Бюллетень новостей №45 (155) с 28 ноября по 4 декабря 2015 - Морские вести России

Бюллетень новостей №45 (155) с 28 ноября по 4 декабря 2015

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Президент в послании Федеральному собранию отметил необходимость развития внутренних водных путей

3 декабря, президент России обратился к Федеральному собранию с ежегодным Посланием. Оглашение Послания по традиции состоялось в Георгиевском зале Кремля.

«Мы продолжим модернизацию транспортной инфраструктуры, – сказал Владимир Путин. – Будем развивать мощные логистические центры, такие как Азово-Черноморский, Мурманский транспортные узлы, современные порты на Балтике, на Дальнем Востоке, укреплять систему межрегиональных авиаперевозок, в том числе в северных и арктических территориях. На одном из предстоящих заседаний Государственного совета детально рассмотрим состояние внутренних водных путей».

«Связующим звеном между Европой и АТР должен стать Северный морской путь, – продолжил глава государства. – Чтобы повысить его конкурентоспособность, намерены распространить льготный режим свободного порта Владивосток на ключевые гавани Дальнего Востока, о чём нас просят предприниматели, работающие в этом стратегически важном для нас регионе России».

«Транспортное сообщество услышали на самом высоком уровне», – отметил помощник президента России Игорь Левитин, комментируя президентское послание в ходе круглого стола на выставке «Транспорт России».

«Президент поручил рассмотреть развитие внутренних водных путей на государственном совете, – сказал Левитин. – Нам с вами придется готовить Госсовет с участием всех субъектов Российской Федерации, всех водопользователей, представителей бизнеса. И таким образом эта работа станет реализацией поручения президента.

Нынешняя ситуация – как в поговорке о семи няньках. Рекой пользуются все, а отвечать за ее состояние некому. Поэтому необходимо выработать государственную политику с точки зрения потребления воды и ее использования как для целей природоохраны, так и для судоходства».

«По поручению президента у нас должна быть проведена очень серьезная и концептуальная работа, чтобы в следующем году мы могли предложить варианты развития внутренних водных путей. Уверен, что мы вместе с вами с этим справимся», – заключил помощник президента.

 

Министр транспорта и грузоперевозчики договорились о «дорожной карте» для регулирования работы системы «Платон»

28 ноября, в Санкт-Петербурге по инициативе грузоперевозчиков и местных властей состоялось рабочее совещание с участием министра транспорта РФ Максима Соколова, заместителя главы Росавтодора Дмитрия Прончатова, а также заместителя руководителя «Ространснадзора» Асланбека Ахохова с представителями российских транспортных компаний.

От администрации города на мероприятии выступили вице-губернатор Санкт-Петербурга Николай Бондаренко и председатель комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Владимир Рублевский.

Стороны обсудили наиболее острые вопросы, связанные с запуском на федеральных трассах системы «Платон». Свои предложения министру транспорта передали 32 представителя логистических и транспортных компаний, в числе которых ГК «Деловые Линии», компания «Балтика», «Совтрансавто», «Транс Альянс», «Выборг-Транс». Помимо предпринимателей из Петербурга и Ленобласти на переговорах также присутствовали делегаты от объединений дальнобойщиков из Мурманска, Карелии, Дагестана, Твери, Самары, Вологды, Череповца и других городов.

Как пояснил Максим Соколов, на сегодняшний день не может идти речь о моратории на систему «Платон», так как она уже 2 недели запущена в полноценную эксплуатацию и функционирует в штатном режиме. В ней прошли регистрацию уже 110 тыс. владельцев транспортных средств со всей России, общий автопарк которых превышает 600 тыс. грузовых автомобилей.

«За две недели работы системы в Федеральный дорожный фонд поступило более 600 млн рублей. Эти деньги уже заложены в планы дорожников и будут потрачены на важнейшие проекты. Очень важно, чтобы была открытая информация, куда расходуется каждая копейка из этого фонда, это должно быть прозрачно. Я прошу Росавтодор привлечь общественный контроль, а также предлагаю перевозчикам делегировать своих сотрудников в общественный совет Росавтодора с целью непосредственного участия в решениях, принимаемых ведомством, а также в отборе проектов дорожной инфраструктуры, на которые будут направлены собранные «Платоном» средства», - подчеркнул Максим Соколов.

В ходе совещания перевозчики рассказали о тех проблемах, с которыми столкнулись на старте запуска проекта по взиманию платы с тяжеловесных фур. Оператор «Платона» отчитался о принятых мерах по фактам сбоев в системе. «Сейчас они устранены – сайт и личный кабинет пользователей работают в штатном режиме, нет и очередей в офисах в регионах», – рассказал генеральный директор компании-оператора системы «Платон» Александр Советников.

По словам президента ассоциации «Грузавтотранс» Владимира Матягина, в текущей ситуации необходимо усилить взаимодействие власти и транспортных компаний, чтобы обратная связь осуществлялась ежедневно. Ранее на основании обращений перевозчиков Правительством РФ уже было принято решение о двукратном снижении тарифа для «12-тонников» до 1,53 руб/км, а депутаты ГосДумы РФ в настоящее время рассматривают законопроект о снижении штрафов до 5 тыс. рублей за первое и до 10 тысяч рублей за повторное нарушение (как для ИП, так и для юрлиц).

