Расширение мощностей контейнерных терминалов откладывается - Морские вести России

Расширение мощностей контейнерных терминалов откладывается

19.07.2020

Грузовая база

Объемы перевалки контейнеров через морские порты России постепенно восстанавливаются после падения 2014-2016 годов и по итогам 2019 года должны выйти на докризисный уровень – порядка 5,3 млн TEU. Однако в текущем году по сравнению с предыдущим отмечается замедление роста контейнерооборота, а мощности отечественных контейнерных терминалов по-прежнему работают с низкой загрузкой. В такой ситуации существенного расширения мощностей ждать не стоит. Ряд заявленных проектов строительства новых терминалов отложены на неопределенный срок или заморожены. Эксперты считают вероятным их возобновление лишь при условии значительного роста рынка, а таких перспектив пока не просматривается.

На этом фоне наблюдается обострение конкуренции между контейнерными терминалами, перераспределение грузопотоков на те из них, которые наиболее выгодно расположены с точки зрения транспортной логистики, при сокращении перевалки на других терминалах вплоть до нуля.

Галина Музлова

Замедление темпов роста

В 2018 году объем перевалки контейнеров в морских портах России вырос на 10% по сравнению с 2017 годом и составил 5,07 млн TEU. За 9 месяцев 2019 года контейнерооборот вырос еще на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (до 3,96 млн TEU). При условии сохранения темпов роста по итогам текущего года показатель составит порядка 5,3 млн тонн, то есть произойдет восстановление докризисных максимальных объемов перевалки, достигнутых в 2013 году (рис. 1).

Рис. 1. Динамика перевалки контейнеров через морские порты России, 2010-2019 гг.

Источник: АСОП, СМИ

Темпы роста контейнерооборота российских портов в 2018 году были выше среднемировых показателей на 4,7%, притом что в России, как и в мире, наблюдается замедление темпов роста. Так, в середине года аналитическое агентство Drewry понизило прогноз роста глобального рынка контейнерной перевалки в 2019 году с 3,9% до 3%. Это связано с замедлением мировой экономики, торможением экономики Китая как главного драйвера контейнерных перевозок и продолжающейся торговой войной между Китаем и США.

Наряду с замедлением рынка международные аналитики повысили прогноз по вводу дополнительной судовой вместимости на 2019 год: предложение будет превышать спрос, что приведет к увеличению давления на судоходные линии.

В то же время восстановлению объемов контейнерооборота в России способствуют такие факторы, как общий рост контейнеризации грузопотоков, переключение грузовой базы на перевозку по железной дороге. По оценке ПАО «ТрансКонтейнер», доля контейнеризуемых грузов, перевозимых по сети РЖД, выросла с 6,6% в 2017-м до 7,2% в 2018 году и продолжает расти.

Развитие контейнерных перевозок в России относится к числу государственно важных задач: «майскими указами» президента РФ до 2024 года поставлены задачи увеличить в 1,5 раза пропускную способность БАМа и Транссиба, сократить транзитное время контейнерных маршрутов с Дальнего Востока до западных границ РФ до 7 дней, а объем транзитных перевозок контейнеров увеличить в 4 раза.

Разнонаправленная динамика

Если рассматривать динамику контейнерооборота по направлениям перевозок, то для экспорта и импорта была характерна схожая динамика с характерным проседанием 2015-2016 годов, вызванным мировым кризисом и очередной волной антироссийских санкций, тогда как каботаж (подавляющая часть объемов которого приходится на порты Дальнего Востока) в основном рос, а транзит характеризовался неравномерной динамикой (рис. 2).

Рис. 2. Динамика контейнерооборота в России по направлениям, 2008-2018 гг.

Источник: ООО «Морстройтехнология»

В целом нельзя сказать, что рост контейнерооборота обеспечивается за счет какого-то одного направления – речь идет скорее о более или менее равнозначном их вкладе в общую динамику.

За 9 месяцев 2019 года, по данным АСОП, перевалка импортных контейнеров выросла на 6,2%, экспортных – на 3,6%, каботаж вырос на 4,6%, транзит – на 18,5%. Рефрижераторных контейнеров было перевалено на 2,8% меньше, чем за аналогичный период 2018 года.

Контейнерооборот портов Дальневосточного и Азово-Черноморского бассейнов в 2018 году был выше по сравнению с уровнем предкризисного 2014 года, тогда как показатель Балтийского бассейна – немного ниже (рис. 3).

