Бюллетень новостей №5 (163) с 6 по 12 февраля 2016 - Морские вести России

Бюллетень новостей №5 (163) с 6 по 12 февраля 2016

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Виктор Олерский назначен руководителем Росморречфлота

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о назначении Виктора Олерского руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта. Текст документа опубликован на сайте правительства РФ.

«Назначить Олерского Виктора Александровича заместителем министра транспорта Российской Федерации – руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта, освободив его от занимаемой должности», – сообщается на сайте.

С 3 сентября 2005 г. по 9 июня 2015 г. – руководителем Росморречфлота был Александр Давыденко. С момента освобождения его от должности исполняющим обязанности руководителя агентства был Сергей Горелик. Олерский с 2009 года занимает пост замглавы Минтранса.

 

План поддержки экономики предполагает выделение до 10 млрд руб. для транспортного машиностроения

Проект плана действий правительства, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития РФ в 2016 году, предполагает выделение до 10 млрд рублей субсидий из антикризисного фонда на реализацию программы поддержки транспортного машиностроения.

Ответственные за исполнение данного пункта – Минпромторг, Минфин и Минэкономразвития, при участии Внешэкономбанка и АО «Российский экспортный центр» (ЭКСАР).

Задача программы – продвижение продукции транспортного машиностроения на экспорт.

В условиях снижения сырьевых доходов федерального бюджета, перед Минпромторгом ставится задача по увеличению экспорта промышленной продукции. В частности, в прошлом году министерство провело несколько бизнес-миссий в страны Европы, Азии и Африки и оказывает поддержку предприятиям Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), «Уралвагонзаводу», Камазу, Автовазу и другим производителям продукции транспортного машиностроения по усилению их экспортных направлений.

В презентации Минпромторга отмечалось, что объем экспортных субсидий ВЭБа и Росэксимбанка в 2016 году может вырасти в 2,8 раза, до 21,4 млрд рублей. При этом сумма всех экспортных контрактов Внешэкономбанка и Росэксимбанка с использованием средств экспортной субсидии на 2016 год может вырасти более чем в 2 раза, до 310 млрд рублей.

Среди планируемых контрактов на 2016 год – поставки 12 самолетов SSJ 100 в Ирландию, Мексику и Данию, а также до 15 тысяч вагонов различных типов в Иран, Азербайджан, Казахстан, Египет и на Кубу, отмечалось в презентации.

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) может направить 68,8 млрд руб. на закупку локомотивов в 2016 г., в том числе 29 млрд руб. – из собственных средств, заявил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров на совещании по поддержке транспортного машиностроения.

«По этому году вы дали поручение о проработке вопроса о выделении (из ФНБ – прим. ред.) 39,8 млрд руб., плюс к этому РЖД дополнительно свои средства обеспечивает в объеме 29 млрд руб., – сказал Мантуров, обращаясь к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву. – К сожалению, на сегодня этот вопрос пока до конца не решен, но рассчитываем, что это будет в ближайшее время формализовано».

РЖД в 2016 г. планируют закупить около 500 локомотивов.

Мантуров добавил, что необходимо обеспечить производство в РФ 40 тыс. грузовых вагонов в 2016 году.

«Чтобы стабилизировать ситуацию, нам необходимо обеспечить производство в этом году не менее 40 тыс. вагонов, чтобы поддержать уровень рентабельности», – сказал он.

По итогам 2015 года предприятия РФ произвели свыше 29,9 тыс. грузовых вагонов.

Кроме того, Мантуров сообщил, что по итогам консультаций с участниками рынка размер скидки при покупке нового вагона определен на уровне 300 тыс. рублей за вагон. На субсидии покупателям новых вагонов предусмотрено 7 млрд рублей.

Также будет продолжено субсидирование затрат на выплату процентов по кредитам, полученным на приобретение инновационных вагонов - на эти цели предусмотрено 1,8 млрд рублей.

 

Россия представила в ООН пересмотренную заявку на расширение шельфа в Арктике

Россия представила во вторник в ООН пересмотренную заявку на расширение континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Презентацию для членов комиссии ООН провел министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской.

Он сообщил, что подготовка материалов для новой заявки продолжалась более 10 лет, в течение которых проводились масштабные исследования в Северном Ледовитом океане для изучения геологической природы поднятия Менделеева и хребта Ломоносова, на которые претендует Россия.

«В период с 2002 по 2014 гг. в центральной части Арктического бассейна было проведено 9 уникальных комплексных геолого-геофизических экспедиций с использованием научно-исследовательских и атомных ледоколов, а также научно-исследовательских подводных лодок», – сообщил министр, выступая перед членами Комиссии ООН по границам континентального шельфа.

Россия уже пыталась отстоять свое право на анклав в Северном Ледовитом океане в 2001 году. Впоследствии заявка РФ, которая также касалась участка в Охотском море, была отклонена комиссией. После этого было принято решение добиваться присоединения этих территорий по отдельности. В марте 2014 года претензии РФ на участок в Охотском море площадью 52 тыс. кв. км были удовлетворены.

Как заявил Сергей Донской, концепция пересмотренной заявки на расширение шельфа в Арктике не изменилась. «В новой заявке представлена та же самая область, но с некоторыми изменениями – в связи с новыми обосновывающими материалами, которые подтвердили правильность позиции России», – отметил он. В частности, в пересмотренную заявку внесены районы южной оконечности хребта Гаккеля и котловина Подводников.