По итогам встречи принято решение о том, что часть участников совещания войдут в специальную рабочую группу, которая ежедневно отчитывается Министру о принятых мерах по решению проблемных ситуаций. В ее составе под руководством первого заместителя министра транспорта РФ Евгения Дитриха уже работают крупные ретейлеры, грузоотправители и перевозчики, среди них «Нестле», «Кока-Кола», «Пепсико», «X5 Retail Group», «Дикси», а также профильные ассоциации, в числе которых АСМАП, АКОРТ, «Союзмолоко», «Грузавтотранс». Совместно с бизнес-сообществом решаются все проблемные ситуации.

Перевозчики также выразили озабоченность тем, что их ситуацией пытаются воспользоваться люди из политики, а не грузоперевозок. По их мнению, проведенная петербургскими политическими активистами акция с сожжением покрышек у дороги и их лозунги порочат репутацию честного бизнеса.

«Нас сейчас как оружие пытаются использовать в политических целях. Пример тому провокация, которая была устроена в Петербурге на днях людьми, не имеющими никакого отношения к дальнобойщикам. В Череповце такие призывы к нам извне тоже поступали. Но подавляющее большинство перевозчиков далеки от политики. Я людей, которые меня поддерживают, призываю этим не заниматься и вести конструктивный диалог с властью, чтобы учитывались интересы всей отрасли», - отметил директор транспортной компании ООО «ВИКТОРИ» Сергей Беззаботнов.

 

ФАС предлагает освободить порты и аэропорты от госрегулирования тарифов

ФАС предлагает пересмотреть законодательство о естественных монополиях и отказаться от государственного регулирования тарифов для портов и аэропортов, заявил руководитель ведомства Игорь Артьемьев.

«Мы говорим, что нужно написать новый закон о естественных монополиях. Точнее упразднить этот закон, это будет глава закона «О конкуренции», и естественными монополиями должны остаться только сетевые активы (электрические, водопроводные сети и т.д.)», – сказал он. «Порты и аэропорты - какие это монополии? Берите московский авиационный узел, они конкурируют как сумасшедшие. Порты на одном побережье конкурируют между собой всегда, их тоже надо отпустить на волю из-под регулирования», – сказал Артемьев, добавив, что эти категории по мнению ведомства не относятся к естественным монополиям.

Также ФАС занимается в настоящее время вопросом либерализации тарифов на фиксированную связь. «Если есть регионы, которые к этому (дерегулированию тарифов на фиксированную связь – прим.) готовы, то они могли бы это делать, это привело бы к дополнительным инвестициям в отрасли, и вообще для потребителя это было бы хорошо. Если есть регионы отдаленные – нужно консультироваться с Минкомсвязью, там это может быть не так», – рассказал Артемьев.

«Поэтому нужно делать, как с электроэнергетикой: там, где есть конкуренция, в этих регионах либерализовать, там, где нет, – пока подождать. Собственно, сейчас пытаемся разделить все это дело», - подытожил он.

 

Медведев подписал постановление о заморозке экспортной пошлины на нефть на 2016 год

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о заморозке ставки экспортной пошлины на нефть на 2016 год. Соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Согласно решению правительства, размер ставки вывозной таможенной пошлины на нефть в 2016 году будет сохранен на уровне, действовавшем в 2015 году – 42%. Ранее планировалось снизить ее до 36%.

Как сообщалось ранее, Минфин предлагал сохранить ставку таможенной пошлины на нефть на уровне 42% для покрытия дефицита бюджета. По оценке министерства, это даст бюджету в 2016 году дополнительно около 200 млрд рублей.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Турция, Казахстан, Азербайджан и Грузия создадут транспортный консорциум

Представители крупных транспортно-логистических операторов Турции, Казахстана, Азербайджана и Грузии на встрече в Стамбуле приняли решение учредить консорциум с целью транспортировки грузов из Китая в Европу.

Как сообщила пресс-служба «Грузинской железной дороги», договоренность об этом была достигнута в ходе презентации в Стамбуле возможностей и перспектив Транскаспийского транспортного маршрута «Китай-Турция-Европа», состоявшейся в рамках международной транспортно-логистической выставки «Logitrans».

Готовность стать учредителями консорциума, наряду с китайской компанией Mishgeng Logistics, выразили «КТЖ экспресс» («дочка» «Казахстанской железной дороги»), ЗАО «Азербайджанское Каспийское морское пароходство» и азербайджанская компания «Караван логистикс», а также Trans Caucasus Terminals, дочерняя структура «Грузинской железной дороги». Турецкая сторона будет представлена в консорциуме в качестве ассоциированного члена.

По словам директора Trans Caucasus Terminals Левана Сулаберидзе, компания вместе с соучредителями консорциума фактически уже приступила к работе во всех странах, расположенных вдоль Транскаспийского транспортного маршрута. «Решено организовать первый демонстрационный поезд из Китая в Европу и запустить в этом направлении регулярный контейнерный сервис», – сказал Сулаберидзе.

В рамках этого проекта в течение 2016 года запланировано транспортировать через территорию Грузии первые несколько тысяч контейнеров из Китая в направлении Турции и Европы, а также предусматривается с будущего года начать перевозку грузов через Украину в Северную и Восточную Европу.

«Таким образом, Грузия вновь возвратится к тому традиционному историческому торговому пути, который называется «Шелковым путем», – заявил Сулаберидзе.

Одной из составных частей Транскаспийского транспортного маршрута должна стать железнодорожная магистраль Баку-Тбилиси-Карс общей протяженностью 826 км, ввод в эксплуатацию которой планируется в 2016 году.

