Пошло в рост. Успехи гражданского судостроения в 2019 году - Морские вести России

Пошло в рост. Успехи гражданского судостроения в 2019 году

09.07.2020

Обзор отрасли

Пошло в рост. Успехи гражданского судостроения в 2019 году

Подводить итоги года – дело сколь нужное, столь и благодарное. Отечественное судостроение, даже гражданское, по-прежнему остается отраслью закрытой и консервативной. Даже о своих успехах некоторые предприятия продолжают сознательно молчать. Полные данные о том, что сейчас строят и уже сдали верфи, найти бывает проблематично.

В этом обзоре мы рассматриваем те суда, о которых всё же рассказали – или проектант, или строитель, или заказчик. В основном это суда под классом РМРС. Обзор речного новостроя в следующих номерах журнала.

Владислав Букин

Рыболовный флот

Сегодня в России под наблюдением Российского морского регистра судоходства строится 48 рыболовных судов. Почти все по концепт-проектам иностранных конструкторских бюро.

Так, по документации норвежского КБ Skipsteknisk строятся в сумме 23 судна: 10 БМРТ проекта ST-192RFC для Русской рыбопромышленной компании на Адмиралтейских верфях, 8 судов на Выборгском судостроительном заводе:

• 4 траулера ST-118 (КМТ01) для «Архангельского тралового флота»,

• 2 траулера ST-116XL-FOR для «Фор»,

• 2 траулера ST-116XL (КМТ02) для «Норд-Пилигрим».

Спуск двух головных БМРТ ST-192RFC на Адмиралтейских верфях намечен на 2020 год. Тогда как Выборгский СЗ в этом году уже должен сдать первый КМТ01 «Баренцево море», а на воде у ВСЗ стоят еще два судна: «Норвежское море» и «Норд-Пилигрим» пр. КМТ02.

Плюс еще два траулера для АО «Атлантрыбфлот» и ООО «Компания ЛКТ» будут заложены в 2020 году.

По проектам этого же КБ завод «Красное Сормово» будет строить пять краболовов проекта ST-184AS для Северо-Западного рыбопромышленного консорциума. Стоимость одного судна составит 30–32 млн евро, срок строительства – пять лет. Ранее на этот заказ претендовал ВСЗ, но заказчик предпочел нижегородский завод.

По проектам норвежского же Skipskompetanse ПСЗ «Янтарь» строит три траулера для «Рыбколхоза имени Ленина». В 2019 году предприятие сдало два первых судна серии – «Ленинец» и «Командор», в январе 2020-го начались швартовные испытания на третьем траулере – «Ударник».

В портфеле у Северной верфи 9 контрактов на строительство шести траулеров пр. 170701 для группы компаний «Норебо» по проектам исландского бюро Nautic и еще на четыре траулера проекта МТ1112XL по проекту норвежского бюро Marin Teknikk AS для РК «Вирма» и ООО «Глобус». На 2020 год намечена сдача трех заказов: «Гандвик-1», «Марлин» и «Гандвик-2». В первом полугодии 2021 года предприятие запланировало сдачу ярусолова «Гандвик-3».

ЛСЗ «Пелла» строит три типа судов: три краболова по проекту 03070 разработки ПКБ «Петробалт» – один для компании «Антей» и еще два по заказу сахалинской фирмы «Островной-Краб», четыре траулера пр. 03095 норвежского КБ из Тромсё CRAMACO для компании «Мурмансельдь-2» и еще два траулера пр. 1701 разработки хорватского КБ Navis Concept для компании «ФЭСТ».

Программа 2020 года у предприятия более насыщенная. Помимо передачи заказчику головного краболова 03070 «Русь», заводу предстоит сдать траулер 03095 «Андромеда» и 1701 «Скорпион». Сдача первых серийных судов запланирована на 2021 год.

Еще можно выделить отечественный траулер проекта Т30В, который строит СЗ «Вымпел» по заказу ООО ПТФ «Карелрыба». Проект этого судна готовило собственное КБ завода. 20 ноября 2019 года судно спустили на воду (дату сдачи заказчику пока не уточняли), а после церемонии управляющий директор завода «Вымпел» и председатель правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана Анатолий Евенко подписали соглашение о намерениях заключения контрактов на продолжение серии еще на 10 судов. Однако это пока только намерение.

Плюс ПСЗ «Янтарь» строит пока самое большое судно из тех, что заказаны на отечественных верфях, – БМРТ пр. 5670WSD по проекту Wartsila. В 2019 году предприятие начало резку металла на судно, сдать его заказчику планируется в 2023 году.

Сухогрузы

Безусловный лидер в части проектирования грузового флота типа река – море в России – Морское инженерное бюро. За 2019 год по проектам МИБ было сдано в эксплуатацию 28 новых и переоборудованных судов. Большая часть строилась на отечественных верфях.

