Бюллетень новостей №8 (166) с 27 февраля по 4 марта 2016 - Морские вести России

Бюллетень новостей №8 (166) с 27 февраля по 4 марта 2016

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

В. Путин: Единая информационная таможенная система ЕАЭС должна быть создана к середине года

Единая информационная таможенная система в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) должна быть сформирована к середине текущего года. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин на съезде Торгово-промышленной палаты РФ.

Один из участников мероприятия, отметив, что участвующие в экспорте или импорте компании находятся под контролем десятков ведомств, призвал создать на таможне межведомственную систему, работающую в качестве «единого окна».

Путин, в свою очередь, указал на договоренность о формировании общей информационной системы в рамках Евразийского экономического союза. «Мы это (общую систему) сделаем, причем сделаем в самое ближайшее время - я думаю, к середине этого года такая работа будет закончена», - сказал Путин. Он добавил, что это создаст и для самой России «необходимые возможности для того, чтобы уделить усилия российских органов, которые на границе до сих пор представлены и создают, к сожалению, по ряду объективных обстоятельств, сложности для участников экспортно-импортной деятельности».

Участник съезда ТПП также посетовал на проведение длительных (3 месяца) камеральных проверок во всех случаях подачи заявления на возмещение НДС, что, по его словам, отпугивает предпринимателей от экспортной деятельности. Бизнесмен предложил в связи с этим выработать критерии для определения добросовестных налогоплательщиков-экспортеров и ослабить для них такие проверки.

Путин согласился с необходимостью такой работы, хотя и обратил внимание, что ранее было много злоупотреблений с возвратом НДС. «Здесь нужно обеспечить, безусловно, интересы государства, но интересы государства также заключаются в том, чтобы участники экономической деятельности чувствовали себя не ущемленными, а наоборот, работающими свободно и без всяких дополнительных ограничений административного характера. Такие критерии добросовестности предпринимателей, конечно, вполне могут быть созданы», - констатировал президент, пообещав обсудить этот вопрос с главой Федеральной налоговой службы Михаилом Мишустиным.

При этом Путин поинтересовался, находится ли Мишустин на съезде и, получив отрицательный ответ, с иронией заметил: «Я буду представлять его интересы».

 

Кабмин РФ утвердил Стратегию развития внутреннего водного транспорта до 2030 года

Правительство РФ утвердило Стратегию развития внутреннего водного транспорта до 2030 года. Соответствующее распоряжение опубликовано на сайте кабмина.

«Стратегией предусмотрен комплекс мер, направленных на качественное изменение состояния внутреннего водного транспорта, на создание основ для эффективного развития отрасли и обеспечение потенциала для реальной конкуренции с наземными видами транспорта», – говорится в справке к документу.

Среди основных целей стратегии – создание условий для перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт для обеспечения сбалансированного развития транспортной системы, обеспечение роста конкурентоспособности внутреннего водного транспорта по отношению к другим видам транспорта, повышение доступности и качества услуг внутреннего водного транспорта для грузоотправителей, обеспечение функции внутреннего водного транспорта по перевозке пассажиров и повышение уровня безопасности.

Как отмечают в кабмине, реализация стратегии будет способствовать решению системных проблем внутреннего водного транспорта, в том числе преодолению тенденции снижения его роли в транспортной системе страны, повышению производственного потенциала, в том числе улучшению качественных параметров внутренних водных путей, технического состояния судоходных гидротехнических сооружений, повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятий отрасли, повышению уровня доступности и качества транспортных коридоров.

Сейчас на долю внутреннего водного транспорта РФ приходится менее 2% общего объема перевозок грузов и грузооборота всех видов транспорта, отмечается снижение объемов перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, в том числе на социально значимых маршрутах, подчеркивают в правительстве.

 

Минэкономразвития предсказало еще три года кризиса

В новом драфте прогноза социально-экономического развития России до 2019 года, который готовит Минэкономразвития (МЭР), заложены низкие цены на нефть в этот период и продление санкций и контрсанкций.

Цена нефти – основное условие для составления и прогноза, и бюджета – все четыре года останется дешевле $50/барр., предполагает министерство. В базовом варианте ее средняя цена в 2016 году – $35/барр., в следующие три года – $40, $45 и $45/барр. соответственно. В консервативном варианте нефть дешевле, чем в базовом, на $10. Оптимистичный (целевой) вариант совпадает с базовым.

Это еще не прогноз, а некоторые условия для обсуждения, уточняет федеральный чиновник. Минфин уже просчитал бюджет и по $25, и по $30, и по $40/барр., говорит другой федеральный чиновник.

«Базовые гипотезы прогноза» предусматривают сохранение на все четыре года сложившихся внешних условий и принятых на 2016 год решений в бюджетной политике. Так, Минэкономразвития предполагает ускорение темпов роста мировой экономики за счет развитых стран; сохранение санкций в отношении России и ответных антисанкций до начала 2020 года. Ограниченный доступ к рынкам капитала снизит и отток капитала – с $35 млрд в 2016 году до $15 млрд в 2019 году, считает МЭР.

Бюджет продолжит экономить на социальных расходах. Пенсии, как в 2016 году, будут индексироваться раз в год на целевой уровень инфляции – 4%. Правда, Минэкономразвития ожидает, что эта цель достигнута не будет ни в 2017 году, как рассчитывает Центробанк, ни даже в 2019 году: к концу нынешнего года она снизится до 7,7%, еще через год – до 6,2%, к концу 2018 года – до 5,5% и останется на этом уровне по итогам 2019 года. Это означает, что в реальном выражении за эти четыре года пенсии снизятся примерно на 10%.

 

В. Олерский: Иностранные инвесторы заинтересованы в российском речном транспорте, несмотря на спад в экономике

Иностранные инвесторы рассматривают варианты вложений в российский внутренний водный транспорт, несмотря на не самую лучшую экономическую обстановку. Об этом заявил заместитель министра транспорта – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский на общем собрании Российской палаты судоходства, которое прошло 3 марта в Москве, передает ИА «Морвести.Ру».

