Бюллетень новостей №19 (177) с 21 по 27 мая 2016 - Морские вести России

Бюллетень новостей №19 (177) с 21 по 27 мая 2016

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Путин по видеосвязи дал старт началу отгрузки первого танкера с нефтью из «Ворот Арктики»

Президент РФ Владимир Путин по видеосвязи из Кремля дал старт началу отгрузки первого танкера с нефтью Новопортовского месторождения через новый терминал «Ворота Арктики» на Ямале.

В телемосте приняли участие находящиеся на самом терминале глава «Газпрома» Алексей Миллер и гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков.

«Ворота Арктики» – первый круглогодичный арктический терминал, построенный в акватории Обской губы в районе Мыса Каменного на Ямале для обеспечения круглогодичной транспортировки нефти морем, в том числе в экстремальных природно-климатических условиях. Речь идет о танкерной отправке нефти с Новопортовского месторождения, которое разрабатывает дочерняя компания «Газпрома» - «Газпром нефть».

Общая высота арктического терминала превышает 80 метров, а максимальная мощность по перевалке сырья составит более 8,5 млн тонн нефти в год. На берегу Обской губы для него была построена сопутствующая инфраструктура – подводный и сухопутный нефтепроводы длиной более 10,5 км, резервуарный парк и т. д. Терминал может надежно работать в условиях Крайнего Севера, обеспечивая при этом «нулевой сброс» загрязняющих веществ в акваторию.

Потребителям нефть будет круглый год доставляться через Обскую губу и далее по Северному морскому пути танкерами в сопровождении ледоколов. Специально для этого по заказу «Газпром нефти» в 2017 году будет построено два ледовых судна обеспечения.

Новопортовское – одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа. Его извлекаемые запасы превышают 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа. Месторождение расположено за Полярным кругом, вдалеке от транспортной трубопроводной инфраструктуры – в 250 км к северу от города Надым и в 30 км от побережья Обской губы. Новый сорт нефти, получивший название Novy Port, по своим свойствам относится к категории средней плотности.

Минтранс рассчитывает провозить до 10% контейнеров через территорию РФ

Минтранс РФ рассчитывает усилить транзитный потенциал и провозить через территорию РФ до 10% от общего количества контейнеров в обороте за год. Об этом сообщил в интервью телеканалу НТВ министр транспорта РФ Максим Соколов.

«Мы считаем, что можем претендовать примерно на 10% от общего контейнерооборота и получать свыше 50 млрд долларов», - сказал он. Министр отметил, что для этого следует развивать наземные коммуникации и водные пути, в том числе Северный морской путь (СМП).

Ранее в рамках саммита «Россия – АСЕАН» Соколов отмечал, что с учетом падения цен нанефть потенциал СМП снизился. РФ построила в Карском море порт Сабетта, который сейчас ориентирован на транспортировку сжиженного природного газа с месторождения «Ямал СПГ». В будущем Сабетта может стать крупной узловой точкой Севморпути в том случае, если маршрут будет развиваться.

Счетная Палата: Объем незавершенного строительства Росграницы за 4 года вырос на 118,3%

Объем незавершенного строительства Федерального агентства по обустройству государственной границы России (Росграницы) за четыре года вырос на 118,3% и по состоянию 1 января 2016 г. составил 9,8 млрд руб. Как сообщается в докладе Счетной палаты, в незавершенном строительстве Росграницы находится 54 объекта.

В частности, Росгранице в рамках федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012 - 2021 годы)» на 2015 год было выделено 3,5 млрд руб. бюджетных инвестиций на строительство, реконструкцию и техническое оснащение пунктов пропуска через государственную границу. При этом фактическое освоение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий за 2015 г. составило 98,1% от объема бюджетных ассигнований.

«В соответствии с мероприятиями ФЦП «Государственная граница РФ (2012-2021 годы)» и ФЦП «Социально- экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» Росграницей в 2015 г. было профинансировано 30 объектов строительства пунктов пропуска через государственную границу РФ (3,3 млрд рублей). Фактически ФГКУ «Росгранстрой» было освоено 98,2% от выделенного объема инвестиционных средств», - говорится в докладе Счетной палаты.

В ходе проверки выяснилось, что произведенная ФГКУ «Росгранстрой» оплата работ по двум госконтрактам содержит признаки нецелевого расходования бюджетных средств. В частности, контракты с Хабаровским заводом промышленного и гражданского домостроения и ООО «Военстрой» по поставке и транспортировке быстровозводимого малоэтажного здания, а также по монтажу и оборудованию были оплачены по статьям бюджетной классификации расходов, которыми эти расходы предусмотрены не были.

Финансирование должно было производиться в рамках ФЦП «Государственная граница РФ (2012 - 2021 годы)».

«Росгранстрой» также допускал нарушения норм федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд. Так, при отсутствии правовых оснований, обосновывающих заключение госконтрактов в соответствии с обстоятельствами непреодолимой силы, ФГКУ в 2014-2015 гг. без проведения торгов было заключено 7 госконтрактов с единственным поставщиком. Предметом договоров стала поставка материально-технических средств, услуг доставки, выполнение работ по реконструкции и техническому оснащению пунктов пропуска, монтаж модульного здания и другие работы и услуги на общую сумму 884,6 млн рублей.

По результатам проверки Счетная палата направила представление Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», а также информационные письма в Минтранс России и ФАС. Кроме того, Счетная палата направит обращение в Генпрокуратуру и заключение в палаты Федерального Собрания.

В начале февраля 2016 года президент России Владимир Путин по предложению председателя правительства ликвидировал Агентство по обустройству государственной границы РФ. Функции агентства, которое отвечало за обустройство госграницы и деятельность пропускных пунктов, будут переданы Министерству транспорта.

