2-3 апреля 2024 года, Москва. IX ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
14.04.2024
Конференции
Организатор:
журнал «Морские порты» – ведущий федеральный журнал о портовой индустрии
Официальная поддержка:
Министерство транспорта РФ
Федеральное агентство морского и речного транспорта
ФГУП «Росморпорт»
Ассоциация морских торговых портов
Генеральный партнер:
Тематический партнер:
Место встречи власти и бизнеса
2 и 3 апреля в Москве в Аналитическом центре при Правительстве РФ состоялся IX ежегодный форум и выставка «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация», организованный журналом «Морские порты». Форум зарекомендовал себя как авторитетная площадка, на которой обсуждаются стратегические планы и актуальные вопросы развития портовой отрасли, в числе которых – тренды в управлении портовым бизнесом и инфраструктурными проектами, новейшие технологии для строительства, модернизации и обеспечения эффективного и безопасного функционирования портовой инфраструктуры.
Форум поддержали: Министерство транспорта РФ, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Ассоциация морских торговых портов (АСОП), ФГУП «Росморпорт» и ГУМРФ им адм. С.О. Макарова.
Генеральным партнером мероприятия стал крупнейший в Азии производитель и поставщик решений в области обработки, транспортировки и хранения зерна FAMSUN Group.
Тематическим партнером выступила группа компаний «Интеллектика» – ведущий инновационный бизнес-интегратор и поставщик информационных систем и программно-аппаратных комплексов.
В мероприятии приняли участие более 200 делегатов от отраслевых организаций и партнеров: представители портового бизнеса, регулирующие госорганы, эксперты и аналитики, инвестиционно-финансовые структуры, подрядчики портового строительства, поставщики услуг, технологий и оборудования для строительства и эксплуатации портов, логистические компании и др.
Динамика устойчивого роста
Форум открыла пленарная дискуссия «Развитие морских портов России в текущих условиях. Проекты нового строительства и модернизации. Финансирование и риски. Актуальные вопросы государственного регулирования деятельности портовой отрасли».
В приветственном слове к участникам форума заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай отметил, что инфраструктура морских портов России, как показала практика, достаточна для обеспечения полной потребности экономики страны во внешней торговле морем. Имеется достаточный запас мощности российских портов.
В прошлом году грузооборот морских терминалов вырос на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и составил 883,8 млн тонн. В рамках федпроекта «Развитие морских портов» был обеспечен прирост производственной мощности в объеме 68,2 млн тонн.
«Минтрансом России проводится большая работа, направленная на выработку предложений по формированию государственной политики в морских портах РФ, привлечению грузопотоков в российские морские порты, развитию международного транспортного коридора «Север – Юг», транспортно-логистических коридоров в Азово-Черноморском и Восточном направлениях, расширению морского сообщения с Турцией, Ираном, наращиванию контейнерных перевозок с Китаем. Министерство и дальше готово сотрудничать с операторами морских терминалов в выстраивании логистики движения грузов и повышении эффективности движения судов через морские порты России», – подчеркнул Александр Пошивай.
Первый зампред Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев отметил, что в прошлом году производственные мощности морских портов России достигли 1,36 млрд тонн. Однако в настоящее время сдерживающим фактором для дальнейшего развития портов становится пропускная способность железных дорог.
«Раньше грузы ехали на Запад, а сейчас на Восток. Портовики адаптируются к этому, инвестируют в строительство, используют новые технологии. Очень хочется, чтобы наша железная дорога за ними поспевала. Президент РФ Владимир Путин дал поручение начать III этап модернизации Восточного полигона железных дорог, целью которого является увеличение пропускной способности до 270 млн тонн к 2032 году. Это позволит обеспечить полную загрузку портов. Сибирь, а в частности Кузбасс, мой родной регион, очень нуждаются в возможности стабильного вывоза угля», – сказал депутат.
Развитие портовой отрасли является одним из приоритетов Комитета Государственной Думы РФ по транспорту.
«Из 34 имеющих отношение к транспорту законов, принятых в 2023 году, 10 касались морских перегрузочных терминалов. В настоящее время идет формирование нового нацпроекта по развитию транспортной инфраструктуры, и мы уделим особое внимание роли портов», – сообщил Павел Федяев.
В приветственном слове к участникам форума исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов Серик Жусупов сообщил, что за 2023 год ассоциацией было рассмотрено 237 проектов нормативно-правовых актов. В центре нашего внимания были вопросы госрегулирования вывоза грузов из морских портов судами под российским флагом, осуществления экологической экспертизы, условий аренды причалов при перевалке грузов в морских портах, обеспечения северного завоза грузов, обустройства и осуществления деятельности пунктов пропуска, безопасности объектов морского транспорта, деятельности субъектов естественных монополий в части раскрытия информации. В 2024 году работа по основным направлениям деятельности ассоциации будет продолжена.
Начальник Управления морских портов и развития инфраструктуры Федерального агентства морского и речного транспорта Алексей Петров рассказал о перспективах развития портовой инфраструктуры.
