Независимая оценка квалификации
06.03.2024
Обзор отрасли
Правовые основы независимой оценки квалификации работников водного транспорта
Фото: ГУМРФ им. С.О. Макарова
Правовые основы являются нормативным фундаментом независимой оценки квалификации (НОК) относительно нового явления, которое представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации соискателя или работника положениям утвержденного профессионального стандарта или квалификационным требованиям.
Елена Лаврентьева, д.э.н., профессор, проректор ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова
Артем Некрасов, специалист Научно-методического центра УМО ЭВТ ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова
В научной литературе немного исследований в этой области. Процедура НОК пока не стала широко популярной как среди работодателей, так и работников отрасли. Причин несколько, среди них приоритетными являются добровольность и платность такой работы. Не все организации и соискатели готовы ее финансировать. Однако на практике у разных работодателей к одним и тем же специалистам выдвигаются совершенно разные требования по образованию, по знаниям, по навыкам, по опыту работы. В итоге для работников затрудняется трудоустройство и карьерный рост, у бизнеса сокращается реальный рынок труда, а в образовании достаточно сложно обеспечить единое образовательное пространство подготовки специалистов. Важно, чтобы образовательные организации имели конкретный ориентир – что должен знать и уметь выпускник, чтобы быть востребованным на рынке труда.
Структура правовой базы
Для решения многих проблем в этой области необходимо гибкое и эффективное правовое обеспечение, т.е. правовая база, регулирующая основные понятия, порядок проведения процедуры независимой оценки квалификации, разработку оценочных средств, деятельность центров оценки квалификации и требования к ним, а также итоги и направления развития госполитики в данной сфере.
В настоящее время уже сложилась многоуровневая структура нормативной правовой базы НОК, объединяющей документы на федеральном, региональном, отраслевом и локальном уровнях управления:
федеральный уровень – указ президента России, федеральные законы РФ, постановления Правительства России, приказы Министерства труда и социальной защиты РФ и другие документы общегосударственного значения;
региональный уровень – законы, постановления, нормативные правовые акты субъектов РФ;
отраслевой уровень – отраслевые нормативные правовые документы;
локальный уровень – нормативные документы конкретных организаций.
В таблице 1 приведена более подробная информация о наиболее важных нормативных правовых документах, обеспечивающих правовое регулирование независимой оценки квалификации в России, в том числе и по водному транспорту.
Таблица 1. Законодательные и нормативные документы независимой оценки квалификации
№ п/п |
Содержание |
---|---|
Указы президента Российской Федерации | |
1 |
Указ Президента РФ от 16.04.2014 №249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» (с изм. и доп.) |
Федеральные законы России | |
2 |
Федеральный закон от 03.07.2016 №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» |
3 |
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (с изм. и доп.) |
4 |
Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 №117-ФЗ (с изм. и доп.) |
Постановления Правительства России | |
5 |
Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 №1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификации в форме профессионального экзамена» |
6 |
Постановление Правительства РФ от 22.10.2021 № 1810 «О внесении изменений в Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» |
Приказы Министерства труда и социальной защиты РФ | |
7 |
Приказ Минтруда России от 01.11.2016 №601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации» |
8 |
Приказ Минтруда России от 12.12.2016 №725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена» |
9 |
Приказ Минтруда России от 19.12.2016 №759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий» |
10 |
Приказ №729н от 14.12.2016 Минтруда России «Об утверждении порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации» |
11 |
Приказ №758н от 19.12.2016 Минтруда «Об утверждении примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями» |
12 |
Приказ №725н от 12.12.2016 Минтруда России «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации» |
13 |
Приказ №649н от 15.11.2016 Минтруда России «Об утверждении порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре» |
14 |
Приказ №706н от 02.12.2016 Минтруда России «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядка подачи такого заявления» |
15 |
Приказ №701н от 01.12.2016 Минтруда России «Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации» |
16 |
Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021-2023 годы |
17 |