На реализацию МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» не хватает 280 млрд руб.

Правительственная комиссия не одобрила концепцию проектов МТК «Приморье-1» (Суйфэньхэ -- Находка), «Приморье-2» (Хуньчунь-Зарубино) и сетевой план-график их реализации.

В Минэкономики сообщили, что на заседании стороны пришли к выводу - «проекты нуждаются в доработке по многим моментам». В Минтрансе от комментариев отказались.

«Приморье-1» и «Приморье-2» рассчитаны на привлечение части грузового транзита из Китая за счет перехвата грузопотоков между северо-востоком страны и южной и центральной частями, а также зарубежными странами. По оценке Минвостокразвития, при успешной реализации проекта грузопоток в портах Приморья будет расти со скоростью 3% в год и увеличится на 45 млн тонн к 2030 году (22 млн тонн контейнерных грузов и 23 млн тонн зерна).

В феврале министерство начало поиск инвесторов для проектов. В марте по этой теме прошло совещание у полпреда президента на Дальнем Востоке Юрия Трутнева, в апреле ведомства провели совещание, согласовав позиции, и Минтранс доработал план-график мероприятий, который потом должен быть направлен на согласование в правительство.

Но проект плана-графика показывает, что МТКобойдутся гораздо дороже, чем предполагалось. Минвостокразвития оценило общую стоимость мероприятий в 315 млрд руб., а их суммарная оценка в плане-графике более чем на 100 млрд руб. выше: те мероприятия, по которым есть приблизительная смета, стоят 428,5 млрд руб. Так, по МТК «Приморье-1» это 40 млрд руб. без учета еще 180 млрд руб., в которые оценивается строительство автодороги Владивосток – Находка – порт Восточный (168,7 км). По дороге предлагается заключить ГЧП и получить дополнительное финансирование.

По «Приморью-2» смета также подсчитана не по всем пунктам. Помимо 100 млрд руб. на развитие инфраструктуры порта Зарубино (инвестиции группы «Сумма») учтены мероприятия на 108,5 млрд руб., при этом примерно на 100 млрд руб. источники бюджетных средств не определены (это разработка ТЭО строительства совмещенной колеи китайского и российского образца Хуньчунь-Махалино-Зарубино, строительство железной дороги Махалино-Зарубино, федеральных объектов в порту, энергоинфраструктуры).

Соглашение о рациональном использовании биоресурсов Каспийского моря вступило в силу

Соглашение о сохранении и рациональном использовании водных биоресурсов Каспийского моря вступило в силу, сообщает Росрыболовство.

Документ, подписанный в Астрахани в сентябре 2014 года представителями Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении, прошел ратификацию во всех странах - участницах соглашения.

Соглашение определяет принципы и формы сотрудничества в этой сфере, в том числе управление совместными запасами, обязательства по борьбе с незаконным промыслом и меры по воспроизводству водных биоресурсов.

Специальная комиссия, созданная в рамках соглашения, призвана координировать деятельность по сохранению, воспроизводству, рациональному использованию совместных водных биоресурсов, ежегодно определять общие допустимые уловы и распределять национальные квоты. К полномочиям комиссии относится также регулирование промысла и сохранение совместных водных биоресурсов на основе ограничений, которые могут включать запрет промысла в определенных районах и в отношении отдельных видов ресурсов на определенные периоды.

Соглашение предусматривает возможность принятия комиссией решений, обязательных для исполнения государствами – участниками соглашения.

Каспийское море – самый богатый в мире водоем по численности и видовому разнообразию осетровых. Максимальные уловы осетровых в Каспийском бассейне отмечались в начале ХХ века – 39,4 тыс. тонн и в конце 70-х годов - 27,4 тыс. тонн. Резкое сокращение численности осетровых началось с 1991 года.

В настоящее время будущее запасов этих видов рыб зависит от эффективности мер по обеспечению естественного и искусственного воспроизводства, а также от борьбы с ННН-промыслом (незаконный, нерегулируемый, несообщаемый промысел) в Каспийском бассейне и торговлей браконьерской продукцией.

Россия запретила промышленный вылов белуги в Волго-Каспийском бассейне с 2000 года, осетра и севрюги - с 2005 года. К настоящему времени мораторий на промышленный лов осетровых введен также в Казахстане, Азербайджане, Иране и Туркмении.

Кроме осетровых, в Каспийском бассейне обитают сельдь, килька, кефаль и другие промысловые рыбы.

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

THE Alliance планирует высокую степень операционной интеграции

THE Alliance – недавно созданное партнерство контейнерных линий – планирует глубокую и тщательно проработанную интеграцию флота компаний-партнеров с координационным центром в Сингапуре.

Об этом сообщил в интервью Journalof Commerce генеральный директор NYK Джереми Никсон.

«THE» в названии альянса представляет собой аббревиатуру «The Transport High Efficiency», т.е. «высокоэффективный транспорт».

Совокупная мощность флота альянса составит порядка 3,5 млн TEU, что сопоставимо с мощностью флота Ocean Alliance, в который вошли Cosco China Shipping, Orient Overseas Container Lines, CMACGM и Evergreen Line и альянса 2М. Помимо NYK Line, MOL, «K» Line,Hanjin Shipping, Hapag-Lloyd и Yang Ming Line в THE Alliance могут войти United Arab Shipping Company, которая сейчас ведет переговоры о возможном слиянии с Hapag-Lloyd, и Hyundai Merchant Marine, при условии успешной финансовой реструктуризации.

