Два капитана Пудовкиных

Морская семья
Два капитана Пудовкиных

Геннадий Воронин, зам. начальника Центра патриотического воспитания МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Александр Герасимович, отец

Александр Герасимович Пудовкин родился в Николаевске-на-Амуре в 1900 году. 16-летним юношей приехал во Владивосток поступать в знаменитое училище дальнего плавания. В море Саша впервые пошел в 17-м году в должности своекоштного матроса парохода «Колыма», диплом штурмана дальнего плавания получил через два года. И начались морские дороги будущего капитана: 1923-1925 годы – пароход «Индигирка», штурманский ученик, затем 3-й помощник; 1926 год – «Томск», потом «Ставрополь», «Роза Люксембург»... В 1927 году молодой штурман женился. Его избранницей стала 19-летняя Мария, только что окончившая гимназию. А через год появился на свет сын Юрий.

Фото 1. 1916 год. А.Г. Пудовкин - курсант Владивостокского училища дальнего плавания

Пудовкин-старший диплом на звание капитана дальнего плавания получил в июне 1929 года. К тому времени он уже избороздил все дальневосточные моря. В 1930 году в США было решено приобрести подержанные суда типа «Лейка». Тогда-то, выехав на приемку парохода под названием «Бурят», старпом Пудовкин совершил кругосветное путешествие. Сначала до Москвы поездом, а потом на судах по маршруту Лондон – Саутгемптон – Нью-Йорк – Бостон – Гавайи – Япония – Владивосток.

Фото 2. 1926 год. А.Г. Пудовкин – 2 й помошник капитана парохода «Ставрополь»

Фото 3. 1923 год. В кают-компании парохода «Ставрополь»

Конечно, жизнь безоблачной не была. 1931 год для Александра Герасимовича стал памятным первой (и единственной в его капитанской карьере) аварией. Вот как об этом сообщала газета «Красное знамя»: «28 февраля пароход «Приморье» сел на мель около Красного мыса. Авария произошла ранним утром. Возвратившийся из Иокогамы п/х «Товарищ Красин» был предупрежден телеграммой о бедствии «Приморья». «Красин» подошел к Красному мысу с намерением снять «Приморье» с мели, но все попытки... закончились неудачей. 1 марта на помощь «Приморью» из Владивостока вышел «Добрыня Никитич». Некоторое время Пудовкин-старший даже провел в тюрьме на Партизанском проспекте Владивостока, но потом был оправдан.

В 1936 году – новое место работы: трест «Дальморзверпром». В этом году Александр Герасимович стал известен в масштабе СССР – по крайней мере, о нем неоднократно писала газета «Правда». Необходимо было перегнать Северным морским путем зверобойные деревянные суда «Капитан Поспелов» и «Капитан Воронин» – по 135 тонн грузоподъемности, с парусами и двигателями в 200 сил каждое. Командовать «Капитаном Ворониным» было поручено капитану Пудовкину.

В семейном альбоме сохранились пожелтевшие от времени вырезки из «Правды». Вот информация от 26 июля 1936 года: «Поздно ночью, при свете незаходящего солнца, вышли из Мурманска в сквозной полярный рейс Мурманск – Владивосток зверобойные шхуны «Капитан Воронин» и «Капитан Поспелов». И сообщение от 3 октября 1936 года: «Сегодня утром в Петропавловск прибыла зверобойная шхуна «Капитан Поспелов», пришедшая из Архангельска. Вечером ожидается прибытие в порт второй шхуны – «Капитан Воронин». Это первые суда, прошедшие в навигацию текущего года Северным морским путем».

Между двумя заметками уместился небывалый по срокам и полный реальных опасностей рейс сквозь арктические льды. Но и путь до Владивостока тоже оказался нелегким. В Охотском море шхуна «Капитан Воронин» попала в сильный шторм и пришлось даже выбросить за борт часть палубного груза, чтобы спасти судно. Во Владивосток Пудовкин прибыл лишь 25 октября. Знаменитый полярный исследователь В. Визе потом напишет:

«В 1936 году весь Северный морской путь прошли небольшие моторно-парусные боты «Капитан Поспелов» (Г.П. Фонарев) и «Капитан Воронин» (А.Г. Пудовкин). Суда последнего типа прошли по всей трассе в одну навигацию впервые... Эти небольшие зверобойные боты вписали славную страницу в историю советского мореплавания». Жена А. Пудовкина, переживая за мужа, шедшего в столь непростом и опасном рейсе, вышила карту СССР и красной нитью на ней весь этот легендарный путь. В настоящее время вышитая карта хранится в фондах краевого музея им. В. Арсеньева.

