СУДС в странах Восточной Азии - Морские вести России

СУДС в странах Восточной Азии

02.09.2020

Безопасность мореплавания

СУДС в странах Восточной Азии

В последнее десятилетие Восточная Азия, опередив Северную Америку и Европейский Cоюз, стала крупнейшим центром мировой торговли, основным звеном которой является морской транспорт. Одним из эффективных инструментов обеспечения безопасности мореплавания в прибрежной зоне являются системы управления движением судов (СУДС), обзор состояния которых в Китае, Южной Корее и Японии предлагается в настоящей статье.

Олег Причкин, главный специалист, ФГУП «Росморпорт»

СУДС в Китае

Китай, ведущая мировая экономика с ориентацией на внешнюю торговлю, обладает развитой инфраструктурой морского транспорта. В стране имеется более 2000 портов, в том числе 130 открытых для иностранных судов и 34 важнейших порта. Общий грузооборот портов Китая по итогам 2019 года составил 13,95 млрд тонн. Среди 20 крупнейших по грузообороту портов мира (более 250 млн тонн) насчитывается 14 китайских портов, а возглавляет этот перечень порт Нинбо-Чжоушань с грузооборотом свыше 1 млрд тонн. В 1978 г. в порту Нинбо появилась первая в Китае СУДС. Интенсивное строительство СУДС началось в 80-х годах одновременно с ростом экономики и внешней торговли, строительством и реконструкцией портов. К началу 90-х годов в стране действовало всего 7 СУДС, а к 2008 г. – 26 СУДС. Обзор современного состояния СУДС в Китае проведем, следуя вдоль побережья страны с севера на юг.

В северной части сосредоточением крупных портов с суммарным грузооборотом свыше 2,5 млрд тонн является море Бохай (Чжилийский залив Желтого моря), примыкающее к столичному региону.

В этой группе портов следует выделить оборудованные СУДС порты Далянь (грузооборот свыше 450 млн тонн, 11-е место в мире), Инькоу, Циньхуандао, Джинтан, Цаофейдянь (в статистике порты Джинтан и Цаофейдянь объединяются под названием порт Таншан с грузооборотом 565 млн тонн, 6-е место в мире), Тяньцзинь (свыше 500 млн тонн, 9-е место в мире), Хуанхуа и Янтай. СУДС Цаофейдянь кроме акватории одноименного порта контролирует схему разделения движения (СРД) на подходах к нему и к порту Тяньцзинь. Море Бохай соединяется с Желтым морем проливом Бохай с двумя установленными там двумя СРД. Южная из этих СРД контролируется прибрежной СУДС Чаншань, а северная СРД – СУДС Далянь, которая также контролирует акваторию порта Далянь и СРД на подходах к нему. Основные судопотоки в этом районе сходятся у мыса Ченшанжиао (Chenshan Jiao), восточной оконечности Шаньдунского полуострова. Здесь введены в действие СРД и система судовых сообщений, одобренные ИМО, что позволяет морским властям страны контролировать движение судов посредством прибрежной СУДС за пределами территориального моря.

К югу от мыса Ченшанжиао у западного берега Желтого моря расположены порты Циндао и Ляньюнган, оборудованные СУДС. Причем СУДС Циндао, как и ряд других СУДС в Китае, обслуживает не только одноименный порт, но и несколько ближайших портов-спутников. Следует отметить, что между Циндао и Ляньюнган расположен порт Жичжао (Rizhao/Jihchao) с грузооборотом 360 млн тонн (14-е место в мире в 2017 г.). Этот порт, видимо, остается единственным крупным портом страны, пока не оборудованным СУДС.

Далее, к югу располагается важнейший портовый комплекс Восточного Китая, включающий два порта-гиганта Шанхай и Нинбо, а также ряд крупных портов в нижнем течении реки Янцзы. Порт Нинбо включает несколько портовых районов и терминалов, в том числе порт Чжоушань, объединение с которым завершилось в 2015 г. Объединенный порт Нинбо-Чжоушань, обслуживаемый СУДС Нинбо, занимает первое место в мире по грузообороту, отодвинув Шанхай на второе место.

