«Морское образование: возвращение на круги своя»
30.08.2024
Образование
Фото: prof.gumrf.ru
Прочитал под таким заголовком в газете «Морские вести России» №6, 2024 г. очень интересный материал и отлично понимаю авторов: преподавателей ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова Н. Григорьева, В. Кудряшова, М. Наконечного, и их переживания.
Я оканчивал тот же вуз, но почти на полтора десятка лет позже, однако многое описанное в статье узнаваемо и воспоминания о периоде учебы не менее теплые. Надо признать, что с того времени, можно сказать, сменилась эпоха. И страна, и город уже называются иначе, да и сам вуз с тех пор дважды менял название. Теперь уже нет распределения, о котором говорится в статье, нет упомянутых пароходств, а на традиционно морские специальности стали набирать и девушек, о чем раньше нельзя было даже подумать. Одним словом, многое изменилось, что-то в лучшую сторону, что-то – нет.
Михаил Неволин
Курсантская жизнь
Авторы вспоминают времена, когда курсанты большую часть времени проводили вместе. Так оно и было. Сначала два года в Стрельне. Там все и жили, и учились, да и в увольнения часто ходили большой компанией. Потом все переезжали на Заневский. Тут, правда, часть курсантов (ленинградцы) имела возможность жить дома, но тем не менее все равно много времени проводили вместе.
Кроме того, за период пребывания в училище помимо обучения, практики и военных сборов были и другие мероприятия, когда курсанты находились вместе. Например, можно вспомнить поездки в совхозы для уборки урожая картофеля, которые могли длиться несколько недель. Все это, конечно, не имело отношения непосредственно к обучению, но в той или иной мере способствовало формированию того, что сегодня принято называть модным термином softskills – навыкам работы в команде, ответственности и т.д.
Разумеется, не призываю возвращаться к практике отправки курсантов и студентов в колхозы, да это и невозможно, но надо признать, что этот опыт, когда курсанты проводили много времени друг с другом, работая или отдыхая, вносил свой вклад в формирование личности будущего моряка.
Сегодня многое изменилось. Уже с первого курса многие курсанты живут у себя дома или на съемной квартире. К тому же во время пандемии выяснилось, что часть предметов вполне можно проходить дистанционно. Разумеется, во всем этом немало плюсов, но, как следствие, многие курсанты даже не знают своих однокурсников, а порой и одногруппников.
Хорошо это или плохо – рассудит время, но что-то мне подсказывает, что традиционных встреч выпускников, которые собираются, например, на 25-летие или 50-летие выпуска, со временем будет все меньше и меньше, так как общих воспоминаний за годы учебы становится не так уж много.
Притяжение берега
Престиж профессии моряка, а следовательно, и морских учебных заведений в прошлом во многом был связан с социальной ситуацией в обществе. Моряки не только могли зарабатывать больше, чем на берегу, но и имели возможность «посмотреть мир» – в советское время для этого было не так уж много вариантов. Морские вузы не испытывали проблем с набором абитуриентов даже с учетом того, что помимо обычных для вузов вступительных экзаменов необходимо было предварительно пройти медкомиссию, где часть поступающих отсеивалась.
Перспектива интересной и хорошо оплачиваемой работы привлекала многих молодых людей со всего СССР. Кроме того, поступившие могли рассчитывать на полное гособеспечение. Понятно, что кубрики – это не номера в пятизвездочных отелях, еда на камбузе была не всегда вкусной и обильной, а стипендии хватало разве что на курево, зубную пасту и кино, но жить было можно. Тем более что уже после первой же плавпрактики можно было немного поправить финансовое положение.
Сейчас ситуация несколько иная. Зарплата моряков по-прежнему выглядит неплохо на рынке труда, но перспектива уходить в море на несколько месяцев уже не устраивает многих выпускников школ, предпочитающих делать выбор в пользу других профессий. И надо признать, что это вполне естественный процесс для общества, где развивается экономика, – молодые люди предпочитают выбирать работу на берегу.
Это касается, конечно, не только России. Несколько лет назад во время пребывания в Китае разговаривал с коллегами из Шанхайского морского университета, которые говорили об аналогичной проблеме. На морские специальности в основном приходят учиться жители отдаленных районов страны, а юноши и девушки из самого Шанхая предпочитают выбирать те направления обучения, что позволят им после окончания найти достойную работу в офисе в родном городе. Это вполне объяснимый и закономерный процесс, но факт остается фактом – роскошь отбирать, например, на судоводительский факультет лучших выпускников школ сегодня, а тем более завтра будет непозволительной.
Более того, в последние годы все чаще приходится наблюдать, как выпускники, потратившие не менее пяти лет на обучение по специальности «судовождение», заявляют, что им не нужен рабочий диплом, так как они вообще не планируют связывать свою дальнейшую жизнь с морем (?!).
Следствием этого явились объединения вузов и другие преобразования, приведшие к тому, что учебные заведения, традиционно специализирующиеся на подготовке кадров для флота, постепенно стали переориентироваться на подготовку специалистов более широкого профиля – менеджмент, информационная безопасность, строительство, юриспруденция и т.д. Учебные заведения продолжают считаться морскими, даже если большинство выпускников работает в сферах, никак не связанных с морским флотом. Впрочем, на рекламных буклетах учебных заведений по-прежнему чаще всего изображаются курсанты, стоящие у штурвала, и красивые парусники.
Забюрократизированность и формализм
Понятно, что любой процесс подразумевает такие вещи, как планирование, отчетность, документирование. Учебный процесс не исключение и, конечно, необходим определенный документооборот – рабочие программы дисциплин, индивидуальные планы профессорско-преподавательского состава. Ожидалось, что развитие информационных технологий и цифровизация существенно упростят бюрократическую часть работы в учебных заведениях, однако этого не произошло.