Помимо этого, в планах РФ – присоединение хребта Ломоносова и других участков морского дна, в том числе поднятия Менделеева, котловины Нансена и Амундсена. По самым низким оценкам, это позволит прирастить потенциальные запасы углеводородов на 5 млрд тонн условного топлива. В Минприроды отмечают, что претензии России основываются на научном понимании того, что составные части Комплекса Центрально-Арктических подводных поднятий имеют континентальную природу и относятся к подводным возвышенностям, являющимся естественными компонентом материка.

 

Губернатор Мурманской области: Бизнесу на арктических территориях необходимо компенсировать «северное подорожание»

В арктических регионах необходимо снижать нагрузку на бизнес, так называемое «северное подорожание» должно компенсироваться предприятиям из федерального бюджета. Об этом, заявила Марина Ковтун, губернатор Мурманской области, выступая на пленарном заседании в ходе V Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», который состоялся 7-8 декабря 2015 г. в Санкт-Петербурге, передает ИА «Морвести.Ру».

«В этом году началась подготовка долгожданного проекта закона о развитии арктической зоны РФ, – сказала губернатор. – В этом законе должна найти отражение селективная политика государства в области развития арктических территорий. На Севере необходимо практиковать особый подход к бюджетной, налоговой, тарифной и социальной политике». «Мы предлагаем предусмотреть в законопроекте такие статьи, как особенности межбюджетных отношений, особые правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности, обеспечение транспортной доступности. Подразумевается, что особые правовые режимы предпринимательской деятельности в арктических регионах будут похожи на аналогичные правила для ТОРов», – добавила глава Мурманской области.

«Необходимо снижать нагрузку на бизнес, так называемое «северное подорожание» должно компенсироваться предприятиям из федерального бюджета. Как это может выглядеть? Например, трансферты из федерального бюджета в региональные бюджеты для поддержки малого и среднего предпринимательства. Мы уже начали предоставлять предпринимателям компенсации издержек, но должен быть закреплен механизм компенсации из федерального бюджета», – заключила Марина Ковтун.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

ФТС: Доходы компаний РФ от экспорта нефтепродуктов в 2015 г. снизились на 41,7% до $67,403 млрд

Доходы российских компаний от экспорта нефтепродуктов в 2015 году уменьшились на 41,7% относительно предшествующего года и составили $67,403 млрд. Об этом говорится в материалах Федеральной таможенной службы.

За отчетный период Россия увеличила экспорт нефтепродуктов, который возрос 4% до 171,534 млн тонн.

Доходы от поставок нефтепродуктов в дальнее зарубежье сократились на 41,9% до $63,349 млрд, физические объемы поставок возросли на 5,2% до 163,262 млн тонн. В страны ближнего зарубежья поставки нефтепродуктов сократились на 39,3% в стоимостном выражении до $4 млрд. Физический объем экспорта в СНГ сократился на 14,2% до $8,272 млн тонн.

 

«Роснефть» и Pietro Barbaro в 2016 г. могут создать СП для международных морских перевозок

ОАО «НК «Роснефть» и итальянская Pietro Barbaro S.p.A. подписали меморандум о взаимопонимании по созданию совместного предприятия (СП) в области международных морских перевозок, говорится в сообщении российской нефтяной компании.

Документ предусматривает совместный анализ рабочими группами двух компаний возможных форматов организации СП. Стороны высоко оценивают перспективы реализации проекта ввиду значительного синергетического эффекта от подобного альянса в области международных перевозок нефти и нефтепродуктов: «Роснефть» является одним из глобальных лидеров по добыче и переработке углеводородов, а Pietro Barbaro – давний партнер «Роснефти» и ведущая компания в области танкерных перевозок, владеющая как собственным флотом, так и обширными компетенциями в сфере морской логистики и хранения углеводородов.

Стороны ожидают, что юридически обязывающие документы по формированию сделки, в случае одобрения компаниями итогов анализа, будут подписаны в течение 2016 года.

Как сообщалось ранее, 1 сентября 2015 г. российское совместное предприятие ОАО «НК «Роснефть», ООО «Сбербанк Инвестиции» и Pietro Barbaro S.p.A. закрыло сделку по приобретению российских судоходных активов группы Pietro Barbaro (100% группы «Прайм Шиппинг»). «Прайм Шиппинг» – один из лидеров российского рынка речных перевозок нефти и нефтепродуктов, обладающим самым молодым речным флотом (28 современных речных танкеров, барж и буксиров). В настоящий момент деятельность компании «Прайм Шиппинг» главным образом сосредоточена на транспортировке нефтепродуктов ОАО «НК «Роснефть» по внутренним водным путям РФ и прилегающим морям. За время взаимодействия с предприятиями «Роснефти» флотом «Прайм Шиппинг» перевезено более 11 млн тонн нефтепродуктов Саратовского НПЗ и Самарской группы НПЗ.

На сегодняшний день «Прайм Шиппинг» владеет и оперирует самым современным речным флотом в РФ средним возрастом около шести лет, построенном на российских и зарубежных верфях в период 2004-2012 гг. В собственности «Прайм Шиппинг» находятся 18 речных танкеров дедвейтом от 5 тыс. до 7,5 тыс. тонн, а также пять баржебуксирных составов. В дополнение к собственному флоту «Прайм Шиппинг» оперирует пятью судами сторонних компаний, в том числе танкерами, баржами и судном снабжения.

 

Соколов: Готовность к приватизации «Совкомфлота» высокая, но нужно понимание ее целесообразности

Готовность крупнейшей судоходной компании «Совкомфлот» к приватизации высокая, однако нужно понимание целесообразности приватизации в текущее время. Об этом сказал журналистам в кулуарах съезда «Единой России» министр транспорта РФ Максим Соколов.

