Бюллетень новостей №47 (157) с 12 по 18 декабря 2015 - Морские вести России

Бюллетень новостей №47 (157) с 12 по 18 декабря 2015

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Рогозин поручил внести предложения по модернизации системы пунктов пропуска через границу РФ на СМП

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин раскритиковал степень оснащенности пунктов пропуска через российскую границу на Северном морском пути, и потребовал внести предложения о совершенствовании данной системы.

«Обсуждая перспективные направления развития портовой инфраструктуры в арктической зоне РФ, не стоит забывать о влиянии степени оснащенности пунктов пропуска через госграницу России и системы пропуска через нее на оперативность обработки грузовых потоков, – сказал он на совместном заседании госкомиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при правительстве РФ. – Определенная положительная динамика в этой области безусловно имеется, однако и, как у нас говорится, неиспользованные резервы пока сохраняются».

По словам замглавы кабмина, несмотря на то, что развитие пограничной инфраструктуры пунктов пропуска в арктической зоне отнесено к одному из приоритетов ФЦП «Государственная граница РФ до 2021 года», в ее рамках предусмотрены соответствующие мероприятия только в нескольких пунктах пропуска.

«В то же время, например, в Чукотском автономном округе для захода иностранных судов распоряжением правительства РФ открыты морские порты Анадырь, Беренговский, Провидения, Певек, Эгвекинот, – отметил Рогозин. – В морских портах Певек и Беренговский пункты пропуска через госграницу РФ не функционируют».

Он добавил, что суда заграничного плавания, следующие в эти морские порты, вынуждены оформлять пограничные и таможенные документы в морском порту Провидения, что препятствует свободному движению грузов. Рогозин также добавил, что обустройство морских пунктов пропуска Анадырь и Провидение не отвечают установленным требованиям.

«Таким образом, из пяти открытых морских портов удовлетворительно функционируют более менее только Эгвекинот», - подытожил вице-премьер.

Он подчеркнул, что такая ситуация является барьером на пути движения грузопотоков, тормозит работу участников внешнеэкономической деятельности.

«От этой ситуации страдает в первую очередь бизнес, а конкурентоспособность российской экономики на глазах падает», – подчеркнул зампред правительства. – Прошу проанализировать существующую систему пунктов пропуска через госграницу РФ, расположенных в арктической зоне России, и дать предложения по ее совершенствованию, а также по оптимизации системы государственного контроля в них».

 

Кабмин дополнил таможенную «дорожную карту» мерами по улучшению транспортной системы портов

Правительство России приняло решение о дополнении «дорожной карты» «Совершенствование таможенного администрирования» мерами по улучшению транспортной ситуации в морских портах. Соответствующее постановление опубликовано на сайте кабмина.

План включает 21 мероприятие по оптимизации работы государственных контрольных органов и их взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности и организациями, работающими в морских портах. В частности, предусмотрены меры по внедрению механизма «единого окна», электронного документооборота при проведении пограничного, таможенного и других видов контроля в пунктах пропуска.

Также предусмотрены меры по сокращению количества предоставляемых в государственные контрольные органы документов и сведений при прибытии (убытии) судов и перемещаемых на них грузов, по оптимизации затрат на строительство морских пунктов пропуска в части устранения избыточных требований к проектированию, строительству, реконструкции и техническому оснащению морских пунктов пропуска.

В правительстве считают необходимым продолжить усилия по синхронизации распорядка работы пунктов пропуска и хозяйствующих субъектов, действующих в морских портах, сокращению сроков нахождения товаров в морских портах за счет оптимизации использования ресурсов государственных контрольных органов.

Принятое решение, отметили в правительстве, должно способствовать улучшению инвестиционного климата в России.

 

Трутнев: Правительство РФ подготовит закон, упрощающий круизное судоходство в России

Закон, упрощающий круизное судоходство в России, разработает в течение месяца правительство страны. Закон должен существенно сократить административные барьеры и ввести принцип «одного окна» для туристических компаний.

Об этом сообщил вице-премьер правительства РФ, министр по развитию Дальнего Востока Юрий Трутнев журналистам в Петропавловске-Камчатском.

«Есть необходимость упростить режим захода круизных судов. Необходимо обеспечение возможности получать круизные маршруты на достаточно длительный период, чтобы можно было их планировать. Ну, и взаимодействие всех органов госвласти, чтобы было «одно окно», чтобы туристические компании не бегали по различным организациям для получения разрешений», – сказал Трутнев.

По его словам, сейчас государственное регулирование в этой области осуществляется на основании акта правительства 1991 года. «Я дал поручение в течение месяца закончить работу в правительстве, чтобы этот законопроект можно было вносить в Государственную думу», – сказал вице-премьер.

Он отметил, что инициатором принятия нового законопроекта выступила депутат Госдумы РФ Ирина Яровая.

Губернатор Камчатского края Владимир Илюхин сообщил, что именно из-за административных барьеров в 2015 году сократился заход круизных судов на полуостров. Из 19 запланированных лайнеров в порт Петропавловска-Камчатского пришли всего 13. «К примеру, в 2015 году из запланированных 19 круизных лайнеров Камчатку посетили только 13 – остальные либо не были согласованы органами пограничного контроля, либо отменены организаторами в результате слишком длительных процедур согласования», – сказал глава региона.

Законопроект актеален, как в рамках реализации проекта ТОР власти Камчатки намерены к 2020 году нарастить объем круизных туристов до 220 тысяч человек в год, сейчас эта цифра составляет чуть более 10 тысяч человек ежегодно.

Предполагается, что служба «одного окна» разместится в морском вокзале Петропавловска-Камчатского, строительство которого завершится в 2016 году. В службе прием, оформление и выдачу документов будут осуществлять пограничники, таможня и другие ведомства. «В следующем году заканчиваем строительство морского вокзала. Это позволит создать комфортные условия для пассажиров и откроет новые возможности для круизных программ», – сказал Владимир Илюхин.

