Бюллетень новостей №28 (186) с 3 по 9 октября 2016 - Морские вести России

Бюллетень новостей №28 (186) с 3 по 9 октября 2016

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Росавтодор предложил правительству РФ поднять тариф для 12-тонников до 3,73 рубля за 1 км

Федеральное дорожное агентство (Роставтодор) направило в правительство РФ предложения по увеличению тарифа по системе «Платон» (налог на автомобили массой выше 12 тонн за проезд по федеральным трассам) до 3,73 рубля за 1 км.

Об этом сообщил в рамках инвестиционного форума «Сочи-2016» глава Росавтодора Роман Старовойт.

«Сегодняшний тариф был введен на определенный период и имеет льготный коэффициент по просьбам перевозчиков. Сегодня почти год, как система введена в эксплуатацию. Работает штатно, мы с вами не наблюдаем сколько-либо существенного роста цен на товары народного потребления, которые перевозятся двенадцатитонниками. Федеральное дорожное агентство вынесло свое предложение вернуться к ранее установленному тарифу: 3 рубля 73 копейки за 1 км. Сегодня это предложение от Минтранса находится на площадке правительства РФ», - сказал он.

Сейчас за проезд по федеральным трассам компании платят 1,53 рубля за 1 км пути с каждого автомобиля. Этот тариф считался льготным и с 1 марта должен был вырасти, однако из- за протеста компаний-перевозчиков и производителей было принято решение сохранить льготы и осенью 2016 года вернуться в правительстве РФ к обсуждению этого вопроса.

«Мы рассчитываем, что в ближайшие месяцы, до конца года, правительство, взвесив все мнения и предложения, в том числе от Минэкономразвития, Министерства финансов РФ, от Минтранса России, примет взвешенное решение, и мы с вами узнаем о тарифе. Если тариф останется в прежних размерах, то порядка 20 млрд рублей поступит в Федеральный дорожный фонд в следующем году», - отметил он.

По оценке Минтранса РФ, дорожный фонд в 2016 году также получит порядка 20 млрд рублей за счет налога «Платон».

Также Старовойт отметил, что Росавтодор просчитывает предложения Минтранса РФ поднимать плату по системе «Платон» на время речной навигации, чтобы стимулировать грузоотправителей использовать реки.

Греф назвал сроки окончания периода нефтяной моноэкономики в России

Период экономики монопродукта в виде нефти в России может закончиться в 2028-2030 годах, считает глава Сбербанка Герман Греф.

«Когда у нас потенциально этот монопродукт может закончиться? 28-й - 30-й годы. По всем ощущениям, по всем трендам, которые мы видим сегодня, не будет повторения такого сырьевого суперцикла. Надо к этому готовиться. У нас не так много времени», - сказал Греф в эфире программы «Познер» на Первом канале.

По словам топ-менеджера, сложность заключается в том, что выход из «моноресурсного состояния» всегда происходит очень болезненно. «Он всегда связан либо с революционными проявлениями, либо с гражданской войной, либо с сильной зависимостью от зарубежных стран. Это три классические выхода из подобного рода ситуаций», - отметил глава Сбербанка.

Он также пояснил, что некоторое понимание перспектив ситуации в России есть уже сейчас. «Мне кажется, за последний год, может быть, два, таких «розовых очков» нашего будущего, что цены вернутся опять к уровням за $100 (за баррель нефти – прим.) и у нас снова будет все хорошо, все меньше и меньше», - считает Греф.

По его словам, «люди во власти сегодня уже достаточно хорошо представляют эту ситуацию», хотя не все готовы к переменам. «Если мы послушаем руководителей сырьевых компаний, представляете, что такое перестроить бизнес сырьевой компании? Это огромная работа и не всегда хочется этим заниматься, не всегда на это есть ресурсы», - сказал Греф. Он отметил, что есть много экспертов, которые говорят нефтяникам о том, что «да ничего, очень много раз предсказывали вам конец, а вы (нефтяная отрасль – прим.) до сих пор живы».

Помочь выйти из «моноресурсного состояния», по мнению главы Сбербанка, поможет диверсификация экономики. «Я очень надеюсь, что начало изменения качества экономического роста, диверсификация, что, на мой взгляд, вопрос нашего дальнейшего будущего страны и нашего общества, просто становится основной на повестке дня», - сказал Греф.

Рогозин попросил Путина сменить руководство «Уралвагонзавода»

В сентябре 2016 года курирующий ВПК вице-премьер Дмитрий Рогозин написал письмо президенту России Владимиру Путину, в котором выразил недовольство работой «Уралвагонзавода» и его гендиректора Олега Сиенко.

Необходимость кадровых перемен Рогозин объяснил сложным финансово-экономическим положением предприятия и угрозой выполнению работ по гособоронзаказу. В этом же письме Рогозин предложил передать компанию госкорпорации «Ростех». Сейчас 100% акций «Уралвагонзавода» принадлежат Росимуществу.

На конец первого полугодия 2016 г. чистый долг «Уралвагонзавода» составил 276 млрд рублей при выручке в 43,1 млрд. «Уралвагонзавод» рассчитывал привлечь госгарантии на 16 млрд руб. и получить докапитализацию из бюджета. Но ни того ни другого компания не получила.

