СУГ направляют в нефтехимию - Морские вести России

СУГ направляют в нефтехимию

28.07.2020

Грузовая база

СУГ направляют в нефтехимию

Ежегодное производство сжиженных углеводородных газов (СУГ) в России составляет порядка 16-17 млн тонн, из них около 6 млн тонн уходит на экспорт. Основным направлением экспорта остаются страны Северо-Западной Европы, перспективным для наращивания экспортных поставок представляется рынок АТР.

Несмотря на значительный экспортный потенциал СУГ, наибольшими темпами будут расти поставки этого вида сырья на внутренний рынок, чему способствуют государственные механизмы стимулирования развития нефтехимической отрасли. В случае если все заявленные проекты по строительству новых мощностей будут реализованы, к 2024 году производство СУГ в России вырастет до 23 млн тонн, при этом экспортные отправки составят не более 7-8 млн тонн.

Галина Музлова

Мировой рынок: обострение конкуренции

В настоящее время в мире производится порядка 300 млн тонн СУГ в год. Согласно прогнозу IHS Markit, к 2023 году этот показатель вырастет до 350 млн тонн, наибольший прирост производства ожидается в странах Ближнего Востока, Северной Америки, СНГ и в России.

Все более значимым игроком на мировом рынке СУГ становятся США, что связано с ростом объемов добычи сланцевых углеводородов в этой стране. Расширяется и география поставок американского СУГ – если раньше газ из США шел в основном в Китай, то сейчас отправляется и в другие страны АТР, и в Европу. В 2019 году объем поставок СУГ из США в Северо-Западную Европу вырос на 25% к 2018 году, в регион Средиземноморья – на 10%. В сентябре 2019 года первую партию СУГ из США импортировала Украина.

Эксперты IHS Markit ожидают, что потребление СУГ в странах Северо-Восточной Азии вырастет с нынешних 80 млн до 110 млн тонн к 2025 году прежде всего за счет роста потребления СУГ в Китае нефтехимической отраслью. Потребление СУГ в странах Южной Азии увеличится с 27 млн до 38 млн тонн, в том числе в Индии – с 25 млн до 35 млн тонн за счет коммунально-бытового сектора.

Согласно прогнозам, спрос на СУГ будет расти и в Европе, причем как за счет коммунально-бытового, так и нефтехимического сектора. Таким образом, на мировом рынке отмечается рост спроса на СУГ, но при этом происходит и обострение конкуренции между экспортерами.

Россия: замедление роста производства

Ежегодно в России производится порядка 16-17 млн тонн СУГ в год, что составляет 5-5,5% объема мирового производства. Наблюдаемый в начале 2010-х годов рост производства СУГ был связан в первую очередь с увеличением объемов переработки попутного нефтяного газа (ПНГ), что в свою очередь было обусловлено соответствующей политикой государства.

Постановлением Правительства РФ от 08.11.2012 г. №1148 «Об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа» было утверждено и подкреплено системой штрафов требование об утилизации 95% объема всего ПНГ, добываемого предприятием. Это заставило нефтедобывающие компании искать способы полезного применения ПНГ, основным из которых стала его переработка на газоперерабатывающих заводах.

Сегодня ведущим российским производителем СУГ является компания «СИБУР», на которую приходится до 45% рынка. К числу значимых производителей относятся «Газпром», «Роснефть», «Новатэк», «Сургутнефтегаз», «Иркутская нефтяная компания» (ИНК) и другие. Основной объем СУГ производится газоперерабатывающими предприятиями, доля нефтеперерабатывающих составляет примерно 10% от всего объема. В территориальной структуре российского производства лидирующие позиции занимает Уральский федеральный округ (52%), далее по убыванию следуют Приволжский и Сибирский ФО.

За период 2012-2018 годов валовое производство СУГ в России выросло с 13 млн до 16,7 млн тонн, наиболее интенсивный рост был отмечен до 2016 года. В 2019 году, по данным Thomson Reuters, валовое производство СУГ в России выросло на 140 тыс. тонн по сравнению с 2018 годом и составило 16,9 млн тонн.

«Этот прирост был обусловлен, во-первых, первым полным годом работы мощностей ИНК по производству СУГ, запущенных в середине 2018 года (прирост 90 тыс. тонн), во-вторых, заметным увеличением производства СУГ на Сургутском ЗСК «Газпрома» вследствие увеличения переработки сырья (ШФЛУ и газового конденсата) на этом предприятии», – поясняет Дамир Хальметов, эксперт по рынку СУГ Thomson Reuters.