«В понедельник 29 февраля председатель правительства подписал распоряжение, которое приняло стратегию внутреннего водного транспорта, – продолжил Виктор Олерский. – Сегодня на повестке дня – подготовка мероприятий для наполнения стратегии. И первое из этих мероприятий – строительство Багаевского гидроузла. Этот проект поддержан на уровне заместителя председателя правительства. Мы внесли необходимые изменения в федеральную целевую программу. Она сейчас в правительстве, ожидает утверждения. Надеемся, что в ближайшие две недели Багаевский гидроузел будет зафиксирован в федеральной целевой программе».

«Сейчас актуальна задача в следующем году начать строительство как Багаевского, так и Нижегородского низконапорного узла», – сообщил глава Росморречфлота.

«Если абстрагироваться от конкретных мероприятий, то задача – по максимуму перейти на электронный документооборот, как в области оказания государственных услуг, так и в области госуслуг для индустрии. Это позволит до минимума сократить сроки обращений. Чтобы через математику, программное обеспечение принимались формальные решения. И чтобы влияние человеческого фактора было минимизировано», – заключил Виктор Олерский.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

ВТБ подал иск о банкротстве «Компании Усть-Луга»

Банк ВТБ обратился в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о банкротстве «Компании Усть-Луга», занимающейся развитием одноименного морского порта в Ленинградской области.

«Зарегистрировано исковое заявление о признании должника банкротом», - говорится в информации, опубликованной на сайте суда.

В 2015 году банк уже судился с ответчиком из-за долга в 600 млн рублей: кредита, выданного в 2010 году под гарантии правительства Ленинградской области для строительства инженерной и транспортной инфраструктуры порта Усть-Луга. Тогда стороны договорились о рассрочке, завершить выплаты компания должна была в марте 2016 года. Позже председатель совета директоров компании Валерий Израйлит заявил журналистам, что компания намерена погасить задолженность за счет продажи активов.

 В правительстве Ленобласти заявили, что выступление гарантом «себя оправдало», потому что инфраструктура в порту была построена. «Заявление о банкротстве не означает, что компания будет обанкрочена. В рамках исполнения заключенного ранее мирового соглашения ОАО «Компания «Усть-Луга» погасила часть задолженности», – сообщил «финансовый» зампред правительства региона Роман Марков.

Он заявил, что власти намерены приложить все усилия, чтобы компания не дошла до реального банкротства. «У организации есть активы, которые можно реализовать. Безусловно, в случае необходимости, правительство Ленинградской области выполнит свои обязательства по гарантии и выплатит оставшуюся часть долга компании перед банком. В этом случае будет вестись работа по взысканию задолженности с дочерних структур ОАО «Компания «Усть-Луга», – сказал Марков.

«Компания Усть-Луга» создана в 1992 году для реализации проекта строительства многофункционального морского торгового портового комплекса в Лужской Губе Финского залива. Кроме функций заказчика-застройщика торгового порта, она занимается комплексным развитием прилегающей территории.

 

Минэнерго ожидает, что «Роснефть» примет решение по двум СПГ-проектам в 2016-начале 2017 г.

Минэнерго ожидает, что «Роснефть» примет решение о реализации проектов Дальневосточный СПГ и Печора СПГ в 2016 г. – начале 2017 года. Об этом сообщил замглавы Минэнерго РФ Кирилл Молодцов, выступая на форуме «Арктика. Сделано в России», прошедшем в Тверской области.

«Мы ожидаем, что в перспективе этого (года – прим.) – начале 2017 года какие-либо решения в отношении проекта Дальневосточный СПГ и Печора СПГ так или иначе «Роснефть» примет», - сказал он.

Проект «Печора СПГ» – масштабный проект, предполагающий разработку двух месторождений Ненецкого автономного округа: Кумжинского и Коровинского, создание газотранспортной инфраструктуры, строительство завода по сжижению природного газа, установки комплексной подготовки газа (УКПГ), а также отгрузочного морского терминала.

Ранее сообщалось, что «Роснефть» и «Аллтек» завершили создание совместного предприятия для развития проектов по добыче и монетизации запасов газа в Ненецком автономном округе (НАО).

Другой проект - «Дальневосточный СПГ» компания планирует построить для эффективного коммерческого использования запасов газа на шельфе севера Сахалина. Его местоположение пока не определено. Проектная мощность первой очереди завода – 5 млн тонн в год с возможным расширением в будущем. Ресурсной базой для первой очереди завода станут запасы НК «Роснефть» в регионе, а также запасы консорциума «Сахалин-1».

 

Лукойл сменил подрядчика по строительству платформ для шельфовых объектов в Каспийском море

Лукойл расторг договор с астраханским судостроительным заводом «Красные баррикады» на строительство платформы жилого модуля №2 (ПЖМ-2) для каспийского шельфового месторождения имени Филановского, сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на источники.

По их данным, Лукойл «не устраивают темпы строительства», кроме того, «у компании вызывает опасения финансовое положение верфи». Руководитель пресс-службы нефтяной компании Виталий Матушкин подтвердил «Ъ», что заказчик ПЖМ-2 ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» «был вынужден принять решение о расторжении договора» с «Красными баррикадами». По его словам, достраивать объект будет астраханское ООО «Каспийская гидротехническая компания» (КГК), договор с ней заключен 10 февраля.

В «Красных баррикадах» и правительстве Астраханской области на запросы «Ъ» не ответили.

Сроки сдачи платформы не раскрываются, но по условиям контракта вторая ледостойкая стационарная платформа (ЛСП-2), с которой будет связан жилой модуль, должна быть сдана в конце года, говорится в газете. В Лукойле отмечают, что к середине 2015 года «неисполнение контрактных обязательств «Красными баррикадами», низкие темпы строительства объекта, растущая задолженность перед поставщиками вызвали существенные риски» опоздания с вводом ПЖМ-2.