 

Минфин предложил владельцам большегрузов включить плату за трассы в расходы

Плата за проезд 12-тонников по федеральным трассам носит компенсационный характер и должна учитываться в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, говорится в пояснении Минфина.

Минфин ссылается на пункт 1 статьи 252 и пункт 49 статьи 264 Налогового кодекса РФ, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

При этом в ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (оператор системы взимания платы) «Интерфаксу» пояснили, что документальным подтверждением внесения платы будут являться любые документы владельца транспортного средства, подтверждающие перечисление денег на специальный счет оператора».

Расходы в виде платы за проезд 12-тонников учитываются при налогообложении прибыли в составе прочих расходов. Таким образом, плата носит компенсационный характер и должна учитываться в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

С 15 ноября в России заработала система взимания платы с грузовиков с разрешенной максимальной массой 12 тонн в счет возмещения ущерба при движении по федеральным автомобильным дорогам, получившая название «Платон». Тариф за проезд грузовиков до 29 февраля 2016 года установлен на уровне 1,53 рубля за километр пройденного пути. С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года он составит 3,06 рубля.

 

Транспортная группа FESCO обеспечит перевозку продукции под брендом Castrol по России

Транспортная группа FESCO сообщает о начале сотрудничества с Группой компаний BP по организации перевозок и экспедированию грузов под брендом Castrol.

Как говорится в сообщении пресс-службы компании, FESCO обеспечит транспортировку продукции под брендом Castrol по 18 основным направлениям внутри России, в том числе из Москвы на Дальний Восток, в Новосибирск, Красноярск. Перевозки будут осуществляться в формате door-to-door, до склада получателя, на базе собственных сервисов и активов FESCO. Это позволит предоставить клиенту максимально эффективные логистические решения, оптимизируя процесс доставки.

Первая отправка в рамках сотрудничества FESCO и BP состоялась в октябре: из Москвы в Новосибирск сервисом FESCO Ob Shuttle успешно было доставлено моторное масло Castrol.

 

Росавтодор может уволить еще 3 тыс. человек и не планирует нового строительства в 2016 году

Глава Росавтодора Роман Старовойт не исключает сокращений сотрудников в 2015 году и не ожидает начала строительства новых дорог в следующем году. Об этом он сообщил в интервью РБК.

«В 2015 году мы фиксируем спад рынка дорожного строительства. Нет новых заказов, и есть компании, которые уже ощутили это на себе. В том числе, и на федеральных стройках: в этом году в нашем секторе сокращено более 7 тыс. человек. Мы понимаем, что до конца года эта цифра может приблизиться к 10 тыс.», – сказал он.

Глава Росавтодора отметил, что они до последнего пытаются удержать на плаву компании, которые находятся в зоне риска, чтобы сохранить рабочие места тысячам людей.

В бюджете-2016, проект которого находится на рассмотрении в Госдуме, на Росавтодор приходится 553 млрд руб., 248,5 из которых будет потрачено на ремонт и содержание уже построенных дорог.

«Раньше мы одной рукой строили дороги, а существующая сеть деградировала. Впервые в истории России в прошлом году мы вышли на 100% финансирование текущего содержания. Это позволит выполнить задачу президента: привести все дороги федеральной сети к концу 2018 года в нормативное состояние», – рассказал Старовойт.

«В основном, в планах крупные стройки, причем стройки – исключительно ранее начатые. В следующем году нового строительства не будет», – отметил глава Росавтодора.

Например, в планах Росавтодора – реконструкция трассы «Таврида» (Керчь – Симферополь – Севастополь), которая позволит беспрепятственно и с комфортом добраться до курортных городов Крыма. Трассу планируется закончить к 2019 году.

Протяженность автомобильных дорог, находящихся в ведении Росавтодора, составляет 48,1 тыс. км (остальные 2,7 тыс. км трасс находятся под управлением госкомпании «Автодор» и являются платными). Росавтодор управляет также 5,6 тыс. мостов и путепроводов, 30 автомобильными тоннелями и 223 пешеходными переходами. Общая стоимость дорожного хозяйства под контролем агентства составляет 781 млрд руб.

 

«ДелоПортс» разместила 10-летние облигации на 3 млрд руб.

«ДелоПортс» завершила размещение неконвертируемых процентных документарных облигаций серии 01 объемом 3 млрд рублей сроком обращения 10 лет с полугодовыми купонными выплатами.

По выпуску предусмотрена 3-летняя оферта по цене 100% от номинала. Ставка купона по итогам закрытия книги заявок установлена на уровне 13,80% годовых, что соответствует доходности 14,28% годовых.

Выпуск зарегистрирован Банком России 20 октября 2015 года, регистрационный номер № 4-01-36485-R.

Организаторами размещения выступили АО «Райффайзенбанк» и ПАО «Совкомбанк». Агент по размещению выпуска - АО «Райффайзенбанк».

«Дебютный выпуск открыл публичные рынки капитала для «ДелоПортс», что позволило диверсифицировать источники финансирования в преддверии нового этапа инвестиционной программы компании. Выпуск рублевых облигаций также стал важным шагом в построении публичной инвестиционной истории «ДелоПортс». «ДелоПортс» является новой историей для рынка, и мы рады, что инвесторы оценили ее привлекательность», - отметил финансовый директор группы компаний «Дело» Андрей Бубнов.