СУГ в пользу нефтехимии

К 2014 году соотношение СУГ и нафты как сырья для нефтехимии сложилось 50/50. Но в 2015 году доля нафты начала расти в результате снижения ее стоимости за счет ввода отрицательного (обратного) акциза в рамках реализации налогового маневра, то есть прямая субсидия создала условия, при которых использование нафты для производства олефинов стало выгоднее.

Однако вовлечение СУГ в нефтехимию в ближайшее время может вырасти в связи со стратегическими ориентирами развития отрасли, а также под воздействием государственных механизмов. Если в 2018 году на переработку было направлено 23% СУГ, этана и нафты, то в соответствии с проектом Энергетической стратегии России (в редакции от 18.12.2019 г.) к 2023 году планируется увеличить этот показатель до 30%, а к 2035 году – до 35%.

Также в настоящее время продолжается работа над законопроектом в части отрицательного акциза на этан и СУГ и инвествычета для нефтепереработки. Размер субсидии для СУГ составит 4,5 тыс. рублей на тонну с рос-том до 7,5 тыс. рублей к 2026 году. По оценкам Минэнерго, предоставление льгот на СУГ и этан обеспечит дополнительные 12 млн тонн нефтехимичес-кой продукции, $7 млрд несырьевого экспорта и $50 млрд инвестиций в течение десяти лет.

Предполагается, что такие меры позволят повысить маржинальность и инвестиционную привлекательность нефтехимических проектов с использованием СУГ, которые планируются к вводу в эксплуатацию после 1 января 2022 года, а также позволят выровнять экономическую эффективность переработки СУГ и нафты. Потенциал переключения с нафты на СУГ в правительстве оценивается в 2,8 млн тонн, что составляет около половины объема переработки.

В настоящее время ведется обсуждение механизмов финансирования обратного акциза: Минфин предлагает для этого ввести НДПИ на ПНГ, Минэнерго считает, что льготы на СУГ не требуют дополнительного источника финансирования и могут выплачиваться из бюджета. Принять решение планируется в течение 2020 года.

Перспективы расширения

В ближайшие годы производство СУГ в России будет расти благодаря расширению или запуску ряда новых проектов.

Так, в первой половине 2020 года «Роснефть» планирует запустить производство СУГ в рамках проекта «Рос-пан» – создаваемого комплекса по подготовке и переработке газа и конденсата на Восточно-Уренгойском месторождении. Получаемый СУГ в объеме до 1,3 млн тонн планируется транспортировать по трубопроводу протяженностью 88 км до станции Коротчаево, где ведется строительство наливного терминала мощностью 1,6 млн тонн в год.

Нарастить выпуск СУГ на 1 млн тонн к 2020-2021 годам планирует ИНК за счет ввода в эксплуатацию трех установок комплексной подготовки газа на Ярактинском и Марковском мес-торождениях. В качестве основного рынка сбыта ИНК рассматривает страны АТР, также планируется поставлять СУГ на внутренний рынок.

Одним из крупнейших предприятий отрасли станет строящийся Амурский ГПЗ «Газпрома». К 2021-2023 годам завод будет производить 1,6 млн тонн СУГ, которые будут поставляться на экспорт, после 2024 года рассматривается возможность перенаправления этих поставок для переработки на Амурский ГХК «СИБУРа», запуск которого намечен на 2024 год.

«После запуска этого предприятия мы перестанем продавать около 3 млн тонн СУГ, которые условно стоят сейчас $350 за тонну, и начнем дополнительно продавать произведенные из этого газа более 2 млн тонн полимеров, которые будут стоить, например, $1 тыс. за тонну», – отмечал в прошлом году председатель правления компании «СИБУР» Дмитрий Конов.

В 2019 году руководство «СИБУРа» сообщало, что компания может принять решение об увеличении мощностей Амурского ГХК на 50% в случае, если механизм отрицательного акциза на СУГ будет одобрен правительством, а «Газпром» согласится нарастить объемы поставок сырья с Амурского ГПЗ.

