Пополнение судостроения: что, где и как - Морские вести России

Пополнение судостроения: что, где и как

10.09.2020

Обзор отрасли

Пополнение судостроения: что, где и как

Фото АО "ОСК"

В отрасли привыкли к тому, что основная судостроительная деятельность проходит на заводах, которые уже не одно десятилетие усердно трудятся, выполняя различные заказы. Есть и предприятия, которым более 100 лет и, тем не менее, они продолжают успешно развиваться из года в год.

Однако это не значит, что в России не рассматривают возможности строительства новых современных судостроительных заводов или возрождения разрушенных и забытых мощностей. Несколько таких проектов уже реализуются, другие же пока только в планах и в перспективе начнут свою жизнь.

Наш специальный корреспондент Кирилл Воловик собрал и обобщил информацию о новых судостроительных заводах, которые совсем недавно начали трудовую деятельность, либо в ближайшее время появятся в России и начнут составлять конкуренцию другим игрокам на рынке.

Село Белокаменка, Мурманская область

Новатэк, фото - мое.jpg

Фото: Кирилл Воловик / Морские вести России

Начнем, пожалуй, с судостроительного гиганта. По крайней мере, потенциального. Это проект «Новатэка» - «Кольская верфь», а если быть точнее, то Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений.

Строительство верфи ведется уже достаточно давно, но информации о ходе строительства немного. Что это будет за предприятие? Верфь будет вести строительство и оснащение плавучих железобетонных конструкций для создания морских сооружений гравитационного типа, то есть транспортируемых к месту базирования на плаву и погружения на дно за счет собственного веса. Назначение платформ — заводы по сжижению и перегрузке природного газа. Модули самого завода сжижения газа также планируется изготавливать на предприятии.

На реализацию проекта планируется привлечь порядка 120 миллиардов рублей. Сегодня по оценкам на стройке задействованы около 4000 человек. После ввода верфи в строй на ней будет занято до 15000 человек, для которых уже строится вахтовый городок. Верфь имеет 2 сухих дока, ее территория более 150 га.

Севастополь

Пресс-служба правительства Севастополя.jpeg

Фото: пресс-служба правительства Севастополя

В начале сентября стало известно о том, что в Севастополе планируется открыть мощный судостроительный кластер. О таких планах рассказал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Вот что сказал чиновник на двусторонней встрече с врио губернатора Севастополя Михаилом Развожаевым: «Сегодня мы обсудили будущую реконструкцию и модернизацию мощностей «Севастопольского морского завода», а также обеспечение кооперации с «Тринадцатым судоремонтным заводом», который войдёт в состав «ОСК». За счёт этого мы сможем оптимизировать логистику и создать центры компетенций. При этом у города появится возможность развивать освобождающиеся территории, использовать их для гражданской инфраструктуры».

По итогам встречи стало известно, что ОСК завершает акционирование «Севморзавода» и Тринадцатого СРЗ, тем самым создавая мощный судоремонтный, судостроительный кластер.


Череповец, Вологодская область

Череповецкий СЗ, иллюстрация - ЧСЗ.png

Иллюстрация: ЧСЗ

Кто бы мог подумать, что на реке Шексне, в городе металлургов, когда-нибудь будет построен полноценный судостроительный завод? А между тем планы по реализации вполне реальные и уже постепенно воплощаются в жизнь – этой осенью на новом предприятии планируется закладка первых судов.

О том, что в Череповце будет судостроительный завод, было решено еще в 2018 году, сами работы начались в 2019-м. По производственным мощностям Череповецкий СЗ будет работать с судами доковым весом до 1000 тонн. По заявлению представителей компании-инвестора, основная продукция завода - баржи и буксиры смешанного «река-море» класса.

Самый крупный инвестор проекта - агропромышленная компания «Дивеевское», которая еще на стадии проработки проекта заявила, что намерена вложить в новую верфь 30% собственных средств, остальное предоставят лизинговые компании. Сам проект, еще на стадии старта, оценивался в 1 млрд рублей.

Согласно расчетам, верфь даст городу 150 рабочих мест. По заявлениям исполнительного директора ЧСЗ Ивана Шмойлова, уже в 2020 году будут заложены 70 корпусов новой серии барж для компании, которая осваивает новую концепцию перевозки грузов по рекам европейской части России.


Поселок Жатай, Якутия

Жатай, Российская газета.jpg

Фото: Российская газета

К Якутии в последнее время приковано много внимания со стороны государства. Сейчас там идет крупномасштабный проект по строительству Жатайской судоверфи на базе Жатайской ремонтно-эксплуатационной базы флота. Предприятие достаточно старое, но уже много лет оно никак особо не функционировало. А если и функционировало, то занималось не самым интенсивным судоремонтом Ленского объединенного речного пароходства, куда, собственно, и входит.