Порт Шанхай до 2006 г. включал несколько портовых районов и терминалов, расположенных по реке Хуанпу вблизи места ее слияния с рекой Янцзы и вдоль южного рукава дельты Янцзы, и обслуживался СУДС Шанхай с центром в портовом районе Вусон. В зону действия этой СУДС входят и дальние морские подходы (до 30 миль от материка) с установленной там СРД. В 2006 г. в состав порта Шанхай был включен новый глубоководный порт Яншань, расположенный на острове к юго-востоку от Шанхая и связанный с материком мостом протяженностью 32,5 км. Поскольку этот новый район порта Шанхай обслуживается самостоятельной СУДС Яншань, прежняя СУДС Шанхай была переименована в СУДС Вусон. То есть порт Шанхай в его современных границах обслуживается двумя СУДС.

Река Янцзы – крупнейшая водная магистраль Китая, имеющая огромное значение как для внешней торговли, так и для внутриэкономических связей. В 2017 г. в провинциях и городах с населением около 600 млн, прилегающих к бассейну Янцзы, произведено 43% ВВП страны. В бассейне Янцзы действуют свыше 1,4 тыс. речных портов, из них более 200 способны принимать суда водоизмещением свыше 10 тыс. тонн. С окончанием масштабных дноуглубительных работ в 2016 г. нижнее течение реки от устья до г. Нанкин стало доступным для морских судов водоизмещением до 50 000 т. Здесь расположен ряд крупных портов, обслуживаемых СУДС. Порт Сучжоу (административное объединение нескольких портов с грузооборотом свыше 600 млн тонн, 4-е место в мире) и порт Наньтун обслуживаются двумя СУДС с центрами в Наньтун и Чжанзяган. Далее, выше по реке, судоходный фарватер и порты контролируются СУДС с центрами в Цзянъинь, Тайчжоу, Чженьцзян и Нанкин, образуя непрерывную зону действия СУДС с радиолокационным покрытием от морских подходов к Шанхаю. В среднем течении реки Янцзы действуют СУДС с центрами в городах Уху и Ухань.

На материковом побережье Тайваньского пролива располагается ряд портов, обслуживаемых СУДС Ниндэ, Фучжоу, Цюаньчжоу, Сямынь и Чжанчжоу. Крупнейшими портами здесь являются Сямынь (10 млн TEUs в 2018 г.), Фучжоу (включает несколько портов и терминалов с общим грузооборотом свыше 200 млн тонн) и Мейчжоу. Порт Мейчжоу образован в 2012 г. объединением портов Цюаньчжоу, Путянь и терминалов в заливе Мейчжоу, обслуживается СУДС Цюаньчжоу.

Центры СУДС Фучжоу, Цюаньчжоу, Сямынь и Чжанчжоу (в порту Доншан) обеспечивают работу прибрежной СУДС Фудзянь, зона действия которой протяженностью 220 миль вдоль побережья провинции Фудзянь разделена на 4 сектора. Следует заметить, что мористая граница этой зоны действия проходит за пределами территориального моря КНР.

В районе дельты реки Жемчужной (Чжуцзян) находятся города Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чжухай, Дунгуань, Чжуншань, Фошань, Хойчжоу, Цзянмынь и Чжаоцин, а также специальные административные районы Макао и Гонконг. Население региона в 2000 г. составляло 40,8 млн человек, а вклад региона в национальный ВВП достигает 8,7%. Крупнейшими портами региона являются Шэньчжэнь (27,7 млн TEUs, 3-е место в мире), Гуанчжоу (свыше 560 млн тонн, 5-е место в мире; 21,9 млн TEUs, 5-е место в мире), Гонконг (19,6 млн TEUs, 7-е место в мире). Дельту Жемчужной реки пересекает мост Гонконг – Чжухай – Макао протяженностью 29,6 км, включающий подводный тоннель длиной 6,7 км и три приподнятые над поверхностью воды секции в местах прохождения судоходных путей. В регионе действует 7 СУДС с центрами в Гуаньчжоу, Дунгуань, Шэньчжэнь, Гонконг, Чжуншань, Чжухай и Макао. Наличие общего для всех портов судопотока в мористой части акватории и строительство моста вызвало необходимость оптимизации действующих СУДС. На первом этапе центры СУДС Дунгуань и Чжуншань упраздняются, а их зоны ответственности перераспределяются между центрами СУДС Гуаньчжоу, Шэньчжэнь и Чжухай. В более отдаленной перспективе планируется создание единого регионального центра СУДС дельты Жемчужной реки.

На крайнем юге Китая располагаются глубоководный порт Чжаньцзян (грузооборот 282 млн тонн, 19-е место в мире), оборудованный СУДС, и СУДС в проливе Цюнчжоу, отделяющем о. Хайнань от материка.