Наконец, создание крупного комплекса в районе г.Усть-Луги по переработке этансодержащего газа и производству СУГ в объеме 2,2-2,4 млн тонн в год планируется в рамках совместного проекта «Газпрома» и «Русгаздобычи». Сырьем для производства станет газ, добываемый «Газпромом» на мес-торождениях Надым-Пур-Тазовского региона. Ввод в эксплуатацию первой очереди комплекса намечен на вторую половину 2023 года, второй очереди – до конца 2024 года. Основная часть СУГ с комплекса будет отправляться на экспорт морским путем.

Экспорт: временное снижение

Экспорт СУГ из России в 2019 году, по данным Thomson Reuters, сущес-твенно снизился – с 6,5 млн до 5,74 млн тонн (на 800 тыс. тонн). Из этого объема 2,4 млн тонн было перевалено на экспорт через морские порты, что почти на 0,5 млн тонн меньше, чем в 2018 году. Остальные 3,34 млн тонн были поставлены на экспорт по сухопутным каналам, снижение по отношению к прошлому году составило 250 тыс. тонн.

Из числа портов, через которые производится перевалка СУГ (Усть-Луга, Тамань, Темрюк, порты стран Балтии и Украины), наибольшее снижение было отмечено в Усть-Луге – на 350 тыс. тонн, до 2,1 млн тонн, что обусловлено сокращением поставок «СИБУРа». «В октябре – декабре 2019 года «СИБУР» производил загрузку сырьем своего нового завода «Запсибнефтехим». Загрузка к концу года составляла 150 тыс. тонн в месяц, и этот объем был снят в основном с экспорта через Усть-Лугу», – поясняет Д.Хальметов.

По данным Thomson Reuters, объем отгрузок через Тамань сократился в 2019 году на 80 тыс. тонн, через Темрюк – на 50 тыс. тонн. «Снижение поставок через черноморские терминалы наблюдается в течение последних нескольких лет и связано с понятием экспортной эффективности (netback), – считает эксперт. – Для большинства заводов на территории России этот канал поставок заметно проигрывает по уровню рентабельности по отношению к поставкам в направлении Усть-Луги, в западном направлении по сухопутным каналам, а также к поставкам на внутренний рынок». По его мнению, доля отгрузки через южные порты по мере сокращения экспорта будет снижаться и впредь, вплоть до того, что некоторые перевалочные мощности на юге могут остаться невостребованными.

По прямому сухопутному пути по железной дороге 90% поставок СУГ в 2019 году приходилось на пять стран: Польшу, Белоруссию (в основном транзит в Польшу и на Украину), Украину, Финляндию, Венгрию. «Произошло снижение сухопутных поставок в Польшу и Финляндию, которое компенсировалось некоторым увеличением морских поставок через Усть-Лугу и далее танкерами в эти же страны. Это связано с более выгодной логистикой и с возможностью поставок больших по объему партий СУГ», – отмечает Д. Хальметов.

В то же время в 2019 году выросли поставки СУГ по железной дороге на Украину (с 530 тыс. до 680 тыс. тонн), что, по мнению эксперта, объясняется наибольшей премиальностью этого рынка, связанного в свою очередь со значительным приростом потребления в этой стране (с 1,1 млн до 2 млн тонн за пять лет) при снижении собственного производства. Также рост поставок СУГ на Украину был связан с увеличением числа экспортеров: если в 2018 году поставки СУГ осуществляла только «Роснефть», то в 2019 году разрешение Минэкономразвития было выдано «Лукойлу».

Неоднозначный азиатский вектор

Сейчас на Дальнем Востоке работает единственный экспортный канал СУГ – терминал в районе пограничного перехода Забайкальск – Маньч-журия компании «Авестра», через который по железной дороге осуществляются поставки СУГ в восточный Китай. Мощность терминала составляет 1 млн тонн в год, реализуется проект по расширению до 3 млн тонн.

В настоящее время создается новый экспортный канал для морской перевалки СУГ на Дальнем Востоке – заявлено три проекта суммарной мощностью почти 3,4 млн тонн в год.

На территории свободного порта Ванино компания «Прайм» планирует построить терминал мощностью 1,4 млн тонн в год, через который СУГ на экспорт будет отгружаться с Амурского ГПЗ. Второй проект по созданию транспортно-перегрузочного комплекса СУГ мощностью 1 млн тонн в год реализуется в порту Советская Гавань компанией «Ремсталь». Поставщиками экспортного сырья на терминал будут «СИБУР» и ИНК. Кроме того, в 2017 году компания ООО «Восток LPG» сообщала о начале реализации проекта строительства терминала по перевалке СУГ во Владивостоке мощностью 1 млн тонн в год.