«Новый этап инвестиционной программы «ДелоПортс», завершение которого запланировано на 2018 год, предполагает увеличение мощности зернового терминала КСК до 5 млн тонн, а также строительство глубоководного причала контейнерного терминала НУТЭП. Реализация проектов может удвоить грузооборот компании за счет возможности обработки судов большего тоннажа, что выведет НУТЭП и КСК в лидеры обоих сегментов рынка», - добавляет генеральный директор ООО «ДелоПортс» Игорь Яковенко.

 

Банки готовы финансировать сделку по слиянию CMA CGM и NOL

CMA CGM SA, третий крупнейший в мире контейнерный перевозчик, получила согласие от банков на предоставление финансирования для покупки Neptune Orient Lines Ltd., сообщает Reuters со ссылкой на информированные источники.

CMA CGM заявила в конце ноября, что ведет эксклюзивные переговоры с Neptune Orient Lines Limited (NOL) и его контролирующим акционером Lentor Investments Pte. Ltd. (дочерняя компания Temasek Holdings (Private) Limited), о приобретении 67% NOL. Период эксклюзивности, в течение которого французская компания должна завершить изучение всей отчетности NOL и провести переговоры по условиям окончательного предложения, завершится 7 декабря.

Среди банков, готовых участвовать в финансировании сделки, источники называют HSBC, BNP Paribas и JPMorgan.

 

СУДОХОДСТВО

Слухи не подтвердились: российские суда свободно проходят Босфор и Дарданеллы

Торговые суда под российским флагом, а также суда, принадлежащие российским судовладельцам, но ходящие под флагами «удобных» государств, свободно проходят по проливам Босфор и Дарданеллы.

Эта информация содержится в данных системы AIS, также об этом заявил гендиректор НМТП Султан Батов.

Распространенное 1 декабря в СМИ сообщение о том, что десятки российских судов простаивают на входе в проливы в ожидании разрешения от турецких властей, оказалось ошибочным. По данным международной системы AIS (автоматическая идентификационная система), в первой половине дня 1 декабря как минимум три судна под российским флагом беспрепятственно прошли пролив Босфор. Это были танкеры «Волго-Дон-211», «Павел Юдин» и «Волго-балт-237». Аналогичную информацию, отвечая на вопрос корреспондента, сообщил генеральный директор НМТП Султан Батов.

«На сегодняшний день мы не получили ни одного сигнала о задержке прохождения грузов, и на сегодняшний день такая же ситуация и по отгрузке наших и наливных, и сухих грузов в Турцию - по крайней мере, в течение ближайшей недели и на сегодняшний день никаких других запретительных мер не получали», - сказал он, отвечая на соответствующий вопрос.

Таможенное оформление прибывающих из Турции грузов также проходит в обычном режиме.

«Пункты пропуска, расположенные в регионе деятельности Южного таможенного управления, работают в штатном режиме», - рассказали ТАСС в Южном таможенном управлении.

По данным статистики, с января по октябрь 2015 года Новороссийской таможней было оформлено турецких товаров на сумму более чем 670 млн долларов. Из них фруктов и орехов на 279 млн долларов, овощей - на 171 млн долларов.

Судоходство по проливам Босфор и Дарданеллы регулируется международной конвенцией, принятой в 1936 году в швейцарском Монтрё. Согласно этому документу торговые суда любых стран имеют право беспрепятственного прохода по проливам, как в мирное, так и в военное время. Турецкие власти могут принимать собственные законы, касающиеся прохода про водным артериям, однако согласно нормам международного права, международные соглашения имеют приоритет над национальными.

Ограничения касаются только прохода военных кораблей. Турция может запретить проход военного флота черноморских государств, к которым относится Россия, в нескольких случаях: либо Турция находится в состоянии войны с этим государством, либо состояния войны нет, но имеется непосредственная военная угроза для турецкой республики.

Морские юристы, комментировавшие новость для ИА «Морвести.Ру» сообщили агентству, что перекрытие проливов для торговых судов крайне маловероятно. Единственная возможность для Турции осложнить судоходство – создавать всевозможные проволочки и бюрократические препоны для судов какого-либо флага, например, требуя лоцманской проводки, задерживая диспетчеризацию и т.д.

 

Турция в случае закрытия проливов для транспортировки нефти РФ потеряет в год до $440 млн

Турция в случае закрытия проливов для транспортировки российской нефти потеряет в год до $440 млн. Об этом сказал глава «Транснефти» Николай Токарев.

«Что такое закрыть проливы? Это значит, что 110-115 млн тонн нефти и нефтепродуктов должны уйти через какие-то другие направления и не попадут потребителю через турецкие проливы. Турки тоже умеют считать: транспортировка одной тонны нефти стоит в среднем 3 доллара, не больше 4 долларов. Давайте умножим 110 млн тонн на 4 доллара – это то, что потеряет Турция», – сказал он.

Токарев отметил, что из 110 млн тонн примерно 60 млн тонн российского происхождения, 25-27 млн тонн нефти и 35 млн тонн нефтепродуктов. Остальное – 40 млн тонн нефти КТК, казахстанская и азербайджанская нефть.

При этом глава «Транснефти» подчеркнул, что Россия сможет перенаправить свои потоки через другие направления.

«Мы найдем возможность со своими объемами выйти. Даже если будет сепарировать только российских производителей, Мы это размещаем на Балтику, у нас на этих направлениях (балтийских портов – прим.) профицит мощностей, есть ж/ д транспорт, в конце концов. Мы свою нефть раскидаем без проблем», – сказал он.

«Я прихожу к выводу, что реальной угрозы с транспортировкой российской нефти через проливы нет», – подытожил Токарев.