 

Бизнесмен Виталий Юсуфов продал три верфи Nordic Yards за €230.6 млн малайзийской Genting

Владелец судостроительного холдинга Nordic Yards Виталий Юсуфов продал свои активы оператору круизных судов Genting Hong Kong (входит в малазийскую группу Genting) за 230,6 млн евро, сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на сообщение иностранной компании.

Сделка по покупке была закрыта 1 марта. Верфь в Висмаре оценена в 108,5 млн евро, в Варнемюнде – в 90,8 млн евро, в Штральзунде – в 31,3 млн евро.

Приобретение судостроительного кластера в Германии расширит возможности Genting Hong Kong в строительстве круизных судов, говорится в сообщении. Кроме того, компания отмечает бурное развитие индустрии морских круизов, особенно в Китае, и опасается, что без дополнительных мощностей не получит достаточно судов для реализации своей десятилетней стратегии развития.

В конце 2015-го – начале 2016 года Genting Hong Kong уже приобрела верфь Lloyd Werft в Бремерхафене, недалеко от Бремена, также обладающую компетенциями по сборке круизных судов. А в середине февраля стало известно, что Виталий Юсуфов может продать малайзийцам свои немецкие верфи. Немецкая газета Leipziger Volkszeitung тогда сообщала о планах Genting разместить на Lloyd Werft заказы на четыре морских и четыре речных круизных корабля. Три верфи в Nordic Yards могут стать дополнительными производственными площадками для этого проекта.

Виталий Юсуфов купил находившиеся на грани банкротства верфи в Варнемюнде и Висмаре в 2009 году за 40,5 млн евро. Затем, в 2014 году, он приобрел очищенный от долгов имущественный комплекс верфи в Штральзунде. Сумма сделки не раскрывалась. По мнению экспертов, изначально Nordic Yards покупалась с расчетом на российские заказы, но на фоне стратегии импортозамещения получить их стало сложно. Так, например, компания лишилась заказа на строительство надстройки для ледокола мощностью 25 МВт, которую государственная Объединенная судостроительная корпорация решила строить самостоятельно. При этом к моменту продажи Nordic Yards выполнила большинство старых крупных заказов, передав в прошлом году Минтрансу два аварийно-спасательных судна мощностью 7 МВт. Эксперт предполагает, что сделка готовилась давно, а желание продать верфи могло возникнуть у господина Юсуфова еще весной 2015 года, когда возникли проблемы со своевременным выполнением заказов Росморречфлота (в итоге сданы с задержкой более чем в полгода).

 

CMA CGM, China Cosco Shipping ведут переговоры о создании альянса с иранской IRISL

Вновь созданная в результате объединения двух крупнейших судоходных компаний Китая корпорация China Cosco Shipping и CMA CGM ведут переговоры о создании нового альянса, в который могут войти OOCL, EvergreenLine, и иранская IRISL. Об этом сообщает Journal of Commerce со ссылкой на источники в китайской судоходной отрасли.

По словам источников, близких к China Cosco Shipping, переговоры с иранским перевозчиком инициировала и ведет CMA CGM. В прошлом месяце CMA CGM и IRISL заключили соглашение о совместном использовании судов.

Источники утверждают, что IRISL может войти в альянс вместо арабской UASC.

Факт переговоров подтвердили Национальная комиссия по развитию и реформам КНР и CMA CGM.

Новый альянс в таком составе станет крупнейшим альянсом в истории отрасли и будет контролировать мощности порядка 3 млнTEU на трейде Восток-Запад, по оценкам эксперта аналитического агентства www.ship.sh Ван Хая.

По его мнению, решение перевозчиков, занимающих третье (CMACGM) и четвертое место в мире (China Cosco), объединиться , чтобы конкурировать с альянсом 2M, созданным лидерами рынка MaerskLine и MSC, предоставляется вполне логичным.

По прогнозам, новый альянс может быть создан уже к началу следующего года.

 

СУДОХОДСТВО

Аналитический центр при правительстве РФ разработает модель развития Севморпути к 6 июня

Аналитический центр при правительстве РФ, ставший победителем конкурса на разработку модели развития Северного морского пути, приступил к разработке документа. Завершить работу над документом планируется 6 июня, сообщили в пресс-службе Минвостокразвития РФ.

«Соответствующий государственный контракт между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» был заключен 9 февраля 2016 года. Срок окончания работ по данному государственному контракту – 6 июня 2016 года» - говорится в сообщении.

Ранее министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка сообщал, что финансово-экономическая модель развития Северного морского пути будет готова к июлю, к сроку, обозначенному президентом РФ Владимиром Путиным в соответствующем поручении.

Министр отмечал, что модель развития Севморпути будет носить новаторский характер. «Это новый взгляд в целом на глобальную карту транзитных потоков, на то, что происходит сегодня в мире, те изменения, которые порождаются ростом китайской экономики, обострением некоторых противоречий, в том числе в рамках тех существующих транзитных коридоров, которые есть сейчас в глобальном мире», - говорил Галушка.

Северный морской путь – судоходный маршрут, главная морская коммуникация в российской Арктике. Проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяет европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. По оценкам Минтранса, грузопоток по Северному морскому пути к 2020 году может вырасти в десятки раз до 65 млн тонн в год.

 

Глава Береговой охраны: США не планируют вести с Россией «гонку ледоколов» в Арктике

Соединенные Штаты намерены расширить свой ледокольный флот в Арктике, но не собираются вести «гонку ледоколов» с Россией, которая располагает гораздо большим количеством таких судов. Об этом заявил командующий Береговой охраной США адмирал Пол Зукунфт, выступая на слушаниях в Палате представителей Конгресса.