В 2014 году услугами местных туристических компаний воспользовались около 23 тысяч жителей края, 24 тысячи наших соотечественников из других регионов России и порядка 14,5 тысяч иностранных туристов. Всего около 60 тысяч человек. Туристический поток в край в 2015 году существенно вырос. За 9 месяцев услугами отрасли воспользовались 66 тысяч человек. В основном, рост туристического потока произошел за счет россиян, в край приехали порядка 30 тысяч российских туристов.

 

Экспортная пошлина на нефть в РФ с 1 января снизится на 17% до $73,3 за тонну

Экспортная пошлина на нефть в РФ с 1 января 2016 года снизится на 17% и составит $73,3 за тонну против $88,4 за тонну месяцем ранее.

Как сообщил ведущий эксперт департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Александр Сакович, средняя цена на нефть Urals за период мониторинга с 15 ноября по 14 декабря 2015 года включительно составила $39,40619 за баррель, или $287,7 за тонну. Для сравнения, месяцем ранее средняя цена была $44,32886 за баррель, или $323,6 за тонну.

Льготная экспортная пошлина на нефть для ряда месторождений Восточной Сибири, каспийских месторождений и Приразломного месторождения остается нулевой.

Льготная экспортная пошлина на высоковязкую нефть в следующем месяце будет на уровне $8,7 против $10,9 в ноябре.

Пошлина на нафту (прямогонный бензин) составит $52, на товарный бензин – $44,7, на светлые нефтепродукты и смазочные масла – $29,3, на темные нефтепродукты (без масел и кокса) – $60,1, на кокс – $4,7.

Пошлина на сжиженный углеводородный газ (СУГ) будет нулевой.

 

Передача ФТС полномочий по ветеринарному контролю принесет только вред – замглавы Россельхознадзора

Законопроект о передаче полномочий по ветеринарному и фитосанитарному контролю от Россельхознадзора таможенникам принесет России только вред. Такое мнение на парламентских слушаниях высказал замглавы Россельхознадзора Николай Власов.

«Принятие этого законопроекта – это серия экспериментов с понятным вектором – обеспечение биологической безопасности - принесет вред, никаких сомнений нет», - заявил Власов.

Он напомнил, что ветеринарный надзор – единая система, включающая внешний и внутренний ветеринарный надзор, пограничный ветеринарный контроль. В случае изменения, эта система перестанет нормально функционировать, уверен представитель Россельхознадзора. «Здесь постепенно, получается, выдергивается один из элементов. Будучи выдернутым, он, естественно, перестанет в системе нормально работать. Это совершенно ясно», – считает он.

Кроме того, в перспективе намерение ФТС взять на себя часть полномочий Россельхознадзора поставит под угрозу экспортные планы России, считает чиновник. По его словам, это может повлиять отрицательно на экспорт продукции животноводства и аквакультуры. Конкуренция в этих отраслях велика, напомнил Власов. В то же время к главной цели – сокращению сроков прохождения грузов – законопроект не приведет, уверен он.

Как сообщалось ранее, правительство РФ предлагает в качестве эксперимента передачу таможенным органам полномочий по осуществлению ветеринарного и фитосанитарного контроля в трех пунктах пропуска РФ. Эксперимент планируется провести в течение двух лет.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Голикова: Приватизация Совкомфлота в 2016 году может и не произойти

Приватизация Совкомфлота в 2016 году может и не произойти, сообщила на брифинге глава Счетной палата Татьяна Голикова.

«Надо сказать, что в отличие от предыдущих лет (в текущем году) правительство оказалось более консервативным. На следующий год они оказались совсем консервативными, но тем не менее Совкомфлот они туда включили. И мы в своем заключении на бюджет 2016 года отмечали, что этого может и не произойти», – сказала она.

Голикова подчеркнула, что приватизация не должна происходить «любой ценой».

 

СЗП победило в конфликте с финским профсоюзом докеров

Северо-Западное пароходство (СЗП) принудило профсоюз моряков Финляндии (FSU) к выполнению судебного решения местного суда о снятии бойкота разгрузки судна «Малахит» в финском порту Усикаупунки. Об этом ИА «Морвести.Ру» сообщила пресс-служба СЗП.

Обработка судна была начата 16 декабря 2015 года в 7:00. Около 12:00 работы были завершены и в 13:10 теплоход «Малахит» покинул порт.

Тем не менее, несмотря на решение суда Финляндии, вынесенное 14 декабря в пользу Северо-Западного пароходства, представители профсоюза моряков Финляндии (FSU) уклонялись от формального получения решения. Судебный акт был вручен представителю FSU 15 декабря в 16.00. То есть, со стороны FSU была искусственно организована задержка обработки судна на 2 суток.

Таким образом, представителями профсоюза моряков Финляндии (FSU), аффилированного с Международной организацией транспортных рабочих (МФТ/ITF), совершены противозаконные действия, приведшие к задержке разгрузки судна «Малахит».

Представитель FSU, не имея соответствующих полномочий, предпринял попытку проникновения на борт судна, проверки судовых документов, а после отказа, под предлогом отсутствия у экипажа судна «правильного» Коллективного договора с ITF, пригрозил забастовкой докеров.

Важным обстоятельством является факт, что инспектор ITF, не допущенный на судно, не имел возможности посмотреть коллективный договор или другие документы на борту. Претензии FSU были сделаны заочно и безосновательно.

Понесенные в результате инцидента убытки СЗП намерена истребовать с FSU/ITF в полном размере, включая прямой ущерб и упущенную выгоду.

 

«Норильский никель» продает пакет акций Архангельского морского торгового порта

Совет директоров ПАО «ГМК «Норильский никель» одобрил реализацию принадлежащих компании акций ОАО «Архангельский морской торговый порт» (под контролем компании 74,78% акций).

Как сообщается в пресс-релизе компании, реализация пакета акций проводится в соответствии с принятой стратегией ГМК, которая предполагает поэтапный выход из непрофильных активов.

В то же время «Норильский никель» перераспределяет грузопоток в пользу нового перегрузочного терминала в Мурманске с целью снижения операционных затрат на перевалку.

«Стоимость реализации пакета акций была определена на основе независимой оценки. Покупателем пакета выступит компания Osoblanco Holdings Limited, связанная с Invest AG, одним из акционеров ГМК», – говорится в сообщении.