Ранее официальный представитель ОАО «АК «Транснефть» Игорь Демин заявлял, что Россия обладает достаточным профицитом трубопроводных мощностей, чтобы, в случае перекрытия Турцией черноморских проливов, перенаправить эти объемы нефти для выполнения своих обязательств по поставкам.

Также Демин напомнил, что Турция, в соответствии с Конвенцией Монтрё, может регулировать проход через черноморские проливы только военных кораблей. Для торговых судов Конвенция Монтрё сохраняет свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время.

Таким образом, в нынешней ситуации нет правовых оснований закрывать проливы для российских судов.

 

Объемы контейнерных перевозок из Азии в Европу ускорили снижение

К концу декабря снижение объемов контейнерных перевозок из Азии в Северную Европу по отношению к 2014 году составит 400 тыс. TEU. Об этом говорят прогнозы аналитического агентства Drewry.

По итогам третьего квартала снижение контейнерного оборота на трейде Азия-Европа составило 7,1%, за первые 9 месяцев года - 3,9%, за 12 месяцев с сентября 2014 по сентябрь 2015 года - 1,5%.

Согласно Drewry, имевший место сезонный рост объемов был сведен на нет продолжающимся спадом объемов поставок в Россию, а также снижением спроса в Европе вследствие ослабления евро.

Замедление экспорта из Азии в Европу явно ускорилось в третьем квартале: объемы экспорта в Германию сократились на 7,6%, при том, что за 9 месяцев с января по июнь снижение составило всего 2,3%. Экспорт в Нидерланды снизился на 3%, в Бельгию – на 6,8%, в обоих случаях ускорившись по сравнению с предыдущими двумя кварталами. Объем поставок во Францию показал по итогам последнего квартала небольшой рост на 0,9%, при том, что за первые шесть месяцев рост составил 4,9%.

Британские потребители традиционно встречают рождественский сезон с большим энтузиазмом, чем жители континента. Как свидетельствуют данные Drewry, в этом году средний объем отправок в Британию в течение последнего квартала опережал показатели первого полугодия в среднем на 12%, по сравнению с 2,7% приростом в среднем для Европы.

Динамика спроса и предложения не оставляет никаких сомнений в том, что явилось причиной обрушения фрахтовых ставок на трейде Азия-Европа в прошедший период. В условиях  снижения спроса вместимость судов, обслуживающих направление, выросла в третьем квартале на 4,1% и достигла рекордных 974 тыс. TEU. При этом коэффициенты загрузки судов, находившиеся на протяжении большей части лета на уровне 90% и более, упали ниже 80% в последние недели третьего квартала.

В течение ноября традиционно перевозчики прилагают максимум усилий к тому, что стабилизировать ставки, так как в этом месяце открывается сезон переговоров с крупными клиентами по условиям контрактов на предстоящий год. Однако к концу ноября спотовые ставки фрахта упали до 550 долларов США за TEU.

По оценкам Drewry, более 50% перевозок между Азией и Северной Европой осуществляется по годовым контрактам между перевозчиками и крупными клиентами. И по прогнозам аналитика, контрактные ставки на предстоящий год будут ниже 1 тыс. долларов за TEU.

 

Танкер «Надежда» четыре года ходил с нарушением правил

Севший на мель в акватории порта Невельск танкер «Надежда» четыре года ходил с грубыми нарушениями – будучи однобортным судном он перевозил мазут, который разрешено перевозить только на двубортных судах.

Об этом сообщил замминистра транспорта Виктор Олерский, выступая 2 декабря на заседании совета директоров АСОП в Москве. Капитаны двух портов были отстранены от своих обязанностей: это капитан порта Невельск Владимир Лобунец и капитан порта Ванино Павел Ибрашов.

«Танкер сел на мель и весьма основательно, – сказал Виктор Олерский. – Возможно, что для снятия его с мели придется накачивать воздух».

«Но главное, оказалось, что целых четыре года нарушался закон. Танкер осуществлял бункеровку и возил мазут, но был однобортным. А мазут сегодня разрешено возить только на двубортных танкерах. Капитан порта 4 года «не замечал» этого нарушения, и это еще мягко сказано. Как результат – сильное загрязнение в результате аварии. Поэтому сейчас идет разбирательство, два капитана портов отстранены от работы», – отметил замминистра, сообщает ИА «Морвести.Ру»

 

Минобороны арендует часть акватории пролива Босфор Восточный Японского моря

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому Минобороны в интересах обеспечения национальной безопасности выделяется в обособленное водопользование часть акватории Японского моря.

«Предоставить Минобороны России на 20 лет в обособленное водопользование часть акватории бухты Малый Улисс пролива Босфор Восточный Японского моря», – говорится в документе.

Это сделано для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Документом предусматривается использование этой акватории исключительно для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Предписывается исключить возможность использования участка «юридическими или физическими лицами для иных целей (в том числе рекреации, рыболовства и осуществления аквакультуры (рыбоводства)».

 

Uber рассчитывает запустить в 2016 году водное такси в Санкт-Петербурге

Сервис заказа такси Uber рассматривает возможность запуска в Санкт-Петербурге услуги водного такси (UberBoat) на регулярной основе, по аналогии с уже работающей опцией в Турции, сообщил руководитель Uber в Санкт-Петербурге Михаил Фишер.

Предполагается, что это может произойти в навигацию 2016 года.

