На тернистом пути к технологической независимости - Морские вести России

На тернистом пути к технологической независимости

06.02.2024

Обзор отрасли

На тернистом пути к технологической независимости

Фото: «Морские вести России»

В конце ноября в Санкт-Петербурге прошла ХI конференция «Техника и технологии для портов и грузовых терминалов», организованная журналом «Морские порты» при поддержке Минпромторга России, Ассоциации морских торговых портов (АСОП), Фонда Развития Промышленности и ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова. В мероприятии приняли участие более 200 делегатов: представители федеральных органов исполнительной власти, руководители, главные инженеры, директора по механизации более 40 российских операторов морских терминалов, представители компаний – производителей и поставщиков перегрузочного оборудования, сменно-запасных частей и комплектующих.

Участники конференции обсудили проблемы реализации новых разработок и решений в сфере портового оборудования, а также механизмы господдержки для эффективной и бесперебойной работы грузовых терминалов. Партнерами конференции выступили машиностроительное предприятие НПО «АКОНИТ» и крупнейший в Азии производитель и поставщик решений в области обработки, транспортировки и хранения зерна FAMSUN Group.

Владимир Михайлов

Цель – технологический суверенитет

Президент РФ Владимир Путин в апреле 2023 года на заседании президиума Госсовета определил стратегической целью обеспечение технологического суверенитета. В этой связи сегодня российское правительство разрабатывает Концепцию технологического развития на период до 2030 года. Для сохранения устойчивости важнейших отраслей, включая транспорт, планируется за короткий срок обеспечить высокую степень независимости в создании технологий, разработок и инженерных решений.

Исторически так сложилось, что российские морские порты и железнодорожные терминалы в основном оснащались импортной перегрузочной техникой. Но с началом СВО и после ухода западных компаний из России поставки их оборудования прекратились. В настоящее время производители из РФ и дружественных стран работают над освоением выпуска критически значимой для отрасли продукции.

Выступая с приветственным словом к участникам конференции, исполнительный директор АСОП Серик Жусупов напомнил, что в прошлом году транспортная отрасль РФ смогла обеспечить прорыв санкционной блокады и приступить к поступательному развитию.

«По итогам нынешнего года отечественные морские порты готовятся установить новый рекорд по грузообороту – 900 млн тонн. Перевалочные мощности российских терминалов в настоящее время превысили показатель советских портов в четыре раза, портов в границах РФ – в семь раз. Это, безусловно, очень яркий показатель, который свидетельствует о крайне благоприятных условиях для привлечения инвестиций в развитие отрасли», – сказал С. Жусупов.

Он отметил, что практически все морские терминалы России оснащены современным высокопроизводительным оборудованием, однако сегодня, помимо преимуществ, это содержит и специфические недостатки, ведь используемая техника в портовой и других высокотехнологичных отраслях является в большей части иностранной.

«Осенью этого года председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подчеркнул, что ключевое условие стабильной деятельности транспортного комплекса – технологическая независимость. Все присутствующие на конференции портовики и производители подъемно-транспортного оборудования понимают – это очень серьезная задача. Это вызов, требующий обсуждения как на уровне профессионального сообщества, так и на уровне правительства. Надеюсь, что в ходе дискуссии будут выработаны необходимые предложения по созданию условий для быстрого развития и компенсации недостатков в производстве и поставках портовой техники», – сказал исполнительный директор АСОП.

Государственная поддержка машиностроителей

В пленарной сессии «Рынок подъемно-транспортного оборудования: спрос и предложение в текущих экономических условиях» принял участие заместитель директора Департамента станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга России Иван Трощенков.

Он сообщил, что за год с прошлого выступления представителей минис-терства на конференции портфель механизмов поддержки производителей технологического оборудования значительно расширился. Ряд участников мероприятия воспользовались ими и успешно провели импортозамещение продукции иностранных компаний.

«Хочу поблагодарить АСОП за тесное сотрудничество, благодаря которому удалось опросить игроков стивидорного рынка и выявить ключевые направления дальнейшей работы. Главная задача, над которой сейчас работает департамент, – удовлетворение потребностей заказчиков российским подъемно-транспортным оборудованием», – сказал представитель Минпромторга.

По словам И. Трощенкова, чтобы решить возникшие из-за санкций проблемы поставок материалов и комплектующих, ведомство расширило перечень товаров параллельного импорта для обеспечения потребностей морских терминалов в долгосрочной перспективе, а также список приоритетного импорта для предоставления льготного кредитования на приобретение критически важной зарубежной продукции.

