Пополнение судостроения - Морские вести России

Пополнение судостроения

17.12.2020

Обзор отрасли

Пополнение судостроения

Фото: ГФИ по Кировской области

Судостроение в России развивается, и это отрадный факт. Можно сказать, что с Крымской весны отрасль получила серьезный импульс развития, собственно, как и другие сферы промышленности. Сегодня загружены, что называется, под завязку верфи и с глубокой историей, и новострои, и планы строительства новых мощностей имеются и реализуются. Наш специальный корреспондент Кирилл Воловик собрал и обобщил информацию об уже возрожденных, новых судостроительных заводах либо тех, что в ближайшее время пополнят мощности отрасли.

Белокаменка, Мурманская область. Начнем, пожалуй, с судостроительного гиганта. По крайней мере, потенциального. Это проект НОВАТЭКа – «Кольская верфь», а если быть точнее, то Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений. Что это будет за предприятие? Верфь будет вести строительство и оснащение плавучих железобетонных конструкций для создания морских сооружений гравитационного типа, то есть транспортируемых к месту базирования на плаву и погружения на дно за счет собственного веса. Назначение платформ – заводы по сжижению и перегрузке природного газа. Модули самого завода сжижения газа также планируется изготавливать на предприятии.

На реализацию проекта планируется привлечь порядка 120 млрд рублей. Сегодня по оценкам на стройке задействованы около 4000 человек. После ввода верфи в строй на ней будет занято до 15 000 человек, для которых уже строится вахтовый городок. Верфь имеет два сухих дока, ее территория более 150 га.

«Афромаксы» от «Звезды»

Большой Камень, Приморский край. Несмотря на то что сам проект ССК «Звезда» начал свою жизнь еще в 2009 году, активная стадия развития пришлась на 2016 год. Именно тогда была запущена первая очередь нового производства предприятия.

Согласно проекту, «Звезда» должна стать самым крупным судостроительным заводом в России. Здесь будет построен самый большой сухой док в мире, на верфь уже поставлены краны-гиганты «Голиаф», а корабелы будут строить самые крупнотоннажные суда мирового класса. Сегодня же это единственная верфь в стране, где развернулось серийное строительство судов типа «Афрамакс». Уже сейчас ССК «Звезда» имеет в портфеле заказов более 50 судов, притом что строительство верфи продолжается.

В начале октября на заводе началась резка металла для седьмого «Афрамакса», а в сентябре на воду был спущен первый танкер в этой серии. Сегодня на «Звезде» работает более 3800 человек, и эта цифра будет только увеличиваться, потому что по планам, к окончанию строительства завода, на предприятии количество работников вырастет до 8000 человек.

Севастополь. В сентябре стало известно, что в Севастополе планируется создать мощный судостроительный кластер. О таких планах рассказал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров на встрече с врио губернатора Севастополя Михаилом Развожаевым: «Сегодня обсудили будущую реконструкцию и модернизацию мощностей Севастопольского морского завода, а также обеспечение кооперации с 13-м судоремонтным заводом, который войдет в состав ОСК. За счет этого сможем оптимизировать логистику и создать центры компетенций. При этом у города появится возможность развивать освобождающиеся территории, использовать их для гражданской инфраструктуры».

По итогам встречи стало известно, что ОСК завершает акционирование Севморзавода и 13-го СРЗ.

Череповец, Вологодская область. Кто бы мог подумать, что на реке Шексне, в городе металлургов, когда-нибудь будет построен полноценный судостроительный завод? А между тем планы по реализации вполне реальные и уже постепенно воплощаются в жизнь – осенью на новом предприятии планируется закладка первых судов.

О том, что в Череповце будет судостроительный завод, было решено еще в 2018 году, сами работы начались в 2019-м. По производственным мощностям Череповецкий СЗ будет работать с судами доковым весом до 1000 тонн. По заявлению представителей компании-инвестора, основная продукция завода – баржи и буксиры смешанного «река-море» класса.

Самый крупный инвестор проекта – агропромышленная компания «Дивеевское», которая еще на стадии проработки проекта заявила, что намерена вложить в новую верфь 30% собственных средств, остальное предоставят лизинговые компании. Сам проект, еще на стадии старта, оценивался в 1 млрд рублей.