Производственные мощности морских портов России с 2024 по 2026 год вырастут более чем на 150 млн тонн. В текущем году планируется осуществить прирост на 56,29 млн тонн. С 2025 года развитие портовых мощностей будет происходить в рамках мероприятий нового национального проекта «Транспорт».
«Говоря о мероприятиях нового национального проекта, необходимо отметить проекты реконструкции объектов портовой инфраструктуры в порту Корсаков, реализуемые правительством Сахалинской области совместно с Министерством транспорта РФ. Их реализация обеспечит увеличение перевалочных мощностей на 10,1 млн тонн по итогам полного развития. При этом к 2029 году планируется дополнительный прирост в объеме 4,4 млн тонн», – сообщил А. Петров.
В России всерьез и надолго
Содействовать развитию зерновых терминалов России готов крупнейший в Азии производитель и поставщик комплексных решений в области обработки и хранения зерна, производства кормов, переработки масличных культур и промышленной автоматизации FAMSUN Group. Об этом заявил исполнительный директор по элеваторному оборудованию «FAMSUN Россия» Михаил Макеев.
Группа компаний разрабатывает национальные стандарты для стальных силосных башен в КНР и обладает более чем 40-летним опытом по их проектированию и строительству. Практически каждый второй силос в Китае произведен холдингом.
Помимо силосов и систем кондиционирования и сушки FAMSUN Group поставляет технику для транспортировки: нории, цепные и ленточные конвейеры, уборочные машины и разбрасыватели.
В России FAMSUN Group успешно реализован проект строительства первого этапа Забайкальского зернового терминала. Были смонтированы 16 силосных башен вместимостью 5000 тонн каждая, 32 силоса для загрузки и проложены две железнодорожные разгрузочные линии.
«Группа компаний FAMSUN имеет пять производственных площадок. Одна из них в Китае рядом с российской границей, что упрощает поставки. Мы создали крупный склад, активно комплектуем команду, планируем локализовать производство в РФ. Мы в России всерьез и надолго», – сообщил М. Макеев.
Гибкость и адаптивность новой логистики
Особый интерес участников форума вызвала логистическая сессия «Переориентация грузопотоков и готовность инфраструктуры: корректируем стратегии».
В 2023 году объем экспорта через международные транспортные коридоры России достиг 647 млн тонн. Исходя из текущего спроса на внешнеэкономические перевозки, к 2030 году он может вырасти до 728 млн тонн, а к 2035 году – до 836 млн тонн. Такой прогноз представила первый заместитель генерального директора фонда «Центр стратегических разработок», председатель Общественного совета Министерства транспорта РФ Татьяна Горовая.
По словам эксперта, приоритетом для развития портовых мощностей является смещение направлений с Запада на Восток. Значительными перспективами экспортного роста также обладает МТК «Север – Юг». Однако росту его показателей пока препятствует дефицит мощностей, в том числе для перевалки зерна.
Существенный рост объемов вывоза прогнозируется для древесины и целлюлозно-бумажных изделий, металлов, минеральных продуктов, относящихся к контейнеризируемым грузам.
– Наибольшими перспективами по экспорту обладает уголь, однако его экспорт ограничивается пропускной способностью подвозной инфраструктуры к морским портам, – отметила Т. Горовая.
Тему проблем и перспектив доставки угля в морские порты РФ продолжила координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анна Горнова.
По ее словам, уголь составляет 30% всей грузовой базы РЖД. На Дальнем Востоке это 65-70%. Однако сегодня производственные мощности дальневосточных портов примерно в два раза превышают пропускную способность железной дороги.
– Чтобы максимально разгрузить восточное направление из-за нехватки провозных мощностей, уголь везут через западные порты потребителям Азии, Африки, Ближнего Востока и Атлантики. Среди перспективных направлений – Мурманский транспортный узел с терминалом «Лавна» и южные порты, в частности Тамань, – отметила эксперт.
По ее словам, проблема Восточного полигона железных дорог показала необходимость увязки всех видов транспорта в единую систему в новом нацпроекте по развитию транспортной инфраструктуры. В реалиях нестабильности современного мира необходимы гибкость, адаптивность и межведомственное взаимодействие.
Умные решения для портов и мореплавания
IV ежегодная конференция «Smart Port: эффективность, безопасность, экологичность» посвящена цифровизации, внедрению прорывных технологий и реализации всего спектра умных цифровых услуг в морских терминалах.
Эксперты обсудили, какие решения применимы в российских портах и заслуживают инвестиций, а также обзоры решений для цифровой трансформации и устойчивого развития портового бизнеса.
Об основных направлениях цифрового развития ФГУП «Росморпорт» рассказала замначальника управления – начальник отдела развития и эксплуатации цифровых и мониторинговых систем Управления цифрового развития госпредприятия Анна Стригунова.
Основной тенденцией, определяющей деятельность «Росморпорта» в области цифровизации за последние два года, по-прежнему остается импортозамещение программного обеспечения (ПО), в особенности на объектах критической информационной инфраструктуры.