Операционный директор Maersk Line Винсент Клерк недавно предположил, что создание двух новых альянсов приведет к «болезненной» перестройке глобальной системы сервисов и перестановке судов. В этой связи он ожидает « значительную нестабильность в сфере морских контейнерных перевозок в 2017 году». В ответ на эти опасения Никсон заявил, что интеграция партнеров THE Aliance тщательно планируется заранее, а ее старт рассчитан на сезонное падение спроса.

При этом новое партнерство будет создавать сеть своих сервисов «с нуля»: вся сеть будет планироваться совместно, с тем чтобы обеспечить оптимальное покрытие, частоту и сроки доставки. А затем для каждого сервиса будет подбираться оптимальный тоннаж из состава судов всех перевозчиков-членов альянса.

Никсон подчеркнул, что приоритетом партнерства является обеспечение общей операционной эффективности. Решению этой задачи также подчинена идея создания координационного центра, в который войдут представители всех линий.

THE Aliance будет работать на линиях Азия-Европа, Азия- Ближний Восток транстихоокеанском и трансатлантическом направлениях. По словам Никсона, члены альянса подписали рамочное соглашение, и сейчас идет процесс подачи заявок на регуляторное согласование. Встречи с представителями всех согласующих инстанций прошли на прошлой неделе.

CMA CGM получила чистый убыток $100 млн в I квартале 2016 года

Чистый убыток CMA CGM по итогам I квартала года составил $100 млн, выручка сократилась на 15,3% в годовом сопоставлении до $3,4 млрд, следует из материалов компании.

EBIT группы остался в положительной зоне и составил 3 млн долларов. Для сравнения, по итогам первых трех месяцев прошлого года CMA CGM получила EBIT 406 млн долларов.

Объемы перевозок за отчетный период выросли на 2,9% до 3,2 млн TEU. Среднерыночный показатель за квартал Drewry оценивает в 1,2%.

Опережающий среднерыночные показатели роста объемов перевозок компания в основном связывает с ростом спроса на трансатлантических и транстихоокеанских сервисах. Объемы перевозок между Азией и Европой при этом показали снижение.

Продолжающееся падение ставок обусловило снижение доходности перевозок в среднем на 17,6% за TEU.

Вместимость флота CMA CGM за последние 12 месяцев увеличилась на 6,7% до 1,8 млн TEU, в то время как количество судов сократилось на 9% до 448.

CMA CGM является третьим по величине в мире контейнерным перевозчиком. В декабре прошлого года CMA CGM договорилась о приобретении мажоритарного пакета акций сингапурской Neptune Orient Lines (NOL) у холдингаTemasek за 2,4 млрд долларов. В конце апреля сделка была согласована ЕК.

Объединенная компания будет иметь флот из 563 судов мощностью 2,4 млн TEU и годовой оборот 17,9 млн TEU. По оценкам CMA CGM, доля новой структуры на рынке составит около 11,5%, оборот – около 22,3 млрд долларов США.

Слияние CMA CGM и NOL согласовано Китаем

CMA CGM сообщила о том, что Министерство коммерции КНР одобрило предполагаемую сделку по приобретению NOL.

Сделка о покупке мажоритарного пакета акций сингапурской Neptune Orient Lines (NOL) у холдингаTemasek за 2,4 млрд долларов была объявлена в декабре прошлого года. В конце апреля сделка была согласована ЕК.

До начала июня CMA CGM рассчитывает получить решение регулятора США.

Объединенная компания будет иметь флот из 563 судов мощностью 2,4 млн TEU и годовой оборот 17,9 млн TEU. По оценкам CMA CGM, доля новой структуры на рынке составит около 11,5%, оборот - около 22,3 млрд долларов США.

СУДОХОДСТВО

Создание единого оператора Севморпути сократит издержки госбюджета на перевозки в Арктике

Создание единого транспортно-логистического оператора на Северном морском пути сократит издержки госбюджета на арктические перевозки. Такое мнение высказал председатель Делового совета при госкомиссии по развитию Арктики, первый зампредседателя Морской коллегии Сергей Шишкарев в Архангельске.

По его словам, издержки транспортных перевозок необходимо сокращать. «Очень многие ведомства сегодня занимаются арктическим завозом, большие завозы идут в рамках Министерства обороны. Поэтому объединение усилий в данном случае для экономии флота, исключения так называемого «мертвого фрахтования», по большому счету должны сократить расходы государственного бюджета на реализацию этих перевозок», - считает Шишкарев.

«В рамках консорциума заявлено участие крупных транспортных компаний. Может быть, другие участники транспортного рынка присоединятся к работе, а значит, конкурентная среда будет сохранена, - сказал он. - И при этом все те формы сокращения издержек, как диспетчеризация, четкое понимание и, может, пересмотр действующих тарифов – все это в конечном итоге приведет к оптимизации транспортных потоков».

«Я убежден, что рано или поздно современные технологии и стратегическое значение Севморпути так или иначе приведут к появлению международного транзита по этому направлению», - отметил Шишкарев. «Научившись работать с максимальной эффективностью по обеспечению северного завоза и обеспечению завоза грузов для нужд Министерства обороны соответственно, с соблюдением мер безопасности навигационного обеспечения, мы сможем предложить хорошую модель управления транзитными перевозками по Севморпути», - отметил он.

На прошедшем в Архангельске совместном заседании Морской коллегии и госкомиссии по развитию Арктики, вице-премьер Дмитрий Рогозин дал поручение Минтрансу и Минобороны в ближайшее время создать единого оператора на Севморпути. По словам вице-премьера, необходим некий субъект, который возьмет на себя проработку всех вопросов, в том числе и вопросов, связанных с размещением заказов по судостроению. Таким субъектом должен быть оператор, «головой отвечающий и глубоко погруженный во все нюансы, детали этого маршрута».

