Бюллетень новостей №32 (142) с 29 августа по 4 сентября 2015 - Морские вести России

Бюллетень новостей №32 (142) с 29 августа по 4 сентября 2015

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Путин предложил распространить преференции свободного порта на другие гавани Дальнего Востока

Президент России Владимир Путин предложил распространить преференции свободного порта, действующие на территории свободного порта Владивосток, на другие гавани Дальнего Востока.

С такой инициативой глава государства выступил на пленарном заседании Восточного экономического форума.

«Считаю, что нам удалось выработать удачную и конкурентную форму свободного порта, использовав и свой исторический опыт, и лучшие зарубежные практики, поэтому предлагаю правительству рассмотреть распространение режима свободного порта на другие узловые гавани Дальнего Востока», – сказал Путин.

Он также отметил, что резиденты свободного порта Владивосток получат еще более широкий набор преференций. Соответствующий закон вступает в силу уже в октябре этого года и его действие распространиться на все ключевые порты юга Приморья – от порта Зарубино до Находки, а также на 15 муниципальных образований, где проживает 75% жителей Приморского края.

Президент пояснил, что для бизнеса здесь значительно упрощаются процедуры прохождения границ. «Вместо многочисленных контролеров на границе вводится единый орган, сами пункты пропуска будут работать круглосуточно, предусмотрено и предварительное электронное декларирование грузов, - сказал глава государства. - Иностранные граждане, приплывающие на территорию России через свободный порт Владивосток, получат возможность оформлять восьмидневную визу прямо на границе.

Путин заметил, что рассчитывает на создание таким образом мощного транспортного, а впоследствии и индустриального узла. Тем более, что к возможностям потенциала владивостокского свободного порта проявляют интерес западно-европейские и южно-азиатские партнеры, добавил он.

 

Новак: Минэнерго прогнозирует 50% долю СПГ на мировом рынке торговли газом

Доставка потребителю сжиженного природного газа (СПГ) представляется более конкурентоспособной, нежели обычным трубопроводом, и в Минэнерго прогнозируют увеличение доли продаж СПГ на мировом рынке до 50%.

Об этом в эфире телеканала «Россия 24» заявил министр энергетики РФ Александр Новак.

«Что касается новых потребителей, особенно тех, кто находится далеко от источников добычи газа, – конечно, СПГ и его доставка будет более конкурентоспособная, чем трубопроводный (газ). И мы ожидаем, что доля СПГ в мировой торговле газом будет расти. И эта ниша будет более 50% занята именно СПГ», – сообщил Новак.

 

Ростуризм: Советский порядок согласования мешает развитию круизного туризма в РФ

Устаревшая нормативная база и неразвитая инфраструктура мешают развитию круизного туризма на Дальнем Востоке, заявили в ТАСС в преддверии Восточного экономического форума руководитель Ростуризма Олег Сафонов.

«Поток туристов из Азиатско-Тихоокеанского региона на Аляску, проходящий мимо наших дальневосточных рубежей, составляет порядка 3 миллионов человек в год. Но эти круизные лайнеры проходят мимо нас», – посетовал он, указав, что одно из причин является отсутствие соответствующей инфраструктуры. В дальневосточных портах нет причальных стенок нужной длины (до 350 метров) и соответствующих глубин (17-18 метров), чтобы большие круизные суда могли швартоваться.

Впрочем, по словам чиновника, увеличению турпотока мешает не только инфраструктура, но и устаревшая нормативная база. «Сейчас разрешения для осуществления круизных заходов РФ выдает на основании постановления Совета министров РСФСР, датированного 1991 годом. К чему это приводит? Например, в этом году было всего 22 обращения за разрешениями на проведение круизной деятельности. И даже из этого небольшого количества запросов изначально были разрешены лишь три круиза!», – пояснил Сафонов.

После вмешательства Ростуризма и полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева ситуацию удалось исправить: было организовано несколько совещаний, где рассматривалась ситуация с круизными судами, и разрешения получили 19 из 22 круизов.

«Но очевидно, что необходимо изменить порядок согласования и разрешения круизной деятельности на территории РФ. Мы должны выстроить такую простую систему согласования, чтобы владельцы круизных кораблей были заинтересованы заходить в наши порты. Теоретически потенциал въездного туризма огромен, практически он еще не реализован, а ведь Дальний Восток может стать для иностранных туристов площадкой, с которой удобно и комфортно будет начинать знакомство с нашей страной», – подчеркнул глава Ростуризма.

В ходе Восточного экономического форума запланирована стратегическая рабочая сессия, на которой будет обсуждать вопрос о том, какие барьеры препятствуют развитию туризма на Дальнем Востоке.

 

Минтранс: Крымская железная дорога будет федеральной собственностью, но не будет передана РЖД

Крымская железная дорога перейдет в федеральную собственность, но не будет передана ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), сообщил замминистра транспорта РФ Алексей Цыденов в рамках железнодорожного салона «ЭКСПО 1520».

Говоря о дальнейшем развитии Крымской железной дороги, Цыденов сказал: «В федеральную собственность перейдет. Это будет ФГУП».

Отвечая на вопрос, станет ли Крымская дорога филиалом РЖД, он сказал: «Пока нет. В перспективе мы смотрим».

В конце августа глава Республики Крым Сергей Аксёнов обсуждал вопрос Крымской железной дороги с министром финансов Республики Крым Владимиром Левандовским. Как Аксенов сообщал в своем твиттере, по словам Левандовского, в следующем году предприятие будет передано в федеральное управление.