«В плане приватизации, утвержденном правительством РФ, на 2016 год стоит «Совкомфлот», но с точки зрения целесообразности, наверное, возможно этим заниматься, готовность высокая, но дальше надо, чтобы специалисты, эксперты, которые контролируют этот рынок, дали отмашку», – сказал он.

Ранее замминистра транспорта Виктор Олерский говорил, что план по приватизации 25% «Совкомфлота» сохраняется, однако нужно дождаться потенциальных покупателей.

Речь шла о возможности приватизации через IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже. Однако сейчас нет уверенности в интересе со стороны потенциальных покупателей, говорил он.

Приватизация «Совкомфлота» (100% акций на балансе Росимущества) готовится уже несколько лет, в прошлые годы ее откладывали из-за негативной ситуации на танкерном рынке.

Как ранее сообщалось, глава Росимущества Ольга Дергунова в конце 2014 г. отмечала, что акции компании могут быть размещены на любой бирже, в том числе на Нью-Йоркской, но в качестве приоритета у Росимущества всегда Московская биржа.

Совет директоров компании ранее утвердил решение о дополнительном выпуске акций в размере 14,29% от уставного капитала компании в рамках подготовки к приватизации. Предполагалось, что доходы бюджета от этой сделки должны составить около 12 млрд руб.

В октябре Дергунова оценивала готовность компании к приватизации как высокую. Заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев говорил, что приватизация компании состоится в 2016 году.

 

Maersk Line сообщила о снижении выручки и прибыли по итогам 2015, несмотря на рост объемов перевозок

Maersk Line – крупнейший в мире контейнерный перевозчик - получил по итогам года прибыль 1,3 млрд долларов против 2,3 млрд долларов годом ранее. Снижение обусловлено слабой рыночной конъюнктурой, что привело к падению фрахтовых ставок, особенно во второй половине года, которое только частично компенсировалось низкими ценами на бункерное топливо.

По оценкам, приведенным в годовом отчете Maersk Group по итогам 2015 года, за год рост спроса на глобальном рынке контейнерных перевозок составил 0-1%, в то время как вместимость контейнерного флота выросла почти на 8%.

Объем перевозок Maersk Line за отчетный период вырос на 0,8% до 9,5 млн TEU. Снижение фрахтовых ставок в среднем составило 16% в годовом сопоставлении до 2209 долларов США за FFE (эквивалент 40-футового стандартного контейнера). По данным отчета, фрахтовые ставки снизились на всех ключевых направлениях, кроме Северной Америки. Наиболее сильно пострадал ключевой рынок, на котором работает Maersk Line – перевозки в/из Европы и Латинской Америки. При этом себестоимость перевозки сократилась на 11,5%. В общей сложности выручка компании от перевозок составила 21,3 млрд долларов, по сравнению с 25,0 млрд долларов в 2014 году.

По состоянию на конец 2015 года собственный флот Maersk Line состоял из 285 судов вместимостью 1.8 млн TEU, зафрахтованный флот сократился с 336 судов до 305 вместимостью 1.1 млн TEU. Совокупная вместимость флота под управлением компании составила 3,0 млн TEU, что на 0,5% больше чем в конце 2014 года. При этом 4 контейнеровоза компании вместимостью 32,7 тыс. TEU были отставлены от операций по состоянию на конец года, по сравнению с 3 судами и 18,138 TEU годом ранее.

В течение 2015 года линия разместила заказы на 27 судов суммарной вместимостью 367 тыс. TEU. Прочие инвестиции были отложены. Также в рамках программы сокращения расходов компания сообщила о намерении сократить более 4000 сотрудников к 2017 году.

В 2016 году Maersk ожидает существенного снижения финансовых результатов по сравнению с 2015, прогнозируя дальнейшее падение фрахтовых ставок и низкий рост спроса на перевозки. По оценкам компании, рост рынка контейнерных перевозок в текущем году составит 1-3%.

 

China Cosco, CMA CGM и OOCL могут объединиться в новый альянс перевозчиков

Вновь образованный в результате слияния Cosco и CSCL судоходный гигант China Cosco Shipping Corporation, французская CMA CGM и гонконгская OOCL недавно провели встречу в Шанхае, на которой обсуждалась возможность создания нового альянса.

Комментируя новость, глава аналитической компании Sea Intelligence Consulting Ларс Йенсен отметил, что создание нового альянса радикально поменяет сложившийся на рынке расклад сил. «С выходом APL из G6, он стал теперь альянсом G5. Если OOCL также выйдет из него, то останется G4. Это поставит Hapag-Lloyd, в частности, в совершенно новую и весьма непростую ситуацию».

С другой стороны, в непростом положении окажется UASC, которая вместе с CMA CGM и China Shipping создала в прошлом году альянс Ocean Three, добавил он.

 

СУДОХОДСТВО

Линейное судоходство в Арктике может стать коммерчески оправданным к 2040 году

Линейное судоходство в Арктике может стать коммерчески целесообразным к 2040 году, если таяние льдов продолжится с существующей скоростью, сообщает исследование Copenhagen Business School (CBS Maritime).

Эти сроки были спрогнозированы через моделирование условий, при которых инвестиции в строительство контейнеровоза ледового класса вместимостью 8 тыс. TEU для операций вдоль Северного морского пути (СМП) могут стать коммерчески предпочтительнее инвестициям в контейнеровоз-восьмитысячник без ледового класса для доставки по маршруту через Суэцкий канал.