Ежегодные доклады Национального агентства развития квалификаций о состоянии, динамике развития и результатах деятельности в сфере независимой оценки квалификации |
18 |
Приоритетные направления развития системы независимой оценки квалификации, утвержденные председателем Национального совета по профессиональным квалификациям |
19 |
Письмо Минтруда России №14-3/В-742 от 18 сентября 2019 г. «Разъяснения Минтруда России по применению независимой оценки квалификации при аттестации работников» |
Региональные нормативные правовые документы | |
20 |
Закон Санкт-Петербурга от 08.06.2009 № 221-47 «О промышленной политике в Санкт-Петербурге» (с изм. и доп.)Приказ Минтруда России от 01.11.2016 №601н |
21 |
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.08.2016 №658 «О проекте соглашения между Правительством Санкт-Петербурга и Правительством Ленинградской области о сотрудничестве в сфере развития человеческого капитала» (с изм. и доп.)Закон |
22 |
Постановление губернатора Санкт-Петербурга от 09.10.2015 №74-пг «О кадровом совете при губернаторе Санкт-Петербурга» (с изм. и доп.) |
Отраслевые нормативные правовые документы | |
23 |
Положение о Совете по профессиональным квалификациям на морском и внутреннем водном транспорте |
Локальные отраслевые нормативные правовые документы | |
24 |
Положение о центре оценки квалификации на морском и внутреннем водном транспорте АО «ЦНИИМФ» |
25 |
Приказ №46/21-ПР от 20.06.2021 «Об утверждении наименований квалификаций и требований к квалификациям на морском и внутреннем водном транспорте» |
26 |
Правила проведения независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена в ЦОК на МВВТ АО «ЦНИИМФ» |
Федеральный уровень. Ведущим правовым актом в данной сфере является указ президента России, который определил создание и развитие системы профессиональных квалификаций на госуровне и консультативного органа – Национального совета по профессиональным квалификациям, в задачи которого входит:
• разработка предложений по направлениям развития госполитики в области подготовки квалифицированных кадров и созданию системы профессиональных квалификаций в России, включающей и независимую оценку квалификации;
• координация деятельности органов госвласти РФ, работодателей, профессиональных союзов, общественных объединений, образовательных, научных и других организаций, в том числе и советов по профессиональным квалификациям, по созданию и развитию национальной системы профессиональных квалификаций;
• проведение экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в рассматриваемой области, профессиональных и образовательных стандартов;
• содействие международному сообществу в сфере развития профессиональной квалификации.
Среди федерального законодательства основополагающим является закон «О независимой оценке квалификации», где определены основные понятия, участники и их характеристики, порядок проведения, информационное обеспечение НОК.
К основным понятиям в рассматриваемой области относятся:
• независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, – это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или установленным квалификационным требованиям, проведенная центром оценки квалификаций;
• оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации – это комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена;
• реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации – это информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации.
Характеристики участников НОК систематизированы в таблице 2.
Таблица 2. Участники независимой оценки квалификации
Национальный совет при Президенте HA |
Консультативный орган для рассмотрения вопросов развития квалификаций в России |
Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) |
Автономная некоммерческая организация, обеспечивающая деятельность по развитию квалификаций в РФ |
Совет по профессиональным квалификациям (СПК) |
Орган управления, наделенный полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности |
Центр оценки квалификаций (ЦОК) |
Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по проведению независимой оценки квалификации |
Работодатель |
Юридическое или физическое лицо, направившее соискателя в ЦОК для подтверждения его квалификации |
Соискатель |
Работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившееся в том числе по направлению работодателя в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации |
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда |
Порядок независимой оценки
Важно подчеркнуть, что НОК проводится в форме профессионального экзамена (ПЭ) центром оценки квалификаций как по инициативе соискателя за счет его собственных средств, так и по направлению и за счет средств работодателя – физического и (или) юридического лица. Укрупненно порядок проведения независимой оценки квалификации представлен в таблице 3.