Таким образом, в настоящее время в Китае действует 38 СУДС различной сложности, включающих центры и до девяти радиолокационных постов. Зонами действия СУДС охвачены практически все крупные морские порты (с грузооборотом свыше 100 млн тонн) и основные судоходные пути на подходах к ним. Центры СУДС часто располагаются в многоцелевых административных зданиях, реже используются специальные здания и сооружения. Радиолокационные посты обычно представляют собой капитальные объекты с использованием башенных или мачтовых сооружений, иногда совмещаемые с маяками или другими объектами портовой инфраструктуры. Во всех СУДС широко используется автоматическая идентификационная система (АИС) и электронно-оптические средства наблюдения, имеются технические средства обмена информацией со смежными СУДС. Информация от сети из 89 береговых станций АИС поступает не только в центры СУДС, но и в три региональных центра, обеспечивающих общий мониторинг судоходства в прибрежных водах Китая. СУДС в достаточной мере оснащены современным оборудованием ведущих мировых разработчиков и производителей. В 2019 г. появилась информация о разработке отечественного комплекса оборудования PRIDE VTS 1000, успешно прошедшего испытания в СУДС Ляньюнган.

Компетентным органом Китая, ответственным за деятельность СУДС и их соответствие международным и национальным требованиям, является Агентство морской безопасности (Maritime Safety Administration – MSA), региональные отделения которого непосредственно осуществляют эксплуатацию СУДС. На сайте MSA (http://en.msa.gov.cn) и сайтах региональных отделений можно ознакомиться с нормативно-правовыми актами, руководствами для пользователей и другой информацией, связанной с СУДС.

Функции СУДС в Китае несколько отличаются от одной СУДС к другой. Но в основном СУДС выполняют информационную функцию (мониторинг обстановки и выдача предупреждений об опасности и нарушениях правил плавания), а также оказывают помощь в судовождении по запросу судов или в особых обстоятельствах. Некоторые СУДС выполняют функцию организации и регулирования движения. Например, СУДС Вусон (порт Шанхай) планирует, организует и регулирует движение судов местного плавания из реки Янцзы в реку Хуанпу во время приливных окон. К судам, обязанным взаимодействовать с СУДС, обычно относятся суда, выполняющие международные рейсы, пассажирские суда вместимостью 50 пассажиров и более (кроме паромов), суда с опасными грузами, суда, занятые буксировкой, суда с ограничениями маневренности, суда под флагом КНР вместимостью 300 и более.

СУДС в Южной Корее

Морской транспорт обеспечивает практически весь объем внешней торговли Южной Кореи. Кроме того, для экономики страны большое значение имеют морские каботажные перевозки. В число важнейших портов страны входят 31 международный и 26 каботажных портов. Суммарный грузооборот портов Южной Кореи в 2017 г. составил 1,57 млрд тонн, в том числе 1,09 млрд тонн неконтейнерных грузов и 27,4 млн TEUs. Крупнейшими портами Южной Кореи являются Пусан (401 млн т, 12-е место в мире; 21,9 млн TEUs, 6-е место в мире), Кванъян (292 млн т, 16-е место в мире) и Ульсан (202 млн т).

Первая в Южной Корее СУДС начала действовать в порту Поханг в 1993 г. По состоянию на 2016 г. в Южной Корее действует 18 СУДС, в том числе 15 портовых и 3 прибрежных, зоны действия которых охватывают все значимые порты страны и южное, сильно изрезанное побережье, прилегающее к проливу Чеджу. К 2021 г. планируется развернуть еще 8 прибрежных СУДС (в основном за счет расширения зон ответственности уже действующих центров).

В результате прибрежные воды страны будут практически полностью охвачены зонами действия СУДС. Возможно, такой подход частично объясняется многолетним противостоянием Южной Кореи с КНДР.

Администрацией всех СУДС в Южной Корее является Береговая охрана (Korea Coast Guard), с 2014 г. находящаяся в ведении Министерства общественной безопасности и охраны (Ministry of Public Safety and Security). Береговая охрана обеспечивает в прибрежных водах Южной Кореи и Японии безопасность мореплавания, поиск и спасение, охрану морских границ, окружающей среды и морских биоресурсов. Имеется специальный сайт Береговой охраны, посвященный СУДС, к сожалению, только на корейском языке. С этого сайта можно загрузить Руководство для пользователей СУДС в Корее (www.vtskorea.go.kr/upload/VTS_guide.pdf) и так называемую Белую книгу (www.vtskorea.go.kr/upload/VTS_whitebook.pdf). Руководство содержит подробные сведения и карты – схемы зон действия по всем действующим СУДС. Белая книга представляет собой весьма интересное издание (к сожалению, только на корейском языке), содержащее общие сведения о корейских СУДС, об истории их создания и персонале, а также краткий обзор по СУДС в других странах. Подобные издания весьма полезны для первичного ознакомления кандидатов на должности операторов СУДС со сферой их будущей деятельности.