А жизнь между тем шла год за годом, продолжалась и капитанская карьера Пудовкина-старшего. В 1939-1940 годах Александр Герасимович трудился в Астрахани капитаном судна «Дагестанец». Там же, на Каспии, отработал все военные годы, потом был морским инспектором, главным капитаном флота. В 1947 году Александра Герасимовича пригласили в Литовскую ССР, где он помогал восстанавливать рыбную промышленность. Умер Пудовкин-старший в 1979 году в Клайпеде, там и похоронен. Далеко от родных дальневосточных берегов...

Юрий Александрович, сын

В свой первый настоящий рейс Пудовкин-младший сходил с отцом на РТ «Палтус» в 1933 году. Было тогда Юре 5 лет... Потом бывал в море в 1935 году на «Тобольске», в 1938-м – на «Тунце». Так что со всей спецификой морской жизни Юра познакомился более чем рано. Сейчас он говорит: «Я еще в детстве решил, что обязательно стану капитаном – как отец. И все, что нужно, я для этого делал».

В 1947 году окончил школу в Саранске, у бабушки, и сорвался в свой родной город поступать во Владивостокское высшее морское училище (будущее ДВВИМУ). Из полутысячи желающих стать моряками занятия начали только 75 человек. Были среди них такие твердо выбравшие морскую дорогу в жизни, как Арнольд Кремс, сын известного капитана; были и те, кто потом отошел от этой профессии. Так, учившийся вместе с Юрием Пудовкиным Лев Князев стал известным писателем. Судьба...

В марте 1953 года Пудовкин-младший получил диплом об окончании ВВМУ. А в дополнение к корочкам – прозвище Умник, что, наверное, тоже о многом говорит... Потом была обычная для тех времен морская карьера. Пароход «Находка», 3-й помощник капитана, Арктика. На «Находке» Пудовкин-младший под руководством «настоящего капитана» М.Гамаюнова к 1955 году дорос до должности старпома. В 1956 году Юрий Александрович получил диплом капитана дальнего плавания. Начало капитанской службы – ноябрь 1958 года, теплоход «Иван Бабушкин». Были еще «Войков», «КИМ», «Кемерово»... Опять порты Чукотки и Арктики, самовыгрузка угля и муки, льды и шторма.

С 1960 года восемь лет провел на капитанском мостике теплохода «Ванино». В 1965 году работал с рыбаками в Охотоморской экспедиции на западной Камчатке, тогда же пришлось везти из Магадана «спецгруз» – 38 тонн золота. 1966-1967 годы – воюющий Вьетнам, порты Хайфон, Хонг-гай, Камфа. «Ванино» бомбили, порой прямо над судном сбивали американские самолеты. Совсем другим запомнился декабрь 1967 года: открытием знаменитой линии Феско-Индия-Лайн по маршруту Япония – Гонконг – Сингапур – Индия. Первым на ней был «Ванино», и встречали его везде с уважением. Кстати, эта линия (можно сказать, что с легкой руки капитана Пудовкина) просуществовала почти 30 лет...

Фото 4. 1966 год. т/х «Ванино» Ю.А. Пудовкин

С возрастом и опытом должности стали повыше. С марта 1973 года по приглашению В. Бянкина, начальника пароходства, пять лет был заместителем начальника управления международных линий. Работа с инофирмами, многочисленные заграничные командировки. С 1978 года Пудовкин – представитель «Совинфлота» в Малайзии. Это была уже натуральная «буржуазная» жизнь: игра в гольф, членство в престижных клубах, приемы. Был знаком с Мухаммедом Мохатхиром, будущим премьер-министром Малайзии, со многими бизнесменами и политиками, не говоря уже о советских знаменитостях: академиком Петром Капицей, космонавтом Виталием Севастьяновым.

Выход на пенсию – 1993 год – покоя не означал. На «Пионере Чукотки» снова, как в молодости, пошел в Арктику. Снова названия, знакомые с юности: Индигирка, Колыма, Тикси, Певек.

В 1997 году, как бы подводя итог морской карьеры капитана Пудовкина-младшего, ему присвоили звание «Почетный работник морского флота».

В настоящее время Ю. Пудовкин, находясь на заслуженном отдыхе, спокойной жизнью не живет. Работает консультантом, состоит в Дальневосточной ассоциации морских капитанов, недавно вступил в Общество изучения Амурского края, продолжает активно сотрудничать с прессой, музеями и выставочными центрами города, куда передал множество документов, фотографий, предметов из своих личных архивов и архива своего отца. В том числе фотоальбом под символическим названием «Два капитана», отразивший жизненный путь отца и сына Пудовкиных. Потому что такая жизнь – это наша история...

