Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Два капитана Пудовкиных

Морская семья
Два капитана Пудовкиных

Геннадий Воронин, зам. начальника Центра патриотического воспитания МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Александр Герасимович, отец

Александр Герасимович Пудовкин родился в Николаевске-на-Амуре в 1900 году. 16-летним юношей приехал во Владивосток поступать в знаменитое училище дальнего плавания. В море Саша впервые пошел в 17-м году в должности своекоштного матроса парохода «Колыма», диплом штурмана дальнего плавания получил через два года. И начались морские дороги будущего капитана: 1923-1925 годы – пароход «Индигирка», штурманский ученик, затем 3-й помощник; 1926 год – «Томск», потом «Ставрополь», «Роза Люксембург»... В 1927 году молодой штурман женился. Его избранницей стала 19-летняя Мария, только что окончившая гимназию. А через год появился на свет сын Юрий.

Фото 1. 1916 год. А.Г. Пудовкин - курсант Владивостокского училища дальнего плавания

Пудовкин-старший диплом на звание капитана дальнего плавания получил в июне 1929 года. К тому времени он уже избороздил все дальневосточные моря. В 1930 году в США было решено приобрести подержанные суда типа «Лейка». Тогда-то, выехав на приемку парохода под названием «Бурят», старпом Пудовкин совершил кругосветное путешествие. Сначала до Москвы поездом, а потом на судах по маршруту Лондон – Саутгемптон – Нью-Йорк – Бостон – Гавайи – Япония – Владивосток.

Фото 2. 1926 год. А.Г. Пудовкин – 2 й помошник капитана парохода «Ставрополь»

Фото 3. 1923 год. В кают-компании парохода «Ставрополь»

Конечно, жизнь безоблачной не была. 1931 год для Александра Герасимовича стал памятным первой (и единственной в его капитанской карьере) аварией. Вот как об этом сообщала газета «Красное знамя»: «28 февраля пароход «Приморье» сел на мель около Красного мыса. Авария произошла ранним утром. Возвратившийся из Иокогамы п/х «Товарищ Красин» был предупрежден телеграммой о бедствии «Приморья». «Красин» подошел к Красному мысу с намерением снять «Приморье» с мели, но все попытки... закончились неудачей. 1 марта на помощь «Приморью» из Владивостока вышел «Добрыня Никитич». Некоторое время Пудовкин-старший даже провел в тюрьме на Партизанском проспекте Владивостока, но потом был оправдан.

В 1936 году – новое место работы: трест «Дальморзверпром». В этом году Александр Герасимович стал известен в масштабе СССР – по крайней мере, о нем неоднократно писала газета «Правда». Необходимо было перегнать Северным морским путем зверобойные деревянные суда «Капитан Поспелов» и «Капитан Воронин» – по 135 тонн грузоподъемности, с парусами и двигателями в 200 сил каждое. Командовать «Капитаном Ворониным» было поручено капитану Пудовкину.

В семейном альбоме сохранились пожелтевшие от времени вырезки из «Правды». Вот информация от 26 июля 1936 года: «Поздно ночью, при свете незаходящего солнца, вышли из Мурманска в сквозной полярный рейс Мурманск – Владивосток зверобойные шхуны «Капитан Воронин» и «Капитан Поспелов». И сообщение от 3 октября 1936 года: «Сегодня утром в Петропавловск прибыла зверобойная шхуна «Капитан Поспелов», пришедшая из Архангельска. Вечером ожидается прибытие в порт второй шхуны – «Капитан Воронин». Это первые суда, прошедшие в навигацию текущего года Северным морским путем».

Между двумя заметками уместился небывалый по срокам и полный реальных опасностей рейс сквозь арктические льды. Но и путь до Владивостока тоже оказался нелегким. В Охотском море шхуна «Капитан Воронин» попала в сильный шторм и пришлось даже выбросить за борт часть палубного груза, чтобы спасти судно. Во Владивосток Пудовкин прибыл лишь 25 октября. Знаменитый полярный исследователь В. Визе потом напишет:

«В 1936 году весь Северный морской путь прошли небольшие моторно-парусные боты «Капитан Поспелов» (Г.П. Фонарев) и «Капитан Воронин» (А.Г. Пудовкин). Суда последнего типа прошли по всей трассе в одну навигацию впервые... Эти небольшие зверобойные боты вписали славную страницу в историю советского мореплавания». Жена А. Пудовкина, переживая за мужа, шедшего в столь непростом и опасном рейсе, вышила карту СССР и красной нитью на ней весь этот легендарный путь. В настоящее время вышитая карта хранится в фондах краевого музея им. В. Арсеньева.