Президент поручил Минпромторгу и Минэкономразвития проработать предложения Рогозина, уточняет газета со ссылкой на федерального чиновника. Причем, по его словам, вопрос был инициирован не «Ростехом». Источник полагает, что это идея аппарата Рогозина. «Компания в тяжелом финансовом состоянии, надо что-то делать, – рассуждает он. – Что (делать – прим.)? В бюджете денег нет, значит, отдать тому, у кого есть. У «Ростеха» прибыль? Пускай возьмет. «Ростеху» это совсем не надо, но они сказали, что будут изучать вопрос».

У Минобороны нет претензий к «Уралвагонзаводу» с точки зрения своевременности выполнения контрактов как на поставку новой и модернизированной техники (САУ «Мста-С», танков Т-72Б3 и др.), так и на разработку новой (новые танк «Армата» и САУ «Коалиция»), говорит сотрудник военного ведомства. Однако, как отмечается, рентабельность по контрактам с Минобороны незначительная (менее 5%, а иногда и менее 3%) и они не могут исправить в целом тяжелое экономическое положение холдинга.

Минтранс предлагает внести поправки в закон о контрольно-кассовой технике

В связи с высокими рисками финансовой нагрузки на транспортные компании, занимающиеся пассажирскими перевозками, Минтранс предложил правительству поручить ему совместно с Минфином подготовить предложения по внесению изменений в закон о поэтапном переходе к кассовым аппаратам, передающим информацию налоговым органам в режиме онлайн через сеть интернет. Это требование введено новой редакцией федерального закона 54-ФЗ.

Соответствующее письмо в правительство РФ направил первый заместитель министра транспорта Евгений Дитрих, сообщил источник, знакомый с содержанием этого письма.

В министерстве проанализировали возможные последствия реализации закона для компаний, осуществляющих пассажирские перевозки на авиа, ж/д, водном, автомобильном и городском транспорте.

Так, в письме отмечается, что в настоящее время на ж/д транспорте пассажирам выдаются бланки строгой отчетности (билеты). За год, по данным Минтранса, РЖД обрабатывает порядка 145 млн денежных операций, что составляет 40% от общих продаж компании. По экспертной оценке, затраты РЖД на внедрение ККТ только для пассажиров дальнего следования составят 2 млрд рублей в год.

На воздушном транспорте применение ККТ увеличит документооборот на 100 млн документов в год, дополнительные затраты, согласно предварительным данным, составят 10 млрд рублей. Предусмотренные законом изменения повлекут рост тарифов на воздушные перевозки и потребуют дополнительных средств из федерального бюджета, считают в Минтрансе.

В связи с тем, что закон о применении ККТ не поступал на согласование в Минтранс и оценка его финансово-экономических последствий для транспортной отрасли не осуществлялась, министерство предлагает правительству поручить ему совместно с Минфином рассмотреть вопросы, связанные с реализацией закона в сфере транспорта и подготовить, при необходимости, соответствующие поправки.

Рогозин: МЧС создает систему комплексной безопасности Арктической зоны РФ

В Смольном состоялось совместное заседание президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.

В заседании, которое провел зампредседателя правительства РФ Дмитрий Рогозин, приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, губернаторы северных регионов, представители профильных министерств, а также регионов, напрямую связанных с развитием арктических и приморских территорий.

На Госкомиссии обсуждались вопросы подготовки реализации мероприятий направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне России и об организации системы поиска и спасения. Также обсуждался вопрос о развитии науки и технологий, подготовке квалифицированных кадров и привлечении трудовых ресурсов, повышении эффективности системы теплоснабжения в Арктической зоне России.

Приветствуя участников заседания, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко отметил, что Санкт-Петербург внес большой вклад в изучение и освоение Арктики, в создание морской техники и уникального энергетического оборудования, в подготовку кадров для предприятий Крайнего Севера.

В своем выступлении Дмитрий Рогозин отметил, что практически любая деятельность в Арктике сопряжена с повышенным риском. «И, разумеется, нужно учитывать возможность повышения рисков в связи с увеличением добычи нефти и газа, развитием транспортной инфраструктуры, - сказал вице-премьер. -Тема организации поиска и спасения в Арктике очень важная. Если мы собираемся приглашать иностранные компании для освоения Северного морского пути мы должны совершенно четко понимать, что обеспечиваем им полную безопасность на всем его протяжении».

«В настоящее время МЧС ведет работу по созданию системы комплексной безопасности Арктической зоны, - продолжил Д. Рогозин. - Она предусматривает 10 комплексных аварийно-спасательных центров в городах Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Воркута, Надым, Дудинка, Анадырь, Певек и в поселках Тикси и Провидения. Четыре из них уже открыты».

По словам вице-премьера, уже в 2020-2022 году Россия окончательно закрепится в этом регионе с новыми технологиями, новыми портами, транспортными развязками, с новой шельфовой и морской техникой. «Безусловно, наивысший приоритет надо отдавать обеспечению безопасности жизни и здоровья человека в Арктике, - заключил зампред правительства. - Грамотно выстроенная и четко функционирующая система безопасности арктической зоны является важным фактором повышения инвестиционной привлекательности и развития Северного морского пути».

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Экс-член совета директоров НМТП Марат Шайдаев вышел из совета директоров ДВМП

Акционеры Дальневосточного морского пароходства (ДВМП, головная компания транспортной группы Fesco) на внеочередном общем собрании досрочно переизбрали совет директоров компании.

В частности, его покинул экс-член совета директоров НМТП Марат Шайдаев, следует из материалов ДВМП. Из состава совета директоров также вышел Александр Потапушин (независимый директор в совете директоров ПАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов, НКХП, актив группы НМТП).