 

CMA CGM ставит контейнеровоз 18-тысячник на транс-тихоокеанский сервис

CMA CGM объявила о готовности начать судозаходы 18-тысячника в порты США, передает пресс-служба компании.

Согласно заявлению, на транстихоокеанский сервис Pearl River Express между портами Китая и западного побережья США был поставлен контейнеровоз CMA CGM Benjamin Franklin. Судно станет самым большим контейнеровозом, когда-либо заходившим в порты США.

Первый судозаход в Лос-Анджелес, терминал Pier 400 APM Terminals, состоится 26 декабря. 31 декабря судно придет в Окленд, терминал Ports America Outer Harbour Terminal. Оба терминала уже принимают большие суда MSC в рамках сервиса TP6-Pearl, правда, пока не больше в 13-14 тыс. TEU.

Постановка на сервис CMA CGM Benjamin Franklin может положить начало массовому притоку судов класса super-Post-Panamax на транс-тихоокеанские маршруты.

По данным Journal of Commerce, на сервисах между Азией и Северной Америкой до сих пор по большей части работают относительно небольшие суда, в том числе Panamax’ы вместимостью 5 тыс. TEU и менее. Эти суда могут проходить через Панамский канал, но они также работают и на сервисах на порты западного побережья. По данным Alphaliner, 44% совокупной мощности флота, обслуживающего направление Азия- Северная Америка, на сегодняшний день составляют суда вместимостью 7.5 тыс. TEU и менее.

На прошлой неделе успешно завершились переговоры о приобретении CMA CGM мажоритарного пакета акций сингапурской Neptune Orient Lines Limited (NOL). По расчетам Journal of Commerce, сделанным ранее, до завершения переговоров, приобретение NOL позволит CMA CGM увеличить свою долю на рынке транс-тихоокеанских перевозок с 3,9% до 6,75.

 

РЖД не будут проводить новогодний корпоратив для сотрудников

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) не будет проводить новогоднюю корпоративную вечеринку для сотрудников, сообщили в пресс-службе компании.

«Как и в прошлом году, компания «РЖД» не будет проводить корпоративные мероприятия по празднованию наступающего Нового года», – сказал представитель РЖД.

«В регионах для отличившихся работников и ветеранов предприятий железнодорожного транспорта планируется проведение концертов самодеятельности в домах культуры железнодорожников. Проведения банкетов, мероприятий в формате «корпоратив» не предусмотрено», – добавил он.

Общероссийский народный фронт (ОНФ) еще в 2013 году заявлял о необходимости мониторинга деятельности компаний с госучастием, которые за счет бюджетных средств приобретают новогодние подарки и проводят корпоративы. В частности, тогда ОНФ обратил внимание на объявленный РЖД конкурс на организацию празднования Нового года за 45 млн рублей. В свою очередь, Владимир Якунин, возглавлявший тогда монополию, сообщил, что, например, члены правления заплатят за участие в новогоднем приеме компании из собственных средств.

 

СУДОХОДСТВО

Объем перевозок на ВВП в январе-ноябре снизился на 3,7% до 117,8 млн тонн

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) сообщило о снижении грузовых перевозок на внутренних водных путях в январе-ноябре навигации 2015 года на 3,7% до 117,8 млн тонн.

В том числе, в районы Крайнего Севера и местности было отправлено 16,9 млн тонн грузов, предъявленных к перевозке, снижение на 5,6%.

Пассажиропоток на речном транспорте достиг 13,4 млн человек, что на 6,7% больше соответствующего периода прошлого года (январь-ноябрь 2014 года – 12,6 млн человек).

Погрузочно-разгрузочные работы в речных портах и причалах составили 139,7 млн тонн, спад на 8%.

 

Тендер на судоходный канал «Стамбул» будет проведен в течение полугода

В Турции завершена разработка технико-экономического описания (ТЭО) проекта судоходного канала «Стамбул», который объединит Черное и Мраморное моря.

Тендер по амбициозному проекту, который оценивается в $10 млрд, планируется провести в течение полугода.

По информации газеты «Сабах», уже проведены предварительные переговоры с местными и зарубежными компаниями, проявляющими интерес к проекту, в том числе китайскими, итальянскими и российскими.

Министр развития Турции Джевдет Йылмаз сообщил изданию, что законодательно все процедуры, предусмотренные при прокладке канала, будут определены в течение шести месяцев. Они подготовлены в министерстве транспорта.

Первый проект рукотворного канала в Стамбуле был разработан в XVI веке при османском султане Сулеймане Великолепном, однако реализован не был.

Современный его вариант в 2011 году озвучил нынешний президент Турции Тайип Эрдоган в бытность главой правительства. Приступить к строительству канала, который, как заявляют местные власти, позволит уменьшить транспортную нагрузку на пролив Босфор и снизить вероятность экологических и техногенных катастроф в одной из самых интенсивных в мире морских магистралей, изначально планировалось в 2013 году. Реализация проекта рассчитана на 10 лет.

Ширина канала «Стамбул», согласно планам, составит 400 м, глубина – 25 м, длина – 43 км. В сутки он сможет пропускать 150-160 судов.

Как отмечает министр развития Турции, «проект ставит целью положить конец заторам в проливе (Босфор)». В настоящее время Босфор за день в среднем проходят до 150 судов, из которых около 30 нефтяные танкеры. Ежегодно через черноморские проливы перевозится порядка 150 млн тонн нефти и нефтепродуктов, при этом пропускная способность Босфора оценивается в 200 млн тонн.

По берегам искусственного канала на площади 38,5 тыс. га планируется построить новые жилые комплексы, которые будут связаны с другими районами 15-миллионного мегаполиса благодаря современной транспортной инфраструктуре, в том числе метро и скоростным поездам, а также с третьим аэропортом, который возводится в европейской части Стамбула. После завершения его строительства главная воздушная гавань города на берегах Босфора - международный аэропорт имени Ататюрка – планируется закрыть.

Скептики неоднократно высказывали сомнения в возможности реализации проекта канала «Стамбул» и даже называли его «экономической иллюзией», однако настрой турецких властей показывает, что они намерены доказать обратное.

