Два капитана Пудовкиных

Морская семья
Два капитана Пудовкиных

Геннадий Воронин, зам. начальника Центра патриотического воспитания МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Александр Герасимович, отец

Александр Герасимович Пудовкин родился в Николаевске-на-Амуре в 1900 году. 16-летним юношей приехал во Владивосток поступать в знаменитое училище дальнего плавания. В море Саша впервые пошел в 17-м году в должности своекоштного матроса парохода «Колыма», диплом штурмана дальнего плавания получил через два года. И начались морские дороги будущего капитана: 1923-1925 годы – пароход «Индигирка», штурманский ученик, затем 3-й помощник; 1926 год – «Томск», потом «Ставрополь», «Роза Люксембург»... В 1927 году молодой штурман женился. Его избранницей стала 19-летняя Мария, только что окончившая гимназию. А через год появился на свет сын Юрий.

Фото 1. 1916 год. А.Г. Пудовкин - курсант Владивостокского училища дальнего плавания

Пудовкин-старший диплом на звание капитана дальнего плавания получил в июне 1929 года. К тому времени он уже избороздил все дальневосточные моря. В 1930 году в США было решено приобрести подержанные суда типа «Лейка». Тогда-то, выехав на приемку парохода под названием «Бурят», старпом Пудовкин совершил кругосветное путешествие. Сначала до Москвы поездом, а потом на судах по маршруту Лондон – Саутгемптон – Нью-Йорк – Бостон – Гавайи – Япония – Владивосток.

Фото 2. 1926 год. А.Г. Пудовкин – 2 й помошник капитана парохода «Ставрополь»

Фото 3. 1923 год. В кают-компании парохода «Ставрополь»

Конечно, жизнь безоблачной не была. 1931 год для Александра Герасимовича стал памятным первой (и единственной в его капитанской карьере) аварией. Вот как об этом сообщала газета «Красное знамя»: «28 февраля пароход «Приморье» сел на мель около Красного мыса. Авария произошла ранним утром. Возвратившийся из Иокогамы п/х «Товарищ Красин» был предупрежден телеграммой о бедствии «Приморья». «Красин» подошел к Красному мысу с намерением снять «Приморье» с мели, но все попытки... закончились неудачей. 1 марта на помощь «Приморью» из Владивостока вышел «Добрыня Никитич». Некоторое время Пудовкин-старший даже провел в тюрьме на Партизанском проспекте Владивостока, но потом был оправдан.

В 1936 году – новое место работы: трест «Дальморзверпром». В этом году Александр Герасимович стал известен в масштабе СССР – по крайней мере, о нем неоднократно писала газета «Правда». Необходимо было перегнать Северным морским путем зверобойные деревянные суда «Капитан Поспелов» и «Капитан Воронин» – по 135 тонн грузоподъемности, с парусами и двигателями в 200 сил каждое. Командовать «Капитаном Ворониным» было поручено капитану Пудовкину.

В семейном альбоме сохранились пожелтевшие от времени вырезки из «Правды». Вот информация от 26 июля 1936 года: «Поздно ночью, при свете незаходящего солнца, вышли из Мурманска в сквозной полярный рейс Мурманск – Владивосток зверобойные шхуны «Капитан Воронин» и «Капитан Поспелов». И сообщение от 3 октября 1936 года: «Сегодня утром в Петропавловск прибыла зверобойная шхуна «Капитан Поспелов», пришедшая из Архангельска. Вечером ожидается прибытие в порт второй шхуны – «Капитан Воронин». Это первые суда, прошедшие в навигацию текущего года Северным морским путем».

Между двумя заметками уместился небывалый по срокам и полный реальных опасностей рейс сквозь арктические льды. Но и путь до Владивостока тоже оказался нелегким. В Охотском море шхуна «Капитан Воронин» попала в сильный шторм и пришлось даже выбросить за борт часть палубного груза, чтобы спасти судно. Во Владивосток Пудовкин прибыл лишь 25 октября. Знаменитый полярный исследователь В. Визе потом напишет:

«В 1936 году весь Северный морской путь прошли небольшие моторно-парусные боты «Капитан Поспелов» (Г.П. Фонарев) и «Капитан Воронин» (А.Г. Пудовкин). Суда последнего типа прошли по всей трассе в одну навигацию впервые... Эти небольшие зверобойные боты вписали славную страницу в историю советского мореплавания». Жена А. Пудовкина, переживая за мужа, шедшего в столь непростом и опасном рейсе, вышила карту СССР и красной нитью на ней весь этот легендарный путь. В настоящее время вышитая карта хранится в фондах краевого музея им. В. Арсеньева.