В навигацию текущего года интернет-сервис Uber организовал промоакцию (проводилась 8 и 9 августа), предлагая клиентам вызвать личный катер. Тогда услугами перевозки воспользовалось около 100 человек. Время подачи судна составляло примерно 5-10 минут. Подача катера стоила 300 рублей, за каждую минуту поездки дополнительно нужно было заплатить 50 рублей. Таким образом, 25-минутная поездка по маршруту Финляндский вокзал – Медный всадник (около 3,5 км) стоила 1,5 тыс. рублей, но клиенты могли разделить между собой стоимость услуги.

По словам Михаила Фишера, летняя акция показала большой спрос на такие поездки. «Компания сейчас рассматривает возможность запуска услуги на регулярной основе, ведем переговоры с комитетом по транспорту и не исключаем, что это может произойти в 2016 году», – прокомментировал он. Сервис по заказу катера UberBoat на регулярной основе с июня работает в Стамбуле, где суда курсируют через Босфор.

В компании не уточнили, какие конкретно перевозчики будут задействованы для оказания услуг водного такси. По словам господина Фишера, в среднем аренда одного катера обходится в 5 тыс. рублей в час. На наземном транспорте Uber списывает 20% от стоимости заказа.

В комитете по транспорту сообщили, что компания Uber пока не обращалась в ведомство с заявкой на использование причалов или организацию регулярных маршрутов водного транспорта. Соответствующие заявки будут приниматься с 1 февраля 2016 года.

Для того чтобы перевозить клиентов по воде, Uber придется заключить публичный договор с ГКУ «Агентство внешнего транспорта», которое является оператором программы «Городские причалы Санкт-Петербурга», куда входят 15 городских стоянок. Пятнадцатиминутная стоянка судна обойдется перевозчику в 320 рублей.

Всего в городе насчитывается 196 причалов-спусков, все они находятся в собственности Петербурга, но часть из них не используется, еще часть – сдана в аренду комитету имущественных отношений (КИО), который передает права аренды причалов частным компаниям. Они, в свою очередь, могут сдавать причальную инфраструктуру по своему усмотрению по большей ставке.

Соответственно, при аренде таких площадок издержки Uber существенно возрастут.

По мнению экспертов, несмотря на большой спрос на услугу во время промоакции, при регулярной работе Uber придется грамотно продумать тарифную политику, чтобы суда постоянно имели клиентов и не простаивали на причалах. Водное такси могло бы конкурировать с аквабусами, которые, по сути, занимают нишу дорогих полутуристических прогулок.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

CMES согласовал размещение заказа на строительство 10 рудовозов valemax

Совет директоров China MerchantsEnergy Shipping (CMES) одобрил размещение заказа на 10 рудовозов VLOC в соответствии с условиями 25-летнего договора фрахтования с VALE. Об этом передает Seatrade Maritime.

CMES заявила, что разместит заказ на строительство двух рудовозов VLOC, получивших название Valemax – крупнейших в мире судов для перевозки железной руды дедвейтом 400 тыс. тонн – на дочерней верфи China Merchants Heavy Industry (Jiangsu) Co и еще восемь на неаффилированной китайской верфи.

В июле этого года CMES подписала соглашение с Vale о покупке ее четырех рудовозов за 448 млн долларов США и заявила о намерении заказать еще 10 таких судов в соответствии с условиям заключенного с Vale 25-летнего договора фрахтования.

Суда Valemax специально были разработаны Vale для доставки руды в Китай, чтобы за счет доставки крупными партиями сократить расходы на транспортировку и обеспечить конкурентоспособность бразильского сырья по отношению к австралийским конкурентам. На протяжении нескольких лет власти Китая отказывались разрешить Valemax заходить в китайские порты. В прошлом году вопрос удалось разрешить: Vale договорилась передать суда вместе с контрактами на доставку руды китайским компаниямChina Merchants Energy Shipping (CMES) и COSCO.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Олерский: Необходимо создать механизм ранжирования инвестиционных проектов в портовой отрасли

В портовой отрасли от политики допуска всех без исключения инвесторов необходимо перейти к политике их селекции. Об этом сказал заместитель министра транспорта России Виктор Олерский.

Он выступил на заседании Совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП), которое прошло 2 декабря в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта. Об этом сообщает ИА «Морвести.Ру».

«Три года назад была политика «все инвестиции в гости к нам», – сообщил заместитель министра транспорта. – Но сегодня у нас стоит иная задача – селекция инвесторов. В значительной степени из-за ограниченности пропускной способности наших железнодорожных сетей. Она остается серьезным препятствием даже с учетом всех мероприятий, которые уже намечены».

«Поэтому (вице-премьером правительства России Аркадием) Дворковичем было дано поручение Минтрансу и Росморпорту провести работу по подготовке принципов ранжирования инвестиционных проектов», – сказал Виктор Олерский.

«Создать такой механизм, который устанавливает перечень критериев отбора инвесторов необходимо. Более того он не должен зависеть от решения конкретных лиц, к примеру замминистра или руководителя Росморпорта. В нашем понимании это должен быть нечто, похожее на постановление правительства №590 с помощью которого осуществляется разбор инвестиционных проектов на предмет того, попадают они или нет в федеральную целевую программу. И если мы сегодня не сделаем справедливую систему, то в дальнешем будут приниматься решения, которые в принципе не нужны», – подчеркнул замглавы Минтранса.

 

Инвесторы планируют вложить в Свободный порт Владивостока более 60 млрд рублей

Инвесторы намерены вложить более 60 млрд рублей в Свободный порт Владивостока. Потенциальные инвесторы подали 10 заявок, сообщила администрация Приморья.