 

Ставки на перевозку контейнеров из Азии в Европу подскочили почти до уровня прошлого года

В соответствии с последними значениями шанхайского контейнерного индекса SCFI, индикативные спотовые ставки на перевозку контейнеров из Шанхая в порты северной Европы выросли на 155% за прошедшую неделю и составили 703 доллара за TEU, что всего на 16 долларов меньше уровня той же недели прошлого года.

При том, что увеличение ставок ряда операторов еще только предстоит на следующей неделе: например, CMA CGM анонсировала GRI 950 долларов за TEU с 14 декабря - единственной возможной причиной такого резкого роста ставок на прошедшей неделе является сокращение тоннажа на сервисах.

Тем временем, спотовые ставки на маршрутах перевозок из Шанхая в порты Средиземного моря снизились на 25%, до 585 долларов за TEU, что на 60% ниже уровня аналогичного периода прошлого года.

Спотовые ставки на транстихоокеанском трейде также снизились. Стоимость перевозки 40-футового контейнера из Шанхая в порты западного побережья США сократилась на 8% до 816 долларов за FEU (40-футовый контейнер). Средняя ставка на порты восточного побережья на прошлой неделе составляла 1,506 долларов за FEU, что на 7% меньше, чем неделей раньше.

Тем не менее, перевозчики готовятся значительно увеличить ставки с начала следующего года: рекомендованный размер GRI на маршрутах на западное побережье составляет 1200 долларов за FEU, на порты восточного побережья и Мексиканского залива – 1600 долларов за FEU.

Эксперты прогнозируют некоторое улучшение сбалансированности спроса и предложения в предстоящем году, что «окажет некоторую поддержку фрахтовым ставкам». Так по расчетам Citi Research, разрыв межу темпами прироста спроса (4,3%) и мощностей (5,4%) сократится до 1,1%, по сравнению с 5,6% в прошлом году.

По оценкам Clarksons, спрос на перевозки в следующем году вырастет на 5,6%, по сравнению с 3,6% в этом году.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

Сечин: Общий объем инвестиций «Роснефти» в строительство завода «Звезда» составит 145 млрд рублей

Общий объем инвестиций «Роснефти» в строительство завода «Звезда» составит 145 млрд рублей, на данный момент в строительство уже вложено более 22 млрд рублей.

Такие данные глава компании Игорь Сечин привел на совместном заседании правительственных комиссий по импортозамещению и по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Байкальского региона.

«По поручению президента Российской Федерации и председателя правительства «Роснефть» в составе консорциума реализует на Дальнем Востоке стратегически важный для региона и отечественной судостроительной промышленности проект судостроительного комплекса «Звезда». Общий объем инвестиций для нас – это 145 млрд рублей», – проинформировал Сечин.

«Ваши поручения предусматривали решение следующих вопросов: обеспечение финансирования проекта, обеспечение заказами судостроительного комплекса, создание инжинирингового центра и обеспечение сотрудников новой верфи инжинирингового центра жильем», – сказал глава «Роснефти», обращаясь к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву.

Он добавил, что к настоящему времени компанией в проект вложено более 22 млрд рублей. При этом, по его словам, «Роснефть» готова провести переговоры с другими участниками проекта, в частности, с «Газпромбанком» и ОСК, о довнесении денежных средств в проект до выравнивания долей акционеров.

Также Сечин сообщил Медведеву о проведенной работе за время с момента вхождения «Роснефти» в проект по строительству завода «Звезда».

 

Производство высокотехнологичной шельфовой техники на верфи «Звезда» отложено до 2025 года

Минпромторг и «Роснефть» подготовили к совместному заседанию межправкомиссий по импортозамещению и социально-экономическому развитию Дальнего Востока наиболее актуальную модель загрузки и финансирования строящейся верфи «Звезда».

Из документов следует, что сейчас прогнозный заказ судов и шельфовой техники на «Звезде» до 2030 года оценивается в 116 единиц. Основной объем должна обеспечить «Роснефть». Но в ближайшие годы загрузка будет невелика - в 2018 году планируется построить плавдок и верхнее строение морской буровой установки, на 2019 год запланирована сдача четырех судов снабжения и двух судов-складов ледокольного класса.

Сдавать высокотехнологичные суда для перевозки нефти и газа «Звезда» начнет только через десять лет. В 2024-2025 годах должны быть сданы 24 крупнотоннажных танкера Aframax и 20 универсальных судов снабжения. В 2027 году «Звезда» может построить 11 газовозов СПГ или танкеров Aframax высокого ледового класса Arc7. Потенциальными проектами для использования танкеров ледового класса могут быть Долгинское шельфовое месторождение в Печорском море («Газпром нефть») и месторождение Победа в Карском море («Роснефть»).

Сообщается также, что накануне Минэнерго в письме Росимуществу «критично высказалось» о возможностях отечественного судостроения, отметив, что «наиболее плачевная ситуация с танкерами-газовозами СПГ». О том, что газовозы и тяжелые нефтяные танкеры - «не та номенклатура, на которую должны рассчитывать наши судостроители», говорил в ноябре 2014 года и глава Минпромторга Денис Мантуров. Он отмечал, что «Звезду» можно сделать «более компактной» и скорректировать ее производственную программу.

По мнению экспертов, «определенности, под какие именно шельфовые проекты будут строиться газовозы и танкеры, сейчас, очевидно, нет и сдача судов намечена на отдаленные сроки не только из-за достройки «Звезды», но и из-за неопределенности с их заказом». Подчеркивается, что «Роснефть» «не раз декларировала строительство танкеров и газовозов, снять их сейчас из плана производства будет сложно». При этом, отмечают эксперты, несколько заявленных на ближайшее время судов-снабженцев не обеспечат полноценную загрузку верфи.

 

Строительство подлодки «Император Александр III» начнется в Северодвинске

Закладка очередного атомного подводного ракетоносца проекта «Борей-А» «Император Александр III» для ВМФ России состоялась 18 декабря, сообщил представитель ВМФ капитан 1 ранга Игорь Дыгало.

Торжественная церемония закладки новейшей подводной лодки проекта «Борей-А» «Император Александр III» прошла на ОАО «Севмаш» (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации – прим.) в Северодвинске 18 декабря.