Таблица 3. Порядок проведения независимой оценки квалификации
Этап 1 |
Заключение договора между соискателем и ЦОК и оплата услуг по проведению ПЭ |
Этап 2 |
Предоставление соискателем в ЦОК комплекта документов. Согласование даты, места и времени проведения ПЭ |
Этап 3 |
Проведение профессионального экзамена |
Этап 4 |
Оформление результатов проведения ПЭ |
Этап 5 |
Выдача соискателю свидетельства о квалификации (ПЭ сдан успешно) или заключения о прохождении ПЭ, включая рекомендации (ПЭ не сдан) |
Этап 6 |
Внесение информации о результатах ПЭ в реестр НАРК |
Информационное обеспечение независимой оценки квалификации осуществляется через созданный и контролируемый НАРК реестр, который включает:
• информацию о деятельности Национального совета и НАРК по развитию квалификаций;
• сведения о советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;
• сведения о наименованиях и требованиях к квалификациям для проведения НОК с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
• сведения о выданных свидетельствах о квалификации;
• перечень официальных сайтов Национального совета, НАРК, СПК и ЦОК в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
• другие сведения, которые определяются уполномоченным органом исполнительной власти.
Важно подчеркнуть, что реестр – это открытый документ, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к нему является бесплатным.
Кроме реестра НАРК, СПК и ЦОК формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к ним через официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», перечень которых содержится в реестре.
Независимая оценка квалификаций нашла свое отражение и в других федеральных законах – Трудовом и Налоговом кодексах России, что обобщено в таблице 4.
Таблица 4. Отражение НОК в трудовом и налоговом законодательстве
Статьи |
Содержание |
---|---|
Трудовой кодекс России | |
187, 196, 197 |
Организация должна определить необходимость направления своих сотрудников на профессиональный экзамен, но при этом выполняется условие – получение их письменного согласия на прохождение оценочной процедуры. Порядок направления в ЦОК определяется коллективным или трудовым договором, соглашениями. При направлении работника на профессиональный экзамен работодатель должен предоставить ему гарантии, установленные трудовым законодательством, – сохранить средний заработок за период прохождения оценки, а при направлении на экзамен в другую местность – оплатить командировочные расходы |
Налоговый кодекс России | |
217, 219, 264 |
Прохождение независимой оценки будет являться добровольным и осуществляться за счет средств физлица или за счет средств работодателя как инициатора. Затраты на оценку квалификации при исчислении налога на прибыль (единого налога при применении УСН) относятся к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу. Для граждан предоставляются социальные налоговые вычеты по НДФЛ в сумме фактических произведенных ими расходов на проведение такой оценки |
Постановления правительства страны (см. табл. 1) регулируют определенный спектр задач: порядок проведения ЦОК независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, его цели, порядок ведения информационных ресурсов, процедуру оформления и подачи документов на прохождение ПЭ, регламент выдачи документов по результатам экзамена, а также правила разработки, утверждения и внесения изменений в образовательные стандарты.
В приказах и письмах Министерства труда и социальной защиты РФ (см. табл. 1) изложен порядок и применяемый инструментарий при проведении независимой оценки квалификаций.
Необходимо отметить, что в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством России отражена необходимость:
• разработки, актуализации и внедрения профессиональных стандартов;
• развития системы оценки квалификации работников, профессиональная деятельность которых связана в том числе с повышенными требованиями к надежности и безопасности выполнения работ, рисками причинения ущерба жизни и здоровью граждан, с финансовой и общественной безопасностью, иными профессиональными рисками;
• финансовой и территориальной доступности оценки квалификации для работников.
Не остались без внимания и отчетные документы. Так, например, Национальное агентство развития квалификаций ежегодно публикует доклады о развитии независимой оценки квалификации. Согласно последнему отчету за 2022 год было утверждено множество оценочных средств и профессиональных стандартов, на основе которых разработано большое количество наименований квалификации, указано количество соискателей, прошедших оценку квалификации, а также количество центров оценки квалификации и их охват субъектами России.
