Нефтепереработка в условиях эмбарго
19.06.2024
Грузовая база
Фото: ПАО «Совкомфлот»
В прошлом году в России было переработано 275 млн тонн нефти, глубина переработки составила 84%, что примерно соответствует показателям предыдущего года. В первой половине 2023 года экспорт нефтепродуктов активно перестраивался со стран Евросоюза на страны Ближнего Востока, Африки и Азии, которые стали закупать российский бензин и дизельное топливо в том числе для реэкспорта в Европу. Однако рост привлекательности экспорта в сочетании с ростом цен на внутреннем рынке заставили Правительство РФ пойти на ограничения экспортных поставок. В результате их объемы в 2023 году не превысили объемов 2021 года, составив порядка 144 млн тонн.
В 2024 году также продолжали действовать ограничения на вывоз топлива, кроме того, ряд НПЗ, расположенных в европейской части РФ, подверглись атакам дронов, в результате по итогам года ожидаются заниженные показатели как производства, так и экспорта нефтепродуктов.
Татьяна Дмитриева
В настоящее время мощности российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) составляют порядка 340 млн тонн (8,4% от мировых). По этому показателю РФ занимает 3-е место в мире после США (900 млн тонн, 22,7%) и Китая (860 млн тонн, 16,9%). В 2023 году на российских заводах, по данным Росстата, было переработано 274,9 млн тонн нефти, что примерно соответствует уровню прошлого года и составляет 51,8% от объемов нефтедобычи в стране.
Несмотря на стабильный объем переработки сырья, производство основных нефтепродуктов в 2023 году выросло: авиационного керосина – на 1,5%, до 10,8 млн тонн, автомобильного бензина – на 3,9%, до 44 млн тонн, дизельного топлива (ДТ) – на 4,1%, до 88,2 млн тонн, сжиженного пропана и бутана – на 11,3%, до 18,1 млн тонн, топочного мазута – на 3,4%, до 42,3 млн тонн. Достигнутое впервые в истории отрасли в 2022 году превышение объема производства бензина над объемом произведенного мазута в 2023 году сохранилось.
Глубина переработки нефти на российских НПЗ по итогам 2023 года составила 84% (рис. 1). Показатель практически не изменился по сравнению с 2022 годом (83,9%), что, по мнению экспертов, обусловлено рыночными факторами – экспортными поставками, логистикой, потребностями российских регионов.
Рис. 1. Динамика объемов и глубины переработки нефти, 2013-2023 гг.
Источник: ЦДУ ТЭК, Минэнерго России, Росстат
Модернизация с препятствиями
Технологические возможности российских НПЗ напрямую связаны с ходом их модернизации. Этот процесс хоть и традиционно идет с отклонениями от графика, новые меры государства позволяют рассчитывать на положительный результат в среднесрочной перспективе.
Напомним, что процесс модернизации НПЗ был инициирован в 2011 году в рамках четырехсторонних соглашений, подписанных нефтяными компаниями, ФАС России, Ростехнадзором и Росстандартом, а затем продолжен в рамках модернизационных соглашений, заключенных в 2019 году между Минэнерго России и компаниями. Собственники предприятий взяли на себя обязательства до 2027 года построить 98 установок вторичной переработки нефти и 36 – реконструировать.
Между тем сроки окончания модернизации ряда мощностей сдвинулись вправо уже в 2014 году вследствие кризиса и секторальных санкций со стороны ЕС и США, из-за которых компании столкнулись со сложностями при закупке импортного оборудования. А из подписанных в 2019 году 11 соглашений с НПЗ в число действующих вошло всего 6 – из-за того, что на фоне пандемии и западных санкций у НПЗ произошли изменения сроков выполнения работ по модернизации. Начатый в тот период активный переход заводов на российские технологии и оборудование дополнительно увеличил сроки выполнения обязательств.
Чтобы придать процессу модернизации больше стимулов, весной 2021 года Минэнерго заключило соглашения с 14 заводами о предоставлении инвестнадбавки к возвратному акцизу на нефтяное сырье с суммарным объемом инвестиций в 800 млрд рублей до 2026 года. Программа предусматривала создание и модернизацию 30 установок, запуск которых позволит увеличить производство бензина «Евро-5» на 3,6 млн тонн, ДТ того же класса – более чем на 25 млн тонн. В 2021 году Правительством РФ также была разрешена модернизация установок для глубокой переработки нефти на НПЗ с применением соглашений о защите и поощрении капиталовложений, которое призвано гарантировать проектам неухудшение условий для реализации.
Введенный ЕС в феврале 2022 года запрет на поставки в Россию оборудования и технологий для НПЗ преследовал цель – остановить процесс модернизации российских НПЗ. Но по факту данная мера создала лишь ряд сложностей, связанных с поставками установок для производства ароматических углеводородов, реакторов гидрокрекинга, установок полимеризации, термического крекинга, которые закупались преимущественно в Европе и могут быть поставлены с помощью параллельного импорта или получены путем импортозамещения.