«Мы уже получили более 10 заявок от потенциальных резидентов Свободного порта Владивосток. Общая сумма инвестиционных предложений - 62 млрд рублей», – цитирует администрация первого вице-губернатора края Василия Усольцева.

Режим Свободного порта Владивосток был введен 12 октября на территории 15 муниципалитетов Приморья: во Владивостоке, Артеме, Большом Камне, Находке, Партизанске, Уссурийске, Спасске-Дальнем, Надеждинском, Шкотовском, Октябрьском, Партизанском, Пограничном, Хасанском, Ханкайском и Ольгинском районах, включая их морские акватории.

Общая площадь территории, которую охватывает экономическая зона, составляет 28,4 тысячи квадратных километров. На ней проживают 1,4 млн человек (75% населения региона). Сейчас здесь зарегистрирован только один резидент – Тихоокеанская инвестиционная компания с проектом гостиницы на 182 номера в поселке Славянка стоимостью 5 млрд рублей.

Свободный порт – это зона, где работает механизм беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Минвостокразвития уже подготовило поправки в закон о создании свободного порта Владивосток. В них его зона распространяется на территорию Сахалина, Камчатки, Чукотки и Хабаровского края.

 

В порто-франко Хабаровска войдут четыре морпорта – в Совгавани, Ванино, Де-Кастри и Николаевске

Свободный порт Хабаровск будет включать в себя четыре морских порта края – в Советской Гавани, Ванино, Николаевске-на-Амуре и Де-Кастри. Об этом сообщил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.

«Мы очень активно работаем с Минвостокразвития по направлению свободного порта. Свободный порт Хабаровск будет включать в себя Ванинский, Советско-Гаванский, Ульчский и Николаевский районы с их морскими портами в Ванино, Советской Гавани, Де-Кастри и Николаевске-на-Амуре», – сказал глава региона.

«Дополнительные преференции в рамках порто-франко заинтересуют и новых инвесторов, прежде всего из стран АТР», – отметил губернатор, напомнив, что интерес к портовым мощностям и проектам в непосредственной близости к ним проявляют китайские, сингапурские, малайзийские и другие компании.

«Для наших гаваней распространение режима свободного порта на них открывает новые возможности. Это и более активное развитие внешнеэкономической деятельности, и новые перспективы по морскому рыболовству и переработке биоресурсов. В некоторых наших портах, таких как Ванино и Де-Кастри, уже работает немало крупных компаний», – сказал Шпорт.

Проект федерального закона «О свободном порте Дальнего Востока» разработан Минвостокразвития РФ по поручению главы государства. Согласно документу, режим порто-франко распространится на территории 14 муниципальных образований четырех дальневосточных регионов общей площадью более 1 млн кв. км и с численностью населения около 500 тыс. человек.

Режим свободного порта предусматривает функционирование «единого окна» на границе, круглосуточную работу пунктов пропуска, получение 8-дневной визы прямо на границе, создание свободной таможенной зоны для участников проекта, налоговые преференции и административные льготы, сокращенные сроки получения разрешительной документации в сфере строительства, а все проверки бизнеса будут в обязательном порядке согласовываться с Минвостокразвития России.

Накануне президент Путин в Послании Федеральному Собранию объявил о намерении федеральной власти «распространить льготный режим свободного порта Владивосток на ключевые гавани Дальнего Востока». По его оценке, это повысит конкурентноспособность Северного морского пути как связующего между Европой и АТР.

По планам развития Сибири и Дальнего Востока Северный морской путь становится одним из главных транспортных коридоров России. Он способен обеспечить не только любой грузопоток, но и максимальную скорость доставки. Круглогодичная навигация сделает трассу предпочтительной и для международных перевозок. Грузопоток по Севморпути может увеличиться в ближайшие 10 лет в десять раз, а в перспективе – в двадцать, до 50 млн тонн в год.

 

Докеры МП СПб приостановили забастовку

Итальянская забастовка прекращена после того, как 26 ноября в Смольном прошла встреча администрации порта, представителей профсоюзов и вице-губернатора Игоря Албина, цитируют «Ведомости» слова председателя профкома докеров Анзора Ломтадзе.

Албин высказал мнение, что их требования заслуживают внимания, и рекомендовал включить их в коллективный договор, следует из сообщения профсоюза докеров по итогам встречи. Представитель пресс-службы порта в пятницу вечером сказал «Ведомостям», что результаты выработки по сменам пока не подсчитаны, но «есть тенденция повышения производительности».

В порту кроме профсоюза докеров действуют еще две профсоюзные организации – «Портовик» (более 750 человек) и первичный профсоюз портовых рабочих Большого морского порта Санкт-Петербурга (около 50 человек). По данным администрации порта, новый коллективный договор на 2016–2018 гг. был подписан с единым представительным органом работников 19 ноября, зарегистрирован в петербургском комитете по труду и занятости населения и вступает в силу 1 января 2016 г. Требования докеров были проигнорированы, а договор не был согласован с профсоюзом, утверждает Ломтадзе. Докеры не согласны с исключением из документа действовавших ранее льгот и гарантий, в частности по доплате за работу во вредных и опасных условиях, а также вознаграждения за выслугу лет. Они требуют сохранения в тексте колдоговора всех льгот и индексации зарплат. По словам Ломтадзе, тарифная ставка докера составляет 137 руб. в час и не индексировалась с 2010 г., а в новом колдоговоре отсутствует более половины различных выплат, гарантий и компенсаций, действовавших по прежнему договору с 1998 г. Средняя зарплата докера – 77 000 руб.