Приоритеты системы
Важно отметить, что Национальным советом были приняты приоритетные направления развития системы оценки квалификации до 2024 года. Суть этого документа заключается в развитии госполитики данной сферы в пользу стимулирования субъектов системы НОК для последующего применения ими профессиональных стандартов и результатов независимой оценки. Так, например, некоторые образовательные организации уже сейчас присваивают квалификацию только по результатам независимой оценки квалификации.
В такой сфере важно регулярно поддерживать контакт со сторонами, пользующимися такими услугами. Так, НАРК разработало рекомендации центрам оценки квалификаций о предоставлении гражданам и работодателям дополнительных услуг на основании опроса сторон, проведенного в 2020 году. Под дополнительными услугами подразумеваются:
• помощь в выборе квалификации для прохождения экзамена, где 48% ЦОК оказывают данную услугу, 38% соискателей заинтересованы в получении такой услуги, а 23% организаций готовы оказывать такую услугу в случае наличия спроса на таковую;
• рекомендации в случае неудачного прохождения экзамена, в чем заинтересованы 32% соискателей, 34% ЦОК оказывают такую услугу и 24% готовы оказывать данную услугу;
• консультации по подготовке к экзамену, которой хотят пользоваться 59% соискателей, также прохождение демоэкзамена хотят видеть 45% соискателей;
• ознакомление с общей процедурой независимой оценки квалификации. В основном пользуются этим работодатели (68%), а более трети организаций (38%) помогают в выборе квалификации;
• разработка оценочных средств центрами оценки квалификации для проведения аттестации работников организациями. Здесь всего 33% организаций предоставляют такую услугу;
• обучение работников основам охраны труда. Также небольшое количество организаций оказывают подобные услуги – всего 16%.
Таким образом, на федеральном уровне подготовлена и внедрена нормативная база по проведению НОК, которая позволяет осуществлять этот процесс на следующих уровнях государственного управления.
Региональный уровень. На этом уровне с учетом особенностей конкретного региона принимаются нормативные документы в сфере развития НОК.
Так, в законе Санкт-Петербурга «О промышленной политике в Санкт-Петербурге» (см. табл. 1) закреплена обязанность госорганов оказывать поддержку субъектам деятельности в создании и развитии системы профессиональных квалификаций, формировании системы независимой оценки квалификации работника, разработке и экспертизе профессиональных стандартов, организации центров независимой оценки квалификации и формирования контрольно-измерительных материалов.
По постановлению губернатора Санкт-Петербурга учрежден кадровый совет, в задачи которого, помимо прочих, входит создание в городе условий для развития системы независимой оценки квалификации.
Кроме того, в соглашении между правительствами Санкт-Петербурга и Ленинградской области о сотрудничестве в сфере развития человеческого капитала (см. табл. 1) отмечена необходимость:
• обеспечения взаимодействия и координации деятельности по вопросам формирования и развития системы независимой оценки квалификации, внедрения и совершенствования процедур независимой оценки квалификации;
• содействия развитию деятельности центров оценки квалификаций;
• организации и проведения международных, региональных и межрегиональных семинаров, круглых столов, конференций по вопросам развития рынка труда, повышения качества человеческого капитала, в том числе разработки и применения профессиональных стандартов, независимой оценки качества образования и независимой оценки квалификации.
На примере Санкт-Петербурга показаны возможности региона в организации, проведении и контролировании процесса независимой оценки квалификации с учетом задач и особенностей конкретного субъекта РФ.
Отраслевой уровень. Здесь определяется порядок разработки оценочных средств для проведения НОК, форма бланка свидетельства о квалификации, технические требования и порядок заполнения документов, требования к ЦОК для наделения их полномочиями по проведению оценки квалификации, порядок ведения реестра как информационного ресурса. Таким образом, на уровне отрасли создаются советы по профессиональным квалификациям. На водном транспорте действует СПК на морском и внутреннем водном транспорте (СПК МиВВТ), задачи которого в области НОК обобщены в таблице 5.
