Бюллетень новостей №2 (160) с 16 по 22 января 2016 - Морские вести России

Бюллетень новостей №2 (160) с 16 по 22 января 2016

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Д. Рогозин: Новая редакция госпрограммы по развитию Арктики не имеет конкретики

В рамках V Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», который состоялся 7-8 декабря 2015 г. в Санкт-Петербурге, прошло совместное заседание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, сообщает ИА «Морвести.Ру».

Первым вопросом повестки дня стало обсуждение хода реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике. Вице-премьер и председатель Морской коллегии Дмитрий Рогозин выразил свое недовольство по поводу работы Минэкономразвития, которое назначено ответственным за арктическую госпрограмму.

«Финансирование выделено только на отдельные мероприятия. И что получили на выходе? Просто перечень мероприятий. Фактически вся ревизия свелась к статистическому срезу мероприятий, которые содержатся в отраслевых госпрограммах. При этом информация об их действительной реализации также отсутствует. На такой анализ опереться невозможно, это пустая трата времени и бумаги», – сказал вице-премьер.

«В итоге проект новой редакции государственной программы (политики РФ Арктике – ИА «Морвести.Ру») не носит конкретного характера, это просто говорильня, положенная на бумагу. Следовательно, констатирую, что к разработке проекта государственной программы для одного из наиболее важных в государственной политике на сегодняшний день макрорегиона подошли формально. Представили ведомству предложения – и хорошо, баба с возу – кобыле легче. Но Арктика – это не баба, а минэкономразвития – это не кобыла», – веско подчеркнул Дмитрий Рогозин.

«Считаю, что министерство, определенное правительством Российской Федерации ответственным исполнителем государственной программы должно занимать более активную позицию и впрячься наконец в арктическую работу, а не отмораживаться.

Ответственность за ненадлежащее выполнение поручения в данном случае возложено не только на министерство экономического развития. Почему отраслевые министерства тоже отлежались в стороне? Получается, что в Арктике все прекрасно работает и развивается? И дополнительные мероприятия не требуются, персональной ответственности якобы не требуется. Коллеги, так дело дальше не пойдет. Либо мне придется докладывать итоги вашей коллективной работы, а точнее, ее отсутствия, президенту Российской Федерации, либо вы в ближайшее время исправите свои огрехи», – заключил руководитель Морской коллегии.

 

Вице-губернатор: Банк реконструкции и развития Арктики следует разместить в Санкт-Петербурге

Банк реконструкции и развития Арктики, проект создания которого выдвинула Арктическая общественная академия наук, целесообразно разместить в Санкт-Петербурге. Об этом заявил вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Албин, выступая на V международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», который прошел 7-8 декабря 2015 г. в Санкт-Петербурге, передает ИА «Морвести.Ру».

«Активное участие Санкт-Петербурга в решении проблем освоения Арктики обусловлено целым набором факторов, – сказал вице-губернатор в своем выступлении. – В северной столице сосредоточен значительный научный, технологический и образовательный потенциал арктического направления. У нас имеются многолетние традиции духовных и производственных связей с северными регионами России и всего мира. Потенциал Санкт-Петербурга может стать крепкой основой для создаваемой в нашей стране арктической организации и ее системообразующего ядра – центра управления арктической зоной РФ. Мы считаем, что давно обсуждаемый проект создания банка реконструкции Арктики целесообразно разместить именно в Санкт-Петербурге. Это позволит реализовать национальную инновационную политику в федеральном и международном масштабах по отношению к северным территориям».

«Несколько лет назад, по инициативе Валентины Матвиенко, ныне спикера Совета Федерации, в Санкт-Петербурге проводится Международный экологический конгресс. Город выступает площадкой для обсуждения и формирования международной системы экологической безопасности. Вопросы экологии очень актуальны для арктических территорий. При безответственном отношении к вопросам экологии, мы вместо глобальных преимуществ от использования ресурсов макрорегиона можем получить глобальные проблемы. Освоение Арктики должно происходить только на основе современных технологий, способных не нарушать, а сохранять природную гармонию», – добавил Юрий Албин.

 

ЭКОНОМИКА

ОПЕК пересмотрела прогноз по добыче нефти в России в 2016 году

ОПЕК пересмотрела прогноз по добыче нефти в России в 2016 году в сторону увеличения. Организация ожидает повышения добычи нефти в России в среднем до 10,74 млн баррелей в сутки в 2016 году.

В первом квартале, согласно прогнозу, добыча ожидается на уровне 10,79 млн баррелей в сутки, во втором – 10,71 млн баррелей в сутки, в третьем – 10,69 млн баррелей в сутки, в четвертом – 10,77 млн баррелей в сутки.

В декабрьском отчете ОПЕК прогнозировала снижение добычи нефти в России в 2016 году до 10,6 млн баррелей в сутки.

По итогам 2015 года совокупный уровень спроса на нефть в мире составил в среднем 92,92 млн баррелей в сутки, что на 1,54 млн баррелей или 1,68% превышает результат 2014 года, следует из доклада ОПЕК. По сравнению с предыдущей версией документа, оценка среднесуточного спроса в 2015 году увеличилась на 10 тыс. баррелей.

В 2016 году эксперты ОПЕК ожидают увеличения мирового спроса на нефть еще на 1,36% или 1,26 млн баррелей в сутки. В результате среднесуточный мировой спрос должен достигнуть уровня в 94,17 млн баррелей, что примерно на 40 тыс. баррелей больше, чем ожидалось ранее.

При этом в течение года мировой спрос на нефть будет расти – с 93,3 млн баррелей в первом квартале до 95,17 млн баррелей в четвертом квартале.

 

Профицит внешней торговли России за 11 месяцев снизился на 23,1% до $135,3 млрд

Профицит торгового баланса РФ за январь-ноябрь 2015 г. составил 135,282 млрд долларов. Такие данные опубликованы на сайте ЦБ РФ.