Эксперт: РФ должна применять на реках суда с более низкой посадкой из-за маловодья

Власти и судоходные компании должны выработать стратегию обновления речного флота, к примеру применять суда с более низкой посадкой из-за продолжающегося маловодья на реках, чтобы снизить экономические потери.

Такое мнение выразил заведующий лабораторией моделирования поверхностных вод Института водных проблем РАН Михаил Болгов, принимавший участие в форуме «Великие реки-2016» в Нижнем Новгороде.

«У нас есть стратегия развития речного транспорта, и там власти и судоходные компании должны обсудить, какого класса суда нужны для того, чтобы плавать в таких гидрологических условиях. Что нам нужно – пересмотреть правила управления Рыбинским водохранилищем, чтобы дать нужную глубину, или все-таки поменять флот, чтобы на десятилетия вперед гарантировать себе судоходные условия вне зависимости от того, есть у нас вода в нужном количестве в водохранилище или нет?», - сказал Болгов.

По его словам, одними попусками воды на водохранилищах Волжско-Камского каскада проблему маловодья на Волге не решить. «Все, что мы можем выжать на Волжско-Камском каскаде, который на самом деле не очень большой, все выжато: сток Волги у нас в среднем 250 кубических км, а полезный объем водохранилищ около 80 км. Из них мы только 50 км используем, то есть по сравнению со стоком Волги регулирующая емкость водохранилищ Волжско-Камского каскада невелика – из него много не выжмешь», - отметил эксперт.

По словам Болгова, несмотря на серьезные затраты в перепрофилирование судостроительной отрасли, государство и судоходные компании должны оценить, что им экономически более выгодно в условиях продолжающегося маловодья – перевести флот на суда с низкой посадкой или нести убытки из-за маловодья. «Если Гидромет будет прогнозировать уменьшение количества воды, тогда все должны понять, что искусственного вызывания осадков не произойдет, надо перестраиваться, в том числе судоходной отрасли, а у них в стратегии развития судоходного транспорта на эту тему ничего нет», - подчеркнул Болгов.

Волжское пароходство из-за маловодья на реках в 2015 году снизило перевозку грузов на 11%.

IMO рекомендует взять 3 месяца на адаптацию при введении новых требований SOLAS

Комитет по безопасности на море Международной морской организации (MSC IMO) выпустил циркуляр, рекомендующий портовым администрациям и государственным контролирующим органам в портах на первые три месяца принять «прагматический подход» при контроле за соблюдением новых требований Конвенции SOLAS, обязывающих грузовладельцев с 1 июля предоставлять данные о фактическом весе контейнеров перед погрузкой на судно.

Рекомендуемый более гибкий подход должен обеспечить всем заинтересованным сторонам возможность, в случае необходимости, адаптировать свои процедуры (например, обновить программное обеспечение) для формирования и передачи данных о весе контейнера «не вызывая задержек погрузки на судно».

Грузоотправители во всем мире выражали озабоченность тем, что новые требования станут причиной серьезных сбоев и удорожания доставки грузов из-за неопределенности новых требований и отсутствия необходимой инфраструктуры.

Так, в марте был опубликован доклад, предупреждающий, что требование подтверждения веса контейнера может стать причиной жесточайших заторов в порту Роттердам – крупнейшему контейнерном порту Европы.

В прошлом месяце экспортеры агропромышленной продукции США просили Конгресс и правительство пересмотреть или отменить новые требования SOLAS, заявив, что они «негативно повлияют на конкурентоспособность экспортеров США, и экономику США в целом».

Ранее в этом году Международная ассоциация воздушного транспорта IATA уведомила своих членов о том, что новые правила морских перевозок, вступающие в силу в период пикового спроса, могут обусловить резкий рост объемов перевозок авиационным транспортом.

Простаивающий контейнерный флот сократился до полугодового минимума

Флот простаивающих контейнеровозов сократился до минимального уровня с ноября 2015 года в связи с запуском новых сервисов в преддверии пикового сезона. Об этом сообщает Journal of Commerce со ссылкой на аналитику Alphaliner.

Согласно опубликованным данным, по состоянию на 16 мая простаивало в общей сложности 269 судов совокупной вместимостью 1,13 млн TEU, что эквивалентно 5,6% мирового тоннажа. Для сравнения в начале марта эта цифра составляла 1,57 млн TEU, т.е. 7,8% глобального контейнерного флота.

Отчасти снижению уровня безработицы способствовало возобновление отмененных в феврале-марте рейсов. Еще одним важным фактором стал рост числа судов, отправляемых на слом.

Только в мае на утилизацию было отправлено 19 судов общей вместимостью 65 тыс. TEU, в том числе пять судов класса Panamax вместимостью от 4,2 тыс. до 4,8 тыс. TEU и четыре судна вместимостью от 5,3 тыс. TEU до 6,5 тыс. TEUs.

В общей сложности, по прогнозам Alphaliner, в текущем году будет утилизирован тоннаж вместимостью более 450 тыс. TEU.

В целом Alphaliner отмечает минимальные темпы ввода в эксплуатацию нового тоннажа. Совокупная вместимость глобального флота выросла за последний год на 6,2% до 20,14 млн TEU. Однако с учетом простаивающих судов глобальный флот находится на уровне июля прошлого года – 19,01 млн TEU.

Лоцманская проводка судов под иностранными флагами введена в районе стройки Керченского моста

Обязательная лоцманская проводка судов под иностранными флагами введена в Керчь- Еникальском канале (КЕК), где ведется строительство моста через Керченский пролив. Суда под российским флагом могут следовать через пролив без лоцмана только при подтверждении опыта плавания.

Соответствующие изменения внесены в Обязательные постановления в морском порту Керчь приказом Минтранса России.

