Бюллетень новостей №40 (150) с 24 по 30 октября 2015 - Морские вести России

Бюллетень новостей №40 (150) с 24 по 30 октября 2015

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Путин призвал отказаться от номинирования тарифов в портах РФ на перевалку грузов в иностранной валюте

Президент России Владимир Путин призвал прекратить использование иностранной валюты при расчетах за топливно-энергетические ресурсы, в частности, при перевалке нефти.

Такое заявление глава государства сделал, открывая во вторник президентскую комиссию по ТЭК.

 

Минтранс: Субъекты РФ должны разработать собственные региональные транспортные стратегии

Для взаимоувязки федеральных и региональных планов развития транспортной инфраструктуры субъекты РФ должны разработать собственные региональные транспортные стратегии.

Как сообщает ИА «Морвести.Ру», об этом заявил Сергей Егоршев, заместитель директора департамента программ развития министерства транспорта РФ, выступая на VIII международном форуме «Транспортно-транзитный потенциал» в Санкт-Петербурге.

«Объем федерального финансирования транспортного комплекса сокращается, – сообщил чиновник. – В текущем году он составляет 925 млрд рублей, из них в рамках государственной программы развития транспортной системы – более 820 млрд руб. Это на 13% меньше по сравнению с ранее планируемыми расходами. Расходы инвестиционного характера сократятся почти на 23%».

«В условиях сокращения инвестиционных расходов приоритетность реализации проектов должна в первую очередь учитывать их мультипликативный вклад в социально-экономическое развитие регионов России. Важным аспектом эффективной реализации государственной транспортной политики является активное участие самих регионов в этом процессе. Очень важна взаимоувязка федеральных и региональных планов развития с общей федеральной стратегией развития транспорта», – подчеркнул Сергей Егоршев.

«Для ускорения и сбалансированного развития этих процессов субъекты РФ должны начать разрабатывать свои региональные транспортные стратегии, увязанные с транспортной стратегией РФ. В 2014 – 15 мы совместно с нашим подведомственным учреждением «Научный центр по комплексным транспортным проблемам» разработали методические рекомендации по формированию региональных транспортных стратегий. И первой из этих стратегий, подготовленных в соответствии с данными рекомендациями, является транспортная стратегия Свердловской области. Она закончена совсем недавно, это первый пробный проект. Надеемся, что она будет заслушана на правительственной комиссии по транспорту и рекомендована как ориентир для других регионов», – сообщил представитель Минтранса.

«Мы считаем, что с помощью региональных транспортных стратегий можно будет посчитать мультипликативные и бюджетные эффекты для определения приоритетности проектов. Региональная транспортная стратегия должна стать необходимым документом для привлечения не только государственных, но и в первую очередь частных инвестиций для реализации проектов на территории субъектов РФ. Формирование системы региональных стратегий запустит механизм эффективной подготовки согласованной транспортной политики на уровне федерации и регионов. Будет достигнута главная цель – создание единого транспортного пространства», – подытожил Сергей Егоршев.

 

М. Асаул: Договор о судоходстве в рамках ЕАЭС должен быть согласован до конца октября и подписан до конца года

Договор о судоходстве в рамках ЕАЭС должен пройти процедуру внутригосударственного согласования до конца октября этого года и должен быть подписан президентами стран-членов ЕАЭС до конца года.

Об этом сообщил Максим Асаул, заместитель директора департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии, выступая на VIII международном форуме «Транспортно-транзитный потенциал», который прошел 1 октября 2015 г. в Санкт-Петербурге, передает ИА «Морвести.Ру».

«Проект договора о судоходстве разработан транспортными ведомствами стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на площадке Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), – сообщил представитель ЕЭК. – В сфере водного транспорта предусмотрено, что суда под флагом государств-членов союза имеют право осуществлять перевозку грузов, пассажиров и их багажа, буксировку между государствами флага судна и другими государствами-членами на смежных внутренних водных путях. Также они имеют право осуществлять транзитный проход по внутренним водным путям другого государства-члена союза, за исключением перевозки и буксировки между портами и перевозок из/в портов другого государства-члена союза и третьими странами в соответствии с международным договором о судоходстве».

«22 сентября проект этого договора рассмотрен на заседании коллегии ЕЭК. По результатам рассмотрения коллегия приняла решение одобрить проект договора и направить его сторонам для проведения процедур внутригосударственного согласования. Указанные процедуры согласно этому же решению должны быть проведены до конца октября и вынесены на совет ЕЭК. Такие сжатые сроки выбраны потому, что договором о создании союза предусмотрено, что данный договор должен быть подписан президентами наших стран до конца текущего года», – подчеркнул Максим Асаул.

«Назову ключевые моменты данного договора. Проектом договора упрощается порядок доступа для государств-членов на внутренние водные пути. Предполагается, что вместо существующего ныне разрешительного порядка он будет носить уведомительный характер. Для совершения транзитного прохода по ВВП государств-членов судовладельцу нужно будет направить уведомление в компетентные органы указанных государств не позднее чем за 3 дня, до даты планируемого прохода судном госграницы этого государства.

Также проект договора направлен на гармонизацию квалификационных требований, предъявляемых членам экипажа законодательством стран-членов в сфере обеспечения безопасности судоходства, технического регулирования, страхования и лицензирования», – подвел итог представитель ЕЭК.

 

Минтранс предложил сократить финансирование ФЦП по развитию транспорта России до 2020 года

Минтранс предложил урезать средства для программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» на 11,7%, до 10,25 трлн рублей, сообщает «Коммерсант».

Заметно сократились средства на подпрограмму «Железнодорожный транспорт» – на 15,4%, до 3,67 трлн рублей, но гораздо сильнее урезаны целевые показатели по вводу новых линий. В эксплуатацию до 2020 года будет введено всего 0,6 тыс. км, втрое меньше, чем планировалось в предыдущей редакции, электрифицировано будет 0,6 тыс. км вместо 1,1 тыс. км.

