Зерна – больше, экспорт – шире - Морские вести России

Зерна – больше, экспорт – шире

12.10.2023

Грузовая база

Зерна – больше, экспорт – шире

Фото: myskillsconnect.com

Несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства, российская зерновая отрасль в 2022/23 сельскохозяйственном сезоне смогла не только выйти на рекордные производственные показатели (урожай составил почти 160 млн тонн, экспорт – 60 млн тонн), но и найти новые возможности для развития экспорта. Речь идет прежде всего о переориентации экспортных поставок на рынки Ближнего Востока, Азии и Африки, включая те страны, куда российское зерно ранее не поставлялось. Закономерно возросла нагрузка на портовые мощности Азово-Черноморского и Дальневосточного бассейнов, тогда как объемы перевалки зерна через порты Балтики сократились. Однако рост экспорта зерна не вызвал проблем с его отгрузкой в портах, при этом активизировались проекты по строительству новых зерновых терминалов. Прогнозы на новый сельхозсезон также вполне оптимистичны: эксперты считают, что будущий урожай может составить 140 млн тонн, из которых на внешние рынки будет поставлено не менее 55 млн тонн зерна.

Татьяна Дмитриева

 

Рост производства и снижение рентабельности

 

Согласно данным Росстата, урожай зерновых в сельскохозяйственном сезоне 2022/23 (с 1 июля 2022 года по 30 июня 2023 года) составил 157,67 млн тонн, что на 29,9% больше по сравнению с сезоном-2021/22) (рис. 1).

 

Рис. 1. Валовой сбор и экспорт зерна в России в 2010/11-2022/23 сельскохозяйственных сезонах (млн тонн)

Источник: Росстат

 

Рост был отмечен по всем категориям зерновых: пшеницы было собрано 104,2 млн тонн (+37%), ячменя – 23,4 млн тонн (+30%), ржи – 2,2 млн тонн (+26,5%), кукурузы – 15,8 млн тонн (+5%).

Экспорт зерна в завершившемся сельхозсезоне вырос в 1,5 раза и составил 60 млн тонн, в том числе 53 млн тонн пшеницы. Внутреннее потребление зерна увеличилось до 85,7 млн тонн (+5,2 млн тонн к показателю прошлого сельхозгода).

Как отмечают аналитики, росту экспорта способствовали большие физические объемы зерна в стране, полученные в результате богатого урожая 2022 года, а увеличение внутреннего потребления произошло в том числе за счет появления четырех новых регионов и добавления к населению страны беженцев.

Несмотря на впечатляющие производственные результаты, в отрасли зафиксировано планомерное снижение экономических показателей. Так, по оценке Минсельхоза России, если 2021 год по направлению «Выращивание зерновых культур» аграрии закончили со средней рентабельностью более 63,4%, 2022 год – с 43,8%, то в январе-марте 2023 года показатель упал до 28,1%.

Ведомство связывает снижение рентабельности с неисполнением российских требований по «зерновой сделке» и последующим ростом транспортных расходов при экспорте зерна (недополученный доход производителей оценивается в 130 млрд рублей). Участники рынка в качестве причин относительно высокой цены на зерно называют высокие экспортные пошлины, а также рост заработных плат в сельском хозяйстве – в прошлом году средняя по отрасли зарплата увеличилась с 35,6 тыс. до 42,3 тыс. рублей в месяц.

 

Рост объемов и расширение географии экспорта

 

В сельскохозяйственном сезоне 2022/23 на страны Ближнего Востока пришлось 39% экспорта российских зерновых, на страны Азии – 27%, Африки – 24%, ЕС – 6%, Северной и Южной Америки – 2% (рис. 2). При этом был отмечен рост доли поставок в страны Ближнего Востока и Африки.

 

Рис. 2. География экспорта российского зерна по регионам мира в 2022/23 сельскохозяйственном сезоне (млн тонн)

Источник: Российский зерновой союз

 

По данным Российского зернового союза (РЗС), в минувшем сельхозсезоне самым крупным покупателем российской пшеницы стал Египет – в эту страну было отправлено 11,9 млн тонн, или 22,5% общего объема экспорта. Второе место заняла Турция, которая приобрела 10,2 млн тонн российской пшеницы (19,3%), третье – Алжир с 3,26 млн тонн, или 6,1% экспорта. Четвертое и пятое места разделили Иран и Саудовская Аравия – по 3,14 млн тонн, или по 5,9%.

В топ-10 покупателей российской пшеницы также вошли Пакистан, Ливия, Бангладеш, Израиль и Судан.

Ряд названных стран существенно нарастили закупки российской пшеницы. Так, в Алжир по сравнению с предыдущим сезоном было отправлено в 6 раз больше пшеницы, в Саудовскую Аравию – в 3,2 раза больше.

Самое значительное среди крупнейших импортеров увеличение закупок произошло у Пакистана – экспорт вырос более чем в 8 раз, до 1,5 млн тонн. Такая ситуация объясняется перебоями в поставках из Украины, которая выступала основным поставщиком пшеницы в Пакистан в предыдущем сезоне, а также наводнениями в ключевых штатах – производителях пшеницы, которые повлияли на снижение производства и обусловили рост потребности Пакистана в экспорте.