По словам Дыгало, три атомных подлодки проекта «Борей-А» – «Князь Владимир», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов» – уже находятся на различных этапах постройки на стапелях «Севмаша».

Как отметил заместитель главкома ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, «при строительстве серии атомных подводных ракетоносцев проекта «Борей-А» (является развитием серии проекта «Борей») применяются новейшие технологии и последние достижения в области подводного кораблестроения».

Подводные лодки проектов «Борей» и «Борей-А» спроектированы в ЦКБ морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург).

«Атомные подводные крейсера четвертого поколения проектов «Борей» и «Борей-А», вооруженные баллистическими ракетами «Булава», призваны стать основой морских Стратегических ядерных сил России на ближайшие десятилетия», – отметил Бурсук.

 

В Выборге заложат ледокол для «Газпромнефти»

На Выборгском судостроительном заводе (Ленинградская область) сегодня состоится торжественная закладка головного судна ледокольного обеспечения для нужд «Газпромнефти».

Как сообщил генеральный директор верфи Александр Соловьев, ледокол будет обеспечивать судоходство в акватории арктического терминала Новопортовского месторождения на западе Обской губы.

По его словам, конструкция судна позволяет «максимально эффективно осуществлять операции в тяжелых условиях предполагаемого района эксплуатации, проводить проводку танкеров, спасательные операции, участвовать в операциях по ликвидации разливов нефти».

«Судно мощностью 21,5 МВт способно осуществлять непрерывную работу при температурах до минус 50 градусов по Цельсию», – добавил он.

Как отметил руководитель предприятия, корабелы уже строят заложенное ранее первое в серии судно, получившее имя «Александр Санников». Оба ледокола длиной 121,7 метра должны быть переданы заказчику до 2018 года.

Как сказал глава верфи, в настоящее время судостроители Выборга «перешли на ледокольную специализацию, активно выполняя и заказы компании «Росморпорт». Сейчас для нее строятся два ледокола проекта 21900М. В их числе «Мурманск» – он будет передан заказчику в декабре 2015-го, аналогичный ледокол «Новороссийск» уже спущен на воду и должен быть передан в 2016 году. Головной дизель-электрический ледокол этого проекта «Владивосток» получен заказчиком в октябре 2015 года.

Выборгский судостроительный завод (входит в состав «Объединенной судостроительной корпорации») - одно из крупнейших судостроительных предприятий на Северо-Западе России. С момента основания (1948 год) верфь построила 210 судов различного назначения, девять морских буровых платформ и 105 модулей верхних строений платформ для разработки нефтегазовых месторождений.

«Газпромнефть» ведет работу в крупнейших нефтегазоносных регионах России: Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Томской, Омской, Оренбургской областях. В структуру компании входят более 70 нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих и сбытовых предприятий в России, странах ближнего и дальнего зарубежья.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Новороссийск лидирует по грузообороту среди морских портов России

Грузооборот морских портов РФ по итогам января-ноября 2015 года увеличился на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года до 608,92 млн тонн.

ТАСС, на основании данных Ассоциации морских торговых портов РФ, составил рейтинг морских портов России по грузообороту.

Лидирующую строчку рейтинга по объемам перевалки грузов в январе-ноябре 2015 года занимает порт Новороссийск с оборотом 116,21 млн тонн. Рост к аналогичному периоду 2014 года составил 3,7%. Доля перевалки грузов в порту составляет 19,1% совокупного грузооборота морских портов РФ.

Порт Восточный, занимавший 4 позицию рейтинга по итогам января-ноября 2014 года, в отчетном периоде увеличил грузооборот на 11,4% до 59,39 млн тонн, что позволило порту подняться на 3 позицию рейтинга. Порт Приморск поднялся с 5 позиции на 4, увеличив грузооборот на 7,9% до 54,26 млн тонн. Порт Санкт-Петербург, снизив грузооборот на 16,7% до 47,08 млн тонн, опустился с 3 позиции по итогам января- ноября прошлого года на 5 позицию в текущем году. Порт Туапсе поднялся с 8 на 7 позицию с оборотом 23,21 млн тонн (+13%), Ванино – с 7 на 6 позицию – 24,35 млн тонн (+1,4%), Мурманск – с 9 на 8 позицию – 20,13 млн тонн (-1,1%). Одновременно с этим, порт Кавказ опустился с 6 на 9 позицию рейтинга, перевалив 19,76 млн тонн (-21,6%).

В целом, по итогам января-ноября 2015 года наибольший рост перевалки грузов показали порты: Диксон - на 62,4% до 17,7 тыс. тонн, Онега – на 56,2% до 72,9 тыс. тонн, Беринговский – на 41,2% до 97,6 тыс. тонн.

Наибольшее снижение грузооборота в январе-ноябре 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года отмечено в портах: Сочи – на 96,6% до 3,8 тыс. тонн, Тикси – на 93,2% до 20,6 тыс. тонн, Зарубино – на 54,9% до 43,9 тыс. тонн.

За отчетный период совокупный грузооборот первой десятки портов РФ составил 464,23 млн тонн грузов, что составляет 76,2% всего грузооборота морских портов России и превышает аналогичный период прошлого года на 2,9%. Из них, сухих грузов перевалено 198,07 млн тонн (-0,2%), наливных - 266,15 млн тонн (+5,4%).

 

Большой порт Санкт-Петербург возглавил рейтинг морских портов по контейнерообороту за 11 месяцев

Контейнероборот морских портов России по итогам января-ноября 2015 года сократился на 26,1% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года до 3,59 млн TEU.

В том числе, экспорт контейнеров составил 1,5 млн TEU (-28,7%), импорт – 1,49 млн TEU (-29,8%), транзит – 62,54 тыс. TEU (-33,1%), каботаж – 538,39 тыс. TEU (-0,2%).

ТАСС, на основании данных Ассоциации морских торговых портов РФ, составил рейтинг морских портов России по контейнерообороту.

Лидирующую строчку рейтинга по итогам января-ноября 2015 года занимает Большой порт Санкт-Петербург с оборотом в 1,57 млн TEU (-28,5% к январю-ноябрю 2014 года).