Он напомнил, что в настоящее время США располагают лишь двумя ледоколами, в том числе одним тяжелым, и приняли решение построить еще один. «По моему мнению, в целом нам необходимы три тяжелых и три средних ледокола», – сказал адмирал, добавив для сравнения, что, по американским данным, «Россия имеет около 40 ледоколов, включая 8 тяжелых, и строит еще шесть». «Однако это не означает, что мы собираемся устраивать гонку с Россией. Это не означает, что если у России 40 ледоколов, то у нас обязательно должен быть 41», – подчеркнул глава Береговой охраны США.

Зукунфт отметил, что в соответствии с проектом федерального бюджета на 2017 финансовый год администрация Барака Обамы запросила у Конгресса на строительство нового ледокола 150 млн долларов. Проект рассчитан на несколько лет, а непосредственное сооружение судна должно начаться к 2020 году. «Мы уже определили требования к нему и передали их судостроительным компаниям», – уточнил адмирал. По его словам, будет изучаться опыт других стран, но в конечном итоге конструкция нового ледокола «будет чисто американской».

 

Судоходная компания «Донречфлот» открыла речную навигацию 29 февраля

Судоходная компания «Донречфлот» (ДРФ, входит в Азово-Донское пароходство) открыла речную навигацию 2016 года 29 февраля – на месяц раньше официального срока открытия транзитной навигации. Об этом ИА «Морвести.Ру» сообщила пресс-служба предприятия.

Первым сегодня, 29 февраля, вышел в коммерческий рейс теплоход «М. Андреев»: он отправился на погрузку зерновыми в морской порт Азов, откуда последует в порт Кавказ. Еще три судна – «Волго-Дон 219», «Волго-Дон 5043» и «В. Успенский» – приступят к работе в ближайшее время.

Всего в навигацию 2016 года судоходная компания планирует ввести в эксплуатацию 10 баржебуксирных составов и 10 самоходных судов речной группы.

«Раннему открытию навигации способствовала начавшаяся большая зерновая кампания и мягкие условия этой зимы. Фактически ледовые ограничения в портах Ростов-на-Дону и Азов были приостановлены распоряжениями капитанов порта еще 9 февраля. С 25 февраля период ледокольной проводки официально завершен в морских портах Азовского моря, что позволило ОАО «Донречфлот» ввести речной флот в эксплуатацию», – отметил директор по эксплуатации внутреннего флота ДРФ Олег Сидоркин.

Добавим, что судоходная компания в межнавигационный период обеспечила ремонт 29 единиц флота внутреннего плавания.

Часть речного флота ОАО «Донречфлот» в зимний период 2015-2016 годов продолжала работать. Так, теплоходы «Волго-Дон 5011», «Волго-Дон 205» и баржебуксирный состав «К. Рыбалко» работали на линии «Порт Кавказ – рейд порта Кавказ». Как служебно-вспомогательный флот для доставки агентов, лоцманов, представителей контролирующих и надзорных органов на суда ОАО «Донречфлот» в порту Ростов-на-Дону использовался «Шлюзовой-144».

 

Паром «Петербург» снялся с линии Балтийск-Засниц и взял курс на Санкт-Петербург

Паром «Петербург», поставленный 21 февраля на линию Балтийск (Калининградская область) – Засниц (Германия), снялся с линии и взял курс на Санкт-Петербург. Об этом сообщили в компании «Транс-Эксим», выступавшей в качестве оператора линии.

«Паром следует в Санкт-Петербург», – сказали в «Тран-Эксим», не уточнив, каковы перспективы возвращения судна на маршрут из Калининградской области в Германию и обратно.

По данным Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот), сама линия не закрыта, и постановка на нее парома возможна при наличии необходимости и заинтересованности хозяйствующих субъектов.

Решение о постановке парома на маршрут было принято в феврале из-за проблем с сухопутным транзитом грузов между РФ и Польшей. «Петербург» совершил первый круговой рейс из Балтийска в Засниц и обратно в обход Польши с 22 по 25 февраля. Сообщалось о загрузке судна более чем на 70%. Планировалось, что рейсы будут осуществляться им на постоянной основе.

19 февраля РФ и Польша договорились об обмене разрешениями на проезд через свои территории грузового транспорта до 15 апреля текущего года. 1 марта компания «Транс-Эксим» разместила на своем сайте сообщение о том, что «по техническим причинам работа парома «Петербург» на линии Засниц-Балтийск-Засниц приостановлена». По данным от источников, знакомых с ситуацией, это связано с недостаточной загрузкой судна.

В Калининградской области специалисты считают, что региону нужна рабочая паромная линия, связывающая ее с Европой. «Необходимость в пароме есть», – сказал представитель Калининградской торгово-промышленной палаты Леонид Степанюк. «Мы сейчас делаем анализ слабых сторон (в работе паромной линии)», – уточнил собеседник. Предложения от транспортников области будут направлены в федеральный центр, добавил он, отметив, что решение проблемы требует системного подхода.

 

Снижение ставок на перевозку контейнеров ускорилось после китайского Нового года

Ставки фрахта на перевозку контейнеров ускорили свое снижение на прошлой неделе, и стоимость перевозки контейнера из Азии в Европу вновь опустилась ниже 300 долларов за TEU.

За прошедшую неделю индикативные спотовые ставки на перевозку контейнеров из Шанхая в среднем снизились на 4% до 467 пунктов, ровно на 100 пунктов меньше, чем в начале месяца.

Индикативные спотовые ставки на перевозку контейнеров из Шанхая в порты северной Европы и Средиземного моря упали более чем на 22% до 257 долларов и 266 долларов за TEU, соответственно.

Спотовые ставки на транстихоокеанском трейде снизились в среднем на 5%. Индекса SCFI на перевозки в порты восточного побережья Северной Америки пробил психологическую отметку в 2000 долларов и упал до 1983 долларов за FEU (40-футовый контейнер). Ставки на порты западного побережья вновь вплотную приблизились к отметке в 1000 долларов за FEU.