В два и более раза выросли поставки зерна в Судан, Ливию, Бангладеш. Кроме того, возобновили импорт российской пшеницы Оман, Сербия, Катар, Индонезия, Афганистан и другие страны. География экспорта российской пшеницы расширилась за счет стран, которые ранее не входили в число импортеров данного вида продукции из России: новыми рынками стали Кения, ОАЭ, Танзания, Тунис, Сенегал, Ангола.

Также активно развивался российский зерновой экспорт в страны Латинской Америки – Бразилию, Мексику, Кубу, чему способствовал неурожай в Аргентине и высокие цены на зерно в США и Канаде.

В минувшем сельхозсезоне впервые в истории зерновой отрасли России не было традиционно наблюдаемого к концу сезона снижения поставок. Напротив, июнь оказался рекордным: было поставлено 4,3 млн тонн пшеницы, тогда как в предыдущие пять лет в среднем отгружалось 1,6 млн тонн.

Необычное ускорение экспорта эксперты объясняют динамикой цен. По оценкам РЗС, с июля 2022 по июнь 2023 года российская пшеница (FOB, Новороссийск) подешевела на 42%, до $230-235 за тонну. Если в 2022 году российская пшеница была дороже французской на $20, что обусловливало низкий уровень конкурентоспособности, то в июне 2023 года дисконт достиг $34 за тонну. В свою очередь, предоставление дисконта стало возможным за счет увеличения базовой цены для расчета экспортной пошлины (цена выросла до 17 тыс. рублей за тонну, это привело к снижению пошлины и, соответственно, к росту спроса на российскую пшеницу).

 

Изменение структуры перевалки

 

Рост спроса на российское зерно в сезоне-2022/23 сопровождался увеличением количества портов отгрузки и объемов перевалки зерна через порты. Так, по данным РЗС, в июне 2023 года зерно и зернобобовые культуры отправлялись через 43 морских и речных порта против 32 год назад.

В январе-июне 2023 года перевалка зерна через российские морские порты выросла в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – с 15,3 млн до 33,4 млн тонн. Из этого объема 80,5% пришлось на экспорт, 16,7% – на каботаж, доля импорта и транзита составила 2,5% и 0,3% соответственно. Изменение логистики поставок и смещение акцентов экспорта привело к изменению объемов перевалки зерна через порты разных бассейнов (таблица 1).

 

Табл. 1. Динамика перевалки зерна через порты основных бассейнов в первом полугодии 2022 и 2023 гг.

Бассейны

Январь-июнь 2022 г.

Январь-июнь 2023 г.

Рост объемов перевалки, раз

Тыс. тонн

% от общего объема перевалки

Тыс. тонн

% от общего объема перевалки

Азово-Черноморский

13384,1

87,5

30615,5

91,7

2,3

Балтийский

1180,1

7,7

1233,6

3,7

1,0

Дальневосточный

196,4

1,3

398,9

1,2

2,0

Каспийский

537,6

3,5

1150,2

3,4

2,1

Всего

15298,2

100

33398,3

100

2,2

Источник: Расчет на основе данных Ассоциации морских торговых портов (АСОП)

 

Больше всего выросли объемы перевалки через порты Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов – в 2,3 и 2,1 раза соответственно. При этом доля Азово-Черноморского бассейна в объеме перевалки зерна через порты увеличилась с 87,5% до 91,7%.

Вдвое выросли объемы перевалки через порты Дальнего Востока, при этом показатель Балтийского бассейна остался прежним, что привело к сокращению доли портов Балтики в перевалке зерна с 7,7% до 3,7%.

Эксперты также обращают внимание на тенденцию роста отгрузок через речные порты судами типа «река-море», которая была характерна для сезона-2022/23 и продолжается в начавшемся сезоне.

Рост экспорта зерна, по мнению аналитиков, не вызвал проблем с перегрузкой инфраструктуры, которая успешно справилась с указанными объемами. К тому же отмечается активизация развития инфраструктуры морской перевалки.

Так, в апреле 2023 года в порту Высоцк начал работать первый на Балтике экспортный зерновой терминал мощностью 4 млн тонн в год, выйти на эту мощность планируется до конца 2023 года. В том же Высоцке аналогичный по мощностям зерновой терминал должен быть запущен в 2024 году. Кроме того, на Балтике ГК «Новотранс» строит зерновой комплекс мощностью 7 млн тонн на терминале Lugaport в порту Усть-Луга, а ГК «Содружество» в том же порту планирует к 2026 году построить производственно-логистический комплекс, ориентированный на экспорт и импорт зерновых, пищевых и других насыпных грузов мощностью до 10 млн тонн.