С целью освоения производства оборудования и комплектующих была утверждена программа предоставления грантов конструкторским бюро и инжиниринговым центрам в размере до 100 млн рублей в рамках одного проекта. За год поддержано порядка 150 проектов на общую сумму более 6,5 млрд рублей.

«Минпромторг находится в тесном взаимодействии как с производителями, так и с потребителями технологического оборудования. Такой диалог позволяет оперативно корректировать и настраивать механизмы для синхронизации запросов рынка и производственных мощностей. Но сейчас необходимо сформировать долгосрочный спрос для загрузки предприятий. Поэтому, пользуясь случаем, призываю АСОП и участников конференции обобщить конкретные техзадания, а также актуализировать текущую потребность для дальнейшей проработки совместно с российскими заводами», – подытожил И.Трощенков.

Тему господдержки продолжил начальник Отдела инструментов промышленной политики Фонда развития промышленности (ФРП) Сергей Лагутин. Он проинформировал, что по запросу АСОП Минпромторгом совместно с ФРП ведется корректировка программ Фонда, а именно лизинговых проектов, предусматривающих возможность займового финансирования до 90% от обязательного платежа первоначального взноса под 3% годовых в рамках приобретения отечественного грузоподъемного оборудования.

«Данный механизм, к примеру, позволит закупать из реестра российской продукции краны по лизинговой схеме: до 3% годовых на 45 лет. В ближайшее время ожидается утверждение нового стандарта Фонда», – сообщил С. Лагутин.

Спрос и национальные интересы

Профессор кафедры портов и грузовых терминалов ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова Александр Кузнецов в своем выступлении отметил, что спрос на подъемно-транспортное оборудование формируют текущие грузопотоки.

При этом правительство стремится развивать рынок грузоперевозок в рамках концепции развития международных транспортных коридоров (МТК). Однако в условиях геополитической напряженности другие страны не стремятся поддерживать создание МТК с Россией, стараясь «оттянуть» транспортные потоки, пустив их по более выгодным для себя маршрутам, считает профессор.

«В силу этого наши коридоры превращаются из международных в национальные. Плохо ли это? Вовсе нет. Транспортный потенциал – это важно, но главное – заботиться о себе», – подчеркнул А .Кузнецов. По его словам, необходимо сформировать транспортно-логистическую систему, направленную прежде всего на удовлетворение национальных интересов. В соответствии с ними нужно задавать и приоритеты в отечественном производстве подъемно-транспортного оборудования.

Руководитель департамента «Стакеры, реклаймеры» НПО «АКОНИТ» Олег Чистотин отметил рост спроса на производимое компанией оборудование для транспортировки и хранения насыпных грузов: судопогрузочные машины, реклаймеры, кратцер-краны, штабелеукладчики, питатели, конвейерные системы.

Представитель предприятия также представил сервис «Портовый конфигуратор», интуитивно понятный интерфейс которого позволяет быстро и бесплатно просчитать объем инвестиций в проекты, связанные с поставкой новой или модернизацией (заменой) существующей техники морских терминалов.

Региональный менеджер FAMSUN Group Сергей Чебанов рассказал об опыте работы холдинга в портовой сфере Китая. FAMSUN Group обладает более чем 40-летним опытом в области строительства силосных башен. В линейке продукции компании стальные силосы сборного типа и спиральные емкостью 1-18 тыс. тонн и 1-10 тыс. тонн соответственно, с плоским или коническим дном, разгрузкой псевдоожиженного и пористого материала.

В России компания реализовала проект по строительству мощностей для хранения зерна для грузового терминала в Забайкальске. Представитель FAMSUN Group также поделился планами локализации производства силосных башен в Новосибирске.

Сделано в России

Первая часть технической сессии «Инновационные разработки отечественных производителей ПТО» была посвящена транспортно-перегрузочным системам для терминалов насыпных и навалочных грузов.

От лица Группы компаний «СММ» выступили исполнительный директор Антон Ришняк и генеральный конструктор Александр Журавлев. Они рассказали об адаптации производства под новую санкционную реальность и поисках решения актуальных технологических задач для портов и терминалов.

В настоящее время ГК «СММ» продолжает расширять производственную линейку тяжелой грузоподъемной техники, осваивать новые перспективные направления в области машиностроения, в том числе экспортные.

Другие спикеры отмечали, что российское оборудование может быть дороже импортного, но в долгосрочной перспективе окажется выгоднее благодаря оказываемому сервису. К тому же отечественные предприятия сегодня активно расширяют перечни продукции, предлагая не только грузоподъемную технику, но и технологичные решения для обеспечения экологии порта.