По мнению эксперта Thomson Reuters, появление морского экспортного канала позволит расширить объемы поставок СУГ и их географию – появится возможность поставлять сырье не только в восточную часть Китая (где существуют проблемы с доставкой СУГ к потребителям), но и в другие регионы этой страны, а также в Японию, Южную Корею и Вьетнам. Новый канал будет выгоден для производителей СУГ Восточной Сибири и Дальнего Востока, но им вряд ли будут пользоваться производители СУГ, расположенные на Урале, в Поволжье и Западной Сибири, считает Д.Хальметов. С другой стороны, эксперт обращает внимание на сопряженные с созданием нового канала риски нехватки экспортного сырья.

«Планируемый терминал в Ванино мощностью 1,4 млн тонн изначально был полностью рассчитан на объемы СУГ с Амурского ГПЗ. Но сейчас в связи с планами «СИБУРа» по строительству Амурского ГХК и возможностью перенаправления на него 1,5 млн тонн СУГ с Амурского ГПЗ для переработки терминал может рассчитывать на заявленные объемы экспорта только в период с 2022 по 2024 год, пока не начнет работать Амурский ГХК, который заберет эти объемы. А это спорное основание для сооружения терминала», – говорит эксперт.

В настоящее время проект по строительству терминала в Ванино, планируемого к пуску в четвертом квартале 2022 года, несмотря на прохождение Главгосэкспертизы, находится в ожидании окончательного решения по использованию СУГ Амурским ГХК в период после 2024 года. По проекту «Ремстали» в порту Советская Гавань мощностью 1 млн тонн, через который будет экспортироваться СУГ с предприятий ИНК и Томской области, работы продвигаются.

«Вполне возможно, что для реализации экспортных планов будет достаточно одного морского терминала. Но, даже если на Дальнем Востоке в итоге не будет построено ни одного морского терминала, весь экспортный объем СУГ, планируемый к перевалке, может быть реализован через сухопутный канал, учитывая его большую территориальную близость к Иркутску и Томску по сравнению с портом Советская Гавань», – отмечает Д.Хальметов.

Заключение

Таким образом, с учетом работающих мощностей и реализации заявленных планов по запуску новых заводов к 2025 году производство СУГ в России вырастет на 6 млн тонн и может составить 23 млн тонн (рис. 1).

Рис. 1. Динамика валового производства и экспорта СУГ в России, 2012-2025 гг.

Источник: Thomson Reuters

Экспорт СУГ в 2020-2021 годах снизится, что будет связано с продолжением загрузки «СИБУРом» нового предприятия. Загрузку планируется увеличить с текущих 70%, или 150 тыс. тонн в месяц, до 90-95%, или 200 тыс. тонн в месяц, которые будут перенаправлены с экспорта.

Но в дальнейшем, по мере ввода в эксплуатацию новых производств, экспорт вновь начнет расти. То есть доля экспорта СУГ в валом объеме его производства сначала снизится с 34% в 2019 году до 28% в 2021 году, а к 2025 году вновь вырастет до сегодняшнего показателя.

Справка

К СУГ относятся легкие углеводороды, которые при нормальном давлении и температуре окружающего воздуха находятся в газообразном состоянии, но при увеличении давления на небольшую величину без изменения температуры переходят в жидкое состояние.

Различные товарные марки СУГ представляют собой смеси компонентов (пропана, бутана, изобутана) – пропан технический (ПТ), пропан автомобильный (ПА), пропан-бутан автомобильный (ПБА), пропан-бутан технический (ПБТ), бутан технический (БТ) смесь пропана и бутана технических (СПБТ) и т.д. Пропорции содержания различных газов определяются температурными режимами их использования.

Сырьем для производства СУГ служат попутный нефтяной газ (ПНГ), жирный газ газоконденсатных месторождений и газы, образующиеся при переработке нефти. СУГ применяются в качестве сырья для нефтехимических производств, топлива для коммунально-бытового потребления, моторного топлива для автотранспорта.

Морские порты №1 (2020)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России