На речном транспорте ограничения пропускной способности Единой глубоководной системы к 2020 году планируется сократить не в 7 раз, а в 1,3 раза, хотя финансирование подпрограммы даже увеличено на 0,8%, до 245 млрд рублей. Также более чем вдвое сокращается программа обновления обслуживающего флота на реке – с 352 до 159 новых судов.

Заметнее всего сокращены средства на подпрограмму «Морской транспорт» – на 21,9%, до 636 млрд рублей. Из нее убраны реконструкция и строительство объектов инфраструктуры порта Архангельск, строительство транспортных судов разного назначения, в том числе паромов для обслуживания Дальневосточного региона и порта Сочи и других. Вместо 21 нового морского судна, работающего на социально значимых маршрутах, в программе предлагается построить всего одно.

 

В Минэкономразвития предупредили о риске «повторного шока» для экономики РФ

Консервативный сценарий Минэкономразвития на 2016-2018 годы исходит из прогноза цены на нефть в $40 за баррель, это означает повторный шок для российской экономики.

Об этом заявил заместитель министра экономического развития Алексей Ведев, выступая во вторник в Совете Федерации с презентацией социально-экономического прогноза. Достижение докризисного уровня произойдет не ранее 2020 года, добавил он.

По оценке Минэкономразвития, снижение инвестиций достигнет своего дна в первом квартале 2016 года, затем начнется некоторое восстановление, но все равно по итогам следующего года ожидается снижение инвестиций.

«После падения почти на 10% инвестиций в основной капитал в этом году, в следующем году мы ожидаем стабилизацию, но все-таки низкую инвестиционную активность, прогнозируем снижение инвестиций на 1,6%. Инвестиционное дно мы ожидаем в первом квартале 2016 года, со второго квартала ожидаем некоторое инвестиционное оживление», - озвучил оценки министерства замминистра.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

«Совфрахт» приобрел 20% акций Северного морского пароходства за 168 млн рублей

ПАО «Совфрахт» (головная компания группы «Совфрахт-Совмортранс») приобрело 20%-ный госпакет акций ОАО «Северное морское пароходство». Результаты торгов размещены на сайте ОАО «Российский аукционный дом».

В торгах приняло участие 3 претендента (не раскрываются).

Победитель торгов – ПАО «Совфрахт» – приобрел лот за 168,4 млн рублей (начальная цена – 166,9 млн рублей).

«Бытует мнение, что миноритарные пакеты акций представляют интерес только для акционеров предприятия. Сегодняшние торги опровергли данное утверждение - покупателем 20% акций Северного морского пароходства выступил сторонний покупатель – компания Совфрахт, одним из направлений деятельности которой являются морские грузоперевозки», – комментирует сделку Андрей Степаненко, генеральный директор Российского аукционного дома.

Северное морское пароходство - российская судоходная компания, занимающаяся морскими перевозками по всему миру, в том числе по трассе Северного морского пути. Флот СМП состоит из 34 судов различного назначения общим дедвейтом 117 тысяч тонн. По итогам 2014 года пароходство увеличило чистую прибыль в 27 раз – до 57,5 млн рублей.

ПАО «Совфрахт» – головная компания группы «Совфрахт-Совмортранс». Оказывает универсальные транспортно-логистические услуги, специализируется на железнодорожных перевозках нефтеналивных грузов собственным и арендованным подвижным составом.

 

«Дочка» «Роснефти» подала в ФАС ходатайство о покупке мурманского нефтетерминала у «Синтеза»

Дочерняя компания «Роснефти» «РН-Актив» подала в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) ходатайство о приобретении 100% голосующих акций мурманского ЗАО «Нефтяной терминал «Лавна».

Это следует из материалов на сайте антимонопольного ведомства.

ФАС России, в связи с необходимостью дополнительного рассмотрения ходатайства, приняла решение о продлении срока рассмотрения на два месяца, отмечается в сообщении.

ЗАО «Нефтяной терминал «Лавна» принадлежит ЗАО «Синтез Петролеум», входящему в группу «Синтез».

 

ОСК создаст собственную лизинговую компанию на основе «Гознак-лизинга»

Минпромторг опубликовал проект указа президента, который предусматривает передачу от Росимущества Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) пакетов акций 17 компаний.

В основном речь идет о верфях и конструкторских бюро, где ОСК уже владеет контрольным пакетом. Так, корпорации будет передано 18,2 % «Адмиралтейских верфей», 16,7% «Звездочки», 48,5 % «Севмаша» и т. д. Но помимо акций верфей и КБ ОСК получит и 100% минус одну акцию лизингового ЗАО «Гознак-лизинг».

В пояснительной записке отмечается, что в госпрограмме «Развитие судостроения до 2030 года» лизингу «отводится значительная роль в процессе восстановления и развития судостроительных компаний», в том числе входящих в ОСК. Поэтому в Минпромторге считают целесообразным для этого «использовать уже существующую лизинговую компанию».

В ОСК вчера сообщили изданию, что передача «Гознак- лизинга» позволит «создать кэптивную лизинговую компанию, которая обеспечит привлечение новых заказов», а свое первое финансирование компания получит уже в 2016 году.

Сейчас сегмент судового лизинга в РФ развит очень слабо, отмечается в издании, на него приходится всего 2,3 % от общего портфеля лизинговых компаний. По мнению аналитиков, создание собственной лизинговой компании может стать «эффективным инструментом выхода ОСК на внутренний рынок судов для речного и рыболовецкого флота», но придется обеспечить более привлекательные финансовые условия кэптивной структуры, чем у крупнейших лизинговых госкомпаний. В то же время эксперты подчеркивают, что развитие сегмента в 2015-2016 годах лизинга

 

Известный литератор судится с паромным оператором St.Peter Line

Совладелец St.Peter Line, известный писатель Александр Потемкин подал в суд кипрской Никосии иск о ликвидации SC Maritime Cruises Ltd, которой принадлежит контроль в паромном операторе. Факт подачи иска подтвердил изданию представитель господина Потемкина.