Особенностью корейских СУДС является наличие различных центров у портовых и прибрежных СУДС, несмотря на смежные зоны действия. Так, СУДС Йосу, обслуживающая не только порт Йосу, но и один из крупнейших портов страны Кванъян, имеет свой центр, а СУДС Йосу прибрежная – свой отдельный центр. Следует заметить, что применяемый в корейских документах термин VTS Сenter по сути равнозначен VTS System или СУДС – с центром связываются зона действия, объекты, оборудование, процедуры и персонал.

В работе СУДС Кореи должны принимать участие большинство видов судов:

– совершающие международные рейсы;

– валовой вместимостью 300 и более (исключая рыболовные суда, оперирующие в акватории порта);

– суда, перевозящие опасные грузы;

– буксирующие суда;

– пассажирские суда;

– рыболовные суда длиной 45 м и более;

– нефтеналивные танкеры и бункеровщики;

– портовые буксиры, лоцманские суда, водолеи, прочие обслуживающие суда, государственные суда (кроме кораблей ВМФ и Береговой охраны).

Основные функции СУДС декларированы следующим образом:

– выявление судов, отклоняющихся от установленных фарватеров, приближающихся к опасным районам и подверженных риску столкновения;

– обеспечение судов информацией, рекомендациями и указаниями, связанными с предотвращением морских инцидентов;

– обеспечение приоритета судам, входящим в порт и выходящим из порта, и выдача им информации по порту (о причалах, якорных местах, лоцманах, буксирах и т.п.) в целях эффективности движения судов;

– обеспечение судов навигационной информацией (о приливах, течениях, погоде, районах учебных стрельб и т.п.);

– действия в условиях аварии или чрезвычайных ситуациях.

Эксплуатационные процедуры корейских СУДС определяют, что их операторы должны обеспечить безопасную навигацию и эффективность судопотока, используя мониторинг обстановки и выдачу судам информации, рекомендаций и указаний. Информация включает сведения о судоходной, навигационной и гидрометеорологической обстановке. Рекомендации (советы) направлены на своевременное предотвращение риска морской аварии. Указания (инструкции) направлены на предотвращение нарушений законодательства и правил плавания, а также могут включать требования действий (коррекции действий) судна в случае опасности столкновения или посадки на мель.

Персонал СУДС может включать директора, его заместителя по оборудованию и/или общим вопросам, руководителя (менеджера) операторского состава, начальников смен и сменных операторов. Технический персонал СУДС минимален и состоит, как правило, из сменных инженеров, обеспечивающих мониторинг и поддержку работы оборудования. Техническое обслуживание и ремонт оборудования обеспечиваются в основном сторонними организациями на договорной основе (аутсорсинг).

Научно-исследовательское и методологическое обеспечение корейских СУДС осуществляется рядом организаций, включая Национальный морской университет в Мокпо и Корейский институт морских и рыболовных технологий в Пусане, где также осуществляется подготовка операторского состава СУДС.

СУДС в Японии

Значение морского транспорта для Японии, островного государства с одной из крупнейших экономик мира, трудно переоценить. По данным Министерства земель, инфраструктуры, транспорта и туризма (http://www.mlit.go.jp), в Японии действуют 23 специальных и 105 значительных портов, открытых для международного судоходства. Кроме того, имеется 950 местных портов, включая гавани для рыболовных и для маломерных судов. Суммарный грузооборот портов Японии достигает 3 млрд т, в том числе 230 млн т экспорт, 950 млн т импорт, 1120 млн т каботаж, 790 млн т каботажные автомобильно-паромные перевозки.

Обращает на себя внимание большая доля морских каботажных перевозок, существенно превышающая объем импортно-экспортных перевозок, что объясняется расположением крупных городов и промышленных центров вблизи морского побережья. Основные промышленно-экономические центры Японии располагаются у юго-восточного берега острова Хонсю, образуя три крупнейших портовых узла, на долю которых приходится 35% грузооборота. Во-первых, это Токийский залив, где порты Токио, Кавасаки и Иокогама фактически слились в один порт, называемый Кейхин. Кроме них в этот портовый узел входят порты Тиба, Кисаразу и Йокосука. Во-вторых, это залив Исе, где расположен порт Нагоя, крупнейший по грузообороту в Японии (свыше 200 млн т), а также еще четыре порта. В-третьих, это залив Осака, где расположены порты Осака, Кобе и еще три порта. Далее по экономическому значению следуют порты Внутреннего Японского моря – Такасаго, Такамацу, Хиросима и прочие.