По сравнению с показателем за аналогичный период 2014 г. профицит торгового баланса РФ за январь-ноябрь 2015 г. снизился на 23,1%.

 

Дворкович рассчитывает, что АБИИ выдаст первые кредиты в течение полугода

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) может выдать первые кредиты в течение ближайших шести месяцев, заявил вице- премьер РФ Аркадий Дворкович на Азиатском финансовом форуме в Гонконге.

«Надеюсь, что совет директоров АБИИ обсудит сегодня политику банка, и надеюсь, что первые кредиты будут выданы банком в ближайшие шесть месяцев», – сказал он.

Дворкович подчеркнул, что Россия поддерживает деятельность АБИИ, и выразил уверенность, что работа банка сможет дополнить деятельность действующих финансовых институтов.

У банка уже есть проекты, которые охватывают весь азиатский регион и позволят развивать инфраструктуру в регионе», - добавил вице-премьер, напомнив, что в прошлом году был создан Новый банк БРИКС, и совместно с АБИИ два финансовых института будут способствовать развитию азиатского региона.

Кроме того, по словам Дворковича, на будущее развитие торговых путей между азиатскими и европейскими странами существенно повлияет Северный морской путь. «Но для этого необходимо развивать инвестиции в инфраструктуру», – подчеркнул вице-премьер.

По его словам, российская сторона будет призывать своих партнеров и банки участвовать в проектах по развитию азиатского региона.

 

Первая партия российской нефти отгружена в США после четырехлетнего перерыва

Швейцарская трейдинговая компания Glencore продала 100 тыс. тонн российской нефти марки Urals американской компании Chevron для поставки в США.

Это первая поставка российской нефти в США после четырехлетнего перерыва. Об этом сообщает агентство Рейтер со ссылкой на нефтетрейдеров.

По данным агентства, нефть была отгружена из порта в Приморье 16-17 января и будет доставлена в один из терминалов на побережье Мексиканского залива.

В сообщении также отмечается, что Glencore приобрела нефть у «Роснефти», однако представитель российской компании отказался прокомментировать данную информацию.

Ранее исследовательский центр JBC назвал возобновление поставок российской нефти Urals в США экономически целесообразным.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

СП DP World и РФПИ может профинансировать проекты Тамани и Северного морского пути

Совместное предприятие одного из ведущих портовых операторов мира DP World и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) может принять участие в развитии порта Тамань и Северного морского пути, сообщил журналистам глава РФПИ Кирилл Дмитриев.

«Сделки (по развитию инфраструктуры в конкретных портах – прим.) будут в ближайшее время. Более того, мы подтверждаем нашу совместную заинтересованность в порт Тамань, – сказал Дмитриев. – Мы считаем, что будем активно участвовать в развитии инфраструктуры Северного морского пути, применяя самые современные технологии».

По его словам, новому совместному предприятию, созданному для инвестирования в портовую инфраструктуру РФ, интересны все портовые проекты.

«У нас уже есть три сделки по портам, по которым мы находимся в процессе финализирования. Могут быть и новые порты, в том числе, мы активно смотрим на возможность развития порта Тамань. В широком смысле (сделка будет касаться - прим.) – это порты на Дальнем Востоке, во Владивостоке, на Черном море и север России», – сказал Дмитриев.

Сегодня РФПИ и DP World подписали соглашение об инвестициях в портовую инфраструктуру РФ через создание совместного предприятия. Доля РФПИ в создаваемой компании DP World Russia составит 20%, в то время как DP World будет принадлежать 80%. DP World Russia сфокусирует свою инвестиционную деятельность на морских портах и транспортно-логистических терминалах в разных регионах России.

Капитал предприятия оценивается в 2 млрд долларов, из которых 400 млн долларов – вклад РФПИ. «В наши 20% зайдут и наши соинвесторы с Ближнего Востока - фонды Эмиратов и ближневосточных стран», – пояснил глава РФПИ.

DP World обладает портфелем из более чем 65 морских терминалов, расположенных на шести континентах, включая строящиеся терминалы в Индии, Африке. Европе и Ближнем Востоке.

Проект создания сухогрузного района морского порта Тамань является стратегическим для России. Он включен в «Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 г.» и частично финансируется за счет Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2020)».

Северный морской путь (СМП) - судоходный маршрут, главная морская коммуникация в российской Арктике. СМП проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно- Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяет европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Как сообщал глава Минвостокразвития Александр Галушка, финансово- экономическая модель развития Северного морского пути будет разработана до июля 2016 г.

 

Группа «Сумма» может расширить представительство в совете директоров ДВМП

Совет директоров ОАО «ДВМП» (головная компания транспортной группы FESCO) выдвинул кандидатов в новый совет директоров. Об этом говорится в материалах компании.

В совет выдвигается 9 человек, 5 из них сохраняются из действующего состава, это председатель совета директоров группы «Сумма» Зиявутдин Магомедов, партнер инвестиционного фонда TPG Capita Клайв Боуд, член совета директоров Новороссийского морского торгового порта (НМТП, группа «Сумма» также является одним из акционеров порта) Марат Шайдаев, президент группы «Сумма» Владимир Каяшев и глава московского филиала инвестиционного фонда TPG Capital Дмитрий Швец.

Еще 4 человека – партнер инвестиционного фонда East Capital Якоб Грапенгейссер, экс-директор фонда «Эффективное управление» Наталья Изосимова, вице-президент по правовым и корпоративным вопросам FESCO Дмитрий Шохин и генеральный директор ЗАО «УК Уралсиб» Андрей Успенский - могут выйти из состава совета.

Их могут сменить Вячеслав Бакаев (вице-президент по взаимодействию с госорганами группы «Сумма»), Артур Борцов (в прошлом глава Gefco в России), Лейла Мамедзаде (бывший вице-президент по управлению активами группы «Сумма») и Александр Потапушин (независимый директор в совете директоров ПАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов, НКХП, также актив группы «сумма»).