Значения индекса SCFI для основных направлений перевозок приведены в таблице ниже.

Аналитики отмечают, что снижение в первые недели после китайского Нового года является нормальным, так как фабрики в Китае только начинают работать после 2-недельных каникул. Тем не менее, под давлением переизбытка тоннажа ставки в нынешнем году падают значительно быстрее, чем в прошлом.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

Количество построенных военных кораблей в 2015 году превысило количество гражданских заказов

Российское судостроение все более ориентировано на гособоронзаказ. Впервые за долгое время по итогам 2015 года количество построенных на отечественных верфях военных кораблей превысило количество гражданских заказов.

По итогам 2015 года количество гражданских судов и военных кораблей, сданных отечественными верфями, упало по сравнению с 2014 годом на 23%, до 182 штук, следует из рейтинга агентства «Infoline-Аналитика» Infoline Shipbuilding Russia Top. Общий тоннаж построенных в России судов по итогам года сократился на 54% и составил около 200 тыс. тонн против порядка 440 тыс. тонн в 2014 году. При этом по тоннажу относительно уровня 2014 года упало как гражданское, так и военное кораблестроение – на 63% и 16% соответственно. В денежном выражении рынок упал на 22,5%, до 125,4 млрд руб.

По итогам 2015 года военные получили 99 кораблей, тогда как за этот же период судостроители сдали 83 гражданских судна. В стоимостном выражении военное кораблестроение в 2015 году обеспечило 82% заказов российских верфей (102,6 млрд руб.), а объем гражданских заказов в денежном выражении упал в 2,5 раза, до 22,8 млрд руб. В исследовании агентства «Infoline-Аналитика» отмечается, что с учетом производственной программы крупнейших российских верфей в 2016 году доля военного кораблестроения только продолжит расти.

Лидером по тоннажу сданных судов в 2015 году стал Выборгский судостроительный завод государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). В 2014 году верфь не сдала ни одного судна, а в 2015 году - сразу два ледокола мощностью 16 МВт (ЛК-16) «Владивосток» и «Мурманск», которые строились совместно с верфью Arctech Helsinki Shipyard, также принадлежащей ОСК. На втором месте – также подконтрольное ОСК «Красное Сормово», которое в прошлом году сдавало танкеры проекта RST 27. На третье место поднялась «Окская судоверфь» (входит в UCLH Владимир Лисина).

При этом северодвинский «Севмаш», входивший в пятерку крупнейших судостроительных предприятий по совокупной стоимости сданных судов в 2013-2014 годах, по итогам 2015 года не завершил ни одного проекта: на «Севмаше» еще строятся четыре подводные лодки проекта 885М «Ясень-М», четыре подлодки проекта 955А «Борей» и подлодка К-139 «Белгород», их плановые сроки сдачи начинаются с 2017 года.

По подсчетам агентства, в 2016 году планируется сдать порядка 90 военных кораблей и более 80 гражданских судов. В денежном выражении стоимость сданных заказчику военных кораблей вырастет более чем на 40% за счет того, что «Северная верфь», «Янтарь» и Амурский судостроительный завод должны завершить работу над несколькими заказами. При этом отмечается, что стоимость сданных заказчику гражданских судов в 2016 году может вырасти почти в два раза, если ЛУКОЙЛу будут переданы платформы для месторождения имени Филановского.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Губернатор НАО: Порт Индига обеспечит России еще один выход к Мировому океану

Строительство порта в бухте Индига обеспечит нашу страну еще одним выходом в Мировой океан, не зависящим от политики других государств. Об этом заявил губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Кошин, выступая на IV Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», передают ИА «Морвести.Ру».

«Среди важных мероприятий, осуществляемых в нашем округе, – реконструкция Нарьян-Марского морского торгового порта. Также еще один не зависящий от других государств выход России к Мировому океану может обеспечить строительство морского порта в бухте Индига. Этот порт может стать потенциальной точкой роста экономики региона», – отметил губернатор.

«У Индиги очень выгодное географическое положение, – перечислил Игорь Кошин преимущества проекта. – Бухта находится посредине между портами Мурманск и Сабетта. Индига распложена в незамерзающей части Баренцева моря, благодаря чему суда ледового класса могут заходить в порт без ледокола в течение 185 дней в году. Кроме того глубины в бухте достигают 18 м, а это значит, что порт может принимать крупнотоннажные танкеры дедвейтом до 250 тыс. тонн. Среди других преимуществ – близость к месторождениям полезных ископаемых нашего округа, прежде всего речь о Тимано-Печерском нефтеносном бассейне. Рядом два крупных газовых месторождения: Интинское и Коровинское, там планируется построить современный газотехнический комплекс».

«Я убежден, что все субъекты, в том числе и арктические должны конкурировать за инвестора, за внимание федеральных властей. Но тот вектор, который был задан на заседании Арктической комиссии ее председателем Дмитрием Рогозиным – это координация усилий всех инвесторов, органов государственной власти и субъектов федерации в деле развития Арктики в целом ради усиления экономики нашей страны.

Арктика очень многого требует, но еще больше она отдает взамен. И наша основная задача сегодня – взять это, сохранить и преумножить», – заключил Игорь Кошин.

 

Мурманский морской рыбный порт возглавил Олег Креславский

1 марта председатель совета директоров Мурманского морского рыбного порта Александр Романов объявил о смене генерального директора предприятия. Об этом ИА «Морвести.Ру» сообщила пресс-служба предприятия.

«Совет директоров рекомендовал акционеру ММРП освободить Полянского Александра Владимировича от занимаемой должности и назначить генеральным директором Олега Креславского, – объявил Александр Романов на совещании в управлении порта. – Личностной оценки в этом решении нет. Полянский вполне справлялся с задачами, которые ставило перед ним Росимущество. Но работать в новом темпе, которого требует развитие порта, он не готов, что и признал сам во время нашего разговора».