Маршрут доставки по СМП короче маршрута через Суэц на 35%. Это означает как значительное сокращение сроков доставки, так и расходов на топливо.

Согласно выводам исследования, целесообразность линейного судоходства по СМП находится в прямой зависимости от продолжительности навигации. В результате глобального потепления продолжительность сезона навигации в Арктике увеличивается с каждым годом.

Во-вторых, авторы исследования пришли к выводу, что экономика операций на СМП в меньшей степени зависит от изменений цен на топливо по сравнению с марштрутом через Суэц при условии достаточно продолжительного сезона навигации.

Третий вывод заключается в том, что снижение скорости судна на СМП позволяет снизить себестоимость доставки единицы груза, что позволяет приблизить сроки, когда линейное судоходство в Арктике сможет быть коммерчески целесообразным.

Тем не менее, по оценкам аналитиков CBS Maritime, начало регулярного судоходства по СМП маловероятно до 2050 года. Помимо специфики условий навигации в Арктике, исследование указывает на такие факторы, как дефицит портов и сопутствующей инфраструктуры, а также отсутствие единой нормативно-правовой базы, что увеличивает риски для операторов, желающих выйти на этот рынок.

 

Подкомитет ИМО рассмотрел поправки к Конвенции ПДНВ

1-5 февраля 2015 г. в Лондоне в штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) прошла 3-я сессия Подкомитета ИМО по человеческому фактору, подготовке моряков и несению вахты (HTW-3).

Подкомитет рассмотрел и утвердил проект поправок к главе V Конвенции ПДНВ, а также главам I и V (часть А) и главе I (часть B) Кодекса ПДНВ, описывающим обязательные минимальные требования к подготовке и квалификации капитанов, лиц командного и рядового состава и другого персонала пассажирских судов. В частности, утвержден проект поправок к правилу V/2 Конвенции и разделу А-V/2 Кодекса ПДНВ, которые регламентируют требования к персоналу пассажирских судов в отношении наличия подготовки по уровням:

-         ознакомительная подготовка по поведению в чрезвычайных ситуациях;

-         подготовка персонала, участвующего в непосредственном обслуживании пассажиров;

-         управление неорганизованными массами людей;

-         антикризисное управление и поведение человека.

В раздел A-I/14 Кодекса ПДНВ добавлено новое положение относительно ответственности компаний за ознакомительную подготовку капитанов и лиц командного состава пассажирских судов, принимая во внимание руководство, приведенное в разделе B-I/14 Кодекса.

Подкомитет рассмотрел и утвердил поправки к новому правилу II-1/19-1 Конвенции СОЛАС относительно учений по борьбе за живучесть на пассажирских судах, а именно частоты их проведения. Принято решение, что учения по борьбе за живучесть должны проводиться не реже 1 раза в 3 месяца для членов экипажа, в чьи обязанности непосредственно входит борьба за живучесть.

Подкомитетом было пересмотрено руководство по осуществлению Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) администрациями (резолюция А.1071(28)) и утвержден соответствующий проект новой резолюции Ассамблеи. Изменения, в частности, коснулись положений об объеме освидетельствования при ежегодном подтверждении документа о соответствии компании и промежуточном подтверждении свидетельства об управлении безопасностью судна, а также стандартов компетенции лиц, проводящих освидетельствования на соответствие требованиям МКУБ.

Подкомитет в рамках своей компетенции рассмотрел проект руководства для инспекторов государственного портового контроля по сертификации моряков, укомплектованию экипажа и часам отдыха и рекомендовал Комитету по безопасности на море (КБМ) направить данный проект для дальнейшего рассмотрения на Подкомитет по осуществлению документов ИМО (III).

По итогам сессии Подкомитетом были утверждены следующие пересмотренные типовые учебные курсы ИМО: «Расширенная подготовка по грузовым операциям на химовозах», «Судовождение с использованием РЛС на эксплуатационном уровне», «Личная безопасность и общественные обязанности».

Документы, подготовленные Подкомитетом HTW-3, будут направлены на одобрение 96-ой сессии КБМ, которая состоится 11-20 мая 2016 года.

Следующая сессия Подкомитета HTW состоится с 30 января по 3 февраля 2017 года.

 

Снижение ставок на перевозку контейнеров замедлилось на период китайского Нового года

Ставки фрахта на перевозку контейнеров продолжили свое снижение на прошлой неделе, однако замедлились, пока большинство китайских фабрик закрыты на период китайского Нового года.

За прошедшую неделю индикативные спотовые ставки на перевозку контейнеров из Шанхая в среднем снизились на 4% до 567 пунктов.

Индикативные спотовые ставки на перевозку контейнеров из Шанхая в порты северной Европы упали более чем на 8% до 431 долларов за TEU. Ставки на маршрутах перевозок из Шанхая в порты Средиземного моря снизились на 7% до 454 долларов за TEU.

Спотовые ставки на транстихоокеанском трейде снизились на оба побережья примерно на 5%. Значение индекса SCFI на перевозки в порты восточного побережья Северной Америки снизились за прошедшую неделю до 2341 долларов за FEU (40-футовый контейнер). Ставки на порты западного побережья опустились до 1321 долларов за FEU.

1 марта перевозчики планируют провести очередное увеличение ставок (General Rates Increase – DRI), однако по прогнозам Alphaliner, несмотря на дальнейшее сокращение вместимости на сервисах, новый GRI также обречен на неудачу.