Таким образом, группа «Сумма» может расширить свое присутствие в совете директоров ДВМП до 6 человек с 3.

При этом из состава совета может выйти один из представителей акционеров ДВМП - инвестфонд East Capital.

Собрание акционеров, на котором будет определен новый состав совета директоров, состоится 12 февраля.

 

Грузооборот «ДелоПортс» в 2015 году сократился на 15% до 5,5 млн тонн

Консолидированный грузооборот «ДелоПортс» в 2015 году сократился на 15% к 2014 году и составил 5,472 млн тонн, сообщает пресс-служба компании.

За год перевалка контейнерных грузов упала на 23% до 203 тыс. TEU, в тоннах - на 18% до 1,994 млн тонн.

Объем перевалки зерна на КСК в 2015 году сохранился на прежнем уровне. Зерновой терминал перевалил 2,811 млн тонн зерновых грузов (-1% по сравнению с 2014 годом).

Объем перевалки генеральных грузов по итогам года сократился на 4% по сравнению с 2014 годом и составил 260 тыс. тонн.

Перевалка Ro-Ro грузов на терминалах «ДелоПортс» сократился до 406,89 тыс. тонн в результате сокращения импорта (-55% по сравнению с 2014 годом). В штучном эквиваленте Ro-Ro грузы упали на 59% и составили 24 тыс. единиц.

Объем продаж бункерного топлива в 2015 году сократился на 33% относительно прошлого года и составил 98 тыс. тонн.

ООО «ДелоПортс» – один из крупнейших стивидорных холдингов России, объединяющий активы группы компаний «Дело» в зерновом и контейнерном сегментах, а также в сегменте бункеровки судов. Грузооборот «ДелоПортс» в 2014 году составил 6,5 млн тонн, консолидированная выручка - 198 млн долларов, EBITDA - 100 млн долларов, рентабельность по EBITDA – 51%.

 

Prisco подала иск о признании банкротом

Primorsk International Shipping Ltd (офшорная компания-судовладелец, которой принадлежит флот Приморского морского пароходства, Prisco) подала иск в суд южного округа Нью-Йорка о признании компании банкротом согласно 11 главе кодекса.

На протяжении последнего года Prisco вела переговоры с держателями облигаций об обмене долговых обязательств на акции. Держатели облигаций отказались от предложенных условий и потребовали незамедлительного возврата долга в сумме 262,2 млн долларов США. Банковский счет компании в Лондоне был арестован на прошлой неделе, что привело к подаче иска о защите в суд.

Prisco приняла решение о масштабном расширении флота за полтора года до обвала мировых финансовых рынков в 2008 году, и с 2010 года распродавала свои суда, чтобы обслуживать долги.

В соответствии с главой 11 кодекса о банкротстве компания предлагает реструктуризацию, которая предусматривает обмен всех непогашенных долговых обязательств на 75% акций реструктурированной компании. Менеджмент и существующие владельцы получат 25% компании.

Prisco принадлежит Apington Investments Ltd., зарегистрированной на Британских Виргинских островах, которая контролируется Александром Кириличевым. Флот компании на сегодняшний день составляет 9 танкеров ледового класса.

Компании холдинга PRISCO, зарегистрированные в Сингапуре и Находке, не подавали на банкротство.

 

Mercator продает балкерный бизнес

Индийская группа Mercator Ltd объявила о решении продать сингапурский балкерный бизнес - Mercator Lines (Singapore) Ltd, сообщает индийское новостное агентство Livemint.

Совет директоров группы утвердил решение о продаже Mercator Lines на заседании в субботу.

Балкерный бизнес наиболее пострадал от кризиса в судоходной отрасли, Baltic Dry Index - ключевой индекс, отражающий динамику ставок на суда, перевозящие навалочные грузы – снизился до рекордно низкого уровня 373 пункта по состоянию на 15 января, без надежды на восстановление в ближайшее время.

Долги сингапурского подразделения Mercator на сегодняшний день оцениваются в 10 млрд рупий (150 млн долларов США), компания получила убыток 4,24 млрд рупий по итогам финансового 2013 года, 1,4 млрд рупий – 2014 финансового года, 7,68 млрд рупий – 2015 финансового года, и 1,36 млрд рупий за первые шесть месяцев текущего финансового года.

Все другие операционные подразделения Mercator, в том числе, компания, оказывающая услуги по дноуглублению, оператор танкерного флота, логистический оператор и др. работают удовлетворительно.

Объем индийского экспорта в декабре 2015 сократился 13-й месяц подряд из-за ослабления мирового спроса.

По данным министерства торговли, экспорт в прошлом месяце сократился на 14,75% до 22,3 млрд долларов США, импорт - на 3,9% до 33,9 млрд долларов.

По предварительным данным за 2015 год объем экспорта Индии сократился на 13% и составил 270 млрд долларов США.

 

СУДОХОДСТВО

Baltic Dry Index продолжает стремительно падать

Baltic Dry Index – клююючевой индекс, отражающий динамику ставок на суда, перевозящие навалочные грузы – продолжает стремительно падать и достиг по состоянию на 19 января отметки 363 пункта.

Индекс, ежедневно рассчитываемый Балтийской Биржей (Baltic Exchange), непрерывно снижался с 24 декабря прошлого года и за этот период потерял 115 пунктов или около 24%.

Наиболее сильно под влиянием снижающегося спроса в Китае падают ставки на суда в сегменте Capesize (дедвейтом 150 тыс. тонн): индекс снизился на 12 пунктов до 185 пунктов, средняя доходность судна упала до 2 662 долларов в день.

Индекс для судов Panamax (дедвейтом 65 тыс. тонн) снизился на 6 пунктов до 369 пунктов. Средняя доходность судна упала до 2 952 долларов в день.

 

Растущий трафик Суэцкого канала не обеспечил увеличение дохода Египта в 2015 году

Доход Египта от эксплуатации Суэцкого канала в 2015 году составил 5,17 млрд долларов, что на 5,3% ниже результатов 2014 года, когда в египетскую казну поступило 5,46 млрд долларов.