По словам Романова, Олег Креславский, несмотря на молодость (20 марта ему исполнится 35 лет), имеет большой опыт работы в отрасли. Он давно работает в группе компаний «Севрыба», начинал с рядовых должностей, затем вёл внешнеэкономическую деятельность предприятия. В последние годы фактически руководил всеми компаниями группы. Прекрасно знает английский язык, имеет обширные знакомства в рыбной отрасли и смежных сферах.

«Для генерального директора порта важно умение быстро принимать решения и генерировать новые идеи. Эти качества у Олега Креславского несомненно есть! – продолжил Александр Романов. – Сейчас предприятию нужно наращивать объемы перевалки, расширять номенклатуру грузов, увеличивать выручку компании и возвращать активы порта, утраченные в разные годы. Их отсутствие мешает развитию порта и егопревращению в настоящую территорию опережающего развития».

Обращение самого Креславского к коллегам отличалось краткостью.

«Любой успех на этом посту возможен только в результате командной работы, – заявил Олег Игоревич. – Хочу, чтобы мы продолжили нашу совместную работу по развитию рыбного порта и добились поставленных акционером задач!»

Смена произошла не только в руководстве ММРП, но и в названии предприятия. Так как государство вышло из состава его акционеров, то открытое акционерное общество стал просто акционерным – АО «Мурманский морской рыбный порт». Банковские и почтовые реквизиты не изменились.

 

Границы Советско-Гаванской ПОЭЗ будут расширены на 80 га для рыбопромышленного комплекса

Рыбопромышленный комплекс будет создан в Хабаровском крае в рамках формирования рыбохозяйственного кластера Дальневосточного федерального округа (ДФО). Под его строительство предполагается расширить границы Советско-Гаванской портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) на 80 га.

«Правительство региона с Минэкономразвития России готовит решение о расширении портовой особой экономической зоны в Советской Гавани на 80 га, куда войдет территория рыбоперерабатывающего комплекса. Это позволит предоставить существенные налоговые льготы резидентам ПОЭЗ и участникам кластера», - рассказал представитель комитета.

По его словам, при формировании хабаровского дивизиона кластера планируется создание за счет государства портовой, инженерной и транспортной инфраструктуры, а за счет средств частных инвесторов - производственной инфраструктуры: строительство мощностей по переработке водных биологических ресурсов мощностью 112 тыс. тонн в год и холодильных мощностей на 50 тыс. тонн единовременного хранения.

О планах по созданию в Хабаровском крае до 2020 года рыбоперерабатывающего комплекса в составе ПОЭЗ «Советская Гавань» краевые власти заявили в 2015 году, тогда назывался объем инвестиций в 270 млн долларов и производственные параметры в 30 тыс. тонн единовременного охлаждения и 140 тыс. тонн переработки в год.

ПОЭЗ в Советской Гавани была создана постановлением правительства РФ в конце 2009 года.

В начале 2016 года соглашение об управлении ПОЭЗ Минэкономразвития РФ подписало с акционерным обществом «Портовая особая экономическая зона «Советская Гавань», которое было создано в крае в 2015 году. На территории ПОЭЗ предусмотрен особый режим предпринимательской деятельности, включающий налоговые и таможенные преференции для резидентов. Общая площадь земельных участков, включаемых в границы первой очереди ПОЭЗ составляет 290,95 га. Ранее сообщалось, что регион готов выделить на создание ПОЭЗ средства в размере 1,2 млрд рублей, а также привлечь внебюджетные средства в размере не менее 20,24 млрд рублей (16,7 млрд - на железнодорожные объекты). Среди потенциальных резидентов - СПК «Простор» из Советско-гаванского района (переработка биоресурсов), ЗАО «Дальтрансуголь», ООО «Сахатранс», ООО «Дальневосточный Ванинский порт», ООО «Причал» (перевалка грузов) и др.

В конце февраля Хабаровский, Приморский, Камчатский края и Сахалинская область присоединились к соглашению Минвостокразвития с Федеральным агентством по рыболовству о создании на Дальнем Востоке рыбоперерабатывающего кластера. Господдержку инвестпроектов кластера осуществляет Минвостокразвития, в том числе за счет средств Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ), а Росрыболовство осуществляет поддержку в развитии инфраструктуры и обеспечении кадрами.

 

На Усть-Лужском контейнерном терминале проведена доследственная проверка

На Усть-Лужском контейнерном терминале (УЛКТ, входит в Global Ports) прошли проверки, пишут «Ведомости». По данным сайта 47news, доследственную проверку проводит СЭБ ФСБ, она касается «Контрейл логистик Северо-Запада».

Контролирующие органы проводят выборочную проверку грузов в таможенной зоне, подтвердил представитель Global Ports. По его словам, терминал работает в обычном режиме, весь объем грузов обрабатывается.

Контейнеры в порту не вскрывали, результаты проверки неизвестны, сообщила представитель таможни Кингисеппа. По ее словам, выборочные проверки проводятся, когда есть подозрения, что фактический груз не соответствует заявленному.

Представитель «Контрейл логистик Северо-Запада» на запрос «Ведомостей» ответил, что компания в курсе ситуации и готовит пресс-релиз.

Пропускная способность УЛКТ – 440 000 TEU в год, общая площадь – 50,4 га. «Контрейл логистик Северо-Запад» осуществляет полный спектр транспортно-экспедиторских услуг, имеет представительства в Петербурге, Москве и Шанхае. Выручка компании в 2014 г. составила 340,5 млн руб., чистая прибыль – 574 000 руб., по данным «СПАРК-Интерфакса». Контейнерооборот в порту Усть-Луга в январе 2016 г. вырос на 4% до 7181 TEU.

 

«Ростовский универсальный порт» прогнозирует рост грузооборота по итогам 2016 года на 13,5%

ООО «Ростовский универсальный порт» (РУП, входит в Азово-Донское пароходство) рассчитывает в 2016 году увеличить грузооборот до 1,6 млн тонн грузов, что на 13,5% выше уровня 2015 года. Об этом говорится в сообщении компании.