Согласно предоставленным данным об объемах перевалки контейнеров, порт Усть-Луга сократил контейнерооборот на 16,9% до 82,31 тыс. TEU и опустился с 6 позиции по итогам января-ноября прошлого года и января-октября текущего года на 7 позицию, пропустив порт Корсаков на 6 позицию с оборотом 84,5 тыс. TEU (-11,3%).

Порт Дудинка увеличил контейнерооборот на 17,9% до 49,77 тыс. TEU, что позволило порту подняться с 10 на 9 позицию. Порт Магадан оказался на 10 позиции рейтинга с оборотом 39,3 тыс. TEU (-18,4%), по итогам января-ноября прошлого года порт занимал 9 место.

В целом, наибольшее снижение контейнерооборота за отчетный период показали порты: Оля - на 65,4% до 176 TEU, Таганрог – на 53,7% до 2,58 тыс. TEU, Находка – на 49,5% до 2,03 тыс. TEU.

Наибольшее увеличение перевалки контейнеров в январе-ноябре 2015 года по сравнению с январем-ноябрем 2014 года отмечено в портах: Холмск – в 2,5 раза до 19,9 тыс. TEU, Кандалакша – на 54,4% до 457 TEU, Невельск – на 17,9% до 7,15 тыс. TEU.

Всего в январе-ноябре текущего года десяткой крупнейших портов РФ перевалено 3,47 млн TEU, что составляет 96,4% общего контейнерооборота морских портов России. Снижение к отчетному периоду прошлого года составило 26,9%.

 

Перечень портов Дальнего Востока, получивших статус свободных, утвердят до весны

Перечень портов Дальнего Востока, на которые будет распространен режим свободного порта Владивостока, будет утвержден в январе-феврале 2016 года. Об этом сообщил заместитель министра по развитию Дальнего Востока Сергей Качаев.

«У нас уже закон в думе, уже есть понимание лонг-листа этих территорий (портов, которые могут получить статус свободного – прим.), поэтому какого-то специального конкурса, отбора мы не проводили. Это была работа с бизнесом, с региональными администрациями. Если все нормально, то где-то в январе-феврале будет принято соответствующее решение», – сказал он.

В первую очередь на статус свободного порта могут претендовать международные порты, такие как Петропавловск- Камчатский, Невельск, Холмск, Корсаков, Ванино, Советская Гавань. «Это те порты, которые имеют конкурентное преимущество в международном масштабе, и его надо усилить. Но это не значит, что другие порты, которые имеют роль региональную, например, Охотск, имеющий локальное значение для определенной территории Камчатского края, Магаданской области, севера Хабаровского края, не может претендовать на этот статус», – пояснил замминистра.

Ранее вице-премьер правительства РФ, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев сообщил журналистам, что режим свободного порта после Владивостока будет распространен на Камчатский и Хабаровский края, а также на Сахалинскую область.

Режим свободного порта Владивосток был введен 12 октября на территории 15 муниципалитетов Приморья, включая их акватории. Общая площадь территории, которую охватывает экономическая зона, составляет 28,4 тысяч квадратных километров. На ней проживает 1,4 млн человек (75% населения региона). «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ) до конца года рассчитывает получить до 100 обращений от потенциальных резидентов Свободного порта Владивосток.

 

Мурманский рыбный порт продали с третьей попытки за 1,026 млрд руб.

Мурманский морской рыбный порт (ММРП) был продан за 1,026 млрд рублей компании «Купец». Как сообщили в Российском аукционном доме, проводившем торги, продажа 100% акций ММРП проходила в рамках программы приватизации на 2014-2016 годы.

«Победитель торгов, ООО «Купец», приобрел лот за 1,026 млрд 831 тыс. рублей при начальной цене 711,831 млн рублей, таким образом, цена продажи превысила начальную цену на 44%», – сказали организаторы аукциона. В торгах приняли участие 4 претендента. В ходе торгов участники аукциона совершили 63 шага на повышение начальной цены.

По данным источника, близкого к Мурманскому рыбному порту, это была третья попытка продажи предприятия. Первая была предпринята в 2008 году. Как сообщает Российский аукционный дом, в 2011 году Росимущество снова пыталось продать ММРП за 1,15 млрд рублей. Торги также не состоялись. «Сегодня на аукционе эта докризисная цена актива была почти достигнута, несмотря на то, что рынок сейчас находится на спаде и инвесторы испытывают сложности с привлечением внешнего финансирования», – отметили организаторы торгов.

Основным бизнесом ММТП является оказание портовых услуг, перевалка грузов, в том числе рыбы.

Компания «Купец» является крупным игроком рыбной отрасли, который много лет работает на территории ММРП, и собирается поднять рыбное направление работы порта на качественно новый уровень. Параллельно инвестор будет развивать другие портовые направления – нефтяное и угольное.

 

Трутнев: Росморпорт не согласен с началом модернизации порта на Камчатке

Росморпорт не согласен с началом работ по модернизации своих причалов в морском порту Петропавловска-Камчатского, где запланирована реализация проекта ТОР. Об этом сообщил вице-премьер правительства РФ, полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.

«Сегодня была озвучена удивительная позиция Росморпорта, который считает, что кто-то должен ему доказать, что надо порт модернизировать», – сказал он, добавив, что у правительства РФ найдутся силы, чтобы решить проблему с чиновниками.

По словам губернатора Камчатского края Владимира Илюхина, вопрос о необходимости реконструкции причалов номер 1 и 2, используемых при разгрузке угля в порту Петропавловска-Камчатского, рассматривался ранее. Они должны быть модернизированы под прием больших круизных лайнеров в рамках реализации ТОР на Камчатке. В Корпорации развития Дальнего Востока на эти цели предусмотрено порядка 2,9 млрд рублей.

«Реализация проекта ТОР для Камчатки очень важна, в первую очередь, в части создания портовой инфраструктуры. Это наши ворота, и поэтому хотелось бы, чтобы здесь проблемы были решены. При участии Юрия Петровича (Трутнева) они сегодня решаются, за что я ему очень признателен», – сказал Илюхин.