За год по каналу прошло 17,483 тыс. различных судов; в 2014 – 17,148 тыс. судов.

Суэцкий канал является одним из крупнейших источников поступления иностранной валюты в Египет. Международные резервы страны на конец прошлого месяца составили 16,4 млрд, что почти на 50% ниже 2011 года.

В августе прошлого года состоялась торжественная церемония завершения реконструкции собственно Суэцкого канала. Строительство второго русла протяженностью 35 км, расширение и углубление действующего канала на протяжении 37 км были предприняты с тем, чтобы обеспечить одновременный проход для встречных судов. Строительство заняло порядка 10 месяцев и обошлось в 8,4 млрд долларов США. Реконструкция позволила удвоить пропускную способность канала с 49 до 97 судов в день.

Каир рассчитывает, что с введением в строй второй очереди выручка от эксплуатации всего комплекса Суэцкого канала к 2023 году превысит 13 млрд долларов.

 

Глава Maersk сообщил об улучшении ситуации на рынке контейнерных перевозок с начала 2016 года

Рынок контейнерных перевозок чувствует себя заметно лучше в начавшемся году, по сравнению с прошлым годом, в течение которого вялый рост сочетался со значительным переизбытком предложения на рынке.

Об этом сообщил в интервью Bloomberg в Давосе генеральный директор AP Moeller-Maersk A/S Нильс Смедегаард Андерсен.

«В начале этого года, все выглядит немного лучше, – отметил глава Maersk. – Мы полагаем, что рынок перевозок из Азии в Европу будет развиваться лучше в этом году».

Хотя переизбыток мощностей, по-прежнему, является острой проблемой, ситуация со спросом выглядит лучше, отметил Андерсен.

Выступая на Давосском экономическом форуме, Андерсен выразил уверенность в том, что экономика Европы возобновит рост в начавшемся году при поддержке курса евро и низких цен на энергоносители, которые должны подстегнуть потребление.

 

Волжское пароходство из-за маловодья в навигацию 2015 года снизило перевозку грузов на 11%

По итогам грузовой навигации 2015 года судами судоходной компании «Волжское пароходство» перевезено 5,6 млн тонн грузов, что меньше показателя прошлого года на 11%. Грузооборот составил 5,3 млрд тонно-км (-28%).

Навигация продолжалась 240 дней с 25 марта по 20 ноября – на 11 дней короче, чем в 2014 году, сообщила пресс-служба судоходной компании.

Как отмечается в сообщении, основной причиной снижения показателей деятельности компании второй год подряд является ситуация аномального маловодья на внутренних водных путях России. В 2015 году к мелководью Волги в районе Городца и Балахны добавились проблемы с глубинами на Дону. По причине маловодья снизились перевозки металла из Тольятти, строительных материалов из Череповца в речные порты Волги. Общие потери Волжского пароходства из-за аномальной маловодности в навигацию 2015 года составили 0,57 млн тонн грузов.

Также указывается, что на показатели работы влияние оказала экономическая ситуация: падение сырьевых рынков, спад промышленного производства, экономические санкции и девальвация рубля. Совокупность негативных факторов привела к снижению экспортных перевозок на 19% до 3,2 млн тонн.

Тем не менее, падение объемов экспортных грузов компенсировал небольшой рост внутрироссийских грузов. В целом, по внутренним перевозкам произошло увеличение объемов на 3% до 2,4 млн тонн.

Основными точками роста в навигацию 2015 года стали внутрироссийские перевозки щебня из карьеров Ладожского и Онежского озер и экспортные перевозки зерна в направлении порта Кавказ. Судами Волжского пароходства перевезено 1,1 млн тонн щебня из Карелии, в 2 раза больше чем в 2014 году, объем перевозок зерновых грузов увеличился на 80% до 2 млн тонн.

Новые теплоходы RSD44 выполнили 39% всех экспортных перевозок. Суда работали, в основном, в Южном бассейне на экспортных перевозках зерна, серы, угля. Всего теплоходами проекта RSD44 перевезено 1,3 млн тонн грузов, на 23% больше, чем в навигацию 2014 года.

В навигацию 2015 года работали 87 теплоходов грузового, буксирного флота и 73 несамоходные сухогрузные секции Волжского пароходства.

 

Лоцманские службы ФГУП «Росморпорт» осуществили более 120 тысяч проводок судов в 2015 году

По итогам 2015 года количество лоцманских операций ФГУП «Росморпорт» по сравнению с 2014 годом возросло и составило более 120 тыс. проводок за год.

Крупнейшая в России лоцманская служба ФГУП «Росморпорт» предоставляет лоцманские услуги в 54 морских портах страны. Численность лоцманов предприятия превышает 600 человек, которые круглосуточно обеспечивают лоцманские проводки более 70 % судов, заходящих в морские порты страны. Начиная с 1 июня 2015 года, лоцманы предприятия приступили к оказанию лоцманских услуг в морском терминале Северо-Курильск морского порта Невельск, где за период навигации было выполнено 350 проводок.

Лоцманы предприятия проходят профессиональную подготовку в ведущих морских учебных заведениях страны и за рубежом в соответствии с требованиями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, Положения о морских лоцманах Российской Федерации и рекомендаций резолюции ИМО 960(23) от 05.12.2003.

Для организации лоцманских проводок крупнотоннажных судов в строящемся морском порту Сабетта в 2015 году оперативно проведен полный курс подготовки 4-х лоцманов Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» с последующей аттестацией и получением удостоверений. В период навигации 2015 года в акватории строящегося порта было выполнено более 300 лоцманских проводок.

Кроме того, в Архангельском филиале прошли подготовку и аттестацию еще 5 ледовых лоцманов, которые в октябре 2015 года успешно выполнили первые ледовые лоцманские проводки караванов судов в акватории Северного морского пути на маршруте морской порт Сабетта – морской порт Мурманск.

