Экспорт зерна бьет рекорды - Морские вести России

Экспорт зерна бьет рекорды

01.11.2024

Грузовая база

Экспорт зерна бьет рекорды

Фото: nzt.ru

В 2023/2024 сельскохозяйственном сезоне российская зерновая отрасль вновь вышла на высокие показатели производства и экспорта. Было собрано почти 145 млн тонн зерна, что немногим уступает предыдущему сезону, а объемы экспорта выросли более чем на 20%, до 90 млн тонн, обновив исторический максимум.

Эксперты уверенно говорят об освоении новых рынков сбыта, а также о новых возможностях экспорта нишевых культур – ячменя, ржи, проса, гречихи, гороха, которые появились вследствие ухода с российского рынка транснациональных зерновых трейдеров.

Ожидается, что к 2030 году объем экспорта российской пшеницы вырастет еще как минимум на треть, что потребует прироста новых портовых мощностей. Перегруженные уже сегодня порты Азово-Черноморского бассейна будут отдавать часть объемов зерна Балтике, где быстрыми темпами идет создание и ввод в эксплуатацию новых зерновых терминалов.

Татьяна Дмитриева

По данным Росстата, урожай зерновых в России в сельскохозяйственном сезоне 2023/2024 (с 1 июля 2023 по 30 июня 2024 года) составил 144,9 млн тонн. Это второй в истории страны урожай зерна после рекорда предыдущего сельхозсезона, когда было собрано почти 158 млн тонн (рис. 1).

Рис. 1. Валовой сбор и экспорт зерна в России в 2010/2011-2024/2025 сельскохозяйственных сезонах (млн тонн).

Источник: Росстат, Минсельхоз России

Сбор пшеницы составил 92,8 млн тонн против 104,2 млн тонн годом ранее, кукурузы – 16,6 млн тонн (15,8 млн тонн в 2022/2023 годах), масличных культур – 29,9 млн тонн (29,1 млн тонн), в том числе сбор подсолнечника – 17,2 млн тонн (16,4 млн тонн). Урожай риса зафиксирован на уровне 1 млн тонн (920 тыс. тонн), гречихи – 1,48 млн тонн (1,2 млн тонн), овса – 3,3 млн тонн (4,5 млн тонн), проса – 450 тыс. тонн (308 тыс. тонн). Зернобобовых культур было собрано 5,9 млн тонн (4,6 млн тонн).

Рекордный экспорт

Как сообщает Россельхознадзор, в сельхозсезоне 2023/2024 годов из России было вывезено 89,3 млн тонн зерна и продуктов его переработки, что на 21% превышает показатель сезона 2022/2023 годов (73,9 млн тонн). В том числе экспорт пшеницы составил 55,3 млн тонн (+18%), в результате чего доля России на мировом рынке выросла с 25% до 28%.

Главным покупателем российской пшеницы в завершившемся сельхозсезоне традиционно стал Египет. Поставки в Турцию снизились почти на 25% на фоне собственного рекордного урожая в этой стране. Экспорт пшеницы в Бангладеш и Алжир обновил исторические рекорды (рис. 2). Также наблюдался активный спрос со стороны Йемена, Мозамбика, Нигерии и других стран. Исторически рекордный объем пшеницы в минувшем сезоне Россия поставила на Кубу – около 126 тыс. тонн, что вдвое выше показателя предыдущего сезона.

Рис. 2. Динамика экспорта пшеницы из России по топ-5 странам в 2022/2023-2023/2024 с/х сезонах

Источник: АО «Русагротранс»

По итогам первых двух месяцев сезона 2024/2025 годов объем экспорта пшеницы оценивается в 8,8 млн тонн против 9,6 млн тонн годом ранее. По мнению экспертов, на снижение общего объема повлиял запрет, введенный Министерством сельского и лесного хозяйства Турции на импорт пшеницы с 21 июня по 15 октября 2024 года в целях поддержки местных производителей.

Акцент на нишевые культуры

Говоря о тенденциях минувшего сельхозсезона, эксперты акцентируют внимание на тенденции роста отгрузок так называемых нишевых культур. В частности, экспорт ячменя вырос на 67%, до 9,46 млн тонн, что позволило нашей стране впервые стать лидером по экспорту этой культуры в мире. Рекордным стал и экспорт кукурузы, который вырос на 31%, до 7,7 млн тонн. Экспорт овса вырос вдвое, до 334,7 тыс. тонн, ржи – в 3 раза, до 231,5 тыс. тонн, гречихи – в 2 раза, до 222,5 тыс. тонн.

По данным Союза экспортеров зерна, необычной тенденцией завершившегося сельхозсезона стал рост экспорта гороха – в 2 раза, до 3,37 млн тонн, а также других зернобобовых – нута и чечевицы. Россия вышла на первое место по поставкам гороха в Китай, отправив туда 1,13 млн тонн. Доля нашей страны в структуре китайского импорта выросла до 49,1%. Другим крупным покупателем российского гороха стала Индия, которая не присутствовала в числе стран – импортеров данной продукции из России с 2017 года.

По мнению экспертов, эффекту в виде заметного роста экспорта нишевых культур способствовал уход с российского рынка транснациональных зерновых трейдеров. В этих условиях Россия стала напрямую взаимодействовать с заказчиками в других странах, что позволило лучше понимать потребности рынка той или иной страны. В результате на некоторых рынках акцент с флагманского продукта в виде пшеницы сместился на другие культуры. Например, на китайском рынке флагманским продуктом российского агроэкспорта стал горох.