К примеру, Ильский НПЗ в условиях санкций сохраняет планы запуска в 2024 году комплекса по производству автобензинов и ароматических углеводородов, при этом основное оборудование и технология для комплекса поступают от отечественных поставщиков.
Санкции осложнили и ремонт уже действующих импортных установок. Так, в январе текущего года на установке каталитического крекинга ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» произошла авария из-за поломки иностранного компрессорного оборудования, возможность замены которого отсутствовала из-за санкций. В результате технологический процесс был остановлен, что привело к снижению выпуска товарных бензинов на 200 тыс. тонн в месяц.
Наконец, в этом году участились атаки на российские НПЗ беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), которые вывели из строя более 8% суточной нефтепереработки (76 тыс. тонн из 930 тыс. тонн), причем преимущественно на заводах, работающих на внутренний рынок, наиболее значимые из которых Нижегородский, Рязанский, Сызранский НПЗ.
Чтобы смягчить влияние санкций и обеспечить бесперебойную работу отрасли, в России до конца 2025 года был установлен запрет на вывоз некоторых видов оборудования, в том числе иностранного производства, также ведется разработка других мер, призванных поддержать отрасль. К примеру, в 2023 году Минэнерго были разработаны критерии, соблюдение которых позволит НПЗ продолжить получать обратный акциз на нефтяное сырье после 2023 года и за счет этого успешно завершить модернизацию.
В то же время эксперты обращают внимание на усложнение условий развития отрасли в текущем году, из-за чего сохранить стабильные объемы производства по итогам года будет проблематично.
Ближний Восток и Африка вместо ЕС
Данные по абсолютным объемам экспорта нефтепродуктов из России в 2023 году официально не публиковались (статистика ФТС России по-прежнему закрыта), но согласно оценкам Международного энергетического агентства (МЭА) Россия за прошлый год экспортировала 2,6 млн барр./сут. нефтепродуктов, что на 100 тыс. барр./сут. больше, чем в 2022 году, и соответствует уровню 2021 года. По данным Минэкономразвития за 2021 год, это порядка 144 млн тонн (рис. 2).
Рис. 2. Динамика экспорта нефтепродуктов из России, 2012-2024 гг.
* данные Прогноза социально-экономического развития Минэкономразвития России, консервативный сценарий
Источник: Минэкономразвития, ФТС России, МЭА, оценки экспертов рынка
В феврале 2023 года ЕС, на который ранее приходилось более 40% от объема экспорта нефтепродуктов из России, ввел эмбарго, а также «потолок цен» (для премиальных нефтепродуктов на уровне $100 и для продукции, продаваемой с дисконтом (мазут), – $45).
После введения этих мер эксперты были настроены весьма пессимистично и прогнозировали значительное (на треть и более) сокращение экспорта из-за потери европейского рынка. Однако российская нефтепереработка смогла не только сохранить, но и упрочить позиции на мировых рынках.
В 2023 году экспортные поставки основных видов нефтепродуктов выросли: автомобильного бензина – на 22%, до 5,8 млн тонн, топочного мазута – на 4%, до 33,6 млн тонн, ДТ – на 2%, до 35,7 млн тонн. Это произошло благодаря тому, что ранее ориентированные на ЕС объемы были успешно перенаправлены на другие рынки – в страны Азии, Африки и Ближнего Востока. В результате, по данным Kpler, в первой половине 2023 года Россия увеличила экспорт ДТ по морю на 11%, до 25,28 млн тонн, бензина – на 25,1%, до 3,09 млн тонн.
Крупнейшим покупателем ДТ стала Турция (7,77 млн тонн – более 30% всех российских поставок по морю, в 2022 году – 8%) (рис. 3). Но если Турция и ранее была крупным покупателем российского ДТ, то Бразилия и Саудовская Аравия в 2023 году нарастили его импорт практически с нуля. Также увеличили поставки Марокко, Тунис, Египет, Ливия, ОАЭ, Гана. Доля ЕС, Великобритании и Норвегии при этом составила порядка 9% (в первом полугодии 2022 года – 77% поставок ДТ). Как отмечают эксперты, росту экспорта ДТ из России способствовали такие факторы, как снижение ставок фрахта и дисконтов на продукты российского происхождения, а также подорожание дизтоплива на внешних рынках и ослабление рубля.
Рис. 3. Крупнейшие покупатели российского ДТ в 2022 и 2023 гг.