 

Со дна Волго-Каспийского канала поднимут 6 млн куб. м ила для бесперебойного судоходства

Со дна Волго-Каспийского канала в 2016 году планируется поднять почти 6 млн кубометров ила в рамках дноуглубления. Это позволит обеспечить бесперебойное судоходство по каналу, несмотря на падение в нем уровня воды, сообщил руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Каспийского моря» Магомед Абдулатипов.

«Планируем, что начало работ будет в традиционное для нас время - в начале апреля. Объем работ ожидается большой – в районе 6 млн кубов, это больше, чем в прошлом году. Цель - обеспечить судоходство по Волго-Каспийскому каналу, несмотря на падение уровня воды», - сказал Абдулатипов, не уточнив, сколько средств на это потребуется.

По данным пресс-службы губернатора региона, в сравнении с прошлым годом со дна Волго-Каспийского канала поднимут в полтора раза больше ила. Абдулатипов подчеркнул, что будут работать от 6 до 8 земснарядов, при этом работу организуют таким образом, чтобы дноуглубление не стало помехой для судоходства.

Губернатор региона Александр Жилкин, который побывал в «Администрации морских портов Каспийского моря», подчеркнул, что все вопросы по финансированию дноуглубительных работ на федеральном уровне решены. Их важность продиктована, в первую очередь, увеличением пропускной способности канала.

«Санкции по Ирану снимаются, и мы ждем активизацию товарооборота с нашим прикаспийским соседом по всей номенклатуре товаров. Кроме того, такое масштабное дноуглубление позволит при всей проблеме природного характера (маловодье - прим. ТАСС) проходить по каналу судам с большей загрузкой и крупногабаритным грузам для освоения шельфа компании «Лукойл», – отметил Жилкин.

По данным «Администрации морских портов Каспийского моря», в прошлом году грузооборот с Ираном немного увеличился в сравнении с 2014 годом и составил около 3 млн тонн груза.

Волго-Каспийский морской судоходный канал (ВКМСК) является одним из старейших и самым протяженным в России – его длина 188 км. Канал является главным водным путем, соединяющим порт Астрахань с Каспийским морем. Критически малая глубина, связанная, в том числе, с маловодьем, приводит к сложным условиям проводки судов, зачастую вынуждая прекращать движение и простаивать до нескольких суток. Кроме того, низкий уровень воды создает проблемы при транспортировке на шельфовые нефтяные месторождения «Лукойла» крупногабаритных объектов, строящихся на астраханских верфях.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

По проектам Морского инженерного бюро в 2015 году построено 20 новых судов

За 2015 год по проектам Морского инженерного бюро было построено и сдано в эксплуатацию 20 новых судов

Среди них – 10 танкеров, 3 комбинированных судна, 2 многоцелевых судна-спасателя ледокольного типа мощностью 7 МВт с ледовой категорией Icebreaker 6, 2 речных экологических судна-танкера, многоцелевое спасательное судно мощностью 4 МВт с ледовой категорией Arc 5, речной плавучий причал-вертолетная площадка, морской плавучий причал.

Суммарный дедвейт сданных судов составил 92,5 тыс. тонн:

2 многофункциональных аварийно-спасательных судна-ледокола мощностью 7 МВт с ледовой категорией Icebreaker 6 проекта MPSV06 («Нордик Ярдс Висмар ГмбХ», Висмар, Германия);

1 многофункциональное аварийно-спасательное судно мощностью 4 МВт с ледовой категорией Arc 5 проекта MPSV07 (Невский судостроительно-судоремонтный завод, Шлиссельбург);

7 танкеров-продуктовозов-химовозов проекта RST22M для группы компаний «Палмали» (Мальта);

3 уникальных комбинированных танкера-площадки с рекордным дедвейтом 5745 тонн в реке проекта RST54 типа «Балт Флот» (Окская судоверфь, Навашино);

3 «сверхполных» танкера-продуктовоза-химовоза проекта RST27 (Красное Сормово, Нижний Новгород);

2 речных экологических судна-танкера проекта RT29 (Сосновский судостроительный завод);

1 речной плавучий причал-вертолетная площадка проекта RHP01 (Невский судостроительно-судоремонтный завод, Шлиссельбург);

1 морской плавучий причал проекта SB02 (Нижегородский теплоход, Бор).

 

До 2020 года для ВМФ РФ модернизируют около 10 атомных подлодок

До 2020 года на ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» (Северодвинск) и ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» (Приморье) для ВМФ РФ модернизируют около 10 атомных подводных лодок проектов 971 и 949, сообщил заместитель главкома ВМФ Александр Федотенков.

«В результате мы получим серьезную обновленную группировку атомных многоцелевых подводных лодок, которым предстоит нести службу в составе подводных сил Северного и Тихоокеанского флотов», – сказал заместитель главкома.

По словам Федотенкова, модернизированные подлодки будут оснащены более современными системами жизнеобеспечения, гидроакустическими и навигационными комплексами, системами управления и связи.

Предполагается, что в результате обновления срок службы лодок проектов 971 и 949 увеличиться практически вдвое.

Кроме того, в 2016 году на заводе «Звезда» будут завершены ремонт и модернизация атомных подводных лодок «Рязань» (проект 677) и «Кузбасс» (проект 971), на Амурском заводе будет отремонтирована дизель-электрическая подводная лодка проекта 877, а на «Звездочке» – будет завершена модернизация атомной подлодки «Орел» (проект 949).

По словам заместителя главкома, все эти корабли будут возвращены в состав ВМФ РФ в 2016 году.

 

ВСЗ подписал соглашение о строительстве траулеров нового поколения

20 января, Выборгский судостроительный завод, входящий в состав Объединённой судостроительной корпорации, подписал соглашение о сотрудничестве с Архангельским траловым флотом.