В иске поясняется, что Александру Потемкину принадлежит 30% в SC Maritime Cruises, которая контролирует 50,02% акций головной структуры St.Peter Line - кипрской Cruise and Ferry Investment Holding. Еще 70% SC Maritime Cruises были подконтрольны Inflot World Wide Cruise & Ferry, ее бенефициары не раскрываются. В сообщении представителей господина Потемкина утверждается, что в 2014 году Inflot World Wide Cruise & Ferry переуступила 70% в SC Maritime Cruises ООО «Эстафета», аффилированной с ОАО Банк «Санкт-Петербург». В итоге Александр Потемкин «был полностью исключен из процесса руководства бизнесом», без согласования

В иске поясняется, что 70% акций SC Maritime Cruises были заложены банку «Санкт-Петербург» в июле 2013 года под кредит, сумма которого не раскрывается. Залог акций подтверждает и решение совета директоров SC Maritime Cruises, и гендиректор St.Peter Line Сергей Котенев сообщил «Коммерсанту», что суда компании также заложены в «Санкт-Петербурге».

В St.Peter Line заявили, что «компания не находится в ликвидации и не ведет активных судебных процессов». Там отказываются признавать господина Потемкина совладельцем и считают, что причина иска – расторжение договоров аренды магазинов duty free на паромах, которыми управляла структура литератора. Более того, St.Peter Line рассматривает возможность подачи иска к управлявшей магазинами структуре Александра Потемкина «по факту мошенничества».

Юристы отмечают, что кипрский суд может удовлетворить иск о ликвидации, если сочтет ликвидацию в конкретных обстоятельствах «справедливой». Отраслевые эксперты же полагают, что в данном случае ликвидация маловероятна, и суд вряд ли повлияет на операционную деятельность St.Peter Line, но разбирательство, которое, скорее всего, завершится денежными расчетами, чревато репутационными рисками.

 

Китайская ZPMC намерена участвовать в строительстве судостроительного завода «Звезда»

«Шанхайская тяжелая промышленная группа компаний Чжэньхуа» (ZPMC) приняла участие в тендере на поставку кранового оборудования для судостроительного комплекса «Звезда».

Максимальная цена закупки - 8,14 млрд рублей. Об этом говорится в материалах госзакупок.

Всего заявки на участие в тендере подали 8 компаний, 7 из них российские. При этом предложение ZPMC является самым выгодным - компания просит за свои услуги 90,598 млн долларов, что соответствует 7,379 млрд рублей по курсу ЦБ на момент подачи заявки. «Приморский механический завод» просит 7,630 млрд рублей, «КрэйнПро-Инженеринг» – 7,854 млрд рублей. Остальные заявки превышают 8 млрд рублей.

В документации открытого запроса сказано, что цена договора составляет 35% в критериях оценки запроса, таким образом у китайской компании сейчас самые высокие шансы получить подряд.

Заказчиком тендера является «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта». Подрядчик должен осуществить поставку одного крана типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн, четырех монтажных кранов грузоподъемностью 320 тонн, двух кранов с маховой стрелой и двух башенных кранов с прямой фиксированной стрелой грузоподъемностью 100 тонн.

Сроки поставки кранов с даты заключения договора составляют от 16 до 18 месяцев.

Судостроительный завод «Звезда» строится в городе Большой Камень Приморского края с 2009 года. Первоначально проект создавали и начали реализовывать Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и южнокорейская кораблестроительная компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. (DSME, подразделение концерна Daewoo).

Впоследствии в 2012 году DSME вышла из проекта, а ОСК уступила пакет из 75% минус две акции Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС, включающий верфь «Звезда» и ряд других судостроительных площадок) консорциуму «Современные технологии судостроения», созданному Газпромбанком и «Роснефтью».

В прошлом году стоимость строительства верфи оценивалась в 111,7 млрд рублей, пусковой очереди – 60 млрд рублей. Как ожидается, новая площадка начнет работу в 2018 году и приступит к производству морской техники и оборудования для разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья. В частности, танкеров водоизмещением до 350 тыс тонн, газовозов емкостью до 250 тыс. куб м, судов ледового класса, специальных судов спусковым весом до 29 тыс тонн, элементов морских платформ для освоения арктических шельфовых месторождений нефти и газа.

 

СУДОХОДСТВО

В Санкт-Петербурге удвоят штрафы за незаконную стоянку судов

Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга сегодня в первом чтении приняли поправки в закон, которые ужесточают штрафы за остановку или стоянку судов в запрещенных местах.

На данный момент штрафы незначительны, и владельцам судов проще заплатить их, чем соблюдать законодательство, пояснил представитель губернатора в Заксобрании Михаил Бродский. Он добавил, что законопроект «позволит также повысить безопасность судоходства в Петербурге».

Сейчас штраф за такое правонарушение составляет 1-1,5 тысячи рублей для граждан, 3-5 тысяч для должностных лиц и 10-30 тысяч – для юрлиц. Его предлагается поднять до 3-5 тысяч для граждан и до 5-10 тысяч рублей – для должностных лиц. Поправки будут внесены в закон «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».

 

В Якутии подвели итоги навигации

28 октября заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк принял участие в совместном заседании Экспертного совета Ленского бассейна и Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросу «Итоги навигации 2015 года и основные задачи на 2016 год» с участием Председателя правительства Республики Саха (Якутия) Г. Данчиковой.