А жизнь между тем шла год за годом, продолжалась и капитанская карьера Пудовкина-старшего. В 1939-1940 годах Александр Герасимович трудился в Астрахани капитаном судна «Дагестанец». Там же, на Каспии, отработал все военные годы, потом был морским инспектором, главным капитаном флота. В 1947 году Александра Герасимовича пригласили в Литовскую ССР, где он помогал восстанавливать рыбную промышленность. Умер Пудовкин-старший в 1979 году в Клайпеде, там и похоронен. Далеко от родных дальневосточных берегов...

Юрий Александрович, сын

В свой первый настоящий рейс Пудовкин-младший сходил с отцом на РТ «Палтус» в 1933 году. Было тогда Юре 5 лет... Потом бывал в море в 1935 году на «Тобольске», в 1938-м – на «Тунце». Так что со всей спецификой морской жизни Юра познакомился более чем рано. Сейчас он говорит: «Я еще в детстве решил, что обязательно стану капитаном – как отец. И все, что нужно, я для этого делал».

В 1947 году окончил школу в Саранске, у бабушки, и сорвался в свой родной город поступать во Владивостокское высшее морское училище (будущее ДВВИМУ). Из полутысячи желающих стать моряками занятия начали только 75 человек. Были среди них такие твердо выбравшие морскую дорогу в жизни, как Арнольд Кремс, сын известного капитана; были и те, кто потом отошел от этой профессии. Так, учившийся вместе с Юрием Пудовкиным Лев Князев стал известным писателем. Судьба...

В марте 1953 года Пудовкин-младший получил диплом об окончании ВВМУ. А в дополнение к корочкам – прозвище Умник, что, наверное, тоже о многом говорит... Потом была обычная для тех времен морская карьера. Пароход «Находка», 3-й помощник капитана, Арктика. На «Находке» Пудовкин-младший под руководством «настоящего капитана» М.Гамаюнова к 1955 году дорос до должности старпома. В 1956 году Юрий Александрович получил диплом капитана дальнего плавания. Начало капитанской службы – ноябрь 1958 года, теплоход «Иван Бабушкин». Были еще «Войков», «КИМ», «Кемерово»... Опять порты Чукотки и Арктики, самовыгрузка угля и муки, льды и шторма.

С 1960 года восемь лет провел на капитанском мостике теплохода «Ванино». В 1965 году работал с рыбаками в Охотоморской экспедиции на западной Камчатке, тогда же пришлось везти из Магадана «спецгруз» – 38 тонн золота. 1966-1967 годы – воюющий Вьетнам, порты Хайфон, Хонг-гай, Камфа. «Ванино» бомбили, порой прямо над судном сбивали американские самолеты. Совсем другим запомнился декабрь 1967 года: открытием знаменитой линии Феско-Индия-Лайн по маршруту Япония – Гонконг – Сингапур – Индия. Первым на ней был «Ванино», и встречали его везде с уважением. Кстати, эта линия (можно сказать, что с легкой руки капитана Пудовкина) просуществовала почти 30 лет...

Фото 4. 1966 год. т/х «Ванино» Ю.А. Пудовкин

С возрастом и опытом должности стали повыше. С марта 1973 года по приглашению В. Бянкина, начальника пароходства, пять лет был заместителем начальника управления международных линий. Работа с инофирмами, многочисленные заграничные командировки. С 1978 года Пудовкин – представитель «Совинфлота» в Малайзии. Это была уже натуральная «буржуазная» жизнь: игра в гольф, членство в престижных клубах, приемы. Был знаком с Мухаммедом Мохатхиром, будущим премьер-министром Малайзии, со многими бизнесменами и политиками, не говоря уже о советских знаменитостях: академиком Петром Капицей, космонавтом Виталием Севастьяновым.