Вместе с тем в совет вошли президент Fesco Александрс Исуринс и руководитель проекта реструктуризации долга группы Fesco Стивен Хелман. В остальном состав совета директоров остался неизменным.

Генеральным директором «Управляющей портовой компании» назначен Антон Пятков

Антон Пятков назначен генеральным директором «Управляющей портовой компании», контролирующей работу крупнейших морских угольных терминалов России – «Восточный Порт» (Врангель, Приморский край) и «Ростерминалуголь» (Усть-Луга, Ленинградская область).

Антон Пятков окончил Дальневосточную высшую государственную морскую академию. До назначения генеральным директором «Управляющей портовой компании» занимал позицию первого заместителя управляющего директора ОАО «Ростерминалуголь», руководил ЗАО «Торговый порт Благовещенск» и ОАО «Порт Троицы» (Зарубино, Приморский край).

ООО «Управляющая портовая компания» контролирует работу крупнейших морских угольных портовых терминалов России – АО «Восточный Порт» (пос. Врангель, Приморский край) и ОАО «Ростерминалуголь» (пос. Усть-Луга, Ленинградская область). Совокупный грузооборот терминалов по итогам 2015 года превысил 40 млн. тонн, что составляет более трети российского морского экспорта угля. Уголь отгружается более чем в 30 стран Европы, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. К 2019 году общий годовой грузооборот морских терминалов под контролем «Управляющей портовой компании» вырастет до 56,5 млн. тонн.

COSCO Shipping может купить терминальные активы Hanjin

Китайская корпорация COSCO ShippingCo Ltd может купить терминальные активы обанкротившегося южнокорейского перевозчика Hanjin Shipping.

Hanjin Shipping подала иск о банкротстве 31 августа. Компания занимает 7 место в рейтинге крупнейших глобальных контейнерных линий. По оценке Alphaliner, это станет крупнейшим банкротством в контейнерной отрасли за всю историю ее существования.

Центральный окружной суд Сеула заявил в среду, что сейчас рассматривает возможность продажи компании целиком. Однако COSCO Shipping не заинтересована в приобретении контейнеровозов Hanjin, цитирует Caixin слова главы китайской компании Сюя Лирона.

Терминальные активы Hanjin включают два терминала в Южной Корее и один в порту Лонг-Бич, штат Калифорния.

СУДОХОДСТВО

Фрахтовый индекс SCFI снизился за неделю на 3,5%

Значение фрахтового индекса Shanghai Containerized Freight Index (SCFI) упало за прошедшую неделю на 3,5%, фрахтовые ставки снизились на всех основных направлениях перевозок.

Наиболее значительное снижение показал индекс ставок на перевозку контейнеров из Шанхая в порты Средиземного моря: ставки в этом сегменте снизились на 12,6%, до $583 за TEU. Ставки на порты северной Европы упали на 8,5%, до $699 за TEU.

Ставки на перевозки на оба побережья США также начали снижаться: по состоянию на 30 сентября средняя ставка на порты западного побережья США составила $1686 за FEU по сравнению с $1726 неделей ранее; на порты восточного побережья – $2416 за FEU (-0,7%).

Ставки на порты Персидского залива снизились на 0,8%, до $371 за TEU.

В связи с возобновившимся падением ставок отраслевые аналитики считают маловероятным их сколько-нибудь значительный рост в пиковый сезон этого года. На этих выходных в Китае началась «Золотая неделя». На период праздников в Китае сократится промышленное производство, а следовательно, снизятся объемы экспорта. Таким образом, начала пикового сезона не стоит ждать раньше второй половины октября.

Падение цен на нефть поддержало рынок танкерных перевозок

Падение цен на нефть и новые объемы, вышедшие на рынок с возобновлением экспорта из США и Ирана, оказали поддержку танкерному рынку, однако дальнейшие перспективы неясны, следует из аналитического отчета Seatrade Maritime.

Согласно отчету, рынок танкерных перевозок был единственным сегментом судоходной отрасли, для которого падение цен на нефть в последние два года оказалось благоприятным.

Более того, решение некоторых стран, например Китая, накапливать запасы на фоне низких цен создало дополнительный спрос на танкеры, которые стали использоваться как плавучие хранилища. Еще одним благоприятным для отрасли фактором стал приход на рынок новых объемов в связи с возобновившимся экспортом нефти из США и снятием санкций с Ирана.

Рынок танкерных перевозок был на подъеме с конца 2014 года вплоть до конца первого квартала 2016 года. Однако к середине августа ставки в большинстве сегментов рынка снизились до уровня, едва достаточного для покрытия текущих расходов судовладельцев – минимального за последние два года.

В сентябрьском бюллетене Teekay отмечается, что отчасти это снижение объясняется сезонностью, и рынок в период август-сентябрь традиционно характеризуется максимально слабой конъюнктурой, что связано с плановым обслуживанием на НПЗ. Однако аналитики Teekay считают, что снижение ставок обусловлено еще целым рядом факторов. Во-первых, они отмечают удвоившиеся с начала года темпы прироста флота в сегменте танкеров класса Aframax и выше до 2 млн тонн дедвейта в месяц по сравнению с 1 млн тонн в 2015 году. Во-вторых, прирост объема добычи нефти, который составлял в предыдущие два года 2-3%, практически прекратился в этом году. В-третьих, китайским портам и порту Басра в Ираке удалось, наконец, справиться с заторами, которые оказывали влияние на рынок ранее в текущем году.