«Право осуществлять плавание без лоцмана в КЕК предоставляется капитану судна под государственным флагом Российской Федерации с осадкой менее 4,5 метров и длиной менее 140 метров на срок не более двух лет… при условии, что капитан судна совершил шесть транзитных проходов с лоцманом в акватории КЕК в должности капитана судна в течение 12 месяцев…», - говорится в документе.

Приказ Минтранса РФ подписан 10 марта 2016 года – за 9 дней до инцидента в фарватере канала, когда сухогруз «Лира», следовавший под флагом Панамы с турецким экипажем без сопровождения лоцмана, совершил навал на опору рабочего моста N2, разрушив ее. Однако в Минюсте РФ приказ зарегистрирован только 23 мая 2016 года и вступил в силу после его опубликования.

До введенных изменений суда с осадкой менее 4,5 метров или длиной менее 140 метров, к которым относится «Лира», имели право проходить через КЕК без лоцмана.

Инцидент с турецким судном произошел в ночь на 20 марта. После этого Арбитражный суд Ростовской области арестовал сухогруз в морском порту Таганрога для последующего взыскания ущерба, причиненного генподрядчику строительства моста через Керченский пролив – ООО «СГМ- Мост». Компания предъявила собственнику судна – Turkuaz Shipping Corp – требование о возмещении ущерба. После того как собственник судна добровольно возместил ущерб за поврежденную опору в объеме 33,2 млн рублей, «СГМ-Мост» отозвал иск и заявил об отсутствии претензий к судовладельцу.

Эксперт: Организация паромной линии Актау – Махачкала актуальна в первую очередь для заказчиков из Казахстана

Организация паромной линии Актау – Махачкала актуальна в первую очередь для заказчиков из Казахстана. Об этом заявил Андрей Багно, генеральный директор ООО «БФИ», выступая на круглом столе в рамках VI международного форума «Морская индустрия России», который прошел 17 – 19 мая в Москве, передает ИА «Морвести.Ру».

«Маршрут, который сегодня продвигает Китай, из Актау в Баку, ориентирован на контейнеры, – сообщил представитель паромного оператора. – В то же время Казахстан является производителем нефтехимических грузов, и больших объемов зерна. Но «Азербайджан мало заинтересован в продвижении казахской продукции, ему нужно продавать собственные нефть и нефтепродукты. Он также заинтересован в ограничении трейдерских возможностей Казахстана по зерну», - подчеркнул А. Багно.

«Поэтому за счет строительства двух паромов, которые планируется поставить на линию Актау – Махачкала, следует развернуть казахстанский грузопоток на порты России. Есть хорошо отработанная схема по транспортировке нефтепродуктов из Махачкалы в Новороссийск. Кроме того, когда будет построен Крымский мост, разгрузятся мощности порта Кавказ», – заключил гендиректор БФИ.

Губернатор: Дополнительные паромы обеспечат перевалку всего объема грузов в Калининград

Постановка трех дополнительных паромов на линию Усть-Луга Балтийск позволит обеспечить перевалку всего объема грузов, поставляющихся из российских регионов в Калининград и обратно. Об этом в интервью ТАСС сообщил губернатор Калининградской области Николай Цуканов.

«Общий объем перевозки грузов в область из российских регионов и в Россию составляет около 5,9 млн тонн в год. Три парома, работающие на данном направлении, обеспечивают перевалку 1,8 млн тонн. Если запустим еще паромы, сможем обеспечить полностью весь объем», - сказал глава региона.

Цуканов отметил, что область находится в окружении иностранных государств и не имеет сухопутных границ с Россией. Доставка грузов в регион, по его словам, зависит от взаимоотношений с Литвой и Польшей. Литва влияет на ситуацию, регулируя тарифы на железнодорожные перевозки, с Польшей периодически возникают споры по поводу взаимного обмена разрешениями на транзит грузовиков, как было в начале февраля этого года.

«Я доложил президенту на Совете безопасности о том, что нам нужно решать вопрос транспортной безопасности. Если поляки и литовцы одновременно закроют границы, что мы будем делать? Президентом были даны поручения эти вопросы решить в срочном порядке», - отметил Цуканов.

По его словам, область предлагает поставить на линию Балтийск – Усть-Луга три дополнительных парома, «чтобы дифференцировать грузы, чтобы мы могли возить их и морем, и железной дорогой». Заказ на строительство судов предлагается разместить на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь».

Вопрос строительства пока окончательно не решен. В частности, по словам губернатора, обсуждаются параметры паромов, которые могут быть построены для сообщения с Калининградской областью. «Мы, все-таки, рассчитываем, что сможем убедить заказчика, чтобы этот паром строился на Прибалтийском судостроительном заводе», - сказал Цуканов.

На Беломорско-Балтийском канале открыта навигация

20 мая в поселке Повенец состоялось торжественное открытие навигации на Беломорско-Балтийском канале. В мероприятии приняли участие представители органов местного самоуправления, подрядных организаций, духовенства, судоходных компаний.

Со вступительным словом выступил руководитель ФБУ «Администрация «Беломорканал» В. Волков. От органов местного самоуправления выступил Глава администрации «Медвежьегорский муниципальный район» В. Карпенко.

В межнавигационный период 2015-2016 годов строителями выполнен большой объем работ, предусмотренный программой реконструкции гидросооружений. Эксплуатационники провели плановые работы по ремонту электромеханического оборудования. В результате всем гидроузлам вручены паспорта готовности.

Первое транспортное судно, вошедшее в канал, теплоход «Летний берег» ЗАО «Белфрахт».

Открыта навигация на Новосибирском судоходном шлюзе

20 мая в Новосибирске прошло торжественное открытие 59-й навигации на Новосибирском судоходном шлюзе. На площадке верхней головы шлюза собрались гости, ветераны и коллектив шлюза.