Он напомнил, что ранее подобное непонимание было встречено с предприятием «Нацрыбресурс», в ведении которого в порту Петропавловска-Камчатского находятся четыре причала. «Было приятно услышать от «Нацрыбресурсов» полную готовность к взаимодействию. Мы еще год назад об этом говорили. Сегодня вопрос практически решен. Уверен, что с Росморпортом будет такая же картина», – добавил губернатор.

Руководство «Нацрыбресурса» согласилось передать из федеральной собственности в ведение Камчатского края четыре причала. Ожидается, что соответствующее распоряжение Росимущества будет подписано в начале 2016 года после проведения необходимого обследования портовых сооружений.

В рамках ТОР в порту Петропавловска-Камчатского планируется создать крупный транспортно-логистический центр, он будет включать в себя судоремонтное производство, терминал международных и внутренних перевозок, комплекс по хранению и складированию нефтепродуктов на 18 тысяч тонн. По состоянию на 15 декабря 2015 года резиденты уже подтвердили свое участие в данных проектах.

«Потребуется большая работа для того, чтобы, по сути, изменить логистику морского международного движения. У нас огромная морская территория, мы обязаны на этом зарабатывать. Сегодня в числе прочих был заявлен проект по строительству бункеровочных мощностей. Для нас он имеет стратегическое значение. Помимо того, что это бизнес-проект хороший и важный, он нам еще помогает решать общегосударственную задачу развития Северного морского пути», – заявил Трутнев.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

РЖД с января отменяют экспортную надбавку к тарифу на перевозку металлургической продукции

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) с января 2016 года отменяет экспортную надбавку к тарифу на перевозку металлургической продукции, заявил на брифинге президент компании Олег Белозеров.

«Мы провели первоначальный глубокий анализ с металлургами и уже с января отменим экспортную надбавку и дадим дополнительную скидку для того, чтобы в рамках транспортной цепочки создать дополнительные возможности для них по экспорту», – сказал он.

По словам Белозерова, размер понижающего коэффициента к действующему тарифу сейчас уточняется и может составить 0,882. Таким образом, учитывая действующую надбавку в размере 13,4%, в итоге надбавка к тарифу на перевозку металлургических грузов будет снижена практически до нуля. Виды металлургических грузов, которых коснется скидка, пока не определены, уточнил журналистам представитель РЖД.

«Эта работа будет продолжаться, и возможно, что эти колебания где-то будут чуть больше, а где-то чуть меньше. То есть мы хотим, чтобы то, что мы обещали в рамках фиксации транспортной составляющей обязательно исполнялось», – заключил глава РЖД.

ФСТ с начала 2013 года своим приказом разрешила РЖД самостоятельно применять повышающие и понижающие коэффициенты к базовым тарифам на перевозку отдельных видов грузов по некоторым направлениям в установленных ФСТ пределах. Так, монополия может оперативно вводить надбавку до 13,4% или предоставлять скидку до 12,8% к базовым тарифам, если в результате этих действий экономический эффект для перевозчика будет увеличиваться. С августа 2014 года 13,4-процентная надбавка начала действовать для экспортных перевозок нефти и нефтепродуктов. 24 декабря 2014 года РЖД распространили ее действие на экспорт зерна, а 27 декабря - на все грузы. При этом в феврале 2015 года РЖД снизили надбавку на экспорт энергетического угля с 13,4% до 1,3%, а в июне – снизили тариф на экспортные перевозки железной руды через порт Мурманск на 21,5%. В 2016 году должна быть снижена до 25% нижняя граница тарифного коридора.

 

Минэкономики предлагает РЖД и грузоотправителям заключать долгосрочные контракты

Минэкономики предложило новый вариант отношений РЖД и грузовладельцев в форме контрактов, в которых тарифы буду зафиксированы на долгосрочный период, сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на заявление заместителя директора департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономики Василия Шипилова.

Долгосрочность тарифа, базовый уровень которого ежегодно устанавливается ФАС, для конкретного грузоотправителя РЖД может обеспечить за счет ценового коридора.

Как пояснил Василий Шипилов, действующая методика ФСТ допускает установление долгосрочного тарифа, но он строится по методу учета рентабельности инвестированного капитала (RAB). Сейчас необходимости в RAB нет, говорит он, такая система хороша в период высоких цен и больших инвестиций, но сейчас грузовая база падает, а тарифы уже разогреты до такого уровня, что дальнейший их рост начиная с 2017-2018 годов должен быть сильно ограничен. Тем не менее, долгосрочный механизм нужен уже сейчас, говорит он.

Большинство грузовладельцев в целом не против договоров такой формы, считая, что такие отношения будут для них более интересными и стабильными. В то же время они опасаются, что в случае, если договор окажется невыгодным для РЖД, то госмонополия сможет в любой момент разорвать подобный контракт.

Василий Шипилов подтверждает, что необходим механизм контроля рентабельности предоставленных тарифных скидок, которые могут приносить, например, пользу грузоотправителю, но убыток – РЖД. По его словам, в процессе обсуждения с РЖД министерство пришло к варианту, при котором максимальный размер скидки будет привязан к рентабельности груза, если речь не идет о низкодоходных категориях. Однако пока реализовать это сложно из-за несовершенства существующей системы раздельного учета, которая не позволяет определить себестоимость перевозок.

Эксперты отмечают, что договорное регулирование всегда менее прозрачно, чем общее тарифное решение, из-за возможности апелляции к коммерческой тайне. В свою очередь, государство через систему двусторонних договоров, по сути, делегирует часть рисков по прогнозированию экономики РЖД и грузоотправителям. Риск для сторон в том, что экономика может меняться интенсивнее, чем спрогнозировали стороны, или амплитуда колебания тарифа при ежегодной индексации будет выше, чем это допускает тарифный коридор, утверждают эксперты.

 

АВТОТРАНСПОРТ

В. Путин надеется, что правительство в начале года отменит транспортный налог для большегрузов

Президент России Владимир Путин рассчитывает, что правительство в начале 2016 г. решит вопрос об отмене транспортного налога для большегрузов. подчеркнул, что система взимания платы за проезд по федеральным трассам для большегрузов выведет эту сферу деятельности из серой зоны, а приборы «Платона» будут поставляться бесплатно. Об этом глава государства заявил на большой пресс-конференции.