Больше года назад, в апреле 2019 года, началась реконструкция завода в рамках реализация одного из инвестиционных проектов, связанных с развитием Арктики и ее инфраструктуры.

Планы амбициозные - планируется, что реконструированная верфь сможет производить до 10 судов в год и будет покрывать потребности в речном транспорте для рек Лены, Яны и Колымы, а также в морском для Севморпути.


Пермский край

82tu11c3oi68wqgoab.jpg

Фото: pastvu.com

Весной губернатор Пермского края Дмитрий Махонин сделал достаточно сенсационное заявление. Он сказал, что планирует возродить судостроения в регионе.

Как заметил глава региона, у Пермского края есть отличные шансы для реализации задуманного! "Например, судостроительный завод "Кама", и для этого есть все перспективы и разработки, которые в стране являются уникальными. Мы договорились с "Газпромом", что они вторую часть завода по разжижению газа разместят у нас на территории края, это будет единственный регион с объемом производства среднетоннажного СПГ, работающего на внутренний рынок", - рассказал Махонин.Сосновка, Кировская область

Сосновский ССЗ.jpg

Фото: Сосновский ССЗ

Сосновский судостроительный завод, пожалуй, один из самых невезучих судостроительных заводов в России. Конечно, таких предприятий в стране хватает, но Сосновский ССЗ за последнюю десятилетку испытал немало негативных событий. А вот сегодня у него началась хорошая история.

Этим летом из Сосновки пришла приятная новость – нашелся инвестор с желанием реанимировать некогда крупное градообразующее предприятие, местный судостроительный завод. Взялись за это дело «РТ-Капитал» и «Каспийская Энергия Шельф».

Сегодня Сосновский СЗ - это единственное в нашей стране судостроительное предприятие с поточной технологией производства судов различной модификации, способное выпускать до 300 малых судов ежегодно. По словам кредитора, состояние у завода хорошее, сохранность оборудования не менее 60%, есть слип, эллинг, уникальные станки для изготовления корпусов судов, валов, судового оборудования: иллюминаторов, люков, дверей, и др.

Известно, что на Сосновском СЗ кроме строительства судов малой тоннажности, планируется проводить ремонт вооружений и военной техники, изготовление и поставку судового оборудования, валов, иллюминаторов, дверей, люков для нужд судостроительных предприятий.

Поселок Красные баррикады, Астраханская область

Красные Баррикады.jpg

Фото: Rus-shipping.com

 Не менее трагичная история у судостроительного завода «Красные баррикады», который еще в 2010 годах был одним из самых успешных и загруженных заводов России. Именно там строились модули для буровых платформ для Каспия. Причем в портфеле были как отечественные, так и иностранные заказчики. Затем генерального директора предприятия Александра Ильичева арестовали, завод признали банкротом, корабелы потеряли работу с многомиллионными долгами.

На помощь заводу «Красные баррикады» пришла ОСК, которая взяла его под свое крыло. Сегодня с нуля набирается штат, появляются первые заказы, предприятие обрело вторую жизнь. Известно, что на судостроительном заводе уже трудятся более 900 работников.


Поселок Жигалово, Иркутская область

Жигаловская РЭБ, фото - Морская техника.jpg

Фото: Морская техника

Достаточно необычно само явление, что ремонтно-эксплуатационная база Байкало-Селенгинского района водных путей и судоходства в поселке Жигалово попала в этот список. Дело в том, что в конце июля на РЭБ состоялась закладка уже второго постановочного судна проекта 3052. Серия судов из 10 единиц такого флота строится по заказу ФКУ «Речводпуть», а 10 судов вполне себе достойное количество.

Для понимания: это суда длиной 36,65 метров, шириной почти 6 метров и экипажем 10 человек.


Находка

НСРЗ.jpg

 В Находке успешно функционирует и развивается местный судоремонтный завод. Он бы не попал в обзор, если бы не одно событие, связанное со строительства нового флота.

Находкинский СРЗ получил заказ на строительство 8 краболовов, кили которых сразу же заложил в начале июня 2020 года в рамках инвестиционной программы крабовых квот. Для этого у завода есть слип грузоподъемностью 2500 тон, 6 причалов общей протяженностью 904 метра и два глубоководных пирса.

Как отметил губернатор Приморского края Олег Кожемяко, проект позволит дать новый виток в развитии предприятию –появится возможность создать крупную, эффективную верфь с собственным проектным комплексом для полного цикла постройки различных типов рыболовецких судов. По мнению Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Козлова, первые проекты по строительству краболовов покажут, что дальневосточные судостроительные заводы могут составить конкуренцию верфям Северо-Запада. 