А жизнь между тем шла год за годом, продолжалась и капитанская карьера Пудовкина-старшего. В 1939-1940 годах Александр Герасимович трудился в Астрахани капитаном судна «Дагестанец». Там же, на Каспии, отработал все военные годы, потом был морским инспектором, главным капитаном флота. В 1947 году Александра Герасимовича пригласили в Литовскую ССР, где он помогал восстанавливать рыбную промышленность. Умер Пудовкин-старший в 1979 году в Клайпеде, там и похоронен. Далеко от родных дальневосточных берегов...

Юрий Александрович, сын

В свой первый настоящий рейс Пудовкин-младший сходил с отцом на РТ «Палтус» в 1933 году. Было тогда Юре 5 лет... Потом бывал в море в 1935 году на «Тобольске», в 1938-м – на «Тунце». Так что со всей спецификой морской жизни Юра познакомился более чем рано. Сейчас он говорит: «Я еще в детстве решил, что обязательно стану капитаном – как отец. И все, что нужно, я для этого делал».

В 1947 году окончил школу в Саранске, у бабушки, и сорвался в свой родной город поступать во Владивостокское высшее морское училище (будущее ДВВИМУ). Из полутысячи желающих стать моряками занятия начали только 75 человек. Были среди них такие твердо выбравшие морскую дорогу в жизни, как Арнольд Кремс, сын известного капитана; были и те, кто потом отошел от этой профессии. Так, учившийся вместе с Юрием Пудовкиным Лев Князев стал известным писателем. Судьба...

В марте 1953 года Пудовкин-младший получил диплом об окончании ВВМУ. А в дополнение к корочкам – прозвище Умник, что, наверное, тоже о многом говорит... Потом была обычная для тех времен морская карьера. Пароход «Находка», 3-й помощник капитана, Арктика. На «Находке» Пудовкин-младший под руководством «настоящего капитана» М.Гамаюнова к 1955 году дорос до должности старпома. В 1956 году Юрий Александрович получил диплом капитана дальнего плавания. Начало капитанской службы – ноябрь 1958 года, теплоход «Иван Бабушкин». Были еще «Войков», «КИМ», «Кемерово»... Опять порты Чукотки и Арктики, самовыгрузка угля и муки, льды и шторма.

С 1960 года восемь лет провел на капитанском мостике теплохода «Ванино». В 1965 году работал с рыбаками в Охотоморской экспедиции на западной Камчатке, тогда же пришлось везти из Магадана «спецгруз» – 38 тонн золота. 1966-1967 годы – воюющий Вьетнам, порты Хайфон, Хонг-гай, Камфа. «Ванино» бомбили, порой прямо над судном сбивали американские самолеты. Совсем другим запомнился декабрь 1967 года: открытием знаменитой линии Феско-Индия-Лайн по маршруту Япония – Гонконг – Сингапур – Индия. Первым на ней был «Ванино», и встречали его везде с уважением. Кстати, эта линия (можно сказать, что с легкой руки капитана Пудовкина) просуществовала почти 30 лет...

Фото 4. 1966 год. т/х «Ванино» Ю.А. Пудовкин

С возрастом и опытом должности стали повыше. С марта 1973 года по приглашению В. Бянкина, начальника пароходства, пять лет был заместителем начальника управления международных линий. Работа с инофирмами, многочисленные заграничные командировки. С 1978 года Пудовкин – представитель «Совинфлота» в Малайзии. Это была уже натуральная «буржуазная» жизнь: игра в гольф, членство в престижных клубах, приемы. Был знаком с Мухаммедом Мохатхиром, будущим премьер-министром Малайзии, со многими бизнесменами и политиками, не говоря уже о советских знаменитостях: академиком Петром Капицей, космонавтом Виталием Севастьяновым.