«Несмотря на все усилия, ставки, как ожидается, продолжат снижение в ближайшие недели. Фрахтовый рынок остается слабым и несколько новых судов, поставленных на протяжении января, до сих пор не востребованы», – пишут аналитики Alphaliner.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

ОСК вложит в модернизацию астраханского судозавода «Лотос» почти 1 млрд рублей в течение 5 лет

Почти 1 млрд рублей будет вложен в модернизацию крупнейшего астраханского судостроительного завода «Лотос» (входит в ОСК) в течение пяти лет, сообщил врио гендиректора завода Владимир Кулаков.

«Мы как резидент особой экономической зоны должны по федеральному закону вложить в ближайшие три года как минимум 120 млн рублей, но заводу требуется больше, поэтому программа на 5 лет почти под миллиард – 896 млн рублей», - сказал Кулаков.

По его словам, в первые три года будет освоено 320 млн рублей, причем из них 295 млн в этом году. Планируется, что на заводе сделают новые малярные камеры, обновят линии по очистке, резке, окраске металла, изготовлению плоских секций, сварочного оборудования, также будет создан сервисный центр обработки металла.

Как отметил Кулаков, судозавод также заключил новые контракты по лизинговой схеме. Сегодня было подписано соглашение о строительстве несамоходного понтона (восьмого по счету) для «Судоходной компании «АРК» (Москва). Сумма контракта – 102 млн рублей, дать понтон планируется в рекордно короткие сроки – к 15 июня этого года. Также было подписано соглашение с компанией «Волготранс» (Самара) на строительство двух танкеров-химовозов на базе RST25. Стоимость каждого химовоза 740 млн рублей, срок реализации проекта - апрель-май следующего года.

Ранее сообщалось, что судостроительный завод «Лотос» уже заключил контракты на общую сумму 5 млрд рублей.

Сегодня судостроительный завод «Лотос» отметил свое 30-летие. По данным областного министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов, завод «Лотос» является одним из крупнейших предприятий ЮФО. Завод входит в «Объединенную судостроительную корпорацию» (ОСК). В конце декабря прошлого года «Лотос» получил статус резидента астраханской особой экономической зоны промышленно- производственного типа. Судозавод «Лотос» создан для строительства судов класса река-море, а также строительства комплектов блок-модулей верхних строений нефтяных платформ.

«Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) - крупнейшая судостроительная компания России. В ее состав входит более 60 верфей, конструкторских бюро и судоремонтных заводов страны.

 

«Московское речное пароходство» за 5 лет построит до 10 танкеров стоимостью 800 млн руб. каждое

«Московское речное пароходство» рассчитывает в течение пяти лет построить 5-10 нефтетанкеров. Стоимость каждого оценивается в 800 млн рублей, сообщил гендиректор компании Константин Анисимов.

«Мы планируем построить в течение пяти лет еще 5-10 танкеров проекта RST25 или RST27, в том числе на астраханском судозаводе «Лотос». Одно судно стоит порядка 800 млн рублей», – сказал Анисимов.

По его словам, на астраханском судозаводе «Лотос» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) достраиваются два танкера «Сергей Терсков» и «Яков Гунин».

Анисимов отметил, что астраханский завод может быть в приоритете при заключении будущих контрактов на строительство судов, так как предприятие является резидентом особой экономической зоны промышленного типа и стоимость судов может быть несколько ниже.

Танкер проекта RST25 – новый класс танкеров «река- море», предназначенных для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов (в том числе бензина, без ограничения по температуре вспышки, с возможностью одновременно перевозить грузы двух разных сортов) с повышенным классом экологической безопасности и автоматизации.

«Московское речное пароходство» – это одно из ведущих предприятий, предлагающих услуги по перевозке грузов, поставке нерудных строительных материалов собственного производства и пассажиров на внутренних водных путях европейской части России. На балансе пароходства имеется свыше 150 единиц грузового и более 20 единиц пассажирского флота, а также перегрузочная и добывающая техника.

По данным областного министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов, завод «Лотос» является одним из крупнейших предприятий Южного федерального округа (ЮФО). Завод входит в ОСК. В конце декабря 2015 года «Лотос» получил статус резидента резидента астраханской особой экономической зоны промышленно-производственного типа.

Судозавод «Лотос» создан для строительства судов класса река-море, а также строительства комплектов блок-модулей верхних строений стационарных платформ, предназначенных для разведки и добычи нефти и газа на континентальных шельфах морей и океанов. Мощности завода позволяют производить до 20 тыс. тонн готовой продукции в год. Ранее сообщалось, что в модернизацию завода в течение пяти лет будет вложено 896 млн рублей. При этом завод «Лотос» уже заключил контракты на общую сумму 5 млрд рублей.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Грузооборот морских портов РФ в январе 2016 года сократился на 2,8% до 52,9 млн тонн

Грузооборот морских портов России за январь 2016 года уменьшился на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 52,9 млн тонн. Об этом сообщила пресс-служба Ассоциации морских торговых портов РФ.

Экспортных грузов за отчетный период перевалено 43 млн тонн (-3,7%), импортных грузов – 2,2 млн тонн (-9,2%), транзитных – 4,2 млн тонн (+7,1%), каботажных – 3,4 млн тонн (+1,8%).