Таблица 5. Задачи СПК МиВВТ в области НОК
№ п/п |
Задачи |
---|---|
1 |
Организация независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности по определенному виду профессиональной деятельности |
2 |
Разработка проектов наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации |
3 |
Проведение отбора организаций для выполнения ими функций ЦОК, наделение их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и проверка сведений, представляемых данными организациями в ходе их отбора и наделения полномочиями |
4 |
Организация разработки и утверждение оценочных средств по соответствующим квалификациям, которые применяются ЦОК при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации |
5 |
Размещение на официальном сайте палаты судоходства порядка оценки квалификации экспертов ЦОК, которые планируют участвовать в проведении профессионального экзамена, и организация оценки их квалификации |
6 |
Определение для каждого ЦОК наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации |
7 |
Осуществление мониторинга и контроля деятельности ЦОК |
8 |
Принятие решений о прекращении полномочий ЦОК |
9 |
Проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации, принятие решений о выдаче свидетельств о квалификации ЦОК |
10 |
Проведение по решению Национального совета независимой оценки квалификации |
11 |
Создание и организация деятельности апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации |
12 |
Обеспечение размещения информации в реестре сведений о проведении НОК |
Отраслевой уровень отражает независимую оценку квалификаций с учетом специфики деятельности организаций водного транспорта.
Локальный уровень. Это горизонт определенной организации, которая осуществляет независимую оценку квалификаций, т.е. это конкретный центр оценки квалификации. В сфере водного транспорта такой центр создан на базе Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота – ЦОК на МиВВТ АО «ЦНИИМФ» для решения задач:
• реализация признаваемых на российском рынке труда объективных, достоверных и прозрачных процедур оценки квалификаций граждан вне зависимости от способов их освоения;
• обеспечение гарантий соответствия подтвержденных квалификаций сертифицированного специалиста установленным требованиям, правилам, стандартам и общепринятым процедурам независимой оценки квалификаций;
• независимая оценка квалификаций;
• подготовка предложений и участие в разработке нормативных, руководящих и методических документов СПК.
В Центре оценки квалификаций на морском и внутреннем водном транспорте разработаны документы и процедуры, представленные в таблице 6.
Таблица 6. Документы и процедуры ЦОК на МиВВТ АО «ЦНИИМФ»
Документы и процедуры |
Содержание |
---|---|
Наименования квалификаций и требований к ним |
Инженер-экономист водного транспорта Докер-механизатор комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах 1-го класса Докер-механизатор комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах 2-го класса Докер-механизатор комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах 3-го класса Докер-механизатор комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах 4-го класса |
Перечень документов для прохождения профессионального экзамена |
Заявление о проведении профессионального экзамена с указанием квалификации Копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность соискателя Копия документов, подтверждающих полномочия законного представителя соискателя Копия документа, подтверждающего направление соискателя на независимую оценку квалификации работодателем (при наличии) Копии документов об образовании Копии документов, подтверждающих трудовой стаж в данной компании |
Правила проведения НОК в форме ПЭ |
Порядок предоставления пакета документов, его проверку
Порядок признания и выдачи документов по итогам прохождения экзамена |
Оценочные средства |
Тестовые задания для оценки закрепленных за ЦОК квалификаций |
Выводы
Выполненные анализ и систематизация нормативных документов независимой оценки квалификации позволяют сделать выводы, что в России в целом создана нормативная правовая база этой области, учитывающая разграничение ответственности и полномочий участников по уровням управления. Однако для широкого развития таких процессов необходимо более четко установить правила и процедуры проведения оценки, исключающие ее необъективность; рассмотреть финансовую доступность как для юридических и физических лиц; скоординировать миграционные нормативные документы и документы НОК. Необходимо мотивировать работодателей и работников на основании преимуществ НОК и ее значимости для карьерного роста сотрудников.
Морские вести России №15 (2023)