С конца 2014 года готовность ОПЕК сохранять добычу нефти на прежнем уровне, несмотря на падение цен, стимулировала спрос на нефть и вместе с ним – спрос на танкеры. Однако в конце сентября ОПЕК объявила о намерении ограничить добычу нефти, чтобы стабилизировать цены. Какой объем нефти уйдет с рынка в связи с этим решением, неясно. Основываясь на показателях производства нефти в августе, сокращение может составить 740 тыс. баррелей в сутки. С другой стороны, по прогнозам, например, брокеров Gibsons, эта цифра не превысит 240 тыс. баррелей в сутки.

С точки зрения предложения тоннажа, авторы доклада отмечают факторы, которые ограничивают спрос на новые суда, несмотря на текущий дефицит тоннажа и неожиданно низкие цены на активы. Согласно оценкам Poten, цена нового танкера класса VLCC составляет на сегодняшний день порядка $90 млн, пятилетнего – $75 млн. Это самый низкий уровень цен за последнее десятилетие, при этом прибыли операторов находятся на максимуме с 2008 года.

Отчасти, это объясняется значительным избытком судостроительных мощностей и финансовыми проблемами, с которыми столкнулся ряд крупных верфей.

Тем не менее, дефицит финансирования ограничил поток судовладельцев, бросившихся заказывать новые суда на пике рынка. Аналитики Evercore ISI отмечают стремительное сокращение объемов кредитования судоходной отрасли со стороны «традиционных европейских кредиторов» в связи с ростом проблемных кредитов в сегментах рынка, наиболее сильно пострадавших от кризиса в отрасли, прежде всего, балкерных и контейнерных перевозок.

Спрос на новые танкеры могут подстегнуть определившиеся, наконец, сроки вступления в силу Конвенции IMO о контроле судовых балластных вод (BWMC). Вступление конвенции в силу с сентября 2017 года означает, что все танкеры, задействованные в международной торговле, должны будут к моменту очередного специального освидетельствования быть оснащены системой очистки балластных вод. Стоимость установки такой системы варьируется от $500 тыс. до $3 млн, что вместе со стоимостью освидетельствования порядка $1-2 млн будет означать $4-5 млн дополнительных расходов для владельцев танкерного флота.

Соколов: РФ обсудит с Турцией ее участие в организациях круизов между Сочи и Крымом

Круизные маршруты между Сочи и Крымом могут пройти через Турцию, заявил министр транспорта РФ Максим Соколов на форуме «Сочи-2016».

«Мы понимаем, что особую привлекательность для этого маршрута, и опять же мы уже говорим с рядом наших компаний, в том числе с «Инфлотом», придаст открытие новой точки маршрута в Турции. Конечно же, в первую очередь, это Стамбул, но там есть и другие города и порты Черноморского побережья Турции, которые могут быть привлекательными для такого круизного маршрута. Мы обязательно в ближайшее время поставим этот вопрос на переговорах с нашими турецкими коллегами», - сказал он.

Соколов отметил, что развитие круизного сообщения - это скорее вопрос туристической привлекательности, нежели обеспечения транспортной доступности. «Здесь многое зависит от того, какие маршруты будут включены в это так называемое Черноморское кольцо. Еще во времена Советского Союза маршруты между Одессой, Батуми, Сухуми, Сочи и Крымом пользовались большой популярностью. Но по понятным причинам сейчас говорить о двух конечных точках этого маршрута, я имею в виду украинской Одессе и грузинском Батуми, наверное, преждевременно», - сказал министр.

Отвечая на вопрос о возможной потребности в субсидиях, Соколов сказал: «Найдутся ли у бюджета деньги для того, чтобы субсидировать еще и туристов – вопрос, который мы рассмотрим на площадке правительства в следующем году».

На заседании президиума Госсовета 15 сентября президент РФ Владимир Путин поручил Министерству транспорта РФ рассмотреть возможность открытия регулярного авиационного и морского сообщения между Сочи и крымскими курортами.

СУДОСТРОЕНИЕ

«Роснефть» готовит ТЭО по металлургическому комплексу для «Звезды»

«Роснефть» готовит технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта строительства металлургического комплекса для нужд судостроительного завода «Звезда», но при этом компания за господдержкой не обращалась.

Об этом журналистам в кулуарах Санкт-Петербургского международного газового форума сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров.

«Нет, никакой поддержки для этого проекта со стороны государства не требуется. Более того, мы обсуждали с «Роснефтью», что они до конца обсчитают этот проект с экономической точки зрения», - сказал он. «Нет, не обращалась», - сказал он.

По его словам, компания сейчас ведет консультации, «в том числе с южнокорейскими партнерами, как обеспечить прокатный стан металлургического производства прямо на территории Владивостока, недалеко от существующего производства Звезды».

Министр не уточнил сроки подготовки ТЭО.

Ранее «Роснефть» предложила построить металлопроизводящий и металлообрабатывающий комплекс, продукция которого будет использоваться на судостроительном комплексе «Звезда» в непосредственной близости от верфи. Глава «Роснефти» Игорь Сечин озвучил эту идею 1 сентября на совещании по судостроению на площадке судокомплекса «Звезда» с участием президента России Владимира Путина. По словам Сечина, уже отобран соответствующий участок земли на расстоянии порядка 100 км от судостроительного комплекса «Звезда», рядом с перевалочным комплексом.