Выход на пенсию – 1993 год – покоя не означал. На «Пионере Чукотки» снова, как в молодости, пошел в Арктику. Снова названия, знакомые с юности: Индигирка, Колыма, Тикси, Певек.

В 1997 году, как бы подводя итог морской карьеры капитана Пудовкина-младшего, ему присвоили звание «Почетный работник морского флота».

В настоящее время Ю. Пудовкин, находясь на заслуженном отдыхе, спокойной жизнью не живет. Работает консультантом, состоит в Дальневосточной ассоциации морских капитанов, недавно вступил в Общество изучения Амурского края, продолжает активно сотрудничать с прессой, музеями и выставочными центрами города, куда передал множество документов, фотографий, предметов из своих личных архивов и архива своего отца. В том числе фотоальбом под символическим названием «Два капитана», отразивший жизненный путь отца и сына Пудовкиных. Потому что такая жизнь – это наша история...

Фото из архива Ю. Пудовкина

Морской флот №6 (2016)


Вернуться к разделу Морская семья

Новости

Лента новостей

У берегов Нигерии похищен экипаж голландского торгового судна

У берегов Нигерии похищен экипаж голландского торгового судна В Гвинейском заливе пираты похитили 12 из 14 членов команды нидерландского торгового судна. Пираты н...

Парусник «Крузенштерн» завершил первый в этом году учебный рейс

Парусник «Крузенштерн» завершил первый в этом году учебный рейс Учебно-парусное судно Росрыболовства «Крузенштерн» завершило первый в этом году учебный рейс. Для вс...

Российская экономика

Д. Рогозин: ГЛОНАСС перейдет на самоокупаемость с 2018 года

Д. Рогозин: ГЛОНАСС перейдет на самоокупаемость с 2018 года Россия прекратит госфинансирование акционерного общества «ГЛОНАСС», компания перейдет на самоокупаем...

Россия и Евросоюз намерены развивать сотрудничество в области рыболовства

Россия и Евросоюз намерены развивать сотрудничество в области рыболовства Вопросы рациональной эксплуатации запасов рыб Северо-Восточной Атлантики и другие актуальные темы об...

Транспортная политика

Минтранс против передачи Росатому полномочий по администрированию Севморпути

Минтранс против передачи Росатому полномочий по администрированию Севморпути Минтранс РФ против передачи Росатому полномочий по выдаче разрешений на плавание по Северному морско...

На Украине собрались закрыть свои реки для прохода российских судов

На Украине собрались закрыть свои реки для прохода российских судов Министерство инфраструктуры Украины инициирует обращение в Совет нацбезопасности и обороны о запрете...

Морские порты

Власти подсчитали, какую прибыль может принести порт в Приморске

Власти подсчитали, какую прибыль может принести порт в Приморске Почти четыре миллиарда рублей может получить в 2022 году федеральный бюджет и более полутора миллиар...

Власти Калмыкии предлагают построить в республике порт мощностью 20 млн тонн грузов в год

Власти Калмыкии предлагают построить в республике порт мощностью 20 млн тонн грузов в год Власти Калмыкии предлагают построить в Лагани (город в Калмыкии, расположен в 9 км от Каспийског...




Морской транспорт

Стоимость 2-х паромов для ж/д переправы Усть-Луга- Балтийск - около 10 млрд руб. - Минтранс

Стоимость 2-х паромов для ж/д переправы Усть-Луга- Балтийск - около 10 млрд руб. - Минтранс Для обеспечения работы железнодорожной переправы Усть-Луга - Балтийск будут построены два парома вме...

Ледокол Северного флота «Илья Муромец» испытывают во льдах толщиной до метра

Ледокол Северного флота «Илья Муромец» испытывают во льдах толщиной до метра Экипаж новейшего ледокола Северного флота «Илья Муромец» проводит испытания судна в Арктике в района...

Речной транспорт

Архангельская область направит 98 млн рублей на субсидии пассажирских перевозок по воде

Архангельская область направит 98 млн рублей на субсидии пассажирских перевозок по воде Министерство транспорта Архангельской области заключило договоры с транспортными операторами на возм...