Первые в Японии радиолокационные посты регулирования движения были введены в действие в портах Осака и Кусиро в 1962-1964 гг. Аналогичные посты были введены в действие в портах Иокогама и Кавасаки в 1973/74 гг. Тем не менее первая в Японии современная и полнофункциональная СУДС была официально введена в действие в Токийском заливе в 1977 г. и на тот момент являлась одной из первых мире СУДС с компьютерной обработкой радиолокационной информации. В состав СУДС входили центр, 4 субцентра и 4 радиолокационных поста. Центр СУДС на мысе Каннон контролировал движение судов на установленных фарватерах в акватории Токийского залива и в проливе Урага, ведущим в залив из Тихого океана. Субцентры в портах Иокогама, Кавасаки, Тиба и Токио управляли движением судов в соответствующих портовых водах.

В последующие годы были введены СУДС, действующие в проливах Внутреннего Японского моря и в заливе Исе:

– в проливе Бисан (Bisan Seto VTS) в 1987 г.;

– в проливе Канмон (Kanmon Kaikyo VTS) в 1989 г.;

– в заливе Осака (Osaka Wan VTS) в 1993 г.;

– в проливе Курусима (Kurushima Kaikyo VTS) в 1998 г.;

– в порту Нагоя (Nagoya Ko VTS) в 1994 г.

– в заливе Исе (Ise Wan VTS) в 2003 г.

Следует особо отметить, что за последние 16 лет не была введена в действие ни одна новая СУДС. Нет информации и о планах создания новых СУДС.

Несмотря на название, СУДС в заливе Осака действует лишь в проливе Акаси, соединяющем залив Осака с Внутренним Японским морем, а в акваториях портов Кобе и Осака регулирование движения судов осуществляется отдельными службами. Аналогично СУДС в заливе Исе действует только в проливе Ираго, соединяющем залив Исе с Тихим океаном, в то время как в порту Нагоя действует самостоятельная портовая СУДС. Необходимо подчеркнуть особый характер большинства японских СУДС (Бисан, Канмон, Курусима и др.), действующих в узких проливах (проходах) с высокой плотностью судоходства и сильными приливо-отливными течениями. Очевидно, это обстоятельство послужило главной причиной использования на объектах СУДС и портовых служб светосигнальных станций для указания направления и скорости течения, а также для регулирования движения судов

До рубежа нового столетия СУДС в Японии именовались как консультационные службы движения судов (Vessel Traffic Advisory Services – VTAS), затем стали именоваться просто Vessel Traffic Services (VTS), а в последние годы – информационными службами морского движения (Maritime Traffic Information Services – MARTIS), что нашло отражение в их документах и позывных. Так, например, центр СУДС Токийского залива имеет позывной TOKYO MARTIS.

С начала 2000-х годов в Японии начата реализация сети береговых станций АИС. К 2009 г. на побережье Японии, включая малые острова, было установлено свыше 90 станций АИС, информация от которых используется не только в работе СУДС, но и для мониторинга судоходства в прибрежных водах.

С 2010 г. в прибрежных водах Японии, в том числе в зонах действия СУДС, введены в действие новые Правила плавания (Maritime Traffic Safety Law), в которых большое внимание уделено использованию АИС. Особое значение придается точному указанию в сообщениях судовых АИС не только порта, но и терминала, куда следует судно, для чего приведена обширная таблица кодировки японских портов и терминалов. Другой особенностью Правил плавания, вызывающей некоторое удивление, является сохранение использования судами флагов МСС для указания пункта назначения судна, а также подача в этих целях специальных звуковых сигналов в установленных местах.

Администрацией СУДС в Японии является Береговая охрана (Japan Coast Guard, до 2000 г. именовалась Maritime Safety Agency), входящая в структуру Министерства земель, инфраструктуры, транспорта и туризма. Береговая охрана является военизированной организацией, обеспечивающей различные функции в прибрежных водах Японии, в том числе охрану морских границ, окружающей среды и морских биоресурсов, безопасность мореплавания, поиск и спасение. В ведении Береговой охраны находятся патрульные и спасательные морские и воздушные суда, объекты СУДС, береговые радиостанции (УКВ-связи и морского района А2 ГМССБ), сеть станций АИС и дифференциальные станции ГНСС, средства навигационного ограждения. Правила плавания, руководства пользователей СУДС (User Manual) и другую информацию для мореплавателей можно найти на сайте Береговой охраны (www.kaiho.mlit.go.jp), в том числе на английском языке и частично на русском (www.kaiho.mlit.go.jp/syoukai/soshiki/toudai/navigation-safety/ru).