Выход на пенсию – 1993 год – покоя не означал. На «Пионере Чукотки» снова, как в молодости, пошел в Арктику. Снова названия, знакомые с юности: Индигирка, Колыма, Тикси, Певек.

В 1997 году, как бы подводя итог морской карьеры капитана Пудовкина-младшего, ему присвоили звание «Почетный работник морского флота».

В настоящее время Ю. Пудовкин, находясь на заслуженном отдыхе, спокойной жизнью не живет. Работает консультантом, состоит в Дальневосточной ассоциации морских капитанов, недавно вступил в Общество изучения Амурского края, продолжает активно сотрудничать с прессой, музеями и выставочными центрами города, куда передал множество документов, фотографий, предметов из своих личных архивов и архива своего отца. В том числе фотоальбом под символическим названием «Два капитана», отразивший жизненный путь отца и сына Пудовкиных. Потому что такая жизнь – это наша история...

Фото из архива Ю. Пудовкина

Морской флот №6 (2016)


Вернуться к разделу Морская семья

Новости

Лента новостей

ФАС прекратила рассмотрение дела о распределении квот на вылов краба в Баренцевом море

ФАС прекратила рассмотрение дела о распределении квот на вылов краба в Баренцевом море В конце 2018 года ФАС сообщила о том, что подозревает компании «Зигранд» и «Артиксервис» в заключени...

Команда ОСК вышла на старт в числе сильнейших яхтсменов страны

Команда ОСК вышла на старт в числе сильнейших яхтсменов страны Команда Объединенной судостроительной корпорации принимает участие в гонках Высшего дивизиона Национ...

Российская экономика

Посол России в КНР: РФ и Китай имеют реальные перспективы сотрудничества в Арктике

Посол России в КНР: РФ и Китай имеют реальные перспективы сотрудничества в Арктике В перспективе стороны могут заняться совместным освоением Севморпути, рассказал Андрей Денисов.

Для РЖД и других компаний введут KPI под нацпроекты

Для РЖД и других компаний введут KPI под нацпроекты Данная мера поможет в достижении роста объемов экспорта.

Транспортная политика

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума Объем транзитных грузоперевозок из России через Эстонию за последние четыре года достиг историческог...

Морские порты

АО «Ростерминалуголь» наращивает объемы: 13 апреля на терминале выгружено 1244 вагона

АО «Ростерминалуголь» наращивает объемы:  13 апреля на терминале выгружено 1244 вагона АО «Ростерминалуголь» отмечает рост выгрузки вагонов в апреле 2019 года относительно результатов за ...

Находкинский морской торговый порт прошел государственную экологическую экспертизу

Находкинский морской торговый порт прошел государственную экологическую экспертизу Находкинский морской торговый порт получил положительное заключение государственной экологической эк...




Морской транспорт

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках Чистый убыток голландской судостроительной компании Damen Shipyards Group по итогам 2018 года состав...

На атомный ледокол «Сибирь» погружен турбогенератор левого борта

На атомный ледокол «Сибирь» погружен турбогенератор левого борта Специалисты АО «Балтийский завод» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) произв...

Речной транспорт

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания Новые санкции РФ также коснутся угля, продукции машиностроения и легкой промышленности.

Углубление дна Оби позволило увеличить грузопоток в Алтайском крае на 3 млн тонн за 5 лет

Углубление дна Оби позволило увеличить грузопоток в Алтайском крае на 3 млн тонн за 5 лет Углубление дна реки Обь в Алтайском   крае и увеличение продолжительности навигации позвол...

Ж/Д транспорт

ОАО «РЖД» презентовало участникам рынка интерактивную карту ремонтных работ

ОАО «РЖД» презентовало участникам рынка интерактивную карту ремонтных работ Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Краснощёк провел 19 апреля в Москве рас...

ОТЛК ЕРА подписала соглашения о сотрудничестве с двумя европейскими партнерами

ОТЛК ЕРА подписала соглашения о сотрудничестве с двумя европейскими партнерами «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК ЕРА...

Авто транспорт

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста При этом на участках протяженностью более 50 км выполнят капитальные работы, сообщает ФКУ Упрдор Мос...

Проезд по трассе М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6%

Проезд по трассе М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6% Стоимость проезда по всем   платным участкам трассы М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6&...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...