– ФГУП «Росморпорт» возглавляет Индустриальный центр компетенций (ИЦК) «Морской и речной транспорт», в рамках которого реализует особо значимые проекты по внедрению отечественного программного обеспечения, – отметила Анна Стригунова. – Мы впервые в России успешно внедрили полностью отечественную систему обработки, отображения и регистрации информации системы управления движением судов (СУДС), причем замещено не только программное обеспечение, но и компьютерное и серверное оборудование.
В настоящее время ФГУП «Росморпорт» ведется работа по переводу на российский софт всех СУДС в ведении предприятия в целях достижения технологической независимости и исключения угроз от иностранного ПО при обеспечении безопасности мореплавания.
В прошлом году в рамках ИЦК были завершены мероприятия по техническому проектированию информационной системы обеспечения лоцманской деятельности (ИСОЛД). Ее планируют внедрить в Астраханском и Северо-Западном бассейновом филиалах «Росморпорта». Параллельно ФГУП ведет создание экосистемы, которая объединит все цифровые сервисы для внешних и внутренних клиентов.
«Предприятие прорабатывает ряд задач, связанных с использованием искусственного интеллекта для оптимизации деятельности лоцманов, диспетчеров и операторов СУДС, помощи контрагентам при заказе услуг на портале оказания услуг», – добавила она.
Директор по развитию бизнеса группы компаний «Интеллектика» Юрий Оганянц представил участникам форума экосистему MOORiNET.
«MOORiNET объединяет в единое пространство измерительные и сканирующие комплексы, комплексы видеонаблюдения и машинного зрения, датчики мониторинга состояния гидротехнических сооружений, позволяя диспетчеру и лоцману осуществлять оперативный мониторинг процессов швартовки и контролировать причаливание буквально до сантиметра», – сообщил представитель тематического партнера форума.
По его словам, экосистема способна выводить информацию в реальном времени на любой удобный экран с практически любым пользовательским интерфейсом.
«MOORiNET управляет огромным массивом цифровых данных, значительно увеличивая безопасность мореплавания в акваториях и на подходах к ним, одновременно приближая всех нас к автономному судовождению», – заявил Ю. Оганянц.
Директор дирекции «Цифровая Арктика» компании «Гринатом» Павел Христенко рассказал о разработке Единой платформы цифровых сервисов (ЕПЦС) Северного морского пути (СМП).
«Запуск ЕПЦС призван обеспечить повышение безопасности и предсказуемости движения судов, улучшение качества обслуживания и мониторинга судоходства на СМП», – сообщил П. Христенко.
Технологии, инновации, кадры
Второй день работы форума открыла конференция «Проектирование, строительство и эксплуатация портовой гидротехнической и береговой инфраструктуры: материалы, технологии, оборудование».
Эксперты обсудили инновационные решения для повышения эффективности и безопасности эксплуатации акваторий портов и гидротехнических сооружений (ГТС).
Тематическая сессия «Инновации в обработке грузов» была посвящена презентации техники и технологий для увеличения скорости и качества обработки грузов, снижения себестоимости перегрузочных работ.
Между участниками разгорелась дискуссия об особенностях применения системы удаленного управления крановой техникой в портах. Эксперты отметили, что технология может полностью изменить организацию перевалки в морских терминалах, однако потребует доработки действующих регламентов безопасности и законных актов.
Руководитель направления элеваторного оборудования FAMSUN Group Террелл Ли представил интеллектуальную систему управления хранилищем зерна. Она способна помочь владельцам с операционным управлением и менеджментом контрактов, показать уровень зерна в силосе, его температуру и влажность, характеристики воздуха внутри хранилища и снаружи, предупредить об опасностях и предоставить бизнес-отчеты по всем процедурам. Это единая платформа для обмена информацией внутри предприятия.
Включенная в нее система цифрового двойника способна визуализировать состояние зерна, операции в хранилище, энергопотребление, информацию об обслуживании оборудования, проверках безопасности, движении транспорта.
Программное обеспечение вкупе с датчиками позволяет без вмешательства человека проводить процессы взвешивания автомобилей, считывания пропусков, распознавания номерных знаков, управлять шлагбаумами и светофорами.
«Все это позволяет значительно повысить эффективность работы терминалов без привлечения дополнительного персонала», – отметил Террелл Ли.
В завершение форума директор Института водного транспорта, заведующий кафедрой «Технология, эксплуатация и автоматизация работы порта» ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова Юрий Ежов подчеркнул важность и необходимость развития профессиональных узкоспециализированных стандартов для работников портов в соответствии с современными реалиями.
В частности, он отметил необходимость разработки в России профессионального стандарта «Механик по эксплуатации подъемно-транспортного оборудования портов и терминалов».
Выставочная экспозиция IX ежегодного форума «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация» была самой крупной за все время проведения мероприятия. Компании представили широкий выбор решений для портов.
Подробный отчет об итогах работы форума выйдет в № 4 журнала «Морские порты»
Видеоинтервью с участниками
Начальник Управления морских портов и развития инфраструктуры Федерального агентства морского и речного транспорта Алексей Петров
Фото: Морские вести России