Согласно расчетам, верфь даст городу 150 рабочих мест. По заявлениям исполнительного директора ЧСЗ Ивана Шмойлова, уже в 2020 году будут заложены 70 корпусов новой серии барж для компании, которая осваивает новую концепцию перевозки грузов по рекам европейской части России.

Поселок Жатай, Якутия. К Якутии в последнее время приковано много внимания со стороны государства. Сейчас там идет крупномасштабный проект по строительству Жатайской судоверфи на базе Жатайской ремонтно-эксплуатационной базы флота. Предприятие в возрасте, много лет никак особо не функционировало, занимаясь судоремонтом Ленского объединенного речного пароходства.

В апреле 2019 года началась реконструкция завода в рамках реализация одного из инвестиционных проектов, связанных с развитием Арктики и ее инфраструктуры.

Планы амбициозные – планируется, что реконструированная верфь сможет производить до 10 судов в год и будет покрывать потребности в речном транспорте для рек Лены, Яны и Колымы, а также в морском варианте и для Севморпути.

Пермский край. Весной губернатор Пермского края Дмитрий Махонин сделал достаточно сенсационное заявление, сказав, что планирует возродить судостроение в регионе.

Как заметил глава региона, у Пермского края есть отличные шансы для реализации задуманного! «Например, судостроительный завод «Кама», и для этого есть все перспективы и разработки, которые в стране являются уникальными. Мы договорились с «Газпромом», что они вторую часть завода по разжижению газа разместят на территории края, это будет единственный регион с объемом производства среднетоннажного СПГ, работающего на внутренний рынок», – рассказал Махонин.

Сосновка, Кировская область. У Сосновского судостроительного завода, после десятилетий испытаний и простоев, случился второй день рождения. Летом из Сосновки пришла важная новость: нашелся инвестор с желанием реанимировать некогда крупное градообразующее предприятие – судостроительный завод. Взялись за это дело «РТ-Капитал» и «Каспийская Энергия Шельф».

Сегодня Сосновский СЗ – это единственное в нашей стране судостроительное предприятие с поточной технологией производства судов различной модификации, способное выпускать до 300 малых судов ежегодно. По словам инвестора, состояние завода хорошее, сохранность оборудования не менее 60%, есть слип, эллинг, уникальные станки для изготовления корпусов судов, валов, судового оборудования.

Кроме строительства судов малой тоннажности здесь планируется проводить ремонт вооружений и военной техники, изготовление и поставку судового оборудования, валов, иллюминаторов, дверей, люков для нужд судостроительных предприятий.

Поселок Красные Баррикады, Астраханская область. Не менее трагичная история у судостроительного завода «Красные Баррикады», который еще в 2010-х годах был одним из самых успешных и загруженных в стране. Именно здесь строились модули для буровых платформ Каспия. Причем в портфеле были как отечественные, так и иностранные заказчики. Затем генерального директора предприятия Александра Ильичева арестовали, завод признали банкротом с многомиллионными долгами, а корабелы потеряли работу.

На помощь пришла ОСК, которая взяла его под свое крыло. Сегодня с нуля набирается штат, появляются первые заказы, предприятие обрело вторую жизнь. Известно, что до конца 2020 года ЮЦСС (входит в ОСК) планирует принять на работу более 600 судостроителей.

Поселок Жигалово, Иркутская область. Достаточно необычно, что ремонтно-эксплуатационная база Байкало-Селенгинского района водных путей и судоходства в поселке Жигалово попала в число «новых» судостроительных заводов. Дело в том, что в конце июля на РЭБ состоялась закладка уже второго постановочного судна проекта 3052. Серия судов из 10 единиц такого флота строится по заказу ФКУ «Речводпуть». Для понимания: это суда длиной 36,65 метра, шириной почти 6 метров и экипажем 10 человек.

Находка. В городе успешно функционирует и развивается судоремонтный завод. Он бы не попал в обзор, если бы не одно событие, связанное со строительством нового флота.

Находкинский СРЗ получил заказ на строительство 8 краболовов, кили которых сразу же заложил в начале июня 2020 года в рамках инвестиционной программы крабовых квот. Для этого у завода есть слип грузоподъемностью 2500 тонн, 6 причалов общей протяженностью 904 метра и два глубоководных пирса.