Также в торжественном собрании приняли участие строители, выполняющие работы по реконструкции, без вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения.

С приветственным словом на церемонии открытия выступили руководитель ФБУ «Администрация Обского БВП» С. Павлушкин, министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области С. Титов, ректор Сибирского государственного университета водного транспорта Т. Зайко, председатель Обского Баскомфлота А. Чистяков, первый заместитель главы администрации Советского района города Новосибирска А. Кулаев, руководитель Западно-Сибирского филиала В. Макаров, начальник НРВПГиС А. Гулин.

В рамках мероприятия для присутствующих была организована производственная экскурсия и посещение музея шлюза. Почетными грамотами и благодарностями  ФБУ «Администрация Обского БВП», Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области были награждены работники, отличившиеся в период подготовки судоходного шлюза к навигации.

СУДОСТРОЕНИЕ

Мантуров: Российские верфи в 2016 г. начнут строительство двух пассажирских лайнеров

Российские верфи в 2016 году начнут строительство двух пассажирских судов типа «река- море», сообщил на заседании коллегии Минпромторга РФ глава министерства Денис Мантуров.

«В целях реализации подготовленной Минтрансом стратегии развития внутреннего водного транспорта мы впервые в этом году начинаем строительство двух крупных пассажирских судов, которые могут эксплуатироваться на внутренних водных путях РФ с выходом в Азовское, Черное и Каспийское моря», - сказал он.

Мантуров отметил, что в этом году также будет запущен механизм поддержки заказов на суда - утилизационный грант. Эта мера позволит заказчику получать скидку при заказе нового судна, если он старое судно сдает на утилизацию.

Ранее глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов сообщал, что корпорация намерена в текущем году заложить на своих верфях круизный лайнер. Заказчиком судна может стать Московское речное пароходство – его генеральный директор Константин Анисимов ранее сказал, что судно будет рассчитано на 300 человек и сможет возить туристов по таким направлениям, как Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, Ростов, морские районы – Каспийского, Черного, Азовского и Балтийского морей, а также заходить в Сочи, Баку, иранские порты, Туркменбаши и др.

В Ярославле спущен на воду катер-бонопостановщик для Морспасслужбы Росморречфлота

24 мая на Ярославском судостроительном заводе состоялся спуск на воду второго судна в серии из шести катеров-бонопостановщиков, проекта А40-2Б-ЯР, строительный № 162 – «Капитан Оходов».

Проект судов разработан ООО «Агат-Дизайн» совместно с ПАО «Ярославский судостроительный завод».

Суда строятся по заказу ФКУ «Дирекция госзаказчика», в рамках мероприятий подпрограммы «Морской транспорт» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 – 2020 годы)».

Данные суда предназначены для аварийно-спасательного флота ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота, и будут выполнять следующие операции:

- транспортировка средств ликвидации разливов нефти или нефтепродуктов в прибрежных морских, речных и озерных поисково-спасательных районов, на акваториях бухт, заливов, морских и речных портов;

- локализация распространения пролитых нефтепродуктов с помощью постановки боновых заграждений и построения нефтесборных ордеров;

- ликвидации разливов нефти или нефтепродуктов путем их сбора в плавучие емкости и дальнейшая буксировка емкостей к месту приема береговыми или плавучими станциями;

- поиск и подъем с воды плавающих объектов и людей.

МОРСКИЕ ПОРТЫ

ФАС хочет вывести из-под регулирования порты и ряд других отраслей вслед за московскими аэропортами

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России хочет вывести из-под регулирования порты и ряд других отраслей вслед за московскими аэропортами. Об этом заявил в интервью ТАСС глава службы Игорь Артемьев.

«Мы это делали осмысленно, более того, мы будем дерегулировать целые сферы и дальше. Думаем теперь уже не только об аэропортах, но и портах, электросвязи. Мы целые куски российской экономики хотим вывести из-под государства», - сказал он.

Артемьев подчеркнул, что, по его мнению, правительство солидарно с позицией ФАС по этому вопросу. По его словам, в московских аэропортах пока «ничего плохого не происходит».

«Мы считаем, что дерегулирование – это правильно, это путь к развитию частного сектора в экономике, сокращению государственного сектора, путь повышения эффективности», - добавил он.

Прежде ФАС уже дерегулировала тарифы в Черноморском и Балтийском бассейнах, но оставила за собой право наблюдать за тарифообразованием со стороны стивидоров. Тогда ФАС не исключала, что распространит эту практику и на другие водные бассейны.

ФАС РФ видит возможным дерегулировать тарифы в портах Крыма

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ видит возможным дерегулировать тарифы стивидоров в портах Крыма. Об этом в интервью ТАСС сообщил глава ведомства Игорь Артемьев.

«Мы имеем ввиду порты, те, которые находятся на одном побережье. Первая группа – это Тихоокеанские порты, вторая - Черноморские и Крымские. Там, где порт не один. Там, где он один, нельзя дерегулировать ничего», - сказал он.

Артемьев добавил, что стивидорные компании уже были частично либерализованы.

Прежде ФАС уже дерегулировала тарифы в Черноморском и Балтийском бассейнах, но оставила за собой право наблюдать за тарифообразованием со стороны стивидоров. В случае, если тарифы не будут оправданы, ФАС может вернуть надзор за тарифообразованием.

ФАС не исключала, что распространит эту практику и на другие водные бассейны.

В строительство терминала «Ворота Арктики» вложено 186 млрд руб.