«Город как гарант трудовых отношений имеет право вмешиваться», – передала слова Албина его пресс-служба. Вице-губернатор рекомендовал администрации порта и профсоюзам создать конфликтную комиссию по разрешению спора и провести анализ льгот и гарантий, которые были в старом коллективном договоре и отсутствуют в новом. Переговоры продолжатся в декабре, январе и феврале, «чтобы итоговая редакция колдоговора устроила всех», обещает Албин. Представитель порта в пятницу сообщил, что компания «готова обсуждать новации к договору по установленным процедурам и в соответствии с законодательством». Если требования докеров не будут удовлетворены, итальянская забастовка может возобновиться, обещает Ломтадзе.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Глава РЖД Олег Белозеров возглавил Международный союз железных дорог

Президент ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров возглавил Международный союз железных дорог (МСЖД). Кандидатура Белозерова была единогласно одобрена на заседании Генеральной ассамблеи организации в Париже.

«Международный союз железных дорог – это одна из самых авторитетных в мире транспортных организаций», – отметил Белозеров. Он заверил участников МСЖД, что намерен продолжить «усилия по развитию транспортных международных и региональных проектов».

Международный союз железных дорог основан в 1922 году как объединение железнодорожных администраций, созданное для унификации и совершенствования технических средств и организации эксплуатации железных дорог. Эта организация является одной из наиболее эффективных площадок сотрудничества с международным железнодорожным бизнесом.

 

РЖД разрешат снижать тарифы на отдельные виды грузов до 25%

Правительство планирует добиться эффективной индексации грузовых железнодорожных тарифов в 2016 году не на одобренные официально 9%, а только на 7,5% и, возможно, даже меньше, пишет «КоммерсантЪ».

Монополии придется поднять доходы от перевозки на 38 млрд руб. за счет привлечения грузов с конкурирующих видов транспорта, иначе ей урежут часть утвержденных затрат.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в ближайшие две недели планирует утвердить решение об индексации грузового тарифа РЖД на 2016 год на 9%, рассказали изданию в ведомстве. Повышение подразумевает ряд условий, которые уже согласовало РЖД и заслушало правительство на заседании по инвестпрограмме монополии 26 ноября. ФАС снизит нижний порог тарифного коридора (рамки, в которых ОАО РЖД с 2013 года может изменять грузовой тариф) с минус 12,8% до минус 25%, верхний предел (плюс 13,4% к тарифу) изменен не будет.

Правительство не согласилось с предложением РЖД обнулить для компании налог на имущество в 2016 году и лишь заморозило его ставку на уровне 1%. Монополия обещала при  обнулении сократить расходы на 23 млрд руб., при утвержденном росте РЖД потребуется до 27 млрд руб. субсидий, и источник этих средств компании непонятен.

Возможность дополнительной скидки РЖД должно использовать, чтобы вернуть на сеть высокодоходные грузы, уходящие сейчас на альтернативные виды транспорта. «Мы  подразумеваем, что скидки будут предоставляться прежде всего на внутренних направлениях на металлы, стройматериалы, нефть и нефтепродукты, лес, зерно и другие товары на малых и средних плечах – 1,5-3 тыс. км, – говорит советник руководителя ФАС Игоря Артемьева Павел Шпилевой, – то есть на тех направлениях, где имеется наиболее жесткая конкуренция с автомобильным и другими видами транспорта».

Как пояснили в ФАС, с ОАО РЖД согласовано, что эффективная индексация тарифа составит 7,5%. Эту индексацию называл на прошлой неделе и глава монополии Олег Белозеров. Но он не пояснил, как это будет достигнуто, добавив, что нужно доработать более гибкую систему тарифообразования.

На фоне введения платы за пользование федеральными автотрассами для дальнобойщиков, вызвавшее скандал в отрасли, железнодорожники уже заявляют о готовности принять часть грузопотоков.

Как поясняют в ФАС, чтобы достичь уровня выручки от перевозочной деятельности 1,465 трлн руб., которая заложена в утвержденный правительством финансовый план РЖД, компания берет обязательство, предоставляя скидку, увеличить грузовую базу к концу 2016 года на 38 млрд руб. Если компания этого не сделает, то будет обязана урезать затраты на сумму недовыполненных обязательств: ФАС не утвердит их в следующем тарифном периоде.

Источник среди крупных грузоотправителей отмечает, что за десять лет с железной дороги ушло около 155 млн т грузов и предельно оптимистично было бы ожидать возврата хотя бы половины этого объема. «Грузоотправители, которые ушли по ценовым причинам, уже вложили средства в альтернативную инфраструктуру, их вернуть крайне тяжело,- говорит он.- Речные перевозки гораздо дешевле, и, пока река не обмелеет, грузы будут возить по воде. А с трубопроводного транспорта грузы вернуть вообще нельзя».  

Эксперты добавляют, что 38 млрд руб.- очень амбициозная цель, поясняя, что в 2015 году «РЖД-Логистика» вернула на железную дорогу лишь 1,7 млн т грузов, что принесло 1 млрд руб. А теперь предполагается переориентировать около 50 млн т грузов, то есть увеличить погрузку примерно на 4%. По мнению экспертов, основной потенциал конкуренции с альтернативными видами транспорта лежит в привлечении за счет низкого тарифа строительных грузов с реки и автодорог.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