В совещании также участвовали начальник Управления внутреннего водного транспорта Росморречфлота В. Аборнев, руководитель ФБУ «Администрация Ленского бассейна» П. Снытко, члены Правительства Республики и Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), члены Правительства Иркутской области руководство Якутской транспортной прокуратуры, Северо-Восточного управления МВД России на транспорте, муниципальных районов (улусов) Республики Саха (Якутия) и Иркутской области, руководители коммерческих предприятий и судоходных компаний.

На заседании отмечено,что навигация текущего года прошла в условиях маловодности верховий реки Лены. При этом Администрация Ленского бассейна выполнила необходимый объем путевых работ по обеспечению гарантированных габаритов судовых ходов, что позволило перевезти все предъявленные к перевозке грузы, в том числе на Крайний север, а также для реализации проекта Сила Сибири.

Также В. Вовк провел рабочую встречу с Председателем Правительства Республики Саха (Якутия) Г. Данчиковой, на которой стороны обсудили вопросы взаимодействия Федерального агентства морского и речного транспорта и Правительства Республики Саха (Якутия).

В рамках поездки В. Вовк посетил Якутский район водных путей ФБУ «Администрация Ленского бассейна», где осмотрел дноуглубительную технику филиала, производственные цеха. И провел совещание в Администрации Ленского бассейна по вопросам текущей деятельности с участием руководства предприятия.

 

COSCO планирует прямой сервис в Европу по Северному морскому пути

Крупнейшая китайская судоходная компания COSCO намерена запустить регулярный сервис в Европу по Северному морскому пути (СМП).

Об этом сообщает South China Morning Post со ссылкой на заявление пресс-службы компании.

Европейский союз является крупнейшим торговым партнером Китая. Маршрут через Арктику позволит сократить сроки доставки на девять дней, по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал.

Пресс-секретарь COSCO не сообщила о сроках запуска сервиса по СМП, однако подтвердила намерения компании.

Ранее в этом месяце, судно COSCO Yong Sheng завершило 55-дневный круговой рейс между Китаем и Европой по СМП, сообщает Xinhua. Первый рейс по этому маршруту был совершен 2 года назад тем же судном.

 

Ставки фрахта на перевозку контейнеров из Азии в Европу остановили снижение, ставки в направлении портов США резко упали

В соответствии с последними значениями шанхайского контейнерного индекса SCFI, индикативные спотовые ставки на перевозку контейнеров из Шанхая, в среднем, снизились на 5,45% по сравнению со значениями предыдущей недели.

Значение индекса по состоянию на 23 октября составило 537,73 пункта по сравнению с 568,71 пунктами неделей ранее.

Спотовые ставки на транстихоокеанском направлении напротив возобновили падение: значение индекса SCFI на перевозки из Шанхая в порты западного побережья Северной Америки снизились на 15% до 1166 долларов за 40-футовый контейнер (FEU) после роста на 13% на прошлой неделе. Индекс из Шанхая на порты восточного побережья составил 2163 доллара за FEU. Падение индекса за неделю составило 9,5%, полностью «поглотив» 8% рост предыдущей недели.

Значения индекса SCFI для других направлений перевозок приведены в таблице ниже.

На прошлой неделе Maersk объявил о пересмотре прогноза по прибыли на текущий год на фоне резкого ухудшения ситуации на рынке контейнерных перевозок во второй половине третьего квартала, особенно в октябре. Maersk Line сократила прибыль по итогам 3 квартала в два раза до 778 млн долларов США (3 кв. 2014 года: 1,5 млрд долларов США). Выручка OOCL в 3 квартале снизилась на 12%, несмотря на рост объемов перевозок, под давлением падающих ставок.

 

Расширение Панамского канала завершится по плану в апреле 2016 года

Третья цепочка шлюзов Панамского канала будет открыта для коммерческого судоходства в апреле 2016 года, несмотря на трещины, выявленные в ходе начавшихся летом испытаний, сообщает Администрация канала.

Министерство иностранных дел Панамы уже готовит приглашения на церемонию открытия, в которой, как предполагается, примут участие главы 70 государств.

Новые шлюзы канала смогут пропускать суда шириной до 49 метров, длиной до 366 метров и осадкой до 15 метров. Вместимость судов, которые смогут проходить через канал составит 13-14 тыс. TEU, в 3 раза больше судов Panamax – класса судов, габариты которых, как следует из названия, ограничивались предыдущими параметрами канала.

Завершение расширения канала изначально планировалось на 2014 год. Однако ход проекта стоимостью 5,25 млрд долларов несколько раз задерживался из-за увеличения стоимости строительства, технических проблем и конфликтов с профсоюзами.

В августе, в ходе испытаний новых шлюзов, были выявлены трещины в балке шлюза Коколи на тихоокеанском конце канала, что вновь поставило сроки завершения проекта под угрозу.

 

Эксперт: Потребности в СПГ будут расти на 4-6% в год

Ежегодные мировые потребности в сжиженном природном газе (СПГ) к 2020 году будут прирастать темпами 4-6%. Такой прогноз озвучил сегодня глава британской нефтегазовой BG Group Хельге Лунд на проходящей в Сингапуре конференции «Газтех-2015».

По его оценкам, к 2040 году в общем объеме потребляемой энергетики на долю газа будет приходиться около 50% «с одновременным увеличением составляющей СПГ».

В настоящее время, сказал Лунд, СПГ занимает 10% в общем объеме потребления газа и 30% в общем объеме торговли газом. «Основными рынками сбыта в будущем станут Китай, Индия и государства Юго-Восточной Азии», – отметил глава компании.

Среди основных факторов, которые влияют на увеличение доли СПГ, Лунд назвал «диверсификацию энергоресурсов, которую проводят многие страны».

«Три года назад нельзя было представить, что, например, Египет и Пакистан станут покупателями СПГ», – подчеркнул руководитель BG Group. Кроме того, он отметил, что «расширяется использование СПГ в новых областях, например, в качестве топлива для судов».