В Азово-Черноморском бассейне реализуется проект строительства зернового терминала в Ростове-на-Дону мощностью 1 млн тонн. В то же время ранее заявленные проекты по строительству зерновых терминалов в Азове и Таганроге на данный момент заморожены из-за санкций и ограничения судоходства в Азовском море. А вот компания «Деметра-Холдинг» (входит в группу ВТБ) планирует к 2027 году построить железнодорожную инфраструктуру к зерновому терминалу в порту Тамань пропускной способностью 14 млн тонн зерна и другой продукции АПК. Новая железнодорожная инфраструктура позволит доставлять зерно и растительные масла из центральных регионов России, а также существенно нарастить объемы перевалки за счет развития Зернового терминального комплекса «Тамань» проектной мощностью 5,5 млн тонн.

На Дальнем Востоке компания Fesco реализует проект по строительству современного высокотехнологичного зерно-перегрузочного комплекса в порту Владивосток мощностью 400 тыс. тонн. Проект предполагает монтаж автоматизированной линии, которая позволит достичь высокой скорости погрузки на судно, для ускорения отправки грузов будет построен новый причал. Терминал станет уникальным и востребованным для Дальнего Востока в связи с ростом экспорта зерна.

Также новый зерновой терминал запланирован в составе многофункционального портово-перегрузочного комплекса в бухте Суходол. Терминал предполагается ввести в эксплуатацию в рамках третьего этапа развития комплекса в 2027 году. Расчетная мощность терминала – до 6 млн тонн в год.

По оценкам Минсельхоза, урожай зерновых в новом сельхозсезоне составит 123 млн тонн, экспорт может превысить 55 млн тонн. На более высокие объемы рассчитывают другие эксперты. Так, РЗС дает оценку будущего урожая 130-140 млн тонн, экспорта – также 55 млн тонн. Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) прогнозирует экспорт зерна на уровне 60 млн тонн, компания «СовЭкон» – 58,9 млн тонн, «Русагротранс» – 54,9 млн тонн.

 

«Зерновая сделка»: начало и конец

 

До начала СВО Россия и Украина поставляли на мировой рынок примерно 1/3 всей пшеницы (на Россию приходилось 20% поставок, на Украину – 12%). Зерно экспортировалось в ЕС и страны Азии, Африки и Ближнего Востока. С началом Россией спецоперации на Украине многие страны отказались от импорта российского зерна, а вывоз зерна из Украины остановился из-за военных действий. Цены на зерно стали стремительно расти, что в некоторых странах создало угрозу голода.

Чтобы предотвратить усугубление этих тенденций на мировом рынке зерна, в июле 2022 года Россия и Украина по отдельности заключили «зерновую сделку» с ООН и Турцией. Она включала в себя две части: Меморандум о взаимопонимании между Россией и ООН, который касался снятия ограничений на российский сельскохозяйственный экспорт, и «Черноморскую зерновую инициативу» — эта часть обеспечивала вывоз украинской сельхозпродукции из портов Одессы, Южного и Черноморска. Соглашение было направлено на обеспечение глобальной продовольственной безопасности, снижение угроз голода и помощь нуждающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки.

В рамках документа Россия гарантировала безопасность прохода судов с зерном и другой сельхозпродукцией из украинских портов. Представители ООН и Турции обязались осуществлять контроль, чтобы следующие на Украину суда в рамках инициативы не использовались для перевозки оружия. Меморандум предполагал содействие со стороны международной организации в снятии ограничений на экспорт российской сельхозпродукции и удобрений.

За период действия «зерновой сделки» МИД России не раз заявлял, что реализация договоренностей в ее рамках неоднократно нарушалась. Так, за время работы «Черноморской зерновой инициативы» из Украины было вывезено 32,8 млн тонн зерна, из них более 70% было отправлено в страны с высоким и выше среднего уровнями доходов, включая ЕС, тогда как на долю беднейших государств пришлось менее 3%. При этом российская часть требований о снятии санкций с поставок сельхозпродукции из России не была выполнена.

Между тем сделка продлевалась несколько раз. Но в июле 2023 года Россия отказалась от ее продления до тех пор, пока не будут выполнены обязательства по российской части: отмена запрета на заход судов с российской сельхозпродукцией и удобрениями в международные порты, снятие ограничений на страхование судов, возобновление поставок сельскохозяйственной техники и запчастей к ней, а также переподключение «Россельхозбанка» к системе SWIFT. Отказ России продлевать «зерновую сделку» привел к фактическому прекращению действия данного соглашения.

Российские эксперты сходятся во мнении, что сворачивание «зерновой сделки» значительных негативных последствий для российского рынка не повлечет. В то же время они указывают, что в ближайшей перспективе стоит ждать роста цен на зерно в мире и на внутреннем рынке и перераспределения потоков зерна. По оценкам РЗС, в результате дисконта цен на российские зерновые потери зерновой отрасли за год (в процессе выполнения сделки) составили порядка $1 млрд. В РЗС считают, что приостановка сделки положительно скажется на прибыли российских компаний, и допускают не только сокращение дисконта, но и возможность возвращения к торговле с премией.

 

Морские порты №6 (2023)


ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