По условиям подписанного документа компании планируют реализацию проекта строительства и ввода в эксплуатацию серии рыболовных морозильных траулеров нового поколения. Траулеры будут предназначены для лова донных пород рыб. Предполагается, что серия из четырех судов будет построена на ВСЗ «под ключ» и передана Архангельскому траловому флоту в 2018-2019 гг. Подписание данного соглашения и совместное сотрудничество ВСЗ и АТФ позволит обновить и вывести на новый уровень рыбодобывающий флот в России, а также поддержать появление новых компетенций у отечественной судостроительной индустрии. 

 

Енисейское пароходство проведет в этом году самый масштабный за 5 лет ремонт флота

Енисейское речное пароходство (ЕРП) проведет самый большой ремонт судов за пять лет в ходе подготовки к навигации 2016 года, сообщила пресс-служба ЕРП.

«Корпусной ремонт с очередным освидетельствованием запланирован на 29 единицах флота, в том числе на 18 – ремонт рулевого комплекса. Такие большие объемы ремонта бывают раз в пять лет», – говорится в сообщении.

Всего ремонт разной степени сложности, будет проведен на 460 единицах флота ЕРП. Основные работы проходят на Подтесовской и Ермолаевской РЭБ, а также в Красноярском судоремонтном центре.

В декабре 2015 года компания сообщила, что потратит 400 млн рублей. на подготовку к навигации 2016 года В планах – установка дизель-генераторов на теплоходы «Капитан Ильинский», «Капитан Лобастов» и РТ-751, «Лейтенант Филиппов». На теплоходе «Ангара-93» предполагается заменить один главный двигатель и один вспомогательный.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Порты России по итогам 2015 года увеличили грузооборот на 5,7% до 676,7 млн тонн

Грузооборот морских портов России по итогам 2015 года увеличился на 5,7% относительно 2014 года до 676,67 млн тонн, сообщает Ассоциация морских портов России.

Экспортных грузов за отчетный период перевалено 539,1 млн тонн (+7,7%), импортных – 33,3 млн тонн (-23,3%), транзитных – 48,2 млн тонн (+1,2%), каботажных - 56,1 млн тонн (+15,6%).

Перевалка наливных грузов по итогам года увеличилась на 6% до 364,46 млн тонн. В том числе, перевалка сырой нефти составила 202,1 млн тонн (+8%), нефтепродуктов – 146 млн тонн (+3,7%), сжиженного газа – 12,9 млн тонн (+5,1%).

Сухих грузов за отчетный период перевалено 312,21 млн тонн (+5,3%), в том числе: угля – 123,2 млн тонн (+6%), зерна – 34,4 млн тонн (+15,1%), черных металлов – 26,2 млн тонн (+12,2%), грузов на паромах – 21,6 млн тонн (рост в 1,9 раза), минеральных удобрений – 16 млн тонн (+8,8%), руды – 6,7 млн тонн (+10,8%), лесных грузов – 5,3 млн тонн (+10,7%), цветных металлов – 3,5 млн тонн (+10,7%). Объем перевалки грузов в контейнерах сократился на 14,4% до 40,1 млн тонн, металлолома - на 8,8% до 4,2 млн тонн и рефгрузов – на 11,4% до 3,2 млн тонн.

Грузооборот портов Балтийского бассейна увеличился на 3,2% до 230,74 млн тонн, в том числе: наливных грузов перевалено 142,93 млн тонн (+6,9%), сухих – 87,8 млн тонн (-2,2%). Рост перевалки грузов отмечен также в Азово- Черноморском бассейне – на 10,2% до 232,93 млн тонн, Дальневосточном бассейне – на 5,2% до 170,96 млн тонн, Арктическом – на 1,1% до 35,36 млн тонн. Перевалка наливных грузов в данных бассейнах увеличилась на 3,2%, 11,3% и 6,8% соответственно до 134,49, 72,97 и 10,45 млн тонн.

Грузооборот Каспийского бассейна в 2015 году сократился на 15,8% до 6,68 млн тонн. Перевалка сухих грузов сократилась на 13% до 3,06 млн тонн, наливных – на 18% до 3,62 млн тонн.

Доля портов Балтийского бассейна в структуре грузооборота портов РФ составляет 34,1%, Азово-Черноморского бассейна – 34,4%, Дальневосточного – 25,3%.

По итогам 2014 года грузооборот морских портов России (с учетом портов Крыма) достиг 640,31 млн тонн. Перевалка грузов портами Азово-Черноморского бассейна составила 211,34 млн тонн, Балтийского бассейна – 223,5 млн тонн, Дальневосточного – 162,5 млн тонн, Арктического - 35 млн тонн, Каспийского – 7,9 млн тонн.

 

Контейнерооборот портов России по итогам 2015 года сократился на 25,4% до 3,9 млн TEU

Контейнероборот портов России по итогам 2015 года сократился на 25,4% по сравнению с январем-декабрем 2014 года с 5,29 до 3,94 млн TEU, сообщает Ассоциация морских торговых портов РФ.

Темпы падения контейнерооборота РФ по итогам года сократились относительно I полугодия на 0,6 пр.п. с 26% и января-ноября – на 0,7 пр. п. с 26,1%, однако выросли по сравнению с 1 кварталом – на 2,6 пр.п. с 22,8%. На протяжении второго полугодия снижение контейнерооборота не опускалось ниже 26%.

В целом, по итогам года темпы падения варьировались в пределах от -21,7% до -26,2% к 2014 году. Минимальное снижение контейнерооборота было зафиксировано в январе-феврале, максимальное – в январе-июле.

Экспорт контейнеров в 2015 году сократился на 28,4% до 1,65 млн TEU, импорт – на 28,5% до 1,64 млн TEU, транзит – на 35,4% до 66,43 тыс. TEU. Каботаж остался на уровне 2014 года и составил 591,08 тыс. TEU.