 

Глава РФПИ: Фонд «Шелкового пути» вскоре совершит значительные инвестиции на территории РФ

Китайский Фонд «Шелкового пути» в ближайшее время совершит значительные инвестиции на территории РФ. Об этом заявил глава российского Фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев, который участвовал в подписании одного из соглашений с фондом «Шелкового пути» на полях российско-китайских переговоров во время визита в Пекин президента РФ Владимира Путина.

«Фонд развития «Шелкового пути», действительно, в ближайшее время осуществит очень знаковые сделки на территории России, и Россия фактически станет второй страной, в которой фонд развития «Шелкового пути» будет инвестировать», – сказал Дмитриев, подчеркнув, что эти инвестиции очень важны для роста экономики РФ, в том числе на Дальнем Востоке.

Комментируя подписанные РФПИ совместно с Внешэкономбанком соглашения с Китайским Фондом «Шелкового пути», он уточнил, что речь идет об инвестициях в порты, дороги, мосты и другие инфраструктурные проекты.

По словам Дмитриева, сам по себе «Шелковый путь» включает не только дорожные проекты, но и порты, аэропорты, а также агропроекты и проекты нефтехимии. «Мы уверены, что часть дорожного «Шелкового пути» пойдет по территории России. Но также важно, что даже нефтехимические и другие предприятия, которые будут активно развиваться в рамках проекта, будут активно инвестироваться китайской стороной именно на территории России», – уверен глава РФПИ.

Сегодня в Китае Фонд «Шелкового пути», помимо соглашения о сотрудничестве с РФПИ и Внешэкономбанком, заключил также рамочное соглашение в отношении приобретения акций ОАО «Ямал СПГ» с компанией «НОВАТЭК». Кроме того, в Пекине был подписан и ряд других документов, касающихся экономического пояса «Шелкового пути».

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

 «Роснефть» подписала соглашение о строительстве судов на верфи «Звезда»

«Роснефть» и «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС) подписали на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) соглашения о размещении заказов на строительство судов на верфи «Звезда».

Об этом сообщается в пресс-релизе, размещенном сегодня на сайте «Роснефти».

В рамках данных соглашений на верфи «Звезда» планируется построить два многофункциональных судна снабжения усиленного ледового класса. Дополнительно условиями контракта предусмотрен опцион на строительство еще двух аналогичных серийных судов, отмечается в пресс- релизе.

«Сегодня мы разместили пилотный заказ на строительство высокотехнологичных судов на заводе «Звезда». Мы дали старт практической реализации задачи, поставленной президентом России по локализации производства морской техники на Дальнем Востоке, и рассчитываем, что этому примеру последуют и другие недропользователи, работающие на шельфовых лицензионных участках, а также судоходные компании», – прокомментировал подписание контракта глава компании «Роснефть» Игорь Сечин.

Ранее Сечин говорил, что «Роснефть» объявит на ВЭФ о договоренностях с иностранными партнерами по судоверфи «Звезда». Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев отмечал, что гарантированный якорный заказ является необходимым условием для развития судоверфи «Звезда». По его словам, для развития предприятия должны быть созданы условия для того, чтобы «заказы размещались именно здесь, а не в Корее». По мнению главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, заказы для «Звезды» и инвестиции в ее развитие должны быть взаимоувязаны.

Судостроительный завод «Звезда» строится в городе Большой Камень Приморского края с 2009 года. Первоначально проект создавали и начали реализовывать ОСК и южнокорейская кораблестроительная компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. (DSME, подразделение концерна Daewoo).

Впоследствии в 2012 году DSME вышел из проекта, а ОСК уступила пакет из 75% минус две акции Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС), включающий верфь «Звезда» и ряд других судостроительных площадок, консорциуму «Современные технологии судостроения», созданный «Газпромбанком» и «Роснефтью».

В прошлом году стоимость строительства верфи оценивалась в 111,7 млрд рублей, пусковой очереди - 60 млрд рублей. Как ожидается, новая площадка начнет работу в 2018 году и приступит к производству морской техники и оборудования для разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья. В частности, танкеров водоизмещением до 350 тыс. тонн, газовозов емкостью до 250 тыс. куб. м, судов ледового класса, специальных судов спусковым весом до 29 тыс. тонн, элементов морских платформ для освоения арктических шельфовых месторождений нефти и газа.

 

СДС может выкупить долю VolgaGroup в проекте строительства угольного терминала на Дальнем Востоке

Федеральная антимонопольная служба удовлетворила ходатайство холдинга «СДС-уголь» об увеличении доли владения в ООО «Морской порт Суходол» до 100%, сообщают «Ведомости» со ссылкой на пресс-службу ведомства.

Сейчас «Морской порт Суходол» на паритетных началах принадлежит «СДС-углю» (входит в кемеровский холдинг СДС) и «Патей холдингз лимитед» (структура Volga Group Геннадия Тимченко). Представитель СДС на вопросы не ответил. Представитель Volga Group сказал лишь, что «никаких движений в отношении актива не было».