«Мы говорили о том, что при переходе на эту систему («Платон», взимание платы за проезд по федеральным трассам большегрузов – прим.) может быть отменен транспортный налог. Не отменили, кстати говоря, по настоянию региональных руководителей, потому что транспортный налог идет в региональный бюджет. Но хотя бы для большегрузов, которые должны платить за пробег, надо это сделать. Я рассчитываю на то, что правительство в самое ближайшее время, в начале года это сделает», – сказал глава государства.

Одновременно Путин предлагает правительству упорядочить порядок приобретения патентов и взимания платы для большегрузных перевозок по автодорогам.

«Как это сделать – из (серой – прим.) системы вывести и в то же время не перегрузить различными платами, поборами и налогами? Есть простой способ - дать им возможность приобрести патент, недорогой. Здесь есть проблема: патент выдают на год, а могут быть сезонные перевозки. Пусть правительство подумает заранее об этом и сделает это», – сказал Путин.

При этом президент отметил, что, например, в Белоруссии плата за проезд 1 км для большегрузных машин в 7 раз больше, чем в России.

Он напомнил, что в 2007-2008 гг. в России было отменено лицензирование большегрузных автомобильных перевозок в рамках «борьбы за разбюрокрачивание».

«Вроде бы хорошо, но к чему это привело на практике? Это привело к тому, что появилось большое количество людей, которые просто покупают эти большегрузы и пользуются этим, но это абсолютно серые схемы экономики, они не регистрируются даже в качестве индивидуальных предпринимателей», - посетовал Путин.

Президент отметил, что понимает проблемы дальнобойщиков, которые возникли у них после введения системы «Платон».

«Я сам из рабочей семьи, понимаю, что мужики вкалывают, работают, за рулем сидят, но надо выходить из этих серых схем. Но мне хочется их (водителей – прим.) поддержать, поверьте. Надо им помочь. Надо некоторые вещи доработать», – подчеркнул Путин.

На ремонт и развитие системы «Платон» выделяется 10 млрд бюджетных средств, которые полностью могут быть проверены, добавил Владимир Путин.

«Откуда получает средства это совместное предприятие между «Ростехнологиями» и фирмой, которую представляют частные лица? Они получают эти деньги из бюджета напрямую. По-моему, там сумма где-то 10 млрд. На что? На ремонт этой системы. На поддержание ее в работоспособном состоянии, на развитие», - подчеркнул президент.

При этом Путин заметил, что расходование этих средств может быть проверено общественностью и Счетной палатой. «Если кто-то считает, что эти расценки на содержание, на развитие завышены, пусть посчитают и предъявят. И это будет правильно посчитать и предъявить», – добавил президент.

Кроме того, Путин подчеркнул, что все сборы от системы «Платон» идут не в частный карман, а полностью в дорожный фонд РФ. «Нужно смотреть в суть проблемы, не пытаться использовать ту или иную сложную ситуацию в квазиполитических целях, а посмотреть вовнутрь. Все сборы, которые поступают от так называемой системы «Платон», все 100%, идут не кому-то в карман, они 100% идут в дорожный фонд РФ, до последней копейки. А оттуда поступают на дорожное строительство в регионах РФ», - подчеркнул президент.

Глава РФ обратил внимание, что частные инвесторы системы «Платон» вложили в экономику страны 29 млрд рублей, а инициатором введения системы выступила ГК «Ростех».

Также Владимир Путин, заявил, что приборы системы «Платон» должны предоставляться бесплатно.

«Знаю, что есть беспокойство по поводу того, что нужно покупать различные приспособления, это тоже стоит денег. Здесь нужно внимательно разобраться, кто, за что должен платить. Прибор системы «Платон» должен бесплатно всем предоставляться», - сказал он.

 

Эксперт: Плата за проезд большегрузов – не лучший способ инвестиций в транспортную инфраструктуру

Плата за проход большегрузных автомобилей по федеральным трассам, – это скорее исключение, чем правило в финансировании инвестиционных проектов в области транспортной инфраструктуры.

Об этом сказал Михаил Дмитриев, президент партнерства «Новый экономический рост», выступая на пленарном заседании в ходе конференции «Транспорт России – 2015», которая прошла 3-4 декабря в Москве, передает ИА «Морвести.Ру».

«На 2016 – 2020 гг. все транспортные инвестиции в России за исключением трубопроводного транспорта оценивались примерно в 2 трлн рублей. Эта сумма составляет менее 3% ВВП за указанный период, – сказал эксперт. – Чтобы оптимально развивать российскую транспортную инфраструктуру, к этому надо добавить совсем немного, еще 1% ВВП. То есть в сумме инвестиции должны составить около 4% от ВВП или менее 3 трлн руб. в год. Более того, размер суммы, которую надо добавить, находится в пределах статистических колебаний нормы накопления, поэтому эти деньги не сильно меняют ситуацию и уж точно не разгоняют инфляцию».

«Если мы говорим о том, за счет чего должны погашаться инвестиции в транспортную инфраструктуру, то плата за проход большегрузных автомобилей по федеральным трассам, – это скорее исключение, чем правило в финансировании такого рода проектов», – подчеркнул Дмитриев.

«При нынешнем дефиците инфраструктуры большинство транспортных проектов дает очень большие внешние эффекты. Они ускоряют рост экономики в других отраслях, и этот рост ведет к росту налоговой базы бюджета. Поэтому многие проекты на транспорте могут финансироваться без всякой дополнительной платы с пользователей. Они могут финансироваться прежде всего за счет будущей налоговой базы. А для того, чтобы воспользоваться такими механизмами, нужно развитие tax increment financing (финансирование публичных инвестиционных проектов за счет роста местных налоговых доходов – прим. ред.), то есть в бюджетах разных уровней делать инвестиционные займы на долгосрочной основе, которые в дальнейшем будут погашаться за счет прироста доходов, возникающих благодаря улучшению транспортной инфраструктуры. Для этого в России нужен полноценный рынок длинных денег. Ну а создание такого рынка ни в коем случае не приведет к инфляции, наоборот снизит ее благодаря снижению транспортной наценки в структуре затрат производителей товаров и услуг», – заключил руководитель «Нового экономического роста».

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