По итогам 2015 года объем перевалки стивидорной компании составил 1,4 млн тонн, что на 3% превышает показатель 2014 года. Доля перевалки угля в грузообороте компании составила 50%, металлолома – 15%, зерновых грузов – 12%, шпата – 9%, контейнерных грузов – 5%.

ООО «Ростовский универсальный порт» – четвертый по объему перевалки из 16 стивидоров, работающих в порту Ростов-на-Дону. Порт площадью 100 га располагает семью современными причальными комплексами с протяженностью причальной стенки 1150 м. Погрузочно-разгрузочные работы в порту ведут более 30 единиц техники, в том числе 14 портальных кранов грузоподъемностью от 10 до 65 тонн каждый. РУП обеспечивает прямой выход в Азовское и Черное море. В порту оборудованы зона таможенного контроля и три пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.

На территории порта реализуется проект развития мультимодального транспортно-логистического узла «Ростовский универсальный порт», предусматривающий строительство на земельном участке площадью до 400 га в промышленно-портовой зоне «Заречная» 25 грузовых причальных комплексов общей мощностью 16 млн тонн в год, в том числе контейнерного, угольного и зернового терминалов, индустриального и логистического парков. Общая стоимость проекта составляет 24,3 млрд рублей, в том числе 6,4 млрд рублей из федерального бюджета, 1,2 млрд рублей из областного бюджета, а также 16,7 млрд рублей частных инвестиций. Проект включен в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Южного федерального округа, региональную Программу «100 губернаторских инвестиционных проектов» и ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

 

РЫБНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Глава Росрыболовства: 90% российских рыболовных судов изношены сверх нормативного срока

Отечественный рыболовецкий флот изношен и имеет низкую эффективность. Средний срок эксплуатации судна в России превышает 20 лет. Об этом рассказал глава Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков в эфире радиостанции «Вести ФМ».

По его словам, средний срок службы рыболовного судна в России составляет 26 лет. «90% изношено сверх нормативного срока», – отметил он. «Действительно, необходима модернизация, – подчеркнул Шестаков. – Эффективность российского флота в два раза ниже, чем в США».

«То, что делается сейчас, – это, по сути, латание дыр», – констатировал глава Росрыболовства. «Очень мало проектов, которые действительно вкладывают в капитальный ремонт судов. А ведь это и безопасность мореплавания, и качество среды обитания рыбаков, – труд-то очень тяжелый, люди по полгода в море ходят», – продолжил он.

В конце прошлого года Росрыболовство подготовило предложения по распределению квот на вылов рыбы с 2019 года. Предлагается зарезервировать 20% квот на инвестиционные цели. Из них 15% предполагается направить на субсидирование строительства судов на российских верфях и до 5% – на стимулирование строительства береговых рыбоперерабатывающих предприятий.

«Мы предложили выделять дополнительные квоты для тех рыбаков, которые пойдут в строительство нового современного рыбопромыслового флота. Причем это должен быть крупнотоннажный флот, суда, которые уже будут иметь на борту рыбоперерабатывающую фабрику», – пояснил глава ведомства.

«Предприятия, управляющие которых не хотят ничего делать, а только получать прибыль и «латать дыры», будут постепенно лишаться квот в пользу тех, кто будет строить новые суда», – заключил глава Росрыболовства.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Погрузка на сети РЖД в феврале увеличилась на 2,9% до 95,2 млн тонн

Погрузка на сети ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в феврале 2016 года выросла по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 2,9% до 95,2 млн тонн.

Грузооборот в феврале увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,9% и составил 184,9 млрд тарифных тонно-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время возрос на 5,4% и достиг 237,4 млрд тонно-км.

По оперативным данным, погрузка за январь-февраль 2016 года составила 188,963 млн тонн, что соответствует показателю за аналогичный период годом ранее.

Компания отмечает рост погрузки каменного угля до 55,1 млн тонн (+3,1% к январю-февралю 2015 года), химических и минеральных удобрений – до 8,9 млн тонн (+6,4%), лесных грузов - до 6,2 млн тонн (+0,9%), зерна – 3,1 млн тонн (+0,5%), строительных грузов – до 16,9 млн тонн (+19,3%) и цветной руды и серного сырья – до 3,3 млн тонн (+6,3%).

При этом снизилась погрузка кокса до 1,6 млн тонн (-4,3%), нефти и нефтепродуктов - до 40,6 млн тонн (-5,9%), руды железной и марганцевой – до 17,3 млн тонн (-1%), черных металлов - до 11,2 млн тонн (-8,5%), лома черных металлов – 1,2 млн тонн (-26,1%), цемента – до 2,6 млн тонн (-14,8%), химикатов и соды – 4,2 млн тонн (-0,6%), а также промышленного сырья и формовочных материалов – до 4,2 млн тонн (-1,4%).

 

Аудиторы обнаружили превышение расходов на Байкало-Амурской магистрали и Транссибе

Компания Deloitte провела аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба. В частности, изучив смету вторых путей, разъездов и вставок - восемь объектов стоимостью 19,2 млрд руб., – аудиторы пришли к выводу, что их можно построить за 10,7 млрд руб., то есть на 8,5 млрд, или 45%, дешевле.

Об этом сообщает РБК. Пять других объектов на БАМе и Транссибе проанализировали эксперты ЗАО «Ким и партнеры». По их данным, при стоимости 20,6 млрд руб. можно сэкономить 1,15 млрд, или 6%.

Масштабная железнодорожная стройка на востоке страны уже не в первый раз подпадает под аудит. Еще осенью 2013 года весь проект был разбит на три части и отдан для оценки ведущим компаниям - PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte. Российское правительство, ознакомившись с итогами аудита, решило не выпускать проект из-под контроля. Стройку разбили на множество типовых объектов - разъезды, станции, мосты и пр., смету каждого решили проверить отдельно, пишет РБК.