«Морской порт Суходол» – компания-оператор строительства угольного терминала в одноименной бухте на побережье Уссурийского залива в Приморском крае. Строительство терминала в бухте Суходол – идея правительства, которое планировало в 2012 году сделать его портом для угольщиков. В 2013 году для строительства порта нашелся инвестор – СДС, у которого не было своего терминала на Дальнем Востоке. А в начале 2014 года Volga Group вошла в капитал «Морского порта Суходол». В том же году должно было начаться строительство терминала для перевалки угля

Volga Group уходит из проекта, так как угольный бизнес теряет привлекательность, считает сотрудник одной из угледобывающих компаний. Темп роста экономики Китая, крупнейшего потребителя угля в мире, замедляется, цены - на многолетних минимумах.

Инвестиции в строительство порта Суходол – 18 млрд рублей, в том числе 2,8 млрд рублей - бюджетные средства. Сколько СДС и Volga Group уже инвестировали в проект, непонятно.

Сотрудник одной из угледобывающих компаний полагает, что самостоятельно СДС такой проект осилить не сможет, ей нужен будет партнер.

Дефицита перевалочных мощностей на Дальнем Востоке сейчас нет, видимо, поэтому Тимченко отказывается от одного из проектов, полагают аналитики.

 

«Роснефть» и Сбербанк закрыли сделку по приобретению «Прайм Шиппинг» у Pietro Barbaro

«Роснефть» и Сбербанк закрыли сделку по приобретению судоходных активов группы Pietro Barbaro в Российской Федерации (100% группы «Прайм Шиппинг»). Об этом говорится в сообщении «Роснефти». Сделка профинансирована Сбербанком.

«Роснефть» не раскрывает сумму сделки, уточнили в компании.

Приобретение логистического актива позволит «Роснефти» укрепить свои позиции на рынке речных перевозок и повысить эффективность своей операционной деятельности, в том числе в сфере трейдинга нефтью и нефтепродуктами, а также безопасной транспортировки танкерным флотом, указывает компания.

Соглашение о сделке было подписано на ПМЭФ-2015.

 

CMA CGM утроила прибыль по итогам полугодия

Третий по величине контейнерный перевозчик в мире CMA CGM заявила, что операционные показатели, достигнутые компанией по итогам второго квартала, «значительно опережают среднерыночные, несмотря на резкое снижение фрахтовых ставок и общий избыток мощностей на рынке».

Объемы перевозок по итогам первого полугодия выросли на 8,2% к уровню годом ранее до 6,4 млн TEU, выручка практически не изменилась и составила 8,1 млрд долларов США, а чистая прибыль почти утроилась – до 562 млн долларов.

Объемы перевозок во втором квартале увеличились на 6,2 % в годовом исчислении до 3,3 млн TEU, при том, что среднерыночный показатель находился на уровне 1-2%. Средняя выручка за единицу TEU снизилась на 7,8%. Однако это снижение было значительно ниже среднерыночных показателей, отмечается в отчете перевозчика.

Затраты на единицу TEU сократились на 10,9%, в основном, из-за резкого падения цен на нефть.

 

Maersk получила «удовлетворительную» прибыль – $1,1 млрд во втором квартале

Maersk Group получила «удовлетворительную» прибыль по итогам 2 квартала текущего года на уровне 1,1 млрд долларов США по сравнению с 2,3 млрд долларов за тот же период прошлого года, сообщается в отчете группы.

На финансовые результаты группы оказали негативное влияние снижение цен на нефть и падение фрахтовых ставок на перевозки контейнеров.  

Базовая прибыль по итогам периода составила 1,1 млрд долларов (2014 год: 1.2 млрд долларов). Maersk Line, Maersk Oil и APM Terminals показали отрицательную динамику по этому показателю, Maersk Drilling и APM Shipping Services увеличили базовую прибыль.

Прибыль контейнерного перевозчика Maersk Line составила 507 млн долларов США (2014 год: 547 млн долларов), базовая прибыль – 499 млн долларов (2014 год: 543 млн долларов). Несмотря на резкое снижение средней фрахтовой ставки на 14,1%, прибыль Maersk Line на инвестированный капитал (ROIC) составила 10,1% (2014 год: 10,8%). Выручка оператора составила 6,5 млрд долларов США.

Прибыль терминального оператора APM Terminals составила 161 млн долларов США (2014 год: 223 млн долларов), ROIC – 10,9% (2014 год: 14,2%), базовая прибыль – 159 млн долларов (2014 год: 211 млн долларов). Выручка снизилась на 8,6%, что обусловлено снижением объемов на ключевых рынках, зависящих от конъюнктуры нефти, а также ослабления местных валют по отношению к доллару.

Прибыль логистического оператора в структуре группы - компании Damco – составила по итогам 2 квартал 7 млн долларов США, против убытка 32 млн долларов за аналогичный период прошлого года. Выручка составила 655 млн долларов США (-17% к прошлогоднему уровню). Объемы в сегменте управления цепочками поставок выросли на 8%, объемы морских перевозок снизились на 7%, отчасти из-за отказа от неприбыльных контрактов, объемы авиафрахта сократились на 4%.

 

СУДОХОДСТВО

Панамский канал отменил ограничения по осадке

Прошедшие дожди позволили Администрации Панамского канала отменить объявленные ранее ограничения осадки, сообщается в заявлении Администрации.

Ранее в этом месяце, Администрация канала объявила об ограничении максимально допустимой осадки судов для входа в Панамский канал до 11,89 метров с 8 сентября, по сравнению с 12,04 метров обычно. Ограничение могло затронуть порядка 20% судов, следующих через канал.