Объем перевалки сухих грузов составил 21,7 млн тонн (-3,8%), в том числе угля – 8,5 млн тонн (-11,6%), грузов в контейнерах – 3,0 млн тонн (-2,6%), черных металлов – 2,2 млн тонн (-4,9%), зерна – 1,8 млн тонн (-6,1%) и металлолома – 0,2 млн тонн (-33,6%). Объем перевалки грузов на паромах вырос до 1,6 млн тонн (+16,2%), минеральных удобрений – до 1,4 млн тонн (+13,0%), руды – до 0,6 млн тонн (рост в 2,4 раза), лесных грузов – до 0,5 млн тонн (+12,2%), цветных металлов – до 0,3 млн тонн (+19,7%) и рефгрузов – до 0,2 млн тонн (+26,0%).

Перевалка наливных грузов сократилась до 31,2 млн тонн (-2,1%), в том числе нефтепродуктов – до 11,4 млн тонн (-9,8%). Одновременно с этим, перевалка сырой нефти увеличилась на 3,3% до 18,2 млн тонн, сжиженного газа – на 4,1% до 1,2 млн тонн.

Грузооборот портов Балтийского бассейна сократился на 3,9% до 18,4 млн тонн, в том числе: наливных грузов перевалено 12,2 млн тонн (-1,2%), сухих – 6,2 млн тонн (-8,6%). Снижение перевалки грузов отмечен также в Азово-Черноморском бассейне – на 4,8% до 17,5 млн тонн и Дальневосточном бассейне – на 0,2% до 13,6 млн тонн.

 

Контейнерооборот портов России по итогам января 2016 года сократился на 10,3% до 295,7 тыс. TEU

Контейнероборот портов России по итогам января 2016 года сократился на 10,3% по сравнению с аналогичным показателем 2015 года с 329,85 до 295,73 тыс. TEU, сообщает Ассоциация морских торговых портов РФ.

Снижение перевалки транзитных контейнеров относительно января 2015 года составило 68,1% с 8,82 до 2,81 тыс. TEU (перевалка порожних сократилась на 91,1%). Каботаж контейнеров сократился на 16,8% до 41,26 тыс. TEU, импорт – на 7,2% до 123,55 тыс. TEU. Перевалка экспортных контейнеров сократилась на 7,4% до 128,12 тыс. TEU, за счет снижения перевалки порожних контейнеров на 19,4% до 55,21 тыс. TEU. Перевалка экспортных груженых контейнеров увеличилась на 4,3% до 72,92 тыс. TEU.

Спад контейнерооборота отмечен во всех бассейнах РФ, кроме Арктического, порты которого нарастили перевалку контейнеров на 9,8% до 11,46 тыс. TEU (каботаж увеличился на 18,8% до 11,16 тыс. TEU).

Порты Балтийского бассейна сократили перевалку контейнеров на 1,4% до 152,94 тыс. TEU, Дальневосточного – на 28,3% до 78,52 тыс. TEU, Азово-Черноморского – на 3,7% до 52,58 тыс. TEU, Каспийского - на 6,6% до 0,23 тыс. TEU.

Доля перевалки контейнеров портами Балтийского бассейна составила 51,7%, Дальневосточного – 26,6% совокупного контейнерооборота РФ.

По итогам 2015 года контейнерооборот портов России составил 3,94 млн TEU: экспорт – 1,65 млн TEU, импорт – 1,64 млн TEU, транзит – 66,43 тыс. TEU, каботаж – 591,08 тыс. TEU.

 

Перевозки грузов автотранспортом в порты по итогам 2015 года выросли на 12,3%, в то время как по ж/д лишь на 6,6%

Объем перевозок грузов в морские порты России для последующей отправки морем по итогам 2015 года составил 613,3 млн тонн, что на 7,6% выше показателя 2014 года. В том числе, по материалам АСОП, объем сухогрузов составил 252,9 млн тонн (+9,1%), наливных – 360,4 млн тонн (+6,5%).

Основная доля грузов, доставляемых в морские порты, осуществляется железнодорожным транспортом – 47,2% и трубопроводным транспортом – 39,4%, на автомобильный транспорт приходится 8,9%, речной – 2,4% и морской – 2,1%.

Ранее в ходе пленарного заседания форума «Транспортно- транзитный потенциал», прошедшего в Петербурге, главный инженер Центральной дирекции инфраструктуры Юрий Черногоров заявлял о перспективах роста экспортно-импортных перевозок грузов через порты России к 2020 году по сети железных дорог до 413 млн тонн.

Положительная динамика действительно достигнута. Так, по словам Черногорова, объемы перевозок грузов через порты России в период с 2007 по 2014 год возросли на 43% и составили 276 млн тонн. По данным АСОП, объемы экспортно-импортных перевозок даже превысили этот показатель, составив 286,7 млн тонн грузов.

В то же время, несмотря на увеличение объемов перевалки грузов в портах РФ итогам 2015 года на 5,7% относительно 2014 года до 676,67 млн тонн, в том числе, рост объемов перевалки традиционных номенклатурных групп для перевозок по ж/д составил: угля – 123,2 млн тонн (+6%), зерна - 34,4 млн тонн (+15,1%), черных металлов – 26,2 млн тонн (+12,2%), минеральных удобрений – 16 млн тонн (+8,8%), руды – 6,7 млн тонн (+10,8%(, лесных грузов – 5,3 млн тонн ( +10,7%), цветных металлов – 3,5 млн тонн (+10,7%); когда объемы перевалки экспортных грузов в портах по итогам года составил 539,1 млн тонн с ростом на 7,7%, объемы перевозок грузов по ж/д на порты выросли лишь на 6,6% до 289,4 млн тонн. Из портов по сети ж/д отправлено 15,6 млн тонн - рост на 3,3%.