Источник: Kpler
Аналогичным образом перестроился в прошлом году и экспорт автомобильного бензина (рис. 4). Ведущим импортером бензина из России по итогам года стала Нигерия, которая в первом полугодии закупила 963,2 тыс. тонн, что в 9 раз выше уровня аналогичного периода 2022 года. На второе место по импорту российского бензина вышли ОАЭ – 634,9 тыс. тонн (в 4 раза больше). Активно закупать российские нефтепродукты одновременно с увеличением экспорта собственных в Европу стала Саудовская Аравия. Весной поставки из России почти полностью заместили там импортное ДТ из других стран. По данным Kpler, в апреле Саудовская Аравия обогнала США по объему поставок ДТ на экспорт, при этом более трети из них были отгружены в ЕС и Великобританию.
Рис. 4. Крупнейшие покупатели российского бензина в 2022 и 2023 гг.
Источник: Kpler
По данным Reuters, перенаправление экспортных потоков мазута и вакуумного газойля началось еще до введения эмбарго ЕС. Так, в январе 2023 года эти страны получили менее 5% этой продукции, из остальных объемов около 100 тыс. тонн было направлено в Грецию, около 80 тыс. тонн – в порт Вентспилс (Латвия) и 30 тыс. тонн – порт Аугуста (Италия). Остальные объемы были перераспределены в страны Азии, в том числе в Индию, которая закупает темные нефтепродукты для переработки на своих НПЗ, а также в Сингапур, Малайзию, Китай, ОАЭ, Турцию, Сенегал и Южную Корею.
Формально можно констатировать, что переориентация экспорта нефтепродуктов с ЕС на дружественные страны состоялась. Вместе с тем, эксперты Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков обращают внимание на то, что в последние годы модернизация российских НПЗ во многом была обусловлена требованиями европейских регуляторов, из-за чего весь процесс модернизации НПЗ находился под их влиянием. Теперь же отрасли предстоит сформировать новые критерии модернизации. Одним из путей дальнейшего развития отрасли экспертам видится изменение вектора развития нефтепереработки в направлении химии.
Летом 2023 года в условиях высоких мировых цен на нефтепродукты и снижения курса рубля привлекательность экспорта продолжала расти, что повлекло за собой резкий рост оптовых, а затем и розничных цен на внутреннем рынке. Трейдеры стали перенаправлять на экспорт партии, полученные ими от НПЗ для внутреннего рынка, а это привело к росту объемов серого экспорта. Из-за перенаправления торговых потоков с запада на восток выросла загруженность РЖД. Все эти факторы привели к топливному кризису, для выхода из которого в сентябре 2023 года Правительство РФ ввело временные ограничения на экспорт бензина и ДТ.
Запрет на экспорт бензина был снят с 17 ноября, летнего ДТ – с 22 ноября 2023 года, а эмбарго на зимнее ДТ не отменялось. Затем для сохранения стабильной ситуации на рынке топлива в период высокого спроса правительством был вновь введен запрет на экспорт бензина с 1 марта по 31 августа 2024 года. Одновременно был увеличен минимальный объем продаж ДТ на бирже в России – с 12,5% до 16% от объема производства. По состоянию на май правительством рассматривалось предложение Минэнерго о возобновлении экспорта бензина из России на ограниченный период, однако соответствующего решения принято не было.
Согласно базовому прогнозу Минэкономразвития предполагается, что в 2024-2026 годах экспорт нефтепродуктов из России вырастет до 131,3 млн тонн, а консервативный прогноз – снижение до 111 млн тонн в 2024-2025 годах и рост до 116 млн тонн в 2026 году. С учетом введенных ограничений на экспорт консервативный сценарий представляется более реалистичным (рис. 2).
Морские перевозки нефтепродуктов
Новые условия развития отрасли, такие как эмбарго ЕС, ограничения на морские перевозки и запрет на экспорт российских нефтепродуктов, не могли не отразиться на работе портов, через которые они отгружались. Статистика Ассоциации морских торговых портов (АСОП) за 2023 год показывает снижение перевалки нефтепродуктов на 11% – со 139 млн до 123,6 млн тонн.
Большая часть нефтепродуктов (44% объема морской перевозки) по-прежнему переваливалась через порты Балтийского бассейна, однако объем перевалки сократился почти на четверть по сравнению с 2022 годом. На Азово-Черноморский бассейн пришлось 42% объема, перевалка нефтепродуктов здесь выросла на 3%.
Наибольший рост объемов перевалки нефтепродуктов показали порты Арктического бассейна – на 43,1%, в то же время их доля остается самой низкой – 2,3%.
Порты Дальневосточного бассейна сократили перевалку нефтепродуктов на 2,3% – с 14,2 млн до 13,9 млн тонн (рис. 5).
Рис. 5. Перевалка нефтепродуктов по морским бассейнам в 2022-2023 гг.
Источник: Статистика АСОП
Морские порты №4 (2024)