Он уточнил, что предложение согласовано с вице-премьером Дмитрием Рогозиным. Сечин также сказал, что подготовленное предложение состоит в том, чтобы закупить сталепрокатный комплекс. Рогозин подтвердил, что поддержал этот проект. Он отметил, что покупка соответствующего оборудования и установка его рядом с судоверфью позволит «не связываться с длительной логистикой, а просто сделать сбыт уже забронированным за предприятием».

Мантуров: производителям стоит задуматься о переводе судовых двигателей на СПГ

Производители судовых двигателей должны задуматься о том, чтобы перевести судовые двигатели на сжиженный пригодный газ (СПГ). Об этом сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров на совещании на заводе «Звезда» в Петербурге.

«Двигатели могут быть переведены на сжиженный природный газ, и, я считаю, что производителям стоит серьезно подумать, потому что это еще больше улучшит их эксплуатационные характеристики (судовых двигателей)», - сказал он.

По его словам, тенденция перевода судовых двигателей на СПГ характерна как для речного, так и для морского флота. «Тенденция есть такая и по морским судам. Для этого потребуется более скоординированное взаимодействие с другими странами, которые заинтересованы в переходе на СПГ (судов)», - отметил Мантуров.

По мнению главы Минпромторга, двигатели на СПГ могут быть наиболее востребованы на судах рыболовного флота, потребность в котором до 2030 года составляет более 200 единиц, включая средний и крупнотоннажный флот.

Постройку первого в РФ круизного лайнера могут перенести с «Лотоса» на «Красное Сормово»

Строительство первого за постсоветское время в РФ круизного лайнера, который в августе заложили на астраханском предприятии «Лотос», могут перенести на нижегородский завод «Красное Сормово» из-за недостаточных размеров стапелей на «Лотосе».

Об этом в сообщил генеральный директор завода «Красное Сормово» Николай Жарков.

«В Астрахани, когда начали смотреть, оказалось, что это судно не умещается по стапелям, поэтому предлагают делать отдельные узлы у нас», - сказал гендиректор. Он отметил, что сейчас «идет битва, чем это все закончится, пока неизвестно».

По словам Жаркова, предприятие испытывает проблемы с заказами. В этом году завод построил всего шесть судов по коммерческому заказу (три нефтеналивных танкера и три дноуглубительных судна), для сравнения в 2012 году было десять.

Первый за постсоветское время круизный лайнер был заложен на астраханском судозаводе «Лотос» 15 августа этого года. Заказчик головного судна - «Московское речное пароходство». Круизное судно будет представлять из себя четырехпалубный лайнер длиной 141 м, шириной 16,5 м, вместимостью 310 пассажиров.

По информации пресс-службы правительства Астраханской области, оно будет соответствовать уровню пятизвездочного отеля. Судно спроектировано по типу «плавучей гостиницы» с многочисленными балконами и террасами. На борту предусмотрены обзорные салоны, рестораны, SPA-салоны, тренажерные залы, а также двухуровневые солнечные палубы с баром, бассейном и джакузи. В плохую погоду часть палубы закрывается при помощи раздвижного тента. Стоимость судна составит примерно 2,5 млрд рублей, срок окупаемости от 15 до 25 лет, построить его должны к 2019 году.

Состоялось имянаречение арктического челночного танкера «Штурман Малыгин»

Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Н. Жихарева приняла участие в церемонии имянаречения арктического челночного танкера «Штурман Малыгин».

Торжественное мероприятие состоялось 28 сентября на верфи «Samsung Heavy Industries» в г. Пусан (Республика Корея).

Танкер «Штурман Малыгин» построен по заказу ПАО «Совкомфлот» для обеспечения круглогодичного вывоза нефти Новопротовского месторождения с терминала ПАО «Газпром Нефть» «Ворота Арктики».

Танкер является вторым в серии из шести судов ледового класса Arc7, спроектированных с учетом климатических условий Арктики и малых глубин в Обской губе. Дедвейт танкера составляет 42 000 тонн, длина – 249 м, ширина – 34 м, осадка в грузу – 9 м. Судно может преодолевать льды толщиной до 1,8 м без сопровождения ледокола.

Танкеру присвоено имя Степана Гавриловича Малыгина – одного из первых русских исследователей Арктических морей.

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Россия пригласила Казахстан к участию в реализации портовых проектов на условиях концессии

Глава Минтранса РФ Максим Соколов пригласил казахстанских коллег принять участие в реализации портовых проектов в РФ на условиях концессии. Соответствующее заявление он сделал, выступая на Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана.

Он напомнил, что Россия активно развивает портовые мощности не только в Каспийском, но и в Арктическом, Балтийском, Дальневосточном, Азово-Черноморском бассейнах.

«Так, реализуется проект комплексного развития Мурманского транспортного узла со строительством нового угольного терминала, строительство сухогрузного порта Тамань на Черноморском побережье. Это будут круглогодичные глубоководные морские порты. Приглашаем наших казахстанских коллег принять участие в реализации этих проектов на условиях концессии совместно с российскими частными инвесторами и Государственной транспортно-лизинговой компанией», - сказал министр.

Мурманский транспортный узел (МТУ) - крупнейший у северных берегов РФ, а Мурманский порт - самый северный из незамерзающих портов РФ. В проект комплексного развития МТУ входит создание транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива, в том числе возведение угольного и нефтяного терминалов, развитие железнодорожной инфраструктуры, включая строительство ветки Выходной - Лавна, а также реконструкция угольного и строительство контейнерного терминалов на восточном берегу Кольского залива.