Окская судоверфь в 2019 года сдала в сумме восемь сухогрузов проекта RSD32M: «Навис-1», «Навис-2», «Навис-3», «Навис-4», «Навис-5», «Навис-6», «Навис-7», «Анатолий Николаев». Заказчиком этих судов выступает ПАО «Государственная лизинговая транспортная компания», лизингополучатель – фирма «Навис-1». Основная задача судов этой серии – перевозка зерна из портов Азовского и Каспийского морей при характерной в этих районах осадке в 4,2 м.

Контракт на строительство судов стороны заключили в 2017 году, озвученная стоимость всех восьми судов – около 6 млрд руб.

Статистику по сухогрузам дополняют завод «Красное Сормово» и Невский ССЗ, которые в сумме сдали 8 судов проекта RSD59. Семь единиц сдали сормовичи: «Идель 1», «Идель 2», «Идель 3», «Александр Зуев», «Пола Харита», «Пола Пелагия», «Александр Соколов», плюс еще одно «Пола Анфиса» сдали корабелы из Шлиссельбурга.

В начале 2019 года Окская судоверфь заключила контракт с петербургской компанией ООО «ПетроТранс» на строительство пяти сухогрузов RSD59. Заказчиком выступает ПАО «ГТЛК». Все суда должны быть построены до конца 2020 года.

А всего на начало 2020 года в портфелях трех заводов более 40 судов RSD59, 14 из них уже построено.

Баржи

Самарский завод «Нефтефлот» в 2019 году сдал заказчику две из трех заказанных сухогрузных барж дедвейтом 4800 тонн проекта RDB12. Баржи строятся по заказу ГТЛК, лизингополучатель – судоходная компания «Петротанкер». Первые две баржи были заложены в апреле 2018 года, последнее судно в серии – в июле 2019 года, его сдача намечена на 2020 год.

Окская судоверфь в 2019 году завершила строительство серии из восьми мелкосидящих нефтеналивных несамоходных барж проекта ROB20, сдав последнюю – «Белмакс 8». Эти суда дедвейтом 6000 тонн при осадке 2,75 м строились для судоходной компании «Белмакс», лизингодателем выступала ГТЛК. Суда предназначены для перевозки нефтепродуктов, в основном мазута по маршруту река Белая – река Волга, включая водохранилища. В качестве толкачей на первом этапе используются «Уралы» / «Волгари».

В июле 2019 года Самусьский ССЗ сдал заказчику – якутской компании «Алроса-Лена» – две несамоходные нефтеналивные баржи МН-2000 пр. RDB66.61 грузоподъемностью 2000 тонн. Проект готовило ростовское РЦПКБ «Стапель».

В конце апреля на судостроительной площадке АО «Порт Коломна» состоялся спуск на воду баржи – площадки БПБ-001 проекта 81ПК грузоподъемностью 3245 тонн для нужд Морспасслужбы. Лизингодателем в заказе выступало АО «Машпромлизинг».

Контракт с АО «Порта Коломна» на строительство баржи был подписан год назад. Три месяца шло проектирование, и за девять месяцев судно было построено. Габариты баржи – 103,2 х16,2 м, грузоподъемность – 3245 тонн.

Вспомогательный флот

Самое масштабное событие в части обновления вспомогательного флота – это сдача Росатому плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов» проекта 20870 постройки Балтийского завода. Сейчас ПАТЭС уже запущена в эксплуатацию в Певеке. В сумме этот объект строился более 11 лет.

Невский судостроительно-судоремонтный завод сдал ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» Росморречфлота два многофункциональных спасательных буксира проекта MPSV12: «Бахтемир» и «Калас». Трудиться они будут в составе Морспасслужбы Росморречфлота. Всего в серии четыре судна.

Онежский ССЗ в 2019 году сдал заказчикам две самоходные шаланды проекта HB600: «Трудовая» и «Сильная», одну шаланду проекта HB900 «Рабочая» и обстановочное судно проекта 3265 «Ладожский». О серии шаланд проекта HB600 / HB900 журнал «Морской флот» в подробностях писал в № 6 за 2019 год. Что касается обстановочника, то проект судна готовил петербургский Инженерный центр судостроения. Судно строилось для ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей». В числе прочего «Ладожский» будет перевозить паломников, туристов, продукты питания, строительные материалы и иные грузы для Валаамского монастыря.

Пока мы готовили к печати этот номер журнала, Онежский ССЗ спустил на воду гибридный рабочий катер «Анатолий Климов» пр. ST23WIM-H с системой электродвижения, построенный по заказу ФГУП «Росморпорт» для эксплуатации в морском порту Ванино. Генеральный разработчик проекта – ООО «МТ-ГРУПП». Сдача судна намечена на лето 2020 года. Конструкцию катера редакция также рассмотрела в № 5 «Морского флота» за 2019 год.

