили рисунок на морскую тему восьмилетнего владимирца Георгия Тюрина. Рисунок тоже хранится в музее.

А вот, кажется, совсем невзрачный экспонат – камень килограммов на 7-8. Оказалось, что он изъят из стены разрушенной дачи М.П. Лазарева на мысе Фиолент в Севастополе. Получил музей этот экспонат благодаря вице-адмиралу Е.В. Орлову.

В музее широко представлен книжный ряд. Вот полное 50-томное собрание сочинений новороссийских писателей-маринистов, подаренное музею. Рядом объемистый том «Персоны Новороссийска», в котором собраны сведения о всех людях, внесших значительный вклад в развитие города. Это подарок городского исторического общества. А вот эта книга – «Азбука города-героя Новороссийска» – ценна для музея вдвойне: и содержанием, и автографом с пожеланием удачи и успехов ребятам школы № 12 и их музею от народного артиста СССР Василия Семеновича Ланового. Гордятся ребята и руководитель музея библиотечкой по гидрографии – подарок Новороссийской военно-морской базы.

О книге И.А. Родимцева «Адмирал Лазарев», вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» с авторской дарственной надписью и пожеланием успеха, добра и счастья всем учащимся школы № 12, надо рассказать отдельно.

В данном случае очень кстати процитировать писателя-мариниста Валентина Пикуля: «Будем же уважать наше прошлое, ибо без него все мы – как деревья без корней. Будем чтить священную память людей из былого времени – с их нелегкой и сложной судьбой». Вряд ли скажешь лучше и точнее. В отношении российских флотоводцев – адмиралов Лазарева, Нахимова, Корнилова, Ушакова и многих тех, кто жил и трудился во славу флота России.

Мог позволить себе спорить с императором

Каким же был адмирал Лазарев? Вот, например, рассуждения писателя И.А. Родимцева, автора книги «Адмирал Нахимов», в ответном письме новороссийским школьникам. В историческом исследовании писатель предпринял, по его словам, попытку раскрыть образ выдающегося флотоводца и мореплавателя, вся жизнь и деятельность которого основывалась на высоком профессионализме, честности и патриотизме, для которого не существовало неразрешимых задач. Адмирал Лазарев был уникальной, легендарной личностью. «Представьте себе, – пишет И. Родимцев новороссийским школьникам, – что один и тот же человек в юном возрасте был направлен на пять лет стажироваться на английский флот; стал одним из лучших офицеров русского флота; совершил три кругосветных путешествия; навел порядок в Русской Америке; командовал одним из кораблей экспедиции, открывшей континент Антарктиду; был командиром корабля «Азов» в Наваринском морском сражении, где потопил три фрегата и корвет, вывел из строя один из крупнейших кораблей противника, получил 180 пробоин, и впервые в истории российского флота «Азов» был награжден кормовым Георгиевским флагом, а его командир стал адмиралом; был назван англичанами первым моряком своего времени; выполнял важные военно-дипломатические поручения; командовал Черноморским флотом и воссоздал его; отстраивал Севастополь и Николаев; стал одним из основателей Новороссийска; воспитал целое поколение морских офицеров; мог позволить себе спорить с императором…»

– Разве не убедительно даже краткое перечисление заслуг М.П. Лазарева для создания его музея? – задает риторический вопрос Александр Мандрыка и сообщает приятную новость: писатель Илья Родимцев дал согласие приехать из Москвы в школу № 12 Новороссийска в конце января 2020 года на торжественную линейку по случаю 200-летия открытия Антарктиды.

Конечно, невозможно рассказать обо всех экспонатах начинающего музея. Вот некоторые раритеты: маячный фонарь, коллекция марок и открыток с дарственными подписями московского художника Ивана Ульяновского; герб города Владимира конца XVIII века; вымпел музея, разработанный по просьбе новороссийцев севастопольским художником-геральдистом Вадимом Прокопенковым. Кстати, один экземпляр вымпела отправлен в Санкт-Петербург и передан на научно-исследовательское судно «Адмирал Владимирский», которое в начале декабря направляется в Антарктиду. Так что о школьном музее Новороссийска узнают и на ледовом континенте.

Научный аспект

Любой музей предполагает научную и исследовательскую работу. Об этом тоже позаботились в школе №12.

– Нами разработана тематика проектов и докладов, – рассказывает А.И. Мандрыка. – Вот перечень некоторых из них: «Лазаревская школа» (Дмитрий Несмеянов), «М.П. Лазарев – главный командир Черноморского флота» (Никита Четверяков), «Семья М.П. Лазарева» (Денис Безгачев), «Открытие Антарктиды» (Андрей Решетняк), «Увековечение памяти адмирала М.П. Лазарева» (Дарья Третьякова). Разработка отдельных тем рассчитана на несколько лет. Ребята учатся навыкам исследовательской работы, вести активные поиски, правильно распределять время, работать с первоисточниками. Здесь и свобода творчества, и выражение собственной точки зрения, и отношение к изучаемым событиям и явлениям. Периодически будем издавать сборники с публикациями докладов.

А еще при музее создан клуб интересных встреч, проводятся Лазаревские чтения, последние были 14 ноября 2019 года и посвящались 231-й годовщине со дня рождения выдающегося флотоводца. В плане – создание музейной библиотеки, под нее готовится помещение. Сейчас школа готовится к защите обоснования для получения гранта, так как музей требует средств. Нужны специальные витрины, экспонаты, в частности модели кораблей, которыми командовал М.П. Лазарев. Ведь музею отроду всего несколько месяцев и много чего еще нужно. Все будет, – уверены ребята и их наставник Александр Ильич Мандрыка. Говорил же когда-то Михаил Петрович Лазарев, что неразрешимых задач не бывает..

Морские вести России №17 (2019)

75 лет Великой Победы
Баннер
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

19.03.2020

Инфраструктура / Образование

13.03.2020

Инфраструктура / Образование

17.02.2020

Инфраструктура / Образование