Фото из архива Ю. Пудовкина

Морской флот №6 (2016)


Вернуться к разделу Морская семья

Новости

Лента новостей

Траулер «Нерпа» намотал сеть на винт и потерял ход в Баренцевом море

Траулер «Нерпа» намотал сеть на винт и потерял ход в Баренцевом море На СРТМ-К «Нерпа» в южной части Баренцева моря при постановке трала произошла намотка снасти на винт...

Лихтер в барже-буксирном составе сел на мель на Беломоро-Балтийском канале

Лихтер в барже-буксирном составе сел на мель на Беломоро-Балтийском канале Лихтер-8827 сел на мель во время буксировки в составе из буксира ОТА-990 и двух лихтеров. Происшеств...

Российская экономика

Ткачев: тарифное стимулирование ж/д перевозок зерна позволит повысить его экспорт

Ткачев: тарифное стимулирование ж/д перевозок зерна позволит повысить его экспорт Меры тарифного стимулирования железнодорожных перевозок для экспортеров зерна позволят повысить его ...

Китай заинтересован в сотрудничестве с Архангельской областью в сфере морских перевозок

Китай заинтересован в сотрудничестве с Архангельской областью в сфере морских перевозок Китай заинтересован в сотрудничестве в Архангельской областью в сфере морских перевозок по Северному...

Транспортная политика

Виктор Олерский встретился с послом Королевства Дания в РФ Томасом Винклером

Виктор Олерский встретился с послом Королевства Дания в РФ Томасом Винклером Заместитель министра транспорта Виктор Олерский встретился с чрезвычайным и полномочным послом Дании...

Литва ищет пути в объезд России: Турцию позвали в проект «Викинг»

Литва ищет пути в объезд России: Турцию позвали в проект «Викинг» Литва предложила Турции присоединиться к международному проекту «Викинг» в ходе заседания совместной...

Морские порты

Bega развивает терминал для экспорта цемента из Клайпеды

Bega развивает терминал для экспорта цемента из Клайпеды Проект терминала по погрузке цемента в Клайпедском морском порту позволит единственному в Литве прои...

Liebherr представил новую продукцию на конференции, организованной журналом «Морские порты»

Liebherr представил новую продукцию на конференции, организованной журналом «Морские порты» На выставке «Нева-2017», в рамках конференции «Техника и технологии для портов: эффективные инвестиц...




Морской транспорт

Более 75% держателей евробондов Fesco поддержали реструктуризацию долга

Более 75% держателей евробондов Fesco поддержали реструктуризацию долга Более 75% держателей еврооблигаций Fesco с погашением в 2018 и 2020 годах присоединились к согла...

Работу Керченской переправы могут приостановить из-за плохой погоды с 25 сентября

Работу Керченской переправы могут приостановить из-за плохой погоды с 25 сентября Работа Керченской паромной переправы, которая связывает Крымский полуостров с материковой частью Рос...

Речной транспорт

Россия разрешила проход по Волго-Донскому каналу двум иранским судам

Россия разрешила проход по Волго-Донскому каналу двум иранским судам Правительство РФ разрешило двум иранским судам проход по Волго-Донскому каналу из Азовского моря в К...

Внутренний водный транспорт перевез 74,5 млн. тонн грузов и 9,4 млн пассажиров за январь-август

Внутренний водный транспорт перевез 74,5 млн. тонн грузов и 9,4 млн пассажиров за январь-август За 8 месяцев 2017 года внутренним водным транспортом перевезено 74,5 млн. тонн грузов. Перевозки пас...

Ж/Д транспорт

Минэкономики предлагает установить долгосрочные тарифы на перевозку грузов РЖД

Минэкономики предлагает установить долгосрочные тарифы на перевозку грузов РЖД Замглавы Минэкономики Станислав Воскресенский направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо с пре...

Госдума приняла закон об изменении должности главы РЖД

Госдума приняла закон об изменении должности главы РЖД Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о переименовании должности главы РЖД из презид...

Авто транспорт

Правкомиссия одобрила проект о росте штрафа для неплательщиков «Платона» до 20 тыс. руб. - источник

Правкомиссия одобрила проект о росте штрафа для неплательщиков «Платона» до 20 тыс. руб. - источник Правительственная комиссия одобрила законопроект о повышении штрафа для неплательщиков «Платона» до ...

Проект о повышении штрафа в «Платоне» должны внести в Думу в течение нескольких недель - Росавтодор

Проект о повышении штрафа в «Платоне» должны внести в Думу в течение нескольких недель - Росавтодор Росавтодор ожидает внесения в Госдуму законопроекта, повышающего штрафы для неплательщиков системы «...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...