Снижение контейнерооборота по итогам года отмечено во всех бассейнах РФ, кроме Арктического, порты которого нарастили перевалку контейнеров на 9,5% до 138,09 тыс. TEU (каботаж увеличился на 18,1% до 130,35 тыс. TEU). Порты Балтийского бассейна сократили перевалку контейнеров на 29,3% до 1,98 млн TEU, Дальневосточного – на 24,2% до 1,22 млн TEU, Азово-Черноморского – на 19,2% до 604 тыс. TEU, Каспийского – на 14,8% до 2,85 тыс. TEU.

Доля перевалки контейнеров портами Балтийского бассейна составила 50,3%, Дальневосточного – 30,8% совокупного контейнерооборота РФ.

По итогам 2014 года контейнерооборот портов России составил 5,28 млн. TEU: экспорт – 2,3 млн TEU, импорт – 2,29 млн TEU, транзит – 100,5 тыс. TEU, каботаж – 586 тыс. TEU.

 

Супертанкер «Умба» поставлен на проектную точку рейда в Кольском заливе

Мурманский филиал ФГУП «Росморпорт» обеспечил лоцманскую проводку и постановку на рейде Кольского залива в районе м. Краснощелье супертанкера «Умба» (флаг – Российская Федерация) дедвейтом свыше 300 тыс. тонн.

В ходе сложной навигационной операции лоцманы Мурманского филиала на первом этапе осуществили лоцманскую проводку судна длиной почти 333 метра и шириной 60 метров от входа в Кольский залив до рейда в районе реки Кулонга, где судно временно встало на якорь для осуществления предусмотренных установленными правилами и законодательством Российской Федерации формальностей, приема на борт снабжения и персонала.

На втором этапе супертанкер осуществил переход до района временного рейдового перегрузочного комплекса, где при координации лоцманов Мурманского филиала и операторов СУДС Кольского залива выполнена его постановка на якорь, позиционирование и крепление якорно-швартовных связей.

Продолжительность всех операций по проводке и постановке судна составила более 16 часов.

Супертанкер «Умба» будет использоваться в Кольском заливе в качестве рейдового перегрузочного комплекса по перевалке нефти. Начало работ по перевалке нефти ожидается уже в январе 2016 года.

 

«Контейнерный терминал Санкт-Петербург» обошел «Петролеспорт» по перевалке контейнеров в 2015 году

ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) по итогам 2015 года обошел вторую крупнейшую компанию Большого порта Санкт-Петербург – ОАО «Петролеспорт» (ПЛП). На протяжении 11 месяцев года КТСП занимал 3 позицию среди компаний порта.

По данным Ассоциации морских торговых портов РФ, контейнерооборот КТСП в 2015 году составил 398,01 тыс. TEU, что на 21,71 тыс. TEU превышает контейнерооборот ПЛП – 376,3 тыс. TEU.

По итогам 11 месяцев КТСП отставал от ПЛП по перевалке контейнеров и лишь в декабре вырвался вперед. В январе- ноябре контейнерооборот ПЛП превышал КТСП на 4,84 тыс. TEU, в январе-сентябре – на 29,78 тыс. TEU, в январе-июне – на 45,02 тыс. TEU.

Темпы падения контейнерооборота ПЛП в течение года стабильно увеличивались к 2014 году с 30,6% по итогам января до 42,8% в январе-декабре. Одновременно с этим, темпы падения КТСП росли лишь до января-марта, после чего стремительно уменьшались. В январе-марте снижение составляло 23,2%, в январе-апреле – 18,3%, январе-июне – 11,4%, январе-сентябре – 7,5%, январе-ноябре – 3,3%. По итогам января-декабря КТСП увеличил контейнерооборот относительно 2014 года на 2,7%.

Перевалка экспортных контейнеров КТСП превысила показатели ПЛП на 8,95 тыс. TEU (груженых увеличилась на 11,25 тыс. TEU, порожних – сократилась на 2,3 тыс. TEU). Импорт контейнеров превысил показатели на 12,76 тыс. TEU (груженый – на 8,3 тыс. TEU, порожний - на 4,46 тыс. TEU).

Как ранее сообщалось, контейнерооборот портов Балтийского бассейна России по итогам 2015 года сократился на 29,3% относительно 2014 года до 1,98 млн TEU. Большой порт Санкт-Петербург сократил перевалку контейнеров на 27,8% до 1,72 млн TEU.

ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» – входит в UCL Port, стивидорный дивизион международной транспортной группы UCL Holding. По итогам 2014 года контейнерооборот компании составил 387,7 тыс. TEU.

ОАО «Петролеспорт» – входит в Global Ports. Контейнерооборот компании по итогам 2014 года составил 657,76 тыс. TEU.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

РЖД подготовило новые правила гибкого тарифного регулирования

ОАО РЖД подготовило предложения по изменению порядка применения скидок и надбавок в рамках «тарифного коридора» – механизма, который позволяет монополии изменять цены в интервале от плюс 13,4% до минус 12,8% (вскоре будет понижен до минус 25%) к установленному регулятором уровню.

Идеи монополии, с которыми удалось ознакомиться «КоммерсантЪ», планировалось обсудить на совещании в ФАС, рассказали два источника среди грузовладельцев, но оно было перенесено.

Среди прочего ОАО РЖД просит права повышать тариф при росте курса иностранных валют к рублю, а также увеличении стоимости перевозимого груза за три месяца не на 20%, как сейчас, а на 10% (в рублях). Предусмотрена и возможность повышения тарифа на участках с дефицитом пропускной способности.

Часть мер направлена на рост конкурентоспособности железных дорог по отношению к альтернативным видам транспорта. Так, предлагается увеличить плечо, на котором предусмотрена дополнительная скидка к минимальному тарифу в 10%, с 1,1 тыс. до 3 тыс. км, и предоставлять крупную скидку (49% к минимальному тарифу) на высококонкурентных рынках – например, на перевозку нефти и нефтепродуктов, контейнеров и контрейлеров. Кроме того, монополия просит ввести «тарифный коридор» на порожний пробег и вагонную составляющую общего парка.

В ОАО РЖД предложения не комментируют.