Поселок Окский, Нижегородская область

ГЦКБ Речфлота, фото - ГЦКБ Речфлота.jpg

Фото: ГЦКБ «Речфлота»

По соседству с гигантами нижегородского судостроения заводом «Красное Сормово» и навашинской «Окской судоверфью» местная компания ГЦКБ «Речфлота» решила построить собственное судостроительное предприятие. Уже даже известно официальное название – судостроительный комплекс «Р-ФЛОТ».

В состав предприятия входит конструкторское бюро «Р-ФЛОТ.Дизайн», непосредственно ГЦКБ «Речфлота», компания по производству оборудования НПО «ГЦКБ Речфлота». Компания планирует предоставлять полный комплекс услуг - от индивидуального эскиза до поставки готового судна длиной до 100 метров. 

На территории завода уже построен корпусный цех площадью более 5000 кв. метров, административно-бытовой комплекс 2000 кв. метров, причальная стенка длиной 300 метров. Причем параллельно возведению инфраструктуры на предприятии уже идет достройка и испытание буксирных катеров проекта RT603.

Известно, что на верфи планируется задействовать часть сотрудников ГЦКБ «Речфлота», а также добрать около 100 рабочих.

Омск

Омский ССРЗ, Фото Омский ССРЗ.jpg

Фото: Омский ССРЗ

В структуре Иртышского пароходства есть собственные мощности, которые удовлетворяют нужды пароходства - Омский судоремонтно-судостроительный завод.

Сегодня предприятие плотно занимается только ремонтом флота, но потенциально готово к судостроению, так как имеет нужные для этого компетенции. Тем более, что предприятие набирает сотрудников, постоянно расширяется, а, значит, в перспективе вполне может получить и выполнить заказ на судостроение.

Кингисепп, Ленинградская область

Кингиссеп.jpg

Фото: Деловой Петербург dp.ru

Новый игрок на судостроительном рынке России в отрасли всем известен как Кингисеппский машиностроительный завод, который специализируется на ремонте, обслуживании, а также полноценном производстве судовых двигателей. Сейчас же КМЗ можно заслуженно назвать судостроительным заводом.

Дело в том, что на днях предприятие подписало контракт на строительство 13 катеров проекта 3050.1 с ФКУ «Речводпуть». Стоимость контракта составляет 1,1 млрд рублей.

Наш корреспондент попросил заводчан прокомментировать подписанный контракт:
«Кингисеппский машиностроительный завод вложил более 700 млн рублей собственных инвестиций в строительство катеров специального назначения под торговой маркой «КМЗ Проф катера». Выпуск новой продукции позволит нам диверсифицировать портфель заказов и выйти на рынок гражданского судостроения.

В последние годы предприятие усилило собственное конструкторское бюро, это позволило разработать катера двух проектов: 03080 (из стеклопластика) и 04190 (алюминий амг).

Новая производственная площадка под это направление находится в поселке Назия Кировского района Ленинградской области. Производство занимает около 30 тыс. кв. метров.

По нашим оценкам, в корпоративном портфеле сейчас заказы на поставку более 53 катеров разных проектов, в том числе для МЧС, Ространснадзора, Балтийского завода (для атомного ледокола 22220 «Арктика»).

Передать обстановочные суда планируется в администрации бассейнов водных внутренних путей. Поставить их предстоит в речные порты 11 городов страны: по два — в Якутск и Хабаровск, по одному — в Москву, Санкт–Петербург, Печору, Пермь, Волгоград, Красноярск, Иркутск, Новосибирск и Омск. Суда построят в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, уточнили в ФКУ «Речводпуть».

________________________________________

Что получается

В настоящее время в России прорабатываются одиннадцать проектов по созданию либо совершенно новых, либо восстановление старых судостроительных центров. Все они разных масштабов и назначений, но если даже машиностроительные заводы и маленькие РЭБ находят инвесторов и заказчиков среди судовладельцев, это может говорить о нескольких тенденциях.

Во-первых, о том, что сегодня отечественное судостроение очень востребовано и интересно не только федеральным властям, но и частным компаниям, которые видят в этом сегменте промышленности особые перспективы.

Во-вторых, по всей видимости, функционирующие в данный момент заводы загружены по максимуму в силу своих возможностей и компетенций, а спрос на рынке превышает предложения, то и рассматриваются возможности по созданию новых конкурентоспособных верфей – от крупных до компактных.

В любом случае приятно наблюдать за тем, как даже в Иркутске или Череповце власти и инвесторы обратили свой взор на судостроительную промышленность, видя в этом возможности для развития регионов, а также для создания новых рабочих мест и появления новых налогоплательщиков.

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