Одновременно нынешнюю ситуацию на рынке энергоресурсов Лунд назвал «некомфортной, но позволяющей переосмыслить некоторые вещи».

По его словам, «необходимо понять, что бизнес в будущем уже не будет таким, как раньше».

 

СУДОСТРОЕНИЕ

Минэнерго Потребность в судах и морской технике для Арктики к 2030 году может составить 400 единиц

Потребность в судах и морской технике для Арктики к 2030 году может составить 400 единиц. Об этом говорится в сообщении Минэнерго по итогам очередного заседания рабочей группы «Развитие энергетики» Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.

В ходе заседания его участники обсудили вопросы обеспечения судами и морской техникой шельфовых проектов в Арктике. Их использование во многом определяется объемами текущих геологоразведочных работ, и запланированных на ближайшую перспективу.

Отдельное внимание было уделено стимулированию использования наилучших доступных технологий при реализации арктических проектов.

Еще одной темой для обсуждения стало развитие электрогенерирующих и электросетевых объектов на территории Арктической зоны РФ. Особый акцент был сделан на модернизации существующих мощностей, а также строительстве новых объектов, в том числе тепловой и гидрогенерации. Кроме того, представители всех отраслевых подгрупп рассказали о приоритетных инфраструктурных проектах в Арктике, мерах их государственной поддержки и стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов.

Также был затронут вопрос паспортизации и категорирования объектов ТЭК в Арктике, по результатам которой им присваивается та или иная степень опасности. До декабря текущего года эту процедуру пройдут свыше 900 объектов. Тогда же состоится и следующее заседание рабочей группы.

 

Церемония спуска ледокола «Новороссийск» прошла на Выборгском судостроительном заводе

29 октября 2015 года на Выборгском судостроительном заводе (входит в состав Объединённой судостроительной корпорации) прошла торжественная церемония, посвященная спуску на воду ледокола «Новороссийск» – серийного дизель-электрического ледокола проекта 21900М. «Новороссийск» – систершип «Владивостока», переданного заказчику в октябре этого года.

В официальном мероприятии приняли участие руководители Федерального агентства морского и речного транспорта, Росморпорта, Объединенной судостроительной корпорации, Российского морского регистра, а также представители местной власти и партнеры предприятия.

Сборка корпуса судна «Новороссийск» осуществлялась на полупогружной барже «Атлант», построенной на верфи для выполнения данного заказа. Спуск ледокола также произведут с баржи, для чего она будет отбуксирована на глубоководный полигон Выборгского залива. Напомним, что головной ледокол проекта 21900 М «Владивосток» в октябре 2015 года в соответствии с контрактными сроками был передан Заказчику – Федеральному агентству морского и речного транспорта. По контракту с заказчиком Выборгская верфь строит еще второй серийный дизель-электрический ледокол – «Мурманск».

Закладка ледокола «Новороссийск» прошла на выборгской верфи в декабре 2012 года. Судно данного проекта способно преодолевать льды толщиной до 1,5 метра. Его основное назначение: самостоятельная проводка крупнотоннажных судов, буксировка, тушение пожаров на плавучих объектах и иных сооружениях, помощь судам, терпящим бедствие, перевозка полезных грузов.

 

«Красное Сормово» построит два танкера для «Волготранса»

Нижегородский судостроительный завод «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) подписал контракты на поставку двух танкеров-химовозов, сообщили в пресс-службе предприятия.

«Завод «Красное Сормово», ООО «Волготранс» и ЗАО «Гознак-лизинг» подписали два трехсторонних контракта на поставку двух танкеров-химовозов усовершенствованного проекта RST27. Передача судов заказчику запланирована на 2017 год», – уточнили на заводе. «Гознак-лизинг» выступило лизингодателем по контрактам.

Танкеры проекта РСТ27 – самоходные суда «Волго-Дон макс» класса, предназначенные для смешанной (река-море) перевозки наливных грузов. Завод построил 17 танкеров РСТ27 за последние три года.

Существенно доработанный проект танкера-химовоза позволяет перевозить продукты метанольной группы. Габаритная длина судна – 140 метров, ширина – 16 метров, эксплуатационная скорость – 10,5 узлов. При осадке 3,6 м в реке дедвейт судна составляет 5400 тонн, это максимальная величина из всех аналогичных судов. При осадке 4,2 метра в море дедвейт – 6980 тонн. Первый танкер-химовоз проекта РСТ-27 был спущен на воду на сормовской верфи и передан заказчику в сентябре 2015 года.

Как сообщалось ранее, на международной выставке «Нева-2015» в Санкт-Петербурге также подписан контракт на строительство нижегородским заводом двух танкеров типа РСТ-27 для судоходной компании «БФ Танкер». Суда должны быть построены в период речной навигации 2016 года.

 

Единственный за Уралом речной судостроительный завод остался без заказов

«Томская судоходная компания» вынуждена перепрофилировать единственный за Уралом завод, специализирующийся на строительстве речного флота, на производство металлоконструкций. Предприятие, расположенное в поселке Самуськи под Томском, осталось без заказов, сообщил председатель совета директоров компании Владимир Кноль.

«В этом году почти все федеральные программы свернуты, в том числе по строительству технического флота, и завод оказался без заказов. Для нас это очень больной удар. Мы сегодня предприняли приличные шаги по перепрофилированию деятельности завода на изготовление металлоконструкций для нефтяных компаний, чтобы сохранить коллектив», – сказал Кноль.

По его словам, по федеральной программе возрождения технического флота России предприятие за последние годы построило 19 единиц флота, за счет чего удалось практически с нуля сформировать новый коллектив завода.