«Хотя уровень воды в озере Гатун, по-прежнему, значительно ниже нормального для этого времени года уровня, и феномен Эль-Ниньо продолжает оказывать влияние на погоду в регионе, осадки, выпавшие в водоразделе канала в течение последних нескольких дней, а также дополнительные меры экономии воды и выполненные работы по углублению фарватера канала позволили администрации приостановить объявленные ограничения», – сообщается в заявлении Администрации.

Ограничения осадки могут быть вновь объявлены позже, в случае изменения погодных условий и дальнейшего снижения уровня воды в озере Гатун, предупредила Администрация.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

ОСК предлагает стандартизировать проекты судов, чтобы обеспечить серийность

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) предлагает стандартизировать проекты судов, обеспечив таким образом серийность производства. Об этом сказал на ВЭФ-2015 глава ОСК Алексей Рахманов.

«Мы начинаем внедрять универсальный мейкерс-лист. «Совкомфлот» был первой компанией, которая нас в этом поддержала, сказала - «да, мы готовы отказаться от «хотелок» разного рода (при строительстве судов – прим.) в расчете на оптимизированную себестоимость и интересное ценовое предложение по судам, морской технике», - отметил он.

По словам Рахманова, проектные бюро смогут благодаря унификации проектов в десятки раз снизить количество ошибок, связанное с проектированием новых типов судов.

«Универсальный мейкерс-лист – это путь к меньшему числу ошибок, более низкой себестоимости, к серийным заказам техники у наших традиционных поставщиков. Если мы покажем нашим производителям компонентов, что у нас есть потребность в определенном, большом количестве аналогичной техники в определенный период времени, они смогут планировать свой производственный процесс, принимать свои инвестиционные решения и пройти предквалификацию, чтобы быть нашими поставщиками», – говорит он.

В этом случае правительство РФ и Минпромторг смогут устанавливать правила к поставщикам по локализации и стимулировать развитие компонентной базы.

В листе поставщиков будут и отечественные и зарубежные компании, добавил Рахманов.

 

ОСК построит для «Совкомфлота» серию судов типа Aframax, работающих на природном газе

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) в ближайшее время заключит с судоходной компанией «Совкомфлот» соглашение о строительстве серии судов класса Aframax, работающих на газомоторном топливе. Об этом сообщил глава ОСК Алексей Рахманов.

«Мы пришли к договоренности о начале строительства в ближайшее время судов класса Aframax, работающих на природном газе, для потребностей «Совкомфлота». Мы находимся в стадии обсуждения соглашения, которое будет подписано в ближайшее время», – сказал он.

«Совкомфлот» является одной из крупнейших судоходных компаний мира, размещает заказы на строительство судов в РФ, Корее и других странах. В настоящее время ОСК строит по заказу «Совкомфлота» 4 судна ледокольного класса.

По словам Рахманова, строительство судов, работающих на природном газе - это возможность соответствовать экологическим нормам и создать новый сегмент рынка. «Начиная с 2015 года, новые экологические ограничения были введены на Балтике. Для того, чтобы судоходство не имело ограничений в зависимости от тех или иных водных бассейнов, мы готовы приступить к разработке и строительству такого рода танкеров и других типов судов», – говорит глава ОСК.

Рахманов отметил, что корпорация ждет и от других компаний оценку своих потребностей в судах на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность сформировать программу технического перевооружения верфей.

«За редким исключением, за исключением «Совкомфлота», «Газпром нефти» и ряда наших других традиционных госзаказчиков, ни одного нового заказа от нефтяных компаний мы не получили», – посетовал топ-менеджер.

Заказ для «Совкомфлота», добавил глава ОСК, можно исполнить, в частности, на «Адмиралтейских верфях», «Балтийском заводе», «Северной верфи», на Выборгском заводе.

 

«Ямал СПГ» переуступил права на строительство пяти СПГ-танкеров

ОАО «Ямал СПГ» в августе 2015 года переуступил права на строительство СПГ-танкеров ледового класса, ранее заказанных у южно-корейской DSME, сообщает компания в своем полугодовом отчете по GAAP.

«Группа осуществила переуступку прав и обязанностей по договорам, заключенным в 2014 году с Daewoo Shipbuildings&Marine Engineering (DSME) на строительство СПГ-танкеров ледового класса ARC 7. Одновременно группа подписала долгосрочные договоры фрахтования данных танкеров, а также танкеров ледового класса ARC 4, на условиях тайм-чартера, в соответствии с которыми минимальные платежи составят общую недисконтированную сумму $6,6 млрд», – сообщила компания.

Как сообщалось, «Ямал СПГ» пришлось самому заказать пять танкеров-газовозов, необходимых для проекта, чтобы подтвердить резервирование верфей у DSME. Предполагалось, что судовладельцем станет российский «Совкомфлот», у которого возникли сложности с финансированием. Глава «НОВАТЭКа» Леонид Михельсон ранее говорил, что на эти суда ищутся судовладельцы. Для других десяти танкеров они найдены изначально.

Как сообщало отраслевое издание Tradewinds, «Ямал СПГ» договорилось с греческим судовладельцем Dynagas о переуступке прав на строительство данных пяти танкеров.

В «НОВАТЭКе» не комментируют информацию.

«Ямал СПГ» сообщает, что на конец 2014 года отразил плату за резервирование судостроительных мощностей в размере $5,6 млрд, а по состоянию на конец полугодия текущего года она была возвращена группе в связи с подписанием договоров на строительство.