Говоря о нишевых, в частности зернобобовых, культурах, эксперты отмечают, что именно они стали драйверами роста российского агроэкспорта в текущем сезоне. Прогнозируется, что в дальнейшем их востребованность будет расти и под действием этого фактора будет меняться структура посевных площадей. Так, эксперты Russian Pulses Analytics ожидают, что прирост по посевным площадям всех зернобобовых культур в 2024 году в России может составить 10%. Также, по их оценкам, могут значительно вырасти площади, отводимые российскими аграриями под нут и чечевицу.

Если говорить о перспективных направлениях экспорта зернобобовых культур, то к ним, кроме уже названных Китая и Индии, аналитики относят Пакистан, Турцию, ОАЭ, Алжир, Израиль и Египет. Трейдеры этих стран уже открывают в России свои филиалы и расширяют сеть закупок.

Одновременно с освоением новых рынков продолжают сокращаться поставки зерновых культур в ЕС. Напомним, что с 1 июля 2024 года Совет ЕС ввел запретительные тарифы (до 95 евро за тонну, что соответствует примерно 50% цены на пшеницу в ЕС) на импорт зерна из России и Белоруссии. По оценкам Союза экспортеров зерна, для нашей страны последствия такого решения минимальны, поскольку уже идет развитие экспорта в других направлениях, тогда как европейские компании пострадают гораздо сильнее, и не исключено, что будут искать и находить возможности для поставок зерна в обход введенным ими же запретительным мерам.

Перевалка зерна прирастет Балтикой

Прогнозы производства и экспорта зерна на предстоящий сельхозсезон 2024/2025 годов находятся в пределах 119-132 млн тонн и 48,7-52,5 млн тонн соответственно (табл. 1).

Табл. 1. Прогнозы по сбору и экспорту зерна и пшеницы в с/х сезоне 2024/2025 годов на 01.10.2024 г. (млн тонн)


Валовый сбор

Экспорт

пшеница

зерно

пшеница

зерно

Минсельхоз России

84

132


60

Международный совет по зерну (IGC)

81,8

119,2

43,7

52,5

Минсельхоз США

83


48


Русагротранс

82

124,2

41

47,6

Российский зерновой союз

83,1

126,3



ИКАР

< 82

< 125

44

> 50

СовЭкон

82,9




Союз экспортеров зерна

83,4

125,9

43,5

53,3

ПроЗерно

81,6

123,6

40,4

48,7

Так, Минсельхоз России прогнозирует, что сбор зерна достигнет 132 млн тонн, экспорт составит 60 млн тонн. В 2030 году согласно прогнозу ведомства производство зерновых и зернобобовых культур должно вырасти до 170 млн тонн, а экспорт зерна – до 81 млн тонн.

Таким образом, через пять лет экспорт зерна вырастет еще как минимум на треть, что еще больше обострит проблему нехватки специализированных портовых мощностей для его перевалки.

По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), в первом полугодии 2024 года через морские порты России было отгружено 37,1 млн тонн зерна, что на 10% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года (33,7 млн тонн).

Как отмечает Российский зерновой союз, в июне 2024 года пшеницу отгружали 45 компаний-экспортеров, в то время как в прошлом сезоне их было 74. Отгрузки зерновых и зернобобовых проходили через 40 портов, в сравнении с 48 портами в предыдущем году.

Традиционно около 90% перевалки зерна приходится на порты Азово-Черноморского бассейна (табл. 2), которые уже сегодня не справляются с рекордными урожаями и ростом экспорта. Порт Новороссийск остается самым крупным, где отгрузки только за полгода подросли на 17% и достигли 13,3 млн тонн.

Табл. 2. Динамика перевалки зерна через порты основных бассейнов в I полугодии 2022, 2023 и 2024 гг.  

Бассейн

январь-июнь 2022

январь-июнь 2023

январь-июнь 2024

тыс. тонн

% от общего объема перевалки

тыс. тонн

% от общего объема перевалки

тыс. тонн

% от общего объема перевалки

Азово-Черноморский

13384,1

87,5

30869,7

91,7

33325,13

89,9

Балтийский

1180,1

7,7

1233,6

3,7

1501,08

4,0

Дальневосточный

196,4

1,3

398,9

1,2

389,33

1,1

Каспийский

537,6

3,5

1150,2

3,4

1857,73

5,0

Всего

15298,2

100

33652,4

100

37073,27

100

Источник: Расчет на основе статистики АСОП

Эксперты полагают, что растущие объемы экспорта зерна возьмут на себя порты Балтики, где в настоящее время наиболее активно идет создание и ввод в эксплуатацию новых зерновых терминалов. Так, в апреле 2023 года был запущен терминал в порту Высоцк. Ожидается, что в этом году терминал выйдет на проектную мощность в 4 млн тонн. В июне 2024 года начал работу терминал «Лугапорт» компании «Новатранс», мощность которого составит 7 млн тонн к началу 2025 года.

Кроме того, зерновой терминал в «Приморском УПК» мощностью 5-7 млн тонн может появиться в порту Приморск. Планы по открытию морского зернового терминала недалеко от порта Высоцк заявлялись железнодорожным оператором вагонов-зерновозов «Технотранс». Наконец, ГК «Содружество» планирует к 2026 году открыть в порту Усть-Луга комплекс по перевалке зерновых, пищевых и иных насыпных грузов мощностью до 10 млн тонн.

Несложно посчитать, что мощность анонсированных проектов на Балтике составляет порядка 30 млн тонн – практически половину объема всего экспорта зерна из России на сегодня.

С учетом планов по освоению новых рынков в Латинской Америке, Африке и Азии поставки зерна через Балтийские порты представляются экспертам более выгодным вариантом по сравнению с портами Азово-Черноморского бассейна. Кроме того, среди преимуществ использования портов Балтики аналитики отмечают их способность принимать крупнотоннажные суда, что снижает общие затраты отправки зерна на экспорт.

Морские порты №7 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