В строительство терминала «Ворота Арктики» вложено 186 млрд рублей, сообщил генеральный директор «Газпром нефти» Александр Дюков в ходе телемоста с президентом РФ Владимиром Путиным в связи с началом отгрузки первого танкера с нефтью Новопортовского месторождения из этого терминала.

«Уважаемый Владимир Владимирович, как вы сказали, на данный момент в проект инвестировано уже 186 млрд рублей. За время эксплуатации данного объекта налоговые поступления в бюджеты всех уровней превысят 1,5 трлн рублей» , - сказал он.

Говоря о качестве нефти, добываемой на Новопортовском месторождении, Дюков отметил, что сорт нефти характеризуется высоким качеством и относится к категории «легкой нефти» с низким содержанием серы, что дает ей дополнительные конкурентные преимущества на мировом рынке.

«Эта нефть более качественная, чем нефть марки Brent и торгуется с премией к нефти марки Brent» , - рассказал Дюков президенту РФ. Он добавил, что продолжается строительство высокотехнологичных горизонтальных скважин на месторождении, расширяется и развивается наземная инфраструктура.

«Идет строительство мощной электростанции. На Выборгской судоверфи мы приступили к строительству новых современных мощных ледоколов, которые будут работать на этом проекте», - сообщил глава «Газпром нефти».

«Ворота Арктики» - первый круглогодичный арктический терминал, построенный в акватории Обской губы в районе Мыса Каменного на Ямале для обеспечения круглогодичной транспортировки нефти морем, в том числе в экстремальных природно-климатических условиях. Речь идет о танкерной отправке нефти с Новопортовского месторождения, которое разрабатывает дочерняя компания «Газпрома» - «Газпром нефть».

Общая высота арктического терминала превышает 80 метров, а максимальная мощность по перевалке сырья составит более 8,5 млн тонн нефти в год. На берегу Обской губы для него была построена сопутствующая инфраструктура - подводный и сухопутный нефтепроводы длиной более 10,5 км, резервуарный парк и т. д. Терминал может надежно работать в условиях Крайнего Севера, обеспечивая при этом «нулевой сброс» загрязняющих веществ в акваторию.

Ранее первый заместитель председателя правления «Газпром нефти» Вадим Яковлев отмечал, что с началом в 2016 году промышленной эксплуатации Новопортовского месторождения в России появится новая самая северная нефтяная провинция, уникальная по условиям эксплуатации, инфраструктуре и транспорту. «Газпром нефть» планирует, что уже в 2016 году объемы поставок нефти сорта Novy Port возрастут до уровня свыше 2 млн тонн, а к 2017 году компания сможет добывать здесь более 4 млн тонн нефти.

Новопортовское - одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа. Его извлекаемые запасы превышают 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа. Месторождение расположено за Полярным кругом, вдалеке от транспортной трубопроводной инфраструктуры - в 250 км к северу от города Надым и в 30 км от побережья Обской губы. Новый сорт нефти, получивший название Novy Port, по своим свойствам относится к категории средней плотности. При этом он содержит меньше серы, чем российская смесь Urals.

Власти НАО разрабатывают проекты арктического порта и желдороги стоимостью 260 млрд рублей

Власти Ненецкого автономного округа (НАО) разрабатывают проекты глубоководного морского незамерзающего порта и железной дороги. С помощью этих проектов, общая стоимость которых предварительно оценивается в 260 млрд рублей, регион выйдет на Севморпуть, сообщил губернатор НАО Игорь Кошин в кулуарах совместного заседания Морской коллегии и госкомиссии по развитию Арктики в Архангельске.

По его словам, в состав приоритетных вошли два окружных проекта – строительство глубоководного морского порта Индига и железной дороги «Сосногорск - Индига».

«Необходимо продолжить работу над получением дополнительных расчетов, обоснования эффективности и инвестиций. Мы сейчас уже в стадии разработки декларации о порте Индига, чтобы проект из «приоритетного» получил статус «принятого к реализации», - рассказал Кошин.

Он отметил, что предварительная проектная стоимость глубоководного порта составляет порядка 120 млрд рублей, железной дороги - около 140 млрд рублей. «Чтобы показать много это или мало, скажу, что с территории Ненецкого округа в том году во все уровни бюджета было собрано порядка 100 млрд рублей налогов», - уточнил собеседник агентства.

«Задача – инфраструктурно раскрыть наш регион, нашу страну. Здесь (в Архангельской области - прим. ред.) заработает Северный морской путь, а если у нас получится построить железную дорогу из Сосногорска на Индигу, и там у нас будет порт не только для отгрузки сжиженного природного газа, перевалки нефти, но и для отгрузки генеральных грузов, мы выходим на середину Севморпути. То есть, мы еще ускоряем перевозки», - сказал Кошин.

Ранее сообщалось, что предполагаемый объем перевалки порта составит ежегодно около 30 млн тонн углеводородов, сжиженного природного газа (СПГ) и генеральных грузов. Глубины в Индигской губе составляют 18 метров, что позволяет принимать танкеры вместимостью 350 тыс. тонн. При этом он будет иметь крайне выгодное расположение - между Мурманском и Сабеттой.

Строительство предполагается в три этапа. На первом будет построен глубоководный морской порт, газопроводы от Кумжинского и Коровинского месторождений, завод СПГ мощностью 4 млн тон в год. Компания «Печора СПГ» планирует создать инфраструктуру производства СПГ. Проект базируется на запасах Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений НАО.

На втором этапе в порту построят нефтяной терминал и нефтеперерабатывающий завод, а на третьем - контейнерный терминал.

В Индигу также планируют проложить железную дорогу протяженностью 612 км, которая обеспечит прямой выход грузопотоков на Урал. При этом НАО не имеет постоянного наземного транспортного сообщения с другими регионами страны. Грузы в округ завозят во время короткой летней навигации по реке Печора и морю, а также частично по временной зимней дороге (зимнику).