Как отметил губернатор Приморского края Олег Кожемяко, проект позволит дать новый виток в развитии предприятия – появится возможность создать крупную, эффективную верфь с собственным проектным комплексом для полного цикла постройки различных типов рыболовецких судов. По мнению министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Козлова, первые проекты по строительству краболовов покажут, что дальневосточные судостроительные заводы могут составить конкуренцию верфям Северо-Запада.

Поселок Окский, Нижегородская область. По соседству с заводом «Красное Сормово» и навашинской Окской судоверфью местная компания «ГЦКБ Речфлота» решила построить собственное судостроительное предприятие – судостроительный комплекс «Р-ФЛОТ».

В состав предприятия входит конструкторское бюро «Р-ФЛОТ. Дизайн», непосредственно «ГЦКБ Речфлота», компания по производству оборудования НПО «ГЦКБ Речфлота». Компания планирует предоставлять полный комплекс услуг – от индивидуального эскиза до поставки готового судна длиной до 100 метров.

На территории завода уже построен корпусный цех площадью более 5000 кв. метров, административно-бытовой комплекс 2000 кв. метров, причальная стенка длиной 300 метров. Причем параллельно возведению инфраструктуры на предприятии уже идет достройка и испытание буксирных катеров проекта RT603.

Известно, что на верфи планируется задействовать часть сотрудников «ГЦКБ Речфлота», а также добрать около 100 рабочих.

Омск. В структуре Иртышского пароходства есть собственные мощности, которые удовлетворяют нужды пароходства, – Омский судоремонтно-судостроительный завод.

Сегодня предприятие плотно занимается только ремонтом флота, но потенциально готово к судостроению, так как имеет нужные для этого компетенции. Тем более что завод набирает сотрудников, постоянно расширяется, а значит, в перспективе вполне может получить и выполнить заказ на судостроение.

Кингисепп, Ленинградская область. Новый игрок на судостроительном рынке России в отрасли всем известен как Кингисеппский машиностроительный завод, который специализируется на ремонте, обслуживании, а также полноценном производстве судовых двигателей. Сейчас же КМЗ можно заслуженно назвать судостроительным заводом.

Дело в том, что на днях предприятие подписало контракт на строительство 13 катеров проекта 3050.1 с ФКУ «Речводпуть». Стоимость контракта составляет 1,1 млрд рублей.

Прошу заводчан прокомментировать подписанный контракт: «Кингисеппский машиностроительный завод вложил более 700 млн рублей собственных инвестиций в строительство катеров специального назначения под торговой маркой «КМЗ Проф катера». Выпуск новой продукции позволит нам диверсифицировать портфель заказов и выйти на рынок гражданского судостроения.

В последние годы предприятие усилило собственное конструкторское бюро, это позволило разработать катера двух проектов: 03080 (из стеклопластика) и 04190 (алюминий амг).

Новая производственная площадка под это направление находится в поселке Назия Кировского района Ленинградской области. Производство занимает около 30 тыс. кв. метров. По нашим оценкам, в корпоративном портфеле сейчас заказы на поставку более 53 катеров разных проектов, в том числе для МЧС, Ространснадзора, Балтийского завода (для атомного ледокола 22220 «Арктика»).

Передать обстановочные суда планируется в администрации бассейнов внутренних водных путей. Поставить их предстоит в речные порты 11 городов: по два – в Якутск и Хабаровск, по одному – в Москву, Санкт-Петербург, Печору, Пермь, Волгоград, Красноярск, Иркутск, Новосибирск и Омск. Суда построят в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года».

Что получается

В настоящее время в отрасли реализуются проекты по созданию либо новых, либо восстановлению старых судостроительных центров. Все они разных масштабов и назначений, но если даже машиностроительные заводы и маленькие РЭБ находят инвесторов и заказчиков среди судовладельцев, это может говорить о нескольких тенденциях.

Сегодня отечественное судостроение становится востребованным и интересным не только федеральным властям, но и частным компаниям, которые видят для себя в этом сегменте промышленности перспективы.

Судостроительные заводы загружены по максимуму, а спрос на рынке превышает предложения, вот и рассматриваются возможности по созданию новых конкурентоспособных верфей – от крупных до компактных.

В любом случае приятно наблюдать за тем, как даже в глубинке власти и инвесторы обратили взор на судостроение, справедливо увидев в этом возможности для развития регионов, создания новых рабочих мест и появления новых налогоплательщиков.

Морские вести России №15 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