Рис. 3. Динамика контейнерооборота в России по бассейнам, 2004-2018 гг.

Источник: ООО «Морстройтехнология»

В январе-сентябре 2019-го порты Балтийского и Дальневосточного бассейнов нарастили перевалку контейнеров на 6,8%, Каспийского – на 25,7%. Порты Азово-Черноморского бассейна сократили объемы перевалки на 2,5%, Арктического – на 2%. По итогам 9 месяцев 50% контейнерооборота пришлось на порты Балтийского бассейна, 33% – Дальневосточного, 14% – Азово-Черноморского.

По объемам контейнерооборота в 2019 году лидировал холдинг Global Ports (GP), на долю которого по итогам января-июля, по данным Infranews, пришлось 27% совокупного объема перевалки, при этом GP единственный из холдингов снизил перевалку контейнеров на 2,2%. В том числе нарастили перевалку контейнеров «Первый контейнерный терминал» (ПКТ) – на 4,2%, «Петролеспорт» (ПЛП) – на 23,9%, сократили перевалку контейнеров «Восточная стивидорная компания» (ВСК) – на 4,8%, «Усть-Лужский контейнерный терминал» (УЛКТ) – на 22%, терминал «Моби Дик» – на 82% (рис. 4).

Рис. 4. Изменение объемов перевалки контейнерных терминалов за январь-июль 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом 2018 г., тыс. TEU.

Источник: Infranews.

Совокупный контейнерооборот UCL Holding за указанный период вырос на 6,6%, доля холдинга в структуре контейнерооборота РФ составила 15,5%. В том числе увеличили перевалку контейнеров «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) и «Морской порт Санкт-Петербург» (МПСП) – на 6,6% и 7% соответственно.

Контейнерооборот холдинга НМТП вырос на 5,6%, доля в совокупном объеме достигла 13%. В том числе увеличили объемы ПАО «НМТП» – на 1,3%, «Балтийская стивидорная компания» (БСК) – на 43%, сократил объемы «Новорослесэкспорт» (НЛЭ) – на 17,2%.

Контейнерооборот группы FESCO (ПАО «Владивостокский морской торговый порт», ВМТП) вырос на 17,1% (11% российского контейнерооборота). ООО «НУТЭП», входящее в ГК «Дело», за отчетный период увеличило перевалку контейнеров на 2,4%.

Планы с поправкой

Для контейнерной перевалки в настоящее время характерна низкая загрузка мощностей (порядка 50-55% в 2018 году), что особенно ярко проявляется в пределах Балтийского бассейна (около 45%) и Большого порта Санкт-Петербург. В условиях значительного количества операторов это приводит к усилению конкуренции между терминалами, повышению ими качества предоставляемых услуг, расширению сервисных опций. А для того чтобы свободные мощности не простаивали, они частично используются для перевалки других грузов: например, на терминалах УЛКТ и ВСК организована перевалка угля.

Для того, чтобы свободные мощности не простаивали, они частично используются для перевалки других грузов: например, на терминалах УЛКТ и ВСК организована перевалка угля.

Несмотря на профицит контейнерных мощностей, у многих терминалов есть планы по их расширению. Так, у Global Ports есть проект по увеличению мощностей терминалов ПЛП на 400 тыс. TEU, до 1,4 млн TEU, и УЛКТ – с 440 тыс. TEU до 2,4 млн TEU (ранее компания озвучивала еще более грандиозные планы – до 2,8-3 млн TEU). UCL Holding заявлял о намерении увеличить мощность КТСП с 1 млн до 1,2 млн TEU и расширить мощность контейнерного сервиса в МПСП.

В 2016 году, в условиях общего падения контейнерооборота, в эксплуатацию был введен контейнерный терминал «Бронка» в Большом порту Санкт-Петербург, что дополнительно увеличило конкуренцию между терминалами. Мощности «Бронки» на данный момент составляют 500 тыс. TEU. По итогам 2019 года терминал предполагает выйти на объем перевалки около 280 тыс. TEU. При этом планы «Бронки» по увеличению мощности – до 1,9 млн TEU, главным образом за счет закупки нового оборудования.

Совокупные планы терминалов предполагают рост мощностей по перевалке контейнеров на Балтике практически вдвое – с 4,9 млн до 10 млн TEU. Но, как отмечает директор направления логистики и аналитики ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин, эти планы уже сейчас следует рассматривать с поправкой на реалистичность реализации.