Доставка грузов в морские порты автомобильным транспортом выросла на 12,3% до 54,2 млн тонн. Из портов на авто вывезено 31,8 млн тонн - снижение на 9,6%. Падение объемов перевалки импортных грузов в портах РФ в 2015 году составило 23,3% до 33,3 млн тонн.

По мнению экспертов в отрасли, введение 15 ноября системы «Платон» по сбору дополнительных средств за проезд большегрузов свыше 12 тонн, может благоприятно отразиться, как минимум, на отдельных сегментах железнодорожных перевозок – прежде всего на перевозках в крытых вагонах и отчасти контейнерных. Также нагрузка на тяжеловесный автотранспорт сыграет на руку перевозчикам сборных грузов: введение платы за пользование трассами приведет к росту рынка железнодорожных багажных перевозок как минимум вдвое, считают они.

В то же время, в крупном сегменте перевозок потребительских товаров ритейлеры заявляли о неготовности работать с РЖД. В частности, их не устраивает доставка товаров не к каждому магазину или их логистическому центру, а на грузовые дворы.

Ситуация также может осложниться на ключевом рынке московского региона вследствие консолидации таможенной очистки на посту Ховрино (более подробно в новости от 21 января «ФТС консолидирует грузы»).

Объем доставки грузов на порты трубопроводным транспортом традиционно растет – до 241,8 млн тонн (+11,2%), морским транспортом доставлено 12,8 млн тонн (+1,0%).

Объемы перевозок грузов речным транспортом, несмотря на сохраняющуюся второй год ситуацию аномального маловодья на внутренних водных путях России, снизились по направлению на порты до 14,8 млн тонн (-26,0%). В то же время, объемы отправок из портов по внутренним водным путям выросли в 2,5 раза до 346 тыс. тонн. При этом, объемы перевозок сухих грузов из портов по ВВП вырос почти в 5 раз, наливных – на 60%.

 

Сделка по покупке Мурманского морского рыбного порта завершена

Все процедуры по смене собственника ОАО «Мурманского морского рыбного порта» (ММРП) завершены, сообщает пресс-служба порта со ссылкой на вновь избранного председателя совета директоров компании, Александра Романова.

«Сейчас идет процесс корректировки структуры управления ОАО «ММРП». Утверждена новая редакция устава порта, отражающая изменившиеся реалии, – отмечает Романов. – Мы ведем работу по изучению всех активов порта, а также по привлечению новых квалифицированных кадров. Обновление управленческого состава близится к завершению. Также ведется бюджетирование порта и смежных видов бизнеса на 2016 год».

Кроме того, в настоящее время уже сделаны и практические шаги на производстве. Так, на базе 3-го и 5-го холодильных терминалов создан единый оптово- распределительный центр на 35 тыс. тонн единовременного хранения.

Как ранее сообщалось, в декабре 2015 года в рамках приватизации на 2014-2016 гг. 100% акций ОАО «ММРП», ранее принадлежащих Росимуществу, были проданы компании ООО «Купец».

Основным бизнесом ММТП является оказание портовых услуг, перевалка грузов, в том числе рыбы.

Компания «Купец» является крупным игроком рыбной отрасли, который много лет работает на территории ММРП, и собирается поднять рыбное направление работы порта на качественно новый уровень. Параллельно инвестор будет развивать другие портовые направления - нефтяное и угольное.

 

РЫБНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Россия в текущем году увеличила вылов рыбы более чем на 5%

Российские рыбаки с начала года по 10 февраля увеличили вылов рыбы на 5,1% до 491,7 тысяч тонн по сравнению с тем же периодом прошлого года, говорится в сообщении Росрыболовства.

Улов в Дальневосточном бассейне с начала года вырос на 36,2 тыс. тонн, до 388,4 тыс. тонн, в том числе вылов минтая – на 34,6 тыс. тонн, до 291,6 тыс. тонн.

В Северном бассейне вылов сократился на 7,8 тыс. тонн, до 49,5 тыс. тонн. В то же время улов пикши вырос на 2,7 тыс. тонн, до 14,6 тыс. тонн, трески – на 0,9 тыс. тонн, до 33,2 тыс. тонн.

В Балтийском море российские рыбаки сократили добычу на 0,6 тыс. тонн, до 7 тыс. тонн. Вылов шпрота остался на уровне прошлого года – 4 тыс. тонн. Улов сельди сократился на 0,7 тыс. тонн и составил 2,6 тыс. тонн.

В Азово-Черноморском бассейне вылов рыбы вырос на 1,7 тыс. тонн, до 11,4 тыс. тонн, в том числе вылов хамсы – на 0,5 тыс. тонн, до 8,4 тыс. тонн.

В Каспийском бассейне было добыто 0,2 тыс. тонн рыбы (кильки), что соответствует прошлогоднему показателю.

Улов российских рыбаков в зонах иностранных государств сократился на 3,8 тыс. тонн, до 33,4 тыс. тонн, в конвенционных районах и открытой части Мирового океана – на 1,6 тыс. тонн, до 1,6 тыс. тонн.

В 2015 году российские рыбаки нарастили вылов рыбы на 4,5%, до 4,4 млн тонн, что стало максимальным показателем за последние 15 лет.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Белозеров: В случае приватизации РЖД целесообразно продавать не более 5% акций

В случае принятия решения о приватизации ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) целесообразно продавать не более 5% акций компании, заявил журналистам президент РЖД Олег Белозеров.

«Если рассматривать приватизацию, то наверное не более 5%», – сказал он.