Как сообщалось, дочерняя компания «Ямал СПГ» – Yamal Trade Singapore - подтвердила с корейской DSME (Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering) контракт на изготовление пяти последних необходимых СПГ-танкеров арктического класса Arc7 для перевозки сжиженного природного газа (СПГ). Стоимость контракта, по данным отраслевых источников, составила $1,6 млрд.

«Совкомфлот» ранее заказал самый первый газовоз для «Ямал СПГ».

 

ВМФ РФ отказались от двух недостроенных кораблей на заводе «Янтарь»

Командование ВМФ России не будет заказывать достройку СКР проекта 11540 и учебного корабля «Бородино», стоящих на ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (ПСЗ, Калининград).

«Руководство ВМФ считает нецелесообразной строительство данных кораблей в настоящее время», – заявил журналистам начальник управления кораблестроения ВМФ России капитан 1 ранга Владимир Тряпичников.

По его словам, несмотря на то, что корпуса судов уже длительное время находятся на воде, востребованности в них нет. Они уже не только устарели, но и не вписываются в современную тактику и стратегию развития Военно-морского флота.

Как сообщалось, на ПСЗ стоит третий корпус сторожевого корабля проекта 11540 «Туман». Первый корабль данного проекта СКР «Неустрашимый» был построен на ПСЗ в 1993 году, второй – «Ярослав Мудрый» в 2009 году. Готовность третьего корпуса на сегодня составляет около 48 %.

Второй корпус носит название «Бородино», он был заложен в 1997 году как корвет проекта 1244.1. В 2001 году строительство было полностью остановлено.

Через некоторое время было принято решение о переработке проекта в учебный корабль, который получил шифр 1244.1-У. Однако и его строительство шло медленно, а затем было прекращено. Сегодня готовность корабля оценивается не более чем в 12%.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Минтранс РФ приступил к разработке проекта о запрете захода субстандартных судов в морские порты РФ

Минтранс РФ приступил к разработке проекта об утверждении Порядка запрета капитаном морского порта захода судна в морской порт или постановку судна на якорь на подходах к морскому порту в случае существенного несоответствия судна требованиям, касающимся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.

По данным Федерального портала проектов нормативных правовых актов начата процедура общественного обсуждения инициативы, которая продлится до 18 сентября 2015 года. Планируемый срок вступления в силу проекта - январь 2016 года.

В соответствии со статьей 76 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации на капитана морского порта возлагается осуществление функций по обеспечению в морских портах безопасности мореплавания и порядка, в том числе контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и оформление прихода судов в морские порты. Субстандартные суда (имеющие существенные несоответствия требованиям, касающимся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов) несут существенную опасность безопасности мореплавания и защите морской среды от загрязнения. Текст проекта на данный момент не опубликован. Соисполнителями проекта являются Ространснадзор и Росморречфлот.

 

«Сумма» и РФПИ подписали соглашение о строительстве угольного терминала стоимостью 24 млрд руб

Группа «Сумма» и Российский фонд прямых инвестиций в рамках ВЭФ подписали соглашение, предусматривающее участие фонда в проекте группы по строительству угольного терминала «Север» в порту Восточный. Мощность терминала составит до 20 млн тонн угля в год.

Общая стоимость проекта – 24 млрд рублей без учета государственных инвестиций. Срок завершения строительства - 2018 год, сообщили стороны при подписании соглашения.

Со стороны группы «Сумма» соглашение подписал председатель совета директоров Зиявудин Магомедов, со стороны РФПИ – глава фонда Кирилл Дмитриев.

Строительство терминала будет вестись в два этапа. По словами Магомедова, не исключено, что терминал будет закрытого типа.

Как сообщили в пресс-службе РФПИ, проект реализуется ЗАО «ПО «Приморнефтегазпром», подконтрольным группе «Сумма». Согласно достигнутым договоренностям, РФПИ также будет способствовать привлечению в проект ведущих международных инвесторов.

Мощность проектируемого угольного терминала составит до 20 млн тонн в год. Он будет специализироваться на перевалке российского угля на экспорт в страны Азиатско- Тихоокеанского региона. Первая очередь терминала мощностью 7 млн тонн в год планируется к запуску в 2018 году.

 

Группа «Сумма» прогнозирует падение перевалки контейнеров на своих терминалах

Группа «Сумма» братьев Магомедовых прогнозирует падение перевалки контейнеров на своих терминалах. Об этом сообщил Зиявутдин Магомедов.

«По зерну падения не будет, зерно у нас на юге России. По контейнерам чувствуем падение - процентов 30 падение по импорту», - сказала он.

«С точки зрения угля мы исходим из того, что возможности российского экспорта и возможности мощностей - они не бьют друг к другу. Мощностей гораздо меньше, чем угля», – отметил Магомедов.

Группа «Сумма» владеет вместе с «Транснефтью» 50,1% акций Новороссийского морского торгового порта, крупнейшей в РФ перевалочной базой зерна (в целом площадка переваливает все виды грузов). Также через подконтрольную FESCO группа «Сумма» владеет Дальневосточным морским торговым портом, переваливающим в основном контейнеры, а также навалочные грузы. В планах у «Суммы» - строительство дальневосточного зернового и угольного терминалов.

 

В порту «Бронка» пришвартуется первое коммерческое судно

8 сентября 2015 г. в Многофункциональном морском перегрузочном комплексе «Бронка» состоится торжественное (клиентское) мероприятие, посвященное первому коммерческому судозаходу в порт.