Основные функции японских СУДС изложены в руководствах пользователей следующим образом:

– получение, анализ и мониторинг информации о движении судов посредством РЛС, АИС, телевидения и УКВ-радиосвязи;

– обеспечение судов информацией, необходимой для безопасного плавания;

– обеспечение судов навигационными рекомендациями для предотвращения непосредственной опасности и возможных нарушений правил плавания;

– выдача судам разрешений и указания времени входа на маршруты движения, а также запрещений такого входа при пониженной видимости.

Подготовка операторского состава СУДС организована в учебном центре Береговой охраны в порту Модзи в соответствии с международными стандартами. Первичная подготовка операторов включает два периода по три недели в учебном центре, три месяца подготовки на рабочем месте и аттестацию с выдачей сертификата. Подготовка супервизоров (начальников смен) включает два периода по две недели в учебном центре, месяц подготовки на рабочем месте и аттестацию с выдачей сертификата. Кроме того, ежегодно операторский состав проходит дополнительную подготовку на рабочем месте и аттестацию. При подготовке операторов на рабочем месте применяются местные тренажеры и совместные тренировки состава смен.

В 2014 г. начата реализация проекта по реконструкции СУДС Токийского залива. Новый интегрированный центр СУДС организован в здании правительственных учреждений в Иокогаме. Портовые субцентры Иокогама, Кавасаки, Тиба и Токио упразднены, сохранив функции светосигнальных станций, а прежний центр на мысе Каннон продолжает функционировать как радиолокационный пост. Обновленная централизованная СУДС Токийского залива действует с 31 января 2018 г.

Со времени появления СУДС в Японии использовались импульсные РЛС различных частотных диапазонов, включая 6, 9, 13, 24 и 32 ГГц. Так, диапазон 6 ГГц (длина волны 5 см) использовался как альтернатива диапазону 3 ГГц (10 см) в условиях осадков, а диапазоны 24 и 32 ГГц – как альтернатива диапазону 9 ГГц (3 см) для улучшения разрешающей способности. К 2014 г. завершена опытная эксплуатация новой «твердотельной» РЛС со сжатием импульса – KU-1300 производства компании TOKYO KEIKI (www.tokyo-keiki.co.jp), работающей в диапазоне 13,3-14 ГГц. Этот диапазон признан оптимальным с точки зрения компромисса между необходимой разрешающей способности (при приемлемых размерах антенны) и влиянием атмосферных осадков. Передатчик имеет мощность 350 Вт, излучая короткие (0,15 мкс) немодулированные импульсы и относительно длительные (12,2 мкс) посылки с частотной модуляцией. Щелевая антенна длиной 5760 мм имеет частоту вращения 10 об/мин и ширину диаграммы направленности 0,25 по горизонтали и 15 по вертикали при усилении 36 дБ. Такая ширина диаграммы направленности по горизонтали и, соответственно, разрешающая способность по направлению практически недостижимы в диапазоне 3 см. Опытная эксплуатация и всесторонние испытания новой РЛС дали положительные результаты, что позволило запланировать замену к 2022 г. всех РЛС в СУДС Японии на KU-1300.

Сопоставляя высокий уровень развития морской отрасли (количество и грузооборот портов, интенсивность каботажных перевозок и прибрежного рыболовства) и весьма малое количество японских СУДС, нетрудно сделать вывод, что политика Японии в отношении СУДС существенно отличается от соответствующей политики соседних Китая и Южной Кореи. Очевидно, что малое количество СУДС компенсируется другими инструментами обеспечения надлежащей безопасности мореплавания, в том числе установлением строгих правил плавания и контролем их соблюдения. Есть основания полагать, что вне зон действия СУДС движение судов контролируется Береговой охраной, располагающей для этого сетью АИС, патрульными морскими и воздушными судами и многочисленными постами на побережье со средствами радиосвязи и отчасти радиолокационными станциями.

Морские вести России №6 (2020)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

02.09.2020

Безопасность мореплавания

31.08.2020

Безопасность мореплавания

10.07.2020

Безопасность мореплавания