«В 2015 году мы достроили одно судно для Казахстана - тысячетонную баржу, она до сих пор у нас стоит. Мы не можем ее отдать, потому что они не рассчитываются с нами. Из нового в этом году ничего не строили, заказов нет. Мы выполняем объемы по металлоконструкциям и судоремонту - это заказы «Томской судостроительной компании», - отметил Кноль.

Он пояснил, что сейчас у «Томской судоходной компании» имеется более 400 единиц флота, износ которого достиг 80 %. Самому молодому судну – 3 0 лет. В этом году компания планирует удвоить объем средств на судоремонт - на эти цели будет направлено 140 млн рублей.

По оценке Кноля, летняя навигация в Томской области завершилась благополучно. Всего было перевезено более 4 млн тонн грузов, что соответствует уровню прошлого сезона. Из-за снижения объемов строительных работ в Томске значительно уменьшилась поставка строительных материалов. В частности, с 1,4 млн тонн в 2014 году до 700 тысяч тонн в 2015-м уменьшилась поставка местных нерудных материалов. По итогам этого года холдинг «Сибирский центр логистики» (в его состав входит «Томская судоходная компания») ожидает выручку 8 млрд рублей - на 8% больше, чем в 2014 году.

«Томская судоходная компания» осуществляет грузовые и пассажирские перевозки по рекам Обь-Иртышского бассейна в Сибири, осуществляет добычу, переработку и поставку нерудных строительных материалов, а также обеспечивает Томскую область и районы Крайнего севера социально значимыми грузами.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Перевалка российских грузов морскими портами РФ, Балтии и Украины увеличилась на 0,7% до 543,1 млн тонн в январе-сентябре 2015 года

Перевалка российских грузов морскими портами РФ, Балтии и Украины по итогам января- сентября текущего года увеличилась на 0,7% относительно аналогичного периода прошлого года до 543,1 млн тонн. В том числе, перевалка сухих грузов составила 254,4 млн тонн (-0,6%), наливных – 288,7 млн тонн (+1,8%).

По данным Ассоциации морских портов, морскими портами РФ перевалено 496,1 млн тонн (+3,1% к январю-сентябрю прошлого года). Морскими портами Украины и Балтии перевалено 47 млн тонн российских грузов, что на 19,1% меньше, чем в январе-сентябре 2014 года (58,1 млн тонн). Отрицательная динамика перевалки наливных грузов составила 26,7% до 16,5 млн тонн, сухих грузов – 14,3% до 30,5 млн тонн. Всего портами Балтии и Украины перевалено 8,7% от общего объема перевалки российских грузов.

Как ранее сообщалось, объем перевалки внешнеторговых грузов России через морские порты РФ, Украины и Балтии в январе-сентябре текущего года составил 505,08 млн тонн. Портами РФ перевалено 90,4% общего объема российских внешнеторговых грузов - 458,06 млн тонн, что на 2,6% превышает показатель января-сентября прошлого года. Перевалка наливных грузов увеличилась на 6,1% до 258,9 млн тонн (нефти и нефтепродуктов - 247,03 млн тонн (+6,4%)). Одновременно с этим, перевалка сухих грузов сократилась на 1,5% до 199,16 млн тонн. Снижение перевалки грузов в контейнерах составило 17% до 25,93 млн тонн

 

Объем перевалки внешнеторговых грузов РФ через морские порты РФ, Украины и Балтии составил 505,1 млн тонн в январе-сентябре 2015 года

Объем перевалки внешнеторговых грузов России через морские порты РФ, Украины и Балтии в январе-сентябре текущего года остался на уровне аналогичного периода прошлого года – 505,08 млн тонн (+0,1%).

В том числе, перевалка сухих грузов составила 229,71 млн тонн (-3,4%), наливных – 275,37 млн тонн (+3,3%). Данная информация содержится в материалах Ассоциации морских портов России.

Портами РФ перевалено 90,4% общего объема российских внешнеторговых грузов – 458,06 млн тонн, что на 2,6% превышает показатель января-сентября прошлого года. Перевалка наливных грузов увеличилась на 6,1% до 258,9 млн тонн (нефти и нефтепродуктов – 247,03 млн тонн (+6,4%)). Одновременно с этим, перевалка сухих грузов сократилась на 1,5% до 199,16 млн тонн. Снижение перевалки грузов в контейнерах составило 17% до 25,93 млн тонн.

Порты Балтии за отчетный период перевалили 40,16 млн тонн российских внешнеторговых грузов, что составляет 8% от общего объема. Относительно аналогичного периода прошлого года объем перевалки сократился на 15,4%. Перевалка нефти и нефтепродуктов сократилась на 22,7% до 15,08 млн тонн, руды – на 43,8% до 0,54 млн тонн, химических и минеральных удобрений – на 18,5% до 5,06 млн тонн, угля – на 8,3% до 14,32 млн тонн.

Морские порты Украины в январе-сентябре снизили перевалку российских внешнеторговых грузов на 35,3% до 6,86 млн тонн (1,4% общего объема). В том числе, перевалка сухих грузов сократилась на 28,3% до 5,47 млн тонн, наливных – на 53,2% до 1,39 млн тонн. Снижение перевалки металлов составило 38,5%, минеральных удобрений – 31,2%, руды – 33,3%.

По итогам 2014 года перевалка российских внешнеторговых грузов портами РФ, Украины и Балтии составила 659,35 млн тонн. В том числе, сухих грузов – 315,58 млн тонн, наливных – 343,77 млн тонн. Портами РФ перевалено 582,77 млн тонн, Балтии – 62,65 млн тонн, Украины – 13,93 млн тонн.

 

Минтранс утвердил план-график строительства перевалочного комплекса «Тольяттиазот» в порту Тамань

ОАО «Тольяттиазот» получило все необходимые согласования для завершения строительства и ввода в эксплуатацию комплекса по перевалке аммиака и карбамида в порту Тамань Краснодарского края.