Скорее наоборот. Скажем, в советское время индивидуальный годовой план преподавателя представлял из себя один листок, с одной стороны которого указывалась запланированная нагрузка (лекции, практические занятия, дипломное проектирование и т.д.), а с другой стороны – прочая деятельность преподавателя: участие в семинарах, публикация статей и т.д. Сегодня данный документ разросся до 10 страниц.
В целом понятная и здравая идея создания единых федеральных образовательных стандартов (ФГОС) в реальности свелась к бесконечному пересмотру и постоянной модернизации этих самых стандартов и, соответственно, всех связанных с ними документов. Перегруженность отчетной деятельностью приводит к тому, что преподаватель все меньше контактирует непосредственно с курсантами и студентами и все больше времени уходит на работу с разного рода бумагами – журналами, отчетами и прочим.
Ничего не имею против системы стандартов качества, но все-таки следует иметь в виду, что она разрабатывалась прежде всего для предприятий, занимающихся производством той или иной продукции, обслуживанием или сбытом. Учебный процесс имеет свою специфику и тут гораздо труднее оценить качество проделанной работы, чем, скажем, на предприятии, выпускающем автомобили или в сети ресторанов быстрого питания.
Акцент в оценке качества работы учебного заведения делается не столько на сам процесс преподавания, сколько на правильность ведения документации. Как правило, проверяющего не очень интересуют сами лекции или практические занятия – он проверяет журналы, ведомости, рабочие программы и прочие в общем-то важные и нужные документы. Проблема лишь в том, что при отлично организованном документообороте сами занятия могут быть очень слабыми.
Иными словами, получается, что если я, например, хорошо понимаю, как следует организовать документооборот и наладить отчетность на той или иной кафедре, согласно всем стандартам и требованиям ISO, но качество преподавания, мягко говоря, оставляет желать лучшего, то мне не так уж сложно будет пройти любую аттестацию или аудит.
Разумеется, не отрицаю важности системы качества, но, на мой взгляд, необходимо учитывать, что качество преподавания дисциплины не всегда просто оценить, опираясь лишь на проверку формального выполнения необходимых положений и инструкций. Каждый из нас наверняка может вспомнить преподавателей, на лекциях которых все силы уходили на борьбу со сном, и тех, которых слушали, что называется, «открыв рот», но, увы, эти показатели довольно трудно измерить и задокументировать.
Проблема кадров
Отчасти все описанное выше, невысокие зарплаты преподавателей привели к тому, что в большинстве морских учебных заведений сегодня очевиден явный недостаток молодых специалистов. Средний возраст профессорско-преподавательского состава «морских» кафедр неуклонно растет. Проблема еще и в том, что все-таки такие предметы, как «Предотвращение столкновений судов», «Основы безопасной эксплуатации танкеров», «Морская радиосвязь» и т.д., это довольно узкая сфера.
На рынке труда проще найти преподавателей математики, экономики, физики и других общеинженерных дисциплин. Здесь же мы имеем дело не просто с поиском того, кто должен обладать необходимыми знаниями в области преподаваемой дисциплины, но и должен иметь опыт работы в данном направлении.
Понятно, что на определенном этапе обучения готовить моряков должны моряки, летчиков – летчики, хирургов – хирурги, то есть те, кто имеет опыт работы непосредственно в этой сфере. При этом надо понимать, что людей с опытом работы капитанами на танкерах или старшими механиками на атомных ледоколах в принципе не так уж много. Тем более что, перейдя на преподавательскую работу, они будут получать совсем не те деньги, к которым привыкли за годы работы в море.
Кроме того, надо иметь в виду, что далеко не все высокопрофессиональные судоводители могут быть такими же высокопрофессиональными преподавателями или инструкторами – все-таки это совсем другая специальность. Как из высококлассного футболиста не всегда получается хороший тренер, так и не каждый опытный капитан может сразу стать хорошим преподавателем, а учиться новой для себя профессии зачастую уже нет ни сил, ни возможностей.
Высокий возраст профессорско-преподавательского состава несет еще одну потенциальную проблему. Морской транспорт является одной из сфер, где новые технологии внедряются наиболее интенсивно. Цифровизация, развитие систем навигации и связи, автоматизация, появление дистанционно управляемых судов и т.д. – все это подразумевает непрерывное обучение и переобучение и самих преподавателей. Умение и способность постоянно учиться и, если надо, переучиваться. Все люди, конечно, имеют свои индивидуальные особенности, но понятно, что в двадцать пять лет осваивать новые технологии, как правило, проще, чем в семьдесят пять.
Краткие выводы
Все вышесказанное не следует рассматривать как сетования стареющего человека на изменившиеся времена и нравы. Статья, которая послужила поводом к этим размышлениям, содержала выражение из библейской книги Екклесиаста («возвращение на круги своя»). Позволю себе также привести цитату из этой же книги: «Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом». Сетовать на времена и нравы – дело неблагодарное.
Времена действительно другие, и многое в части подготовки моряков необходимо менять. Тут главное в процессе реформирования не утратить те ценности, что традиционно были в морских вузах, – взаимовыручка курсантов, чувство братства, хорошие и уважительные отношения курсантов с преподавателями. И тогда хочется верить, что сегодняшние выпускники однажды также соберутся на 50-летие своего выпуска и также тепло будут вспоминать курсантскую молодость.
От редакции. Газета предлагает выпускникам отраслевых вузов публикацию воспоминаний о том, какими они были, как их учили и как этот процесс происходит сейчас.
Морские вести России №10 (2024)