Новые идеи ОАО РЖД вызвали неоднозначную реакцию как у министерств, так и у грузоотправителей. В Минэкономики «Ъ» подтвердили получение предложений и поддерживают их, но сейчас «предоставление права увеличивать самостоятельно тарифы может быть губительным для экономики». В ФАС ограничились повторением тезиса о «прозрачности и понятности». Источник «Ъ» среди клиентов ОАО РЖД подчеркивает, что учет курса приведет только к повышению транспортных издержек экспортеров.

Эксперты, считают, что рост тарифов на участках с дефицитом пропускной способности, как и введение тарифного коридора для порожних вагонов, несет в себе опасность снижения эффективности управления парком. Принятие всего комплекса предложений, уверен эксперт, приведет только к снижению прозрачности тарифной системы и увеличению рисков дискриминации участников рынка.

 

За три первые недели года погрузка РЖД упала на 7%

РЖД планировала увеличить погрузку в январе на 3% к аналогичному периоду, но вместо этого она пока падает на 7%. По словам Белозерова, сейчас погрузка падает из-за «серьезной валютной волатильности».

«Поскольку в январе объемы перевозок небольшие, любое колебание сразу же дает большую цифру», – объяснил он. Но к концу месяца падение может быть не таким существенным, говорит источник «Ведомостей» в РЖД. Из-за праздников основные январские объемы приходятся на конец месяца, объясняет он.

Похожее снижение погрузки по итогам января фиксирует и один из крупнейших операторов, говорит источник «Ведомостей», близкий к этой компании. По его словам, это связано с тем, что большие объемы грузов компания перевезла в декабре. Ситуация должна стабилизироваться уже в следующем месяце, ожидает он.

РЖД пока не обсуждает корректировку годового плана, сказал представитель монополии. Прогноз на февраль, по его словам, пока не сформирован.

Эксперты считают, что компании ограничивают отгрузку товаров в условиях валютной нестабильности, чтобы минимизировать риски с точки зрения контрактных обязательств. В прошлом году в декабре-январе курс рубля также был очень волатилен, но конъюнктура на мировых рынках была не так плоха, как сейчас, объясняет он. Второй фактор – снижение спроса на внутреннем рынке.

 

Белозеров: ОТЛК может быть сформирована без внесения активов

Объединенная транспортной-логистическая компания (ОТЛК, создана железными дорогами России, Белоруссии и Казахстана) может быть сформирована без внесения активов. Об этом сообщил президент РЖД Олег Белозеров.

«На данный момент мы (с руководством Казахстанских железных дорог - прим. ТАСС) приняли решение о том, чтобы проинформировать наше правительство, переговорить дополнительно с нашими белорусскими коллегами, пояснив эту ситуацию. Там был «тяжелый» вариант (конфигурации ОТЛК – прим.) и «легкий» вариант - мы считаем, что «легкий» вариант более динамичный и в нынешней ситуации даст возможность больших заработков. С объединением активов – тяжелый (вариант – прим.), без активов – легкий. Соответственно, это будет компания, которая будет оперировать транзитным потенциалом», – сказал глава РЖД.

Белозеров напомнил, что РЖД внесли в ОТЛК активы – «ТрансКонтейнер» и «РЖД Логистику». «Соответственно, мы считаем, что их необходимо будет вернуть и оставить всю эту сгруппированную надстройку сверху с функционалом. Для нас как для железных дорог, кто участвовал в объединении, важен дополнительный поток, а для этого нужно большее количество операторов привлекать и не создавать конфликта интересов», – подчеркнул глава РЖД.

По словам Белозерова, создание ОТЛК позволило увеличить объемы перевозки контейнеров в 1,5 раза. Комментируя возможность появления новых участников в периметре ОТЛК, он сказал: «Пока обсуждаем».

«Интеграционный процесс был на пространстве Таможенного союза. Есть вопросы, поскольку появились новые участники, но мы с ними не соединены железными дорогами напрямую», - пояснил он.

Национальные железнодорожные компании России, Белоруссии и Казахстана зарегистрировали ОТЛК 13 ноября 2014 года. Компанию возглавил генеральный директор ПАО «ТрансКонтейнер» Петр Баскаков.

ОТЛК занимается перевозкой контейнерных грузов по территории трех стран, в том числе на транзитных маршрутах между Европой и Азией. Согласно бизнес-плану, общий грузооборот ОТЛК к 2020 году превысит 4 млн TEU.

 

ФАС: Поддержка спроса на грузовые вагоны требует 2-3 млрд руб. субсидий в год

Поддержка спроса на грузовые вагоны требует 2-3 млрд руб. субсидий в год. Такое мнение высказал начальник управления регулирования транспорта ФАС Дмитрий Рутенберг на круглом столе в рамках форума «ОПОРА России».

«На наш взгляд, целесообразно принять меры государственной поддержки, ориентированные на покупателей вагонов, в виде некой утилизационной премии, либо иных аналогичных механизмов, - сказал Рутенберг. – Как мы представляем, потребуются субсидии на сумму в размере примерно 2-3 млрд руб. в год для того, чтобы сбалансировать данную систему (спроса на вагоны - прим.)».

По его словам, субсидирование мер поддержки может потребоваться не только в этом году.

«При восстановлении платежеспособности грузоотправителей, по нашим предварительным оценкам, согласованным с профильными ведомствами, через два-три года данная программа субсидирования может быть отменена», – отметил представитель ФАС.

Запрет эксплуатации грузовых вагонов, срок службы которых продлевается после 1 января 2016 г., вступил в силу с начала года. Запрет не коснется специального железнодорожного подвижного состава, а также цистерн, рефрижераторных вагонов, вагонов-термосов, вагонов-ледников, служебно-технических дизель-электростанций, транспортеров, хопперов-цементовозов.

По оценкам Минтранса, запрет продления позволит отставить от эксплуатации в 2016 г. около 125 тыс. грузовых вагонов.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