Что Северо-Запад нам построит - Морские вести России

Что Северо-Запад нам построит

18.08.2020

Обзор отрасли

Что Северо-Запад нам построит

Северо-Западный федеральный округ являются одним из главных судостроительных центров России. Здесь сконцентрировано большое количество уникальных верфей и предприятий, где реализуются не менее уникальные заказы – от инновационных рыбопромысловых судов до атомных ледоколов. Специальный корреспондент группы изданий «Морские вести России» Кирилл Воловик подготовил обзор загрузки судостроительных заводов в регионе, по которому можно оценить примерную оценку состояния отрасли в целом.

Судостроительные центры России между собой непохожи, у всех разная загрузка, разные мощности и географические особенности, но что в Астрахани, что в Нижнем Новгороде, что в Большом Камне строится новый флот. Это все – отечественная судостроительная промышленность, поэтому сведения об одном регионе могут наглядно показать, как в целом себя чувствует судостроение в России. Кто-то увидит в цифрах ничего особенного и назовет их логичными с точки зрения загрузки верфей СЗФО, кто-то же наоборот скажет, что существует проблема, где одни заводы загружены под завязку, а другие же не могут себе такого позволить из-за отсутствия возможностей и необходимых мощностей.

Калининград

Наверное, самым простым и понятным будет перечисление верфей в виде расширенного списка портфеля заказов. Причем в обзоре будут рассмотрены не только гражданские заказы, но и военные, особенно стоит подчеркнуть, что в материале будут учитываться только те суда и корабли, которые уже заложены на заводах. Перспективная загрузка пока останется в перспективе.

В Калининграде есть один ведущий завод – Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». Сегодня на предприятии осуществляется строительство трех кораблей проекта 11711 – «Петр Моргунов» как раз проходит испытания, а также «Василий Трушин» и «Владимир Андреев». Наряду с ними на «Янтаре» строят два ОИС – «Алмаз» проекта 22010 и «Евгений Горигледжан» проекта 02670. Параллельно верфь закрывает свои обязанности перед рыбаками – достраивает серию траулеров проекта SK-3101R, а именно судно «Ударник», которое уже спущено на воду, а также БМРТ «Виктор Гаврилов» проекта 5670WSD.

EDnMVrlWwAEq3kb.jpg

Санкт-Петербург

Среди петербургских судостроительных заводов начнем с «Северной верфи» и ее портфеля заказов, так как он достаточно внушителен. Как нам сообщила пресс-служба предприятия, сегодня завод строит 10 кораблей. Это фрегаты «Адмирал флота Головко», «Адмирал флота Советского Союза Исаков», «Адмирал Амелько», «Адмирал Юмашев», «Адмирал Спиридонов» проекта 22350, корветы «Ретивый» и «Строгий» проекта 20380,корветы «Гремящий» и «Проворный» проекта 20385 и корвет «Меркурий» проекта 20386. Вместе с ними «Северная верфь» строит судно тылового обеспечения «Всеволод Бобров» проекта 23120. Что касается «гражданки», то на «Северной верфи» развернута масштабная рыбопромысловая судостроительная линия, состоящая из 10 единиц судов. Это ярусоловы-процессоры проекта MT 1112XL «Гандвик-1», «Марлин», «Гандвик-2», «Гандвик-3», а также траулеры-процессоры проекта 170701: «Капитан Соколов», «Капитан Геллер», «Капитан Осташков», «Капитан Брейхман», «Капитан Тузов», «Капитан Абакумов».

По соседству от «Северной верфи» трудятся корабелы «Адмиралтейских верфей», которые тоже имеют большой портфель заказов, как военных, так и гражданских. В настоящее время на заводе строятся шесть кораблей – три подлодки «Волхов», «Уфа», «Магадан» проекта 636.3, две подлодки «Кронштадт» и «Великие Луки» проекта 677, а также патрульный ледокол «Иван Папанин» проекта 23550. По гражданской линии адмиралтейцы сейчас заняты строительством четырех траулеров «Капитан Вдовиченко», «Механик Маслак», «Механик Сизов» и «Капитан Мартынов» проекта СТ-192. Помимо «рыбаков» на заводе к финалу подходит строительство дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин» проекта 22600, а также полным ходим идет реализация заказа по строительству ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» проекта 00903.