В 12:00 теплоход «Финнмил», который доставит в «Бронку» портовое оборудование, пришвартуется к причалу №2 и отойдет от причала в 15 часов 30 минут.

Теплоход «Финнмил» компании Finnlines доставит в аванпорт 25 портовых тягачей марки Terberg YT 222 грузоподъемностью 35 тонн. Это новейшее оборудование отличает повышенная мощность и усиленная конструкция основных узлов. Также теплоход доставит 25 полуприцепов-контейнеровозов марки Novatech. Новая техника предназначена для работы порта при выходе на запланированные мощности первой очереди.

 

JBIC предоставит кредиты до $800 млн на инфраструктуру портов Находка и Восточный

Японский банк международного сотрудничества (JBIC) предоставляет кредитную линию на развитие инфраструктуры портов Находка и Восточный объемом в 700-800 млн долларов. Об этом на первом Восточном экономическом форуме рассказал старший управляющий директор JBIC Тадаси Маэда.

«Это не инвестиционный проект. Мы предоставляем серию кредитов», – сказал он, пояснив, что соответствующее финансирование осуществляется совместно с Российским фондом прямых инвестиций. «Не такая большая сумма, всего от 700 до 800 млн долларов в общей сложности», - добавил Маэда.

При этом, по его словам, решение о соответствующей кредитной линии в отношении порта Восточный уже принято, а в отношении Находки - находится на стадии проработки.

Маэда также отметил, что Япония исходит из того, что качественная инфраструктура будет использоваться на протяжении многих лет. Кроме того, по его словам, «не будет прямого влияния» ослабления курса рубля на выполнение инвестиционных проектов со стороны зарубежных партнеров России. «Обменный курс постоянно меняется», – пояснил Маэда.

Ранее сегодня в ходе одной из сессий экономического форума управляющий директор JBIC высказал мнение, что российский Дальний Восток имеет большой потенциал развития с точки зрения природных ресурсов, поэтому необходимо продвижение инфраструктурных проектов в этом регионе.

«Очевидно, что Дальний Восток России обладает огромным потенциалом с точки зрения природных ресурсов – нефти и газа. Сейчас развитие Дальнего Востока зависит от взаимосвязей в сфере торговли природными ресурсами, и поэтому (важно) развитие инфраструктуры и особенно железнодорожного транспорта, аэропортов, развитие портов», – считает он.

Первый Восточный экономический форум (ВЭФ) во Владивостоке начал работу сегодня, он продлится до 5 сентября. На этой площадке будут представлены инвестиционные возможности и проекты региона.

По оценкам главы Минвостокразвития, общая сумма контрактов и соглашений, которые готовились к ВЭФ, составляет около 4,7 трлн рублей. При этом инициаторы 90 наиболее привлекательных проектов с общей суммой инвестиций около 1,5 трлн рублей презентуют их участникам форума лично.

 

РЫБНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Росрыболовство предрекло рост оборота рыбной отрасли РФ до $7 млрд

Валовая выручка российских предприятий рыболовства и рыбоводства может вырасти более чем в 1,5 раза в течение нескольких лет, с $4,5 млрд до $7 млрд в 2014 году. Об этом сказал руководитель Росрыболовства Илья Шестаков в ходе выступления на Восточном экономическом форуме.

«Отрасли требуется новый инвестиционный импульс. Для достижения намеченных показателей, по нашим предварительным оценкам, объем инвестиций необходим на уровне $3,5 млрд в течение ближайших 3-5 лет», – сказал Шестаков.

По его словам, для повышения экономических показателей отрасли нужно повысить эффективность промысла и производства за счет модернизации флота, перерабатывающих мощностей и строительства современных судов. Кроме того, необходимо развивать береговую переработку, производство продукции с высокой добавленной стоимостью и осваивать водные биоресурсы, промысел которых сейчас не ведется или ведется недостаточно активно.

«По научным оценкам, в среднесрочной перспективе можно увеличить вылов на 400-500 тыс. тонн только за счет промысла сардины иваси, скумбрии, а также других пелагических видов», – отметил Шестаков.

Еще одним приоритетом является развитие аквакультуры – потенциально интересными для инвесторов могут быть проекты выращивания марикультуры (трепанга, морского ежа, гребешка), разведение лососевых и осетровых пород рыб, считают в Росрыболовстве.

Сегодня инвестиции в рыбную отрасль составляют около 8% от оборота, это меньше аналогичного показателя в сельском хозяйстве.

На долю России приходится 4,5% глобального вылова, это около 4,3-4,3 млн тонн рыбы и морепродуктов в год. На долю российской аквакультуры сейчас приходится только 0,2% мирового производства.

 

Российские рыбаки повезут рыбу через Фарерские острова, минуя санкционную Исландию

Российские рыбаки готовы поставлять рыбу через Фарерские острова, сообщил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков в кулуарах Восточного экономического форума (ВЭФ).

Ранее эта продукция зачастую поступала через Исландию, которая с 13 августа попала в расширенный список стран- санкционеров, на которые распространено действие продовольственного эмбарго со стороны России, действующего с 7 августа 2014 года и продленного еще на год в августе 2015 года. В списке запрещенных к ввозу продуктов числится, в том числе, рыба.