«Сроки (приватизации) не определены, потому что есть вопросы, на которые пока нет ответов. Как вы знаете, мы финансируемся из бюджета, все наши стройки – соответственно, любой инвестор, который придет – мы будем размывать его долю. Мы понимаем, что, наверное, это инвесторам не очень понравится, поэтому есть такие вопросы, на которые мы пока не знаем ответов», – отметил глава РЖД.

По словам Белозерова, РЖД будут прорабатывать вопрос о приватизации в течение года.

«Сейчас в течение года нужно готовить. Нас никто не заставляет быстро приватизироваться, нам нужно еще раз осмыслить: время – не время, можем – не можем», – сказал президент РЖД.

 

Для возврата грузов на РЖД чиновники предлагают привязать тариф к экспортной цене товара и увеличить скидки на коротких маршрутах

Идея привязать тарифы на железнодорожную перевозку экспортных грузов к их цене на FOB была высказана 4 февраля на совещании межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича.

Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на источники. Идея, со слов источников, принадлежит Федеральной антимонопольной службе (ФАС).

Днем позже в РЖД прошло совещание, где представители монополии выдвинули похожую идею - подумать о привязке тарифа к экспортной цене груза для повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта и привлечения дополнительных грузов. За основу компания предлагает брать среднюю цену товара на бирже той страны, куда отправляется товар. Конкретной формулы пока нет.

Еще одно предложение ФАС, о котором говорят собеседники издания, сводится к отмене регулирования железнодорожного тарифа на коротких маршрутах, где доминирует другой вид транспорта. При этом, сама монополия рассматривает возможность не свободного ценообразования на коротком плече, а предоставления грузоотправителям скидки до 55%. Кроме того, РЖД хотела бы расширить границы тарифного коридора на коротких расстояниях – до 3000 км. Речь идет, по информации собеседника «Ведомостей» в РЖД, о повышении максимально возможной скидки в пределах тарифного коридора до 25% (сейчас максимум – 12,8%). Еще в декабре 2015 г. это решение одобрила ФАС: повышение скидки, объяснял советник руководителя службы Павел Шпилевой, вернет на сеть высокодоходные грузы.

По мнению экспертов, привязать экспортный тариф к биржевой цене можно только для очень ограниченного круга товаров: биржевая цена часто может значительно отличаться от реальных контрактных цен, повышение тарифа из-за роста биржевых котировок поставит грузоотправителей в сложное положение и ухудшит экономику долгосрочных контрактов. Кроме того, плавающая ставка и высокая волатильность сделают транспортные расходы непрогнозируемыми, так что, заключая долгосрочные контракты, грузовладелец может предпочесть другие виды транспорта с более предсказуемой тарифной политикой.

Есть риски и при ориентации на цену FOB, отмечают эксперты: например, грузоотправители (зачастую сами владеющие терминалами и трейдинговыми компаниями) могут начать целенаправленно занижать цены.

Стоимость груза в рублях не всегда показательна, предупреждает представитель «Русала». Большинство экспортных товаров из-за девальвации подорожали в рублях, но это сопровождалось падением их экспортной цены и существенным сокращением внутреннего рынка. Снижение предельной скидки до 25% он также считает опасным: тогда пределы колебания тарифа будут составлять около 40% (от -25 до +13,4%) и затраты станут непредсказуемыми. Тарифы на доставку разных грузов и сейчас различаются более чем в 2,5 раза, а так разница будет достигать 4 раз, замечает представитель «Русала». Дать большую скидку на коротком расстоянии – значит еще и поставить производителей одних регионов России в более выгодное положение, чем других: например, этой скидкой не смогут воспользоваться предприятия Сибири, предупреждает представитель «Русала». Возражает он и против отмены тарифного регулирования на коротких маршрутах: есть предприятия, для которых даже на таких участках нет альтернатив железной дороге.

 

ФАС подготовила проект приказа о снижении грузового тарифа РЖД до «минус 25%» на расстояниях до 3000 км

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ подготовила проект приказа об изменении нижних границ «ценового коридора» до «минус 25%» для грузовых перевозок на поясах дальности до 3000 км.

Соответствующий документ размещен на едином портале раскрытия информации для публичного обсуждения, которое продлится до 24 февраля 2016 года.

Законопроект предусматривает «снижение уровня тарифов для стимулирования роста объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом и обеспечения конкурентоспособности железнодорожного транспорта».

Ранее ФАС одобрила установление грузового тарифа РЖД на 2016 год на уровне 9% с изменением тарифного коридора – понижением его нижней границы до минус 25%. До этого максимальный размер скидки к тарифу составлял 12,8%. При этом уровень максимальной надбавки остался на прежнем уровне 13,4%.

РЖД с начала 2013 года могут самостоятельно применять повышающие и понижающие коэффициенты к базовым тарифам на перевозку отдельных видов грузов по некоторым направлениям в установленных ФСТ пределах.

С августа 2014 года 13,4-процентная надбавка начала действовать для экспортных перевозок нефти и нефтепродуктов. 24 декабря 2014 года РЖД распространили ее действие на экспорт зерна, а 27 декабря - на все грузы. При этом в феврале 2015 года РЖД снизили надбавку на экспорт энергетического угля с 13,4% до 1,3%, а в июне – снизили тариф на экспортные перевозки железной руды через порт Мурманск на 21,5%.

С января 2016 года РЖД снизили экспортные надбавки на перевозку черных металлов на 11,8-12,8%. Таким образом, учитывая действовавшую ранее надбавку в размере 13,4%, в итоге надбавка снижена практически до нуля. Коэффициенты действуют по 31 марта 2016 года включительно.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