Через Неву от «Адмиралтейских верфей» пришвартованы три атомных ледокола проекта 22220, который строит Балтийский завод. Сейчас на предприятии идет одновременное строительство четырех атомоходов данного проекта – «Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия».

А на Малой Неве, параллельно с большими заводами, не менее успешная Судостроительная фирма «Алмаз» строит сторожевые корабли. Сейчас на «Алмазе» идет строительство дизель-электрического ледокола «Евпатий Коловрат» проекта 21180М и сторожевого корабля «Расул Гамзатов» проекта 22460.

Отъедем от Санкт-Петербурга, на 10 километров – в поселок Понтонный. Здесь цветет и развивается Средне-Невский судостроительный завод. Пресс-служба СНСЗ сообщила нам, что сегодня предприятие занято строительством четырех кораблей противоминной обороны «Георгий Курбатов», «Петр Ильичев», «Анатолий Шлемов», «Лев Чернавин» проекта 12700. Вместе с этим завод развивает и гражданскую линию судостроения. На стапелях СНСЗ идет строительство пассажирского судна«Андрей Дубенский» проекта А45-90.2 и научно-исследовательского судна «Пионер-М».

20200730-DSC_0149.jpg

Ленобласть

Откроем блок самым далеким территориально, но от этого вовсе не чужим заводом для региона – Выборгским судостроительным заводом. Этим летом для ВСЗ открывалась совершенно уникальная страница – на предприятии состоялась церемония закладки пограничного сторожевого корабля ледового класса «Пурга» проекта 23550. Также завод продолжает рыбопромысловую линию заказов. Всего в настоящее время предприятие строит три траулера «Баренцево море», «Норвежское море», «Белое море» проекта КМТ01 и два траулера «Норд Пилигрим», «Юрий Маточкин» проекта КМТ02.

Подъедем поближе к Санкт-Петербургу – в город Отрадное, в котором располагается завод «Пелла». На предприятии идет строительство восьми промысловых судов в рамках госпрограммы инвестквот. На различных стадиях находятся четыре траулера-процессора «Андромеда», «Кастор», «Поллукс» и «Альхена» проекта 03095, два морозильных траулера «Скорпион» и «Лев» проекта 1701 и два краболова проекта 03070.

В Ленинградской области есть еще одно видное судостроительное предприятие – Невский судостроительно-судоремонтный завод в Шлиссельбурге. Сегодня на НССЗ ведется строительство семи судов – все гражданские заказы. Три из них – сухогрузы «Пола Гали», «Пола Каллиста» и «Пола Кириена» проекта RSD59. В портфеле Невского ССЗ еще есть два многофункциональных буксира-спасателя «Бейсуг» и «Пильтун» проекта MPSV12 и два грузопассажирских судна «Адмирал Невельской» и «Павел Леонов» проекта PV22.

20200630-DSC_0030.jpg

Вместе с этим, на фоне развития пассажирского судостроения, в Новой Ладоге на площадке ЦКБ «Нептун» ведется строительство двух круизных судов проекта PV20S.

Итого

Сложив все количество судов и кораблей, что строится на верфях Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Калининграда, то получается весьма неплохая загрузка заводов - одновременно на судостроительных предприятиях СЗФО строится 74 единиц флота – от рыбаков и ледоколов до фрегатов и сторожевых кораблей. Все эти заказы находятся в разной степени готовности, но неизменно движутся в одном направлении – к передаче заказчикам, которые с нетерпением ждут момента, когда новострой приступит к работе.

Кирилл Воловик

Фото: Кирилл Воловик, https://twitter.com/vezhlivo  

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