Сетевой план-график согласовало Федеральное агентство морского и речного транспорта, ФГУП «Росморпорт» и утвердило Министерство транспорта РФ, сообщает пресс-служба компании.

Согласно документу, до конца 2015 года комплекс должен быть включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России до 2020 года» с финансированием за счет внебюджетных средств.

До марта 2016 года ожидается подготовка правительством РФ распоряжения о расширении порта Тамань. План-график предполагает включение грузопотоков комплекса в схему развития Таманского транспортного узла до марта 2016 года.

Разработка проектной документации, учитывающей изменения в проекте и законодательстве, и прохождение госэкспертизы состоится до середины января 2017 года. Ввод 1-ой очереди терминала запланирован на 2017 год, ввод 2-ой намечен на 2020 год, говорится в сообщении.

«Получение согласованного всеми заинтересованными сторонами плана-графика завершения строительства комплекса по перевалке аммиака и карбамида в порту Тамань является значимым шагом на пути к завершению проекта. Уверен, что в дальнейшем мы сможем строго придерживаться графика, и терминал будет запущен в утвержденный срок», – отметил руководитель проекта Николай Васильевич Федоров, заместитель генерального директора ЗАО Корпорация «Тольяттиазот».

Суммарная мощность комплекса составит 5 млн тонн в год. Проект предполагает ввод в эксплуатацию двух очередей терминала: для перевалки аммиака и для перевалки карбамида, грузооборот которых составит 2 млн и 3 млн тонн в год соответственно. Инфраструктура перегрузочного комплекса предусматривает три основных блока: гидротехнический комплекс, рассчитанный на прием судов дедвейтом до 50 тысяч тонн, береговой терминал, включающий объекты по перевалке аммиака и навалочных грузов, а также ряд вспомогательных сооружений.

Инвестиционный проект по строительству перегрузочного комплекса предполагается реализовать без привлечения бюджетных средств. Общий объем инвестиций может составить более $300 млн.

 

СПГ-терминал в порту Высоцк начнут строить в феврале, инвестиции – 50 млрд рублей

Строительство терминала по производству и перегрузке сжиженного природного газа (СПГ) на территории порта Высоцк в Ленинградской области начнется в феврале 2016 года.

В проект также включен газопровод-отвод от магистрального газопровода «Ленинград – Выборг – Госграница». Общий объем инвестиций оценивается в 50 млрд рублей, сообщил сегодня первый вице-президент «Газпромбанка» Ярослав Голко на встрече с губернатором региона Александром Дрозденко.

«На площадку планируем выйти в феврале 2016 года, объем инвестиций оценивается примерно в 50 млрд», – сказал Голко. Завершение строительства намечено на 2018 год.

Производительность терминала составит 660 тысяч тонн СПГ в год.

Как сообщалось ранее, инвестором проекта является «Газпромбанк». Размещение объекта одобрено межведомственной комиссией по размещению производительных сил на территории Ленинградской области в мае 2014 года. Также проект прошел общественные обсуждения в Выборгском районе.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

РЖД больше не просит субсидий на поддержание финансовой устойчивости

Финансовый план, подготовленный РЖД и уже внесенный в правительство, не предусматривает субсидий ни на поддержание финансовой устойчивости, ни на капитальный ремонт, сообщают «Ведомости» со ссылкой на источники.

Более того, согласно проекту, в 2016 году монополия рассчитывает даже получить 0,9 млрд рублей прибыли при 1,65 трлн выручки – если тарифы будут индексированы на 10%.

В 2015 году РЖД получила из бюджета на поддержание финансовой устойчивости 31,8 млрд рублей, в 2014 г. – 27,6 млрд. В 2013 и 2012 годах РЖД покрывала недостачу за счет продажи Первой грузовой компании – Вадимир Лисин заплатил за нее 175 млрд рублей.

Инвестпрограмма 2016 года обойдется РЖД в 432 млрд рублей, EBITDA составит 337 млрд, говорится в проекте ее финансового плана: погрузка вырастет на 0,16% по сравнению с 2015 годом и достигнет 1,21 млрд тонн. Субсидии – 37,1 млрд - предусмотрены только на компенсацию затрат на пассажирские перевозки (пригородные и дальнего следования), еще 97 млрд рублей из бюджета нужно на инвестпрограмму.

Предыдущий вариант финансового плана (рассматривался правительством в сентябре) также ориентировался на 10-процентную индексацию – плюс 40 млрд рублей субсидий на поддержание финансовой устойчивости, а инвестпрограмма тогда оценивалась в 430 млрд рублей.

Из нового проекта следует, что РЖД пересмотрела расходы: 1,52 млрд рублей, на 45 млрд меньше, чем в предыдущем варианте, но на 6% больше, чем в 2015 году.

Основные статьи расходов РЖД – организация перевозок и оплата труда. Расходов на оплату труда в обновленном плане на 0,4% больше, чем в прежнем (и на 4,5% больше, чем в 2015 году), – 464 млрд рублей, а на организацию перевозок – на 52 млрд меньше, чем в прежнем, но на 10% больше, чем в 2015 году.

На 60 млрд рублей (или на 40%) по сравнению с прежним планом выросли прочие затраты: теперь они составляют 207 млрд. Это на 45% больше, чем в 2015 году. Прочие доходы, которые не включают доходов от перевозки грузов и пассажиров, но включали субсидию на финансовую устойчивость – 40 млрд, увеличились по сравнению с предыдущей версией финансового плана: было 91,4 млрд, стало 115,7 млрд, т. е. фактически добавилось 64,3 млрд рублей. Понятно происхождение всего 7 млрд – на столько вырастут поступления от продажи активов.