«Мы провели совещание с нашими рыбаками. В Северной Атлантике вылов осуществляют, в том числе, и российские рыбаки, и большой объем этой продукции, которая через Исландию шла, это были выловы российских рыбаков, которые просто логистически направлялись через Исландию. Я думаю, что они (рыбаки – прим.) нас услышали и сейчас попробуют перенаправить этот поток через Фарерские острова либо везти напрямую в Россию», – сказал Шестаков.

Он пояснил, что объем рыбы, который «якобы поставляла нам Исландия», – это по сути поставки российских рыбаков. «Поэтому мы думаем, что никакого в связи с этим дефицита (из-за продэмабрго в отношении Исландии – прим.) уж точно не будет», – сказал глава ведомства.

Согласно данным Национального института статистики Исландии, в 2014 году эта страна экспортировала в РФ 118,5 тысячи тонн рыбы и морепродуктов на 24 млрд крон (порядка 180 млн долларов) - 5% от общего товарного экспорта Исландии. Эти цифры не учитывают реэкспорт, и фактически через другие страны в РФ было поставлено еще несколько десятков тонн исландской рыбы на сумму в 40-50 млн долларов. По расчетам экспортеров, в 2015 году общие объемы экспорта рыбы в РФ в денежном выражении должны были бы составить 35-37 млрд крон (260-280 млн долларов).

Рыба и морепродукты являются основной статьей экспорта Исландии, на территории которой проживает 330 тысяч человек. МИД республики еще в 2014 году заявил о присоединении к санкциям ЕС против России и поддерживал новые пакеты ограничительных мер, вводимые Евросоюзом. При этом сама Исландия не является членом ЕС и в 2013 году правительство страны объявило о том, что отказывается от планов по вступлению в Евросоюз и полностью сворачивает начатый в 2010 году процесс подготовки к евроинтеграции.

 

АРКТИКА

В Вашингтоне растет убежденность, что США медленнее РФ расширяют присутствие в Арктике

Среди американских политиков и экспертов растет понимание того, что США отстают от других государств, в первую очередь от России, в том, что касается дальнейшего освоения Арктики в условиях глобального потепления, а также расширения военного присутствия в ней.

Об этом говорится в статье, опубликованной в электронной версии американской газеты «Нью-Йорк таймс».

Как отмечается в материале, «в свете того, что потепление морей создает новые возможности в регионе, многие государства проявляют серьезный интерес к Арктике», «некоторые уже называют начавшееся соперничество новой «холодной войной». Наиболее привлекательными считаются, как указывает издание, перспективы использования новых транзитных маршрутов и разработки природных ресурсов.

«(Президент США Барак) Обама, который прибыл на Аляску, станет первым действующим американским президентом, побывавшим за Полярным кругом, – констатируется в публикации. – Он надеется заострить внимание на том влиянии, которое оказывают на Арктику глобальные перемены климата. Некоторые законодатели в Конгрессе, аналитики и даже правительственные чиновники говорят, что США отстают от других государств, в особенности от России, в том, что касается подготовки к новым экологическим, экономическим и геополитическим программам».

«В течение уже некоторого времени мы указывали на то, что наша страна не обладает необходимыми возможностями для поддержания в какой-либо мере значимого присутствия в Арктике», – приводит газета слова командующего Береговой охраной США адмирала Пола Зукунфта. «США, в сущности, даже не вступили в эту игру», – также цитирует издание американского спецпредставителя по Арктике адмирала в отставке Роберта Пэппа.

Газета указывает, в частности, что Вашингтон располагает лишь двумя ледоколами, которые быстро устаревают, кроме того, «на севере Аляски не хватает глубоководных портов, которые бы поддерживали судоходство». «Для разрешения всех этих трудностей необходимы капиталовложения, которые в течение многих лет не делались из-за неспособности прийти к согласию на политическом уровне, урезаний бюджета и бюрократических проволочек», – подчеркивается в статье.

«Нью-Йорк таймс» отмечает, что «Россия, напротив, строит 10 новых поисково-спасательных станций» в регионе. «Она также значительно увеличила военное присутствие, вновь открыла базы, которые были заброшены с времен распада Советского Союза», – говорится в статье. Издание также напоминает, что ранее в этом месяце Россия подала в ООН пересмотренную заявку на расширение границ континентального шельфа в Арктике за счет присоединения хребта Ломоносова и других участков дна Северного Ледовитого океана.

 

США намерены ускорить закупку новых ледоколов для размещения в Арктике

Правительство США планирует ускорить закупку новых ледоколов, чтобы обеспечить возможность круглогодичного проведения операций в Арктике. Об этом говорится в справке, распространенной пресс-службой Белого дома в связи с пребыванием президента США Барака Обамы на Аляске.

Как отмечается в данном документе, американский лидер «объявит о новых шагах с целью ускорения приобретения дополнительных ледоколов, чтобы гарантировать, что США могут действовать в Северном Ледовитом океане круглый год».

Однако, из дальнейшего текста заявления следует, что намерения американских властей на этом направлении - по крайней мере, окончательно оформленные, – являются весьма скромными. В справке сообщается лишь о замыслах американской администрации предложить Конгрессу США «ускорить приобретение (одного) тяжелого ледокола на смену (ныне эксплуатируемому)». Сроки такой покупки намечается сдвинуть с 2022 года на 2020 год. Кроме того, предлагается «начать планирование строительства дополнительных ледоколов».