Проект создания сухогрузного района морского порта Тамань включен в «Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 г.» и частично должен был финансироваться за счет Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2020)». В планах - построить глубоководный порт на территории 850 гектаров. К 2025 году общий объем грузооборота порта должен составить 94 млн тонн.

Общий объем финансирования по проекту оценивался в 202 млрд рублей, на возведение объектов федеральной собственности из бюджета предполагалось выделить 89 млрд рублей. Но государственная часть остается дефицитной, Минтранс обсуждал несколько вариантов развития государственной инфраструктуры с привлечением средств инвесторов. В рамках ПМЭФ «Росморпорт» (компания отвечает за строительство инфраструктуры порта) подписал соглашение с ПАО «Новороссийский морской торговый порт».

Губернатор: хабаровские власти сами предложили закрыть ПОЭЗ «Советская Гавань»

Хабаровские краевые власти сами предложили ликвидировать портовую особую экономическую зону «Советская Гавань». Об этом сообщил убернатор региона Вячеслав Шпорт.

«В течение пяти лет мы никак не могли найти с этим акционерным обществом «Особые экономические зоны» общий язык и выстроить взаимоотношения. Она (портовая особая экономическая зона, ПОЭЗ) и не работала. Мы внесли предложение Юрию Петровичу Трутневу, чтобы Советскую Гавань подсоединили к свободному порту Ванино. Это единое пространство, мы нашли поддержку у полпреда. Это будет, мне кажется, более эффективно, это уже сегодня работает в свободном порту Владивосток», - сказал Вячеслав Шпорт, отвечая на вопросы журналистов по итогам совещания о развитии Комсомольска-на-Амуре и формировании ТОР «Комсомольск».

Как сообщалось, правительство России досрочно прекратило деятельность восьми особых экономических зон (ОЭЗ) как неэффективных, в том числе двух ОЭЗ на Дальнем Востоке - портовой зоны «Советская Гавань» (Хабаровский край) и туристско-рекреационной зоны на территории острова Русский (Приморский край).

Ранее краевые власти заявляли о возможности отказа от портовой особой экономической зоны «Советская Гавань» (создана в 2009 году, но так и не начала работу - прим.) в пользу создания ТОР с якорным резидентом- инвестором проекта по строительству завода по производству сахара и дальнейшей его переработки в спирт, продукцию химической, медицинской, фармацевтической направленности с объемом инвестиций 240 млн долларов. Инициатор проекта - таиландская компания «Сутех» (Sutech Engineering).

Портовая ОЭЗ в Советской Гавани создана в декабре 2009 года. Объем возможных инвестиций в ПОЭЗ краевые власти оценивали в 20-24 млрд рублей. Ни одна заявка потенциального резидента ПОЭЗ не была удовлетворена.

Четыре компании готовы стать резидентами свободного порта Ванино в Хабаровском крае, три из них намерены реализовать проекты по строительству портовых терминалов, одна - построить лососевый рыборазводный завод. Краевые власти ранее заявляли о пуле из 16 потенциальных резидентов Свободного порта с объемом возможных инвестиций более 70 млрд рублей.

По данным Минвостокразвития, всего на получение статуса резидента Свободного порта Владивосток подано 140 заявок, общий объем заявленных инвестиций - 231 млрд рублей, количество создаваемых рабочих мест – 20 тысяч.

Режим Свободного порта Владивосток введен на территории 16 муниципалитетов Приморья и в четырех регионах Дальнего Востока на территории одного муниципалитета: Хабаровский край (Ванинский муниципальный район), Сахалинская область (Корсаковский городской округ), Камчатский край (Петропавловск-Камчатский), Чукотский автономный округ (Певек).

Капралов: Порт Петропавловска-Камчатского будет добиваться отмены госрегулирования

Условия ведения бизнеса должны быть равными для всех операторов морских терминалов, как старых, так и новых. Об этом заявил гендиректор ОАО «ПКМТП» Иван Капралов, выступая на заседании Совета директоров Ассоциации морских торговых портов России (АСОП), которая прошла в столице камчатского региона.

По словам Ивана Капралова, в последний раз на Камчатке руководители российских морских торговых портов собирались в сентябре 2005 года.

Как отметил гендиректор ПКМТП в настоящее время практически все операторы морских терминалов в России работают без регулирования тарифов. А Петропавловск-Камчатский морской торговый порт и еще ряд российских портов остаются субъектами естественных монополий и, таким образом, остаются под госрегулированием. Иван Капралов пояснил, что чиновники поясняют свое решение тем, что отсутствует альтернативная доставка грузов на полуостров, куда все народнохозяйственные и генеральные грузы везут морским путем. В последние годы из-за этого порт испытывает серьезные трудности.

«Там, где госрегулирование тарифов отменили, сегодня есть здоровая конкуренция. А сам стивидор может где-то гибко снижать тарифы, где-то оптимизировать свои расходы, - отметил Иван Капралов. - У нас на Камчатке, к сожалению, ситуация складывается таким образом, что мы, как операторы морского терминала, работаем под жестким контролем антимонопольной службы и других надзорных органов. А появившиеся недавно стивидорные организации работают вообще бесконтрольно, в отличие от нас. Получается недобросовестная конкуренция по отношению к морскому торговому порту. Практика показывает, что госрегулирование не дает возможности развиваться. Условия же ведения бизнеса должны быть равными для всех операторов морских терминалов – и старых, и новых».

Совет директоров Ассоциации морских торговых портов России выработал единую позицию в отношении данной инициативы ФАС и намерен отстаивать ее на всех уровнях.