Вторая часть сессии была посвящена предложениям зарубежных парт-неров. Главный эксперт линейки силосной продукции FAMSUN Group Терелл Ли рассказал о компетенциях, опыте и решениях для портовых терминалов.

Эксперт сообщил о разработках оборудования для транспортировки зерна с большой производительностью, низким энергопотреблением и устойчивостью к коррозии при обеспечении герметичности, а также представил кейсы внедрения технологий для решения проблем со слеживанием и пылением зерна, расширения использования информационных систем для сокращения ручного труда.

В продолжение дискуссии спикеры представили решения для конвейерных лент из Франции, оценили выгоду использования подъемно-транспортного оборудования на дизельной и электрической тяге из Китая.

В свою очередь, главный инженер Кировского завода электромагнитов «ДимАл» Сергей Кононов рассказал, как обратный инжиниринг может стать решением проблемы с обслуживанием импортного портового оборудования.

Заключительная сессия первого дня «Перевалка грузов: безопасность и качество» была посвящена вопросам импортозамещения в автоматизации и сервисе. Эксперты обсудили такие вопросы: как предупредить критические ситуации и обеспечить нулевой травматизм на предприятии с помощью электронных систем предотвращения несчастных случаев; с помощью чего можно повысить безопасность работы колесной техники на обледеневших и заснеженных площадках; какие отечественные решения позволят обеспечить качественный автоматизированный весовой контроль; как применение тормозных резисторов может повысить эффективность работы грузоподъемной техники; и другие.

Экскурсия по терминалу и заводу

Второй день конференции начался с экскурсии по морскому многофункциональному перегрузочному комплексу (ММПК) «Бронка».

На сегодняшний день это единственный глубоководный терминал в Большом порту Санкт-Петербург, способный принимать суда длиной до 347 метров, шириной до 50 метров и осадкой до 13 метров. ММПК «Бронка» имеет выгодное местоположение благодаря короткому подходному морскому каналу – всего 13 морских миль от приемного буя, – близкому расположению железнодорожной станции Бронка, которая соединена с портом путями длиной 1,2 км, и примыканию Кольцевой автомобильной дороги (КАД). Комплекс включает терминалы для перевалки контейнеров, накатных и генеральных грузов.

Размеры выделенной полосы автомобильных ворот и радиус кривизны железнодорожных путей позволяют ММПК принимать сверхгабаритные и тяжеловесные грузы. Эксперты смогли оценить парк техники для их обработки: это 2 крана LHM-Liebherr 800 грузоподъемность по 300 тонн, у каждого по 140 колесных пар (в тандеме они способны поднять груз до 500 тонн); 4 STS-крана грузоподъемностью по 60 тонн; 35 тягачей для контейнерных и накатных грузов; 3 АКВ, 4 ричстакера, 2 штабелера.

Затем участники конференции совершили экскурсию по заводу «CММ-ТяжМаш» в городе Сосновом Боре Ленинградской области. Исполнительный директор предприятия Сергей Касьянов продемонстрировал процессы изготовления металлоконструкций и комплектующих для транспортирующей и грузоподъемной техники, оборудования для АЭС, включая как непосредственно изготовление, так и проверку качества изделий, покраску, доставку и монтаж.

Сейчас по объему выпуска продукции и техническому оснащению производственный комплекс «СММ-ТяжМаш» является центром тяжелого краностроения в Ленинградской области и в целом в России.

«В 2019 году на заводе трудилось 35 человек, сегодня 340 – рост в 10 раз. Сейчас завод вышел на стабильное производство 400 тонн готовых металлоконструкций различной сложности в месяц, – рассказал С. Касьянов. – На сегодня уже ведутся подготовительные работы по строительству новых производственных площадей на открытом участке. Планируем перенести и расширить заготовительный участок, а заодно освободить площадь под большее количество контрольных сборок для повышения производительности».

В ходе экскурсий участники узнали много нового и интересного, задавали вопросы, делились опытом, что в текущей политической и экономической обстановке очень важно для совместного поиска путей развития отечественного машиностроения и оснащения морских портов необходимой перегрузочной техникой.

Большой интерес профессионального сообщества к конференции «Техника и технологии для портов и грузовых терминалов» показал, что мероприятие играет важную роль в выстраивании диалога между государством, производителями портовой техники, ее эксплуатантами, научными и отраслевыми организациями, вузами по проблемам развития смежных отраслей и обретения технологического суверенитета.

Морские порты №10 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