Куратором гигантского проекта является вице-премьер Аркадий Дворкович, а результаты аудита отдельных объектов обсуждаются на заседаниях с участием оценщиков, представителей РЖД, членов «открытого правительства», отраслевых экспертов и грузоотправителей. Очередная встреча прошла 17 февраля 2016 года. Сотрудники РЖД лишь частично признали замечания Deloitte. Так, замначальника департамента капитального строительства РЖД Андрей Паненков заявил о сокращении сметы на 15-16% при прокладке 45 км вторых путей на двух перегонах БАМа: Кунерма – Дельбичинда и Улькан – Умбелла. В то же время Deloitte указывала на возможность экономии на этих объектах до 35 и 55% соответственно.

В своих отчетах Deloitte отмечала, что стоимость работ и услуг на 3-25% превышает рыночные аналоги, щебень планируется завозить из карьеров более чем за 3-4 тыс. км, хотя ближайшие находятся в 150-600 км. Кроме того, аудиторы недоумевали, зачем тратить деньги на утилизацию срезанного грунта и одновременно закупать новый для строительства насыпи, использовать новые рельсы при промежуточной укладке и привозить рабочих самолетом из Белгорода, а не поездом из Иркутска.

В Deloitte поставили под сомнение целесообразность всего проекта по модернизации Западного БАМа (от станции Тайшет до Тынды). Источников дополнительных грузов, которые поедут по магистрали после реконструкции, всего два – Кузбасский угольный бассейн и Элегестское угольное месторождение (принадлежит ТЭПК Руслана Байсарова). Однако Элегестское месторождение, полагают аудиторы, вряд ли будет введено в эксплуатацию к 2020 году, поскольку у проекта возникли сложности с выделением денег из ФНБ.

Таким образом, дополнительный объем сможет дать только Кузбасс. Однако перевозка угля из этого региона, подчеркивает Deloitte, является убыточной для РЖД. Тариф на транспортировку 1 т угля составляет 20 коп. за тонно- километр (например, для зерна вдвое больше), перевозка 1 т генерирует убыток для РЖД в размере 121 руб.

Проект по модернизации БАМа и Транссиба стоимостью 562 млрд руб. будет реализован до 2019 года, сообщили в пресс-службе РЖД. Благодаря мероприятиям по оптимизации удалось добиться снижения сметы на 8,3 млрд руб.

Впрочем, 562 млрд не является итоговой суммой, так как она не включает усиление электроснабжения БАМа и Транссиба, строительство дополнительных веток и другие мероприятия. Полная смета проекта, по расчетам РБК, превышает 1 трлн руб.

 

Операторы консолидируют грузы на фоне роста профицита подвижного состава и низкой доходности оперирования

На фоне обострения проблем в российской экономике и роста профицита подвижного состава в прошлом году железнодорожные операторы столкнулись с низкой доходностью оперирования, массовыми списаниями вагонов и обострением конкуренции.

Под давлением рыночных условий компании, не получавшие достаточной доходности для покрытия лизинговых платежей, все чаще прекращали отношения с лизингодателями и арендодателями. На фоне этих процессов продолжилась консолидация грузов у крупнейших операторских компаний.

В 2015 году, пишет издание со ссылкой на рейтинг операторов подвижного состава за 2015 год Infoline Rail Russia Top агентства «Infoline-Аналитика», безусловным лидером среди российских железнодорожных операторов по всем показателям – объему собственного парка и парка в управлении, погрузке и грузообороту,- как и в 2014 году, остался холдинг Владимира Лисина UCL Rail, в который входит Первая грузовая компания (ПГК). За UCL Rail по всем показателям продолжает следовать входящая в ОАО «РЖД» Федеральная грузовая компания (ФГК).

В 2015 году большинство операторов сократили парк в управлении, уменьшился и парк в собственности - но по разным причинам. Из рейтинга следует, что в общей сложности парк в управлении 30 крупнейших операторов сократился на 55,6 тыс. вагонов. Как поясняется в рейтинге, поскольку в 2015 году операторы работали в условиях усиления конкуренции и низкой доходности от оперирования, это привело к сокращению парка в аренде многих крупных игроков и вынужденному увеличению парка в управлении компаний, специализирующихся на сдаче вагонов в аренду

Лидер рейтинга ПГК в 2015 году списала 38,1 тыс. вагонов, ФГК – 35,9 тыс., «Нефтетранссервис» – 2,3 тыс., «Трансконтейнер» – 1,7 тыс.

30 крупнейших операторов обеспечили в 2015 году 82% общего объема перевозок против 79% годом ранее, росла и доля первой десятки - на 2 процентных пункта, до 59% в общем объеме, что свидетельствует о консолидации объемов у более крупных компаний. ПГК сократила объемы на 12,2%, но продолжает укреплять отношения с крупнейшими грузовладельцами, ФГК увеличила перевозки на 2,2%. Резко выросли объемы перевозок у «РТХ-Логистик» (более чем вдвое) и «Спецэнерготранса» (на 52,8%).

Владимир Савчук отмечает, что в 2015 году существенное падение ставки доходности коснулось не только коммерческих, но и кэптивных операторов, которым оно не позволяло в полном объеме выплачивать лизинговые платежи, несмотря на то, что свой подвижной состав они приобретали при господдержке. Также, отмечает он, все операторы старались отложить лизинговые и кредитные платежи.

Ключевой тенденцией 2015 года стало усиление конкуренции во всех сегментах рынка перевозок, добавляет Михаил Бурмистров: грузовладельцы предъявляют все более жесткие требования к техническим характеристикам подвижного состава и качеству сервиса, который оказывают операторы. В сцуцвязи с этим приоритет получают операторские компании, которые имеют либо конкурентные преимущества в виде собственных локомотивов, интеграции с портами и терминалами, либо возможности привлекать инновационный подвижной состав.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