«Следует понимать, что ни у одного из терминалов Балтики, кроме разве что БСК и КТСП, сегодня нет планов по расширению с привязкой к годам. Планы UCL Holding по строительству маленького терминала на старых причалах порта пока тоже не до конца ясны – эта программа еще не утверждена холдингом. В целом тенденция такова, что большинство контейнерных терминалов заморозило или вообще похоронило все программы развития», – говорит А.Головизнин.

По мнению эксперта, в условиях растущей конкуренции на Балтике есть риск выбытия каких-то мощностей. «Например, остается неясной судьба УЛКТ – давно ведется поиск покупателя на терминал, активно ищутся способы перепрофилирования. К вопросу расширения УЛКТ Global Ports может вернуться только в случае сверхъестественного роста рынка и только когда в перспективе забрезжит реальный дефицит мощностей», – считает представитель «Морстройтехнологии». Также, по его словам, сократить мощности, возможно, даже до нуля, могут и какие-то терминалы порта Санкт-Петербург в том числе в рамках оптимизации Global Ports. Кроме того, можно предположить, что контейнерный поток будет перераспределяться на терминалы, расположенные более выгодно с точки зрения транспортной логистики.

Планы по расширению мощностей ранее озвучили и операторы контейнерных терминалов Дальневосточного бассейна. К примеру, ВМТП заявлял о намерении увеличить мощности с 600 тыс. TEU до 1-1,5 млн TEU к 2022 году, ВСК – с 650 тыс. TEU до 2-2,2 млн TEU к 2030 году. Но эти планы также корректируются. Так, в одном из недавних интервью газете «Ведомости» С.Шишкарев, владелец ГК «Дело», которой принадлежит крупный пакет акций Global Ports, заявил, что компания пока не планирует увеличивать контейнерные мощности, профицит которых в 2018 году составил от 40% до 80%. При этом она собирается сосредоточиться на настройке бизнес-процессов, стандартизации работы и повышении уровня сервиса на терминалах.

В Азово-Черноморском бассейне программу реконструкции и расширения осуществляет терминал «НУТЭП», лидирующий в регионе по объемам перевалки контейнерных грузов. В начале сентября 2019 года на контейнерном терминале был введен в эксплуатацию глубоководный причал, способный принимать океанские контейнеровозы до 10 тыс. TEU, в результате чего пропускная способность терминала увеличилась вдвое – до 700 тыс. TEU.

«В Азово-Черноморском бассейне по объему спроса и предложения наблюдается более или менее равновесие, перспектив роста мощностей также не просматривается. Введенный терминал «НУТЭП», скорее, увеличивает возможность по размеру принимаемых судов. НМТП пока не определился со своими планами по контейнерам. Строительство контейнерного терминала в сухогрузном районе морского порта Тамань в настоящее время также представляется маловероятным», – считает А.Головизнин.

По оценкам экспертов ООО «Морстройтехнология», в обозримом будущем темпы роста контейнерооборота российских портов останутся на уровне 4-5% (основными причинами станут замедление роста ВВП, импорта и потребительского спроса). При сохранении этих темпов роста и доли рынка Балтийского бассейна достижение уровня загрузки действующих терминалов на 80% произойдет к 2028-2029 годам, а уровень загрузки на 80% мощностей терминалов с учетом планов развития будет достигнут только к 2048 году.

Морские порты №8 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

08.12.2023

Грузовая база

Несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства, российская зерновая отрасль в 2022/23 сельскохозяйственном сезоне смогла не только выйти на рекордные производственные показатели (урожай составил почти 160 млн тонн, экспорт – 60 млн тонн), но и найти новые возможности для развития экспорта. Речь идет прежде всего о переориентации экспортных поставок на рынки Ближнего Востока, Азии и Африки, включая те страны, куда российское зерно ранее не поставлялось. Закономерно возросла нагрузка на портовые мощности Азово-Черноморского и Дальневосточного бассейнов, тогда как объемы перевалки зерна через порты Балтики сократились. Однако рост экспорта зерна не вызвал проблем с его отгрузкой в портах, при этом активизировались проекты по строительству новых зерновых терминалов. Прогнозы на новый сельхозсезон также вполне оптимистичны: эксперты считают, что будущий урожай может составить 140 млн тонн, из которых на внешние рынки будет поставлено не менее 55 млн тонн зерна.

12.10.2023

Грузовая база