Построенные в 2013 г. портовые объекты в Усть-Луге простаивают

К такому заключению пришли авторы отчет Счетной палаты РФ о результатах проверки использования бюджетных ассигнований, направленных в 2015 г. и истекшем периоде 2016 г. на реализацию мероприятий подпрограммы «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)».

С 2008 г. по госконтракту с ФГУП «Росморпорт» дноуглубительные работы для формирования акватории базы обеспечивающего флота в южном районе морского транспортного порта Усть-Луга проводились ООО «Северная дноуглубительная компания». В 2015-2016 гг. работы так и не были завершены, а ООО «Северная дноуглубительная компания» было признано банкротом. В настоящее время ФГУП «Росмортпорт» в судебном порядке пытается взыскать суммы просроченной дебиторской задолженности в размере 76,9 млн руб.

На заседании Коллегии так же было отмечено, что объем бюджетного финансирования подпрограммы «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)» в 2015 г. составил 27,9 млрд руб. Объем привлеченных внебюджетных средств по подпрограмме составил 51 млрд руб., или 60% от запланированного. При этом значения 5 из 6 целевых показателей и индикаторов реализации подпрограммы в 2015 г. достигнуты не были. К примеру, пополнение транспортного флота России в 2015 г. составило 215 100 дедвейт-тонн при установленном подпрограммой значении 652 400 дедвейт-тонн; прирост производственной мощности российских портов составил 23 млн тонн в год при установленном значении 30 млн тонн в год.

ВМТП намерен существенно сократить время обработки железнодорожных составов

Владивостокский морской торговый порт (ВМТП, входит в транспортную группу Fesco) намерен в ближайшее время существенно сократить время обработки железнодорожных составов за счет совместного с Дальневосточной железной дорогой (ДВЖД) введения предварительной сортировки составов со смешанными грузами.

В октябре порт планирует обрабатывать до 400 вагонов в сутки, сообщили в пресс-службе ВМТП.

«Это станет возможным благодаря совместным усилиями специалистов ВМТП и ДВЖД, которые недавно приступили к внедрению новой технологической карты предварительной сортировки составов со смешанными видами грузов. Сортировка вагонов, прибывающих на станцию Владивосток, будет осуществляться на станциях Губерово и Спасск-Дальний Приморского края. По предварительным оценкам специалистов РЖД, нововведение позволит сократить время обработки составов во Владивостокском морском торговом порту в 1,7 раза», - сообщили в пресс-службе.

Для ускорения маневровых работ в порту и сортировки железнодорожных составов ВМТП начал использовать собственный тепловоз ТГМ 4Б, что значительно ускоряет процесс сортировки и сокращает сроки отправки поездов для клиентов транспортной группы Fesco.

«Совместные меры транспортной группы Fesco и ВМТП позволили увеличить обрабатывающую мощность станции Владивосток. По состоянию на 3 октября 2016 года скорость обработки грузов во Владивостокском морском торговом порту достигла 347 вагонов в сутки. В октябре 2015 года аналогичный показатель составлял 179 вагонов в сутки», - уточнили в пресс-службе.

Владивостокский морской торговый порт обрабатывает все виды грузов, он входит в число крупнейших универсальных портов Дальнего Востока. Грузооборот порта составляет около 6,5 млн тонн грузов, 60% из них контейнерные грузы. Около 70% обрабатываемых портом грузов - международные, в частности, из Китая, Кореи, Японии. 75% грузов порт отправляет в центральные регионы страны, остальные остаются в Приморском крае.

УЛКТ обработал тысячный судозаход с момента открытия

Контейнеровоз VITIM линии Maersk стал тысячным судном, обработанным на Усть-Лужском контейнерном терминале. Контейнеровоз вместимостью 1726 TEU прибыл из порта Мууга (Эстония) и далее проследовал в Санкт-Петербург.

В рамках судозахода УЛКТ обработал 416 контейнеров.

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Погрузка РЖД в сентябре снизилась на 1,4%, до 102 млн тонн

Погрузка на сети ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в сентябре 2016 года снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,4% и составила 102 млн тонн.

При этом грузооборот за сентябрь увеличился на 1,2% и достиг 194,7 млрд тарифных тонно-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это время вырос на 1,3% и составил 248,1 млрд тонно-км.

Погрузка за январь - сентябрь 2016 года, по оперативным данным, равнялась 911,6 млн тонн, что на 1,3% больше, чем за аналогичный период 2015 года.

Грузооборот с начала 2016 года составил 1,73 трлн тарифных тонно-км (+1,5%), грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии - 2,21 трлн тонно-км (+1,2%), отмечают в РЖД.

Перевозка контейнеров по сети РЖД за 9 месяцев 2016 года выросла на 8,4% – до 2,4 млн TEU

Перевозка контейнеров по сети железных дорог России в январе-сентябре 2016 года увеличилась на 8,4% относительно аналогичного периода прошлого года - с 2,19 до 2,38 тыс. TEU.

Перевозка груженых контейнеров за отчетный период выросла на 8,5%, до 1,53 млн TEU. В том числе, перевозка контейнеров во внутреннем сообщении увеличилась на 7,2%, до 618,18 тыс. TEU. Экспортные перевозки увеличились на 10,3%, до 522,03 тыс. TEU, транзитные – на 22,4%, до 135,99 тыс. TEU, импортные - на 2%, до 252,64 тыс. TEU. Доля внутренних перевозок от совокупного объема перевозки груженых контейнеров по сети РЖД составляет 40,4%, экспортных - 34,1%.