При этом в справке подтверждается, что США в данный момент располагают всего «двумя полностью функционирующими ледоколами», и лишь один из них является тяжелым. «С другой стороны, Россия располагает 40 ледоколами и планирует построить еще 11», – напоминает Белый дом.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Погрузка на сети РЖД в августе снизилась на 0,6% до 105,2 млн тонн

Погрузка на сети ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в августе 2015 года составила 105,2 млн тонн, что на 0,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом говорится в сообщении компании.

Грузооборот за август 2015 года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1% до 193,6 млрд тарифных тонно-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии увеличился на 0,6% до 247,3 млрд тонно-км.

Ранее Владимир Якунин, возглавлявший РЖД до конца августа текущего года, сообщал, что компания прогнозирует снижение погрузки в августе на 0,6%.

Погрузка за январь-август 2015 года, по оперативным данным, составила 796,8 млн тонн, что на 1,4% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. РЖД отмечают рост погрузки каменного угля до 207,3 млн тонн (+2,5% к январю-августу 2014 года); черных металлов – до 48,1 млн тонн (+1,5%); руды железной и марганцевой – до 72,2 млн тонн (+0,8%); лесных грузов – до 26,8 млн тонн (+2,1 %); зерна и продуктов перемола – до 10,6 млн тонн (+8,2 %); руды цветной и серного сырья – до 13,6 млн тонн (+4,4%), химических и минеральных удобрений - до 34,1 млн тонн (+2,3%).

Вместе с тем снизилась погрузка кокса – до 7,5 млн тонн (-1,5%); нефти и нефтепродуктов – 169,3 млн тонн (-0,6%); цемента – 19,7 млн тонн (-13%); строительных грузов – 83,5 млн тонн (-13,6%); химикатов и соды – 16,6 млн тонн (-2,6%); лома черных металлов – до 10 млн тонн (-5%), промышленного сырья и формовочных материалов – до 22,5 млн тонн (-3,2%).

Грузооборот с начала 2015 года составил 1 трлн 513,4 млрд тарифных тонно-км (-0,1%), грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии – 1 трлн 943,3 млрд тонно-км (-0,4%).

 

Минтранс предлагает выделить РЖД 40 млрд рублей из ФНБ на закупку в 2016 году локомотивов

Минтранс предлагает выделить РЖД в 2016 году 40 млрд рублей из ФНБ на закупку локомотивов. Об этом сообщил замминистра транспорта РФ Алексей Цыденов в рамках железнодорожного салона «ЭКСПО 1520».

«Мы с этим обратились», – сказал он, отвечая на вопрос о финансировании закупки локомотивов для РЖД за счет средств ФНБ. По его словам, речь идет о 40 млрд рублей.

Ранее сегодня выступая на «ЭКСПО 1520» Цыденов заявил, что планируемый объем закупки составляет 500 единиц.

Замминистра пояснил журналистам, что приобретение локомотивов в 2016 году будет осуществляться не только на деньги ФНБ.

Говоря о механизме выделения средств из ФНБ, Цыденов пояснил, что планируется использовать механизм выкупа банками облигаций РЖД за счет средств ФНБ, как это было сделано в текущем году.

 

РФ и КНР договорились по «Белкомуру»; ж/д Архангельск – Соликамск обойдется в 176 млрд рублей

Россия и Китай заключили соглашение о совместной реализации проекта «Белкомур» по строительству железнодорожной магистрали Архангельск – Сыктывкар – Соликамск.

Документ подписали 3 октября в Пекине в рамках официального визита президента РФ Владимира Путина в КНР. Соглашение завизировали генеральный директор ОАО МК «Белкомур» Юрий Демочкин и генеральный директор Poly Technologies Inc. Ван Линь в присутствии главы Коми Вячеслава Гайзера, врио губернатора Архангельской области Игоря Орлова, министра транспорта Пермского края Алмаза Закиева, сообщили ТАСС в администрации главы Коми.

«Заключение соглашения о сотрудничестве в международном формате, в рамках переговоров лидеров России и Китая подтверждает безусловную важность проекта «Белкомур» для наших стран. Китайская народная республика является впечатляющим примером успешного развития, поэтому заинтересованность инвесторов именно этой страны для нас наиболее значима», - заявил глава Коми Вячеслав Гайзер.

Он подчеркнул, что «Белкомур» является одним из немногих масштабных инфраструктурных проектов в современном мире, который ориентирован не на защиту интересов отдельных промышленных предприятий или регионов, а направлен на обеспечение социально-экономического развития двух стран - России и Китая.

Проект «Белкомур» предполагает строительство железнодорожной магистрали от города Соликамск через Сыктывкар до Архангельска, что обеспечит кратчайший маршрут доставки промышленных грузов из Западной Сибири и Урала к портам Архангельска, Мурманска, Санкт-Петербурга. Общая протяженность магистрали составит 1 тысячу 161 км, из которых 712 км будут построены, остальные 449 км реконструированы.

В соглашении определены порядок и условия взаимодействия компаний «Белкомур» и Poly Technologies в вопросах объединения усилий при подготовке предложения в адрес правительства России о заключении концессионного соглашения.

Помимо строительства магистрали предполагается реализовать целый комплекс инвестиционных проектов на территории Коми, Архангельской, Мурманской областей, Пермского края и наладить связи с предприятиям Китая. Также Poly Technologies выразила заинтересованность к участию в строительстве нового глубоководного Архангельского морского порта и других инфраструктурных и промышленных проектах, связанных с реализацией «Белкомура», общий объем инвестиций которого оценивается 176 млрд рублей.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