Ярославский ССЗ в 2019 году в основном был занят выполнением гособоронзаказа. Из сданных гражданских объектов можно выделить три промерных судна проекта 3330 для ФКУ «Речводпуть»: «Изыскатель», «Гидрограф» и «Колибри». Катера вошли в составы администраций Ленского, Обского и Волжского бассейнов внутренних водных путей. Проект этих судов готовило нижегородское ГЦКБ Речфлота. Стоимость строительства на стадии тендера определялась в 172,5 млн руб.

В октябре 2019 года Выборгский судостроительный завод сдал Атомфлоту дизельный ледокол «Обь» проекта Arc124. Заложено судно было 1 августа 2017 года. Проект ледокола разрабатывала финская компания Aker Arctic Technology. Работать судно будет в порту Сабетта. На церемонии передачи судна заказчику поднимался вопрос о продолжении серии, однако подтверждения он пока не нашел.

Для нужд Подводречстроя (входит в состав Морспасслужбы) «Порт Коломна» сдал буксир-толкач «Сергей Кладько». Проектантом выступил завод-строитель. Лизингодателем – АО «Машпромлизинг». Работать теплоход будет в составе Тверского филиала структуры с навигации 2020 года в составе с баржой-площадкой БПБ-001 проекта 81ПК-02, которую также в апреле 2019 года строило АО «Порт Коломна» по заказу Морспасслужбы.

Ленинградский завод «Пелла» в 2019 году занимался сдачей изрядно задержавшихся МРК и многочисленным рыболовным флотом. Буксирный флот на верфи пока отошел на второй план. За прошлый год завод передал только один буксир пр. 90600 «Садко» по заказу компании «Севмаш-Шельф» для «ЦС «Звездочка». Судно предназначено для выполнения буксировочных и кантовочных операций в порту, на рейдах и в прибрежных районах, соответствующих району плавания R3.

Пассажирский флот

Пополнения в пассажирском флоте в 2019 году скромнее, нежели у других типов судов.

Судостроительный завод «Вымпел» в конце ноября 2019 года сдал второе СПК «Комета 120М» «Ялта». Контракт на строительство серии из пяти судов пр. 23160 «Комета 120М» был подписан между АО «Машпромлизинг» и АО «ССЗ «Вымпел» в 2017 году. Первое судно введено в эксплуатацию в июле 2018 года и успешно работает в Крыму на линии Севастополь – Ялта.

Осенью 2019 года предприятие заложило четвертый и пятый корпус и отправило на испытание третье судно, которое должно быть сдано в 2020 году. Все суда серии планируется эксплуатировать в Азово-Черноморском бассейне.

ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева в ушедшем году передало компании «Водолет» в эксплуатацию два судна на подводных крыльях «Валдай 45Р» пр. 23180. Контракт на строительство шести судов стороны заключили в декабре 2018 года. СПК строятся при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ с льготным финансированием в рамках программы лизинга морских и речных гражданских судов ОСК. Плюс, как рассказывал генеральный директор ЦКБ по СПК Сергей Итальянцев, всего предприятие построило пять новых судов «Валдай 45Р». Тогда как в 2018 году было построено только одно судно.

Планы на 2020 год

По предварительным прогнозам, наступивший год будет более разнообразным на проекты. Суда станут больше и технически сложнее. Помимо сдачи рыболовных судов на Выборгском СЗ, Северной верфи, ЛСЗ «Пелла», Адмиралтейские верфи должны спустить на воду головной БМРТ «СТ-192».

В конце 2019 года на испытания отправились круизное судно смешанного река – море плавания на 329 пассажиров (первое после 1959 года!) «Мустай Карим» проекта PV300, что строится на заводе «Красное Сормово», и атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 Балтийского завода. Сдача обоих судов также намечена на 2020 год.

На Дальневосточном заводе «Звезда» должны спустить на воду головной танкер типа «Афрамакс», а Зеленодольский завод запланировал сдачу гидрографических судов проекта BLV03 для Северного морского пути: «Александр Парфёнов» и «Всеволод Пересыпкин».

На Окской судоверфи, Невском, Амурском, Зеленодольском заводах, заводах «Вымпел», «Нефтефлоте», «Лотосе» будут продолжать строиться 8 морских грузо-пассажирских судов и железнодорожных паромов для Дальнего Востока и Балтийского моря, 6 речных и река – море круизных судов, суда на подводных крыльях, речные, морские и пассажирские суда местных линий. Почин поддержат и корабелы «Красного Сормово», Окской судоверфи, Невского завода, «Лотоса», Волжского ССЗ, завода «Нефтефлот» и порта Коломны, которые в сумме должны сдать 25 сухогрузов проекта RSD59 и танкеров RST25 и RST22TP, 6 новых сухогрузных барж и барж-площадок. Все по проектам МИБ.

И это далеко не полный перечень всего того нового, что мы надеемся услышать и увидеть в следующем году. Несомненно, нас ждет много интересного. Следите за всеми новостями и новинками в мире судостроения на страницах журнала «Морской флот» и на сайте morvesti.ru.

Морской флот №1 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