Порожних контейнеров за отчетный период перевезено - 848,43 тыс. TEU, что на 8,2% больше показателя января- сентября 2015 года, когда было перевезено 784,49 тыс. TEU. Транзитная перевозка порожних контейнеров сократилась на 12,4%, до 36,9 тыс. TEU, экспортная – на 25,9%, до 62,61 тыс. TEU, импортная - на 5,4%, до 124,54 тыс. TEU. Внутренние перевозки увеличились на 18,7%, до 624,38 тыс. TEU. Доля внутренних перевозок составляет 73,6% общего объема перевозки порожних контейнеров.

Тоннаж грузов в контейнерах за отчетный период увеличился на 9,6% - до 25,08 млн тонн, грузооборот - на 6,6%, до 92,47 млрд тонно-км.

По итогам 2015 года объем контейнерных перевозок по сети РЖД составил 2,96 млн TEU, что на 7,4% ниже прошлогоднего показателя. Тоннаж контейнерных перевозок снизился на 5%, до 30,86 млн тонн. Груженый оборот контейнеров упал на 11%, до 1,9 млн TEU (в тоннах спад на 5,8%, до 28,3 млн тонн). Оборот порожних контейнеров снизился а 0,5%, до 1,06 млн TEU.

В РЖД предлагают государству финансировать модернизацию путей

ОАО «РЖД» предлагает государству или грузовладельцам финансировать модернизацию путей, так как компании не хватает средств на инфраструктуры. Об этом сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на подготовленные компанией поправки к проекту целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок, направленные министру экономики и развития Алексею Улюкаеву.

По информации издания, в РЖД предлагают, чтобы финансировали модернизацию и строительство путей государство и грузоотправители. Другой вариант - введение инвестиционной надбавки к тарифу для всех грузовладельцев, пользующихся данным участком инфраструктуры. Третий - авансирование выгодоприобретателями платы за будущие перевозки по участку инфраструктуры, требующему развития или строительства, поясняет газета.

Согласно источнику близкому к РЖД, это лишь часть комплекса мер, в число которых входит сокращение затрат самой компании, повышение клиентоориентированности и решение проблемы содержания малодеятельных линий. Однако главная цель - обеспечить финансовую и технологическую устойчивость компании в условиях дефицита финансирования.

Раннее Счетная палата обращала внимание, что РЖД, не выполнив в 2015 году обязательства по финансированию за счет собственных средств модернизации БАМа и Транссиба, покрыли часть своих расходов на реализацию этого проекта в размере 1,4 млрд рублей за счет взносов в уставный капитал. Кроме этого было выявлено, что по состоянию на 1 января 2016 года объем незавершенного строительства по инвестиционным проектам, финансируемым в том числе за счет бюджетных ассигнований, составил 248 млрд рублей и по сравнению с прошлым годом увеличился на 84,1 млрд рублей.

Эксперт: Парк полувагонов в 470 тыс. единиц удовлетворит потребности российского рынка

Наиболее сбалансированный уровень для удовлетворения потребности грузоотправителей и инфраструктуры в РФ - 470 тыс. полувагонов, заявил генеральный директор «Восток 1520» (входит в НПК «ОВК») Владимир Сосипаторов в ходе конференции «Железнодорожные перевозки горно- металлургических грузов», прошедшей в Москве 29-30 сентября 2016 года.

«Парк полувагонов порядка 470 тысяч единиц, который будет достигнут по сети «РЖД» к ноябрю, является наиболее сбалансированным уровнем для удовлетворения потребности грузоотправителей и инфраструктуры», - цитирует пресс-служба компании Владимира Сосипаторова.

По словам топ-менеджера «Восток 1520», в текущем году наблюдается повышенный спрос на полувагоны в локальных точках погрузки. Он вызван совокупностью факторов, среди них и масштабные летние путевые работы, особенно на Восточном полигоне сети, и сезонное перераспределение парка для перевозок грузов различных отраслей.

Однако пик был пройден в сентябре, постепенно заканчивается галопирующее списание полувагонов, отмечается в сообщении. Вагоностроительные заводы готовы удовлетворить необходимую потребность в новом подвижном составе. Улучшение культуры планирования «РЖД» и своевременный устойчивый возврат порожнего грузопотока к массовым точкам погрузки дают ощутимый положительный эффект.

Вывоз растущих объемов экспортного угля обеспечивается концентрацией парка и использованием вагонов нового поколения на наиболее загруженных направлениях. По предварительной оценке компании, общий эффект от использования вагонов повышенной грузоподъемности в 2016 году будет выражен в дополнительно перевезенных 3 млн тонн угля.

«Синхронизация технологических действий участников перевозки, постоянная научная и изыскательская работа являются основой планомерного роста числа вагонов нового поколения. Уже сейчас модернизация портовой инфраструктуры планируется под новый подвижной состав не только 25, но и 27 тонн на ось», - констатировал Владимир Сосипаторов.

ООО «Восток1520» - железнодорожный оператор парка нового поколения. Занимается перевозкой грузов угольной, химической, металлургической отраслей, агропромышленного комплекса в вагонах повышенной грузоподъемности. Входит в состав железнодорожного холдинга НПК «Объединенная вагонная компания».

Общий объем перевозок по итогам первого полугодия 2016 года составил 11,1 млн тонн, грузооборот – 48,9 млрд т-км (рост в 2,8 и 3,3 раза, соответственно).

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