Летняя пассажирская навигация открылась на Москве-реке, в ней будет участвовать порядка 80 судов

Летняя пассажирская навигация открылась на Москве-реке, в ней будет участвовать порядка 80 судов Сегодня, 24 апреля, открылась летняя пассажирская навигация на Москве-реке: заработали шлюзы Московс...

Ж/Д транспорт

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2017 г. на уровне 44,85 руб. на акцию/GDR

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2017 г. на уровне 44,85 руб. на акцию/GDR Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2017 год на уровне 44,85 руб. на обыкновенную акцию или...

Минсельхоз предлагает бессрочно продлить субсидирование тарифа на ж/д перевозку зерна

Минсельхоз предлагает бессрочно продлить субсидирование тарифа на ж/д перевозку зерна Минсельхоз России предлагает продлить субсидирование тарифа на перевозки железнодорожным транспортом...

Авто транспорт

Минтранс рассчитывает на начало движения грузовых авто по мосту в Крым в октябре - Соколов

Минтранс рассчитывает на начало движения грузовых авто по мосту в Крым в октябре - Соколов Грузовики поедут по Крымскому мосту ориентировочно в октябре, сообщил журналистам министр транспорта...

Глава Минтранса Крыма, не решивший проблему пробок в Симферополе, подал в отставку

Глава Минтранса Крыма, не решивший проблему пробок в Симферополе, подал в отставку Министр транспорта Крыма Игорь Захаров написал заявление об отставке, сообщил журналистам во вторник...

Аналитика

Транспортная политика

Подразделения транспортной безопасности против пиратов?

Подразделения транспортной безопасности против пиратов? Заголовок кажется фантастическим? Но это только на первый взгляд. Сравнительный анализ циркуляров Ме...

Транспортный вакуум

Транспортный вакуум Помощь федерального центра требуется для решения проблемы транспортной доступности регионов Дальнего...

Морские порты

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт»

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт» 6 декабря 2017 года в Москве в рамках крупнейшей ежегодной отраслевой выставки «Транспорт России 201...

Порт Анадырь: безопасность мореплавания в суровых условиях

Порт Анадырь: безопасность мореплавания в суровых условиях Морской порт Анадырь – самый крупный морской порт федерального значения на Чукотке и один из важнейш...

Морской транспорт

Вахтенный уснул от усталости

Вахтенный уснул от усталости Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МАК), соз...

«Весь покрытый зеленью»

«Весь покрытый зеленью» ИМО проявляет повышенный интерес к теме биообрастания судов. Проблема угрожает морским экосистемам и...

Речной транспорт

Три фактора успеха

Три фактора успеха Закончилась навигация 2017 года. Можно подвести итоги работы судоходной компании.
Задачи став...

Потенциал транзита

Потенциал транзита Контейнерные перевозки по внутренним водным путям России в условиях Евразийского экономического союз...




Темы

Инфраструктура / Образование

Историческому фонду ДВМП – 55 лет!

Историческому фонду ДВМП – 55 лет! Исторический фонд Дальневосточного морского пароходства– важный историко-культурный объект для Дальн...

Такой флотилии не видел мир

Такой флотилии не видел мир Представьте себе грандиозную флотилию чуть ли не в тысячу судов и кораблей, к тому же состоящую из м...

Грузовая база

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления В 2017 году производство цветных металлов в России осталось практически на уровне предыдущего года, ...

Производство ЖРС и перспективы экспорта

Производство ЖРС и перспективы экспорта Ежегодно в России производится порядка 100 млн тонн железорудного сырья (ЖРС) различной степ...

Безопасность мореплавания

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год)

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год) Исторический крах седьмого по мощи контейнерного оператора в мире, корейской компании Hanjin Shippin...

Применение дополнительной сигнализации на судах

Применение дополнительной сигнализации на судах Такие факторы, как возросшая плотность и интенсивность движения судов в море, увеличение размеров су...

Севморпуть

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 9-12)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 9-12) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...

Новые Правила слабее старых?

Новые Правила слабее старых? В 2014 г. в журнале «Морской флот» № 2 (1512) была опубликована статья «О новых Правилах пла...




Судостроение

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь Российская судоремонтная промышленность, как показывает жизнь, в состоянии конкурировать с зарубежны...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...