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Минэкономики представило новую версию целевой модели рынка грузовых ж/д перевозок до 2020 года

Минэкономики направило на обсуждение в совет потребителей услуг ОАО РЖД новую версию целевой модели рынка (ЦМР) грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года, сообщает газета «КоммерсантЪ».

В основе предложений существенное изменение тарифной системы: переход на долгосрочные тарифы и пересмотр прейскуранта 10-01 (основной сводный документ по ставкам). Также министерство предлагает изменить систему взаимодействия государства и ОАО РЖД так, чтобы проекты по поддержанию инфраструктуры оплачивались из тарифа, а экономически эффективные проекты финансировала монополия. Проблему нехватки инвестиций в локомотивы предлагается решить, дав возможность ОАО РЖД брать в аренду частную технику.

По сравнению с версией ЦМР, появившейся в конце 2015 года, Минэкономики значительно смягчило позицию в отношении рынка оперирования вагонами. Констатируется, что дефицит ликвидирован и достигнуто выгодное для грузоотправителей состояние рынка. Больше не предлагаются радикальные административные меры по сокращению парка: нет тезисов о том, что следует увеличить плату за простой вагонов и ввести штраф за длительное нахождение вагона вне перевозки.

В отношении ОАО РЖД появилось несколько изменений. Подчеркнута необходимость проверять плановые показатели, при достижении которых монополия получает госфинансирование. Предлагается отрегулировать порядок применения тарифного коридора (права ОАО РЖД повышать тариф ФАС до 13,4% или давать скидку до 12,8%), определив основания для этих колебаний и порядок их отмены. Появляется задача по внедрению в ОАО РЖД раздельного учета перевозочной и инфраструктурной деятельности.

Также активно продвигается идея эксперимента по внедрению конкуренции среди перевозчиков на маршрутах. Предлагается создать 10-20 пилотных проектов по допуску частников на инфраструктуру. После того как в ОАО РЖД будет введено разделение инфраструктурных и перевозочных функций, выделена локомотивная составляющая в тарифе, доработано ценообразование, а «пилоты» будут завершены, можно принять решение, вводить ли рынок в перевозочной деятельности.

В ОАО РЖД и ФАС не комментируют новую версию модели.

Рогозин: Надо создать пул заинтересантов для реализации проекта «Белкомур»

Надо создать пул заинтересантов для реализации проекта «Белкомур», а не рассчитывать на один Китай. Об этом вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил на заседании Морской коллегии и президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики.

«Мы за этот проект («Белкомур»), но надо работу организовать должным образом, а не вот эти какие-то разовые акции и мероприятия, - сказал он. - Надо создать пул интересантов и, еще раз говорю, не кормить себя иллюзиями о добром дяде, который придет откуда-то из Китая или из какой-то другой страны. Добрых дядь у нас не бывает, дяди все у нас не добрые, считают каждый свою копейку и юань, доллары или евро».

По мнению вице-премьера, инвесторы только тогда придут в этот проект, когда поймут, что он самим нужен, что мы и без них его сможем реализовать. «Вот тогда они почувствуют в этом интерес», - добавил он.

Рогозин поручил Минпромторгу России немедленно заняться анализом потенциальных возможностей всей нашей промышленности Урала и Западной Сибири, для перегрузки этих грузов как на северо-запад страны, так и нашим иностранным партнерам.

«Что касается китайцев, мы в ближайшее время проведем с ними определенные консультации», сообщил вице-премьер. Он отметил, что глава Минтранса Максим Соколов будет встречаться со своим коллегой.

20 июня Рогозин проведет с вице-премьером Китая Ван Яном заседание комиссии по организации встречи глав правительств. После этого состоится саммит на высшем уровне с участием президента РФ Владимира Путин.

РЖД упрощает порядок приема к перевозке грузов в контейнерах

ОАО «РЖД» в текущем году были установлены сокращенные сроки согласования приема заявок на грузоперевозку. С мая 2016 г., в тестовом режиме, действует новый порядок приема грузов в контейнерах.

В целях увеличения спроса на услуги железнодорожного транспорта и привлечения дополнительных объемов, была создана постоянно действующая рабочая группа. В рабочую группу входят представители Центра фирменного транспортного обслуживания и операторы Холдинга ОАО «РЖД».

Сегмент железнодорожных контейнерных перевозок наиболее чувствителен к излишнему администрированию в силу специфики грузов, перевозимых в контейнерах, и конкуренции с автомобильным транспортом. В рамках рабочей группы ПАО «ТрансКонтейнер» совместно с ОАО «РЖД» был организован ряд встреч с клиентами, в ходе которых были выявлены наиболее актуальные проблемные вопросы. Одним из таких вопросов является порядок подачи заявки на перевозку формы ГУ-12.

В 2016 г. ОАО «РЖД» установлены сокращенные сроки согласования ГУ-12. С мая 2016 г., в тестовом режиме, действует новый порядок приема грузов в контейнерах к перевозке в прямом сообщении, без необходимости подачи заявки ГУ-12, ее согласования перевозчиком, а также визирования железнодорожной накладной. Это позволит привлечь спотовых клиентов, которые заинтересованы в отправке контейнера в день обращения, включая выходные дни. Такой порядок увеличивает привлекательность железнодорожной перевозки, ставит ее в равные условия по мобильности с автомобильной перевозкой, позволяет в минимальный срок от принятия решения отправителем о необходимости перевозки осуществить отправление груза.

Ранее, согласно регулирующему законодательству, грузоотправитель должен был предоставить заявку перевозчику в срок от 10 до 15 суток до начала перевозки в зависимости от вида сообщений.

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