Еще один источник финансирования инвестпрограммы РЖД – налоговые льготы: в 2016 году она надеется вернуть льготы по налогу на имущество, за счет чего получить 22 млрд рублей. Льгота по налогу на имущество для РЖД была отменена в 2013 году, когда ставка была 0,4%, в 2014 году ставка достигла 0,7%, в 2015 году – 1%. В 2016 году она должна вырасти до 1,3%.

В то же время весной при прежнем президенте РЖД Владимире Якунине РЖД предлагала выдать ей 140 млрд рублей на поддержание финансовой устойчивости в случае повышения тарифов в 2016 г. на 7,5%. Если же тариф повышался на 13%, то РЖД предлагала выдать ей 67,5 млрд в виде субсидий, а если на 15,7% – то 24,1 млрд. Позже монополия немного умерила свой аппетит и попросила 130 млрд субсидий при индексации тарифа в 2016 году на 7,5% и 100 млрд рублей – при повышении на 10%.

 

Абызов: Стоимость ряда объектов расширения БАМа и Транссиба может быть снижена на 10-20%

Стоимость ряда объектов в рамках проекта расширения БАМа и Транссиба может быть сокращена на 10-20%, сообщил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

По его словам, в правительстве состоялось заседание по рассмотрению публичного независимого аудита ключевых элементов проекта расширения БАМа и Транссиба. «Надо сказать, что в результате этого рассмотрения стало понятно, что затраты на эти проекты и объекты сокращаются и могут быть снижены на 10-20%»,- сказал он.

При этом Абызов уточнил, что «это, во-первых, за счет более качественных технических решений, а также за счет оптимизации стоимости».

По словам президента «Российских железных дорог» (РЖД) Олег Белозерова, «компания будет предлагать правительству программу паритетного сокращения расходов как бюджета, так и ФНБ и средств РЖД».

Абызов добавил, что «окончательное решение по параметрам финансирования из ФНБ примут президент и глава правительства, но по первым обсуждениям необходимо сохранить лимиты, закрепленные за РЖД».

Всего на проекты по реконструкции БАМа и Транссиба РЖД и государство намерены потратить до 2018 года 562 млрд рублей, из них 150 млрд рублей выделяется из Фонда национального благосостояния, 110 млрд – в виде прямых бюджетных инвестиций, еще около 300 млрд рублей планируется привлечь через инвестпрограмму РЖД.

 

Китай и Россия в этом году создадут совместное предприятие для строительства «Белкомура»

Китай и Россия уже в этом году создадут совместное предприятие для строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море – Коми – Урал). Об этом сообщил сегодня губернатор Архангельской области Игорь Орлов на международном форуме «Арктические проекты – сегодня и завтра».

«Мы планируем создать совместное предприятие уже в этом году, - сказал он. - Важно, чтобы этот проект получил межправительственный статус в рамках визита главы правительства РФ в Китай в декабре». Орлов также отметил, что по итогам работы межправительственной комиссии «подписан очередной протокол, который позиционирует внятно график работ по этому проекту». «Мы договорились с нашими китайскими партнерами о том, что в Архангельске будет открыто представительство компании Poly Technologies, Inc, которая будет реализовывать этот проект», – добавил глава Поморья.

По словам Орлова, проект «Белкомур» даст многофакторный эффект для Архангельской области. «Когда мы говорим о проекте «Белкомур» в связке со строительством глубоководного морского порта Архангельска, мы, конечно, понимаем, что за этим стоит – тысячи рабочих мест, миллиарды инвестиций, только сам «Белкомур» стоит порядка 250 млрд, раскрытие возможностей труднодоступных территорий Коми и Архангельской области в плане освоения лесов и природных ископаемых», – подчеркнул он.

3 сентября в Пекине генеральный директор МК «Белкомур» Юрий Демочкин и генеральный директор Poly Technologies, Inc Ван Линь подписали соглашение о совместной реализации проекта строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» протяженностью 1,2 тысячи километров. Соглашение предполагает, что Poly Technologies, Inc станет генеральным подрядчиком проекта: примет участие в финансировании, проектировании и строительстве новых участков (712 км) и модернизации действующих отрезков (449 км).

 

Дирекция тяги ОАО «РЖД»: Износ локомотивного парка снижен с 82% до 69%

За последние 10 лет проделана большая совместная работа по возрождению отечественного локомотивостроения. Об этом на заседании Совета по координации и взаимодействию с локомотивостроительными и сервисными компаниями сообщил начальника Дирекции тяги Алексей Воротилкин.

Так, в частности, господин Воротилкин отметил, что на сегодняшний день «для обеспечения потребностей в перевозках и обновления парка в России создана вся необходимая линейка современных и эффективных локомотивов».

«Несмотря на экономическую ситуацию, ОАО «РЖД» выполняло свои стратегические обязательства по планомерному и стабильному приобретению новых локомотивов, способствуя, тем самым, развитию локомотивостроительных заводов. Это позволило снизить износ локомотивного парка с 82% до 69%, обеспечить тягой задаваемый объем перевозок, повысить уровень безопасности, а также реализовать новые полигонные технологии работы сети железных дорог», – подчеркнул начальник Дирекции.

В свою очередь, глава компании РЖД подчеркнул важность публичного обсуждения решений, принимаемых в локомотивном комплексе.

«Хотелось бы, чтобы совет не был формальной площадкой, а от нашего общения появлялись результаты. Считаю, что мы должны не хвалить друг друга, а поднимать острые вопросы и находить решения», – подчеркнул президент ОАО «РЖД».

В ходе совещания обсуждались вопросы разработки и закупки новых локомотивов, согласования программ ремонта тягового подвижного состава, качества выпускаемой продукции, а также договорные отношения с сервисными компаниями.

Была отмечена необходимость совершенствования технической оснащенности ремонтных предприятий, своевременной поставки запасных частей, подготовки высококвалифицированных кадров.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